Моторное развитие ребенка консультация для родителей
Консультация для родителей.
«СЕНСОРНО- МОТОРНОЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»
Воспитатель: Казакова А.О.
Ребенок начинает познавать мир с самого раннего возраста. Сначала это происходит с помощью сенсорики (разнообразие звуков, красок, форм). Чем больше будет развито сенсорное восприятие у ребенка, тем развитие его происходит более эффективно.
Сенсомоторика — это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, слуха и движения.
Чтобы познакомиться с каким-то предметом, его нужно изучить: трогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие-то действия, которые называются моторными. Если мы научим руки ребенка быть ловкими и умелыми, то он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми. Это облегчает развитие и обучение детей.
Если ребенок плохо разговаривает, движения его плохо координированы, удержание ложки и карандаша в руке затруднено, то это моторная неловкость, часто вызванная нарушением мышечного тонуса. Если ребенку сложно запомнить цвета и он путает форму предметов, то тогда необходимо позаботиться о его сенсорном развитии.
Дети младшего дошкольного возраста должны уметь застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать и расшнуровывать обувь, завязывать шарф. Кроме того, они должны уметь завязывать и развязывать узелки, подбирать крышки по величине и по цвету, уметь пользоваться прищепкой, выполнять задания на развитие мускулатуры пальцев рук, подбирать колпачки к фломастеру по цвету, нанизывать колечки на нитку по цвету и величине, выкладывать изображения из пуговиц, мозаики.
Мелкие детали, перебираемые детскими пальчиками дадут не только возможность развития моторики пальцев рук, но и стимулируют развитие речи детей. Также это обеспечит малышу сенсорное развитие, столь необходимое в дошкольном детстве. Это значит, что ребенка надо:
1.знакомить со свойствами предметов, цветами спектра, с геометрическими формами;
2.развивать познавательные и речевые умения- определять цвет, форму, размер предметов путем зрительного, осязательного, двигательного обследования и сравнения;
3.понимать и использовать в речи слова-названия величин и форм.
Игра: «Найди шарик».
Малышу предлагают поиграть с крупой, которая находится в банке. В крупе ребенок находит шарик, с которым ему также предлагают поиграть.
Игра: «Веселые крышки».
Ребенок должен откручивать и закручивать крышки разного диаметра, зрительно определять по схеме их заданное местоположение и цвет.
Игра: «Цветные шарики».
Необходимо научить детей нанизывать шарики с отверстием на стержень, зрительно определять по схеме местоположение и цвет шариков.
Игра: «Забавные прищепки».
Игры с прищепками- прекрасная форма работы для закрепления знаний о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве, развития мышления, внимания, воображения.
Игры с прищепками можно сопровождать чтением стихов или беседой.
«Солнышко».
Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату.
Мы похлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
Ребенку дается круг желтого цвета и прищепки двух цветов. Предлагается по образцу выбирать только желтые прищепки и прикреплять их к кругу.
«Ежик и елка».
Ель на ежика похожа:
Еж в иголках, елка тоже.
Ребенку предлагаются плоскостные изображения ежика и елки из картона. Дети прикрепляют прищепки к елке зеленого цвета, а к ежику- другого цвета.
Игра: «Большой, средний, маленький».
Попросите ребенка разложить его любимые мелочи (пуговицы, бусинки и др.) по трем стаканам или тарелкам.
Игра: «Найди по описанию».
Взрослый называет только свойства предмета (маленький, синий, мягкий), не называя сам предмет, а ребенок ищет его среди других.
Организуйте дома уголок или полку, где будут храниться материалы для сенсомоторного развития. Помимо всего перечисленного там могут находиться пазлы, мозаика, шнуровки, вкладыши разных цветов и размеров.
Источник
ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Психомоторное развитие (с учетом общих закономерностей развития дошкольника) является базовым уровнем для психического развития ребёнка. Это основа для полноценного обучения в школе и формирования учебных навыков. Многие современные дети, поступающие в первый класс, имея достаточный уровень знаний, стремление к обучению, становятся слабоуспевающими. Проблемы таких детей сводятся к 4 основным группам:
– дети не обладают развитой психомоторной координацией, поэтому у них нарушено двигательное подражание;
– дети не могут совершать точные, четкие прицельные движения руками; дифференцировать движения правой и левой рукой;
– детям трудно выполнять движения по инструкции;
– дети не умеют снимать психомышечное напряжение, что помогло бы им регулировать работоспособность, не замечают своего мышечного утомления.
В дошкольном детстве невозможно провести четкую границу между разными линиями развития ребенка. Двигательное развитие ребенка в последующем становится основой для его познавательного, социального и эмоционального развития.
Психологи и педагоги (Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких) особо подчеркивают тот факт, что факторы риска в развитии моторных функций имеют подавляющее большинство детей 6–7 лет (около 90 %).
Работы А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Ф. Лесгафта свидетельствуют о необходимости своевременного психомоторного развития детей и о влиянии моторной «простроенности» тела на уровень развития высших психических функций: речи, мышления, произвольности.
Организм ребёнка представляет собой единое целое. Деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других. Так, например, формирование свойств нервной системы – силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов (возбуждения и торможения) – оказывает положительное влияние на развитие двигательной сферы, и наоборот, развитие мышечной системы способствует совершенствованию нервной деятельности.
Такой вывод показывает, что развитие психомоторики позволяет скорректировать проблемы поведения дошкольников, которые связаны с неврологическими нарушениями.
В дошкольные годы наиболее быстро развивается способность совершать движения телом большой амплитуды (грубая моторика). Развитие же способности совершать точные движения малой амплитуды (тонкая, или мелкая, моторика) происходит медленнее, так как в центральной нервной системе ребенка еще продолжается процесс миелинизации. К тонкомоторным движениям можно отнести пользование вилкой и ложкой, нанизывание бусинок на нитку, ощипывание бумаги и пластилина и т. д.
Для ребёнка одинаково нежелательным является как слишком раннее, так и слишком позднее психическое развитие. Нормальное психическое развитие ребёнка должно пройти в определённом возрасте: «не раньше и не позже». Дело в том, что энергия мозга точно распределена для того или иного этапа онтогенеза, а для развития психических функций детей природой заложены определённые сроки, которые невозможно изменить волевым решением взрослого.
Двигательная активность у детей достигает пика в 2–3 года, постепенно снижаясь на протяжении оставшейся части дошкольного детства. Причем у девочек двигательная активность снижается быстрее, чем у мальчиков, поэтому 5-летний мальчик более подвижен, чем его 5-летняя сверстница.
Оказывается, чем подвижнее и координированнее ребенок, тем больше оснований говорить о его нормальном психическом развитии. В дошкольном детстве должен настораживать мало двигающийся ребенок. В то время как подвижный ребенок, неудобный и доставляющий много хлопот, более полноценно развивается, если его двигательная активность целенаправленна и осмыслена.
Мероприятия по психомоторному развитию дошкольника основаны на двигательных методах. Они включают в себя: растяжки, дыхательные и глазодвигательные упражнения, упражнения для лицевой группы мышц, реципрокные (перекрестные) телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.
Давно известно, что развитие мелкой моторики связано с развитием тех отделов головного мозга, которые отвечают за работу памяти, внимания, мышления, речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевых проблем у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
И. М. Сеченов, известный физиолог, справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». До тех пор пока движения пальцев не станут свободными и координированными, развитие речи и, следовательно, мышления будет затруднено. Профессор М. М. Кольцова путем экспериментов установила, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием импульсов от движений рук. Для развития взаимодействия правого и левого полушарий мозга используют перекрёстные упражнения.
При регулярном выполнении перекрёстных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию связной речи, логики, произвольного внимания и памяти, активного воображения.
Следовательно, уровень развития детей-дошкольников находится в прямой зависимости от степени развития «тонких» движений пальцев рук.
Ещё одна из важнейших задач психомоторного развития ребёнка – это оптимизация мышечного тонуса. Любое отклонение от оптимального тонуса показывает, что:
– замедляется темп развития в психической и двигательной активности ребёнка;
– проявляется эмоциональное неблагополучие;
– снижается работоспособность.
Одним из средств нормализации гипертонуса и гипотонуса мышц являются растяжки. Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности, а гипертонус – с повышенной возбудимостью, что, как правило, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной неустойчивости, нарушении сна. Это придаёт психомоторному развитию своеобразную неравномерность и может спровоцировать возникновение синдрома дефицита внимания и гиперактивность.
Ещё одно средство психомоторного развития – это дыхательные упражнения. Они повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, позволяют преодолеть многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы и т. д.
Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Сознательный контроль дыхания (регуляция дыхательных движений) позволяет снять эмоциональное напряжение, уменьшает чувство тревоги, помогает общей релаксации.
На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных, но регулярные тренировки делают глубокое и медленное дыхание естественным, регулируемым на бессознательном уровне, что со временем приводит к увеличению объема легких, улучшению кровообращения, общему оздоровлению и улучшению самочувствия, психическому развитию.
Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.
Дыхательные упражнения можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений для глаз и языка. Они развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга.
Важным моментом психомоторного развития является формирование моторики глаз. Она является неотъемлемым компонентом всех видов познавательной деятельности (прежде всего – учебной). Для полноценного психического развития детей требуется пространственно-поисковая активность органов зрения. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия, обеспечивают полноценный зрительный анализ и синтез. Упражнения в виде разнообразных движений глаз тренируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снимают умственное утомление, способствуют улучшению координации движений глаз и головы.
Упражнения для лицевой группы мышц (артикуляционная гимнастика) также способствуют психомоторному развитию ребёнка.
Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти, которые формируют речь. В процессе артикуляционных упражнений у ребёнка вырабатывается чёткая координация движений артикуляционного аппарата.
Источник
Консультация для родителей
Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста
Ваш ребенок плохо разговаривает? Замечаете, что движения плохо координированы, удержание карандаша, ложки в руке затруднено? Все это тесно связано между собой и называется моторная неловкость, часто вызванная нарушением мышечного тонуса. Ребенок никак не может запомнить цвета, путает форму предметов? В этом случае нужно позаботиться о его сенсорном развитии.
Опытный воспитатель, логопед, психолог всегда обратит внимание родителей на недостаточное развитие общей и мелкой моторики у ребенка. Важно знать, что не всегда возможно только педагогическими воздействиями это устранить. Часто просто необходима консультация невролога. Но сейчас хотелось бы подробнее остановиться на том, как помочь своему ребенку сможете вы сами.
Пуговицы, бусины, колесики…Как много таких важных мелочей собирают дети! «Это моя колецкая, мои билианты», — говорит маленький ребёнок, с трудом удерживая в ладонях горсть разноцветных пластмассовых камешков.
Коллекцию из мелких, на первый взгляд, ненужных предметов, которые и игрушками-то не назовешь можно найти в каждом доме, где есть дети. Взрослые лишь вздыхают, потихоньку втягивая пылесосом весь этот «мусор», с которым нашим детям так нелегко расстаться. Не стоит выяснять зачем ребенку нужны все эти «богатства», разумнее использовать их в развивающих целях.
Такого рода материал принято называть «бросовым»: кусочки фольги, веревочек, тесьмы, замочки, пуговки, бантики, обертки конфет и многое другое. Преимуществ у подобной коллекции много: предметы можно группировать, считать, сравнивать, использовать их в изготовлении аппликаций и в других видах совместного с ребенком творчества.
Каковы же цели?
Во-первых, мелкие детали, перебираемые детским пальчиками, дадут не только возможность развития моторики пальцев рук, а стимулируют развитие речи детей. Цитирую популярный информационный ресурс: «учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики».
Во-вторых, вы сможете обеспечить малышу сенсорное развитие, столь необходимое в дошкольном детстве. Это значит, что ребенка надо:
— знакомить со свойствами предметов, цветами спектра, с геометрическими формами;
— развивать познавательные умения и речевые- определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения.
— понимать и использовать в речи слова — названия величин и форм.
В дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные эталоны — устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий.
В домашних условиях можно начать ознакомление ребенка с различными свойствами предметов. Группировка (по цвету, размеру, величине, материалу) – это отличное, интересное занятие. Варианты заданий:
1. «Большой – средний — маленький». Попросите ребенка разложить его любимые мелочи по 3-м стаканчикам или тарелочкам.
2. «Мягкий — твердый». Расскажите ребенку о свойствах предметов сохранять форму, об их мягкости и твердости и проверьте насколько хорошо эти знания усвоены им.
Развитие тактильных ощущений, тактильной памяти, моторики (в этих заданиях глаза ребенок может закрыть или завязать)
1. «Найди на ощупь». Взрослый называет предмет (или несколько предметов), а ребенок ищет его сред остальных или в миске с крупой (песком)
2. «Найди по описанию». Взрослый называет только свойства предмета (маленький, синий, мягкий), не называя сам предмет, а ребенок ищет его среди прочих.
А еще можно заняться творчеством: сделать аппликацию, панно, поделку с использованием пластилина, теста, глины и других материалов. Аппликация может быть как из одноименных материалов (например, из пуговиц), так и из разноименных. Удивительно, но можно наклеивать яичную скорлупу и макароны различных видов, крупы и семена, дополняя работу «бросовым» материалом.
Клей лучше использовать нетоксичный и прозрачный (любой синтетический клей будет удерживать мелкие детали). Клей ПВА — идеальное решение!
Помните и о безопасности вашего ребенка: при работе с мелкими деталями и материалами необходимо находиться вместе с ребенком, быть на чеку, чтобы предотвратить случайные или намеренные проглатывание, раскусывание или попадание в носовые ходы!
Организуйте дома уголок (полку), где будут храниться материалы для сенсомоторного развития. Кроме всего вышеперечисленного там могут находиться пазлы, мозаика, шнуровка, вкладыши разных цветов и размеров в соответствии возрасту вашего ребенка.
Источник
Наталья Панина
Консультация-практикум для родителей на тему «Взаимодействие моторного и речевого развития детей»
Цель: профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста. Познакомить родителей детей с методами и приемами развития речи посредством развития мелкой моторики.
«Взаимодействие моторного и речевого развития детей»
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать; мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Поэтому созданы новые программы подготовки детей к школе в детских садах, новые программы обучения детей в школе.
Для того, чтобы помочь детям справится с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это — основное условие успешного обучения. Ведь через речь совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слов мы выражаем свои мысли.
В школе детей учат оперировать понятиями, требуют делать умозаключения. Это означает, что прийти в школу они должны с достаточными знаниями об окружающем мире, о животном и растительном, о людях, владеть эстетическими и нравственными понятиями — о красоте, о добре и зле, о правде и лжи. И все это становится доступно детям только через речь.
Всякая задержка в развитии речи (плохое понимание того, что говорят окружающие, бедный словарный запас, сужение понятий) затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми и в какой -то мере исключает его из игр, занятий. Особенно тяжело сказываются нарушения в развитии речи.
Часто они появляются в следствие недостаточного внимания родных ребенка к его речи. Иногда взрослые просто недостаточно знакомы с тем, что собственно представляет собой процесс речи, на что нужно обращать внимание.
Что же нужно делать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно и вовремя, чтобы дети были социализированы в обществе.
Во -первых хочу обратить внимание родителей на то, что работа по развитию речи у детей должна проводиться особенно серьезно и настойчиво в первые три года жизни. В настоящее время известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается, и позднее отставание компенсируется с трудом и не полностью.
Для речи таким «критическим периодом» является первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов.
Ранее считалось, что главное, от чего зависит развитие речи- это степень речевого общения детей с окружающими их взрослыми: слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он научается артикулировать слоги, слова. Поэтому родители обычно получают совет- больше разговаривать с ребенком. Они удваивают свои усилия, стараясь говорить при каждой возможности, но ребенок продолжает отвечать отдельными слогами или жестами.
Пример: Ребенок- здоровый, крупный — понимает много обращенных к нему фраз (показывает, приносит, если его просят, но сам говорит только «мама», «баба», «ням-ням», а в остальном пользуется жестами и отдельным звуком «Ы». Родители помногу разговаривают с ребенком, но речь не развивается.
Подобные примеры привели исследователей детской речи к мысли о том, что ее развитие определяется не тем на сколько много или мало говорят с ребенком, хотя это значительный фактор.
Стало очевидным, есть другие факторы в наибольшей степени влияющие на становление и развитие детской речи.
И здесь я хочу задать Вам шуточный вопрос : «Когда черной кошке легче пробраться в дом?» (Обычно отвечают- когда темно. Но правильный ответ — когда дверь открыта.) Так же мы, привычно связывая речь ребенка со степенью речевого общения со взрослым, не можем войти в дом. Мы замечаем то, что лежит на поверхности, напрашивается само собой. И не думаем о какой- то «двери», которую надо открыть. А она есть и для речи.
Спросить у родителей: — Никто не догадался, что это за дверь?
Оказывается все дело в развитии движений. И не просто двигательной активности детей, общей моторики, а в тренировке тонких движений пальцев рук. Вы сами можете понаблюдать: дети, которым удаются изолированные движения пальцев- говорящие ; если же пальцы напряжены, сгибаются или разгибаются только все вместе, вяло и не дают изолированных движений, то это не говорящие или плохо говорящие дети. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, дифференцированными развития речи добиться не удастся. Развитие движений пальцев рук ка бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Это нам и нужно учитывать где развитие речи происходит своевременно и особенно там, где имеется отставание или задержка развития речи детей.
Работу по тренировке пальцев рук можно начинать в любом возрасте, желательно с 6 — 7 месяцев. Хорошую тренировку обеспечивают народные игры «Сорока — белобока» и специально разработанные:
1.
Это пальчик мой большой
Он с широкою душой
Это — указательный,
Умный и внимательный.
Это пальчик — средний,
Выше, чем соседний.
Это — безымянный,
Он немножко странный
И мизинчик маленький,
Смелый, да удаленький.
2.
Потешка «ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК»
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Взрослый показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.
3.
Потешка «БЕЛКА»
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки,
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Взрослый и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
4.
Потешка «ЭТОТ ПАЛЬЧИК»
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.
Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
5.
Потешка «БРАТЬЯ»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.
6.
Потешка «HУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ»
Hу-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому — дрова рубить.
Печи все — тебе топить.
А тебе — воду носить.
А тебе — обед варить.
А малышке — песни петь.
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.
Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.
Прекрасным средством для развития движений пальцев является игра в «Пальчиковый театр», где дети могут сами импровизировать простые сценки.
Упражнения для кисти можно проводить на чисто бытовом уровне, например, застёгивать и расстёгивать пуговицы, пришивать их, пытаться оторвать (но только без ущерба для одежды, на специальном материале). Полезно развязывание узелков на шнурках это доступно всем! Традиционно используется раскрашивание, рисование (попутно отметим, что фломастеры не рекомендуются — использование их предполагает, по сути, вождение рукой по бумаге без всякого усилия и, соответственно, не требует мышечной активности, графические упражнения (штриховка, и т. п., аппликационные работы, конструирование, вырезывание, выпиливание, нанизывание бус, плетение, собирание пазлов, мозаики.
Нужно подчеркнуть, что пальчиковые игры и упражнения не должны быть очень продолжительными. Доказано исследованиями, что пяти минут достаточно для стимулирования речевой функции ребенка.
И в заключении нашего общения хочу отметить, что развитие ребенка в целом и его речи в частности во многом зависит от внимания и заботы семьи.
Будьте внимательны к своим детям и всего доброго.
До свидания.
Источник