Мультипликация как средство развития ребенка

«Мультипликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» (представление опыта работы мультипликационной студии «Пластилиновая ворона»)

Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Все виды искусства (живопись, музыка и т.д.) благотворно влияют на становление личности дошкольников, но именно в детстве одним из самых востребованных видов современного искусства является мультипликация.

Мультипликация сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей различных видов искусств. Являясь одним из видов современного искусства, мультипликация обладает чрезвычайно высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также широкими воспитательно-образовательными возможностями.

Главная педагогическая ценность мультипликации заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Этому способствует интеграция разных видов изобразительного искусства, которые сосуществуют в мультипликации на равных: рисунок, живопись, лепка, графика, фотография, скульптура, литература, музыка, дизайн, декоративно-прикладное творчество, театр.

Искусство мультипликации в первую очередь воздействует на воображение и фантазию детей. В мультипликации все рисунки, предметы, вещи, персонажи «оживают» и могут передвигаться, перемещаться из одного места в другое. И не только перемещаться, но и полноценно жить на экране, совершать те или иные поступки, самостоятельно разрешать конфликты входить в тесные взаимоотношения друг с другом, рассуждать, говорить и даже, если это нужно, петь, танцевать и играть на различных музыкальных инструментах.

В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения.

Работа над созданием фильма создает условия для формирования у ребенка личностных качеств, таких как инициатива, настойчивость, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность и т.д. А это те целевые ориентиры, которые определены ФГОС дошкольного образования.

Мультипликация как вид детского творчества существует уже достаточно давно, как в нашей стране, так и во многих странах мира. Отличаясь доступностью и неповторимостью жанра, мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка. Педагоги-энтузиасты проявляют немалый интерес к педагогическому потенциалу мультипликации, они заинтересованы не только в конечном результате детского творчества – фильмах, но в первую очередь, в проявлении и выражении творческих способностей детей. 

Несмотря на педагогические возможности мультипликации, данный вид деятельности реализуется в основном в Центрах детского и юношеского творчества, детских анимационных студиях, а для дошкольных учреждений мультипликация является новой, нетрадиционной формой работы с детьми.

В 2014 году в нашем детском саду № 306 Центрального округа города Новосибирска была организована работа мультипликационной студии «Пластилиновая ворона», в основе которой лежит разработанная мною одноимённая авторская программа дополнительного образования.

Цель работы мультипликационной студии: развитие творческого потенциала ребёнка в процессе создания собственного мультфильма. 

Задачи: создать условия для развития творческого воображения и творческих способностей; способствовать развитию мелкой моторики, координации движения рук, глазомера, развитию восприятия (зрительного, тактильного, слухового), развитию речевых навыков; обучение навыкам создания мультипликационных фильмов; вовлечение дошкольников в коллективную творческую деятельность; формирование навыков сотрудничества.

Существует большое количество способов изготовления мультипликационных фильмов. Это и рисованная мультипликация, и компьютерная графика, и различные виды анимации – пластилиновая, кукольная, предметная и т.д.

Для создания мультфильмов в рамках работы мультипликационной студии «Пластилиновая ворона» была выбрана пластилиновая анимация.

Во-первых, лепка – один из самых эмоциональных продуктивных видов изобразительной деятельности и для детей дошкольного возраста игра с мелкими игрушками, пластилиновыми персонажами является очень интересной. Во-вторых, в лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий. Кроме того, лепка из пластилина способствует развитию мелкой моторики, которая в свою очередь, оказывает влияние на развитие речи, памяти и мышления. Учитывая, современную проблему увеличения количества детей с общим недоразвитием речи, у которых есть проблемы не только в развитии речи, но и проблемы с мелкой и общей моторикой, вниманием, восприятием, памятью и т.д., данный способ изготовления мультфильмов будет являться наиболее эффективным в решении поставленных задач.

Условия:

  • Занятия проходят в «Творческой мастерской» ДОУ.
  • Для работы студии предоставлен компьютер с необходимой программой для обработки фото-, видео- и монтирования фильмов (стандартная программа Киностудия Windows Live); диктофон, фотоаппарат, штатив; проектор и проекционный экран для просмотра; необходимые материалы для изготовления пластилиновых героев и работы в технике «пластилинография».
Читайте также:  Развитие ребенка в семье с нарушениями речи

Мультипликационную студию «Пластилиновая ворона» посещают дети среднего и старшего дошкольного возраста. Набор детей не предполагает особых условий и осуществляется по желанию детей и родителей.

Занятия проходят два раза в неделю во второй половине дня. Время проведения занятия составляет 30 минут.

В силу специфики занятий количество детей в группе должно быть не более 8-10 человек:

  • работа в малой группе позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, способствует выявлению резервов каждого ребенка как «отправной точки» для обеспечения условий развития его творческого потенциала;
  • на занятиях задействовано большое количество технических средств: цифровая фотокамера, компьютер, диктофон и дети учатся пользоваться техникой необходимой в процессе создания мультфильма;
  • занятия построены таким образом, чтобы дети побывали в разных ролях (сценаристов, мультипликаторов, декораторов, режиссёра, оператора, звукорежиссёра).  

Занятия в студии подразделяются на 2 вида: вводные и тематические.

В рамках вводных занятий дети знакомятся с историей и процессом создания мультипликационного фильма, с разными видами и особенностями мультипликационных фильмов, с профессиями тех людей, которые работают над созданием мультфильма, кто озвучивает героев любимых мультиков, как проходит процесс озвучивания. 

Тематические занятия разбиты на 4-8 занятий по темам, в рамках каждой из них создаются мини-мультфильмы, которые дети придумывают и создают совместно с педагогом.

Создание анимационного пластилинового фильма предполагает наличие следующих этапов:

  1. Определение общей идеи мультфильма. В начале каждой темы проводится вводное занятие, на котором дети обсуждают сценарий будущего фильма. Тема, сюжет могут быть предложены как педагогом, так и детьми. Для создания сюжетов ребенку необходимо приобретать знания о входящих в них предметах и явлениях – это способствует развитию познавательных компетенций.

Все мультфильмы, создаваемые в студии, можно условно разделить на 4 группы:

  • экранизация известных произведений;
  • ремейк (обновление, новая версия) мультфильмов;
  • «Старая сказка на новый лад» – переделки известных сказок;
  • фильмы, снятые по сюжетам, придуманными детьми.
  1. Разработка сценария мультфильма. Обсуждение сюжета будущего мультфильма, раскадровка. Придумывание сценария – это развитие речевого творчества, связной речи, воплощение задуманного – это развитие планирующей деятельности дошкольников. В ходе совместной работы над мультфильмом дети рассуждают о последовательности действий, характере каждого героя, его образе, придумывают диалоги между персонажами. В процессе выстраивания последовательности событий и необходимых действий развивается логика, целеполагание, планирование. Создавая персонаж, ребенок наделяет его особым характером, присваивает ему собственные ценности, или, наоборот, дает герою отрицательные качества. Действуя согласно придуманному сюжету, ребенок учится анализировать поступки и последствия, учится точно выражать мысли и чувства.
  2. Изготовление героев и декораций для всех сцен фильма. Данному этапу отводится много времени. Дети распределяют, каких персонажей будет каждый лепить. При изготовлении героев дети осваивают или закрепляют различные способы (скульптурный, конструктивный или комбинированный) и приемы лепки (раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, скручивание и т.д.). Изготавливая декорации, дети осваивают новый вид продуктивной деятельности – пластилинографию. В процессе совместной продуктивной деятельности мы проговариваем с детьми сценарий, разучиваем этюды, учимся с помощью голоса показывать настроение и характер героев.
  3. Покадровая съёмка мультфильма. Очень кропотливый этап работы. При всей кажущейся простоте этой техники детям необходимо постоянно контролировать свои действия: переставлять фигурки персонажей на минимальное расстояние, убирать руки из кадра, делать множество кадров, не смещая фотоаппарат с установленной точки.
  4. Монтаж. Соединение кадров в фильм при помощи компьютерной программы. Все части мультфильма монтирую я сама с использованием специальных программ. Данный этап проводится без участия детей. Но в дальнейшем, я планирую, что дети будут участвовать в монтаже.
  5. Озвучивание фильма. Вместе с детьми подбираем музыку, шумовые эффекты, распределяем роли и озвучиваем мультфильм. При работе над музыкальным решением появляется представление о музыкальной композиции, природе звука, музыкальных инструментах. На данном этапе в индивидуальной работе отрабатывается выразительность речи, темп и тембр голоса. Ребёнок приобретает актерские навыки, учится передавать голосом характер и настроение героев.
  6. Окончательная обработка мультфильма.
  7. Совместный просмотр и презентация родителям и другим детям.

В настоящее время программа «Пластилиновая ворона» проходит этап апробации на базе мультстудии. Опыт работы студии по решению задач творческого развития ребенка средствами мультипликации, может быть использован педагогами и в условиях массовых групп ДОУ.

Читайте также:  Протокол обследования познавательного развития ребенка

Горинова Александра Владимировна,

воспитатель МКДОУ д/с № 306

города Новосибирска

Источник

Кретинина Юлия
Мультипликация — как комплексное развитие детей в ДОУ

В современных условиях перед педагогами стоит задача поиска наиболее оптимальных форм работы, призванных решать задачи,поставленные ФГОС:

• Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в

том числе их эмоционального благополучия;

• Обеспечения равных возможностей для полноценного развития

каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

• Обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования,

реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

• Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их

возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

• Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный

процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

• Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей

здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

• Обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и

организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

• Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным,

индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

• Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и

повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования. И поэтому введение вариативных форм образования является на данном этапе насущной задачей. Именно в детстве, в этом удивительном и уникальном возрасте всё возможно. Именно таким удивительным и уникальным для наших детей стало создание мультфильмов.

На сегодняшний день все актуальнее звучит вопрос о новых технологиях, которые способствуют формированию таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Работа в мультстудии построена в соответствии с требованиями ФГОС с учетом возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Интерес является одним из важных мотивов занятий с детьми дошкольного возраста. Именно интерес вызывает положительное эмоциональное отношение к активной познавательной направленности на предмет, к явлению или деятельности. Предметом такой заинтересованности может стать создание мультипликационного фильма.

Анимация – один из любимых жанров у детей. Раннее приобщение ребенка к применению компьютерных технологий имеет положительное значение. И это проявляется, как в плане развития личности детей, так и для последующего обучения в школе, облегчая социализацию ребенка. Основное направление деятельности мультстудии — создание короткометражных мультфильмов методом покадровой съёмки с применением цифровых технологий в различных техниках (пластилиновая, бумажная перекладка, объёмная анимация и другие). Таким образом, работа в мультстудиивключает разнообразные виды деятельности: рисование, литературное творчество, лепку, аппликацию и, конечно же, съёмку и монтаж мультфильмов! На начальном этапе детей знакомим с историей мультипликации, знакомим с техниками мультипликации, средствами выразительности, применяемыми в мультипликации. Дети учатся работать с цифровым фотоаппаратом и микрофоном, монтировать мультфильм на компьютере с помощью программы Windows Movie Maker.

Работа мультипликационного кружка «Фантазеры» рассчитана на 2 года.

• Первый год обучения – воспитанники старшей группы (36 часов);

• Второй год обучения – подготовительные к школе дети (36 часов);

Занятия проходят 1 раз в неделю с сентября по май.

Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»: 20 – 25 минут — старшая группа (5 — 6 лет, 25- 30 минут – подготовительная группа (6 – 7 лет).

В ходе групповой работы на конкретном этапе деятельности детям предоставляется возможность самостоятельно построить свою работу на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого и это помогает выполнить работу более качественно и быстрее. Дошкольники ориентированы на создание «творческих» групп» с учетом интересов.

Для успешной реализации работы используются следующие методы работы:

Читайте также:  Какие витамины лучше для развития ребенка

• методы организации и осуществления деятельности (словесные,

наглядные, практические, самостоятельной работы и работы под руководством педагога);

• методы стимулирования и мотивации учения (методы

формирования интереса — познавательные игры, создание ситуаций успеха);

в) методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Работы, выполненные детьми, принимают участие в различных конкурсах и фестивалях.

Цель:

Развитие творческой деятельности детей и моделирование ситуаций успеха в процесс создания собственного медиапродукта (мультфильма). Создание короткометражных рисованных и пластилиновых мультфильмов, через развитие у детей старшего дошкольного возраста личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным мультимедийным технологиям и ресурсам.

Задачи:

Образовательные:

• обучение компьютерным технологиям как основе научно-технического

прогресса в мультипликации;

• обучение основам изобразительной грамоты (лепки) и формирование художественных знаний, умений и навыков;

• сформировать определенные навыки и умения; закрепить их в анимационной деятельности;

• обучение различным видам анимационной деятельности с применением различных художественных материалов.

Развивающие:

развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей личности ребенка;

развитие художественно-эстетического вкуса, фантазии, изобретательности, логического мышления и пространственного воображения.

Воспитательные:

• воспитание нравственных качеств личности ребенка, эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира;

• воспитание внимания, аккуратности, целеустремленности;

• формирование этических норм в межличностном общении;

обогащение визуального опыта детей через просмотр мультфильмов и участие в мероприятиях.

Содержание работы по созданию мультфильмов.

• Совместная работа по разработке сюжета и героев мультфильма. Ребенок реализует все свои творческие идеи.

• Дети изготавливают героев мультфильма из различных материалов или рисуют их.

• Знакомство детей с различными материалами, оттенками красок. Создание декораций.

• Покадровое перемещение героев, созданных детьми. Съемка мультфильма.

• Выбор музыкального оформления мультфильма.

• Озвучивание детьми.

• Совместная работа по монтажу. Знакомство детей, как записывается звук и делается монтаж на компьютере.

• Показ готового мультфильма родителям.

• Участие мультфильмов к конкурсах.

• Участие родителей по совместному с детьми созданию героев мультфильма и творческое придумывание сюжета мультфильма.

Техника работы:

• Перекладка (вырезывание персонажей из бумаги, сдвигание их на плоскости.)

• Пластилиновая анимация (лепятся персонажи из пластилина, они могут быть как плоскими (тогда техника близка к перекладке, так и объемными (тогда техника близка к кукольной анимации)

• Предметная анимация (кубики, конструкторы, машинки, паровозики, зверюшки и человечки)

• Сыпучая анимация (не только песок, но и всякие крупы, бусины, кофе и т. д. и т. п.)

• Пиксиляция (главные актеры — сами дети)

Планируемые результаты.

Дети должны знать и уметь:

• правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

• название и назначение инструментов для работы с бумагой и пластилином;

• способы соединения деталей из бумаги и пластилина;

• особенности материалов техники анимационной деятельности.

• определить порядок действий, планировать этапы своей работы;

• комбинировать различные приемы работы для достижения поставленной художественно-творческой задачи;

• пользоваться инструментами и графическими материалами (карандашами, гуашью, акварелью, тушью, кистью, палитрой, белой и цветной бумагой);

• различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

• добиваться тональной и цветовой градации при передаче объема

предметов;

• передавать движения фигур человека и животных;

• проявлять творчество в создании своей работы;

владеть простейшими навыками работы с фотоаппаратом и компьютером; ФГОС определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя. Сегодня речь уже идет не просто об обмене информации между родителями и педагогами о развитии, успехах и трудностях ребенка. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. Родители + детский сад и ребенок во главе всего – это залог успеха.

На следующем этапе была организуется совместная работа педагогов, детей и родителей по созданию мультфильтов.

Предполагаемый результат: участвуя в работе, дети сами создают героев мультфильма, приобретают навыки коллективной и проектной работы, ведь автор мультфильма – это не только художник, или скульптор, но еще и сценарист, и режиссер, и актер, и даже драматург и музыкант. И всем этим профессиям понемногу ребята смогут научиться сообща.

Каждый из детей сможет моделировать как реальный, так и фантастический мир; придумывать персонажей, различных по пластике, характеру, настроению; создавать музыкальные анимационные фильмы.

Источник