Мышление форма ребенка 3 года
В трехлетнем возрасте в умственном развитии детей происходят большие перемены. В этот период у ребенка обычно завершается кризис трехлетнего возраста, появляется восприятие себя, как отдельной личности. Трехлетний ребенок переходит от предметно-действенного мышления и прямых манипуляций к наглядно-образному мышлению. Благодаря стремительному развитию речи, малыш расширяет свой лексический запас, у него формируются первые грамматические конструкции. Ребенок учится сравнивать и обобщать, может анализировать не только реальные предметы, но и просто картинки. Он еще играет в простые игры (кубики, пирамидки), но уже появляются зачатки сюжетно-ролевых игр. Малыш постепенно учится заменять одни предметы на другие, играть «понарошку». Раньше ребенок для решения задачи представлял себе в уме действия с предметами и их результат. Теперь же, с развитием знаковой системы понятий, он уже оперирует словами и числами, заменяя окружающие предметы понятиями. Эти новые возможности детского мозга называются отвлеченным мышлением, иначе логикой. Увлекательные математические задания для дошкольников, помогут вам подготовить ребенка к школе в игровой форме.
Особенности развития логики в 3-4 года.
Логика – важный инструмент человека в процессе познания. Способность мыслить логически дает возможность человеку понимать, что происходит вокруг, находить связи в явлениях и предметах, обобщать, анализировать, решать различные задачи, делать умозаключения и многое другое, что требует от него сама жизнь. В процессе этих действий человек использует определенные приемы: определение состава, структуры и организации частей и элементов целого; ориентация на существенные признаки явлений и предметов; определение взаимосвязей между явлениями и предметами; обнаружение тенденций и закономерностей развития; построение гипотез и обнаружение следствий; осознанная аргументация логических операций. Конечно, трехлетний ребенок не обладает достаточным уровнем логического мышления, который необходим для выполнения всех этих функций. Но процесс образования данных логических приемов через наглядно-действенное мышление и последующее их совершенствование и является развитием логического мышления.
Особенность развития логики в 3-4 года проявляется в том, что мыслительный процесс носит эмоциональный характер. Он интересен и увлекателен для ребенка, который, играя, не вдаваясь в излишние подробности, стремиться к обоснованию, доказательству, поиску причин.
О развитии логического мышления у ребенка свидетельствует появление огромного количества вопросов – Почему? Как? Откуда? Зачем? и другие. Многие психологи и педагоги, изучая данный вопрос, отмечают необходимость целенаправленно развивать у детей возможности логического мышления, так как сам по себе набор логических приемов, даже хорошо усвоенных, представляет собой лишь потенциал умственного развития, а не саморазвитие, которое возможно лишь при постоянной практике этих приемов. И, так как ведущим видом деятельности для ребенка 3-4 лет является игра, то именно при помощи игровой деятельности и следует начинать развитие у детей логических способностей. В условиях игры ребенок создает обобщенные образы, анализирует игровую ситуацию.
Игра организовывает сложный процесс овладения навыками в интересной для ребенка форме, придает умственной деятельности увлекательный характер. Виды игр развивающих логику для детей 3-4 лет.
Логические игры научат ребенка сопоставлять предметы, находить сходства и различия, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Во время раздумий над игрой малыш старается самостоятельно рассуждать, раздумывать над процессом и результатом. Первые логические игры. Эти игры очень просты. С их помощью тренируются базовые логические приемы. Выделять и различать свойства предметов, сравнивать их дети учатся еще на кубиках и мячиках разных цветов и размеров, рамках-вкладышах и других совсем малышовых играх. Умение обобщать предметы в группы по их характерным свойствам тренируется играми наподобие лото, где на одном поле собираются карточки с изображением предметов или явлений объединенных в одну группу. Например, фрукты, овощи, времена года. Умение выделять часть из целого, составлять структуру помогают игрушки, которые делятся на части. Например, пазлы, кубики с частями картинки, всевозможные конструкторы.
Умению сравнивать и анализировать хорошо обучают загадки, в которых по признаку надо отгадать предмет. Например, зеленый, а не крокодил, колючий, а не ежик. Очень нравится детям игра на карточках «найди лишний предмет». Ассоциативное мышление тренируется игрой, где надо подбирать друг к другу карточки с изображениями различных предметов, но связанных между собой логически. Например, тучка – зонтик, тарелка – ложка, футбольные ворота – мяч, и другие. Где-то к 4 годам ребенок все более уверенно начинает пользоваться знаковой системой. В этом возрасте уже можно подключать игры с использованием букв и цифр. Очень полезной на этом этапе будет игра, в которой требуется соотнести количество изображенных предметов с цифрой. Развитие мышления происходит в разных направлениях, поэтому и логические игры можно разделить на разные виды в зависимости от их направленности. Игры для развития сообразительности и находчивости Игры этого направления побуждают детей активно думать, быстро соображать и находить правильные решения. Например, игра «цепочка». Дети бросают друг другу мяч и, в зависимости от возраста, называют либо слова, обозначающие группу предметов по свойствам, например, фрукты, овощи, домашние, дикие животные, времена года, либо слова, начинающиеся на одну и ту же букву, последнюю букву предыдущего слова. Еще одна всем знакомая игра – «съедобное – не съедобное», и другие.
Игры для развития интеллекта.
Среди игр этого направления преобладают игры, где необходимо построить или продолжить определенную логическую цепочку. Многие варианты таких игр представлены в продаже в виде наборов карточек. В эту же группу можно отнести и математические цепочки и задачки. Самыми популярными из них считаются судоку – японские головоломки. Некоторые судоку требуют для решения не один час, но есть и более простые, с которыми способен справиться ребенок 3-4 лет. Лингвистическая логическая задача – это небольшой рассказ, в котором есть какая-то загадка. А вместо ответа несколько вопросов, обращенных к ребенку. Ответить на них он может, если понимает определенные закономерности природы, может строить логические связи. В процессе решения задачи задействуются разные приемы мышления: выделение различных свойств, сравнение, анализ, обобщение. Также ребенку надо самостоятельно сформулировать понятный ответ.
Пример лингвистической задачи для развития логики «Однажды в лесу, после ночи, когда вовсю лил дождь, настало прекрасное солнечное утро. Винни Пух и Пятачок выбежали во двор и сразу увидели две огромные лужи. Одна побольше – для Винни, вторая поменьше – для Пяточка. Друзья с удовольствием принялись прыгать по лужам! Вскоре к ним присоединился Тигруля. Вместе они решили позвать еще и Кролика. Все побежали к нему, но Кролик, как известно, был очень занятой личностью, поэтому друзьям пришлось его очень долго уговаривать. Когда же Кролик все-таки согласился, и все вернулись на Дождевую Поляну, то обнаружили, что лужа Винни Пуха стала совсем-совсем маленькой, а лужа Пяточка вообще исчезла! — Как же так? – удивлялся Пятачок. – Тут недавно было море, а теперь от него не осталось ни капельки. Куда же сбежала лужа?»
После ответа, или объяснения можно предложить детям провести несколько опытов. Для них понадобится две кисточки и два стакана с водой. Один – с простой, второй – с добавлением соли. Смоченными в разных стаканах кисточками надо нарисовать на сухом асфальте дорожки. Жидкость испарится, а соль останется. Можно нарисовать такие полоски на солнце и в тени. Пусть дети сами пробуют объяснить, что и как происходит. Также сюда можно отнести такие игры, где детям предлагают описать, что нарисовано на картинке, составить рассказ по картинкам, продолжить услышанную сказку и другое
Графические игры.
Эти игры стоит выделить в отдельную категорию. Цель их заключается в том, чтобы задействовать зрительно-двигательную координацию. Обычно такие игры собраны в тетради и сборники, существуют детские периодические издания. Это разные лабиринты, логические таблицы, где необходимо ответить на вопрос, что-то дорисовать, провести, обозначить. К этой категории относятся игры с геометрическими фигурами, ребусы, кроссворды. Самая простая графическая игра для развития логики – «крестики-нолики». С табличкой три на три ребенок может справиться уже в 3,5-4 года.
Игра для развития логики у детей в 3-4 года
“Что я задумала?”
Упражнение очень хорошо развивает наблюдательность и воображение.
Предложите ребенку отгадать то, что вы задумали. Например, взрослый жестами показывает, как он играет в мяч, пьет чай, режет хлеб.… Пусть и карапуз загадает вам что-нибудь. Он ведь прекрасно знает, как копать лопаткой песок, есть, пить, надевать рубашечку, рисовать, мыть руки, строить башню и еще многое-многое другое.
Таким образом, взрослый и ребенок загадывают друг другу по 3-6 разных действий. Игра должна быть веселой, эмоциональной.
Игра для развития логического мышления у детей “Озорные снежинки”.
Благодаря этому заданию вы познакомите малыша с понятием “одинаковые”.
Игра способствует развитию логического мышления. Родители вырезают снежинки из бумаги. Для начала — только два вида снежинок, потом — больше.
Расскажите карапузу, что пришла зима, подул ветер, и снежинки разлетелись (дуйте вместе с малышом, чтобы снежинки полетели по комнате).
Покажите одну снежинку, а затем попросите ребенка найти такие же и сложить из них дорожку.
Предложите малышу сделать дорожку из других похожих снежинок.
Помогайте ему, хвалите: “Какой ты молодец, какая чудесная дорожка!”
Игра на развитие логического мышления “Веселые монетки”. Цель этой игры — знакомство малышей с цветом. Из цветного картона или бумаги вырежьте кружочки разного цвета и положите их в коробку.
Скажите ребенку: “Мишка и Зайка собрались в магазин за игрушками и им надо дать монетки: Зайке — красные, а Мишке — зеленые. Но монеты в коробке перемешались. Помоги отыскать нужные монетки!”
Источник
Развитие логического мышления у детей 3-4 лет
(Консультативный материал)
Особенности в развитии мышления детей 3-4 лет
В трехлетнем возрасте в умственном развитии детей происходят большие перемены. В этот период у ребенка обычно завершается кризис трехлетнего возраста, появляется восприятие себя, как отдельной личности. Трехлетний ребенок переходит от предметно-действенного мышления и прямых манипуляций к наглядно-образному мышлению. Благодаря стремительному развитию речи, малыш расширяет свой лексический запас, у него формируются первые грамматические конструкции. Ребенок учится сравнивать и обобщать, может анализировать не только реальные предметы, но и просто картинки. Он еще играет в простые игры (кубики, пирамидки, песочки), но уже появляются зачатки сюжетно-ролевых игр. Малыш постепенно учится заменять одни предметы на другие, играть «понарошку». Раньше ребенок для решения задачи представлял себе в уме действия с предметами и их результат. Теперь же, с развитием знаковой системы понятий, он уже оперирует словами и числами, заменяя окружающие предметы понятиями. Эти новые возможности детского мозга называются отвлеченным мышлением, иначе логикой.
Особенности развития логики в 3-4 года
Логика – важный инструмент человека в процессе познания. Способность мыслить логически дает возможность человеку понимать, что происходит вокруг, находить связи в явлениях и предметах, обобщать, анализировать, решать различные задачи, делать умозаключения и многое другое, что требует от него сама жизнь. В процессе этих действий человек использует определенные приемы: определение состава, структуры и организации частей и элементов целого; ориентация на существенные признаки явлений и предметов; определение взаимосвязей между явлениями и предметами; обнаружение тенденций и закономерностей развития; построение гипотез и обнаружение следствий; осознанная аргументация логических операций. Конечно, трехлетний ребенок не обладает достаточным уровнем логического мышления, который необходим для выполнения всех этих функций. Но процесс образования данных логических приемов через наглядно-действенное мышление и последующее их совершенствование и является развитием логического мышления. Особенность развития логики в 3-4 года проявляется в том, что мыслительный процесс носит эмоциональный характер. Он интересен и увлекателен для ребенка, который, играя, не вдаваясь в излишние подробности, стремиться к обоснованию, доказательству, поиску причин. О развитии логического мышления у ребенка свидетельствует появление огромного количества вопросов – Почему? Как? Откуда? Зачем? и другие. Многие психологи и педагоги, изучая данный вопрос, отмечают необходимость целенаправленно развивать у детей возможности логического мышления, так как сам по себе набор логических приемов, даже хорошо усвоенных, представляет собой лишь потенциал умственного развития, а не само развитие, которое возможно лишь при постоянной практике этих приемов. И, так как ведущим видом деятельности для ребенка 3-4 лет является игра, то именно при помощи игровой деятельности и следует начинать развитие у детей логических способностей. В условиях игры ребенок создает обобщенные образы, анализирует игровую ситуацию. Игра организовывает сложный процесс овладения навыками в интересной для ребенка форме, придает умственной деятельности увлекательный характер.
Первые логические игры
Первые логические игры очень просты. С их помощью тренируются базовые логические приемы. Выделять и различать свойства предметов, сравнивать их дети учатся еще на кубиках и мячиках разных цветов и размеров, рамках-вкладышах и других совсем малышовых играх. Умение обобщать предметы в группы по их характерным свойствам тренируется играми наподобие лото, где на одном поле собираются карточки с изображением предметов или явлений объединенных в одну группу. Например, фрукты, овощи, времена года. Умение выделять часть из целого, составлять структуру помогают игрушки, которые делятся на части. Например, пазлы, кубики с частями картинки, всевозможные конструкторы, даже роботы-трансформеры. Умению сравнивать и анализировать хорошо обучают загадки, в которых по признаку надо отгадать предмет. Например, зеленый, а не крокодил, колючий, а не ежик. Очень нравится детям игра на карточках «найди лишний предмет». Ассоциативное мышление тренируется игрой, где надо подбирать друг к другу карточки с изображениями различных предметов, но связанных между собой логически. Например, тучка – зонтик, тарелка – ложка, футбольные ворота – мяч, и другие. Где-то к 4 годам ребенок все более уверенно начинает пользоваться знаковой системой. В этом возрасте уже можно подключать игры с использованием букв и цифр. Очень полезной на этом этапе будет игра, в которой требуется соотнести количество изображенных предметов с цифрой. Развитие мышления происходит в разных направлениях, поэтому и логические игры можно разделить на разные виды в зависимости от их направленности.
Примерные задания с картинками
Задание 1
- Закрась самый высокий цветочек синим цветом, а самый маленький — розовым. Остальные цветочки закрась жёлтым.
- Сколько всего цветочков надо полить Ёжику?
- Сколько жёлтых цветочков у тебя получилось?
Задание 2
- Рассмотри внимательно картинки.
- Что делает Мишка? Как ты думаешь, какое время суток нарисовано на этой картинке? Почему ты так думаешь?
- Сколько вагончиков у поезда? Кто в них сидит? В каком вагоне больше всего пассажиров? Кто сидит в последнем вагоне? Как ты думаешь, куда едут друзья?
- Найди отличия в каждой паре картинок.
Задание 3
- Сколько персонажей нарисовано на картинке?
- Как ты думаешь, кто здесь лишний? Почему ты так думаешь?
Задание 4
· Соедини линией листочек с его тенью.
- Сколько листочков на картинке? Сколько из них жёлтого цвета?
- Каких листочков больше: красных или зелёных?
Задание 5
- Обведи красным карандашом все предметы одежды.
- Обведи синим карандашом посуду.
- Оставшиеся рисунки обведи зелёным карандашом. Как назвать одним словом все картинки, которые обведены зелёным цветом?
Задание 6
- Соедини предметы из левого и правого столбиков.
- Расскажи, с чем ты соединил барабан. Почему?
- Расскажи, зачем нужна зубная паста. С каким предметом из правого столбика ты её соединил?
- Расскажи, с чем и почему ты соединил оставшиеся предметы из левого столбиков.
Словесные игры для детей 3-4 лет
«Рыбка — червячок»
Игра учит аргументировать свои ответы, расширить кругозор
Необходимый инвентарь: картинки животных, птиц (можно вырезанные из старых книг, журналов; открытки).
◈ Как играем: сначала читается стихотворение:
Зайчик любит морковку,
Мишка — малинку,
Воробушек — рябинку,
Рыбка — червячка,
Избегай, рыбка, крючка.
◈ Вы называете животное, а ребенку нужно быстро и правильно сказать, что оно кушает, например: корова — сено, собака — кость, мышка — сыр, кошка — молочко и т. д.
◈ Играть можно как двоим участникам, так и большему количеству. Периодически меняйтесь ролями с ребенком, это является для него прекрасным стимулом.
◈ Закрепляем: задайте ребенку вопросы: «А что любит Карлсон? Людоед?» и пр.
◈ Сыграйте в игру «Наоборот»: морковка — заяц, зерно — птица, лошадь — сено.
◈ Когда предоставится возможность, кормите вместе птиц, белочек, животных. Наблюдайте за их повадками.
◈ Усложняем: а может ли цыпленок грызть кость? А собака клевать зерно? Попросите ребенка аргументировать свой ответ, если малыш затрудняется, найдите объяснение вместе.
«Небылицы»
Игра помогает формировать логическое мышление, творческое воображение
Необходимый инвентарь: мяч.
◈ Как играем: в эту игру лучше играть всей семьей, тогда ребенок быстрее освоит ее.
◈ Ведущий бросает мяч игроку и говорит какую-либо фразу. Если эта фраза — небылица, то ловить мяч не надо, например: «Волк по лесу гуляет», — игрок ловит мяч. «Волк на дереве сидит» — мяч ловить не нужно. «Девочка рисует домик» — игрок ловит мяч. «Домик рисует девочку» — мяч ловить не нужно и т. д.
◈ Старайтесь придумать как можно больше смешных, нелепых фраз.
◈ Выиграет тот, кто ни разу не ошибется.
◈ Играйте в эту игру чаще, ведь ребенок этого возраста любит придумывать перевертыши, небылицы.
◈ Закрепляем: поиграйте в «Небылицы», используя короткие рассказы. Например: «На день рождения Вани дети ели яблоки, мороженое, печенье и… соленые конфеты». Ребенок должен исправить вашу ошибку и объяснить, почему это неверно.
◈ Вы варите на кухне борщ? Используйте и эту ситуацию для игры. «Я кладу в борщ свеклу, морковку, капусту… грушу». Посмейтесь вместе с ребенком, поменяйтесь ролями.
◈ Можно поиграть с картинками. Например: на картинке нарисовано лето: солнце, цветы, бабочки и… снеговик. Спросите ребенка, почему снеговик лишний, что может с ним произойти? Что придумать, чтобы он не растаял?
◈ В следующий раз можете придумать до 3-4 небылиц в рассказе. Например:
Сел воробушек на дом,
Провалилась крыша.
Под березою с котом
Пляшут польку мыши.
Мухи съели паука.
Рыбы ловят рыбака.
На телегу села лошадь,
Погоняет ездока.
Автор: В. Чантурия.
«Да — нет, говорите»
Игра учит угадывать предмет по описанию методом наводящих и отсекающих вопросов
◈ Как играем: предложите ребенку угадать овощ, который вы загадали, по его описанию. Например: овощ, бывает крупный и мелкий, растет на грядке (морковь). Пусть ваш исследователь методом наводящих вопросов (какого он бывает цвета, какой формы, что из него готовят?) с вашей помощью попробует дать верный ответ.
◈ Закрепляем: загадывать можно любой знакомый предмет, постепенно усложняя задачу. Например: «Это предмет женской одежды» {платье). Ребенок перечисляет: «Юбка?» (нет), «Кофта?» (нет), «Длинное?» (бывает — да, бывает — нет). Подскажите, что бывает вечерним или бальным, если малышу сложно угадать.
◈ Пусть ребенок попробует сам загадать предмет, а вы будете пытаться с помощью вопросов угадывать.
Игра «Что на что похоже»
Цель: развивать навык сравнения.
Описание: предложить ребенку поиграть в вопросы и ответы. Например: «Что такое же круглое, как мячик?» (Арбуз, апельсин, яблоко и т. п.); «Что такое же белое, как снег?»; «Что такое же сладкое, как сахар?» и т. д.
Игра «Что бывает…»
Цель: развивать речь, память, навык обобщения предметов по признаку или свойству.
Описание: педагог задает ребенку вопросы, а он на них отвечает. Например: «Что бывает желтого цвета?» (Цыпленок, солнышко и т. п.); «Что растет на дереве?»; «Кто живет в лесу?» и т. д.
Игра «Угадай, о чем я говорю»
Цель: развивать логическое мышление, память, внимание.
Описание: предложить ребенку отыскать в комнате предмет. Описать его местонахождение, цвет, форму, материал, из которого он сделан, и т. д. Например: «То, что я загадала, находится сейчас под одним из стульев в этой комнате. Этот предмет небольшой, круглый, резиновый, красного цвета». Усложняя игру, в дальнейшем не называть место, где находится предмет, перечисляя все остальные его признаки.
Игра «У кого это есть»
Цель: развивать речь, внимание, память, наблюдательность.
Описание: см. игру «Кто это делает» (перечисляются предметы, вызывающие ассоциации с действиями человека). Объяснить ребенку правила и начать перечисление. Например: у кого есть круглые коричневые очки, зеленая кофта и гостинец для тебя? (У бабушки.) У кого есть белый халат, фонендоскоп, белая шапочка? (У врача.) И т. д.
Источник