Моторное развитие ребенка до года воз

Мамы сомневающиеся в назначениях неврологов при медленных темпах развития — вот Ваша успокоительная таблетка от Всемирной организации здравоохранения!

Если Вы уже перерыли все форумы и статьи на тему колоть ли ребенку актовегин, кортексин и еже с ними и так и не нашли разумного ответа на Ваш вопрос, то обратите внимание на окна достижений моторного развития опубликованных ВОЗ:

Сроки моторного развития по ВОЗ

Схему утащила с официального сайта ВОЗ.

О нашей «задержке моторного развития»

Когда Яне исполнился годик угораздило нас попасть на прием к неврологу. Признаться большую часть приемов первого года мы проигнорировали, потому что, по-моему мнению, ответственная и внимательная мама лучше врача может справиться с диагностикой своего здорового малыша. Те несколько раз которые мы попадали на прием производили на меня удручающее впечатление — это были формальные процедуры по заполнению врачебных отчетов, шаблонные фразы и некомпетентные рекомендации. Например:

  • о вводе прикорма в 4 месяца с соков, это учитывая наше прекрасное ГВ и отличные прибавки;
  • о том, что цельноклеточная вакцина АКДС нисколько не хуже бесклеточной.

Апогеем наплевательского отношения со стороны медицины стала задержка моторного развития, установленная неврологом по причине «в год самостоятельно не ходите» и назначение курсов актовегина внутримышечно и профессионального массажа. На мое робкое «это обязательно?», последовал однозначный ответ «Обязательно!». Я, как мама тщательно контролирующая, развитие своего ребенка уже выходя из кабинета невролога, однозначно знала, что мой ребенок здоров, а назначение сделано для для подстраховки врача.
Как мама, я не могу промолчать и не обратиться к врачам. Уважаемые врачи, если у вас нет времени на качественный прием  в течении которого вы в состоянии собрать информацию о ребенке настолько, чтобы взять на себя ответственность в его здоровье или отсутствии, не надо назначать средства с недоказанной эффективностью и кучей побочных эффектов!

Насчет актовегина, приведу классический пример с моего излюбленного форума Дискуссионного клуба Русского медицинского сервера:

Мама: Сыну 5мес 1нед, сегодня были у невролога и нам назначили уколы Актовегин. Попробую объяснить претензии врача к нам: гипертонус в ножках (встает на носочки), гипотонус в ножках (где ТБС), разный тонус в ручках (одна рука сильнее другой, это на самом деле заметно), не до конца раскрывает ладошки. На вопрос есть ли у нас патология развития, доктор не дала вразумительного ответа, а на вопрос для чего же уколы ответ: «Чтобы вы к 6 месяцас были красивенькие». На данный момент пьем Пантокальцин и Элькар, делали электофарез и 2 курса массажа (первый курс в связи с кривошеей, сейчас исправили). Ребенок переворачивается с живота на спину и со спины на животик, лежа на животе опирается на предплечья, пытается ползать, но пока не получается, не крутится на животе вокруг своей оси. Не хочется мучить ребенка уколами, не понятно действительно ли это необходимо. Подскажите, пожалуйста что же делать!!!???

Врач: Какой помощи Вы ждете от наших консультантов, если ничего не рассказали о патологии ребенка. Что беспокоит Вас? Что беспокоит ребенка?
Актовегин, даже если его назначит 10 неврологов — не лекарство, а небезопасное снадобье.
Уколы — чтобы ребенок был красивым — бред.
Элькар и пантокальцин — бред.
Электрофорез — экспонат музея истории медицины.
Массаж — хоть не навредит, хотя есть великое подозрение, что и к нему показаний не было.

Почему Вы взяли невролога третьим родителем? Что мешает ребенку просто расти?

Вернемся к схеме достижений ВОЗ, ведь из неё мы можем узнать, что оказывается нормально если ребенок не умеет:

  • самостоятельно сидеть до 9 месяцев;
  • стоять с поддержкой до 11 месяцев;
  • ползать до 1 года 1 месяца;
  • ходить с поддержкой до до 1 года 1 месяца;
  • самостоятельно стоять до 1 года 4 месяцев;
  • самостоятельно ходить до полутора лет.

И разумеется вопрос о целесообразности инъекций актовегина, кортексина и массажа снимается с повестки. Я уже неоднократно обращала внимание, на тот факт, что некомпетентные врачи здОрово дискредитируют медицину в глазах общества — взять, тот же вопрос недоверия к прививкам или иммуностимуляторам при ОРВИ.
Предлагаю пару вопросов для сбора статистики общественного мнения ???? :

В завершение хочется пожелать терпения всем мамам, чьи малыши медленно развиваются, а малышам поменьше ненужных вмешательств в естественный ход развития!

Возможно Вас заинтересуют следующие публикации:

  • Развитие ребенка по месяцам. Точка зрения Американской Академии педиатрии. (сроки появления умений и контроль за их появлением);
  • Дневник развития ребенка от рождения до трех лет (приведены сроки появления новых умений, очень большой список умений);
  • Капризничает? Значит развивается! (разбираемся в причинах капризов и начинаем им радоваться!).

Источник

Ежемесячно кроха не только прибавляет в весе и длине тела, но также и радует родителей новыми навыками. Традиционно развитие ребенка первого года отмечают по месяцам. Основные особенности развития ребенка мы собрали в такую таблицу:

Возраст и физические показатели

Умения

На момент рождения

Рост (длина) – 49-50 см

Вес – 3200-3300 г

Окружность головы – 34-34,5 см

Окружность грудной клетки – 32-34 см

Двигает ножками и ручками во время бодрствования.

Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках.

Отвечает на раздражитель плачем.

1 месяц

Рост (длина) – 54-55 см

Вес – 4200-4500 г

Окружность головы – 36,5-37 см

Окружность грудной клетки – 36-36,5 см

Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать.

Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого.

Реагирует на резкие звуки.

Отвечает улыбкой.

Начинает гулить.

2 месяца

Рост (длина) – 57-58 см

Вес – 5100-5600 г

Окружность головы – 38-39 см

Окружность грудной клетки – 38-39 см

Длительно удерживает голову.

Поворачивается на звук речи взрослого.

Ухватывает предметы рефлекторно.

Активно интересуется окружающим миром.

Агукает.

3 месяца

Рост (длина) – 60-61,5 см

Вес – 5800-6400 г

Окружность головы – 39,5-40,5 см

Окружность грудной клетки – 40-42 см

В вертикальной позиции хорошо держит голову.

Долго рассматривает предметы.

Издает разные звуки.

При поддержке под мышки опирается ножками.

В положении на животе приподнимается на предплечьях.

Поворачивается на бок со спины.

Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем.

Сосет пальцы или кулачек.

4 месяца

Рост (длина) – 62-64 см

Вес – 6400-7000 г

Окружность головы – 40,5-41,5 см

Окружность грудной клетки – 41,5-42 см

Уверенно поднимает голову, лежа на животике.

Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления.

При играх смеется и улыбается.

Подолгу гулит.

Хватает руками висящие предметы.

Переворачивается со спинки на живот.

В положении на животе поднимается с опорой на ладони.

Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи.

5 месяцев

Рост (длина) – 64-66 см

Вес – 6900-7500 г

Окружность головы – 41,5-42,5 см

Окружность грудной клетки – 43-44 см

Узнает маму и других близких людей.

Осознанно провожает предмет взглядом.

Переворачивается с животика в положение на спине.

Захватывает и удерживает предметы двумя руками.

Берет предмет из рук взрослого.

Сидит с поддержкой.

Длительно нараспев гулит.

Отвечает на услышанные потешки и песенки.

Рассматривает картинки.

6 месяцев

Рост (длина) – 66-67,5 см

Вес – 7300-7900 г

Окружность головы – 42-43 см

Окружность грудной клетки – 44-45,5 см

Сидит без поддержки.

Тянет руки к предмету, который заинтересовал.

Поднимает игрушку, которая выпала из рук.

Пробует предметы «на зуб».

Начинает ползать.

Учится есть с ложки.

Начинает произносить слоги.

Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору.

Отзывается на имя.

Внимательно слушает взрослого.

Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый.

7 месяцев

Рост (длина) – 67-69 см

Вес – 7600-8300 г

Окружность головы – 43-44 см

Окружность грудной клетки – 45-46,5 см

Хорошо ползает и сидит.

Стоит с поддержкой за обе руки.

Удерживает в руке предмет неправильной формы.

Длительно играет с игрушками, изучая их свойства.

Пьет из кружки с помощью взрослого.

Пробует садиться.

Показывает у себя части тела.

8 месяцев

Рост (длина) – 69-70,5 см

Вес – 7900-8600 г

Окружность головы – 43,5-44,5 см

Окружность грудной клетки – 46-47 см

Ищет игрушку, которая упала.

Перекладывает предмет из одной ручки в другую.

Встает, держась за опору.

Быстро ползает.

Садится, ложится, переступает предметы.

Лепечет с интонацией.

Радуется другим детям.

Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?».

Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье).

Боится расстаться с мамой.

9 месяцев

Рост (длина) – 70-72 см

Вес – 8200-8900 г

Окружность головы – 44-45 см

Окружность грудной клетки – 47-48 см

Пробует стоять и делать первые шаги.

Подражает другим детям.

Тянется к интересующему предмету и пытается его достать.

Осознанно манипулирует игрушками.

Показывает части тела у человека и игрушки.

Разрывает и сминает листы бумаги.

Держась за опору, танцует под музыку.

10 месяцев

Рост (длина) – 71,5-73 см

Вес – 8500-9200 г

Окружность головы – 44-45,5 см

Окружность грудной клетки – 47-48 см

Начинает брать маленькие предметы пальцами.

Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики.

Играет в прятки.

Ходит с поддержкой за две руки взрослого.

Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки).

Понимает просьбы взрослого.

Повторяет за взрослым жесты и звуки.

Имитирует голоса животных.

Машет рукой при прощании и встрече.

Пробует самостоятельно есть ложкой.

11 месяцев

Рост (длина) – 73-74,5 см

Вес – 8700-9400 г

Окружность головы – 44,5-46 см

Окружность грудной клетки – 48-49 см

Самостоятельно стоит.

Ходит с поддержкой за одну руку.

Поднимает предметы без приседания (нагибается).

Умеет присесть без опоры.

Собирает пирамидку.

Складывает кубики.

Начинает произносить «облегченные» слова.

Играет в ладушки.

Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу.

Интересуется книжками и музыкальными игрушками.

12 месяцев

Рост (длина) – 74-76 см

Вес – 8900-9600 г

Окружность головы – 45-46 см

Окружность грудной клетки – 48-49 см

Пробует самостоятельно ходить.

Встает из позиции сидя на корточках.

Самостоятельно пьет из чашки.

Может отказываться от нелюбимой пищи.

Откусывает печенье и другую твердую пищу.

Понимает слова «нельзя» и «можно».

Узнает животных и показывает их на картинке и на улице.

Знает, как пользоваться некоторыми предметами.

Произносит 10-15 слов.

Читайте также:  Академия развития ребенка тула кирова

Источник

Задержка освоения двигательных навыков (моторного развития) у ребенка до года встречается часто, вызывая тревогу и даже панику у родителей и близких родственников. Но всегда ли это так страшно, а когда нужно начинать тревожиться постараемся разобраться в этой статье.

Родители достаточно часто сравнивают физическое (моторное) и психоэмоциональное развитие своего ребенка со сверстниками. Как педиатр мне приходится часто обсуждать с родителями эти вопросы — признаки опережающего развития или малейшее отставание от статистической «нормы», которое вызывает страхи у многих близких.

Конечно же существуют специальные показатели возрастных норм освоения сложных движений — это перевороты с живота на спину и обратно, ползание, ходьба, которые помогают врачам и родителям ориентироваться в данной сфере.

На каждый месяц жизни ребенка приходится определенный двигательный акт, отражающий развитие головного мозга и костно-мышечной системы.

Но при этом важно понимать, что установленные сроки приобретения моторных навыков не являются абсолютными и могут различаться у конкретных детей.

Появления отставания в освоении двигательных навыков может быть связано с целым рядом фактором — как генетическими особенностями малыша, факторами внешней среды, заболеваниями.

Чаще всего это:

  • различные виды перинатальных энцефалопатий, связанных с неблагоприятным воздействием окружающей среды или материнского организма на развивающийся головной мозг у плода;
  • инфекционная патология, как матери во время беременности, так и ребенка в первые месяцы жизни;
  • врожденные пороки сердца, легких, костно-мышечного аппарата;
  • длительная неонатальная желтуха;
  • эндокринные патологии (гипотиреоз), обменные нарушения;
  • генетические заболевания;
  • анемия и другие соматические заболевания, перенесенные в раннем возрасте.

Когда нужно начинать тревожиться — факторы риска возникновения задержки моторного развития:

  • недоношенность менее 35 недель;
  • оценка по Апгар — 5 и менее;
  • ИВЛ после рождения;
  • желтуха более 300 мкмоль/л;
  • внутричерепные кровоизлияния, гипоксия средней и тяжелой степени;
  • крупный плод, наложение щипцов/вакуум-экстрактора;
  • если есть регресс развития (утрата ранее приобретенных навыков);
  • если были судороги в анамнезе или периодически появляются любые судорожные приступы у ребенка до года;
  • если ребенок старше 2 месяцев мало реагирует на окружающих, безэмоционален, не гулит;
  • если в 3 месяца не держит голову и не приподнимает ее лежа на животе, в 6 месяцев не переворачивается, в 9 не сидит/не ползает, в год не встает на ножки (это крайние сроки).
Читайте также:  Поль игры в развитии ребенка

В любом из этих случаев нужно ждать как будет развиваться малыш, обязательно необходимо наблюдение врача-педиатра и невролога, уточнение причины отклонения темпов моторного развития.

Во всех этих случаях часто ставятся диагнозы:

  • темповая задержка моторного развития;
  • заместительная гидроцефалия;
  • перинатальная энцефалопатия;
  • синдром повышенной возбудимости;
  • нарушения тонуса мышц;
  • другие симптомы и синдромы.

Но при этом родителям нужно помнить, что это не диагнозы, а синдромы, указывающие на определенные отклонения в физическом развитии ребенка и это ничего не значит.

Всемирная организация здравоохранения предлагает достаточно широкие возрастные диапазоны освоения двигательных навыков. Поэтому чрезмерные переживания и беспокойство родителей не должны появляться в тех случаях, если малыш отстает в своем моторном развитии на пару недель или месяцев. Данный процесс очень индивидуален.

Все дети разные, у них свой путь развития и становления (дифференцировки) органов и систем организма — в этой ситуации важно и не пропустить патологию, и с другой стороны — не начать лечить, без причин.

Но при этом важно помнить, что во всех этих таблицах приведены нормы Всемирной организации здравоохранения.

Если ребенок сильно недоношенный, были серьезные операции, травмы, болезни, то да, сроки несколько сдвигаются. Более того, в случае отклонений, диагноз ДЦП — за рубежом используется термин cerebral palsy (его суть — нарушение движения, то есть задержка моторного развития) должен быть установлен до 2 лет (и раньше).

При задержке моторного развития в любом возрасте возможно развитие следующих последствий:

  1. Полное выздоровление возможно при своевременном выявлении отставания освоения двигательных навыков малышом.
  2. Длительная задержка моторного развития может привести к развитию стойкого отставания малыша от своих сверстников в двигательном плане, что может нарушить процесс его адаптации, а так же жизнедеятельности.
  3. Формирование задержки моторного развития в 3, 5, 6 месяцев и в другом возрасте нарушает взаимодействие ребенка с окружающим миром, и приводит к замедлению темпов развития в области органов чувств, психического развития и пр.
  4. В тяжелых случаях, особенно при сочетании задержки моторного развития с задержкой развития психической сферы, возможно формирование инвалидности в связи с неспособностью малыша усваивать новые двигательные и психические акты.

Именно поэтому важно наблюдаться у опытного и внимательного специалиста и слушать мнение других врачей. При этом не вижу большой проблемы в консультации у разных педиатров или неврологов, если определяются значительные нарушения физического развития — это право родителей! Особенно если доктор не имеет достаточного опыта, есть сомнения, что с физическим и психоэмоциональным развитием ребенка не все хорошо — проконсультируйтесь у другого врача, которому доверяете, требуйте дополнительных консультаций узких специалистов, консультации в области или краевой больнице. Очень часто время играет большую роль — своевременно выявленное заболевание и вовремя начатое лечение у детей до года!

Источник

Каждая мама следит за развитием своего малыша и хочет, чтобы он рос здоровым. Молодым родителям важно знать, когда их ребенок начнет держать голову, сидеть, встанет на ножки. Комплекс двигательных навыков и психических реакций обозначается термином «психомоторное развитие».

Чтобы определить, соответствует ли формирование психики и моторики младенца его возрасту, нужно сравнить параметры его развития со средними показателями, которые считаются нормой. Особое значение психомоторное развитие имеет в первые 12 месяцев жизни.

Календарь психомоторного развития малыша от рождения до года

Учитывая показатели развития множества здоровых малышей, сотрудники ВОЗ разработали календарь психомоторного развития детей, который отражает основные навыки и рефлексы младенцев в соответствии с возрастом. Основные критерии календаря:

  • эмоциональные и поведенческие реакции;
  • голосовые реакции и речевое развитие;
  • сенсорные навыки;
  • рефлексы и двигательная активность.

С рождения и до 1 года дети развиваются наиболее интенсивно. Основные показатели и достижения малышей первого года жизни по месяцам можно увидеть в таблице.

Возраст (месяцев)Двигательная активность, рефлексыСтатические навыкиСенсорное развитиеГолосовые и речевые навыкиЭмоциональная сфера, поведение
1Развиты врожденные рефлексы (сосательный, хватательный).Может удерживать голову в горизонтальном положении, к концу периода может лежать на животике.Ребенок начинает прислушиваться, сосредотачиваться на определенных звуках, вздрагивает от резких шумов. В этот период он способен непродолжительное время рассматривать окружающие предметы, останавливает взгляд на необычных вещах.Появляются отдельные гласные звуки, начинается «гуление».Малыш проявляет недовольство при возникновении раздражителей в виде громкого звука или яркого света, на мгновение фиксирует взгляд на лице человека.
2Для этого этапа характерны повороты головы во все стороны.Формируется навык удерживания головы в вертикальном положении (несколько секунд).Появляется способность продолжительное время следить за перемещающимся объектом. Грудничок улавливает звуки, сосредотачивается на них, поворачивает голову в сторону источника звука.Младенец часто «гулит», звуки становятся разнообразными.Малыш фиксирует взгляд на лице, даже если оно перемещается, улыбается, когда с ним кто-то говорит, узнает голоса близких, радуется при появлении мамы.
3Постепенно пропадают безусловные рефлексы, свойственные новорожденным. Младенец тянется в сторону привлекшей внимание игрушки.Мышцы шеи развиты хорошо, ребенок отлично удерживает голову. Малыш начинает опираться на колени в лежачем положении.Активная реакция на звуки и привлекающие внимание яркие предметы. Частое и длительное сосредоточение на новых, необычных вещах.Из звуков составляются целые цепочки, дитя активно и продолжительно «гулит».В ответ на обращение родственников появляется улыбка, эмоции взрослых вызывают у малыша комплекс оживления.
4Возникают первые контролируемые движения рук, малыш более уверенно берет и держит игрушки. Появляется навык переворота со спинки на бок.Первые попытки опереться ножками при нахождении в вертикальном положении. Лежа на животе ребенок хорошо опирается на предплечья.Хорошая фиксация на звуках и предметах. Младенец начинает рассматривать игрушку, находящуюся в его руке.«Гуление» может напоминать распевание. Звуковые сочетания варьируются, меняется сила и интонация издаваемых звуков. Малыш пробует произносить звуки, формируемые губами, такие как «б» и «м».Громкий смех и крики радости возникают при эмоциональном обращении близких людей к малышу. По-прежнему ярко проявляется комплекс оживления при контакте с хорошо знакомым человеком.
5Первые перевороты со спины на животик, протягивание руки к любимой или новой игрушке.Дети пробуют стоять при поддержке за подмышки. Опорой становятся кончики пальцев ног.Все больше привлекают внимание предметы ярких расцветок. Возникает желание тактильного изучения предметов.Звуки приобретают ритмичность, образуют уверенные цепочки.Проявление радости при встрече с другими малышами. Ребенок различает интонации взрослых, понимает ласковое обращение и строгое. Распознавание родных и посторонних людей становится более дифференцированным, может возникать страх и плач при виде незнакомых людей.
6Попытки перевернуться с живота на спину. Перенос предметов из руки в руку.Опора на вытянутые руки лежа на животе. Малыш начинает самостоятельно сидеть.Слежение за упавшей игрушкой.В полгода малыш начинает лепетать, менять интонацию, появляется выразительность, меняется тональность.Формируется стандарт поведения со своими и чужими.
7Координирует руки и ноги, играет с собственными ножками в положении лежа. Активно тянется к игрушкам, когда сидит или переворачивается.Малыш сидит на твердой поверхности, держит спинку, пытается пружинить на ножках, может стоять на стопе при поддержке.Меняет положение тела, когда нужно дотянуться до игрушки.Лепет совершенствуется.Проявляет требовательность, когда хочет внимания к себе, манипулирует при помощи плача, копирует движения взрослого.
8Берет игрушки в обе руки одновременно.Появляется навык ползания при помощи рук. Ребенок сам ложится и садится.Малыш кивает, мотает головой, выражая согласия и отрицание.Произношение слогов «ба», «ма», «да».Активно развиваются эмоциональные реакции на обращение взрослых.
9Намеренно бросает предметы, может самостоятельно играть.Уверенно сидит, стоит с поддержкой за руки.Откликается на имя. Музыка вызывает желание танцевать.Соединение одинаковых слогов «мама», «папа», «баба».Возникает желание контактировать с людьми на уровне эмоций и игры. Копирование действий других малышей. Выполнение просьб «дай» и «возьми».
10Совершает целенаправленные действия, складывает пирамидку, открывает и закрывает крышки. Появляется захват большим и указательным пальчиками.Может переступать при поддержке за одну руку. Хорошо ползает, стоит с опорой.Имитирует поведение взрослого.Первые простые слова, которые употребляются в соответствии с ситуацией.Копирование взрослых, взаимодействие с другими детьми в игре, развитие мимики.
11Щипковый захват предметов подушечками двух пальцев.Устойчивость без опоры, ползание на четвереньках. Шаги с поддержкой за ручки.Понимает запрещающие слова, выполняет просьбы.Появляются слова из двух разных слогов.Приветствие и прощание рукой.
12Игра с игрушками длится более часа.Ходьба с опорой на стену и самостоятельно.Понимает сложные просьбы, узнает места, где бывает часто.Словарный запас 5-8 слов.Делится игрушками, ищет спрятанное. Целует и обнимает близких.
Читайте также:  Условия для гармоничного развития ребенка

Психомоторное развитие недоношенных малышей

Психомоторное развитие ребенка, родившегося раньше срока, может формироваться медленнее, чем у сверстников, появившихся на свет в срок. В первые 6 месяцев жизни у недоношенных младенцев психические функции и моторные навыки развиваются менее активно и отстают от показателей, указанных в календаре ВОЗ. Однако к 8-9 месяцам такие малыши могут достичь необходимого уровня по всем критериям.

В 1-1,5 года задержка в формировании моторики у преждевременно рожденных детей полностью ликвидируется. К 18 месяцам эти дети способны понимать речь в соответствии с возрастом, но активное использование собственной речи и запас слов может по-прежнему не соответствовать норме.

Словарный запас и речь недоношенных детей полностью формируются к 3 годам, если родители уделяют ребенку достаточное количество времени. Если к этому возрасту отставание в психомоторном развитии все еще ощущается, то ребенку требуются коррекционные занятия.

Причины и симптомы задержки

Задержка психомоторного развития может проявляться у малышей различными симптоматическими комплексами. Среди основных симптомов выделяют:

  • эмоциональную неустойчивость;
  • социальную незрелость;
  • нарушение когнитивных функций (память, восприятие, внимание).

Причины таких отклонений могут быть обусловлены врожденными или приобретенными патологиями. Если задержка в развитии отмечается у малышей от 1 до 12 месяцев, то она может проявляться в результате осложнений, возникших в период внутриутробного формирования плода (плацентарная недостаточность), во время родов (асфиксия) или сразу после рождения (ядерная желтуха).

Часто причинами отставания становятся генетические патологии (синдром Дауна) и наследственные нарушения обменных процессов (фенилкетонурия), длительно протекающие соматические и инфекционные заболевания, отклонения в работе эндокринной системы. Кроме того, задержка в психическом развитии может быть следствием недостатка внимания и ухода за малышом в раннем периоде.

Возможные последствия задержки

Задержка в развитии психомоторных функций может приводить к различным последствиям. В случае оказания своевременной помощи и лечения малыш полностью компенсирует отставание и достигает уровня развития, соответствующего возрасту.

При длительном отсутствии коррекционных занятий у детей может нарушиться процесс адаптации к окружающей среде, так как задержка в формировании моторики до 6 месяцев нарушает процесс знакомства с окружающим миром, поэтому страдает и психическое развитие. В некоторых случаях, при отсутствии лечения, такое отставание становится причиной установления инвалидности, поэтому родители и врачи должны внимательно следить за формированием необходимых навыков у малыша в течение первого года жизни.

Занятия на развитие психомоторных процессов

При диагностировании у ребенка задержки психомоторного развития специалисты рекомендуют родителям подобрать программу, которая поможет сформировать у малыша необходимые психические и моторные навыки. Существуют специальные комплексы занятий, разработанные для детей первого года жизни.

В коррекционных занятиях используются методы, направленные на развитие сенсорных навыков малыша, его мелкой моторики и двигательной координации. Педагог, занимающийся с ребенком, должен также прилагать усилия в направлении речевого развития, выработки коммуникативных навыков. Общение с малышом во время занятия строится в игровой форме, активно задействуются игрушки и другие обучающие материалы.

Врач-педиатр, врач аллерголог-иммунолог, окончила Самарский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия». Подробнее »

Источник