Можно ли есть перед причастием ребенку 5 лет
В правилах причащения ребенка у православных каких-то особых ограничений, связанных с возрастом нет. В отличие от тех же католиков, дети которых начинают причащаться при достижении определенного возраста, а точнее — 9 лет.
Однако вопросы по поводу того, можно ли ребенку перед причастием кушать, интересуют многих родителей. Крещеному младенцу Святой Церковью даруется возможность принять Господню благодать. Но можно ли маленьким детям кушать перед причастием?
Для того чтобы это таинство совершалось по православным канонам, все-таки нужно придерживаться некоторых правил, которые необходимо принять во внимание. Ведь определенная мера ответственности за достойное причастие ложится на родителей, которые должны осознавать, что это — не обряд и не ритуал, который совершается символически. И это не какая-то магия или волшебное действие в подражание соседям и друзьям.
Предостережения
Причащаясь, человек не соединяется с некой потусторонней силой, которой мы хотим управлять, а воссоединяется с Самим Господом, который по нашей вере будет управлять нами и воздаст нам то, что мы заслужили. Эта возможность внутреннего преображения ведет человека к единению с Господом и к непостижимой тайне причастия. Поэтому оно и объясняется таким понятием, как таинство.
Теперь же, обращая внимание на то, что Господь воздает нам по нашей вере, можем ли мы сказать об осознании полноты веры, когда речь идет о причастии грудного ребенка? Можно подумать, что причастие маленьких детей содержит иную сакральную природу. Но это не так, оно по природе и значению неизменно, несмотря на возраст.
Личный пример
Разбираясь дальше с вопросом о том, можно ли ребенку перед причастием кушать, стоит отметить, что пока малыш маленький, он является частью единого целого с теми, кто о нем заботится. И все, что ему не достает, восполняется его родителями, то есть их верой и личным примером участия в церковных таинствах.
Недопустимым становится то, что родители будут ребенка причащать регулярно, а сами не молиться, не поститься и всячески грешить. Простое присутствие на причастии ребенка тоже не принесет никаких плодов. И к большому сожалению, такие ситуации — не редкость.
Итак, чтобы правильно и полноценно причастить ребенка, нужно в первую очередь подготовиться родителям (посредством молитвы, поста и таинства исповеди). Для вкушения Святых Христовых Тайн человеку необходимо три дня усердно молиться, когда кроме утренних и вечерних молитв читаются каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу-Хранителю и Последование ко святому причащению. Это важно.
Можно ли ребенку перед причастием кушать
Перед таинством необходимо побывать на вечерней службе. С молитвой надо воздерживаться и от пищи животного происхождения – мяса и рыбы, яиц, молока и молочных продуктов.
Кормят ли детей перед причастием? Конечно же, морить малыша голодом не нужно. Детям перед причастием можно кушать вареные и сырые овощи, каши без масла, макароны, хлеб, отвары и соки как, собственно, и сами фрукты, которые можно использовать в качестве основного десерта.
Желательно исповедаться до или после вечернего Богослужения, крайний случай — на утренней Литургии до Херувимской песни. На исповеди — высказывать все по совести, при этом не оправдываться и не обвинять других. Надо иметь в виду, что без исповеди (кроме детей до 7 лет) никого не допускают до причастия.
В отрезке между исповедью и причастием православный человек должен полностью воздерживаться от пищи и воды. Это не есть категорическое предписание, но после полуночи накануне эти запреты становятся обязательными. А утром нужно, лишь почистив зубы и прополоскав рот, натощак идти в храм.
Подготовка
Говоря простым языком, подготовка взрослого человека к таинству предполагает прежде всего самодисциплину и предельную собранность. Для многих это довольно сложно.
Некоторые родители перед тем, как подготовить ребенка к причастию, решают выбрать самый простой и незатейливый способ. Они просто подводят или подносят ребенка к батюшке. А затем просят причастить его. Но сами не хотят, надеясь на потом и на какой-нибудь другой раз, когда будут не заняты или когда им будет удобно.
Младенца причащать каждый день не возбраняется, а даже приветствуется, тогда родителям можно не причащаться каждый день. Однако надолго такое причастие оставлять нельзя — в этом случае такое поведение будет означать откровенное пренебрежение к вере и заодно к своему ребенку. В такой ситуации малыш не получит ту полноценную силу Божией благодати, так как он будет причащаться без духовного соучастия и поддержки со стороны родителей.
Предостережения
До 7 лет дети причащаются без предварительной подготовки: исповеди и воздержания в пищи. Хотя в пище есть и свои особенности: грудных малюток не кормят слишком плотно, чтобы не случилось неприятностей. Это же имеет отношение к детям постарше.
Однако при этом надо стараться детей до трех лет причащать натощак, но принуждать их к голоданию тоже не надо. Можно, например, покормить ребенка легким завтраком – сладким чаем и кусочком хлеба.
Ребенка мучить нельзя, к 6 годам может появиться уже осознанное воздержание от пищи и питья. Дети тоже бывают разные — одни и три года будут терпеть, другие и в семь будут мучиться. И здесь родителям надо проявить особую мудрость, доброту и ласку. Потом же, когда цель будет достигнута, ребенок обретет внутреннюю твердость и понимание. А если он по собственному желанию ради причастия откажется от завтрака, то он поступит как настоящий православный христианин.
Важным моментом является и то, что если ребенок принимает участие в церковных таинствах, это не значит, что он станет настоящим христианином.
Само причастие и возрастающая строгость поста – это одна из главных сторон христианской жизни. А перед родителями стоит задача воспитать своего ребенка в духе православия и как можно больше разъяснять ему все тонкости религиозной жизни с учетом возраста и общего развития.
Евангельское учение
Глубже выясняя вопрос о том, можно ли детям есть перед причастием, подходим, наконец, к самому главному — тому, что здесь очень важна молитва. Например, трехлетний ребенок может запомнить какую-нибудь короткую молитву. Потом он вместе со взрослыми может запомнить еще и еще молитвы. Механическая зубрежка здесь тоже не приветствуется. Ребенок должен иметь хотя бы основные понятия и воспринимать смысл всех молитвенных обращений к Богу.
Это же касается и того, что к 3-4 годам ребенку нужно рассказывать про Иисуса Христа, про Его Рождество и Воскресение, как Он кормил голодных и исцелял больных. О том, что Господь наш Иисус Христос знал, что Он скоро будет распят на Кресте и как собрал своих учеников на Пасху. По мере взросления родители могут знакомить своего ребенка с текстом Евангелия.
Вынужденное упрощение Евангельских сведений совсем не означает искажение смысла, и лучше чего-то не досказать, чем соврать. Приступая к Причастию, также не надо ребенку говорить о том, что вот батюшка тебе хочет дать вкусненького компотика. Это кощунство. Надо говорить, что вот сейчас батюшка даст тебе причастие — оно святое и хорошее.
Грех
После того как мы выяснили, можно ли ребенку перед причастием кушать, с малышом надо добродушно побеседовать и объяснить, что такое грех. А также, какие заповеди бывают и за что надо просить у Бога прощение.
Детям перед причастием необходимо объяснить, что любой грех вредит не только другим, все недоброе деланное нами возвращается к нам же.
Страх перед исповедью тоже необходимо развеять и объяснить ребенку, что батюшка лишь помогает нам исповедоваться перед Самим Господом Богом. И все, что говорится ему, он не расскажет никому и никогда.
Посещение храма
Некоторые родители считают, что до семи лет их ребенок не грешит, но это неправильное представление. Общеизвестны такие детские шалости, которые являются проявлением детской жестокости и даже преступлением. Греховность заложена в нас от рождения. Однако ребенок скверно может поступать из-за того, что он не может в полной мере отвечать за свои поступки, а граница в семь лет выбрана просто условно. Но при этом ребенок должен к этому времени усвоить, что за содеянные нехорошие поступки ему придется держать ответ и перед людьми, и перед Богом.
Ребенка с такой же осторожностью и постепенно надо приучать к посещению храма. Сначала хоть на 15 минут заносить или приводить его перед причастием. А дальше время можно увеличивать и приучить к тому, чтобы дети присутствовали на Литургии все время.
Грудничка надо заранее как-то настроить, чтобы он не плакал и своим криком не беспокоил других прихожан. Конечно же, это не всегда достижимо, но прилагать к этому все усилия необходимо. И чем чаще они причащаются, тем быстрее они могут привыкнуть к церковной обстановке.
Поведение в храме ребенка
Около Святой Чаши младенцев надо держать в горизонтальном положении головкой на правой руке. Ручки ребенка надо придерживать, чтобы он ненароком не толкнул чащу и не тронул лжицу (ложку).
Когда впервые ребенок причащается, он может испугаться. Сначала пусть он лучше посмотрит, как делают это другие. Дайте ему частицу просфоры и поднесите под благословение к батюшке.
Родители могут заслуживать серьезного упрека в том, что их дети, будучи уже в сознательном возрасте, шумят в храме, играют и бегают как на игровой площадке. Это абсолютно недопустимо. Такие правила поведения в общественных местах детям необходимо знать, тем более, когда речь идет о храме.
Насчет периодичности причастия надо отметить, что младенца причащать надо раз в неделю. Дети старшего возраста причащаются реже. Об этом лучше посоветоваться со священником.
Заключение
Церковная практика имеет каноническую основу при причащении детей. В Евангелии от Матфея и Луки несколько раз упоминается случай, когда к Иисусу Христу приносили детей, и он обнимал их, возлагал на них руки, благословлял и молился. Ученики Господа запрещали детям, но Иисус говорил им, чтобы они не возбраняли им приходить к Нему, ибо Царство Небесное из них состоит.
Все это говорит о той важности причащения детей и о высочайшей ответственности, которая возлагается Господом на родителей.
Теперь груз ответственности лежит на плечах родителей. И пусть они сами думают, кормить ребенка перед причастием или нет, а если да, то как именно.
Источник
Причастие детей
Причастие детей
Ради чего ты водишь детей на Причастие?
Самое важное — это встреча ребенка с Богом. Кроме того, чадо постепенно приучается ходить в храм. Вы потом никогда не услышите от повзрослевшего ребенка: «Меня мама не приучила ходить в церковь…»
И ещё… Много раз родители убеждалась в том, что после причастия чадо не заболевало, хотя по анализам или внешним признакам болезнь казалась неизбежной. Гораздо спокойнее ведут себя и детки с неврологией, лучше едят и спят чада с любыми проблемами со здоровьем…
Вера — мощный источник спокойствия и уверенности для человека. А во время Крестного Знамения улучшается ритм сердцебиения и выравнивается дыхание.
Позже, когда чадо начнет исповедоваться, причастие и разговор с батюшкой, возможно, уберегут повзрослевшее чадо от чувства безнаказанности и вседозволенности, увы, свойственного подростковому возрасту.
Причащать ребенка нужно обязательно – это важно для его духовного и душевного развития, здоровья, для того, чтобы Небесный Покровитель, в честь которого окрещен ребенок, был близок к ребенку, охранял и оберегал его от всех неприятностей, которые подстерегают малыша на его жизненном пути.
Когда первый раз Причащать ребенка
К причащению мы допускаем детей с момента крещения, потому что в крещении они как бы таинственно погружаются во Христа и начинают жить Его жизнью. И наша принадлежность ко Христу не зависит от количества нашего знания. Ребенок душой может знать больше, чем его родители или чем взрослые люди. Поэтому вопрос не в том, что он столько не знает, не понимает и поэтому может ли он причаститься… Его душа ожила благодатью Христовой, и он с Ним общается.
Во время богослужения выносится Чаша, в которую предварительно положили нарезанный небольшими кусочками специальный освященный хлеб и налили разбавленное водой вино. Над этой чашей читаются молитвы, которые Вы, естественно, будете слышать, призывается святой дух Иисуса Христа и таким образом святой дух нисходит в эту чашу и считается что в ней невидимо кровь и плоть Христовы.
Сразу всех успокоим. Ни один человек не заболел от этого. Ни один малыш не получил ухудшения. Наоборот, детям как можно чаще нужно причащаться.
Первый приход в храм превратите в настоящий праздник! Если ребенок постарше, ему понравится ставить свечи, выбирать памятную иконку. Можно подарить интересную православную книгу, кассету; после церкви — где-нибудь вкусно поесть, а может, и погулять в веселой компании малышей, которых всегда много у Храма.
Как объяснить смысл обряда малютке
Хорошо бы объяснить смысл обряда в доступной для каждого малыша форме: двухлетней дочке или сыну объясните, что это встреча с Богом. Малышам не надо говорить о Теле и Крови Спасителя — дети к этому осознанию не готовы в силу своего возраста и они это поймут со временем или Вы со временем сможете уже сами это объяснить ребенку в доступной форме. Тут может помочь воскресная школа для деток или добрый разговор с Батюшкой, когда малыш немного подрастет и начнет больше понимать. Но не стоит говорить ребенку про «вкусненькое», если речь идет о Причастии. Что сказать? — Это Причастие. Вот и говорим мы нашим детям: солнышко, погляди, это — хлеб. Это — каша. Это сахар. Даем попробовать. И ребенок на всю жизнь усваивает полученную информацию.
Внешний вид, одежда родителей и деток
Для мамы — желательно в храм надеть длинную юбку, платок и кофту с длинными рукавами (в жару подойдет и рукав «три четверти»).Для монастыря эти условия строго обязательны. Но одежда может быть и красивой, и праздничной, по канонам «в чёрном» только вдовы ходят в Храм Божий.
Для деток — девочка должна быть в шапочке или платочке, а сын — без головного убора. Кстати, следует в церкви выключить сотовый телефон. Зимой в храме нужно снять варежки. Верхнюю одежду можно снять или расстегнуть.
Можно ли кормить детей перед Причастием
До 3-х лет ограничений в пище нет. Грудничков можно спокойно кормить, но желательно немного заранее (хотя бы за 30 мин., хотя, если есть возможность, лучше за 1,5 часа до Причастия), чтобы малыш не срыгнул после Причастия.
После трех лет дети причащаются на голодный желудок. Нельзя пить даже святую воду (вопрос о приеме лекарств можно задать Священнику).
Но после Таинства кормить деток нужно не обильно, особенно если вы добираетесь до дома на машине.
Когда приезжать на Причастие с детками
Лучше всего, конечно, заранее узнать расписание служб. Чаще всего литургия (Причащают только на литургиях) начинается в будни и по субботам — в 8, а в воскресение и в праздники — в 7 и в 9 или 10 утра.
Впрочем, в каких-то храмах может быть немного иначе: в 7, 7.30 или 6.30 утра…
Когда же приводить деток ко Причастию. Взрослые могут смотреть по состоянию ребенка, если он ведет себя спокойно можно постоять и на Службе. Обычно маленьких деток приносят перед самим Причастием, что происходит после молитвы «Отче наш», обычно через 50 минут, через час после начала Богослужения, но нужно быть готовыми, что служба будет длиннее. Расписание всегда вывешивается заранее. Детки до 7 лет могут быть на Службе со взрослыми или же гулять возле Храма.
Причастие
Перед тем как идти к Чаше (ко Причащению), возьмите Благословение у батюшки, который исповедует (стоять в очереди с детьми не нужно). Если батюшки нет – идите ко Причащению и скажите об этом Священнику, который Причащает.
Причастие — самая большая святыня, Сам Господь Бог! Кстати, именно поэтому перед Чашей не крестятся.
Дети постарше складывают на груди ручки крестообразно (правая — поверх левой). Малышей взрослые сажают на правую (!) руку, а грудничков кладут на правую руку головкой. Соску перед Чашей не дают. Это делается, чтобы ни единая капля Причастия не пролилась на одежду.
Алтарники во время причастия держат особую красную ткань — плат, да и ротик малышу обязательно промокнут.
И обязательно объясните малышу, что Частичку необходимо проглотить. А лучше — проследите сами, особенно в первый раз.
Если капелька Причастия попала на одежду или ребенок срыгнул после Причастия – подойдите к Батюшке и скажите об этом.
Сначала причащают детей. После слов батюшки: «Причащается раб Божий…» — нужно четко назвать церковное имя ребенка (имя, с которым крестили ребенка). За младенцев имя называет взрослый, а детки постарше называют свои имена самостоятельно.
После Причастия, не разговаривая сами и не позволяя разговаривать деткам, ведите их к специальному столику —запить причастие и взять кусочек просфоры.
Затем малыша можно приложить к Распятию либо же дождаться конца Службы и приложиться к Кресту, который вынесет священник в самом конце Службы.
Дожидаться конца Службы не обязательно – смотрите по состоянию ребенка.
До семи лет дети не исповедуются.
Статья подготовлена редакцией сайта «Детская»
по материалам статьи «Детское Причастие»
клуба православных литераторов «Олимпия»
Назад к списку
Источник
О ТАИНСТВЕ ПРИЧАЩЕНИЯ
Литература для прочтения:
1) Вопросы о Таинстве Причащения.
2) «О постах, Исповеди и приобщении Святых Христовых Таин». Завещание священноисповедника Сергия Правдолюбова.
3) «Служебник. Известие учительное».
Вопросы о Таинстве Причащения
Что такое Причащение?
— Это Таинство, в котором под видом хлеба и вина православный христианин вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную и через это таинственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни. Постижение этого Таинства превосходит человеческое разумение.
Это Таинство именуется Евхаристией, что значит «благодарение».
Как и для чего установлено Таинство Причащения?
— Таинство Причащения установлено Самим Господом Иисусом Христом на Тайной Вечери с апостолами накануне Своих страданий. Он принял в Свои Пречистые руки хлеб, благословил его, преломил и разделил Своим ученикам, говоря: «Пришлите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26). Потом взял чашу с вином, благословил ее и, подавая ученикам, сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27-28). Тогда же апостолам, а в их лице и всем верующим Спаситель дал заповедь совершать это Таинство до скончания мира в воспоминание Его страданий, смерти и Воскресения для единения с Ним верующих. Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).
Почему надо причащаться?
— Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит Сам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53-56).
Не причащающийся Святых Таин лишает себя источника жизни — Христа, ставит себя вне Его. Человек, который ищет в своей жизни соединения с Богом, может надеяться, что будет с Ним и в вечности.
Как подготовиться к Причащению?
— Желающий причаститься должен иметь сердечное покаяние, смирение, твердое намерение исправиться. К Таинству Причащения готовятся несколько дней. В эти дни готовятся к Исповеди, стараются больше и усерднее молиться дома, воздерживаются от увеселений и праздного времяпрепровождения. С молитвой соединяют пост — телесное воздержание от скоромной пищи и супружеских отношений.
Накануне дня Причащения или утром до Литургии надо исповедоваться, быть на вечернем богослужении. После полуночи не есть, не пить.
Продолжительность подготовки, мера поста и молитвенного правила оговариваются со священником. Однако сколько бы мы не готовились к Причастию — достойно подготовиться не можем. И лишь взирая на сокрушенное и смиренное сердце, Господь по Своей любви принимает нас в Свое общение.
Какими молитвами надо готовиться к Причащению?
— Для молитвенной подготовки к Причащению существует обычное правило, которое есть в православных молитвословах. Оно состоит из чтения трех канонов: канона покаянного ко Господу Иисусу Христу, канона молебного ко Пресвятой Богородице, канона Ангелу Хранителю и Последования ко Святому Причащению, которое состоит из канона и молитв. Вечером надо также прочитать молитвы на сон грядущим, а утром — утренние молитвы.
По благословению духовника это молитвенное правило перед Причащением может быть уменьшено, увеличено или заменено другим.
Как подходить к Причащению?
— Перед началом Причащения причащающиеся заранее подходят ближе к амвону, чтобы потом не торопиться и не создавать неудобств другим молящимся. При этом надо пропустить вперед детей, которые причащаются первыми. Когда открывают Царские врата и дьякон выходит со Святой Чашей с возгласом: «Со страхом Божиим и верой приступите», надо по возможности сделать земной поклон и сложить руки на груди крестообразно (правая поверх левой). Подходя к Святой Чаше и перед самой Чашей не креститься, чтобы нечаянно не толкнуть Ее. Приступать к Святой Чаше надо со страхом Божиим и благоговением. Подойдя к Чаше, следует внятно произнести свое христианское имя, данное при Крещении, широко открыть уста, благоговейно, с сознанием святости Великого Таинства принять Святые Дары и тотчас проглотить. Затем поцеловать основание Чаши как ребро Самого Христа. Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника. Затем следует отойти к столику с теплотой, запить Причастие, чтобы святыня не осталась во рту.
Как часто надо причащаться?
— Многие святые отцы призывают причащаться как можно чаще.
Обычно верующие исповедуются и причащаются во все четыре многодневных поста церковного года, в двунадесятые, великие и храмовые праздники, в воскресные дни, в дни своих именин и рождения, супруги — в день их венчания.
Частота участия христианина в Таинстве Причащения устанавливается индивидуально по благословению духовника. Более употребительно — не реже двух раз в месяц.
Достойны ли мы, грешные, часто причащаться?
— Некоторые христиане причащаются крайне редко, мотивируя это своим недостоинством. На земле нет ни одного человека, достойного Причащения Святых Христовых Таин. Сколько бы человек не старался очистить себя перед Богом, все равно он не будет достоин принятия такой величайшей Святыни, как Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Бог даровал людям Святые Христовы Тайны не по их достоинству, а по великой Своей милости и любви к падшему Своему созданию. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк. 5:31). Принимать Святые Дары христианин должен не как награду за свои духовные подвиги, а как Дар Любящего Отца Небесного, как спасительное средство освящения души и тела.
Можно ли причаститься в один день несколько раз?
— Никто и ни в каком случае в один и тот же день не должен дважды причащаться. Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной.
Всех причащают с одной ложки, нельзя ли заболеть?
— Никогда не было ни одного случая, чтобы кто-то заразился через Причащение: даже когда в больничных храмах люди причащаются, никто никогда не заболевает. После Причащения верующих оставшиеся Святые Дары употребляет священник или диакон, но даже во время эпидемий они не заболевают. Это величайшее Таинство Церкви, данное, в том числе и для исцеления души и тела.
Можно ли целовать крест после Причастия?
— После Литургии все молящиеся прикладываются к кресту: и кто причащался, и те, кто не причащался.
Можно ли целовать иконы и руку священника после Причастия, делать земные поклоны?
— После Причастия до запивки следует воздержаться от целования икон и руки священника, но нет такого правила, что причастившиеся не должны целовать в этот день иконы или руку священника и не делать земные поклоны. Важно хранить язык, мысли и сердце от всякого зла.
Как вести себя в день Причащения?
— День Причащения — это особый день в жизни христианина, когда он таинственным образом соединяется со Христом. В день Святого Причащения вести себя следует благоговейно и благочинно, чтобы не оскорбить своими поступками святыню. Благодарить Господа за великое благодеяние. Эти дни надо проводить как великие праздники, насколько возможно посвящая их сосредоточенности и духовному деланию.
В любой ли день можно причаститься?
— Причащают всегда в воскресение утром, а также, в остальные дни, когда служится Божественная Литургия. Смотрите расписание богослужений в вашем храме. В нашем храме Литургия служится каждый день, кроме периода Великого поста.
В период Великого поста в некоторые будничные дни, а также, в среду и пятницу на Масленице, Литургии не положено
Оплачивается ли Причащение?
— Нет, во всех храмах Таинство Причащения всегда совершается бесплатно.
Можно ли причаститься после Соборования без Исповеди?
— Соборование не отменяет Исповедь. Исповедь нужна. Грехи, которые человек осознает, обязательно должны быть исповеданы.
Можно ли вкушением крещенской воды с артосом (или антидором) заменить Причастие?
— Это ошибочное мнение о возможности замены Причастия крещенской водой с артосом (или антидором) возникло, возможно, из- за того, что людям, которые имеют канонические или иные препятствия к Причащению Святых Таин, разрешается для утешения употреблять крещенскую воду с антидором. Однако это нельзя понимать как равнозначную замену. Причастие ничем заменить нельзя.
Может ли православный христианин причаститься в какой-либо инославной церкви?
— Нет, только в Православной Церкви.
Как причастить годовалого ребенка?
— Если ребенок не способен спокойно находиться в храме всю службу, то его можно принести ко времени Причащения.
Можно ли ребенку до 7 лет поесть перед Причастием? Можно ли причащаться больным не натощак?
— Этот вопрос решается индивидуально по совету со священником.
Маленьким детям перед Причастием дают есть и пить по необходимости, чтобы не наносить ущерба их нервной системе и телесному здоровью. Детей постарше, с 4-5-летнего возраста постепенно приучают к причастию натощак. Детей с 7-летнего возраста приучают, помимо к причастию натощак, еще и к подготовке ко причастию посредством молитвой, поста и исповедт, но конечно в весьма облегченном варианте.
Взрослым людям в некоторых исключительных случаях благословляется причащаться не натощак.
Могут ли дети до 14 лет причаститься без Исповеди?
— Без Исповеди могут причащаться только дети до 7 лет. С 7-летнего возраста детей причащают после Исповеди.
Можно ли причащаться беременной?
— Можно. Беременным желательно чаще причащаться Святых Христовых Таин, готовясь к Причащению покаянием, исповедью, молитвой и постом, который для беременных ослабляется.
Воцерковление ребенка желательно начинать с того момента, как родители узнали, что у них будет дитя. Еще в утробе матери ребенок воспринимает все, что происходит с мамой и вокруг нее. В это время очень важно участие в Таинствах и молитва родителей.
Как причаститься болящему на дому?
— Родственники больного должны предварительно договориться со священником о времени Причащения и посоветоваться о том, как подготовить больного к этому Таинству.
Когда можно причаститься на неделе в Великий пост?
— В период Великого поста детей причащают по субботам и воскресениям. Взрослые, помимо субботы и воскресения, могут причащаться по средам и пятницам, когда служится Литургия Преждеосвященных Даров. В понедельник, вторник и четверг в Великий пост Литургии не положено, за исключением дней великих церковных праздников.
Почему на Литургии Преждеосвященных Даров не причащают младенцев?
— На Литургии Преждеосвященных Даров в Чаше содержится только благословленное вино, а Кровью Христовою заранее пропитаны частицы Агнца (Хлеба, преложенного в Тело Христово). Так как младенцев, в силу их физиологии, невозможно причастить частицей Тела, а Крови в Чаше нет, то их за Преждеосвященной Литургией и не причащают.
Могут ли миряне причащаться на сплошной седмице? Как им в это время готовиться к причащению? Может ли священник запретить причащаться на Пасху?
При подготовке к причащению на сплошной седмице разрешается вкушени скоромной пищи. В это время подготовка к причащению заключается в покаянии, примирении с ближними и чтении молитвенного правила ко Причащению.
Причащение на Пасху является целью и радостью для каждого православного христианина. Вся святая Четыредесятница готовит нас к причащению в Пасхальную ночь: «возведемся к покаянию, и чувства очистим, к нимже брань, вход поста творяще: надеждею благодати сердце извествующе, не брашны, в нихже не пользовашася ходившии. И снестся нами Агнец Божий, во священной и светоносной ночи Воскресения, нас ради приведенное заколение, учеником приобщенное в вечер таинства, и тьму разоряющее неведение светом его воскресения» (стихира на стиховне, в мясопустную неделю вечером).
Преп. Никодим Святогорец говорит: «те, кто хотя и постятся перед Пасхой, но на Пасху не причащаются, такие люди Пасху не празднуют… потому что эти люди не имеют в себе причины и повода праздника, которым является Сладчайший Иисус Христос, и не имеют той духовной радости, которая рождается от Божественного Приобщения».
Когда христиане стали уклонятся от причащения на Светлой Седмице, то отцы Трулльского Собора (т.н. Пято-Шестого Собора) 66-м правилом засвидетельствовали изначальное предание: «от святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новой, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся».
Таким образом, причащение на Пасху, в дни Светлой Седмицы, и вообще на сплошных седмицах не возбраняется никому из православных христиан, кто может быть допущен ко Святому Причащению в другие дни церковного года.
Каковы правила молитвенной подготовки к причащению?
Объем молитвенного правила перед причастием канонами Церкви не регламентируются. Для чад Русской Православной Церкви он должен быть не меньше имеющегося в наших молитвословах Правила ко святому причащению, включающего в себя три псалма, канон и молитвы перед причащением.
Существует, кроме того, благочестивая традиция чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин: канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу, канона к Богородице, канона Ангелу-хранителю.
Необходима ли исповедь перед каждым причащением?
Обязательная исповедь перед причастием канонами Церкви не регламентируются. Исповедь перед каждым причащением является русской традицией, вызванной крайне редким причащением христиан в синодальный период истории Русской Церкви.
Для тех, кто пришел в первый раз или с тяжкими грехами, для новоначальных христиан исповедь перед причащением обязательна, так как для них частая исповедь и наставления священника имеют важное катехизическое и пастырское значение.
В настоящее время «должна поощряться регулярная исповедь, но не от каждого верующего следует требовать непременной исповеди перед каждым причастием. По согласованию с духовником для лиц, регулярно исповедующихся и причащающихся, соблюдающих церковные правила и установленные Церковью посты, может быть установлен индивидуальный ритм исповеди и причастия» (митрополит Иларион (Алфеев)).
Источник