На процесс целостного развития ребенка влияют
Наша профессия — «воспитатель», мне кажется, это самая интересная, увлекательная, хотя и иногда неблагодарная работа в мире. Потому что, приходя каждый день на работу, мы вместе с детьми окунаемся в забытый мир детства, сами превращаемся в детей и начинаем познавать мир заново, глазами наших воспитанников. Принимая в группу детей, мы знакомимся с маленькой личностью, в ней уже есть и свое мнение, свои взгляды, убеждения и свои интересы.
Личность это-человек, и в ней воплощается все то, что заложено природой и все то, что мы приобретаем в процессе жизни. В каждом ребенке уже заложены познавательные интересы, эмоциональные интересы, потребности, какие то переживания, суждения, поступки и действия. Сразу возникает от сюда вопрос, а можем ли мы , воспитатели, как то воздействовать на процесс формирования личности, который осуществляется во многом независимо от нас? Формирование личности – это сложный процесс, в него входит и анатомо-физиологические, психические, социальные условия, фактор наследственности. Это отношение к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. На формирование личности влияют — воспитание, социальная среда и наследственные задатки, и они начинают играть существенную роль в жизни. Дети наследуют от родителей анатомическое строение, обмен веществ, тип нервной системы и т.д.
У каждого ребенка есть приспособленность к определенному виду деятельности, чем к другой. Например, у меня в группе был мальчик, который очень любил рисовать. Когда с детьми мы рисовали, то он прорисовывал такие детали, которые многие дети не видели. Если мы рисовали какой то предмет, то он обязательно добавлял к нему еще ряд предметов, которые относились бы к этому предмету. Рисовал все очень аккуратно, прорисовывал все до мельчайших подробностей. Об этих способностях мы говорили маме, и она по его согласию отдала его в художественную школу, где в дальнейшем его работы на выставках занимали высокие места. Этих способностей в роду ни у кого не было, мама с трудом рисовала в школе. Зато он не любил математику, развитие речи. На этих занятиях ему было совсем не интересно. Но нашей задачей в детском саду является – всестороннее развитие личности по всем образовательным областям — познавательное развитие, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие и т.д.
Развитие личности ребенка идет через собственную деятельность ребенка по освоению действительности. Поэтому воспитание предполагает организацию жизни и деятельности детей. В процессе игровой, познавательной, предметной, учебно-воспитательной, трудовой, спортивной, художественной и других видов деятельности, на основе общения со сверстниками, с взрослыми людьми ребенок постепенно переходит к самостоятельной деятельности, к творческой активности, самовоспитанию. Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, и на этой основе у детей начинают формироваться разнообразные способности и свойства личности. На каждом уровне своего развития ребенок занимает определенное место в системе доступных ему общественных отношений, начинает выполнять определенные функции, обязанности. Овладевая необходимыми для их выполнения знаниями, нормами поведения ребенок формируется как личность. Через отношения со сверстниками, со взрослыми ребенок начинает становиться личностью.
Я хочу привести пример, как я представляю себе целостный подход к формированию личности ребенка на примере рисования. Например, мы с детьми учимся рисовать дерево. Мы перед этим проводим с детьми ряд бесед – о деревьях ( какие бывают деревья, о разнообразии стволов, цвета, размера и формы листьев и т.д.). Где могут расти деревья, кто за ними ухаживает, какие плоды дают деревья, что надо для их роста. Мы уже в этот момент развиваем в детях познавательную активность, любознательность, дети получают определенные знания о природе, развиваем речь, память. Если мы рассказываем об уходе за ними, как ухаживают люди за ними весной (белим деревья), зимой на прогулке обсыпаем корни деревьев и т.д. Во время прогулок говорим, что нельзя ломать веточки, рвать листочки. В этот момент мы стараемся рассказать детям о бережном отношении ко всему живому, к чувству прекрасному (когда рассматриваем иллюстрации художников, как они изображают красоту деревьев), привлекаем детей к охране деревьев, растений, т.е. создаем широкие возможности для активного общения с природой, которое оказывает всестороннее воздействие на развитие детей. Во время рисования мы учим детей сидеть правильно, держать карандаш, правильному нажиму и т.д. Отводится определенное время для занятия , что мало того является хорошей подготовкой к школе, и к тому же к ответственности, усидчивости, к правилам поведения, установленным нормам.
Рисуем березу и ель — дети сравнивают, обобщают, систематизируют, мы можем посчитать сколько деревьев уместилось на листе альбомном — математические способности. мышление. Во время рисования дети помогают друг другу, могут посоветовать, предложить краску, если у соседа по парте она закончилась, поделиться цветными карандашами – все это развивает в детях сопереживание, чувство доброты, оказание помощи. Так же мы читаем детям ряд произведений художественных о природе, деревьях, стихотворения о деревьях зимой, например С.Есенина, обсуждаем с детьми , как автор описывает красоту природы, «образы березок, что сначала стояли они голые, с черными ветками, а потом снег, мороз соткали для них волшебный зимний наряд». Этим самым мы воспитываем в детях художественный вкус, виденье прекрасного, любовь к художественной литературе, к искусству. В подготовительной группе мы подводим итог работы. Рассматриваем работы друг друга, обсуждаем. Что получилось, у кого лучше, кому надо еще потренироваться — это тоже в будущем детям пригодится, потому что не всегда в жизни получается все то что мы задумываем. Если мы начали рисовать, то обязательно должны закончить начатое дело, подождать остальных, убираем свое рабочее место. Это воспитывает в детях чувство ответственности, усидчивости, умение сосредотачиваться, а так же воспитывает в детях желание трудиться, помогать друг другу. Может я не права, но мне кажется, что все, что перечислено, в целом помогает в детях формировать личность .А целостный подход и заключается в том, что мы в детях воспитываем не одно какое то качество , мы воспитываем или начинаем воспитывать в детях все то из чего формируется личность – это отношение к близким, родным, к окружающему миру, адаптируем к условиям жизни, жизни в социуме, в обществе, в потребностях в общении, принятии норм и правилам жизни, к образу поведения, даем им определенные умения и навыки, которые в дальнейшем пригодятся им в жизни, отношение к труду, выражении своих мыслей и т.д. Потому что личность соединяет в себе познавательные интересы, эмоциональные, волевые процессы, потребности и т.д., и зависит она от сложившихся условий жизни и воспитания в семье , а так же от того как мы , воспитатели построим свой процесс воспитания и обучения. Но так же большую роль в формировании личности играет семья. И, мне кажется, она должна играть самую важную роль. Именно в семье у детей формируется основные черты характера, его привычки. И каким будет ребенок, зависит от отношений в семье между ее членами. Не бывает семей без проблем, без трудностей, сейчас практически все семьи неполные, бывают родители «выходного дня». И поэтому, чтобы вырастить полноценную личность в ребенке мы должны действовать как союзники (воспитатели и родители).В семье дети начинают уважать старших, заботится о больных, оказывать посильную помощь близким. В общении с родителями у детей формируются чувство долга, взаимопомощи.
Участниками воспитательного процесса являются – дети, воспитатели и родители. Поэтому очень важно, как складываются отношения между ними. Мы постоянно проводим родительские собрания. На этих собраниях мы затрагиваем самые интересные темы для родителей. Часто собрания проходят в виде круглых столов. Важно представлять коллектив как единое целое, как большое целое, как большую семью. Собрания помогают узнать больше детей, общаясь с родителями, увидеть детей в разных ситуациях, то есть вся информация поможет нам воспитателям понять больше индивидуальные особенности детей, развивать способности детей. Все эти встречи, консультации очень важны, взаимное доверие, воспитатель советует, размышляем вместе с родителем, как поступить в той или иной ситуации, договариваемся о совместных действиях.
Поэтому, я считаю, что в формировании личности детей важную роль играет и семья. И если мы вместе с родителями будем работать рука об руку, то вместе мы вырастим детей, которыми мы будем гордиться в будущем.
Автор:
Сидорко В.Ю.
Источник
Все дети разные, и стоит учитывать их индивидуальные особенности, чтобы процесс развития проходил эффективнее. Физическое, психическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие должны проходить равномерно и параллельно. Это залог формирования здоровой личности.
Важно, чтобы малыш мог получать информацию, подходящую для его возраста. Сегодня, к сожалению, информационное поле представляет собой одну из опасностей для детей. Нужно следить, чтобы доступные ресурсы (телевизор, интернет) не повлияли пагубно на процесс развития ребенка. Чтобы организовать обучение, нужно подбирать материалы и темы, соответствующие возрасту крохи.
В 2-3 годика и в 5-6 лет программа совершенно разная. Развивается личность, интеллект, появляются новые интересы – нужно учитывать это, когда вы занимаетесь с малышом. В 1-2 годика активнее всего стоит сосредоточиться на речи малыша.
Развитие — всегда индивидуальный процесс
Существует огромное количество книг, теорий, методов развития детей. Однако родителям нужно помнить главное: их малыш индивидуален. Даже с раннего детства это уже личность, которой предстоит пройти собственный путь развития. Мы все уникальные, не похожие друг на друга – так и ваш ребенок не может быть вашей копией или таким, каким вы его представляете в мечтах. Индивидуальные черты присущи всем, и процесс развития будет проходить у всех малышей по-разному. Да, существуют некоторые каноны, временные рамки, возрастные особенности. Они присущи всем детям, но в разной степени.
Если ваш малыш как-то отстает от намеченного по книгам плана, это не повод волноваться: отставание на 2-3 месяца не является чем-то страшным. Например, соседский малыш в 10 месяцев уже встал на ножки, а ваш еще только ползает. Не думайте, что ваш кроха чем-то хуже, медленнее, не так развит – просто него все идет по-другому. Точно так же стоит относиться к тому, что дети развиваются быстрее, чем положено. К возрасту 2-3 года они все сравняются. Конечно, если у них нет медицинского диагноза «отставание в развитии».
Влияющие факторы
Путь развития вашего малыша подвержен влиянию трех основных факторов:
- Родители и семья
В какой семье воспитывается ребенок, таким он и вырастает. С первого дня жизни и еще очень долго он живет только с родителями. Это его единственные друзья, главные примеры для подражания. Ваше поведение кроха неосознанно копирует, учась думать, действовать и говорить, как родители.
- Окружение
Проходит время, и в его жизни появляются другие дети, взрослые. Тут тоже очень важно, кто они. Понятное дело, что малыши из благополучной семьи, которых воспитывают родители — правильная компания.
Но нельзя уберечь своего ребенка от общения с самыми разными малышами. Иногда хватает и 5 минут, чтобы кроха в парке выучил плохое слово от случайного товарища. Это тоже опыт общения, который ему предстоит получить. Но родителям нужно стараться следить за тем, с кем и как общаются их дети.
- Информационная среда
Раньше этот фактор влиял не так сильно. Теперь же информация доступная: телефон, телевизор, интернет — все это окружает детей с самого раннего возраста. Вы удивитесь, как быстро кроха может освоиться в вашем планшете или телефоне. Вы включали ему мультики, а уже через пару месяцев он попадает в интернет. Что он может увидеть там или услышать по телевизору, вы сами понимаете. Информационная среда оказывает сильное давление на процесс развития детей, особенно на их психическое и личностное развитие. Все это тоже должно быть под контролем родителей.
Основные направления развития
Развитие проходит по нескольким основным направлениям. Главное, чтобы все они гармонично присутствовали в жизни малыша.
Физическое развитие
Начинается с момента зачатия. После рождения малыш быстро растет. В первый год жизни его успехи просто поражают. Прирост роста составляет 23-25 см, а прирост веса составляет 4-5 килограммов – и это всего на 12 месяцев. Дальше прирост будет чуть меньше. Уже к 3-4 годам рост малыша составляет 95-100 см, а вес 12-14 кг.
За первый год он учится ползать, ходить, использовать свои ручки и пальчики, а к 4-5 годам уже свободно бегает, выполняет разные физические упражнения. С возрастом приходит координация, сбалансированность всех движений. Дети любят двигаться, а это, в свою очередь, помогает укреплять мышцы и кости. Физическое развитие практически всегда идет само собой.
Психика и эмоции
Эмоциональное и психическое развитие идут практически параллельно. Считается, что с 3-4 лет и до среднего школьного возраста идет активное развитие эмоций человека. В это время особенно важно, какие у него отношения с родителями, как его воспитывают. Очень многое он получает из окружающего мира.
Малыш, с которым родители были жестоки, агрессивны, вполне может перенять такое же холодное отношение к миру. Ему будут безразличны чувства и переживания других людей.
Хотя это совершенно не обязательно. Конечно же, агрессия, крики по отношению к ребенку — самое нежелательное поведение родителей.
Во время игр эмоции проявляются лучше всего. Когда крохе 2-3 годика, проще всего исправить ситуацию, скорректировать его поведение и отношение к другим людям. Психика активно развивается с самого рождения. Опять же все зависит от трех факторов развития малыша: семья, общество и окружение, информационное поле. Мир в семье, дружеские отношения, правильная развивающая информация станут почвой для нормального психического развития. Все самое важное в плане психики закладывается в раннем детстве.
Интеллект
Стимулом для развития интеллекта является познавательная деятельность. Это естественный интерес ребенка. Процесс развития невозможен, если данная функция нарушена. Малыш учится держать головку, чтобы осмотреться вокруг, увидеть, что собой представляет мир за пределами кроватки. Дальше он учится садиться, вставать, ходить и бегать. Развивается его мелкая моторика, чтобы он мог держать предметы, открывать и закрывать, раскручивать. Все это механизмы познания и изучения мира.
Чем больше интереса, тем быстрее развивается интеллект:
- увеличивается объем памяти, чтобы удерживать информацию;
- появляется опыт;
- повышается внимание (сначала внимание привлекает только яркое и интересное, но затем — нужное);
- повышается время концентрации (с 10-15 секунд у младенца до 40 минут у младшего школьника).
Для правильного развития интеллекта необходимы 3 условия:
- соответствует ли получаемая информация запросам и потребностям ребенка?
- как получается информация? От родителей, воспитателя, учителя или из личного опыта?
- умеет ли ребенок использовать полученную информацию?
Процесс правильного интеллектуального развития подразумевает, что у малыша, ребенка, школьника есть возможность получать качественную информацию. Что-то он узнает сам, а что-то из книг, от учителей и родителей. Умеет пользоваться знаниями, применять их на практике. Можно сколько угодно разучивать таблицу умножения, но, если никогда не использовать ее, эта информация бесполезная.
Речь
От 1 до 2 лет — вот самый активный период речевого развития. Процесс развития речи начинается очень рано. Сначала малыш просто слушает, запоминает звуки, затем делает попытки произнести разные звуки, простые слова. К 1 году кроха уже хорошо понимает простые слова родителей, видит связи между названием и предметом. Многие детки начинают говорить с 2-2,5 лет. Дальше этот процесс идет быстрее. Так, к 4-5 годам малыш уже строит предложения, связные тексты, практически не делает ошибок в падежах и спряжениях.
Чтобы процесс развития речи шел эффективнее, родители обязательно должны:
- предлагать ребенку участвовать в беседе, даже просто отвечая «да» и «нет»;
- описывать свои действия, функции и особенности предметов в разговоре с малышом;
- комментировать игровой процесс: «вот машинка поехала», «медвежонок лег спать»;
- помогать крохе расширить словарный запас, вводя новые слова и понятия;
- говорить с малышом, читать ему, петь. Все это помогает ему запомнить правильный порядок слов, произношение;
- аккуратно поправлять ошибки. Не нужно ругать малыша – просто произнесите правильный вариант слова или предложения.
Процесс развития речи на самом деле удивительный. Ведь когда мы учим иностранный язык, все кажется чужим, сложным. Малыши тоже не рождаются со знанием своего языка, а выучивают его, причем очень быстро.
Несколько советов для родителей
Дома, в садике или в школе – всегда необходимо учитывать возраст детей. Таким образом строится программа развития. Каждый возраст содержит свои особенности восприятия, а главное, для каждого возраста существуют свои потребности для развития и познания.
Детишкам 3-4 лет важно в этом возрасте:
- учиться общаться друг с другом, дружить;
- решать простые конфликты, извиняться;
- играть совместно;
- различать формы, цвета предметов.
В возрасте 4-5 лет необходимо строить занятия таким образом, чтобы:
- малыши учились решать задачи, состоящие из 3-4 этапов;
- занятия должны быть направлены на развитие моторики рук;
- давалось более полное представление о мире вокруг: животные, растения, люди, города, семья.
Если речь идет о детях 5-6 лет, то для них очень важно:
- учиться писать буквы, считать, помнить числа;
- вкладывать эмоции в рассказ, стихотворение;
- ориентироваться в пространстве;
- классифицировать предметы по разным признакам;
- расширять словарный запас;
- учиться общаться, строить дружеские связи.
Дальше начнется школа, а там процесс обучения будет построен иначе: это более глубокие знания по необходимым предметам. Главное — подготовить ребенка, создать для него комфортные условия обучения. Тогда учеба и развитие будут ему всегда в радость.
Источник
1.Общение с людьми и его влияние на развитие личности.
Все социальные институты действуют на развитие личности не непосредственно,а через малые группы,членом которых ребёнок является,через общение с людьми,которые окружают ребёнка в этих группах. Это-члены семьи ,товарищи по классу,друзья по дому,отдельные люди,с которыми ребёнок вступает в контакты. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности.
Это развитие может идти нормально лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях,в которых действует система взаимной поддержки,доверия,открытости,бескорыстной помощи друг другу,способностью развитию друг друга как личностей.
В общении возникают более или менее устойчивые представления ребёнка о самом себе . Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии , и правильный образ «Я» складывается у ребёнка лишь тогда,когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.
2. Развитие личности в возрасте от 1-го года до 3-х лет .
Наблюдение за поведением окружающих людей и подражание им в раннем возрасте становятся одним из основных источников личностной социализации ребёнка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него формируется чувство привязанности. Положительная,эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребёнка порождает у него уверенность в себе ,веру в свои способности и возможности. Ребёнок,сильно привязанный к своим родителям,более дисциплинирован и послушен. Наиболее сильная личная персональная привязанность возникает у детей,чьи родители доброжелательны и внимательны к ребёнку,всегда стремятся удовлетворить его основные потребности.
Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребёнка:
Он рано узнаёт себя в зеркале
Откликается на своё имя
Сам начинает активно пользоваться местоимением «Я»
При переходе от года ко второму году жизни многие дети начинают проявлять непослушание. Оно выражается в том,что ребёнок иногда с удивительным упорством начинает повторять те действия,которые взрослые запретили ему выполнять. Такое поведение связывают с так называемым кризисом первого года жизни. Причина данного кризиса состоит в том,что ребёнок,у которого возникла потребность в познании окружающего мира ,начинает активно его изучать и получает удовлетворение от приобретаемых знаний и производимых им сами эффектов. Поэтому он живой интересуется повторением однажды полученного результата деятельности,проявляя при этом настойчивость и естественную любознательность. В то же время его желание наталкивается на непонимание и сопротивление взрослых. В ответ на прямое запрещение со стороны взрослых ребёнок начинает проявлять упорство и упорно пытается повторять именно то,что ему запрещается. Это есть форма протеста ребёнка против неадекватного поведения взрослого в отношении его. Иногда в ответ на запрет ребёнок начинает капризничать ,плакать,бросается на пол,ведёт себя демонстративно непослушно. Это поведение и есть признак развития ребёнка,его готовности перейти на следующий уровень зрелости.
Свои возможности и собственные качества личности ребёнок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. Двухлетний ребёнок умеет уже подвигать поведение других людей своим требованиям,осознают свои возможности в оказании влияния на них,демонстрируя при этом определённые волевые качества. На втором году жизни малыш начинает употреблять местоимения «мне»,» ты», по-видимому,осознавая различие между собой и окружающими людьми. К трём годам у детей появляется представление о мышлении как о процессе,происходящем в их голове и скрытом от окружающих людей. На третьем году жизни ,выполняя какое-либо действие , ребёнок описывает его,причём чаще то,что делает сам,а не другие люди.
3. Факторы,влияющие на формирование личности.
Источник