Музыкотерапия в развитии ребенка

Музыкотерапия в работе с детьми

        Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и дословно переводится — «исцеление музыкой». Музыкотерапию используют как для лечения, так и для реабилитации детей и взрослых при соматических и психических заболеваниях. Музыка широко используется в психокоррекционной работе с детьми и подростками во время групповых или индивидуальных занятий.

Целебная сила музыки была известна еще в древние времена. Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор. Он предложил понятие «музыкальной медицины». Одни мелодии великий ученый использовал «чтобы лечить пассивность души, чтобы не теряла она надежды и не оплакивала себя», другие мелодии – «против ярости и гнева, против заблуждений души». Другой философ, Платон, говорил, что музыка может служить психогигиенической профилактикой.

Большое внимание вопросам музыки уделял ученый Средневековья Авицена. Описывая бессонницу, Ибн Сина предлагал музыку как успокоительное средство и прописывал «приятное нежное пение в медленном темпе», а также «журчание воды или шелест листьев».

Рубеж XVIII—XIX  веков  стал для музыкальной терапии вторым рождением: к ее разработке подключились клиницисты и физиологи. По их наблюдениям, музыка способна влиять на дыхание, сердечный ритм, пульс и давление, снимать мускульное напряжение, стимулировать пищеварение, а также изменять темп дыхания и температуру тела, регулировать выделение гормонов, которые снижают стресс, активизировать иммунную функцию и скорость реакции… А также изменять восприятие времени и пространства.

        В начале XX века в Петербурге ученые Психоневрологического института учредили специальную комиссию для изучения влияния музыки на живой организм и человека. В 1914 году академик В.Бехтерев выступил на заседании этой комиссии с докладом, где указывал, что музыкальные мелодии помогают в борьбе с повышенной неврозностью и капризами, которым особенно поддаются дети.

        В середине XX века стали организовывать музыкально-терапевтические общества и центры в США и странах Европы.  В 70-80-х годах было издано несколько монографий, посвященных музыкотерапии, в которых были разделы о применении музыки с лечебной целью для детей, которые страдают неврозами (К.Шваби),  ранний детский аутизм (Бенензон), органические заболевания головного мозга (Е.Коффер-Ульбрих). Также проводили исследование на объективность влияния музыки на детей (У.Грюс, Г.Грюс, З.Мюллер, Ю.Брюкнер, И.Медераке и К.Ульбрих).

        Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкальная терапия вместе с арт-терапией может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще.

        Наш мозг воспринимает музыку одновременно обоими  полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Самое сильное воздействие на организм человека оказывает ритм. Ритмы музыкальных произведений лежат в диапазоне от 2,2 до 4 колебаний в секунду, что очень близко к частоте дыхания и сердцебиения. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее. В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания. Кстати, музыка благотворно действует не только на человека, но и на животных и даже на растения.

        Поскольку восприятие музыки обеспечивается обоими полушариями, каждое из которых регулирует различные функции, цельное впечатление от музыки обеспечивается интеграцией специализированных когнитивных и эмоциональных процессов, протекающих в обоих полушариях. Следовательно, восприятие музыки вызывает усиление межцентрального и межполушарного взаимодействия, т.е. интеграцию мозга. Причем восприятие музыки может происходить как на сознательном, так и на подсознательном уровне, так как анализ частотно-временных соотношений акустических сигналов осуществляется при обеих формах восприятия (wikipedia.org).

        Многообразие физиологических реакций, возникающих в организме человека в результате музыкально-терапевтических воздействий, в первую очередь обусловлено сложным механизмом акустической рецепции. Известно, что музыка как физическое явление представляет собой в каждом конкретном случае определённую совокупность звуковых сигналов, восприятие которых условно разделяют на слуховой и вибротактильный компоненты. Слуховой компонент рецепции реализуется слуховым анализатором и обеспечивает восприятие частот акустических сигналов от 16 до 20000 Гц. При этом звуки музыки воспринимаются и проходят сложнейшую обработку в слуховом анализаторе, в частности в корковых структурах головного мозга. Показано, что возникающие реакции слуховой адаптации порождают определённые ассоциации, эстетические переживания, активно влияющие на психоэмоциональное состояние человека. Эмоции, динамика которых всегда приводит к определённым гормональным и биохимическим изменениям, опосредованно начинают оказывать влияние на интенсивность обменных процессов, дыхательную и сердечнососудистую системы, тонус головного мозга, кровообращение.

Музыку можно использовать при работе с любыми нарушениями в развитии у детей и подростков, но обычно музыкотерапия используется для коррекции эмоциональных нарушений. «В психологической литературе выделяется четыре основных направления коррекционного воздействия музыкотерапии:

1.  Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.

2.   Регулирующее влияние на психовегетативные процессы.

3.   Развитие навыков межличностного общения.

4.  Повышение эстетических потребностей.

В качестве психологических механизмов психокоррекционного воздействия музыкотерапии авторы указывают:

—  катарсис — эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;

—  усвоение новых способов эмоциональной экспрессии;

—  повышение социальной активности и др». (Мамайчук И.И.).

        Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах. Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах: рецептивной, активной, интегративной музыкотерапии.

Рецептивная (пассивная) музыкотерапия характеризуется тем, что ребенок в музыкотерапевтическом сеансе участвует относительно активно в непосредственном действии. В рецептивной музыкотерапии выделяются два вида: музыкопсихотерапия, музыкосоматотеапия.

Нормализация психоэмоционального состояния посредством
восприятия музыки обеспечивается путем выхода человека из отрицательных переживаний, наполнения  его   положительными эмоциями, реконструирования его эмоционального состояния, когнитивной сферы.

Восприятие музыки может выражаться в различных формах. Например, в форме так называемых «музыкальных снов», представляющих собой вариант недирективной медитации. После прослушивания разных по характеру музыкальных произведений совместно с ребенком проводится беседа о содержании того, что «снилось». Анализ образов, возникших у ребенка, может показать его состояние, а затем динамику коррекции психоэмоционального состояния.

Активная музыкотерапия предполагает активное включение ребенка в музыкотерапевтический процесс посредством пения (вокалотерапия) или движения (кинезитерапия — танцетерапия, хореотерапия) и игры на музыкальных инструментах (инструментальная музыкотерапия). Активное участие в музыкотерапевтическом сеансе самого ребенка, получающего возможность выразить себя, свое непосредственное состояние пением, движением, игрой на инструменте, приводит к разрешению внутреннего конфликта и, как следствие, к стабилизации психоэмоционального состояния, к регуляции функций организма.

«При работе с детьми целесообразно использовать оба варианта музыкальной психокоррекции. Активная широко используется в групповых занятиях с целью сплочения группы и эффективности группового взаимодействия. Например, хоровое пение, исполнение музыкальных произведений на музыкальных инструментах или с помощью ложек, расчески и пр.

Рецептивную музыкотерапию целесообразно использовать для решения конкретных психокоррекционных задач: оптимизация общения членов группы, создание доверительной эмпатийной атмосферы в группе, снижение эмоционального дискомфорта и пр». (Мамайчук И.И.)

        Для успокоения, снятия эмоционального напряжения. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти). Классика: Произведения Вивальди, Бетховен «Симфония 6» – часть 2, «Лунная соната»,  Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны», «Сладкие грезы» Чайковского, «Грустный вальс» Сибелиуса, «Фантазия-экспромт» Шопена.

        Уменьшение чувства тревоги и неуверенности. Мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная и детская музыка помогает обрести временную безопасность. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции. Классика: Шопен «Мазурка» и «Прелюдии», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодии».

        Уменьшение раздражительности, нервного возбуждения. Классика: Бах «Кантата 2» и «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор», Вагнера «Хор пилигримов», Чайковского «Сентиментальный вальс».

        Для снятия депрессивных настроений, улучшения настроения. Скрипичная и церковная музыка. Классика: Произведения Моцарта, Гендель «Менуэт», Бизе «Кармэн» — часть 3, «К радости» Бетховена, «Аве-Мария» Шуберта.

        Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности. Вялым людям нужна ритмичная, бодрящая музыка. Можно использовать различные марши: их прослушивание повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие. Классика: Чайковский «Шестая симфония» — часть 3, Бетховен «Увертюра Эдмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия 2».

        Для повышения сосредоточенности внимания — «Времена года» Чайковского, «Лунный Свет» Дебюсси, «Грезы» Шумана.

        Для снятия мигрени, головной и другой боли. Религиозная музыка. Классика: Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40», Лист «Венгерская рапсодия 1», Хачатурян «Сюита Маскарад», Бетховен «Фиделио», Гершвин «Американец в Париже».

        От бессонницы, для спокойного и крепкого сна. Сибелиус «Грустный вальс», Шуман «Грезы», Глюк «Мелодия», а также пьесы Чайковского. Если, например, плохо спит ваш малыш, ему можно негромко проигрывать во время сна музыку с медленным темпом и четким ритмом.

        Конечно, не обязательно слушать только классическую музыку, можно выбирать и другие стили. Но как показывает опыт психологов, работающих с музыкотерапией, «именно классическая музыка влияет «базово», глубоко и надолго, существенно ускоряя процесс лечения», а значит гораздо лучше помогает добиться необходимого эффекта и при обычном «домашнем» применении.

Эффективность музыкотерапии давно подтверждена. Педагог может использовать музыку, как терапевтический метод, так и в качестве фона при выполнении различных упражнений, игре.

При групповых занятиях музыка помогает задавать общее настроение, сплачивать участников, повышать уровень эмпатии. Активную форму музыкотерапии можно рассматривать как проективный метод. Однако, помимо положительного отношения у детей к музыке можно наблюдать и отрицательное, что бывает обусловлено отрицательными ассоциациями, которые вызывает музыка у ребенка, неподготовленностью его к восприятию музыки, а также индивидуально-психологическими особенностями. «При подборе музыкальных произведений необходимо учитывать психологические свойства нервной системы лиц, подвергающихся воздействию музыки» (Рогов Е.И.).

  1. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2006. — 400 с.
  2. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 176 с.
  3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. — 480 с: ил.
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%F3%E7%FB%EA%EE%F2%E5%F0%E0%EF%E8%FF
  5. https://slovari.yandex.ru/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F/%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F/

Источник

Таболина Надежда Павловна
Консультация «Музыкальная терапия в развитии ребенка»

Музыкальная терапия в развитии ребенка

Музыкальная терапия представляет собой древнейшую и наиболее развитую форму врачевания посредством искусства, ведь связь между музыкой и медициной восходит к истокам истории человечества.

Музыка как вид искусства, такая близкая и необходимая людям, является универсальным средством общения в различных культурных кругах. Это специфический язык, который рождается из личных эмоций и удовлетворяет потребность в эстетических переживаниях. Музыка позволяет большую свободу в проявлении своих эмоций, потому что владеет всей палитрой разнообразных выразительных средств, реализуемых через звуки, в которых преобладают те или иные чувства.

Сегодня музыка используется не только во время музыкотерапии, но также и во время обучающих занятий, как метод всесторонней и многоаспектной стимуляции развития. Учитывая естественные потребности ребенка, она чаще всего принимает форму активной терапии. Благодаря общению с ней дети могут освободиться от запретов и забыть об ограничивающих их трудностях.

Музыкотерапия полезна как для здоровых детей, так и для детей с ограниченными возможностями, причем в случае вторых акцент делается на реализацию дополнительных целей, совместимых с потребностями конкретного ребенка. Музыкотерапию с успехом используют специалисты и педагоги в лечении детей с церебральным параличом, аутизмом, с разного рода нарушениями слуха, зрения, умственной отсталостью, а также у детей с нарушениями поведения или СДВГ, которых в наших детских садах и школах становится все больше и больше. Занятия музыкотерапией помогают в равной степени, как для успокоения чрезмерно агрессивного ребенка, так и для активации ребенка неуверенного в себе, застенчивого и боязливого. А значит, благодаря такому преображению можно устранить поведение, создающее проблемы в группе сверстников.

Также музыкальная терапия позволяет выявлять на самых ранних стадиях нарушения в области слухового или зрительного восприятия, моторики и зрительно-слуховой ориентации и устранять их благодаря применению соответствующих упражнений. Занятия музыкотерапией очень полезны в приобретении лучшей концентрации внимания, умения подчиняться определенным правилам и ждать своей очереди. Музыкальная терапия стимулирует развитие ребенка, помогает в формировании личности и лечении ее дисфункций; развивает память и наблюдательность. Она рекомендуется детям, которые испытывают трудности с латерализацией (левополушарной/правополушарной) и пространственной ориентацией.

Главная цель музыкально-терапевтическойдеятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста выглядит следующим образом:

• помощь в общем развитии;

• улучшение моторики;

• стимуляция эффективности умственного труда, познавательной деятельности, развитие чувств, внимания и памяти;

• стимулирующее действие на эстетическое развитие;

• творческое и эмоциональное развитие, которое благодаря соединению музыки, пластики и поэзии позволяет в полной мере использовать потенциал маленького человека;

• удовлетворение естественной потребности детей в обучающем развлечении;

• поощрение активного музицирования, пения, игры на музыкальных инструментах;

• предоставление возможности свободного самовыражения, собственной вербальной, двигательной, вокальной и эмоциональной экспрессии;

• снятие эмоционального напряжения;

• увеличение веры в собственные возможности и повышение самооценки;

• разблокировка чувств и раскрытие эмоций или напряжения;

• разрядка, устранение различных негативных эмоций и развитие положительных эмоций;

• успокоение, расслабление, состояние отдыха или же, наоборот, активации;

• помощь в избавлении от стресса;

• устранение агрессии;

• межличностное общение.

Поскольку музыка воспринимается не только посредством органов слуха, она побуждает к действию весь организм. Элементы музыкального произведения, которые слышит человек, а именно ритм, динамику, гармонию, штрихи, окраску звука или мелодию, резонируют по всему телу, мозгу и сердцу. По мнению Жака-Далькроза (швейцарского композитора, создателя ритмики как области музыкального обучения, движение в такт с музыкой активизирует работу нервной системы ребенка, интенсифицирует деятельность головного мозга, гармонизирует психическую деятельность, стимулирует физическое и психическое развитие. Это происходит потому, что человек получает впечатления через всю нервно-мышечную систему. Жак-Далькроз считал, что стремление к гармонизации мозга и тела через движение имеет большое значение в реабилитации, а музыка является тем элементом, который непосредственно способствует такой гармонизации. Эмоции, сопровождающие общение с музыкой, не только являются интеллектуальными эмоциями, но и посредством чувств воздействуют и приводят в движение весь организм.

Существуют различные виды занятий музыкотерапией, которые можно использовать в детском саду или школе, а также во время игры с детьми дома.Вот некоторые из них:

• психогимнастические упражнения (мимические и пантомимические этюды с иллюстрацией песни с помощью звукоподражания и имитационных жестов, отображающих ее текст);

• речевые игры и инсценировки (для этого распределяются различные роли, связанные с содержанием песни, используя игрушки, кукол, марионетки и т. д.);

• артикуляционная гимнастика с помощью слов песни;

• слуховые упражнения (развивают чувствительность к тону, ритму, мелодии, темпу речи) — аудирование, имитация и повторение звуков, распознавание звуков;

музыкально-ритмические упражнения и танцевальные импровизации (достижение соответствия движений с ритмом музыки, а также воспроизведение ритма конкретной песни или строки с помощью простых элементов, таких как притопы или хлопки в ладоши);

• соединение музыки с рисунком и мелкой моторикой (дети рисуют то, что представляют себе во время прослушивания композиции, а малышам предлагаются тематические раскраски);

• пассивная музыкотерапия — послеобеденный отдых под релаксационную музыку с мягким, приглушенным, басовым звучанием.

Музыка является универсальной силой, которая воздействует на человека комплексно, независимо от возраста, образования или социального статуса. Музыка сближает нас с энергией природы, которая еще не до конца познана нами! К тому же, она позволяет разблокировать эмоции без помощи врача или психотерапевта. В свою очередь, пение и танец на протяжении веков являются лучшей формой терапии, эффективно высвобождая в нас радостные и прекрасные стороны личности.

Источник