Мысли о смерти у ребенка 5 лет

Мысли о смерти у ребенка 5 лет thumbnail

КАТЬКО

редактор

16 окт 2010, 17:04

Сыну 5 лет. Жалуется, что его мучают мысли о смерти. Он боится, что умрет. Время от времени бывают ночные кошмары. Снится не смерть как таковая, а какие-то лица слишком близко или что он с кем-то воюет, что силится и не может закричать. Вобщем обычный набор.
Мы уже говорили ему, что:
1. Смерть будет еще очень не скоро и он, возможно, сам устанет жить.
2. Смерть будет еще очень не скоро и люди придумают лекарство от смерти.
3. Переводили разговор на то, что конкретно его страшит (это инопланетяне, терминаторы, болезни), обсуждали насколько это реально и как этого избежать.
Пока ничего не помогает. Мысли о смерти у него возникают и страшат, особенно перед сном.
Что делать?

Айша

Sюзер

16 окт 2010, 17:11

Не давать смотреть ужасы и фантастику.

мамка

Sюзер

16 окт 2010, 17:12

Может в церковь почаще ходить, причащать? К психологу еще сходить.
больше даже не знаю что сказать…

Fresh

Sюзер

16 окт 2010, 17:36

А как часто он, смотрит телевизор, или играет в компютер?

Букетик

пользователь

16 окт 2010, 17:59

КАТЬКО, а был сын свидетелем похорон, может разговоры какие мог услышать? Я б не стала акцент делать на то, что жить он может устать, как-то это сложновато для ребенка. Может акцент делать на тех делах, которые предстоит в жизни сделать, что еще очень-очень много интересно впереди. Как-то так.
Без обид, меня ваша аватарка напугала :4u:

Алена Юрьевна

новичок

17 окт 2010, 17:45

добрый день, КАТЬКО!главное без паники!) :dont: помните, что ничего неразрешимого нет и вашей проблеме тоже можно помочь 😉
скажите пожалуйста, в каком возрасте у него началась такая реакция на смерть?не было ли в вашей семье недавних событий, связанных со смертью ?? какие телепрограммы смотрит ваш ребенок?
До 5-7 лет дети еще не могут осознать смерть, как нечто произошедшее «навсегда» и понять необратимость события, ведь в этом возрасте мышление еще «мифологическое»: дети верят в сказки и готовы принимать сказочные и нелогичные объяснения. если что-то подобное произошло в вашем ближайшем окружении, поговорите с ребенком на эту тему,обсудите ее, выслушайте его комментарии.
c уважением, Алена Юрьевна

Отредактировано: Lisonya в 19 окт 2010, 00:48

Lisonya

заявитель

19 окт 2010, 00:55

КАТЬКО, 5 лет — возраст, когда ребенок начинает осознавать реальность смерти. Как он ее понимает — сильно зависит от того, что ему говорили и что он видел. В любом случае для него смерть или пока еще обратима (верит,что умерший человек продолжает жить и может вернуться ) или не навсегда (реинкарнация, рай и т.д.). Знаете, попробуйте вот что: Вы его спросите не что его страшит, а что в самой смерти самое страшное (очень больно будет, закопают и нечего будет есть, никогда не увидит маму с папой, не сможет кататься на велосипеде). Тогда станет понятно,чего он боится и какие события в жизни могут укреплять этот страх. Возможно, вы найдете.что ему сказать сразу, а ели нет — напишите его ответ сюда, вместе подумаем. Судя по образам, он боится не смерти как таковой (не-бытия), а насилия, боли. Но это только версия. :4u:

КАТЬКО

редактор

20 окт 2010, 16:51

Lisonya, большое спасибо за ответ!
Мы уже обсуждали с ним, что именно его страшит, он говорит, что боится, что его не будет. Про боль он ничего не говорил, он в принципе мало о ней знает, о потере родителей ему тоже мысли в голову не приходят. Ивообще с ним довольно сложно эти вещи конкретно обсуждать, в ответ на вопросы он может заплакать.

Алена Юрьевна, началось это примерно в четыре года, год назад. Он вдруг вообще начал задумываться о многих вещах. Спрашивать стал обо всех родственниках, кто кого родил и т.д. У мужа мама умерла в юности, разговор зашел об этом. Тогда он впервые столкнулся с этим понятием. Мы не стали собо вдаваться в подробности, объяснили, что просто заболела да и умерла. Какой либо религии мы не придерживаемся, поэтому ни о каких ангелах и реинкарнации речи не шло.
Тогда же мой отец заболел, не смертельно, но он страшный нытик и Миша с ним в это время общался и «деда» его подавлял своим унынием.
Зимой стал просыпаться по ночам с плачем. Ему стали сниться страшные сны, они вроде и не связаы со страхом смерти, просто стандартные — муха страшная, не может закричать и т.д. Спит он рядом с 2-х летним братом.
Потом вроде сон выровнялся. Сейчас, осенью, по ночам не просыпается, иногда лежит-боится перед сном. Зато начались разговоры о страхе смерти. О том, что нужно изобрести машину времени и т.д.
Нельзя сказать, что Миша подавлен, что сильно страдает, просто как-то накатывает время от времени на него.

Конечно он смотрит ТВ, играет в компьютер, У него много солдатиков, супергероев, оружия. Его игрушки воюют друг с другом и «без проблем» умирают в бою. Не знаю как его страхи связаны с насилием в играх. Он всегда так играл.
Вот вкратце наш «Анамнез»:-)

Алена Юрьевна

новичок

20 окт 2010, 20:41

спасибо за ваш достаточно развернутый ответ, КАТЬКО) сразу появляются еще вопросы :sclerosis:

на мой взгляд, вы зря не стали рассказывать ребенку поподробнее о причинах ухода людей из жизни (болезнь, старость, несчастные случаи). попробуйте исправить ситуацию , но если ребенок сам об этом спросит! Постарайтесь спокойно поговорить с мальчиком и объясните, что все смертны.

есть еще одно очень простое упражнение, которое может помочь вам выяснить или выяснить причину страха . Дайте ему альбомный лист и попросите его нарисовать свои страхи.Форма и цвет изображения не имеет значения.Что делать потом с рисунком выбирает сам ребенок.

надеюсь скоро все нормализуется) будет приятно услышать о ваших успехах)
с уважением, Алена Юрьевна!

Читайте также:  Церукал таблетки ребенку 5 лет

Отредактировано: Lisonya в 21 окт 2010, 00:37

Lisonya

заявитель

21 окт 2010, 00:34

КАТЬКО, в 4 года эти мысли приходят в голову асболютному большинству детей. Так что пугаться этого не надо. Но! Насчет потери родителей — многие дети этого боятся, но сам он не скажет. Поэтому на всякий случай объясните, что жить еще собираетесь долго, и он тоже будет долго жить. Причем долго — это лет 60-80 скажите. Для ребенка год — очень долго, число лет его впечатлит. По поводу почему люди умирают — та же история. У детей другая логика. Вы сказали «когда надоедает жить» — и может быть страх — а вдруг маме надоест? Вы сказали — заболел и умер — и сразу вопрос — а вдруг я умру (раз сегодня чихаю и у меня температура)? Поэтому когда разговариваете на тему смерти, объясняйте то,что вам кажется само собой разумеющимся. Что от болезней умирают крайне редко и в основном пожилые люди. А у него со здоровьем все ок. Что от гриппа, простуды, температуры не умирают. Что вы умирать не собираетесь и он будет жить еще очень долго. Кстати, раз боится,что его не будет, спросите, а что он хочет сделать, когда он «есть»? очень интересно, что ответит.
Конечно, вам трудно с ним разговаривать. Он же много чувствует, но плохо облекает в слова. Это как раз ваша задача.
Ну и важно,как вы сама для себя решили вопрос . как вы справляетесь со страхом смерти. Верующий ли вы человек .

Источник

: Время прочтения:

— Мама, а я умру? А когда ты умрешь, можно я буду носить твои сережки? А дедушка долго жил? А где он сейчас? — Такие вопросы часто ставят в тупик родителей детей 4–6 лет.

С мыслями о смерти непросто справиться и взрослым людям. А как объяснить все ребенку? И стоит ли… Давайте разбираться.

Как говорить с ребенком о смерти

Вы когда-нибудь думали, откуда берутся черепа?

Почему ребенок интересуется смертью

Ему интересно. Ребенок постоянно об этом думает и ищет ответы. Хорошо, что он пришел с вопросом к вам — значит доверяет.

Мысли о смерти у ребенка могут быть из-за горя, которое случилось с кем-то из близких, из-за просмотренного фильма или мультика, сказки, в которой погибает персонаж. Дети находят мертвых насекомых, играют с ними, спрашивают, почему жук не летает, будет ли ему больно, если его бросить на пол.

Ребенок пытается переварить, осознать, принять непростую информацию: смерть есть, жизнь не бесконечна.

Вопросами о смерти ребенок начинает интересоваться в возрасте примерно 4 лет. Он растет, все глубже изучает мир, начинает понимать, что все имеет начало и конец, осознает, что он и его близкие тоже будут существовать не всегда. Ребенок пытается переварить, осознать, принять непростую информацию: смерть есть, жизнь не бесконечна. С этой информацией нужно учиться жить дальше.

Почему родители боятся разговоров о смерти

Мамы и папы хотят дать ребенку самое лучшее: беззаботное детство, в котором нет страхов, потерь и смерти. Хотят подарить ему волшебный мир, где Дед Мороз приносит подарки, зубная фея меняет зубы на конфеты, где игрушки оживают ночью, а хомячок и любимая собачка уходят жить на радугу. Или просто уходят. В лес, в поле, в другой дом, к другому ребенку…

Фантазия родителей безгранична, но она не решает главную проблему. Нет больше любимого Шарика, ребенок его больше не увидит, ни через год, ни через десять лет. Он не вернется. Он больше ничего не чувствует, не просит косточку, не лает и не скулит.

Двоюродная бабушка не уехала в гости, не переехала жить на Камчатку. Ее больше нет. Нигде нет… Наверное, и у взрослых при чтении этих строк наворачиваются слезы. Что тут говорить о ребенке.

Как можно такими словами разрушить детский мир сказок и грез! Придет время, повзрослеет и сам все поймет. А сейчас путь верит в лучшее.

Если мама боится даже думать о смерти, сложно будет говорить о ней с ребенком.

За стремлением позаботиться о комфорте и душевном спокойствии ребенка скрывается родительская тревога — собственный страх смерти. Скорее всего родителей оберегали их родители, которые в свою очередь получили такой опыт от своих мам и пап.

Если мама боится даже думать о смерти, сложно будет говорить о ней с ребенком. Причем бережно и деликатно.

Взрослых больше всего в этом непростом вопросе пугает неизвестность. Никто не знает наверняка, что будет после того, как мы умрем. Мы можем только фантазировать и предполагать. Научно обоснованных теорий, доказанных фактов не существует. Оттуда еще никто не возвращался.

Очень хорошо иллюстрирует этот страх притча об осужденном к смертной казни, которому дали возможность выбора. Или смерть или выход в дверь. Но за дверью неизвестность. Осужденный выбрал смерть. А за дверью свобода. Только никто ее не выбирал, поскольку неизвестность страшнее смерти.

Ребенок же боится страшных конкретных картин, которые сам же и нарисовал в своем воображении. А уж о детском воображении все имеют представление. Уж чего только не напридумывают!

Поэтому с детьми особенно важно конкретно проговорить все страхи, ответить на все вопросы, которые задает ребенок, смягчить, заменить страшную картину на более приемлемую для ребенка.

«Молчание — золото». Насколько применимо это выражение к теме смерти

Шестилетнего ребенка отвезли к болеющей, но еще живой бабушке. После ее смерти придумали красивую историю о переселении бабушки далеко-далеко, в красивый дом. Еженедельно передают от нее приветы и искренне верят, что сделали все для блага ребенка.

И все бы хорошо, только у ребенка появились судороги, навязчивые повторяющиеся действия, да и вообще какой-то нервный стал. Мама шестилетнего мальчика удивилась, узнав, что с ребенком нужно говорить о смерти. Как оказалось, она сама очень боится этой темы, и всегда старается заговорить о чем-то другом, спрятаться, сбежать. И это не единственный известный мне подобный случай.

Ребенок видит, что мама плачет, понимает, что случилось что-то плохое, но не знает что именно. Ему говорят, что все хорошо, что ничего не произошло. Только почему-то все грустят. Значит близкие люди его обманывают. Ему как будто запрещают говорить о своих чувствах, проживать их. И приходится ребенку справляться самому.

Любую ложь, фальшь, секреты малыш уловит «на ура». Уровень тревоги повысится. Появятся страхи, навязчивые действия, ночные кошмары.

Способов справиться в запасе у ребенка мало. В основном это психосоматика — реакции тела. Судороги, моргания глазами, ковыряние в волосах, стремление грызть ногти — самые распространенные способы ребенка справиться с непростыми чувствами.

Подсознательно ребенок знает правду. Любую ложь, фальшь, секреты малыш уловит «на ура». Уровень тревоги повысится. Появятся страхи, навязчивые действия, ночные кошмары. Естественные для детей страхи — темноты, остаться одному, отпустить маму — тоже говорят о наличии у ребенка страха смерти.

Неназванная эмоция — это самое страшное. Малыш чего-то боится, что-то чувствует, но не знает что это. Он не знает, что это нормально, что это есть у всех, что с этим можно справиться. Когда родители озвучивают, называют его страхи — становится спокойнее.

Читайте также:  Ребенок 5 лет иногда писается ночью

Вспоминаю свои чувства, когда в 15 лет из разговора родителей узнала о тяжелой болезни бабушки. Конечно, никто не торопился поговорить об этом со мной, не до того было… Это были самые ужасные две недели. Я ни с кем не могла разделить ужас, который творился у меня в душе. Нельзя ни поговорить, ни поплакать, ни задать вопросы… Кажется, что можно только молчать. Облегчение наступило, когда страшный разговор все-таки состоялся. Теперь я была не одна, теперь можно было говорить и чувствовать, а не держать все внутри себя.

«Мама тоже так боялась. Но она справилась, справлюсь и я». Чувства названы, открыты. О них можно говорить, их можно проживать и чувствовать. Это как тяжелый мешок, который, наконец, можно нести с кем-то вдвоем. Уже не так тяжело, не так страшно.

Как говорить с ребенком о смерти

В первую очередь нужно справиться со своим страхом. Чувства родителей моментально считываются бессознательным ребенка. Поэтому спокойный, ровный эмоциональный фон — залог успешного разговора.

Да, разговор не из легких. Поэтому важно обеспечить ребенку поддержку. Лучше посадить его на колени, обнять, дать понять, что вы рядом с ним, что вместе вы справитесь с любой болью.

На каждый свой вопрос ребенок должен получить ответ.

— Больно ли птичке, когда я толкаю ее палкой?
— Нет, она мертва, она больше ничего не чувствует.

— Когда Шарик вернется домой?
— Он не вернется. Он умер. Когда умирают, не возвращаются.

— Почему дедушка больше не приходит в гости?
— Он умер, он больше не придет.

Честность и открытость как никогда нужны в этом разговоре. Любая ложь и фальшь вызовут у ребенка еще больше тревоги. Важно рассказать ребенку, что тот, кто умер, больше не вернется, что смерть — это навсегда.

Ребенок обязательно спросит, умрет ли он, умрет ли мама, папа, бабушка, братик или сестричка. Четко и уверенно говорим: «Да. Все умирают. Но до этого мы все растем, учимся, работаем, заводим свои семьи, у нас появляются свои дети. Мы проживаем долгую и интересную жизнь. А потом мы становимся старенькими и умираем».

Важно рассказать ребенку, что тот, кто умер, больше не вернется, что смерть — это навсегда.

Так мы показываем ребенку, что жизнь имеет конец. Но этот конец будет очень нескоро. Впереди целая жизнь, наполненная интересными событиями.

Как ни парадоксально, но после открытых разговоров о смерти, принятия конечности жизни, тревога у ребенка спадает. Он принимает информацию, учится ценить жизнь.

Почему люди умирают. Следующий любимый детьми вопрос — «от чего люди умирают?». Также честно отвечаем: «От старости, от тяжелой болезни, от несчастных случаев. Болезни, от которых люди умирают, бывают редко. В основном люди выздоравливают и продолжают жить до старости. Несчастные случаи тоже бывают редко. Иногда люди умирают в машине в аварии. Но чаще всего они благополучно возвращаются домой».

Мы одновременно показываем ребенку возможные варианты, при которых может наступить смерть, и снимаем тревогу, делим на «часто» и «редко». Честно, но безопасно для ребенка.

Что происходит с человеком после смерти, что он чувствует. Часто дети интересуются, что чувствует человек после того, как умрет. Не холодно ли ему под землей? Отвечаем, что нет. Его тело уже неживое, оно не может ничего чувствовать.

А вот насчет того, что происходит с человеком, с его душой, существуют разные мнения — и лучше познакомить ребенка со всеми.

Важно честно поделиться с ребенком, что никто точно не знает, что его ждет после смерти, но есть разные версии. Тут можно рассказать несколько вариантов, пусть выберет сам, во что ему верить. Только не нужно слишком пугающих картин про ад.

Оптимальный вариант — поделиться воспоминаниями людей, которые пережили клиническую смерть. Обычно они носят позитивный характер.

Важно честно поделиться с ребенком, что никто точно не знает, что его ждет после смерти, но есть разные версии.

Если семья религиозная, наверняка есть готовый ответ, которым можно поделиться с ребенком. Но не перестарайтесь. Чересчур привлекательная картина «загробного мира» может разочаровать ребенка в жизни земной. Поэтому соблюдаем баланс.

«Люди, которым удалось на минуту заглянуть в загробный мир, говорят, что там очень хорошо, красиво и спокойно. Там поют птицы, журчат ручейки, ярко светит солнце. Но на земле мы можем расти и развиваться, взрослеть, учиться, чувствовать печаль и радость, боль и удовольствие. Мы можем становиться старше, познавать все самое лучшее, что есть в каждом возрасте».

Как рассказать о смерти близкого родственника

Тоже говорим честно. «Бабушка умерла. Она была очень старенькая и долго болела. Я не знаю, где она сейчас. Она не в нашем мире, мы ее больше не увидим. Возможно, она в небесной стране, где ей хорошо и спокойно».

Не нужно скрывать своих чувств. Если хочется плакать — значит нужно это сделать. Объясните ребенку, что вы очень скучаете по бабушке и грустите, что ее больше нет. Когда грустно — мы плачем. Смерть — это большая потеря. Очень тяжело жить без дорогого человека.

С нами навсегда останется память о бабушке — фотографии, видео, памятные вещи, их важно беречь и хранить. Ее потомки — мама, сам ребенок, его будущие дети — это тоже продолжение бабушки. «Да, она больше не придет, мы не увидим ее глазами, но всегда будем помнить о ней».

Определите, что ребенок может сделать для умершего. Посадить цветок, зажечь свечку, поставить в рамку фотографию, сделать семейный альбом или видео на память, покормить птиц.

Важно объяснить ребенку, что это нормально — грустить, плакать переживать потерю. Что это на самом деле очень больно — терять близких. Показывая ребенку на своем примере, что вы не стесняетесь слез, вы учите его справляться со своей болью.

Источник

Marusik50

15.10.2013, 08:52

Здравствуйте, уважаемые доктора. Ситуация следующая: вчера мы с мужем положили дочек спать (двойняшки 5лет), как обычно пожелали им спокойной ночи, обняли, поцеловали и вышли из комнаты. Через час. когда я вошла в комнату, то заметила, что старшая (хоть на 1 минуточку, но все же) дочка не спит, а забралась под подушку и тихонько плачет. Я подошла, обняла ее и спросила что случилось. Она ответила, что не может заснуть, а плачет, потому что она ХОТЕЛА УМЕРЕТЬ, но знает, что я тогда тоже буду плакать. Если честно от услышанного у меня чуть не подкосились ноги, но я не подала виду, обняла ее, поцеловала, вытерла слезы и спросила, почему она хотела умереть. Дочка ответила, что она этого хотела, потому что не хочет ходить в садик, не любит его. В итоге она заснула у меня на руках, а я ей рассказывала, как сильно мы ее любим. Рассказывала про необходимость ходить в садик, школу и т.д.
Семья у нас хорошая, дружная. Дочки очень желанные, т.к. мы с мужем пережили страшную трагедию, потеряли маленького сыночка (разрыв аневризмы в 1,5 мес). Из дочек никогда никого не выделяли, любим их одинаково. По характеру они очень разные, младшая дочка более коммуникабельная, открытая, веселая, а старшая сначала видит негатив, а потом позитив, сложнее вступает в общение с новыми людьми.Очень привязаны ко мне, особенно старшая дочка. Сейчас когда им уже почти 6 лет, острее становится вопрос лидерства между ними, ежедневные ссоры по этому поводу, а иногда даже доходит до драк. Но мирятся очень быстро, т.к. друг без друга не могут и 10 минут провести. В садик ходили всегда со слезами, только в этом году нормально, без слез и истерик. В садике конфликтов почти не возникает, группа небольшая и дружная, воспитатели замечательные.
Уважаемые доктора, подскажите пожалуйста, как нужно действовать в таких ситуациях? Что нужно говорить, как успокоить ребенка? И нормально ли, что мысли о смерти вообще приходят в голову ребенку в 5 лет?

Читайте также:  Документы на паспорт ребенку 5 лет

Как раз в возрасте 5-6 лет дети осознают конечность жизни. Мысли о смерти в таком возрасте естественны и нормальны.

Marusik50

15.10.2013, 20:36

Людмила Николаевна, спасибо что ответили. Да, я прочитала об этом, но меня напугало именно то, что потом она сказала, КАК она хотела это сделать- воткнуть в грудь острую ракушку! Это так фантазия разыгралась или уже отклонения от нормы? И что вообще нужно отвечать ребенку на это? Как реагировать?

А что есть нормальный способ умерщвления себя ? Есть не пугающие способы умерщвления?

Marusik50

15.10.2013, 21:16

Да нет, я не про нормальный способ или не нормальный, а про то, что если мысли о смерти естественны для данного возраста, то нормально ли, когда они в такой форме излагаются, с описанием конкретных действий? Я незнаю как реагировать, что ей ответить, если ситуация повторится.

Yurkellis

15.10.2013, 22:08

Случайно влезший в вашу тему доктор, также отец 5-летнего чада:

я бы в ответ так же красочно (как о ракушке) описал, как нам с мамой будет плохо, и сестричке плохо. Затем начали бы вместе вспоминать самые приятные для ребенка моменты, которых она уже не сможет ощутить.. И все из-за какого-то садика, который итак скоро закончится.

Ну, и в сад, возможно, несколько дней бы не водил.

Уважаемый, Yurkellis, Ваши советы сомнительны.

Да нет, я не про нормальный способ или не нормальный, а про то, что если мысли о смерти естественны для данного возраста, то нормально ли, когда они в такой форме излагаются, с описанием конкретных действий?
А Вы когда-нибудь думали о суициде? Многие люди примеряют на себя такой способ ухода из жизни, не собираясь этого делать. В таких раздумьях всегда перебираются способы, доступные способы.

Я незнаю как реагировать, что ей ответить, если ситуация повторится.
Вы испуганы такими мыслями дочери. Она не просто думает о смерти, она примеряет ее на себя. Примеряет как способ решения проблем, например, не ходить в сад.
Может имеет смысл с ней поговорить, как ей живется в саду? Узнать у воспитателей , у психолога, не фиксируясь на желании дочери умереть.

Marusik50

15.10.2013, 22:44

Уважаемый Yurkellis, спасибо за участие, но я не думаю, что не водить в садик-это выход. Я дочкам много раз объясняла, что в жизни есть моменты, которые неизбежны (такие как садик, школа и т.п.), даже если не нравится и не хочется-все равно делать нужно, приводила различные примеры. Может конечно мое мнение ошибочно, но если я буду действовать таким образом (исключая садик на некоторое время), то в следующий раз будет еще хуже и она поймет, что ее слова на меня подействовали.
Про то, что просходит с людьми (психологически) после потери близкого человека, мы с детьми обсуждали, когда появились первые вопросы о смерти.

Marusik50

15.10.2013, 22:56

Людмила Николаевна, конечно я разговаривала с дочкой о том, как ей живется в саду, в том-то и дело, что ей не нравится сам момент, что я их в садик привела, а затем ухожу, оставляя их там. Когда за ними прихожу, то они просят подождать, т.к. не доиграли, не дорисовали и т.д., всегда в отличном настроении. С воспитателями много раз разговаривала и всегда получала ответ, что девочки в саду ведут себя хорошо, слезы прекращаются в течение 3-5 мин. после моего ухода, а потом они и не вспоминают обо мне, т.к. заняты играми, либо процедурами(сад оздоровительный), либо занятиями. С психологом общалась многократно, никаких отклонений в поведении нет.

Yurkellis

15.10.2013, 23:06

По поводу «не водить», я указал, «возможно», т.е., я понимаю возможность манипулирования ребенком. Я не называл это выходом. Но, кажеться, стоит указать на бессмысленность действия, добавить ответственности (влияние на родителей, сестру).

Кстати, мысль о «неизбежности» садика, возможно, и подталкивает на такие радикальные меры. Да, согласен с Spiegel, ребенок «примеряет» суицид, но ведь именно его, а не что-нибудь другое. Т.е., проблема садика для ребенка в данный момент соизмерима с его жизнью, пусть он это и не осознает. Но для меня, родителя, это сигнал серьезности проблемы. Другой вопрос, в чем именно проблема, ведь не в самом садике, а в отношениях в коллективе, скорее.

По поводу сомнительности моих советов — согласен, я привел свой вариант, который я бы выбрал для своего ребенка, зная его особенности. Подход должен быть индивидуальным. Решать маме.

Почему остановился на теме — моя жена из близнецов. Так вот горе в детстве было у более «закрытой», когда коммуникабельная начинала больше коммуникабельничать с другими, нежели с сестрой. Возможно, аналогичная ситуация и у вас.

Больше не лезу 🙂

Marusik50

15.10.2013, 23:15

В том то и дело, что для меня это очень серьезный сигнал. Поэтому обратилась сюда, чтобы понять, как действовать дальше. То, что ей сложнее в некоторых ситуациях, глядя на сестру, я полностью согласна, я это вижу и если она не справляется, я всегда ее поддерживаю.

Источник