Моторное развитие ребенка в младенческом возрасте
За первый год жизни ребенка происходит значительный скачок в двигательном развитии и развитии психомоторики. Наряду с импульсивными дети начинают выполнять и произвольные движения: перекатываются и переворачиваются, садятся, встают, ползают, ходят. Все эти движения относятся к общей моторике (табл. 4.4). Способность перемещения в пространстве возникает уже на первом месяце жизни, когда ребенок начинает поднимать головку. В дальнейшем появляется перекатывание, которое является основой для более поздних и сложных перемещений – ходьбы и бега. Примерно к полугоду ребенок начинает сидеть, затем – переползать и ползать. Переползание или низкое ползание характеризуется тем, что живот не отрывается от пола. Высокое ползание появляется в семь-восемь месяцев и свидетельствует о готовности ребенка к ходьбе. В этот же период появляется способность стоять достаточно продолжительное время. Ходить с посторонней помощью дети чаще всего начинают с девяти-десяти месяцев. К году многие дети ходят довольно уверенно, однако визуальный контроль за своими шагами сохраняют.
Таблица 4.4
Показатели двигательного развития ребенка на первом году жизни’
Название реакции | Приблизительный возраст появления |
Лежа на спине, совершает беспорядочные изолированные сгибания и разгибания рук и ног | 1 мес. |
Лежа на животе, приподнимает голову | 2 мес. |
Лежа на животе, поднимает голову по средней линии на 45“ и удерживает ее (неустойчиво). Лежа на спине, удерживает голову по средней линии | 3 мес. |
Лежа на животе, поднимает голову на 45-90° (грудь приподнята, опирается на предплечья, локти на уровне или впереди плеч). Лежа на спине, прижимает голову к груди по средней линии и сводит руки вместе. Лежит на животе, ноги раздвинуты в стороны, больше опирается на одну руку | 4 мес. |
Сидя с поддержкой за поясницу, удерживает голову прямо. Лежа на спине, трогает ручками колени. Когда тянут за ручки, пытается присесть | 5 мес. |
Лежа на спине, разгибая шею и спину, перекатывается на бок. Лежа на животе, опирается на вытянутые руки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен). Сидит (если посадить) с опорой на руки, свободно поворачивает голову в стороны | 6 мес. |
Лежа на спине, поднимает ноги вверх и трогает ступни. Лежа на животе, опирается на предплечье одной руки, другой тянется за игрушкой. Посаженный сидит с прямой спиной без поддержки, руки свободны. Может наклоняться вперед, назад и в стороны, но легко теряет равновесие | 7 мес. |
Лежа на животе, разгибается, приподнимает голени и вытянутые в сторону руки («ласточка»). Лежа на животе, поворачивается по кругу. Устойчиво сидит без поддержки, может при этом свободно заниматься игрушкой. Стоит с поддержкой за грудь, пытается «пружинить» на ножках (туловище слегка наклонено вперед). Лежа на боку, приподнимает голову | 8 мес. |
Сидя без опоры, поворачивает туловище в сторону и берет предмет, оборачивается и смотрит назад. Стоит с поддержкой | 9 мес. |
Встает на четвереньки (на колени и кисти) из положения на животе, может раскачиваться на четвереньках вперед-назад. Из позы на четвереньках высоко поднимает одну руку, чтобы достать предмет. Сидя без поддержки, не падает, когда тянется в сторону. Встает на четвереньки из положения сидя. Ходит, держась двумя руками | 10 мес. |
Встает, держась за опору. Стоя, держится за опору и раскачивается, переступая с ноги на ногу. Садится из положения на четвереньках. Стоит, придерживаясь одной рукой. Поворачивается и тянется другой рукой за игрушкой. Подтягивается на руках, чтобы встать, использует позицию стоя на одном колене. Присаживается и (или) наклоняется, держась за опору | 11 мес. |
Ходит, держась одной рукой | 1 год |
Наряду с общей моторикой развивается и мелкая моторика рук – сложные движения становятся возможными в результате совершенствования зрительно-моторной координации, но ее становление происходит значительно позднее (табл. 4.5).
Координация движений глаз и рук развивается постепенно. Так, в период новорожденности хватательные движения являются рефлекторными, и дети чаще используют визуальное «общение» с окружающими объектами. С третьего-четвертого месяца ребенок может стучать по различным предметам кулачком, хватать предметы, подносить их ко рту. К четырем-пяти месяцам дети целенаправленно тянут руки к понравившемуся им предмету. Они водят при этом глазами от руки к предмету и обратно, что помогает координировать положение руки относительно предмета. К полугоду у детей развивается навык зрительного управления движениями рук: они могут достать предмет, глядя на него. Это свидетельствует о сформировавшейся взаимосвязи между зрительной и двигательной системами. Примерно после 10 месяцев появляется способность манипулировать разными предметами с использованием обеих рук. Многие начинают отдавать предпочтение какой-то одной руке. К концу первого года многие дети могут бросать предметы, часто в определенном направлении.
Особенно большое значение для психического развития имеет появление акта хватания как первого целенаправленного действия ребенка, которое является обязательным фактором, основой освоения действий с предметами. Акт хватания формируется благодаря ситуативно-личностному общению со взрослым.
Таблица 4.5
Закономерности развития движений рук младенца
Название реакции | Приблизительный возраст появления | |
Изолированные хаотические движения рук | 2 мес. | |
Лежа на спине, подносит ручки ко рту. Захватывает предмет, который касается ладони или пальцев. Сжимает и разжимает пальцы, когда в руку попадают податливые предметы: бумага, ткань и т.п. Смотрит на движения своей руки | 3 мес. | |
Тянется к увиденному предмету одной или двумя руками, кисти раскрыты. Сводит ручки по средней линии, тянет их вверх, смотрит на них, играет ими. Трясет погремушкой, вложенной в руку | 3,5-4 мес. | |
Лежа на спине, тянется к увиденному предмету, хватает его двумя руками и тянет в рот. Лежа на спине, тянется к увиденному предмету одной рукой и хватает его. Водит пальцами по поверхности игрушки | 4,5 мес. | |
Тянет предмет, находящийся в руке, в рот. Большую часть времени кисти раскрыты. Лежа на животе, одной рукой опирается, другой – тянется за игрушкой | 5 мес. | |
Начинает приспосабливать кисть под форму и размер захватываемого предмета. Лежа на спине, держит в одной руке игрушку, другой тянется ко второй игрушке и захватывает ее. Перекладывает предмет из руки в руку | 6 мес. | |
Тянется к удаленному предмету. Смотрит на мелкий предмет и пытается его загрести всеми пальцами. Вращает кистью с удерживаемой игрушкой | 7 мес. | |
Рассматривает то один предмет, который держит в руках, то другой. Поднимает предмет двумя руками. Берет увиденный мелкий предмет тремя-четырьмя пальцами (щепотью). Отталкивает мяч в случайном направлении | 8 мес. | |
Стучит предметом о предмет. Хлопает в ладоши | 9 мес. | |
Ощупывает людей и предметы. Берет мелкий предмет двумя пальцами: большим и боковой поверхностью указательного (неточный «пинцетный захват») | 10 мес. | |
Взятый предмет не тянет в рот сразу, а сначала манипулирует им (5-10 с): трясет, ощупывает, бьет им по чему-либо, рассматривает. Бросает предметы в игре | 11 мес. | |
Берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиками большого и указательного) – точный «пинцетный захват». Одной рукой держит игрушку, другой с ней играет | 1 год |
Существуют три варианта объяснения психологических механизмов появления акта хватания предметов:
- • взрослый стимулирует недифференцированную двигательную активность ребенка, спонтанные движения которого приводят к случайному прикосновению рук с определенными предметами; исходя из этого направленность на предметы и действия с ними возникают независимо от взрослого, в результате хаотичных спонтанных движений ребенка;
- • общение со взрослым, являющимся для младенца наиболее информативным, привлекательным объектом, оказывает стимулирующее и развивающее влияние на перцептивные и сенсорные способности ребенка, которые, достигнув определенного уровня, переносятся на окружающие предметы;
- • интерес ребенка к предметам, вызывающий целенаправленные предметные действия, возникает через отношение взрослого к данным предметам, который выделяет для младенца отдельные предметы и привлекает к ним его внимание.
Полученные в исследованиях Е. О. Смирновой данные опровергли первые две гипотезы и позволили обосновать психологические механизмы влияния взрослого на формирование предметных действий ребенка младенческого возраста: взрослый, являясь эмоциональным центром ситуации общения, наделяет предмет субъективной значимостью и тем самым выделяет этот предмет. В результате этого ребенок сосредоточивает свое внимание на предмете и начинает целенаправленно тянуться к нему. Сущность данного встречного активного движения заключается в единстве сенсорного и двигательного начала. Эмоциональная притягательность предмета, побуждающая первое встречное действие ребенка к нему и обеспечивающая формирование сенсомоторного единства, первоначально возникает через общение ребенка со взрослым, опосредованное этим предметом.
Первоначально всеми предметами ребенок действует одинаково: ощупывает, бросает, трясет, облизывает, кладет себе в рот и пр. Данные действия не зависят от свойств предметов и их функционального предназначения и поэтому называются неспсцифическими. Однообразие этих действий не способствуют познанию всех свойств предметов, поэтому интерес ребенка к конкретному предмету быстро исчезает и он переключается на другой.
На протяжении второго полугодия интенсивно развиваются хватательные и манипулятивные действия младенца. Сначала все предметы ребенок пытается схватить одинаковым способом, прижимая пальцы к ладони. Рука, которая тянется за предметом, движется наугад. В дальнейшем, на 5-7-м месяце жизни, происходит постепенное совершенствование хватания по следующим направлениям:
- • повышается точность и целенаправленность движений руки;
- • появляется противопоставление большого пальца к остальным пальцам;
- • возрастает зависимость положения пальцев от особенностей предмета, который берет ребенок.
Совершенствование акта хватания способствует усложнению манипулятивных действий. Дети начинают замечать результаты своих действий и активно их воспроизводить, в чем проявляется направленность на результат, возникающий при действиях с предметом.
Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что дети начинают выполнять действия не только с одним, но и одновременно с двумя предметами, что направлено на попадание предмета в определенное место или расположение двух предметов в определенном взаимном положении.
К концу года дети начинают замечать наряду с прямыми также и косвенные результаты своих действий с предметами. Все эти действия вызывают у них положительные эмоциональные реакции, и они стремятся многократно повторять их. С помощью взрослого возможности действия младенца расширяются: взрослый показывает различные свойства предмета и новые способы действия с ним. К концу года дети начинают осваивать специфические действия с предметами.
Таким образом, на первом году жизни происходит интенсивное физическое развитие ребенка: развивается и общая и мелкая моторика, совершенствуются механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц, координации движений. К концу года ребенок начинает овладевать ходьбой, складываются важные предпосылки для овладения предметными действиями – совершенствование акта хватания и появление первых специфических действий с предметами.
Источник
К двум месяцам кризисный период новорожденности заканчивается привыканием ребенка к жизни вне матки, и начинается период стабильного развития — младенчество. Основная деятельность ребенка в этот период — движение и общение. Для успешного развития ребенка в первый год жизни, необходимо уделять ему достаточно внимания и тепла, постоянно взаимодействовать с ним.
Если в предыдущий период, потребности ребенка постоянно удовлетворялись, то он обретает мощный стимулятор для своего развития — доверие к миру. Благодаря внутреннему ощущению благополучия, он тратит меньше энергии на плач, и направляет сбереженную энергию на развитие своих первых умений и навыков.
Мозг ребенка
Еще до рождения у ребенка начинает выстраиваться структура головного мозга. У новорожденного крайне мало связей между клетками головного мозга — нейронами. С первых дней происходит активное создание связей между нейронами (синапсы). По современным оценкам, в 1 секунду создается около 2 миллионов новых нейронных связей. Такой активный процесс происходит на протяжении первых нескольких лет жизни ребенка. Закладывается основа мозга, который достанется ребенку в будущем, который определит ход его дальнейшего развития. На развитие мозга оказывает влияние, как родитель, так и среда. В последнее десятилетие проводится множество исследований на эту тему. Так в одном из исследований было показано, что продолжительный стресс значительно тормозит скорость развития мозга. Поэтому ребенку так важна безопасность, забота в первые годы, активное взаимодействие с ним, а также среда, богатая сенсорными стимулами (воздействие на ребенка через его зрение, слух, осязание и т.д.).
Структура мозга Новорожденного, Младенца 1 месяца, Младенца 9 месяцев, Двухлетнего ребенка и Взрослого.
Очень кратко и схематично попытаемся понять ход развития мозга ребенка. На рисунке изображено, как изменяется структура мозга на клеточном уровне. У новорожденного ребенка (Newborn) уже есть нейроны (главные клетки мозга), но они еще не соединены между собой и не работают как надо, поэтому нет осознанных движений, речи и др. проявлений функций мозга. С рождения при сенсорной стимуляции, мозг ребенка начинает активно выстраивать связи между нейронами, преимущественно хаотично, объединяя «все со всем», образовывая огромный «клубок» нейронных связей. Этот процесс продолжительный и со временем сменяется другим, не менее важным процессом — оптимизации и удаления не используемых нейронных связей. Мозг переходит от приоритета количества связей к их качеству. В конце рисунка мы видим, что нейроны мозга взрослого (Adult), имеют меньше связей, чем мозг двухлетнего ребенка (2 Years). Это не говорит нам, что ребенок умнее взрослого, а как раз наоборот, хоть связей между нейронами у взрослого меньше, но они более толстые, его мозг имеет более сильные связи, а значит, может быстрее и лучше ими пользоваться. Для выживания и адаптации к опасному миру, мозг ребенка должен создать триллионы связей (охватить огромный пласт информации окружающего его мира) максимально быстро, чтобы как можно скорее уверенно овладеть не только движениями, но и такими сложными умениями как речь, мышление, жизнь в обществе. Именно поэтому обучение ребенка в раннем возрасте происходит значительно, легче чем взрослого. Так как у взрослого мозг уже сформирован и поэтому намного менее пластичен, а мозг ребенка, практически «чистый лист», который требует заполнения.
Развитие мозга ребенка
Объём мозга новорожденного составляет около 25% от своего будущего взрослого объёма. Первыми развиваются сенсорные отделы мозга, которые отвечают за: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Затем следуют моторные зоны, речевые центры. И лишь потом области, отвечающие за когнитивные функции (познание, мышление) и контроль, их развитие продолжается долгие годы, так как они являются более новыми областями мозга (в эволюционном плане) и поэтому созревают дольше и позже всех.
Сенсорные системы
Уже к 3-4 месяцам зрительные и слуховые способности младенцев почти не отличаются от способностей взрослых людей. К этому возрасту ребенок, как правило:
- Свободно следит за предметами;
- Способен длительно сосредоточиваться при разглядывании;
- Совершает инициативные движения глаз (активно ищет объект для рассматривания);
- Различает большинство цветов (к 6-7 месяцам почти все цвета);
- Правильно связывает слуховые и зрительные впечатления (поворачивает голову и отыскивает глазами источник звука).
Что видит младенец с рождения до годаКак младенец видит цвета в 6 и 9 месяцев
Новая задача зрения — направлять и регулировать поведение, так что формирование самостоятельных движений происходит под контролем зрения. Ребенок к 4 месяцам проявляет активный интерес к своим рукам. Долго рассматривает игрушки и приближает к ним руки, обхватывает их, тянет в рот.
Моторика
Важно знать, что каждый новый моторный навык состоит из сложения следующих факторов:
- Развития нервной системы и двигательных возможностей тела (биологический фактор);
- Целей, которыми руководствуется ребенок (получение игрушки или пересечение комнаты — мотивационный фактор);
- Внешней поддержки овладения умением (поощрение со стороны родителей, объекты в повседневном окружении — фактор закрепляющий поведение).
При наличии всех трех факторов, развитие моторных навыков идет максимально быстро.
Выделяют крупную и мелкую моторику. Крупная моторика включает в себя переворачивание, ползание, ходьбу и т.п., все то где задействованы крупные мышцы и система мышц. Она необходима для полноценного развития организма и движения ребенка в пространстве. Приведем хронологический список, который лишь примерно указывает наступление определенного умения. Сразу стоит отметить, что может быть сдвиг сроков и это нормально. Не нужно паниковать, если ребенок не проявляет функции строго в указанный период. Каждый ребенок развивается в индивидуальном темпе и порядке.
Развитие крупной моторики ребенка на первом году жизни:
Возраст в месяцах | Двигательные функции |
1 | Лежа на животе – кратковременно приподнимает голову. |
2 | Лежа на животе – удерживает голову, в вертикальном положении – непостоянно. |
3 | Лежа на животе – опирается на согнутые предплечья. В вертикальном положении хорошо удерживает голову. |
4 | Лежа на спине – при притягивании за руки приподнимает голову. Поворачивается со спины на бок. |
5 | Лежа на животе – опирается на вытянутые руки, на одну руку. На спине – при потягивании за руки тянется за руками. Уверенно поворачивается со спины на бок. |
6 | Лежа на спине – при потягивании за руки садится. Поворачивается со спины на живот. |
7 | Посаженный ребенок сидит, опираясь на руки. Ползает на животе. Стоит при поддержке. Поворачивается с живота на спину. |
8 | Садится и сидит, не опираясь. Становится на четвереньки. Ухватившись за опору, становится на колени. Ползает. Подтягивается. |
9 | Сохраняет равновесие, сидя при манипуляциях с предметами. Встает, ухватившись за опору. Переступает, поддерживаемый за руки. Карабкается. |
10 | Стоит самостоятельно. Ходит, держась одной рукой. |
11 | Уверенно стоит без опоры. Приседает. Ходит, держась одной рукой. Делает несколько шагов без опоры. |
12 | Ходит без поддержки, приседает и встает. |
Мелкая моторика — это способность манипулировать мелкими предметами, как правило, при помощи рук. Важнейшим достижением первого полугодия жизни ребенка, является умение хватать предмет, с которого начинается манипулятивная деятельность с предметами.
Захватывание (доставание) предмета — это первое целенаправленное действие ребенка. Хватание начинается с обнаружения и ощупывания собственных ручек примерно в 3–3,5 месяца. Далее развитие и совершенствование захвата происходит в совместных действиях ребенка и взрослого. Взрослый переключает внимание с себя на предмет, мотивируя таким образом ребенка на активность. Таким образом, взрослый не всегда осознанно, но систематически создает ситуации развития для ребенка:
- Демонстрирует предмет, вызывая интерес и сосредоточение внимания у ребенка;
- Подносит предмет на такое расстояние, при котором ребенок начинает протягивать к нему руки, затем отдаляет его и снова приближает;
- Прикасается предметом к ребенку;
- Показывает способы действия с предметом.
Функция захвата предмета совершенствуется постепенно. Ребенку трех месяцев нужно вложить предмет (например, игрушку) в руку, и он потянет ее в рот. В 5–5,5 месяца ребенок самостоятельно может свободно доставать, захватывать и удерживать игрушку. Траектория движения руки сначала неточна, совершается много лишних сопутствующих движений, а захват кистью происходит часто по-разному.
Такие занятия становятся главной задачей для ребенка, отодвигая на второй план общение. Теперь основные интересы младенца сосредоточены на предметах — он стремится схватить и потрогать окружающие предметы. Диапазон действий с предметами одинаков, он их: трогает, ощупывает, бросает, трясет, кладет себе в рот и прочее. Однообразие этих действий не позволяют ребенку раскрыть всех свойств предметов, поэтому его интерес к конкретному предмету быстро иссякает и внимание переключается на новый предмет.
Во втором полугодии формируется полноценное доставание. Уточняется движение руки к предмету, развивается захват при помощи большого пальца, удерживание предмета пальцами, захват с учетом формы и размера. Когда в 6–7 месяцев ребенок начинает сидеть, то появляется больше возможностей взаимодействовать с предметами. В результате в 7–8 месяцев ребенок может перекладывать объекты из одной руки в другую и научается захватывать предмет большим и указательным пальцами (пинцетный захват). Любимое удовольствие в данный период — брать в каждую руку по предмету и стучать ими друг о друга.
К концу первого года жизни, действия с предметами начинают приобретать характер, согласно заложенной в них функции: из чашки пьют, совочком копают. Ребенок начинает копировать движения взрослых по отношению к предметам (например, «пользоваться» телефоном). Также ребенок научается обращаться с игрушками, в которых заключен определенный способ использования: собирать пирамидку, матрешку, складывать башню из кубиков.
В результате к концу первого года, ребенок приобретает способность самостоятельного передвижения: появляется ползание, затем ходьба, которая открывает перед ним мир в новом свете, с новыми границами доступного. Действия с предметами обеспечивают ребенка новыми средствами для исследования окружающего мира. А новые границы стимулируют интерес у ребенка, повышая его моторную активность. Образуется закономерность — развитие в области моторики, поддерживает когнитивное развитие, и наоборот.
Когнитивное (познавательное) развитие
К трем месяцам ребенок знакомится с причиной и следствием, выясняет, что может заставить то или иное событие произойти. Определенное действие вызывает определенное последствие: «Я ударяю по карусели рукой или ногой — она начинает двигаться», «Я трясу погремушку — она гремит». Ребенок «записывает» эти модели причины-следствия в свой активно развивающийся мозг и начинает вносить в эти модели правки, чтобы повысить их эффективность. Например, к этому времени ребенок научился плакать так, чтобы наиболее эффективно донести свою потребность до взрослого.
С разнообразными свойствами предметов: формой, текстурой, величиной, весом и пр. — младенец знакомится в процессе манипулирования. Предмет «учит» руку подстраиваться под его свойства, а глаз «учится» у руки. Поэтому изменение положения пальцев в тот момент, когда рука ребенка тянется к предмету, может служить хорошим показателем ориентировки в форме и величине. Но не только благодаря рукам ребенок познает предметы. Многие из них он пробует ртом, в котором находится, большое количество рецепторов.
Ребенок играет с предметами
Манипулирование с предметами приводит к открытию в предметах все новых и новых свойств: звучание, мягкость, твердость, сжимаемость, устойчивость и пр. Переход к манипулированию двумя руками также открывает новые свойства: расчленяемость на части, нахождение одного предмета в, над или под другим предметом и т.д. Все эти свойства ребенок «знает» лишь в тот момент, когда действует с предметами. Он исследует предметы и через них познает реальность. Получаемые при манипулировании знания о свойствах предметов являются основой для мышления. Со временем предмет начинает выступать для ребенка как нечто постоянно существующее, имеющее неизменные свойства. И в 8–9 месяцев ребенок уже понимает, что предмет, исчезнувший из поля зрения, не перестал существовать, а просто находится в другом месте. Это относится не только к предметам, но и к родителям. Теперь, когда вы уходите, ребенок понимает, что вы обязательно вернетесь, и уже меньше боится вас потерять. Голос из соседней комнаты, может успокоить его.
Также в этот период ребенок начинает замечать и понимать не только прямые, но и косвенные результаты своих действий — например, потянув за веревочку, можно притянуть привязанную к ней машинку, нажав на кнопку, можно включить или выключить свет, при помощи пульта переключать каналы в телевизоре. Ребенок начинает понимать и выделять свои действия, что дает ему возможность изображать их. Так, например, он может изобразить что ест, пьет, спит «понарошку», т.е. в символической форме представить знакомые ему действия. В течение следующих месяцев количество и разнообразие таких действий стремительно увеличивается, что говорит об активном развитии мыслительных способностей ребенка.
К 6 месяцам, ребенок начинает все лучше распознавать и идентифицировать свои чувства. Например, он начинает понимать разницу между чувством голода и одиночества. И пытается передать вам этот сигнал, что он хочет покушать или он хочет объятий. Но он не только передает сигнал. Он уже считывает, насколько точно передал его, смогли ли вы понять его просьбу.
Активно воздействие на мышление ребенка оказывают прогулки (новая среда), и конечно же, взаимодействие с другими людьми.
Социальный контакт
С первых месяцев ребенок выделяет и узнает свою маму, при этом беспокоится при ее уходе. Со второго месяца ребенок начинает более активно приступать к общению, так как проводит больше времени в бодрствование. Младенец настойчиво ищет визуальный контакт, дольше смотрит на лица родителей. Улыбка становится способом коммуникации, он чаще улыбается и издает призывные звуки, машет ручками («комплекс оживления»). Блуждание взгляда по лицу переходит в более внимательное и сосредоточенное изучение. Ребенок все активнее копирует мимику родителей. Движения губ и языка становятся более осознанными, что говорит о постепенном зарождение речи.
В 4 месяца при приближении незнакомого взрослого, ребенок настораживается и внимательно всматривается в его лицо, широко открывает глаза, притормаживает движения, иногда возникает реакция страха. В 6–8 месяцев различает людей на «своих» и «чужих». При встрече с незнакомым взрослым появляется смущение, скованность. В то время как близкие взрослые воспринимаются спокойно и в зависимости от ситуации вызывают широкую гамму эмоций (восторг при встрече, огорчение при уходе, радость во время игры, гнев и обиду при запретах). Большинство психологов видят в боязни чужих и страхе отделения — признак интеллектуального развития младенца. Тревога объясняется тем, что младенец осознает: присутствие близкого ему человека означает для него безопасность и вызывает опасение, если их нет.
В первом полугодии младенцы одинаково реагируют на положительные и отрицательные воздействия взрослых, в обоих случаях проявляя положительные эмоции. Во втором полугодии картина резко меняется, дети хорошо различают положительные и отрицательные воздействия взрослых и по-разному реагируют на них: при порицании или осуждении со стороны взрослых у них начинают преобладать негативные проявления — малыши обижаются, отворачиваются, плачут. Из-за этого отношение к каждому взрослому становится избирательным.
Моторные достижения оказывают мощное воздействие на взаимоотношения с окружающими взрослыми. Например, протягивание ручек к игрушке, позволяет младенцу передать взрослому сообщение «я хочу этот предмет», и взрослый дает его или помогает достать до него.
Характер отношений ребенка с взрослыми, и в первую очередь с матерью, определяет, как будет складываться все дальнейшее его развитие. Если на потребности ребенка реагируют, на его плач приходят, с ним разговаривают, эмоционально и физически взаимодействуют, играют, к нему доброжелательно и нежно относятся, то такой ребенок становится открытым миру, он доверяет ему и доверяет взрослым, он ощущает себя в безопасности. Присутствие и эмоциональная поддержка матери, позволяют ребенку развернуть познавательную активность. Он чувствует себя защищенным и уверен, что мать всегда придет к нему на помощь. В дальнейшем чувство доверия к миру и безопасности в нем, станет внутренним достоянием ребенка, и физическое присутствие матери в новой ситуации станет уже необязательным. Надежная, эмоциональная привязанность младенца к матери в первый год жизни, закладывает в нем любознательность, самостоятельность, уверенность в себе, открытость миру и активную познавательную позицию.
Подробно про становление речи в период младенчества
Достижения первого года жизни, можно разделить на 4 условных периода. Стоит отметить, что данные характеристики развития условны, и могут проявляться чуть раньше или позже. Развитие одних умений не зависит от развития других, например, некоторые дети начинают раньше ходить, но позже говорить.
Подробное о том, как развивать ребенка до года.
Конец третьего месяца жизни, ребенок:
– Узнает внешность и голос родителей
– Улыбается, увидев знакомые ему лица и проявляет интерес к лицам других людей
– Интересуется визуальными образами
– Тянется руками к предметам
– Лучше контролирует движение головой
– Спит дольше и более спокойным сном
Конец шестого месяца жизни:
– Ищет глазами источник звука
– Может сфокусировать взгляд на маленьких объектах
– Все чаще пользуется руками, хватает предметы
– Тянет руки и игрушки в рот
– Учится переворачиваться и сидеть
– Познает причинно-следственные связи и свойства предметов
– Различает людей на «своих» и «чужих», по разному реагируя на них и их действия
– Гулит и повторяет простые звуки, издаваемые родителями
– Может оставаться один и играть в одиночку без плача
Конец девятого месяца жизни:
– Ищет предметы, когда они пропадают из зоны видимости
– Манипулирует различными предметами и пытается понять их устройство
– Берет мелкие предметы двумя пальцами
– Сидит. Учится ползать; вставать, держась за опору
– Активный лепет, пытается имитировать слова
– Знает свое имя
Конец двенадцатого месяца жизни:
– Ищет и показывает некоторые объекты, если их назвать
– Указывает куда хочет пойти, или получить определенный предмет
– Может идти на звук вашего голоса, если вы в другой комнате
– Реагирует на «нет» и «нельзя», понимает некоторые словесные инструкции
– Произносит до нескольких десятков лепетных слов
– Ходит и карабкается без поддержки
Принято считать, что период младенчества заканчивается с приходом Кризиса одного года.
Источник