Мышление в развитии личности ребенка

К сожалению, современная система образования сводится к выполнению задания по образцу. А предложение своего варианта решения не приветствуется. Но в то же время креативный — нестандартный подход ценится у любого работодателя, в любой сфере деятельности.

Что такое креативное мышление?

Креативное мышление — процесс, способный порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

Креативное мышление, если говорить простым языком, это смекалка.

Креативность близка творческому человеку и дается ему от природы, но является только частью креативного мышления.

Для чего нужно развивать креативное мышление?

Такое мышление помогает видеть в обычных вещах что-то новое, находить необычные решения проблемы, ум ребенка становится «подвижным» и «гибким», развивается фантазия и усидчивость, воображение.

Постоянное шаблонное выполнение заданий «убивает» креативное мышление в ребенке. Поэтому очень важно тренировать в ребенке оригинальность мышления. И даже в самой безвыходной ситуации он сможет найти выход, что позволит добиться успехов в любой сфере деятельности, на протяжении всей жизни.

Когда начинать развивать креативное мышление?

Умение нестандартно мыслить приходит к нам в какой-то мере с рождения. Но, к сожалению, со временем оно угасает, если его не поддерживать, не развивать.

Рекомендуется тренировать креативность мышления с начальных классов. Ребенок должен понять, что у задач есть много решений, а не одно стандартное.

Для развития креативного мышления, прежде всего, нужен метод проблемного обучения. Пусть ребёнок сам ищет ответы на любые интересующие его вопросы, а также и ваши. Если он затрудняется, помогите ему наводящими вопросами. Но не спешите, помощь должна быть только в крайнем случае.

Так же очень важно давать ребёнку самостоятельность в принятии решений.

Игры и упражнения, которые помогут развить в ребенке креативность мышления.

1.Дорисуй и раскрась

2. «Придумай назначение предмета»

Берем любой предмет и предлагаем ребенку придумать как его можно использовать не по прямому назначению. Например: заколку можно использовать как закладку, скрепку и т.д. Для начала попросите придумать, 10 способов применения, затем увеличивайте.

3.»Ассоциации»

Суть игры назвать как можно больше ассоциаций к слову, проигрывает тот, кто не может больше назвать ни одной. Например: ассоциации к слову дом: семья, уют, тепло и т.д.

4.»Существительные и прилагательные»

Подбираем к словам существительные и прилагательные.

Например, день: светлый, длинный, ясный, солнце, облака и т.д.

5.»Что будет если?»

Предложите ребенку пофантазировать, что будет если: Кошки научатся говорить человеческим голосом? Рыбы научатся летать? Не выключить плиту, после того как сварился суп и т.д.

6. Занятие любым видом творчества.

Например: рисование, лепка, аппликации (из бумаги, ниток, круп и т.д.), плетение из бисера, составление коллажей и т.д.

7. «Доскажи словечко»

Взрослый начинает фразу, ребёнок должен быстро ее закончить.

Примеры фраз:

Ворона каркает, а собака?

Если длинный, то наоборот…?

Зимой холодно, а летом?

У кошки котёнок, а у собаки?

8. «Хороший — плохой»

Предложите ребёнку назвать как можно больше положительных и отрицательных сторон предмета или объекта.

Например, собака, плюс, что охраняет дом, минус может укусить.

9. «Сочини сказку»

Предложите малышу сочинить свою сказку или придумать своё окончание или продолжение в любой известной, придумать рассказ или сказку по любой картине. Можно её записать и оформить в виде книги с иллюстрациями ребёнка.

10. «Составь рисунок»

Рисунки можно делать из чего угодно. Например: из вырезанных геометрических фигур, счётных палочек, пуговиц, пластиковых крышек, камешков, листиков и т.д.

11. «Что общего»

Назвать как можно больше предметов одинаковых по форме, цвету или размеру.

12. «Мелодия»

Можно ребёнку самому попробовать создать мелодию из любого музыкального инструмента или послушать в исполнении кого-то. Пусть расскажет какая это мелодия (громкая-тихая, грустная-весёлая, о чём она по его мнению,хочется ли под неё танцевать).

ВАЖНО ПООЩРЯТЬ НЕОБЫЧНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ В ИГРАХ, НО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОСИТЬ ОБЪЯСНИТЬ ПОЧЕМУ ОН ТАК СЧИТАЕТ . ЭТО ПРАВИЛО КАСАЕТСЯ И ЗАНЯТИЙ ТВОРЧЕСТВОМ, ПУСТЬ РЕБЁНОК ПРОЯВЛЯЕТ ТВОРЧЕСТВО, СТАРАЯСЬ ИЗБЕГАТЬ ШАБЛОНОВ.

Начинайте развивать креативное мышление у вашего малыша, как можно раньше. Не забывайте поддерживать и хвалить ребёнка!

Вам может быть интересно:

15 игр для развития творческих способностей у ребёнка

Игры на развитие связной речи у детей.

Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка

Источник

Мышление ребенка, проходя через определенные этапы возрастных периодов, выдерживает серьезные изменения. Малыш развивается, растет. Вместе с антропометрическими данными ребенка меняются психические процессы: внимание, память восприятие, мышление. Дошкольник изучает мир, воздействует на окружающие предметы, растет словарный запас. Из несмышленого непоседы он превращается в ребенка, способного на серьезные умозаключения.

Развитие мышления дошкольника

Чтобы выяснить, каким образом ребенок воспринимает окружающий мир, нужно знать, как малыш на определенном этапе жизни осмысляет полученную информацию и систематизирует ее.

Понимание возрастных закономерностей развития мыслительных процессов сделает общение дошкольника и взрослого более приятным и продуктивным.

Как и в любой сфере развития личности, мышление ребенка проходит несколько этапов и претерпевает ряд изменений. Родителям нужно знать о видах мышления, которые соответствуют возрастным особенностям.

Грамотно подобранные игры, совместная деятельность оказывают положительное влияние на формирование мышления малыша и его интеллектуальных способностей.

Виды мышления

Наглядно – действенное

Такой вид мышления соответствует раннему периоду жизни ребенка (от 1,5 до 2 лет). Этот возрастной этап характеризуется изучением окружающего мира с помощью рук. Малыш разбирает, изучает, иногда ломает игрушки в процессе исследования. Так формируются представления о мире вокруг.

Если активные действия ребенка направлены на изучение окружающих его предметов, можно говорить о наглядно-действенном образе мышления.

Задача взрослых на этом этапе – не мешать стремлению малыша к исследованию, дать возможность ему самостоятельно изучать предметы находящиеся вокруг.

Нельзя забывать, что в процессе изучения ребенок способен сломать, повредить и даже пораниться сам. Родителям необходимо поощрять желание познавать новое, но при этом должны быть предприняты меры безопасности.

Наглядно – образное

Следующий этап начинается с 3-4 лет и продолжается до 7 лет. Это не значит, что предыдущий полностью исчезает. Помимо имеющихся навыков исследования окружающей действительности дошкольник мыслит, используя образы. В этот возрастной период проявляется активная способность к рисованию. в ход идут все подручные материалы: от камушков на улице до маминых губных помад на новых обоях.

Читайте также:  Игры с котиком для развития ребенка

Рисуя предмет, юный исследователь представляет образ, его существенные признаки, которые остались в памяти, старается передать характерные черты. На этом этапе важно воплощать в действительность появляющиеся в его сознании образы.

Творческое

Определяет способность к творчеству – созданию креативных, нестандартных решений. Самостоятельно развивать творческие способности дошкольник не в состоянии, поэтому во многом от желания родителей зависит появление в нём творческого начала.

В отличие от предыдущих видов – творческий вид не зависит от возрастных особенностей и интеллектуальных способностей ребенка.

Важным условием для появления творчества становятся свойственные любому ребенку такие формы психической деятельности, как фантазия и воображение. Нужно создать обстановку, в которой маленькому человечку комфортно будет развивать свои творческие порывы. Виды творчества разнообразны: изобразительное, музыкальное, декоративно – прикладное, хореографическое. литературное.

Взрослые должны помнить, что неспособных к творчеству детей – нет. Даже те дети, которые отстают в развитии от сверстников, способны находить необычные творческие решения задач при условии, что этому способствуют занятия с родителями и педагогами.

Пространственное

Этот вид является базой для дальнейшей учебной и, впоследствии, трудовой деятельности. Развивать пространственное мышление нужно для правильной ориентации в пространстве, появления в сознании образов, и умения использовать их при решении задач.

Юным исследователям необходимо помочь правильно воспринимать формы, размеры объектов, расположение их относительно друг друга, движение их в пространстве.

Логическое

Точно так же, как и пространственное мышление, является фундаментом для дальнейшего полноценного интеллектуального развития.

Если малыш не овладел логическим мышлением, он будет испытывать трудности в обучении. В результате пострадает не только здоровье непоседы, но и исчезнет живой интерес к познанию окружающего мира.

Читайте подробнее о развитии логического мышления дошкольников.

Инженерное

Данный вид мышления приобщает детей к науке, повышает интерес к работе ученых, исследователей, расширяет кругозор через экспериментальную деятельность, конструирование, создает предпосылки к техническому творчеству.

Современные дети большинство информации получают с экранов телевизоров, а не через “руки”. Опыты и эксперименты учат нестандартно мыслить и находить ответ на сложные вопросы.

Средства развития мышления

Дошкольный период характеризуется тем, что ведущим видом деятельности является игра. Именно в дидактической игре непоседа проще усваивает новые знания, умения. С помощью игровых моментов легче привлекается и удерживается внимание, происходит изучение и запоминание нового материала. Процесс игры вызывает интерес, возбуждает активность, способствует развитию мышления.



Формирование мышления дошкольников

Развитие мышления у дошкольника определяется способностью применять универсальные мыслительные операции, присущие мышлению: внимание, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.

Сравнение

Малыш учится сопоставлять существенные и несущественные признаки предмета. Необходимо, чтобы он понимал важность процесса.

Анализ

Этот способ позволяет разбить на части исследуемый предмет, выделить его составляющие компоненты. Например, ребенок с легкостью называет части дома: крыша, труба, окно, дверь и т.д.

Синтез

Обратная анализу мыслительная операция, то есть в процессе синтеза дошкольник объединяет отдельные элементы в целое. Примером может служить навык связного чтения.

Обобщение

Характерно для дошкольника в возрасте 6 лет. Появляется по мере накопления словарного запаса и использования в речи обобщенных понятий.

Классификация

Мыслительная операция, которая позволяет находить похожие и отличительные признаки тех или иных предметов, понятий и явлений.

Методики развития мышления у детей дошкольного возраста

Чтобы ребенок был успешен в учебе, важна своевременная систематическая подготовка. Если малыш посещает дошкольное учреждение, образовательная программа детского сада предусматривает работу по развитию мышления.

Однако, родители в состоянии сделать общение со своим ребенком продуктивным и интересным, используя небольшие развивающие задания.

«Найди лишнее». Найди среди предложенных слов лишнее, объясни решение. (Тренируем обобщение)

  • Килограмм, час, секунда.
  • Тетрадь, стакан, ложка.
  • Кастрюля, рюкзак, сумка.

«Ищи пару». (Тренируем анализ, сравнение)

Используется детское лото с парами похожих карточек. Один ребёнок (ведущий) берёт карту и, не открывая ее другим, рассказывает, что на ней видит. Другие рассматривают свои карточки, находят похожий по описанию предмет на карточке. Если описание совпало с отгадкой, пару карт выводят из игры, игра продолжается дальше.

Память и внимание – важные психические процессы, которые влияют на интеллектуальное развитие непоседы. Поэтому, развивая мышление, необходимо использовать задания и на развитие внимания и памяти.

alt: Пример развивающего лото “Фрукты”

«Один признак на всех» (развиваем мышление, речь, пассивный и активный словарь, внимание)

Нужно назвать как можно больше предметов, которые имеют этот признак (например, высокий). Для этого нужно ответить на уточняющий вопрос: “Что бывает высоким?” (гора, дерево, шкаф, здание т.д.)

«Что пропало» (тренируем память)

Занятие не требует особой подготовки для проведения. Находящиеся перед ребенком предметы прикрываются непрозрачной тканью, один или несколько игрушек прячут. Затем ткань убирают. Задача дошкольника определить, что исчезло.



Заключение

Дошкольный возраст – период, когда совершенствуются важные психические процессы, умения, навыки ребенка, необходимые ему в дальнейшей жизни. Освоение разных видов мышления способствует развитию интеллектуального уровня и гармоничному формированию личности.



Источник

Развитие мышления у детей дошкольного возраста. Каким человек вырастет, какими качествами характера будет обладать, насколько активным будет его мыслительный процесс – закладывается в детстве. Дошкольный период особенно важен. В это время идет интенсивное развитие организма, физическое и психическое, закладывается основа индивидуума.

Особенности развития мышления у ребенка дошкольного возраста

Развитие мышления у детей дошкольного возраста. В дошкольный период зарождаются разные типы мышления, причем одно становится основой для появления другого. Зависят же особенности мышления от появившегося опыта и знаний, которые постигает ребенок на пути своего взросления.

Так,
предпосылки мыслить, понимать закладываются с самых первых месяцев жизни.
Первая погремушка в жизни ребенка, первые действия с предметами, окружающими
малыша – все имеет значение в устанавливании связей между человеком и
предметом. Случайные действия могут порождать интерес и попытки повторить эти
действия снова. К примеру, услышав, что погремушка издает звуки, малыш будет
трясти ее снова, чтобы повторить процесс.

У маленького ребенка мышление не может быть осознанным, оно просто идет как следствие восприятия действительности. И только когда ребенок начинает ходить, получает двигательную активность, мышление тоже активно развивается. Этот этап начинается, когда ребенку исполняется два года. Причем изначально мышление становится следствием практического действия. Без осознанной работы мозга. Интеллект начинает развиваться, когда ребенок получает возможность что-то творить, создавать в ходе игр и развивающих, познавательных занятий. Получая все новые знания, ребенок учится совершать мыслительные операции, и уже к пяти годам умеет анализировать, сравнивать, обобщать.     

Читайте также:  Центры дошкольного развития ребенка красносельский район

Читайте также наши статьи:

  • Развитие памяти у дошкольников
  • Развитие внимания у детей дошкольного возраста
  • Игры на развитие мелкой моторики у детей
  • Развитие воображения у детей дошкольного возраста
  • Развитие восприятия у детей в ДОУ

Типы мышления: этапы
развития ребенка

Развитие мышления у детей дошкольного возраста. У дошкольника доминируют следующие типы мышления:

  • предметно-действенный,
    который развивается подстегиваемый воображением ребенка; характерен для малышей
    от 1 до 2 лет.
  • наглядно-образный,
    который развивается на основе уже имеющихся у ребенка знаний; характерен для
    детей от 3 до 4 лет.
  • словесно-логический,
    поскольку речь начинает играть важную роль в достижении какой-либо цели
    ребенка; характерен для детей старшего дошкольного возраста – 5-7 лет.

Предметно-действенное
мышление

Самые младшие дошкольники любят ломать игрушки. Они – не агрессоры, выпускающие на волю отрицательную энергию, они – исследователи. Предметы, которые окружают ребенка, ему интересны, их хочется трогать, разбирать. Одно действие следует за другим. Речь здесь не важна, да и у крох еще нет умения говорить и объяснять свои поступки. Ребенок мыслит руками, исследуя свойства каждого предмета.

Наглядно-образный тип
мышления

Когда малышу
исполняется года три или четыре, он уже владеет некими образами, которыми
активно пользуется в игре. Одновременно идет и предметно-действенное мышление,
наглядно-образное просто становится его продолжением.

Словесно-логическое
мышление

В пятилетнем
возрасте дошкольники уже активно болтают, могут подвергнуть анализу информацию,
дать развернутый ответ. Речь используется ими в игре, в повседневной жизни,
дети поминают, что с помощью речи проще добиться желаемого результата.

Абстрактно-символическое

При этом
мышлении ребенок может отделять существенные свойства, признаки предмета от
несущественных. Малыш понимает, что конкретный предмет может быть замещен
другим, если тот обладает такими же характерными признаками.

Творческое мышление
(креативность)

Творчество не знает границ и возрастных отличий. Что в два года, что в шесть ребенок может с упоением строить замки з кубиков, мять пластилин или водить кисточкой с краской по листу бумаги. При этом ребенок мастерит или рисует то, что ему хочется, проявляя фантазию. Также с душой ребенок поет, музицирует, танцует.  

Читайте также: « Как сделать дорожку здоровья для детского сада своими руками »

Упражнения и игры на
развитие мышления у детей дошкольного возраста

Чтобы мышление
активно развивалось, нужно постоянно с ребенком заниматься. В помощь родителям
и воспитателям будут дидактические, познавательно-развлекательные занятия,
экскурсии, встречи со специалистами, а также обычные игры с детьми. 

Развитие образного
мышления у дошкольника

Для развития
образного мышления подойдут игры, где будут задействованы «серые клеточки». К
примеру, взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку, на которой
изображены различные предметы, однако всех их можно назвать одним словом. Это
могут быть предметы посуды, различные животные, предметы одежды, мебели,
транспорт.

Другой хороший
вариант – пазлы. Чтобы собрать картинку из множества элементов, нужно
представить ее целой, уделять внимание отдельным деталям, искать общее на
иллюстрации, чтобы получить целостность изображения.

Можно
предложить сыграть в игру «Все по полочкам». В этой игре из кучи совершенно
разных предметов нужно находить только те, которые соответствуют конкретным
признакам. 

Развитие логического
мышления у детей дошкольного возраста

Для развития
логического мышления помогут как устные игры, так и с использованием наглядных
материалов.

Хороши такие
устные игры как:

  • «Сочиняем
    сказку»

В этой игре
взрослый начинает сказку, а задача ребенка ее закончить.

  • «Да
    и нет»

Игра с
наводящими вопросами, на которые второй игрок дает ответ: «Да» или «Нет».
Задача – в итоге отгадать задуманный первым игроком предмет.

  • «Ассоциация»

В этом
упражнении предлагается подобрать слова по ассоциации: Платье – лето, шуба…
(зима);

белка – дупло,
медведь… (берлога) и т.д.

С
использованием наглядных материалов:

  • Составлять фигуры из счетных палочек.
  • Играть в «лабиринт» на картинке, помогая персонажу пройти путь.
  • По иллюстрациям придумывать историю.  

Развитие творческого
мышления

Творческое
мышление невозможно без воображения и умения ребенка оперировать образами.
Можно предложить ребенку следующие игры и упражнения:

  • найти
    в кляксе знакомые образы,
  • из
    нескольких разных деталей создать какой-либо предмет,
  • на
    разных картинках находить одни и те же признаки,
  • угадать,
    что за предмет, по устному описанию.
  • рисовать
    с помощью нетрадиционного рисования.

Развитие
пространственного мышления

Для того,
чтобы ребенок мог ориентироваться в окружающем мире, нужно развивать
пространственные навыки. Для этого подойдут игры:

  • со
    спичками, когда нужно из созданных фигур построить новые,
  • с
    чертежами, когда ребенку предлагается, например, поиграть в пирата и найти
    клад, следуя плану,
  • упражнение
    «Дальше — ближе», когда ребенку предлагается передвигать предметы на близкое и
    дальнее расстояние по просьбе родителя или воспитателя, 
  • с
    закрытыми глазами, следуя указаниям педагога, нужно прочертить линию на листе
    бумаги.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Что приготовить ребенку» В этой статье Вы найдете рецепты здоровых завтраков, обедов, приятных ужинов для всей семьи. 

Развитие критического
мышления

Умение мыслить
критично позволит ребенку легче адаптироваться в начальной школе, поэтому
развитию этого мышления нужно уделять внимание в дошкольный период. Ребенок
должен научиться анализировать ситуацию, осмыслять ее, размышлять, используя
личностное отношение.

Нужно научить
детей отвечать не только на вопросы, требующие кратного ответа, но и на те,
которые требуют полного ответа.

В детском саду
часто используют «шляпы размышления». У каждой шляпы – свой цвет, у каждой –
свое мышление. К примеру, красный цвет отвечает за эмоциональность, белый – за
конкретику, лимонный оттенок настраивает на позитив, а черный – критичный цвет.
Зеленая шляпа направляет к творчеству, а синяя – заставляет управлять
действием. Дети охотно надевают такие шляпы и участвуют в беседе по заданной
теме.

Хорошим
упражнением для развития критического мышления будет игра по классификации. К
примеру, детям предлагают поговорить на конкретную тему, обращая внимание на
сравнения, их признаки.   

Развитие инженерного
мышления у детей старшего дошкольного возраста

Инженерное
мышление – это познавательное мышление, направленное на созидание, узнавание
нового, исследование, конструирование. В дошкольном возрасте нужно дать
возможность детям моделировать. Для этого подходят игры в кубики, конструктор,
упражнения с цветами и формами. В дошкольном возрасте пригодятся первые занятия
по электронике и технике, ведь тот же процесс создания мини-робота при помощи
педагога будет увлекательным для ребенка, заставит его мыслить. Удачная идея
развивать инженерное мышление у детей – конструирование по предложенной схеме.
Может быть также исследовательская деятельность в различных научных областях.
Так, изучая времена года, ребенок может участвовать в эксперименте по
замораживанию воды в бутылке, причем все действия он производит по алгоритму,
предложенному педагогом.

Читайте также:  Развитие ребенка в кратце

НОВАЯ СТАТЬЯ: «ЗОЖ для детей дошкольного возраста»

Упражнения и игры на
развитие мыслительных операций

Большое
значение на деятельность мозга оказывают мыслительные операции. Именно
благодаря им ребенок познает мир вокруг себя. Это нужно учитывать, подбирая
игры и упражнения для дошкольников.  

Сравнение

Уметь
сравнивать – тоже искусство. Это одна из возможностей заставить мозг работать,
развиваться. Поэтому важно детей научить сравнивать, искать различия в
предметах: в форме, величине, цвете, вкусе, особенностях строения, применения и
прочее. При сравнении важен анализ, который учится делать ребенок.

Можно поиграть
с дошкольников в игру «Близнецы». В этой игре два участника. У каждого из них
одинаковый набора карточек. Один ребенок рассказывает, что изображено на одной
из его карточек. Насколько точно он опишет предмет, настолько проще будет
другому игроку отыскать близнеца – точно такую же карточку. Игроки во время
игры меняются ролями.

Обобщение

Если сравнение
доступно дошкольникам из средних групп детского сада, то обобщать могут только
старшие дошкольники. Младшие еще не умеют мыслить, разделяя предметы по
категориям. Зато старшие, у которых и словарный запас побольше, и знаний
прибавилось за несколько лет, смогут проводить обобщение.

Хорошей игрой
для тренировки обобщения будет использование словарного ряда. К примеру, нужно
предложить ребенку назвать одним словом несколько предметов: кружка, чашка,
тарелка (посуда); галка, воробей, сова, лебедь (птицы); стул, диван, кровать,
стол (мебель). Это упражнение также тренирует сравнение и помогает учиться
анализировать. 

Анализ

Для детей
важно понимать, из каких частей состоит та или иная вещь, что составляет живое
существо. При этом важно направить анализ от разрушительной силы (ребенок
ломает игрушки на детали, но ему уже не интересен процесс сборки) к
продуктивной, познавательной (знания, полученные детьми о строении, к примеру,
растений становятся толчком к получению новой информации). Важно научить детей
анализировать, чтобы они могли видеть не только части, но и признаки этих
частей.

Для развития
анализа можно поиграть с ребенком в игру «Найди лишнее». Ребенку предлагают
несколько карточек с иллюстрациями различных предметов. Например, среди
карточек с продуктами питания может оказаться картинка с несъедобным предметом.
Ребенок, рассматривая картинки, должен определить, на основе анализа, какая
картинка лишняя. Или же на карточках будут животные, а одна карточка может быть
с изображением, к примеру, неживого предмета. Снова, проанализировав, ребенок
выберет лишнюю картинку. Данная игра подходит, кстати, для тренировки таких
мыслительных операций как синтез и классификация.    

НОВАЯ СТАТЬЯ » Детские стихи для развития речи «

Синтез

Очень сложно
объединить отдельные элементы в единую конструкцию. Разрозненная информация не
может принести пользу, поскольку она неполная. Синтез интересен как раз
операция, соединяющая познания ребенка о сложном процессе объединения частей в
одно общее. Благодаря синтезу, кстати, ребенок постигает умение читать,
складывая из букв слоги, из слогов – слова, а из слов – предложения. 

Упражнение
«Угадай что» поможет развивать синтез. Дошкольнику предлагается угадать
предмет, который изображен на картинке, но саму картинку ребенок не видит.
Ведущий рассказывает, что именно изображено, учитывая детали, его описание
должно быть полным, чтобы ребенок смог сказать, что на картинке. Потом ребенок
может сам попробовать описать картинку так, чтобы его сверстник сумел ответить
правильно. Помимо синтеза это упражнение тренирует анализ. 

Классификация

Свойства
предметов, их сходство или различие относится к классификации. В детском саду
ребенок может научиться классифицировать предметы, к примеру, по составу.

Для развития
умения классифицировать детям можно предложить сыграть в «театр», предложить
сюжетно-ролевые игры. К примеру, в семью, так называемые «дочки-матери». Хорошо
помогает получить навыки по классификации игра по конкретной теме: по сказке,
по профессиональным признакам. Однако нужно учитывать возраст ребенка. Так, в
младшей группе детского сада такое погружение в игру возможно только на
четверть часа. В старших группах дети с удовольствием играют в ролевые игры
почти час.    

СТАТЬИ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДО ШКОЛЫ:

  • Развивающие игры Монтессори
  • Развитие по Никитиным
  • Развивающие методики для детей

Отзывы

Евгения,
Челябинск:

Все дети развиваются по-разному, невозможно их взять и поставить в одни рамки. Мне как-то сказала воспитатель, что у меня сын отличается от детей из группы, мол, у него не такое мышление. Оказалось, что на занятии, когда детям предложили картинки животных и попросили убрать лишнюю, все дети убрали картинку с птицей, потому что она не животное, а мой сын разложил картинки на три кучки: в одной – птица, в другой – хищные звери, в третьей кучке – травоядные. Воспитатель сказала, что ребенок неправильно выполнил задание. А мне кажется, мой сын молодец. Просто для него такое задание было слишком простым, и он усложнил его самостоятельно.

Николай, Екатеринбург:

– К сожалению, наши дети стали мыслить бедно. Мы раньше с простой палкой могли массу игр придумать, а нынешние уткнуться в телефон и ничего их не интересует. Хорошо, что в детском саду проводят много занятий по развитию мышления, различных исследовательских игр, творческих. У нас в садике дети увлечены робототехникой, есть даже специальный класс и занятия ведет специальный преподаватель.   

Развитие мышления в дошкольном возрасте – один из важных этапов в развитии человека. Поскольку именно в детстве формируются особенности восприятия мира человеком и самого себя в нем, развивается психика, то нельзя пускать этот процесс «на волю». Опытный педагог поможет направить желания ребенка в нужное русло и развивать все виды мышления. 

Педагог-психолог: Наталья Белокопытова

Источник