Моторная алалия у ребенка 5 лет с чего начать занятия

Моторная алалия − это полное отсутствие или частичное недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением корковых центров мозга, отвечающих за речь. Эти изменения чаще происходят во время перинатального периода или в первый год жизни ребенка.
Малыш отлично понимает чужую речь, но самостоятельно сказать ничего не может. Этот недуг диагностируется чаще у 1% детей дошкольного и до 0,8% школьного возраста. Чаще болезнь диагностируется у мальчиков до 5 лет жизни, чем у девочек.
Моторная алалия проявляется в виде отставания в развитии моторики артикуляционного аппарата. Детям с подобной патологией сложно приподнять язык вверх и удержать его в таком состоянии долго, не могут облизать губы.
Также у детей с этим недугом наблюдаются и другие сложности: они не умеют завязывать шнурки, застегивать пуговицы без посторонней помощи. Они не могут пройти по бревну, не прыгают на одной ноге, часто спотыкаются и падают.
Виды заболевания
Уже много лет изучается проблема классификации алалии у детей. Болезнь классифицируют в зависимости от механизмов, от признаков проявления и степени выраженности. Сегодня логопеды используют для классификации алалии метод по Ковшикову.
Согласно нему, выделяют такие виды заболевания:
- экспрессивную моторную алалию;
- импрессивную сенсорную;
- смешанную.
В зависимости от зоны повреждения мозга болезнь делят на два типа:
- афферентная − поражены нижние теменные отделы мозга в левом полушарии;
- эфферентная − поражены центры Брока в задней трети лобной извилины.
Стадии и степени
Существует несколько степеней болезни, каждая характеризуется своими отклонениями, все они описаны в таблице ниже.
Степень | Особенности |
Легкая | Эту степень достаточно легко вылечить. Достаточно просто ограничиться занятиями с логопедом и выполнением домашних упражнений и все отклонения уйдут. Ребенок научится самостоятельно говорить, ухаживать за собой. |
Тяжелая | При данной степени заболевания наблюдаются грубые поражения центров речи, поэтому терапия в большинстве случаев не приносит улучшений. |
Симптомы
Первые признаки алалии можно заметить еще в первый год жизни малыша, но чаще родители просто не обращают на них никакого внимания. Чуть позже, когда приходит время ребенку лепетать, гулять и улыбаться родителям, он просто не реагирует на их появление, так как у него уже значительно снижена познавательная активность. Если такие признаки наблюдаются, то нужно срочно проконсультироваться со специалистом.
Чаще взрослые начинают бить тревогу на втором году жизни ребенка. Именно в этот период малыш должен уже четко говорить первые слова, складывать их во фразу, формируется фонематическая система. Если же ребенок не произнес до 2-х лет ни одного слова, то требуется консультация логопеда. Чем раньше будет поставлен диагноз и начато лечением, тем благоприятнее прогноз.
У алаликов есть все, что необходимо им для того, чтобы нормально разговаривать, но они просто не имеют возможность воспользоваться своими возможностями.
А выражается это в:
- литературной парафазии, когда один звук в слове заменяется на другой;
- персеверации, когда речь рассеянная и непрекращающаяся;
- элизии, когда отдельные звуки выпадают из слов;
- ограниченном словарном запасе, чаще это касается глаголов и отдельных отглагольных форм;
- замене слов на похожие по смыслу;
- контаминации, когда объединяются слоги слов;
- неправильном согласовании слов;
- выпадении при разговоре предлогов.
Также можно определить у ребенка признаки алалии по неречевым симптомам, проявляющиеся в виде неправильной работе нервной системе:
- наблюдаются нарушения двигательной функции лицевых мускулов;
- нарушается равновесие;
- неловкость, когда дети часто спотыкаются и бьются о преграды;
- нарушениями пространственного гнозиса;
- дисфункция мозга минимальна.
К психопатологической симптоматике алалии относятся:
- отставание в развитии;
- импульсивность в действиях;
- повышенная тревожность и агрессия;
- плохая адаптация к окружающей среде;
- сниженное внимание;
- чрезмерная утомляемость.
При первых признаках болезни, необходимо срочно посетить педиатра и пройти комплексное обследование.
Причины появления
Моторная алалия у ребенка 1-5 лет может быть следствием асфиксии новорожденного, недоношенности или травмы, полученной во время родов. В редких случаях диагноз может быть поставлен при преждевременных или затяжных родах.
Спровоцировать развитие недуга могут осложнения во время вынашивания малыша и родовой деятельности, а также перинатальные патологии.
Чаще всего причинами развития такого нарушения являются:
- инфекции (заражение произошло во время пребывания в утробе матери или при прохождении родовых ходов);
- гипоксия;
- асфиксия;
- токсикоз;
- травмирование плода во время падения беременной женщины или удара в область живота;
- травма мозга во время вынашивания плода или родов;
- высокий риск самопроизвольного аборта;
- некоторые хронические недуги матери: недостаточность сердца и легких, гипертензия.
Также спровоцировать развитие алалии могут другие серьезные недуги, которые влияют на нервную систему: менингит, энцефалит, соматические патологии, травмирование головы. Некоторые ученые считают, что алалия − это наследственная болезнь. Дети с такой патологией отличаются от умственно отсталых малышей. Как только речь начнет восстанавливаться, умственное отставание исчезнет.
Диагностика
Моторная алалия у ребенка 2-5 лет диагностируется логопедом.
Поставить точный диагноз бывает довольно сложно, поэтому рекомендуется пройти комплексное обследование:
- Анамнез. Логопед изначально собирает всю информацию о родителях малыша и общения ребенка с окружающими. Подозревать алалию можно в том случае, если точно установлены три характерных симптома.
- Дифференцированное обследование. Обязательно следует посетить целый ряд специалистов. Отоларинголог должен проверить слух, психоневролог написать заключение об умственном состоянии ребенка, а психолог проверить, нет ли аутизма.
- Динамическая диагностика. Во время коррекции речи логопед должен фиксировать, есть ли улучшения. На основании полученных данных логопед может скорректировать ранее поставленного диагноза.
Также часто рекомендуют пройти и такое обследование:
- МРТ. С его помощью удается установить, есть ли органические поражения в мозге. Стоимость обследования от 2500 руб.
- ЭЭГ. Этот метод диагностики помогает определить, в каком месте мозга произошли нарушения и как они отражаются на ребенке. Цена обследования от 500 руб.
Профилактика
Чтобы моторная алалия не развивалась у малыша, обязательно нужно обеспечить надлежащие условия для правильного протекания беременности, родов, а также здоровья и развития ребенка.
Во время вынашивания малыша женщинам рекомендуется проводить профилактику:
- вовремя стать на учет к гинекологу, своевременно проходить все рекомендованные обследования и выполнять рекомендации доктора;
- свести к минимуму риск заражения инфекцией, своевременно лечить недуги;
- исключить все занятия, которые могут нанести травму плоду;
- избегать серьезных физических нагрузок;
- отказаться от употребления спиртных напитков, курения;
- подобрать сбалансированный рацион питания;
- выполнять упражнения, рекомендованные беременным.
Чтобы ребенок развивался правильно, необходимо:
- регулярно посещать семейного доктора, узких специалистов при необходимости;
- делать все прививки в соответствии с возрастом малыша, но только если нет противопоказаний;
- выполнять упражнения ля правильного развития ребенка, комплекс подбирается в соответствии с возрастом;
- защитить ребенка от различных травм, особенно головы;
- уделять как можно больше внимания ребенку, общаться с ним в ласковой манере;
- поддерживать правильный психологический настрой в семье.
Коррекционная работа
Моторная алалия у ребенка, которому уже 2-5 лет, должна лечиться только комплексно. Специалист подбирает терапию индивидуально каждому малышу, учитывая его тип недуга и степень развития.
Не стоит ждать быстрых результатов, потребуется длительная и сложнейшая работа, чтобы ребенок начал справляться со своими дефектами речи. Эта болезнь тяжело подается терапии, но шанс вылечиться есть у каждого ребенка.
Есть несколько методов вылечить алалию:
- Прием лекарств. Логопед и невролог могут порекомендовать родителям давать ребенку ноотропные или метаболические препараты. Например, Энцефабол, который помогает улучшить все сниженные патологией обменные процессы в мозге, улучшает кровообращение, снижает уровень вязкости крови. Пантогам − это мягко действующий на детский организм метаболический церебропротектор. Это средство улучшает энергетический обмен в мозге и клетках, оказывает противосудорожное действие, снижает моторную возбудимость, повышает работоспособность умственную и физическую. Назначать препарат должен доктор, он же подбирает дозировку и курс.
- Микротоковая рефлексотерапия. При помощи оборудования, излучающего электрические импульсы, стимулируется работа отдельных частей мозга, которые наиболее поражены болезнью. Подобная процедура полностью безболезненна, назначается детям с 6 месяцев.
- Массаж. С его помощью удается улучшить работу мышц речевого аппарата.
- Физиотерапия. Специалист может порекомендовать курс лазерной, магнитной или электростимуляции, проводящиеся на специальном оборудовании.
Хорошую эффективность в лечении алалии у детей дают занятия с логопедом. Он хорошо знает, какие именно упражнения применять, чтобы всесторонне развивать речевой аппарат. Упражнения должны стимулировать активность речи, формировать большой словарный запас.
Вне зависимости от того, какая форма болезни у ребенка, логопед использует 4 этапа лечения в своей работе:
- Подготовительный. На этом этапе специалист формирует у ребенка предпосылки для дальнейшего правильного развития речи. Логопед создает такие ситуации, чтобы побудить малыша к общению. Также он формирует понятие, что речь для каждого человека важна. На этом этапе проводятся работы по развитию темпо-ритмической стороны речи и психических функций.
- Второй этап помогает сформировать начальные навыки речи. Проводятся работы, помогающие расширить словарь, идет активная помощь в соотношении слов с предметами. Специалист учит малыша узнавать слова по их звучанию, занимается коррекцией произношения звуков. Также применяются упражнения, помогающие классифицировать и обобщать предметы.
- На третьем этапе формируются высказывания, как главной единицы речи. Логопед помогает скорректировать грамматический строй, учит ребенка правильно конструировать свои высказывания.
- На 4 этапе формируются понятия о познавательной функции речи. Подбираются упражнения, позволяющие сформировать связную речь, распланировать ее и воспитать навыки самостоятельного контроля.
Упражнения для каждого этапа подбираются индивидуально в соответствии с формой болезни. Во внимание берутся особенности дефекта. Работа организовывается таким образом, чтобы удалось наилучших результатов и максимально скорректировать речь.
Моторная алалия у ребенка 2-4 лет при работе с логопедом имеет ряд особых направлений, кроме основных принципов и этапов:
- приводятся в норму все моторные функции, каждое задание, выполняемое ребенком, контролируется;
- развивается эмоционально-волевая сфера;
- развивается психологическая речевая база;
- развивается словесное и логическое мышление, идет регулирование речи;
- проходит подробная коррекция произношения звуков и преодоление оральной апраксии;
- развиваются фонематические процессы, где упор делается на восприятии речи;
- развиваются экспрессивные стороны речи.
Кроме логопеда с ребенком обязательно должен работать дефектолог, ведь нарушения могут быть и в эмоционально-волевой сфере. Дефектолог дает больше уклон на психические функции и особенности личности.
Родители обязательно должны в домашних условиях заниматься с ребенком. Совместно с логопедом создается домашняя программа работы с ребенком.
- Обязательно малыш должен воспринимать речь взрослого. Ему нужно называть предмет, а ребенок должен найти его и показать. Если он показал неправильно, его нужно поправить, показать верный вариант и попросить повторить название предмета. Для таких занятий можно использовать любимые игрушки ребенка, с каждым разом обязательно увеличивать количество предметов, добавляя ранее ему незнакомые. Чем больше предметов он выучит, тем быстрее его словесный запас пополнится.
- Если малыш выучил много слов, то обязательно следует поработать над их правильным произношением.
- Разговаривать с алаликом нужно как можно больше. Речь взрослого должна быть понятной, правильной и не быстрой. Если у ребенка сенсорная алалия, то каждое слово лучше сопровождать соответствующей картинкой.
- Показывать малышу буквы, а после подбирать слова, начинающиеся на нее. Просить ребенка показывать букву, на которую слово начинается, пусть проговорит четко слово.
Обязательно нужно купить ребенку книжки с яркими картинками. Рассматривать их, показывать и говорить, кто изображен. Можно подобрать специальные компьютерные игры, где ребенок сможет развивать свою речь.
В домашних условиях можно проводить малышу логопедический массаж, который стимулирует речевые зоны.
Последовательность массажных движений может быть такой:
- поглаживание лобной области, начиная от центра и двигаясь к вискам, движения вокруг висков должны выполняться по часовой стрелке;
- таким же образом гладятся впадины глаз, движения не должны приносить дискомфорт, все выполнять нежно и мягко;
- круговыми движениями гладятся щечки;
- после нужно перейти на массаж пространства между бровями;
- растирается нос, губы и даже язык.
После массажа лица можно переходить на руки, грудь, спину. Никаких резких и болючих движений, ребенок должен быть полностью расслаблен. Руки перед массажем обязательно обработать антисептиком, никаких масел использовать не нужно, чтобы не вызывать аллергической реакции.
Занятия с логопедом и дома помогут быстрее развить логоритмику и связную речь фразами. Выполнение простых упражнений значительно увеличит словесный запас, улучшит речь, научит малыша понимать простейшие выражения.
Возможные осложнения
Моторная алалия у ребенка 1-5 лет может спровоцировать серьезнейшие нарушения письменной речи. Также у детей с подобным диагнозом, которые не получают надлежащего лечения, может появиться заикание, проявляющееся чаще при формировании навыков устной речи.
Если своевременно поставить диагноз и подобрать комплексную терапию, включающую в себя прием медикаментов, работу с логопедом, дефектологом и работу с родителями дома, то прогноз будет благоприятным.
Немаловажное значение играет и степень поражения мозга, невролог должен точно выяснить, насколько он поражен, чтобы подобрать терапию. При незначительных повреждениях уже к 5 годам можно полностью исключить диагноз − алалия.
Моторная алалия, которая была диагностирована ребенку до 1 года, может быть эффективно и без особых проблем вылечена. Родителям просто следует быть внимательным к своему малышу, строго следовать рекомендациям педиатра, посетить логопеда при необходимости и других узких специалистов.
От сенсорного недуга малыш быстрее избавляется, чем от моторного, поэтому нужна кропотливая и длительная работа.
Оформление статьи: Владимир Великий
Видео об алалии у детей
Что такое алалия:
Источник
Если ребенку по результатам логопедического обследования поставлен диагноз «моторная алалия», нужно начинать специальные коррекционные занятия.
Многие родители имеют ошибочное мнение о том, что заниматься с логопедом можно не раньше, чем ребенку исполнится 4-5 лет.
На самом деле, чем раньше начата коррекция, тем большую часть речевых нарушений можно преодолеть к началу обучения в школе.
Почему нужно начинать занятия как можно раньше?
Возраст от рождения до 5 лет – сензитивный (наиболее благоприятный) период для исправления речевых нарушений. Дело в том, что именно в раннем и дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование мозга, развитие его функций.
Почему ребенок может не говорить в 2 года — 13 причин
Ученые-физиологи считают, что тренировать функции центральной нервной системы нужно тогда, когда они формируются естественным путем. Так они легче поддаются тренировке. А без соответствующей поддержки развитие этих функций может остановиться и вообще прекратиться.
Связью речи и функций мозга занимался известный русский физиолог И.П. Павлов: «Механизмы речи связаны с деятельностью мозга, иерархической по своему строению. Каждое из звеньев которой вносит свой специфический вклад в характер речевой деятельности».
Его исследования продолжили такие нейрофизиологи с мировым именем, как А.Р. Лурия, Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин.
Классик российской психологии Л.С.Выготский показал, что «…первоначально планирующая речь является внешней по своей форме, а потом переходит во внутренний план, становясь внутренней речью».
Исследования современных психологов доказали, что речь и поведение ребенка с недоразвитием регулирующей функции отличается такими особенностями:
- Действия таких детей импульсивны.
- Они не замечают своих ошибок.
- Дети легко отвлекаются, теряют «конечную» задачу.
- Они затрудняются установить последовательность мыслительных операций.
- Дети с недоразвитием речи не могут затормозить побочные ассоциации.
Работая с детьми, которым поставлен диагноз «моторная алалия», логопед не может не учитывать эти отличительные черты их деятельности.
Как логопед организует процесс обучения?
Наиболее продуктивно идут такие занятия, если они проводятся индивидуально.
Если в работе участвует группа детей, то она не должна быть больше 3 человек.
Все задания предлагаются только в игровой форме, причем в начале работы большинство заданий не требует участия речи.
Эти приемы направлены:
- На развитие памяти и внимания;
- На развитие мелкой и крупной моторики;
- На развитие мышления;
- На развитие представлений о форме, цвете и величине предметов.
Параллельно логопед внимательно наблюдает за ребенком, за тем, какие речевые проявления ему доступны, каков уровень понимания речи, имеется ли в обиходе фразы, сколько слов он может произносить самостоятельно.
Очень важно установить тесный эмоциональный контакт с малышом, чтобы он доверял преподавателю, не замыкался. Для этого надо поощрять любые, самые крохотные достижения ребенка.
Логопед не имеет права принуждать малыша что-то сказать, повторить за ним, если у того нет желания это делать. Вполне возможно, что в семье злоупотребляли словами «скажи, повтори», и у ребенка на них уже выработался отрицательный рефлекс, негативная реакция. Логопед постарается заменить эти слова другими — например, «подскажи, отгадай».
Вполне возможно, что он сам будет спрашивать и сам отвечать на свой вопрос. Если неговорящему ребенку стали доступны звукоподражания, то допускается повторить за ним 1-2 раза эти звуковые реакции (ме-ме, ав-ав, би-би, мяу, ж-ж-ж).
Логопеду не рекомендуется повторять слова, искажаемые детьми (пить – пи, мишка – ми, собака – бака), так как взрослые должны подавать пример точной и правильной речи.
Обязательное условие продуктивной работы – многократное повторение одного и того же речевого материала. Здесь логопеду приходится приложить все свое мастерство, чтобы сделать занятия интересными для ребенка.Что делать родителям, если есть подозрения на моторную алалию у ребенка?
Этапы формирования устной речи
Дети, которым установлен диагноз «моторная алалия», приходят к логопеду с различной степенью речевого недоразвития. Одни дети к 2-3 годам осваивают первые слова, а к 3-4 – первые фразы, другие и в 4-5 лет не могут произнести ни звука, то есть страдают от полного отсутствия речи. Такое расхождение требует индивидуального подхода к каждому ребенку.
Начиная работу, логопед строит ее на базе того, что уже достигнуто ребенком. При этой речевой патологии страдает грамматика речи, активный словарный запас, произношение отдельных звуков или целых звуковых групп, но понимание речи практически не страдает.
Основные этапы коррекции моторной алалии:
- Однословное предложение.
- Первые формы слов.
- Двухсоставное предложение.
- Предложение из нескольких слов.
- Расширение объема предложения. Сложное предложение.
Эта система работы предложена коллективом авторов в лице Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой — известными специалистами в области логопедии и дефектологии.
Материал дается с постепенным усложнением, начинается с освоения первых слов и заканчивается построением развернутой фразы. В основу методики положена такая единица речи, как предложение.
Выдающийся лингвист А.Н. Гвоздев писал: «Предложение в развитии детской речи играет отдельную роль. …оно является основной единицей речи, как орудия мышления и обобщения. Овладение родным языком в основном и протекает в виде освоения предложений различных типов».
Первый этап – однословное предложение
Если ребенок не имеет практически никакой речи, задача логопеда на первых занятиях – вызвать желание подражать взрослому, любые голосовые реакции.
Если малыш с трудом понимает обращенную к нему речь, преподаватель работает еще и над развитием ее понимания.
Детям показывают и называют:
- Их игрушки.
- Части тела.
- Предметы обихода.
- Распространенные явления окружающей жизни (вода, солнце, дом, самолет).
- Действия, которые выполняют он и его близкие.
Все эти слова логопед повторяет многократно, показывая картинки, предметы или действия.
Нужно, чтобы в речи взрослых было как можно меньше отвлеченных слов и как можно больше конкретных значений.
Параллельно с этой работой логопед создает условия для того, чтобы ребенку захотелось ему подражать. Неважно, в какой форме он будет произносить слова, выражать свои желания, называть предметы или действия — главное, что появилась потребность подражать словам взрослого.
Грубейшая ошибка на этом этапе – разучивание правильного произношения слов или, что еще хуже – постановка звуков.
Дети нюхают цветы (ах), показывают, как плачет девочка (уа-уа), падает игрушка (бух), плачет мышка (и-и-и), и стонет мишка с больным зубом (н-н-н). Творческий педагог имеет в своем арсенале огромное множество логоритмических упражнений с возможностью договаривания детьми отдельных слогов или слов. «Мы пришли и сели, играем на трубе, подудим в свою трубу» (Дети: ту-ту-ту, ду-ду-ду).
У малышей вызывают доступные их произношению имена близких (ба, дя, ля), просьбы (на, дай), подражания крикам животных (пи-пи, ко-ко, мяу, ав-ав), звучанию музыкальных игрушек (бум-бум, ля-ля, динь-динь), шумам и стукам (бух, ап), междометиям (ай, ой, ох).
К окончанию этого этапа дети наращивают свой пассивный словарь, активно подражают взрослому, который их пока не поправляет.
Второй этап – первые формы слов
На этом этапе детей учат соединять слова в двухсловную фразу. Здесь так же не исправляют детские словечки, предпочитая, чтобы дети соединяли их в «исходной» форме.
Адём амо – идем домой, баба куся – бабушка кушает. Детей учат произносить слова из 2, далее — из 3 слогов, подчеркивая ударный слог (вата, киса, муха, вода, лиса, кубики, молоко, машина).
Дети отдают команды игрушкам или сверстникам, близким (иди, сядь, пой, ешь, мой, помоги), соединяют в одной фразе обращение и глагол (Маша, лови. Коля, иди).
К окончанию этого этапа дети умеют строить предложения из двух слов, могут правильно произносить слова из двух и трех слогов, верно ставя ударения, отвечают на вопросы к картине, показывая правильный ответ.
Третий этап – построение двусоставного предложения
Этот этап считается своеобразным переломным моментом: речь одних детей начинает бурно развиваться, а у других все проявления приобретают затяжной характер.
Если ребенок не чувствует грамматику языка, ему предлагают такие задания:
- Различение слов, отличающихся только одним звуком (полено-колено).
- Различение глаголов, близких по звучанию (несут-везут, висит-стоит).
- Различение действий, противоположных по смыслу (застегни-расстегни).
- Определение лица, выполнившего действие (Саша упал, Саша упала).
- Работа с предлогами в, над, за, под, перед, из-под.
- Различение прилагательных, противоположных по значению (большой — маленький, толстый — тонкий).
Чтобы научить детей составлять предложения, их просят подобрать название предмета к действию, сравнить сюжетные картинки, где действия выполняют один или несколько лиц. Дети договаривают слова и словосочетания в стихотворениях.
Для усвоения слоговой структуры слова детей учат делить слова на слоги, отстукивая слоги или прохлопывая их.
К окончанию этого этапа дети умеют согласовывать в простом предложении подлежащее и сказуемое, усваивают слоговой рисунок двухсложных и трехсложных слов, понимают содержание коротких сказок и рассказов.
Четвертый этап – предложения из нескольких слов
На этом этапе детей учат словоизменению, обращая их внимание на «конец» слова, просят, чтобы они отвечали полным предложением на вопрос взрослого.
Теперь некоторая часть занятий уделяется звукопроизношению, подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков.
Детям предлагаются такие задания:
- Ответы на вопросы по сюжетным картинкам.
- Выполнение поручений и проговаривание выполненных действий.
- Изменение слов по родам и числам.
- Обучение умению составлять вопрос.
- Заучивание двустиший.
- Слушание маленьких рассказов и ответы на вопросы по их содержанию.
К окончанию этого этапа дети овладевают элементами разговорной речи, она приобретает коммуникативную функцию, могут произносить слова из 3-4 слогов.
Пятый этап – расширение объема предложения. Сложное предложение
На этом этапе детей учат согласовывать прилагательные и существительные, подбирать определения к предметам, заучивать стихи их 4-6 строчек, составлять предложения с однородными членами.
После усвоения этих умений детей учат составлять сложные предложения, используя игры:
- «Что сначала, что потом».
- «Угадай, где ошибся».
- «Сам не знаю, что буду делать».
- «Скажи, почему ты выбрал эту игрушку».
- «А что ты хочешь?».
- «Что тебе сказали по телефону».
К окончанию этого этапа речь детей становится грамматически правильной, хотя в ней допустимы некоторые неточности.
Дальше идет работа по совершенствованию речи и обучению более сложным ее формам.
Кропотливая и долговременная работа логопеда при поддержке родителей ребенка обязательно приведет к решению проблемы — обучения ребенка с моторной алалией правильной и красивой речи.
Важно помнить, что этот процесс требует терпения и времени, объединения усилий логопеда, педагога — психолога и родителей малыша.
Поделитесь с друзьями:
Источник