Моторное развитие ребенка первого года жизни
Рождение ребенка – это праздник, за которым неизбежно наступают ежедневные хлопоты, заботы, необходимость учиться ухаживать за малышом, волноваться за его здоровье. Родителям в семье необходимо менять свой привычный образ жизни, ежедневно и ежечасно наблюдать за крохой. Самым напряженным считается первый год жизни малыша, когда все внимание матери должно быть устремлено на то, чему он научился за день, неделю, месяц.
МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДО ГОДА: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Когда детки крошечные, хочется, чтобы они скорее выросли. Всегда кажется, что ребенок вот-вот начнет сидеть, ползать, ходить, и порой это превращается в соревнование с малышом, живущим по соседству. Но моторные навыки детей в большой степени зависят от готовности организма, в частности, тех отделов головного мозга, которые отвечают за равновесие, осанку. Но даже в том случае, если все эти отделы мозга работают, ребенок не будет сидеть или передвигаться, если структура мышц не изменилась достаточно для удержания веса тела и совершения необходимой для передвижения работы. То есть малыш начинает сидеть, ползать, брать в руки игрушку, ходить тогда, когда достигает необходимого развития его тело и мозг. А это в большой степени запрограммировано на генетическом уровне, а также зависит от здоровья родителей до зачатия ребенка, семейной предрасположенности к тем или иным заболеваниям, хронических заболеваний матери до беременности (сердечно-сосудистые, гинекологические, эндокринологические и др.), острых инфекционных заболеваний во время беременности, курения, употребления алкоголя даже в минимальных количествах.
Начнет ли ребенок ходить в 9 месяцев и 4 дня или в 15 месяцев и 10 дней, зависит от программы моторного развития, которую он унаследовал. Если он рано начал сидеть, это говорит о том, что, вероятнее всего, он рано приобретет и другие навыки. Но нет никаких свидетельств того, что дети, рано начавшие ходить, с большей вероятностью станут спортсменами или танцорами, чем те, которые ходить стали поздно. Также нет никаких доказательств того, что малыши, рано начинающие сидеть, ползать, ходить, будут лучше успевать в школе, чем те, у которых эти навыки появляются позднее.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ: ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
На 1-м месяце жизни у ребенка еще сохраняется свойственный периоду внутриутробного развития повышенный тонус сгибательных мышц и движения его весьма ограниченны. Функционируют лишь мышцы, обслуживающие важные жизненные функции. Быстрое развитие мышц начинается с 1-го месяца жизни, однако происходит оно неравномерно. Первыми достигают функциональной зрелости мышцы шеи.К концу 1-го и началу 2-го месяца жизни ребенок может приподнимать на короткое время голову, лежа на животе.
Укреплению мышц в это время способствует выкладывание ребенка на живот, что целесообразно повторять несколько раз в день. Выкладывают малыша на ровную твердую поверхность. Продолжительность выкладывания возрастает постепенно, начиная с 1 минуты.
Вслед за мышцами шеи достигают своего развития мышцы туловища и конечностей. Чтобы этот процесс не тормозился, ребенку нужна свободная, не сковывающая движений одежда. Дети, длительное время лишенные возможности активно двигаться, развиваются хуже, у них труднее вырабатывается координация движения.В 2 месяца малыш уже может в течение нескольких минут хорошо держать голову в вертикальном положении, свободно поворачивать ее в сторону громких звуков или яркой игрушки.К 3-му месяцу жизни у детей начинает появляться комплекс оживления – активные, беспорядочные движения рук и ног в ответ на обращение взрослого. Совершая такие движения, ребенок пытается захватить и удержать игрушку. С этого возраста игрушки необходимо подвешивать так, чтобы малыш мог дотянуться до них рукой.
При выкладывании на живот в этот период малыш уже приподнимает голову и верхнюю часть туловища, опираясь на предплечья.
С 4-го месяца малыш поднимает голову из положения на спине, приподнимается, опираясь на локти, лежа на животе, пытается менять положение тела, поворачивается со спины на бок, упирается ногами при поддержке под мышки.
На 5-м месяце, лежа на животе и опираясь на ладони вытянутых рук, ребенок приподнимает туловище, свободно поворачивается со спины на живот, при поддержке за туловище переступает ногами, свободно берет игрушку.
6-й месяц приносит крохе дальнейшую свободу действий. Он дотягивается до игрушки из любого положения, перемещается, подползая к заинтересовавшему его предмету. Это способствует ускоренному развитию мышц спины, положительно влияет на осанку, улучшает кровообращение. Поэтому следует всячески поощрять эти полезные действия, помогая малышу ползать.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ: ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ
Со 2-го полугодия у ребенка повышается дифференциация, целесообразность и точность моторных движений. К 7 месяцам он уже не просто размахивает игрушкой, а может перекладывать из одной руки в другую, старается стучать игрушкой об окружающие предметы. Он уже хорошо ползает, стоит при поддержке за обе руки.
Умением устойчиво сидеть большинство детей овладевает к 8–месячному возрасту. Поэтому стимулировать это умение в более ранние сроки не только не оправдано, но и вредно, так как неокрепшие мышцы плохо удерживают позвоночник и он может искривляться, деформироваться. Лишь самостоятельные попытки малыша садиться или вставать, держась за кроватку, свидетельствуют о необходимой крепости мышц. Пока этого нет, сажать ребенка не стоит. К 8 месяцам малыш способен выполнять и другие целенаправленные движения: лечь, встать, придерживаясь за стенку кроватки, дать ручку.
На 9-м месяце ребенок обычно хорошо стоит с опорой, переступает при поддержке за обе ручки. Он уже способен залезть на невысокие предметы, становится более ловким. Играть с игрушками предпочитает сидя, поворачивая корпус, совершая свободные круговые движения рук.
Желая, чтобы ребенок быстрее овладел ходьбой, некоторые родители используют ходунки. Лучше этого не делать, так как, устав передвигаться или сидеть в ходунках, малыш не может опуститься, лечь или поползти. Кроме того, при ходьбе в ходунках ребенок постоянно наклоняется вперед, что не безразлично для позвоночника и освоения правильного вертикального положения.
На 10-м месяце ребенок способен нагибаться, при игре становиться на колени, придерживаясь одной рукой, переходить от предмета к предмету, открывать и закрывать коробочки, вкладывать один предмет в другой.
К 11 месяцам ребенок подолгу стоит и ходит при поддержке за одну руку, а иногда стоит самостоятельно, пытается забраться по ступенькам наверх, пробует сползти на животе с дивана. Он может снимать кольца с пирамидки и надевать их, любит открывать и закрывать коробочки, вынимать из них и вкладывать что-нибудь, комкать и рвать бумагу.
МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В 1 ГОД
Годовалый малыш, как правило, прочно стоит на ногах, ходит, умеет взбираться на ступеньки, может нести двумя руками нетяжелые предметы. Его любимое занятие – опорожнять и заполнять ящики, тянуть за собой все, бросать мяч и другие игрушки.
Свобода перемещения годовалого ребенка таит в себе и опасность. Контакт с горячими, острыми, колющими и режущими предметами может привести к травмам, ожогам, попаданиям мелких предметов в ухо, нос, дыхательные пути. Ребенка этого возраста нельзя выпускать из поля зрения, так как его двигательные возможности нередко приводят и к несчастным случаям.
Приведенные графики развития ребенка первого года жизни могут только указывать на порядок, в котором развиваются моторные навыки.
Участковому педиатру в ходе осмотра вашего малыша за короткое время выявить и распознать возможные отклонения от нормального развития очень сложно, поэтому мама должна обязательно помогать врачу, указывая на все подозрительные моменты в развитии ее ребенка, в чем отстает ее малыш. Еще раз повторим: ребенок по своему поведению и моторному развитию может отличаться от остальных детей, и это не обязательно означает, что он отстает в развитии. У него может быть свой путь, свои временные периоды развития. Но к определенному возрасту должны формироваться соответствующие этому возрасту моторные навыки и функции. Если появление этих навыков и функций не соответствует возрасту, это говорит о задержке моторного развития ребенка.
ПРИЗНАКИ ЗАДЕРЖКИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Чтобы определить, нарушено ли моторное развитие ребенка, необходимо знать следующие признаки моторных нарушений, которые появляются еще до того, как умения ползать, сидеть, ходить, играть с игрушками сформируются. Следует обратить внимание участкового педиатра в том случае, когда:
– к концу 1-го месяца жизни ребенок не удерживает в вертикальном положении на мгновение головку;
– к концу 2-го месяца не приподнимает головку на 5 см от поверхности и не удерживает ее, продолжает совершать несимметричные движения ручками и ножками;
– к концу 3-го месяца жизни малыш не может удерживать голову в вертикальном положении в течение полминуты, а лежа на животе – в течение 1-й минуты, не разглядывает свои ручки, не тянется полуоткрытой ручкой к игрушке, которую держат перед ним;
– к концу 4-го месяца жизни у ребенка отклоняется головка назад, когда его поднимают из положения лежа на спине, он не может приподнимать туловище, лежа на животе, опираясь на предплечья; в вертикальном положении при поддержке под мышками не опирается на кончики пальцев ног;
– к концу 5-го месяца жизни ребенок неуверенно держит голову, особенно когда его поднимают из положения лежа на спинке, самостоятельно плохо поворачивается с живота на спинку, не может уверенно протянуть ручку к игрушке;
– к концу 6-го месяца, лежа на животе, не может дотянуться до игрушки; не может захватить игрушку; при поддержке под мышками в вертикальном положении не перебирает ножками;
– к концу 7-го месяца при поддержке за ручку родителей ребенок не пытается сесть;
– к концу 8-го месяца малыш не может ползти назад, не может короткое время стоять при поддержке, не может удержать пуговицу между большим и указательным пальцами;
– к концу 9-го месяца плохо удерживает равновесие при сидении, не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед, не пытается сдергивать шапочку, самостоятельно пить из чашки;
– к концу 11-го месяца жизни – не ползает на четвереньках, не может сидеть с вытянутыми ногами, не пытается стоять и передвигаться, держась за опору;
– к концу 12-го месяца ребенок не делает несколько шагов, держась за руки взрослого, не может удерживать одной рукой 2 маленькие игрушки или подать игрушку взрослому.
Окончательное формирование хватательных движений, умение играть с игрушками, ходить, продолжает совершенствоваться на 2-м и 3-м году жизни. Но чтобы вовремя выявить возможные нарушения развития грудных детей, установить причину и проводить своевременную коррекцию этих нарушений, необходимо осуществлять профилактические осмотры не только педиатром, но и детским неврологом в 1, 3, 6 и 12 месяцев.
Источник
Рост и развитие костного скелета.
Опорно-двигательный аппарат человека представлен костным скелетом и прикрепленными к нему мышцами. В каждый возрастной период опорно-двигательный аппарат имеет свои особенности, обусловливающие основные типы двигательной активности, которые описаны в главе 9, параграфе 9.3.
Моторика младенца с рождения имеет довольно сложную организацию. Она включает в себя множество механизмов, предназначенных для регуляции позы. У новорожденного нередко проявляется повышенная двигательная активность конечностей, которая имеет положительное значение для формирования в будущем сложных комплексов координированных движений.
В ранний постнатальный период жизни в первую очередь устанавливается контроль над движениями головы, за которым следует распрямление туловища (4-й месяц), поддержание сидячей позы (6—7 месяцев), передвижение ползком (9—10 месяцев), вставание на ноги и переступание (13—14 месяцев), ходьба (14—15 месяцев).
Движения и действия, в которых участвуют крупные мышцы тела младенца, называют грубой моторикой.
Педиатры разделяют процесс становления двигательной сферы ребенка на этапы: самостоятельное сидение, ползание и вставание.
В течение первой недели жизни у младенца можно наблюдать первые кратковременные напряжения мышц шеи. В возрасте одного месяца он предпринимает попытки удержать голову при вертикальном положении тела. Лежа на животе, он пытается поднимать голову, подтягивается, поддерживаемый за подмышки — упирается ножками, производит непроизвольные ползательные движения.
В 2 месяца ребенок хорошо поднимает голову и удерживает ее, при лежании на животе приподнимает грудь. При поддержке за подмышки стоит, но при этом подгибает ножки. В этот период исчезают симптом ползания и тонический рефлекс рук. Младенец начинает удерживать предметы всей рукой и таким образом двигательные реакции приобретают некоторую целесообразность. В этом возрасте во время игры можно вложить в кулачки ребенка игрушку и понаблюдать за развитием координации движений.
Прогрессирующее умение ребенка использовать возможности своих рук называют тонкой, или мелкой, моторикой.
Рис. 12.1. Развитие мелкой моторики
В 3 месяца ребенок может пребывать в вертикальном положении до шести минут (находясь на руках у взрослого). Лежа на животе, он приподнимает туловище, опираясь на локти и предплечья, сидит при поддержке за таз, свободно держит голову. Он осваивает новый двигательный навык — переворачивание. Движения рук становятся более свободными и целесообразными: младенец тянет предметы в рот, ощупывает пеленку, тянется к игрушкам.
К 4 месяцам исчезает физиологическая гипертония мышц нижних конечностей. Движения ребенка становятся более точными. Приподнимаясь на руках, он опирается только на ладони, поворачивается со спины на живот, выгибает спину, делая «мост», хватает, гладит и удерживает предметы. В этом возрасте ребенка начинают обучать сидеть с поддержкой.
В 5 месяцев ребенок хорошо сидит; взятый под мышки, стоит прямо, не подгибая ножек, может удерживать в каждой руке по одному предмету не менее 20 с.
В 6—7 месяцев ребенок тянется к своему отражению в зеркале, сам поднимает и тянет в рот бутылочку, выпавшую при кормлении, поднимается на четвереньки, сидит, встает на колени, стоит, цепляясь за кроватку, переступает при поддержке за подмышки. Он может перекладывать предмет из руки в руку, постукивать игрушкой об игрушку, тянуться на руки.
В 8 месяцев ребенок самостоятельно садится, из сидячего положения ложится, пытается вставать, придерживаясь за что-нибудь, делает попытку ходить и хлопать в ладони. Сроки освоения вертикальной позы индивидуальны для каждого ребенка.
В 9 месяцев ребенок делает попытки стоять без опоры, ходит при поддержке взрослого, садится из вертикального положения, встает на колени. Он ищет упавший предмет, собирает мелкие игрушки, достает кубики из ящика и следит за падением брошенного предмета. К 10 месяцам ребенок стоит, придерживаясь ручками за кроватку или манеж, поднимается без опоры и делает первые попытки ходить, держась за руку взрослого. Он начинает подражать движениям взрослых, открывает и закрывает дверцы, берет мелкие предметы двумя пальцами.
К концу первого года жизни (11 — 12 месяцев) ребенок накладывает один предмет на другой, собирая пирамидку, пытается снять носок, приседает без опоры, нагибается при поднимании предмета без приседания, ходит, поддерживаемый за руку (11 месяцев), делает первые шаги без поддержки (12 месяцев). Но для того, чтобы полностью освоить навык ходьбы, ребенок должен научиться сохранять равновесие. И только к 14—15 месяцам — а некоторые дети и гораздо позже — ребенок начинает уверенно ходить без посторонней помощи.
Важно запомнить
Средний возраст, когда хорошо питающийся, здоровый ребенок делает свои
первые шаги, составляет от 11 до 13 месяцев.
Таков поразительный прогресс двигательной активности в течение одного года с момента рождения ребенка.
Моторное развитие является частью динамической системы перцептивно-моторного развития сообразно с конкретными социальными условиями. Умение стоять и ходить обеспечивает младенцу новую визуальную перспективу. Способность к локомоции (перемещению) позволяет более активно изучать окружающий мир, что, в свою очередь, способствует когнитивному и перцептивному развитию ребенка. Сроки формирования двигательных навыков индивидуальны для каждого ребенка и во многом определяются не только врожденной программой развития, по временем и усилиями, затраченными взрослыми на занятия с ним.
Источник
Что нужно знать о моторном развитии малыша на первом году жизни и как помочь крохе успешно пройти все основные стадии
Этапы большого пути
Условно моторное развитие малыша первого года жизни можно разделить на несколько этапов.
Первые три месяца
У крохи наиболее активно развивается крупная моторика. Малыш получает разнообразные сигналы из окружающей среды, контактируя с разными людьми и предметами. Постепенно он начинает осознавать, что его конечности могут подчиняться его командам и желаниям. На этом этапе маленький человечек преимущественно учится управлять движениями рук и ног.
От трех до шести месяцев
Более активно развивается мелкая моторика. Ребенок постепенно учится владеть пальцами и делать простейшие движения типа намеренного захвата игрушки.
С шести до девяти месяцев
Очередной скачок в развитии крупной моторики. Кроха начинает координировать движения рук, ног и корпуса, учится переворачиваться, вставать на четвереньки, ползать. Затем начинает готовиться к ходьбе основательно: учится вставать, передвигать ножками.
Многие родители считают серьезным этапом в моторном развитии крохи его самые первые шаги, и это, конечно же, совершенно справедливо: ведь прямохождение объединяет в себе массу сложных и важных навыков, которыми ребенок овладевает на первом году жизни. Но при этом нужно помнить: готовясь к этому безусловно важному событию, крошечный человечек осваивает массу моторных навыков, которые не столь очевидны родительскому глазу, хотя все они очень важны и являются своего рода ступеньками в развитии. Более того, появление тех или иных двигательных умений может многое сказать о развитии ребенка и его здоровье, а разумно стимулируя их появление, мы не только помогаем малышу развиваться физически, но и приближаем его к освоению многих других важных навыков, которые ему пригодятся в дальнейшей жизни.
Конечно, развитие каждого ребенка сугубо индивидуально, и все нормативы — это всего лишь примерный ориентир для внимательных родителей. Однако все же желательно обращать на них внимание и при необходимости помогать крохе осваивать важные этапы. Таким образом мы закладываем крепкую базу для дальнейшего становления как физического, так и интеллектуального развития маленького человечка.
Секреты успеха
На протяжении первого года жизни этапы развития легко выделить. Вы легко заметите, что кроха, который совсем недавно увлеченно манипулировал предметами, начинает уделять этому занятию меньше сил и времени, но зато активно осваивает переворот. В дальнейшем мелкая и крупная моторика будут развиваться параллельно, лишь акцентируя ту или иную сферу.
Моторное развитие ребенка связано с массой сложных процессов в области становления нервных связей. Так что если какой-то навык малыш осваивает с опозданием, это и диагностический сигнал наблюдающему кроху педиатру, и повод для родителей помочь малышу справиться с проблемой.
У маленького ребенка пока что нет двигательных стереотипов, то есть, образно говоря, он совершает мыслительную операцию для каждого движения, а не ходит, как взрослый, „на автомате”. Поэтому иногда ребенку можно и даже нужно что-то показать, подсказать, чтобы он добился успеха.
Для эффективного моторного развития помимо заложенной в каждого человека „программы” малышу необходимы правильная среда, в которой он может развиваться, и соответствующие стимулы, вызывающие у него желание двигаться, привлекающие его. Ведь совершенно здоровый ребенок, которого постоянно держат в кроватке, не играют с ним, не показывают новое и интересное, не будет развиваться нормально. Также нужно помнить, что любому человеку для достижения успеха необходима эмоциональная поддержка близких людей. И ваш малыш — не исключение. Положительные эмоции, интерес, увлеченность — все это стимулирует ребенка.
Итак, давайте посмотрим на примерные нормы моторного развития для малыша первого года жизни.
От 0 до 3 месяцев
На этом этапе малыш кажется несмышленышем, который только ест, спит и делает большие и маленькие дела. Однако на самом деле он получает и осмысливает огромное количество информации из внешнего мира. В течение первых недель жизни младенец не делает резкого скачка в развитии, у него проходит период адаптации к условиям внеутробной жизни. А вот потом ему становится интересен окружающий мир.
Чему учится кроха? Вначале он просто привыкает к новому для него миру „органами чувств”, учится воспринимать прикосновения, звуки, запахи, свет и цвет. Затем потихоньку начинает на них реагировать. Постепенно он учится смотреть на предметы, прослеживать их взглядом, поворачивать и держать голову.
На что обратить внимание? Постарайтесь не переусердствовать с новыми впечатлениями. Когда их слишком много, нервная система малыша может дать сбой. Побольше разговаривайте с крохой, показывайте ему интересные игрушки, почаще носите на руках. Если он чем-то заинтересовался и демонстрирует это взглядом, поднесите его ближе к предмету, помогите потрогать, расскажите, что это такое. Однако не стоит развлекать усталого или плачущего ребенка. Все, что ему нужно, когда он устал, — это уют и покой.
Моторика и здоровье. На этом этапе особенно важно избегать травм шеи и позвоночника. Всегда поддерживайте головку малыша. Если ваш ребенок много плачет, если его мучают колики, старайтесь избегать обилия стимулов, посоветуйтесь с хорошим педиатром и детским массажистом или остеопатом — возможно, адаптация к внеутробной жизни проходит не так гладко, как хотелось бы, и неприятные ощущения мешают крохе развиваться.
От 3 до 6 месяцев
На этом этапе малыш активно развивает мелкую моторику и начинает делать массу осмысленных движений. К концу этого периода многие детишки начинают хорошо владеть ручками и пытаются делать сложные повороты корпуса, реагируя на звук, некоторые даже начинают переворачиваться.
Чему учится кроха? Малыш начинает играть ручками и ножками: обхватывает одну руку пальцами другой, хватает себя за ножки, тянет в рот и руки, и ноги. Постепенно он учится захватывать также и посторонние предметы. Сначала он с трудом удерживает погремушку, которую вы вложили ему в ручку, потом все более уверенно начинает брать ее самостоятельно, затем пытается ею манипулировать, иногда ударяя себя при неудачной попытке. А чуть позже, особенно когда начинают прорезываться зубы, кроха будет все тянуть в рот. Помимо беспокойства это должно вызывать радость: ребенок делает скоординированное осмысленное сложное движение.
На что обратить внимание? Малышу нужен простор для тренировки координации зрительного аппарата и моторики. У ребенка должна быть возможность достигать предмет и получать удовольствие. Для начала удобен мобиль, по игрушкам которого кроха может бить ручками, когда лежит на спине. Стимулом для такой деятельности может быть приятный звук, поощряющий точное движение, например колокольчик. Пока ваш малыш не освоит уверенного захвата предметов, они должны быть легкодоступны. Старайтесь размещать предметы на мобиле в разных положениях: не только прямо перед глазами малыша, но и левее, правее, чтобы стимулировать разнообразие движений. Это также будет постепенно готовить кроху к освоению поворота.
Моторика и здоровье. Если малыш в 4 месяца не интересуется игрушками, не пытается дотянуться до предметов ручками (не шлепает маму по лицу, не играет со своими ножками и т.п.), стоит посоветоваться с врачом.
В норме к шести месяцам малыш должен уметь переворачиваться с живота на спину и со спины на живот. Для того чтобы его стимулировать, пробуйте приманивать кроху яркими и необычными игрушками, делайте различные упражнения, которые подскажут ему, как нужно правильно двигаться. Например, лежащему на спинке ребенку можно заводить колено через другую ногу набок — после этого он довершит начатое при помощи корпуса и поймет, „как правильно делать это”.
От 6 до 9 месяцев
На этом этапе малыш учится вертеться во все стороны, сидеть и ползать. Его развитие приобретает стремительные темпы, и вы буквально не можете за ним уследить: каждый день появляется что-то новенькое!
Чему учится кроха? Освоив переворот, малыш учится садиться. Имейте в виду, что все детки это делают по-разному. Крайне редко ребенок может за счет мышц живота и спины сесть из положения лежа на спине. Чаще кроха копошится, помогая себе руками и ногами. Обычно после этого он старается встать на четвереньки, хотя некоторые дети предпочитают ползать по-пластунски довольно долгое время. Встав на четвереньки, малыш не может сразу поползти — это еще слишком сложно. Вначале он будет долго раскачиваться, совершать много неудачных движений. К концу девятого месяца большинство детей уверенно ползают, а некоторые пытаются встать с опорой.
На что обратить внимание? Несмотря на то что развитие — вещь сугубо индивидуальная, желательно все-таки стимулировать кроху, чтобы он прошел этап ползания. Специалисты уверены: это очень важно для его развития и тренировки мышц. Малыша нужно побуждать к ползанию, предоставляя ему свободу передвижения на ковре и привлекая интересными игрушками. Способов ползания довольно много, встречаются и весьма экзотические, которые могут насторожить педиатра. В норме малыш должен хорошо двигать всеми конечностями, движения должны быть симметричными.
Далеко не всем детям нравится сидеть. Некоторые начинают ползать до того, как сядут. Об этом тоже нужно сказать врачу во время осмотра. Заставлять кроху сидеть, если он этого не хочет, не нужно. Если бы у него не было объективного дискомфорта в сидячей позе, он бы с наслаждением ее использовал для игры. Грамотный врач подскажет вам упражнения, укрепляющие мышцы крохи, назначит сеанс массажа и т.п.
Моторика и здоровье. Помните, что полным детям тяжелее двигаться, чем „живчикам”. Очень часто полнота ребенка обусловлена неправильным питанием, хотя бывают, конечно же, и другие причины. Если ваш ребенок довольно крупный, поговорите на эту тему с наблюдающим его врачом.
На этом этапе развития принципиально важно, чтобы кроха имел простор для самостоятельных движений. Приложите все усилия, чтобы сделать ваш дом или хотя бы детскую комнату безопасными для маленького ползунка. Способность ребенка управлять своим телом, радость от собственных успехов помогают ему воспитывать положительные качества характера.
От 9 до 12 месяцев
Малыш на финишной прямой к первым шагам. Не торопите его, не ставьте на ножки, если он сам этого не требует. Прямохождение — очень сложный процесс, и к нему нужно правильно подготовиться. Если ребенок активно и замечательно ползает, но даже не пытается ходить, — это не беда, это прекрасно. Ползание полезно для мышц и развития нервной системы.
Чему учится кроха? Постепенно малыш понимает, что он может двигаться еще и вертикально — вверх. Он пытается заползать на невысокую кровать, учится вставать. В этих ситуациях необходимо обеспечить его безопасность (например, устелить матами пространство у подножия дивана), а не ограничивать движения. Хорошо, если у малыша есть разнообразные стимулы: игрушки, лежащие на стульях и диване и т.п. Для тренировки ходьбы с опорой можно класть игрушку на один конец дивана, когда кроха держится за другой. В какой-то момент ему надоест опускаться на четвереньки и ползти к цели, и он начнет двигаться приставными шагами. Ближе к году многие дети желают ходить за ручку, а потом делают и первые самостоятельные шаги.
На что обратить внимание? Не проявляйте нетерпения и не требуйте от ребенка „вертикализации” раньше времени, пусть тренирует головной мозг и мышцы ползанием. Уделите особое внимание безопасности. Большинство детей в этом возрасте довольно инициативны и рискуют набить много шишек.
Моторика и здоровье. Некоторые дети начинают ходить намного позже сверстников. Чаще всего у них есть особенности развития, которые не позволяют им сделать этого раньше. Не отчаивайтесь, но и не забывайте о том, что двигательная активность позволяет судить о развитии нервной системы в целом — будьте в контакте с грамотным неврологом или педиатром.
Авторы: Анна Никитина, консультант — Татьяна Барзенок, врач-педиатр
Источник: Журнал «Лиза. Мой ребенок», октябрь 2010
Источник