На рост и развитие ребенка оказывают влияние

На рост и развитие ребенка оказывают влияние thumbnail

Современные условия жизни, стремительные темпы развития науки и техники, совершенствование учебных и трудовых процессов, быстрый рост объема необходимой информации и др. предъявляют к организму ребенка высокие требования [4].

Факторы влияющие на рост и развитие ребенка в целом можно разделить на положительные и отрицательные.

К положительным факторам относятся такие как:

  • 1. Физическое воспитание. Необходимым условием гармоничного развития личность школьника является достаточная двигательная активность. В последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства дошкольников отмечается дефицит движений в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме дошкольника.
  • 2. Правильно организованное питание является важнейшим условием хорошего физического и умственного развития дошкольников. Когда наступает время еды, повышается возбудимость пищевого центра, условнорефлекторно выделяются пищеварительные соки, повышается обмен веществ, т. е. к каждому времени приема пищи в организме происходит соответствующая функциональная настройка. При беспорядочном питании эта функциональная готовность к еде не появляется. В результате нарушаются пищеварение и усвоение пищи, что может привести к заболеванию. Отсутствие пищевого режима отражается и на многочисленных функциях коры головного мозга. Под режимом питания понимают его кратность в течение суток, определенные интервалы между приемами пищи и правильное распределение суточного рациона.

Для детей дошкольного возраста оптимальным является 4-5-разовое питание с 3,5-4-часовыми интервалами между приемами пищи. Кратность приема пищи существенно влияет на качество ее переваривания и усвоения. Жизненная деятельность человека, в каком бы виде она ни проявлялась — в виде физического, умственного труда или в состоянии покоя, — осуществляется за счет непрерывно протекающих в организме процессов обмена веществ. В результате этих процессов выделяется энергия, необходимая для нормальной работы всех систем и органов человека. В зависимости от потребности химическая энергия обменных процессов превращается в механическую энергию мышечного сокращения, в электрическую энергию нервных импульсов [5].

Энергетическую потребность организма обеспечивают белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода. Правильно построенный рацион питания должен включать продукты, содержащие все эти вещества в определенном сбалансированном соотношении с учетом физиологической потребности организма. Дошкольник должен получать такое количество пищи, которое не только компенсировало бы все энергетические затраты организма, но и обеспечивало бы его правильный рост и развитие.

  • 3. Личная гигиена. Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Личная гигиена включает общие гигиенические правила, одинаковые для людей любого возраста: правильное чередование умственного и физического труда, занятия физкультурой, регулярные приемы полноценной пищи, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон. К личной гигиене в узком понимании относятся гигиенические требования к содержанию в чистоте тела, белья, одежды, жилища, а также к приготовлению пищи. Первоочередным является соблюдение чистоты тела. Подсчитано, что в течение недели сальные железы выделяют на поверхность кожи человека от 100 до 300 г кожного сала, а потовые железы — от 3,5 до 7 л пота. Поэтому кожу нужно своевременно и регулярно мыть, иначе нарушаются ее защитные свойства и соотношение микроорганизмов, постоянно населяющих покровы тела, создаются благоприятные условия для размножения гноеродных микробов, паразитических грибков и других вредных микроорганизмов.
  • 4. Сон. После активного дня дошкольнику нужны хороший отдых и полноценный сон. Такой сон обеспечивает нервным клеткам головного мозга и всему организму достаточный отдых, вызывает чувство бодрости, поддерживает хорошую работоспособность. День — это период активной деятельности организма человека, сопровождающийся большим расходом энергии и, следовательно, требующий активных процессов обмена веществ в организме. Ночь — период относительно пассивной жизнедеятельности организма человека, характеризующийся покоем, при котором восстановительные процессы преобладают над процессами расходования энергии. По современным данным, сон представляет собой разлитое торможение, которое возникает в коре полушарий головного мозга и оберегает нервные клетки от перевозбуждения, истощения и разрушения. Во время сна происходит изменение всей жизнедеятельности организма. Замедляются ритм сердечной деятельности, расслабляется мускулатура, уменьшается потоотделение, понижаются обмен веществ, функция пищеварения.

Факторами, отрицательно влияющими на состояние организма школьника, являются несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям ребенка, стрессорная тактика авторитарной педагогики, нерациональная организация учебного процесса, нарушения санитарно — гигиенических условий обучения. Значимость этих факторов определяется деятельностью, систематичностью и непрерывностью их воздействия на организм ребенка.

Наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма оказывают следующие факторы риска:

  • — нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса;
  • — недостаточная двигательная активность;
  • — нарушение организации питания;
  • — отсутствие у школьников гигиенических навыков;
  • — неблагоприятный психологический микроклимат в семье;
  • — неблагоприятные экологические факторы;[2]
Читайте также:  Школа развития ребенка 4 года иркутск

Более подробно факторы влияющие на здоровье и развитие ребенка можно представить схематически (рис. 1.)

Рисунок 1. Факторы, влияющие на здоровье и развитие ребенка

Исходя из вышеизложенного следует сделать вывод о том, что факторами, влияющими на рост и развитие дошкольника может стать практически всё, что попадает в зону их окружения, поэтому для полноценного развития ребенка, задачи родителей и воспитателей является создание определенного пространства, в котором сможет полноценно расти и развиваться ребенок.

Источник

Уровень
биологического потенциала человека строго индивидуален и определяется в основном  взаимодействием
генетических  и  средовых факторов.

            I. Генетические факторы
роста.

            Нормальный
внутриутробный и постнатальный рост детерминирован генетически. Он подчинен
закономерностям мультифакториального наследования: множество генов (предполагается,
что их более 100) регулируют синтез факторов и гормонов роста, их транспортных  белков, чувствительность клеточных рецепторов
к стимуляторам или тормозящим рост факторам и т.д., определяя скорость и предел
роста человека. Наследственные факторы определяют главным образом темп,
возможный предел роста ребёнка и некоторые особенности телосложения при
оптимальных условиях окружающей среды. Отсутствие оптимальных условий жизни
влечет за собой нарушение генетической программы развития и,в частности, нереализацию
максимально возможного предела роста.

 II. Гормональные
факторы роста организма.

Ведущую роль в
процессах регуляции роста и развития играет соматотропный гормон (СТГ). Другие
гормоны (тиреоидные, инсулин, половые гормоны) эффективны лишь в присутствии
СТГ и модулируют его действие на рост.

            Рост
эмбриона и плода
  мало зависит от
собственных гормональных влияний. Основное влияние на внутриутробный рост
оказывают маточный кровоток, плацентарная перфузия, материнские гормоны:
хорионический соматомаммотропин, хорионический  
гонадотропин, плацентарный лактоген. Хотя
секреция СТГ начинается после 7-й недели внутриутробного развития и к моменту
рождения его уровень в 30-40 ,раз выше, чем у матери, его роль в регуляции
внутриутробного роста невысока. Это связано с незрелостью рецепторов к нему.

            В
постнатальном периоде
  в первый год
жизни секреция СТГ сохраняется на высоком уровне, что обеспечивает максимальную
скорость роста в этом периоде. У маленьких детей в обеспечении  высокой скорости роста большое значение имеют
тиреоидные гормоны.

            В
допубертатном возрасте
  скорость
роста замедляется и СТГ остается почти единственным ростовым фактором,
однако  ростовой скачок в 5-7 летнем
возрасте связан с дополнительным влиянием андрогенов надпочечников, уровень
которых в этот период заметно повышается.

            В
пубертатном возрасте
скорость роста возрастает, что связано с повышением
среднесуточной концентрации СТГ примерно в 3 раза под влиянием половых
гормонов.

            У
мальчиков под влиянием тестостерона увеличивается амплитуда секреторных
выбросов СТГ при неизменной частоте, у девочек отмечается учащение пиков, хотя
они ниже. При этом у девочек имеется более высокий межпиковый уровень гормона
роста.

            Другие
гормоны, обладающие ростовым и анаболическим 
эффектом (тиреоидные гормоны, кальцийрегулирующие гормоны, инсулин),
проявляют свои эффекты лишь в присутствии СТГ.

            На
секрецию СТГ влияют: сон – максимальный уровень СТГ определяется в
стадии медленноволнового глубокого сна;  аминокислоты
( в большей степени – аргинин, орнитин); подавляют секрецию СТГ —  глюкоза, свободные жирные кислоты.

            III. Средовые факторы

·       

Алиментарный фактор.Белковая и калорийная
недостаточность, дефицит витаминов, аминокислот, других нутриентов (цинк, йод и
т.д.) могут нарушать процессы роста.

·       

Адекватные эмоциональные нагрузки, достаточный
сон, организация правильного ухода за ребёнком способствуют нормальному его
развитию, в том числе и физическому.

·       

Острые и хронические  заболевания могут отрицательно сказаться на
процессах роста и развития.

·       

Влияние различных климато-географических
условий. Жаркий  климат и условия
высокогорья обладают тормозящим действием на процессы роста, но в то же время
могут существенно  ускорять созревание
детей и т.д.

Источник

Прежде чем говорить о патологии, необходимо определиться с нормальными физиологичными прибавками роста.

У детей до года и у деток постарше существуют разные критерии норм роста — помесячные прибавки и определении нормального темпа роста по центильным таблицам.

Помесячные прибавки роста у детей первого года жизни

Особенности прибавки в росте в первый год жизни для доношенных детей:

  • В среднем за месячный период кроха прибавляет 3 см.
  • Общая прибавка за первый год жизни должна составлять не менее 25 см. Таким образом, нормальный показатель для годовалого малыша – от 74 до 76 см.
  • Интенсивнее дети растут в первые месяцы после рождения, после чего этот процесс замедляется.

Месяцы жизни:

Читайте также:  Занятия для успешного развития ребенка 3 года

1-3 месяца — 3- 3,5 см ежемесячно;

4-6 месяцев — 2,5 — 3 см;

7-9 месяцев — 1,5 см;

10 – 12 месяцев — 1 см.

Рост ребенка, а также и его вес (для детей первых трех лет жизни + окружность головы) должны измеряться ежегодно.

За этим родители должны следить, ведь в случае появления каких-либо отклонений от нормы и/или появлении различных симптомов, указывающих на развитие заболеваний, в том числе и эндокринных, эти показатели будут иметь большое значение для своевременной диагностики заболевания, дальнейшего наблюдения и эффективности назначенного лечения.

Как эндокринолог в своей практике часто сталкиваюсь с отставанием роста и веса, и отсутствие ежегодных росто-весовых показателей существенно затрудняет предварительный диагноз – от конституционной задержки роста до снижения физиологических ежегодных приростов при соматической патологии и истинной эндокринной патологии.

Важно знать не только насколько ребенок отстает в росте, но и когда и по какой причине произошли эти изменения – с рождения или через определенный промежуток времени.

Центильные таблицы

После года правильно определяется рост по центильным таблицам, которые определяют уровни роста ребенка.

Для определения примерного соответствия роста и веса возрасту на разных сайтах встречаются различные формулы, они больше для родителей и носят ориентировочный характер. Следует знать, что они имеют значительные погрешности, не учитывают пол ребенка и указывают на средние значения роста и веса.

Центильные таблицы составлены на основании исследований ВОЗ, которые проводились в период 1997—2003 г.г. и в которых прочитаны нормы роста детей зависят, прежде всего, от пола ребенка, поэтому для девочек и мальчиков ВОЗ создала отдельные таблицы с усредненными показателями.

В зависимости от возраста малыша соотношение длины и массы тела, а также прибавка тоже будут отличаться.Кроме этого по центильным таблицам можно определить уровни роста и их ежегодное изменение, можно построить кривую роста и определить ее степень ее отклонения от средних величин, а при низкорослости – динамику изменения до и после лечения.

Уровни роста по центильным таблицам:

  • меньше 3 % — очень низкий рост (низкорослость) — ребенка нужно обязательно обследовать у эндокринолога;
  • от 3% до 10% — низкий рост — требует наблюдения, при наличии дополнительных симптомов необходимо обследование;
  • от 10% до 25% — рост ниже среднего (вариант нормы, наблюдение педиатра);
  • от 25% до 75% — средний рост;
  • от 90% до 97% — высокий рост — наблюдение педиатра, вариант нормы; больше 97% — очень высокий (высокорослость) — наблюдение и обследование у эндокринолога.

Такие же показатели по парацентильным таблицам используют при оценке веса ребенка.

Гармоничность или дисгармоничность физического развития у детей оценивают по индексу массы тела (ИМТ) – масса/рост в квадрате. На сегодняшний день существует много удобных калькуляторов для расчета ИМТ.

  • Развитие гармоничное — при отнесении ребенка от 10 до 90 центильного коридора по ИМТ;
  • дисгармоничное — от 3-го до 10-го и от 90-го до 97-го центильного коридора по ИМТ

Также необходимо определять индекс пропорциональности:

Массо-ростовой коэффициент (у доношенных новорожденных при рождении)

Масса/Рост× 100% в норме = 60 — 65%;

I степень задержки внутриутробного развития — 59-55%;

II степень— 54- 50%;

III степень — менее 50%.

При этом нужно учитывать, что эти таблицы используют только для доношенных новорожденных.

Рост — нормы и патология у недоношенных детей

У недоношенных детей необходимо определять соответствие физического развития гестационному сроку. Развитие соответствует гестационному возрасту при отнесении массы, длины тела, окружности головы, массо-ростового коэффициента от 10 до 90 процентиль.

Задержка внутриутробного развития констатируется при стабильно низких показателях при двух и более измерениях ниже 3-й процентили – при росте меньше 48 см, весе – меньше 2200гр.Все дети с задержкой внутриутробного развития должны обязательно наблюдаться детским эндокринологом.После 43 недели оценку физического развития проводят по диаграммам для детей раннего возраста, но с учетом скорригированного возраста (разница между фактическим постнатальным возрастом в неделях и недостающими до доношенного срока неделями гестации).Наиболее высокие темпы роста недоношенных детей — в первые 3 месяца жизни (3,5-5 см в месяц).

  • В первом полугодии ежемесячная прибавка роста составляет 2,5-5,5 см,
  • во втором полугодии — 0,5-3 см.

Суммарная прибавка роста за год — 27-38 см. Средний рост новорожденного ребенка к году — 70,2-77,5 см. Масса тела недоношенных детей на 1-м году увеличивается в 6-7 раз; адекватна прибавка из расчета 20 г/кг массы тела при рождении. Антропометрические показатели выравниваются с данными у доношенных детей в возрасте примерно 2 лет, но при массе тела до 1500 гр. показатели отстают.

В любом случае при изменении темпов роста, родителям необходимо обратить на это внимание, а при устойчивом отклонении – проконсультироваться у детского эндокринолога.

Главные причины задержки роста

Чаще всего отставание в росте обусловлено конституциональными особенностями роста и развития ребенка.

Читайте также:  Коррекция и развитие проблемного ребенка эффективна при помощи

Выделяют:

  • Конституционную задержку роста и полового созревания (синдром позднего пубертата).
  • Семейную низкорослость.
  • Врожденную соматотропную недостаточность — изолированную или с множественным дефицитом гормонов).
  • Приобретенную соматоропную недостаточность.
  • Синдром Ларона возникает при нарушении чувствительности рецепторов к гормону роста.
  • Гипотиреоз (дефицит гормонов щитовидной железы).
  • Низкорослость при генетических заболеваниях (синдром Шерешевского -Тернера, Нонне).
  • Псевдогипопаратиреоз (синдром Олбрайта).
  • Соматически обусловленные нарушения роста — врожденные и приобретенные хронические заболевания (сердца, почек, печени, крови, кишечника, обменные нарушения, патология костной системы).

Другие причины задержки роста

Многие факторы могут оказывать отрицательное влияние на процессы роста и развития. Главные – это генетические и средовые изменения, которые могут влиять на плод еще во внутриутробном периоде.

Средовые факторы

Повреждающими экзогенными (внешними) факторами в период внутриутробного развития могут быть химические вещества, в том числе многие лекарственные средства, ионизирующее облучение (например, рентгеновское в диагностических дозах), гипоксия, голодание, наркотики, никотин, вирусы и др..

Химические вещества и лекарства, проникающие через плацентарный барьер, особенно опасны для зародыша в первые 3 месяца беременности, так как они накапливаются в повышенных концентрациях в тканях и органах зародыша. Наркотики нарушают развитие головного мозга. Голодание, вирусы вызывают пороки развития и даже внутриутробную гибель. Хронические заболевания, а также лекарственные препараты могут повлиять на процессы роста и созревание плода и, впоследствии, ребенка.

Поэтому крайне важно оградить будущего малыша от их вредоносного действия:

  • рационально питаться, при этом исключить все продукты, которые могут оказать отрицательное воздействие (аллергены, трасжиры, консерванты, пищевые добавки, много сахара);
  • минимализировать прием лекарственных препаратов;
  • следить за состоянием своего здоровья, что своевременно среагировать на развитие или обострение заболеваний;
  • уменьшить активные двигательные и эмоциональные нагрузки.

Генетические факторы

Распознать роль генетических факторов очень сложно и все же их можно предвидеть — генетическая основа дефицита гормона роста при наличии родственников первой степени родства с той же патологией в 5-30 % случаев. Это связано с различными мутациями в генах PIT-1, PROP1 (prophet of Pit1), GH1, которые регулируют развитие гипофиза в периоде эмбрионального развития. На сегодняшний день, они имеют рецессивный характер наследования (т.е должны присутствовать у обеих родителей важный фактор – близкородственные браки или люди, проживающие длительное время на одной территории – низкорослость считается этнической особенностью некоторых народов.

В данной ситуации при наличии у близких родственников дефицита гормона роста, изолированного или в сочетании с другими проявлениями нарушений гипоталамо-гипофизарной области, детей, страдающих нарушениями роста – возможно молекулярно-генетическое обследование родителей и определение рисков развития у ребенка секреции гормона роста и связанные с этим проблемы со здоровьем в дальнейшем.

Проявления задержки роста и формирование врожденных форм низкорослости заметны уже в первые 3-6 месяцев жизни, если это сочетается с отягощенным семейным анамнезом (наличии родственников первой степени родства с той же патологией с низкорослостью) или близкородственный брак – малыша должен обязательно осмотреть детский эндокринолог.

Задержка роста ребенка в первые годы жизни может быть связана с воздействием на плод отрицательных внешних или внутренних агентов:

  • сложная беременность;
  • прием лекарственных средств;
  • прием алкоголя или наркотиков, курение;
  • частые стрессы в период вынашивания малыша.

Эти дети также должны наблюдаться детским эндокринологом.

Внешние факторы после рождения

Наиболее частой причиной соматотропной недостаточности являются опухоли центральной нервной системы различной этиологии, в первую очередь, затрагивающие гипоталамо-гипофизарную область. После проведенного лечения таких опухолей (операция, лучевая терапия, химиотерапия), как правило, проявления гипопитуитаризма (соматотропной недостаточности) нарастают.

Также возможны травмы, в том числе и родовые с асфиксией и фетальным дистрессом — сложные роды, применяемые пособия (акушерские шпицы, вакуум экстракция плода), стремительные роды.

Значительные снижения темпов роста наблюдаются после лечения опухолей, которые не затрагивают гипоталамо-гипофизарную область – облучение головы и шеи при лейкозе, медуллобластоме, ретинобластоме, лимфогранулематозе. Снижение продукции гормона роста наблюдается после химиотерапии.

Ряд объемных образований анатомически не связанных с гипофизом могут сопровождаться снижением выработки гормона роста — глиома зрительных нервов, астроцитома, локализующиеся в непосредственной близости к гипоталамо-гипофизарной области.

врач-педиатр, детский эндокринолог Сазонова Ольга Ивановна

Источник