Мотивы общения и развитие ребенка

Мотивы общения и развитие ребенка thumbnail

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Общение: мотивы, наиболее значимые для детей дошкольного возраста»

1.Введение        

2. Понятие мотива в концепции деятельности        

3. Основные группы мотивов общения детей с окружающими людьми        

4. Смена ведущих мотивов общения        

5. Заключение        

6. Список литературы        

Введение

Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с близкими рождают наиболее острые и напряженные переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятностью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства – любовь, признание, понимание – рождаются близостью и связанностью с другими.

Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. (Е.О. Смирнова)

Общение – это не просто безразличное восприятие другого человека, это всегда эмоциональное отношение к нему. (М.И. Лисина)

Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. (М.И. Лисина)

Помимо потребности, которая определяется характером отношения к другому, общение всякий раз имеет определенные мотивы, ради которых оно происходит. В широком смысле мотивом общения является другой человек, в нашем случае для ребенка – взрослый. Однако человек предмет чрезвычайно сложный и многогранный. Он обладает самыми разными свойствами и качествами. Те качества, которые побуждают человека к общению, и являются на данном этапе главными, становятся мотивами общения.

Прежде, чем перейти к вопросу о возникновении мотивов общения, необходимо коротко остановиться на том, как мы понимаем, что такое «мотив» вообще.

Понятие мотива в концепции деятельности А.Н.Леонтьева.

Как известно, термин «мотив» толкуется разными психологами весьма неодинаково. В этой концепции деятельности, которую мы взяли за основу при интерпретации общения, понятие мотива тесно связано с понятием потребности. А.Н. Леонтьев пишет об этом так: «В самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жёстко не записан. До своего первого удовлетворения потребность «не знает своего предмета, он ещё должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый предмет – свою побудительную и направляющую деятельность функцию, т. е. становится мотивом».

Таким образом, мотив деятельности совпадает с её предметом. Следовательно, для каждого участника взаимодействия мотивом общения служит другой человек, его партнёр по общению. В случае коммуникации с взрослым мотивом общения, побуждающим ребёнка обратиться к взрослому, совершив инициативный акт общения, или ответить ему, совершив реактивное действие, является сам взрослый человек. При коммуникациях со сверстником мотивом общения является другой ребёнок.

В разные периоды детства ребёнок способен увидеть в своём партнёре лишь часть его действительных качеств. Взрослея, ребёнок постигает других людей в их всё более существенных и глубоких свойствах. Параллельно изменяется и то в партнёре, что мотивирует социальные акты детей на различных ступенях дошкольного детства. Так возникают разные категории мотивов общения и происходит развитие каждой из них.

Очень важно учитывать тот факт, что в процессе общения активны все участники взаимодействия. Следовательно, если между ребёнком и взрослым разворачивается общение, то не только взрослый  оказывается мотивом социального поведения ребёнка: ребёнок тоже обязательно становится объектом – а значит, и мотивом – деятельности отношения у взрослого человека. Эти два мотива принадлежат разным людям: один – ребёнку, а другой – его партнёру, но они функционируют в едином взаимодействии этих людей и поэтому взаимно обуславливают друг друга. Изучая мотивы общения детей с взрослыми и сверстниками, мы столкнулись с переплетением их встречных мотивов, настолько тесным, что в большинстве случаев разделить их можно только путём сложного анализа. Мы постоянно вынуждены говорить не только о том, что привлекает ребёнка в партнёре, но и том, что он получает от него, становясь мотивом (объектом) активной коммуникативной деятельности последнего.

Итак, мотив – это опредмеченная потребность. Естественно поэтому, что для выделения основных мотивационных категорий общения необходимо отыскать те главные потребности маленького ребёнка, которые он не может удовлетворить самостоятельно. В поисках помощи взрослого дети адресуются к окружающим людям. Между ними развёртывается взаимодействие, в процессе которого ребёнок узнаёт их со стороны того качества, которое они проявили в ходе общения, и в следующий раз вступает в контакт с этими (или другими) взрослыми ради этого их качества, уже заранее рассчитывая на него. Так возникают мотивы общения у детей.

Каковы же ведущие потребности детей, порождающие их различные коммуникативные мотивы?

Основные группы мотивов общения детей с окружающими людьми.

Мотивы, побуждающие ребёнка вступать в общение с взрослым, связаны с 3 его главными потребностями: это

  1. Потребность в впечатлениях
  2. Потребность в активной деятельности
  3. Потребность в признании и поддержке

1.О существовании у детей острой потребности во впечатлениях свидетельствуют работы многих исследователей Л.И. Божович, (1968), М.Ю. Кистяковская, (1970), А.М. Фонарёв, (1977).

После появления на свет ребёнок обнаруживает тягу к новым впечатлениям, жадно ловя лучи света, напряжённо прислушиваясь к разным звукам, замирая от прикосновения к своему телу. При этом чем сложнее и необычнее (т.е. информативнее) объект, чем больше он приковывает внимание, тем дольше к нему интерес ребёнка. С течением времени потребность во впечатлениях постоянно увеличивается и возрастает. Но возможности ребёнка самостоятельно удовлетворить  эту потребность невелики. Длительность состояния беспомощности приводит к тому, что долгое время лишь через посредство взрослых дети могут насытить свою жажду впечатлений. Таким образом, потребность в новых впечатлениях рождает у детей стремление вступить в контакт с взрослыми. Так возникает первая группа мотивов общения, которые мы называем познавательными, или мотивами общения детей с взрослыми на познавательные темы. Согласно предполагаемой концепции, этим мотивом является сам взрослый в одном своём определённом качестве: как источник сведений и как организатор новых впечатлений ребёнка.

Читайте также:  Развитие ребенка в соответствии

Познавательные мотивы заставляют детей задавать взрослым десятки вопросов на самые разнообразные темы – от причин поломки игрушек до тайн мироздания. Маленькие «почемучки» сначала почти не слушают ответы взрослых – им важно высказать своё недоумение, они не замечают противоречий в словах взрослого З.М. Богуславская (1974). Но постепенно стремление спрашивать сменяется стремлением узнавать, и тут дети могут вступать с взрослыми в спор, многократно переспрашивать их, проверяя уверенность и надёжность сообщаемых ими знаний (Е.О.Смирнова, 1980).

2. Потребность в активной деятельности присуща детям столь же очевидно, как и потребность во впечатлениях. Всякий, кто наблюдал ребёнка, поражается его неуёмной активности. Непоседливость детей, переход их в течение дня от одной деятельности к другой говорят об остроте испытываемого или голода активности О. Е. Шпи, (1971). Вялость ребёнка, его пассивность служат безошибочным признаком его болезненного состояния (Б. Спок, 1971) или дефектом развития. Возможно, потребность детей в активной деятельности представляет собой частный случай того явления, которое обозначают как «нужду органа в функционировании» (Н.А. Берштейн, 1947). Но для целей анализа достаточно, что такая потребность присуща детям.

Н а протяжении первых лет активность, проявляемая детьми, достигает высокого уровня развития и по своей форме, и по содержанию. Но для достижения максимальной эффективности детям всегда требуется участие и помощь взрослого. Это приводит к тому, что в деятельности детей появляется взаимодействие с взрослым, а среди разных видов взаимодействия постоянное место устойчиво занимает тот его вид, который мы называем общением. Так, потребность детей в активной деятельности становится источником побуждением для обращения к взрослому и порождает особую группу мотивов общения, которые мы назвали деловыми, подчеркнув тем самым основную роль того дела, которым занят ребёнок, и служебную, подчинённую роль общения, в которую ребёнок вступает с целью скорейшего достижения некоторого практического результата (предметного или игрового). Согласно развиваемым представлениям, деловым мотивом общения является взрослый в своём особом качестве – как партнёр по совместной практической деятельности, помощник и образец правильных действий (Д.Б. Эльконин, 1978).

3. Потребность детей в признании и поддержке подчёркивается многими исследователями. В общей форме о потребности человека в признании говорят С.Л.Рубинштейн (1973); утверждающий нужду человека в нежности Л. Фестингер. При ближайшем рассмотрении оказывается, что потребность детей в признании и поддержке – это их стремление к общению, потому что только в результате этой деятельности они могут получить от окружающих оценку своей личности и реализовать стремление к общности с другими людьми.

Это общение не составляет «служебную» часть более широкой деятельности ребёнка – познавательной или продуктивной, а обособленно от остальных видов взаимодействия и замыкается на себя. Характерной особенностью описываемого рода общения следует признать его сосредоточенность на личности людей — на личности самого ребёнка, который ищет поддержки; на личности взрослого, который выступает как носитель правил нравственного поведения, и других людей, познание которых служит в конечном счёте делу самопознания детей и познания ими социального мира. Поэтому мы и назвали мотивы третьей группы личностными. В отличие от познавательных и деловых мотивов общения, которые играют служебную роль и опосредствуют более далёкие, конечные мотивы, рождающиеся из потребностей во впечатлениях и в активной деятельности, личностные мотивы получают в деятельности общения своё конечное удовлетворение. В качестве этого последнего мотива перед ребёнком предстаёт взрослый человек как особая личность, как член общества, представитель определённой его группы.

В мотивах общения опредмечиваются потребности ребёнка, заставляющие его искать помощь взрослого, при этом потребность в новых впечатления порождает познавательные мотивы общения, потребность в активном функционировании – деловые мотивы общения, а потребность в признании и поддержке – личностные мотивы общения.

Описанные группы мотивов, перечисленные выше, были выделены применительно к контактам ребёнка с взрослыми. Можно предполагать, что при общении сверстников перечисленные мотивы тоже имеют значение, хотя по-видимому, отличаются некоторым своеобразием, как свидетельствуют первые работы в этой области (Я.Л. Коломинский, 1976, И.С. Кон, 1980). Если ребёнок дошкольного возраста встречается с взрослым, то личный интерес к нему оказывается неизмеримо более глубоким.

Смена мотивов общения

Познавательные, деловые и личностные мотивы появляются в период становления коммуникативной деятельности практически одновременно. В реальной жизненной практике ребёнка все три группы мотивов сосуществуют и тесно переплетаются между собой. Но в разные периоды детства их относительная роль изменяется: то один, то другие из них занимают положение ведущих. Причём речь идёт не об индивидуальных особенностях взаимоотношений разных мотивов (Н.Н.Власова, 1977), а об особенностях именно возрастных, типичных для большинства или для многих детей соответствующего возраста. Выдвижение на передний план определённой группы мотивов связано с изменением содержания общения, а последнее отражает особенности общей жизнедеятельности ребёнка: характер его ведущей деятельности, степень самостоятельности (М.И. Лисина, 1978).

Полученные факты показали, что в первом полугодии жизни ведущим мотивом общения детей с взрослым является личностный мотив. Он олицетворяется в персоне взрослого как ласкового доброжелателя, который в то же время служит центральным объектом познания и деятельности детей. Работы А.Г.Рузской, (1974), С.Ю.Мещеряковой, (1975) подтверждают этот вывод. Может показаться невероятным, как такой маленький ребёнок воспринимает взрослого и себя в личностном плане. Конечно, личностные мотивы общения младенцев весьма примитивны. Они воспринимают лишь внимание и нежность старших и переживают самое аморфное, глобальное чувство своей значимости для них. Но всё же для младенца личностные мотивы и доступны и необычайно важны.

Начиная со второго полугодия жизни и позднее, вплоть до 2,5 лет, ведущим становится деловой мотив общения. Он воплощается в лице взрослого как искусного партнёра по игре, образца для подражания и эксперта по оценке умений и знаний ребёнка. В раннем возрасте дети продолжают ценить внимание взрослого, радуются его похвалам (Т.М.Сорокина, 1976), но на первое место у них выдвигается стремление к совместной деятельности и соответственно те качества взрослого, которые делают из него хорошего партнёра в этом деле.

Читайте также:  Сенсорное развитие интересы ребенка

В дошкольном возрасте в становлении мотивов общения наблюдается три периода: сначала ведущее место занимают деловые мотивы общения, затем познавательные и наконец, как у младенцев, личностные. Указанная закономерность ярко выступала в исследовании А.Г.Рузской, 1974.

По мере взросления дошкольники переходят от практического сотрудничества с взрослым к сотрудничеству более умственного – «теоретического» толка и, наконец, к контактам углублённого нравственно – личностного плана. Параллельно происходит смена ведущих мотивов общения – деловые уступают место познавательным, а те – снова личностным.

Личностное общение первого полугодия жизни позволяет младенцу чутко воспринимать доброжелательное внимание взрослого, не замечать других его качеств. Личностные же мотивы старших дошкольников обеспечивают им достаточно разностороннее, глубокое и богатое знание о существенных свойствах окружающих взрослых.

Важнейшее значение в возникновении и развитии у детей общения имеют воздействия взрослого, опережающая инициатива которого постоянно «подтягивает» деятельность ребёнка на новый, более высокий уровень по механизму «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский, 1982). Организуемая взрослым практика взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их социальных потребностей. Без постоянной поддержки взрослого развитие общения детей с окружающими замедляется или даже прекращается. Но активное вмешательство взрослого способно в относительно короткий срок вызвать благоприятные сдвиги в общении детей даже старшего дошкольного возраста, выправить дефекты и отклонения в их коммуникативной деятельности.

Заключение

Приобретения эмоциональной сферы ребёнка, сделанные благодаря общению, не остаются в пределах только коммуникативной деятельности, а обогащают личность в целом.

Специальное же формирование положительных эмоций детей в ходе общения с ними взрослого приводит к быстрому повышению уровня всех его переживаний; в частности, обостряет их познавательные эмоции, повышает удовольствие от мелодичных звуков, ярких красок, причудливых форм, которые при дефиците общения оставляют детей равнодушными.

Таким образом, через общение можно влиять на обогащение эмоций и чувств детей в целом.

Источник

Можно сказать, что личность ребенка формируется в общении. Благодаря взаимодействию с окружающими людьми ребенок устанавливает связи с миром во всех его проявлениях. Особенности общения в дошкольном возрасте основаны на том, что это одновременно эмоциональная среда и своеобразная школа, которая обучает ребенка всему, что ему важно знать, понимать и уметь. 

Как меняется общение ребенка на протяжении дошкольного возраста

Потребность в общении заложена в самой природе человека. Но эта потребность имеет множество нюансов. На разных возрастных этапах общение выполняет свои актуальные функции. Меняется характер и мотивы коммуникации и на таком непродолжительном этапе как дошкольное детство.

Общение дошкольников

Во-первых, постепенно расширяется круг лиц, с которыми взаимодействует ребенок. Прежде всего, это взрослые люди, которые все поясняют, помогают, защищают. Но затем у дошкольника активизируется интерес к общению с такими же детьми, как он сам.

Во-вторых, меняется предметность общения. На смену коммуникациям на основе практических действий приходит умственное общение. Если 3-4-летний малыш тянется к собеседнику, чтобы показать, какое красивое платье у куклы или рассказать о новой машинке, то пятилетний ребенок может часами задавать свои «Почему?», просто шагая рядом с мамой.

Никакие подручные предметы или игрушки не нужны, чтобы расспрашивать, куда садится солнце, из чего сделана радуга, почему курица не летает. А все это так интересует детей.

Прогресс общения в дошкольном возрасте продолжается и далее, привнося новые мотивы в потребность общаться со взрослыми или сверстниками. Забросав родителей вопросами о природных явлениях и что-то для себя уяснив, дети стремятся поделиться своими знаниями со сверстниками. А взрослым адресуется следующая порция вопросов – теперь уже об отношениях людей, о профессиях, об увлечениях и других человеческих тонкостях.

Общение – лучшая возможность познать окружающую действительность и себя. Это один из видов активности, поэтому его называют коммуникативной деятельностью. Дошкольники вовлечены в эту деятельность. Они руководствуются разными мотивами. Формы общения в дошкольном возрасте приобретают внеситуативный характер, поскольку развитие познавательных процессов и речи позволяют ребенку рассуждать отвлеченно, а не только о том, что он видит и слышит в конкретный момент.

Основные условия развития общения в дошкольном возрасте

В жизни ребенка первостепенную роль играют близкие люди, и вовлечение малыша в общение зависит от них. В отличие от старших детей, любая деятельность дошкольников направляется взрослыми. Складываются соответствующие особенности общения детей дошкольного возраста:

  • Взрослый постепенно погружает ребенка в знания и умения, выработанные многими поколениями человечества, и без которых немыслима жизнь.
  • Ребенок воспринимает взрослых людей как образец — как вести себя, какие чувства и качества проявлять в разнообразных ситуациях.
  • Общаясь со взрослыми, дошкольник получает обратную связь в виде поддержки, похвалы.
  • Общение со сверстниками предоставляет возможность ребенку познавать себя и осознавать, что он один из таких же детей.

Мотивы общения дошкольников

Выясним, какие мотивы движут дошкольниками, когда они инициируют общение с взрослым или сверстником. 3-летний малыш подает папе детали конструктора – это уже приглашение к взаимодействию. 4-летний «почемучка» осаждает родителей вопросами, что да как. Дошкольник 5 лет усаживает бабушку в кресло и заявляет, что он будет ее лечить. 6-7-летний ребенок заявляет, что он пойдет играть с Мишкой, а вот с Владиком ему неинтересно.

В любом из этих случаев проявляется ведущий мотив. У младших дошкольников преобладают познавательные мотивы. Дети понимают, что взрослые многое умеют и знают, поэтому, кроме эмоционального притяжения к взрослым людям, ими управляет познавательный интерес.

Читайте также:  Особенности социального развития и воспитания ребенка в коллективе

Взрослые и дети в игре

В среднем дошкольном возрасте дети нуждаются в партнерах по игре. Их привлекают сюжетные игры, моделирующие повседневную жизнь.

А поскольку самым расторопным партнером по игре является взрослый, дети любят вовлекать в исполнение роли мам, бабушек и реже мужскую часть семьи. Пусть имеет место игровая деятельность, но преобладают в этом возрасте деловые мотивы общения.

Старшие дошкольники активно общаются как со взрослыми, так и с ровесниками. По отношению к сверстникам они становятся избирательными. У них появляются друзья, с которыми они готовы играть в «дочки-матери», в футбол и любую другую игру. Но выявляется и категория детей, с которыми они не намерены общаться. А если играть в командной игре, то в разных командах. На первый план на данном возрастном этапе выходят личностные мотивы.

К взрослым 6-летние дети также продолжают обращаться с вопросами или желанием услышать оценку, похвалу. Наряду с познанием мира, их теперь часто интересуют вопросы нравственного характера. Мотивы общения детей дошкольного возраста с взрослыми в подобных случаях также можно отнести к личностным.

Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста

Коммуникативная потребность особенная. Она складывается как необходимость познания себя и других людей. Для удовлетворения названной потребности важны хотя бы первичные навыки общения. О каких коммуникативных навыках можно говорить в возрасте 3-5 лет?..

Чтобы направлять ребенка к развитию успешных взаимодействий, обратите внимание, как малыш проявляет себя, пытаясь общаться с такими же малышами. Для общения младших дошкольников характерно:

  • Внимание к сверстнику как к такому же «как я сам».
  • Эмоциональное восприятие взаимодействия с ровесником.
  • Стремление показать себя сверстнику: что умею, как делаю.
  • Чуткость и восприимчивость к тому, как относится маленький партнер по общению.

Все перечисленные компоненты важны. Наблюдая за ребенком, взрослым несложно заметить, что присутствует в избытке, а какие проявления и вовсе отсутствуют. Например, если дошкольник только демонстрирует свои достижения, необходимо вмешаться и предложить: «Давай посмотрим, как девочка/мальчик умеет делать…», «Показал свой экскаватор, а теперь твой друг хочет продемонстрировать, как ездят его машинки».

Полезно регулировать эмоциональный фон общения дошкольников. Насупившимся детям их настроение будет мешать. Изменению эмоций способствует удивление. Придумайте, как удивить малышей (построив необычную башенку, продемонстрировав неочевидные достоинства знакомой игрушки и пр.), и увидите, как положительно изменится их настроение и завяжется общение.

Если прививать культуру взаимодействий с раннего детства, со временем младшие дошкольники интуитивно проявляют столь важное качество — уделять внимание партнеру по общению. Это возможность развить коммуникативные способности ребенка.

Эмоциональное общение

Общение старших дошкольников более многопланово. После 5-ти лет дети проводят значительное время со сверстниками. Они связаны различными видами деятельности, требующими общения.

Это и сюжетно-ролевая игра, и творчество, и продуктивная деятельность. Взаимодействие с другими часто принимает форму сотрудничества.

Насколько успешно будет складываться сотрудничество, зависит от каждого участника. В старшем дошкольном возрасте развитие навыков общения тесно переплетено с формированием нравственных качеств. Доброжелательность и внимание к другому, приветливость и дружелюбие, готовность к взаимопомощи и способность уступить – те качества, без которых межличностные отношения не могут быть успешными.

Как способствовать развитию потребности в общении

Современные условия вносят свои коррективы в коммуникативную сферу, причем не всегда полезные. Быстрое распространение всевозможных гаджетов и интерактивных технологий захватило жизнь человека и проникло даже на этап дошкольного детства. В результате дети, вместо того чтобы тянуться к общению, с большим интересом застывают перед мигающим экраном.

Изучив особенности общения, присущие детям дошкольного возраста, видим, сколь велика роль взрослого человека в развитии у ребенка потребности к коммуникации. Безусловно, общительность дошкольника зависит от его природных данных, преобладания экстраверсии или интроверсии. Тем не менее, родителям важно осознавать свою причастность к развитию у малыша потребности в общении.

Взрослый и ребенок

Как бы ни было удобно родителям, когда ребенок занят своими игрушками, лучше отложить свои дела и пообщаться с ним. Расспросить об игрушках или что малыш строит, рисует и т.д. В такие беседы всегда можно внести познавательный элемент и доступно рассказать о животных, о технике, обратить внимание на цвет, форму, размер. Главное, предлагать полезную информацию доступным ребенку языком.

Очень активных детей важно учить другому: не сыпать вопросами, а выслушивать ответ, проявлять внимание к партнеру по игре, следить за корректностью высказываний. Такие привычки способствуют формированию бесконфликтного общения у детей дошкольного возраста.

Взрослые привьют ребенку полезные навыки для совместных игр, если несколько раз сами инициируют такую игру. Мама или папа легко могут выступить в роли организатора и участника действий. Введут правила игра, будут следить за их выполнением. Подобная совместная деятельность уместна и с 3-летними малышами (построить паровозик из кубиков одного цвета, поиграть в прятки) и старшими дошкольниками (придумывание слов на одну и ту же букву, рисование ребусов, игра в испорченный телефон). Вариантов совместных игр множество, и детям невероятно интересно играть с родителями.

Прочитав сказку или посмотрев детскую книжку, самое время пообщаться с ребенком, затрагивая нравственные качества героев. Кто из героев понравился, какие поступки совершали персонажи произведения, к кому возникло расположение и сочувствие, а кто, наоборот, заслуживает порицания. Детские произведения содержат богатый для обсуждения материал и способствуют формированию познавательных и личностных мотивов общения.

Очевидно, что развитие навыков общения в дошкольном возрасте происходит в естественных условиях. То, что получают дети в общении с родителями, в дальнейшем переносится в среду сверстников. Сугубо детское общение, конечно же, складывается иначе. Среди сверстников нет того рефери, который следит, как взрослый, чтобы все было по справедливости и по правилам. Тем не менее, каждый родитель ответственен за то, какие нормы и навыки его ребенок транслирует в детскую среду.

Источник