Моторное развитие ребенка второго года жизни

Моторное развитие ребенка второго года жизни thumbnail

Особенности психомоторного развития ребенка в возрасте от 2-х до 3-х лет.

         На третьем году жизни продолжается совершенствование деятельности всех органов и психологических функций ребенка.

       Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость, удлиняется активное бодрствование до 6 – 7 часов в сутки. Ребенок может уже сдерживать свои эмоции и не плакать, даже если ему больно. Он становится более терпеливым  и может дольше заниматься одним делом без отвлечения. Теперь ребенку трудно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, например, сразу прекратить игру, чтобы пойти есть, или быстро ответить даже на хорошо знакомый вопрос. Успокоить ребенка этого возраста отвлечением внимания становится трудно.                    Ребенку уже нужно объяснять правила поведения, да он и сам стремится быть хорошим и во всем походить на взрослого. Взрослым, занимающимся воспитанием ребенка необходимо постоянно следить за тем, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками.

Ребенок все видит, все слышит, все запоминает и подражает вам в каждой мелочи. Даже может имитировать походку, тем более что его моторное развитие становится более совершенным. Оно качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Шаги при ходьбе становятся более равномерными, исчезают лишние движения. Ребенок способен изменять темп ходьбы, пройти, например, по узкой доске остановиться, развернуться, побежать. Он успешно осваивает велосипед.

         На третьем году жизни  совершенствуется мелкая моторика, что позволяет  ребенку самостоятельно одеться, разуться, умыться; рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.

Иногда дети двух – трех лет отказываются от самостоятельных действий, требуя, чтобы их кормили, одевали и т.д. Необходимо понять причины такого поведения: если это каприз – проявите твердость, если ребенку стало скучно – своевременно усложните требования к нему. Ведь ему присущ интерес ко всему новому, более сложному и трудному. Не задерживайтесь на том, что уже освоено ребенком, идите дальше. А может быть, ребенку не хватает вашей любви, он ревнует вас и подсознательно стремится стать «маленьким», беспомощным, вернуть то время, когда взрослый,  находящийся постоянно с ребенком,  принадлежал целиком только ему

Третий год в жизни ребенка психологи называют «кризисным»  (кризис трех лет), так как он является переломным с точки зрения осознания  ребенком себя как личности. Он сознательно говорит «я». «Я не хочу, я не буду!». Он узнает себя на фотографии и в зеркале. Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит от того, что его не поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так как он становится обидчивым. Теперь ребенку нужно все разъяснять.

Нужно уметь договариваться с ребенком, уважая его как личность. Иначе у него будут формироваться неблагоприятные черты характера.

Ребенок со сломленным «я», возможно, и станет послушным; он будет во всем подчиняться вам, а когда выйдет из-под вашего «крыла», будет искать другое, и еще не известно, окажется оно столь же добрым и любящим. Но, в любом случае, вырастет человек со слабой волей, со сломленным достоинством, с комплексом неполноценности. Старайтесь уважать желания, настроения, интересы своего ребенка, но, как говорится, в пределах разумного.

Если вы правильно занимались с ребенком, то он, конечно, хорошо понимает вас, разговаривает все лучше и лучше. Словарный запас к трем годам достигает 1200 – 1300 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно.

В этом возрасте речь ребенка становится основным средством общения не только со взрослым, но и с детьми. Характерной особенностью речи ребенка двух – трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Такое впечатление, что ребенок не умолкает ни на минуту. Это часто раздражает находящихся рядом взрослых, и они даже пытаются остановить этот речевой поток. Делать этого ни в коем случае нельзя, ведь ребенок  неосознанно тренирует речевую функцию, обогащает словарный запас.

Требуют большого терпения и многочисленные вопросы ребенка: как, зачем, когда, почему? Эти вопросы означают скачок в интеллектуальном развитии: ребенок сравнивает, сопоставляет, обобщает, запоминает.

Как отмечал Гарбузов В.И., если ребенок во второй половине третьего года жизни задал вопрос «почему?» — он безоговорочно умен, т.к. это означает, что ребенок задумался. Его заинтересовали причины явлений и их взаимосвязи: «Почему из крана течет вода? Почему идет снег? Почему темнеет на улице?» и т.д.

Если вы отвечаете, глубоко вникая в то, что ребенка заинтересовало,- глубоко мыслить будет и он; отвечаете поверхностно, отмахнувшись – поверхностен будет и он.

Основным развивающим видом деятельности ребенка двух – трех лет является игра. Если в предыдущем возрастном периоде ребенок играл только с теми предметами, которые находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы.

Читайте также:  Нам годик развитие ребенка

Например, ребенок задумал построить из кубиков гараж, куда он будет   ставить машинку, а выезжая из гаража, машина будет перевозить какие-то грузы и т.д. Игра состоит теперь из ряда связанных между собой событий, т.е. она имеет сюжет. Это становится возможным и благодаря развитию воображения, фантазии, абстрактного мышления.

К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая окружающих его взрослых, и в точности повторяет позу, жесты, мимику и речь. Поэтому в присутствии ребенка необходимо обращать внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т.д. Ведь недаром говорят, что дети – зеркало взрослых.

Но ребенок уже не просто может копировать взрослого (как это было на предыдущей возрастной стадии), а исполнять определенную роль, т.е. перевоплощаться, становясь то шофером, то доктором, то продавцом. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии малыша.

Однако, несмотря на важнейшее значение ролевой игры для интеллектуального развития ребенка, форсировать эту ситуацию нельзя. Ребенок должен быть готов к переходу на новую ступень своего развития: у него должны быть подготовлены к этому.

Среди мыслительных операций важнейшими являются:

  1. Называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (далеко, близко);
  2. Группировка предметов одного цвета, формы и размера;
  3. Сравнение по цвету, форме, размеру, весу;  по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);
  4. Выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);
  5. Координация движений рук и зрения;
  6. Формирование числовых представлений (много, мало,:один, два, меньше, больше);

В общении со взрослыми, чтении книг, играх и развивающих упражнениях ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает знания;

  1. О явлениях природы – светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое;
  2. О животном мире – не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные знания о них;
  3. О растительном мире – различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое;
  4. О некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т.д.

Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами, например, при помощи рассматривания и обсуждения книг с картинками, в изо. деятельности и т.д.

Нужно только внимательно наблюдать за малышом, быть мудрым и терпеливым.

Источник

Развитие ребенка, пожалуй, одна из самых волнующих тем родительского сознания. Какими ключевыми навыками для своего возраста он должен обладать и какие пути становления ему присущи, порой без базы знаний определить самостоятельно не под силу. Здесь большую роль играет многодетность. В этом случае у вас есть наглядный пример для сравнения. Но если в вашей жизни пока только один ребенок, то компетентная литература – спасение.

На ранних этапах развития ребенка разделяют два вида патологий: врожденная и приобретенная. Если к первой вы носите косвенное причастие, то виной второй родители. Именно от них зависит адаптационный период ребенка. Общение с матерью и членами семьи в детском возрасте несет огромное значение в формирование личности, его умений и навыков. В противном случае вы столкнётесь с задержкой психического развития на ранней стадии. Если этот феномен ещё под силу исправить, то развившуюся в последствии полную социальную дезадаптацию – нет. Неспособность к жизни в окружающем мире – настоящая катастрофа для маленького человека.

Психомоторное развитие достаточно широкое в своем смысле слова, оно включает в себя оценку зрения, слуха, двигательных функций, социальный контакт и другие. Здесь учитываются многие факторы, начиная от положения головки малыша, до самостоятельного приема пищи.

Немаловажный аспект, это чрезмерно активная воспитательная функция. К примеру, ребенок не может самостоятельно удерживать игрушку, если ему никогда ее не давали, но также и из-за врожденной патологии. Если вы склоняетесь ко второму, то есть срочная необходимость в посещении педиатра, который сможет вынести профессиональный вердикт.

Двадцать восемь лет назад были разработаны наглядные таблицы психомоторного развития для быстрого определения результата. Что позволяет мгновенно сделать первую оценку наличия патологии. Таблицы легки в использовании и очень функциональны. Рассмотрим первые три года развития ребенка, основываясь на данные показатели.

До года:  

За двенадцать месяцев своей жизни ребенок учится самым главным вещам познания окружающего мира. С каждым днем багаж его знаний и навыков пополняется, что двигает психомоторное развитие. На данном этапе не стоит основополагаться на табличные данные буквально. Ведь некоторые умения больше присущи девочкам, а другие мальчикам. Также дети делятся на «ранних» и «поздних». Но не стоит слишком затягивать с оценкой, так как месячных сдвигов быть не должно.

Читайте также:  Центр развития ребенка уфа от 3 лет

По статистической оценке средних показателей психомоторного развития ребенок до года должен научиться:

  • Улыбаться и реагировать на обращения взрослых.
  • Повторять слоги и звуки.
  • Показывать свое недовольство на резкие звуки и яркий свет.
  • Поднимать голову и удерживать её не менее 20сек.
  • Фиксировать взгляд на предметах.
  • Поворачиваться со спины на бок и обратно.
  • Пружинить ножками, при поддержке за подмышки.
  • Поворачивать голову в сторону звука.
  • Тянуться к игрушке и хватать ее.
  • Громко смеяться.
  • Узнавать маму.
  • Самостоятельно сидеть.
  • Вставать на четвереньки и уверенно ползать.
  • Самостоятельно вставать у опоры и опираться на ноги.
  • Брать мелкие предметы двумя пальцами.
  • Сооружать пирамиду из кубиков.
  • Есть с ложки и пить из кружки.
  • Узнавать знакомых, и пугаться чужих.
  • Играть в «ладушки» и «прятки».
  • Кивать положительно и отрицательно головой.
  • Знать свое имя и откликаться на него.
  • Показывать пальцем на знакомые предметы.
  • Использовать по назначению расческу.
  • По просьбе обнимать родителей, стремиться к одобрению.
  • Подражать действиям других.
  • Умышленно бросать игрушки.
  • Показывать части лица и тела по просьбе.
  • Голосом или жестом сигнализировать о своих желаниях.
  • Понимать значение слов «можно» и «нельзя».

65215_46-954x636

До двух лет:

На втором году жизни психомоторное развитие ничем не уступает годовалому. К уже приобретенным навыкам добавляется ряд более сложных и расширенных умений. Малыш учится:

  • Много ходить, приседать, перешагивать препятствия.
  • Самостоятельно кушать ложкой.
  • Повторять действия игр.
  • Понимать значения слов «круг», «шарик», «квадрат» и другие.
  • Различать предметы по цвету и величине.
  • Стремительно увеличивать словарный запас.
  • Применять более сложные слова в диалоге.
  • Самостоятельно надевать на себя детали одежды.
  • Отвечать на простые вопросы.
  • Использовать глаголы, прилагательные и местоимения в речи.
  • Уметь задавать вопросы.
  • Рисовать «каракули» карандашом.

diagnostika-razvitia-detei-doshkolnogo-vosvrasta

До трёх лет:

Основные навыки этого возраста больше совершенствуются, нежели добавляются новые. Здесь важно уделять ребенку как можно больше внимания и помогать в его развитии. С двух до трех лет малышу необходимо научиться:

  • Перешагивать препятствия, равные высоте одной средней ступени.
  • Полностью самостоятельно одеваться.
  • Формулировать сложные предложения.
  • Задавать вопросы «Где?», «Когда?».
  • Различать события «вчера», «сегодня», «завтра».
  • Знать геометрические формы и основные цвета (белый, черный, красный, зеленый, синий).
  • Играть в игры с сюжетом.
  • Знать применение салфетки или носового платка.
  • Лепить фигурки из пластилина и рисовать простые рисунки на бумаге.

psihologicheskoe-razvitie-mini

Полагаться в этом вопросе стоит на многие аспекты, которые подробно описаны в научной литературе. Немало великих российских и зарубежных авторов посвятили этой теме не одно свое издание. Наука о детях очень интересная, она с каждым днем приобретает все новые краски, тем самым совершенствуя прежние показатели. Но не стоит забывать и о том, что психомоторное развитие напрямую связано с воспитанием. И только от этих факторов зависит то, кем в будущем станет ваш ребенок.

Источник

Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Врачебная информация для родителей, всё рационально, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла

☼ Подписывайтесь на канал *Детская неврология, психология, психиатрия   или наберите в поиске мессенджера Телеграм — @nervos. В канале всегда актуальная информация, лучшие статьи, новости и книжные обзоры, группы общения, поддержка, обратная связь

☼ Живое общение, присоединяйтесь!  *Чат родителей и специалистов группы «Дети и нервы» или наберите в поиске мессенджера Телеграм — @nervokid. Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов

ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ

(приблизительные ориентиры)

А

Н

15 месяцев

А

Н

18 месяцев

А

Н

21 месяц

1. ОРИЕНТАЦИЯ

Кубики: башня из 2.

Масса кубиков: башня из 3-4.

Масса кубиков: башня из 5-6.

Чашка-кубик: 6 кубиков в
чашке. (18 мес.)

Чашка-кубик: 10 в чашке.

Масса кубиков: имитирует
движущийся поезд (24 мес).

Рисование: начинает
имитировать линию.

Пилюли и бутылочка:
вытряхивает на просьбу.

Доска с формами: вкладывает
2-3 блока (30 мес).

Доска с формами: без
демонстрации помещает круглый блок.

Рисование: спонтанно скребет
карандашом (36 мес).

Чудесная коробка: вкладывает
уголок от квадрата.

Доска с формами: обязательно
вставляет круглый блок.

Рисование:  подражая, 
проводит линию(24 мес.)

Чудесная коробка: находит
(возвращает) мяч.

Доска с формами: нагромождает
3 блока (24 мес).

2. ГРУБАЯ МОТОРИКА

Ходьба: несколько шагов,
начинает движение, останавливается

Ходьба: падает редко

Ходьба: во время игры
садится на корточки.

Ходьба: падает вдруг (18
мес.)

Ходьба: быстро бежит на
негнущихся ножках.

Ступени: спускается вниз,
держась одной рукой (24 мес).

Ходьба: оставляет ползание.

Ступени: идет по ним вверх,
держась одной рукой.(21 мес)

Ступени: идет вверх, держась
за перила (24 мес).

Ступени: заползает наверх
(18 мес).

Читайте также:  Речевое развитие ребенка до года гуление

Маленький стул: садится сам.

Большой мяч: (демонстрация)
пинает (24 мес).

Большой стул: карабкается на
него

Мяч: кидает (48 мес.)

Большой мяч: толкает всем
телом (21 мес.)

3. ТОНКАЯ МОТОРИКА

Кубики: башня из 2 кубиков.

Масса кубиков: башня из 3

Масса кубиков: башня из 5-6
кубиков.

Пилюля: (без демонстрации)
помещает в бутылочку.

Книга: переворачивает
страницы по 2

Книга: помогает
переворачивать страницы (18 мес).

4. РЕЧЬ

Словарь: 4-6 слов, включая
имена.

Книга: разглядывает,
выбирает.

Словарь: 20 слов

Вокализация: использует
жаргон (24 мес.)

Словарь: 10 слов, включая
имена.

Речь: спонтанно комбинирует
2-3 слова (24 мес).

Книга: узнает картинки (18
мес).

Книга с картинками: называет
или указывает на одну картинку

Мяч: выполняет 3
последовательные команды.

Тестовые объекты: называет
мяч.

Мяч: выполняет 2
последовательные команды.

5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Кормление: не пользуется
бутылочкой. 

Кормление: отдает пустую
тарелку

Кормление: держит чашку
хорошо

Кормление: не хватает
тарелку.

Кормление: частично ест сам,
проливает (36 мес).

Общение: просит пить, есть,
в туалет.

Туалет: частичная регуляция
(24 мес).

Туалет: регулируется в
дневное время (24 мес).

Общение: повторяет 2 и
больше конечных слова фразы (24 мес.)

Туалет: контролируется
дефекация.

Игра: тащит игрушку за собой
(30 мес).

Общение: тащит взрослого за
собой, чтобы показать что-либо (24 мес).

Туалет: показывает мокрые
штанишки (18 мес.)                   

Игра: качает и обнимает
куклу (24 мес).

Общение: говорит
«та-та» или эквивалент.

Общение: указывает, называет
свои желания (21 мес).

Игра: показывает или
протягивает игрушки.

Игра: бросает игру или
отказывается играть (18 мес).

А

Н

21 месяц

А

Н

24 месяца

А

Н

30 месяцев

1. ОРИЕНТАЦИЯ

Несколько кубиков: башня из
5-6.

Несколько кубиков: башня из
6-7 кубиков.

Несколько кубиков: башня из
8 кубиков.

Несколько кубиков: имитирует
движущийся поезд(24 мес).

Несколько кубиков: берёт 2 и
более и возит(30 мес.)

Несколько кубиков: к
построенному из кубиков поезду добавляет трубу

Доска с формами: вкладывает
2-3 блока (30 мес).

Рисование: имитирует
вертикальную линию

Рисование: имитирует
вертикальную и горизонтальную линии

Чудесная коробка: вкладывает
уголок от квадрата.

Рисование: имитирует
окружность (36 мес.)

Рисование: чертит две и
более линии, которые пересекаются

Чудесная коробка: находит
(возвращает) мяч.

Доска с формами: укладывает
блоки на доску без демонстрации, не обязательно правильно по форме

Цветные фигуры: помещает
одну фигурку на карточку

Доска с формами: после 4-х
попыток правильно вкладывает блоки (30 мес)

Доска с формами: по просьбе
помещает 3 блока правильно

Чудесная коробка: вкладывает
квадратный блок

Доска с формами: после
поворота доски на 180° блоки вкладывает, но может допускать ошибки

Повторяет: две цифры (1-3
попытки)

2. ГРУБАЯ МОТОРИКА

Ходьба: во время игры
садится на корточки

Ходьба: хорошо бегает без
падений

Ходьба: ходит на
«цыпочках» (после показа)

Ступени: спускается вниз,
держась одной рукой (24 мес).

Ступени: один идёт вверх и
вниз

Прыжки: прыгает, отрывая обе
ноги от пола

Ступени: идет вверх, держась
за перила (24 мес).

Большой мяч: пинает (без
демонстрации)

Стояние: пытается стоять на
одной ноге

Большой мяч: (демонстрация)
пинает (24 мес).

3. ТОНКАЯ МОТОРИКА

Несколько кубиков: башня из
5-6.

Несколько кубиков: башня из
6-7 кубиков.

Несколько кубиков: башня из
8 кубиков.

Книга: переворачивает
страницы по одной.

Рисование: держит карандаш
пальцами

4. РЕЧЬ

Словарь: 20 слов

Речь: слова могут быть
нечёткими, но они обозначают конкретные предметы и действия (собственный
жаргон)

Имя: говорит полное имя

Речь: спонтанно комбинирует
2-3 слова (24 мес).

Речь: предложения из 3-х
слов

Карта с картинками: узнает 7
картинок в карте, книжке

Мяч: выполняет 3
последовательные команды.

Речь: использует
«я», «мне», «ты»

Карта с картинками: называет
5 картинок

Карта с картинками: называет
3 и более

Тестовые объекты:
демонстрирует умение их использовать

Карта с картинками: узнаёт и
указывает 5 и более картинок

Тестовые объекты: говорит
названия 2-х

Мяч: выполняет 4
последовательные команды

5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Кормление:  хорошо держит чашку

Кормление: не переворачивает
ложку

Общение: говоря о себе
использует чаще местоимение, чем своё имя

Общение: просит пить, есть,
в туалет.

Общение: говорит о
непосредственных впечатлениях

Общение: повторяет 2 и
больше конечных слова фразы (24 мес.)

Общение: просит дать что-то
«другое», когда заканчивается то, что было до этого

Общение: тащит взрослого за
собой, чтобы показать что-либо (24 мес).

Общение: обращается к себе
по имени (30 мес).

Игра: целенаправленно
двигает предмет (машинку и т.д.)

Одевание: одевает носки,
рукавички, шапку. Натягивает штанишки.

Игра: помогает убирать
игрушки

Игра: отдаёт чашку, полную
кубиков

Игра: может носить бьющиеся
вещи

Игра: подражание домашней
деятельности взрослых

Игра: в присутствии других
детей играет сам по себе(42 мес.) (параллельная игра)

Туалет: сухой ночью (36 мес)

Туалет: сообщает о своих
нуждах (42 мес.)

Источник