Мотивационное развитие ребенка 7 лет
Светлана Ишмуратова
Развитие мотивационной сферы детей 5–7 лет
1 слайд
Воспитание ребенка — это целое искусство. Недостаточно привить азы морали и поведения в обществе.
2 слайд
Содержание программы ДО должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности (п. 2.6 ФГОС ДО).
При соблюдении требований к условиям реализации программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования (п. 4.7 ФГОС ДО).
Система деятельности нашего детского сада представляет собой целенаправленный планируемый процесс. В данной системе присутствуют оптимальные соотношения взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, задач, содержания, средств, методов, форм и условий взаимодействия субъектов системы и предлагаемых результатов. Основное назначение данной системы состоит в том, чтобы способствовать достижению детьми уровня подготовки, соответствующего требованиям ФГОС ДО.
3 слайд
Одной из форм нашей работы является развитие мотивации как одного из важных моментов психологической подготовки детей к школе. Ребенок может иметь хорошее общее развитие и уметь управлять собою, но если у него не выработана соответствующая мотивация, дело пойдет трудно. Наша задача в том, чтобы вырастить достойную личность, приспособленную к самостоятельной жизни. Если у детей есть мотивация, то они развивают свои способности собственными усилиями.
4 слайд
Полагаясь на исследования многих авторов, которые занимались проблемой мотивации дошкольников, мы опираемся в своей работе на механизмы мотивирования — это способы, с помощью которых можно повысить мотивацию ребёнка к достижению цели в условиях группы и социума, такие как;
поощрять исследование окружающей среды;
прививать начальные способности к исследованию — это определение предметов, упорядочение, сортировка, сравнение;
хвалить ребёнка за совершённые достижения;
оказывать помощь в развитии и тренировке навыков;
воздерживаться от наказания и критики за ошибки и плохие результаты;
стимулировать языковое и символическое общение.
Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности. Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
5 слайд
Интересно, что наиболее сильными мотивами для дошкольника являются поощрение и получение награды. Для этого мы вовлекаем наших детей в конкурсное движение разного уровня, помогая совместно с родителями достичь определенных результатов.Наши дети участвовали в следующих конкурсах: международный детский конкурс «Мечтай! Исследуй! Размышляй», районные конкурсы «Я и мой супер дед», «Осенняя соната», «Живи танцем — 2018», «Знают все мои друзья, знаю ПДД и я» и другие.
6 слайд
В нашей работе мы применяем информационно-компьютерные технологии, что позволяет нам повысить качество обучения, активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом.
7 слайд
Сотрудничество с социумом помогает детям успешно подготовиться к школьному обучению, оптимизирует взаимодействие взрослого и дошкольника, способствует успешной социализации личности дошкольника.
Занятия по «Логоритмике» (организованные педагогом дополнительного образования «Крапивинского Дома детского творчества») приводят к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально – волевой сфере; улучшают фонематическое восприятие, артикуляционную моторику.
8 слайд
Работа над формированием положительной мотивации строится в тесном контакте педагога и родителей. Основной целью, этой работы является обеспечение единого воспитательно-образовательного пространства развития ребенка в семье и в детском саду, создание условий для формирования у дошкольников мотивационной готовности к школьному обучению. Мероприятия проводятся таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям детей и родителей.
9 слайд, 10 слайд
Использование различных методов и приемов, средств, форм, современных образовательных технологий позволило нам сформировать у детей основные компетентности и повысить результативность мотивации воспитательно-образовательного процесса.
Уважаемые коллеги, поздравляю вас с замечательным праздником, с которого начинается новый учебный год. Пусть для нас этот год будет удачным и приносит только положительные плоды. Желаю всем сил, терпения, стремления к новым вершинам, здоровья и успехов. С началом нового 2018 – 2019 учебного года!
Источник
Работа над внутренней мотивацией
Внутренняя мотивация — это искреннее желание ребёнка заниматься чем-то. Никто не принуждает и не заставляет, нет жёстких требований и обязательств, лишь чистый интерес к деятельности. Внутренняя мотивация — идеальный вид мотивации детей. Но, как и любого идеала, достичь её трудно — особенно в дошкольном возрасте и младшеклассникам. С подростками легче — те, как правило, уже понимают ценность обучения; возможно, даже знают, чем хотят заниматься в жизни.
Совет психолога: Важно понять, что внутренняя мотивация — формирующаяся категория, которая должна пройти этап внешней мотивации, войти в привычку и обрасти личными смыслами. Нужно научиться разбивать большие задачи на маленькие, после которых можно получить безоценочную обратную связь, поддержку и одобрение со стороны родителей. Для мам и пап важно также найти альтернативные авторитеты, интересные ребёнку, иначе он найдёт их сам, и их ценности могут не совпадать с ценностями семьи, но уже трудно будет встроиться.
Работа над внешней мотивацией
Исходящая извне мотивация не такая эффективная, как внутренняя. Одно дело, когда делать домашку заставляют мама с папой, другое — когда делаешь сам, потому что горишь предметом и знаешь, как он пригодится в будущем. Но и внешняя мотивация приносит плоды — главное, знать, как пользоваться этим способом мотивации детей.
Совет психолога: хвалите ребёнка, отмечайте его достижения, интересуйтесь им. Говорите: «Мы поддержим тебя во всём, ты всегда можешь прийти и обсудить что угодно, мы найдём решение вместе». Делитесь своими переживаниями и страхами. Здорово, если родитель может не только поддержать на словах, но и поделиться опытом, рассказать о своём пути, достижениях, трудностях и их преодолении. Другой приём мотивации детей — демонстрируйте пример. Нет смысла думать, как поднять мотивацию к учёбе у дочери или сына, если всё свободное от работы время мама с папой сидят в телефоне или смотрят ток-шоу по телевизору. Читайте, ведите планировщик, который будет доступен ребёнку. Будьте постоянны и обязательны.
Как поддерживать положительную мотивацию
Похвала, хорошие оценки, деньги, сладости, подарки и другие позитивные методы мотивации детей формируют положительную ассоциацию. Похвалить ребёнка за что-то или поставить хорошую оценку, когда школьник действительно заслужил — отличный способ поднять его уверенность в себе и вдохновить на дальнейшие свершения. Что касается материальной мотивации — важно разобраться, как не перегнуть палку. Бытует мнение, что дети теряют «радость от учёбы» из-за частых вознаграждений.
<<Блок перелинковки>>
Совет психолога: похвала поддерживает мотивацию. Бывает, если нашу работу раскритиковали, то и доделывать её нет желания. Например, если ребёнок не понимает математику и его постоянно ругают за то, что он не может правильно решить задачу, то у него может пропасть мотивация заниматься точными науками. И наоборот: если вы будете выискивать те крохи, за которые можно похвалить, подросток будет заниматься охотнее. Но все специалисты рекомендуют с осторожностью относиться как к чрезмерной похвале, так и постоянному неодобрению. В идеале полноценная личность независима от оценок окружающих. Похвала должна быть по возрасту и по нарастающей. Мы не хвалим взрослого подростка за вымытую чашку, но делаем это по отношению к младшему школьнику. Похвала не равно материальным поощрениям. Не путайте подкуп и одобрение.
Как использовать отрицательную мотивацию
Скандалы, ругань, нотации, наказания, низкие отметки, угрозы — примеры отрицательной мотивации. Яркий пример отрицательной мотивации — «будешь плохо учиться, станешь дворником». Методы обмана и запугивания разрушат связь с ребёнком и не приведут к результату. Ежедневные скандалы над домашкой и вопли мамы «я тебе сто раз уже эту задачу объясняла» тоже не работают. Даже если ребёнок что-то сделает под страхом наказания, эффективность такой учёбы будет нулевая. Но есть отдельный приём отрицательной мотивации детей, который заслуживает внимания, — критика.
Совет психолога: критика бывает деструктивная и конструктивная. Первая говорит, что плохо сделано, а вторая — как сделать лучше. Это когда вы не просто говорите ребёнку, что его сочинение неудачное, а вместе рассуждаете о том, что реально хотел сказать ребёнок и что вышло, почему это так не читается и как сделать лучше. Главное — преподносить конструктивную критику дружески, с позиции «я вместе с тобой», а не «я по другую сторону, я лучше знаю».
Резюме
Система мотивации ребёнка включает четыре вида: внутренняя и внешняя, положительная и отрицательная. Как правило, методы мотивации детей редко используются по отдельности. Применяйте то, что комфортно вам и ребёнку. Все дети разные, и нет универсальных рекомендаций.
Если чувствуете, что корни проблем с мотивацией у ребёнка лежат слишком глубоко и нет сил распутывать их самостоятельно, тьюторы в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» придут на помощь. Задача тьютора — исследовать интересы ребёнка и создать индивидуальный образовательный маршрут. Вместе с тьютором дети формулируют цели, расставляют приоритеты и получают внутренний стимул к развитию.
Источник
Игра «Интервью».
Цель: формирование у детей умения ориентироваться в окружающем мире.
Инструкция: «Дети представьте себе, что я журналист, который хочет взять у вас интервью для газеты или журнала. Вы должны внимательно выслушать вопросы, которые я буду задавать, а потом правильно и быстро на них ответить». Каждый из детей отвечает на вопрос, на те вопросы, которые дети не понимают, необходимо объяснить и обговорить коллективно.
Вопросы интервью.
1.Как вас зовут? (каждый из детей отвечает на вопрос)
2.Сколько вам лет?
3.Как зовут ваших родителей?
4.Как называется город (село), в котором вы живете?
5.Как называется улица, на которой вы живете?
6.Какой номер вашей квартиры, дома?
7.Каких животных вы знаете? Какие из них домашние?
8.В какое время года на деревьях появляются листья, и в какое время опадают?
9.Как называется то время дня, когда вы просыпаетесь, когда обедаете, когда готовитесь ко сну?
10.Перечислите предметы одежды, мебели, столовые приборы, которые вы используете? (не менее трех в каждой группе).
Беседа – игра «Я иду в школу».
Цель: активизировать сведенья о школе и школьной жизни.
Инструкция: «Дети давайте разделимся на две команды. Название одной команды будет «Всезнайки» (это такие люди, которые знают все), а другой «Незнайки» (люди, которые ничего не знают). Я буду задавать вопрос, команда «Всезнайки» должна ответить на все вопросы только правильно, а команда «Незнайки» должна шутить и отвечать на все вопросы неправильно. За каждый правильный вопрос всезнайкам ставим «+», а за каждый неправильный ответ незнайкам ставим «+». Каждый ребенок должен попробовать себя в двух ролях.
Вопросы:
1.Необходимо ли ходить в школу?
2.Зачем необходимо ходить в школу?
3.Чем обычно занимаются в школе? (Что вы будите делать в школе?).
4.Что необходимо иметь ученику, чтобы быть готовым к школе?
5.Что такое уроки? Чем на них занимаются ученики?
6.Как необходимо себя вести на уроках в школе?
7.Что такое домашние задание?
8.Зачем необходимо выполнять домашние задания?
9.Чем вы будите заниматься дома, когда придете из школы?
10.Что нового появится в твоей жизни, когда ты пойдешь в школу?
Дать детям возможность понять, для чего они идут в школу, зачем им учиться, что даст им это ученье.
Игра «Я готовлюсь в школу».
Цель: формировать позитивную учебную мотивацию, корректировать негативное отношение к школе.
Инструкция: «Представьте себе, что я с другой планеты, чтобы вместе с вами идти в школу. Ваше задание как можно быстрее подготовить меня к школе. Я буду спрашивать вас о школьной жизни, а вы должны меня учить, отвечая правильно на вопросы.
Вопросы:
1.Чтоб пойти в школу, мне должно исполниться:
* 1-2 года;
*6-7.
2.Чтоб хорошо учится, я должен:
*очень хотеть учиться в школе;
*совсем не хотеть учиться в школе.
3.Для того, чтобы пойти в школу достаточно:
*иметь цветные карандаши, красивый портфель и ручку;
*уметь немного читать, писать, считать.
4.Чтоб быть отличником, необходимо:
*иметь красивые карандаши, тетради, ручку;
*быть старательным учеником (ученицей).
5.Домашние задания необходимо выполнять:
*быстро и как-нибудь;
*не торопясь, хорошо, аккуратно, проверяя ошибки.
6.На перемене необходимо:
*отдыхать;
*отвечать возле доски.
7.Если я получу двойку:
*необходимо плакать, кричать на учителя;
*смеяться и говорить, что мне безразлично;
*попросить пояснить, выучить эту тему, чтоб исправить на лучшую оценку.
8.Когда я буду отвечать возле доски, я должен:
*переживать и бояться;
*не переживать, внимательно послушать вопрос и ответить на него.
9.В школе необходимо учиться:
*потому, что все учатся;
*чтоб быть умным, опытным человеком.
10.Я хочу учиться в школе:
*потому, что в школе красивые парты, цветы;
*потому, что в школе узнают много нового, это поможет стать взрослым самостоятельным человеком.
Проективная развивающая методика «Я рисую школу».
Цель: коррекция страхов у детей перед обучением в школе.
Инструкция: «Сегодня мы с вами будем рисовать разные ситуации, события, которые могут происходить в школе. Пусть каждый из вас возьмет карандаш и нарисует то, что ему нравится или не нравится в школе». После того, как все нарисуют, дети должны поменяться местами и дорисовать что- то на рисунке соседа и т.д. после этого рисунки обсуждаются , объясняются элементы.
Оборудование: большой лист бумаги, цветные карандаши.
Игра «Складываем фигурки».
Цель: развивать зрительную память.
Инструкция: для этой игры необходимо иметь 30 – 40 палочек. Ведущий говорит: «Я покажу вам фигуру, сложенную из палочек». Через 1 – 2 секунды фигурки накрывают листом бумаги. За этот короткий промежуток вы должны сложить такую же самую фигурку. Если палочка пропущена или неправильно положена. Это считается ошибкой. Начинаем!»
Первая фигура- «домик», вторая – «звездочка», «снежинка» и «елочка».
Игра «Первоклассник».
Цель: закрепить знания детей о том, что необходимо для обучения в школе, воспитывать аккуратность, желание учиться, приучают к порядку.
Инструкция: на столе ведущего лежит портфель и несколько разных предметов: ручка, пенал, тетради, книги, ложка, тарелка, ножницы, щетка. После напоминания о том, что ребенок скоро пойдет в школу и будет самостоятельно складывать свои вещи предлагают посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее и аккуратней собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда ребенок сложит все вещи и закрывает портфель. Считать до 5.
Игра «Черное – белое не бери, да нет не говори».
Цель: воспитывать сосредоточенность и обогащать словарный запас.
Инструкция: играть можно в большой группе. Ведущий начинает вести с партнером беседу, так, чтобы ребенок называл запрещенные слова: черный, белый, да, нет, тот кто не правильно ответит, выбивает из игры на некоторое время. Отвечать необходимо быстро, все дети внимательно следят за выполнением правил. Беседа имеет приблизительно такой характер:
— Ходил ли ты когда-нибудь в зоопарк?
— Один раз.
— Видел ли ты там медведя?
-Видел.
-Он был белый или бурый?
— Полярный.
Игра «Нарисуй парусник».
Цель: развивать произвольность.
Инструкция: ребенку предлагают как можно точнее скопировать парусник, отдельные детали, которого сложены с элементов прописных букв и цифр. Взрослый говорит: «Перед тобой лежит лист бумаги. На этом листе нарисуй, пожалуйста, такой же самый рисунок, который ты видишь перед собой. Не торопись попытайся быть внимательным, чтоб рисунок был такой же, как и на образце. Если ты, что-то не так нарисуешь ластиком не вытирай, а нарисуй сверху или рядом правильно». При сравнении следует обратить внимание на:
— соотношение размеров деталей;
-присутствие всех элементов;
-правильность выполнения ( не перепутал ли ребенок верх и низ рисунка).
-количество деталей и способ выполнения (считает ли ребенок клетки или рисует «на глаз»).
Упражнение «Простые обобщения».
Цель: развивать интеллект ребенка.
Инструкция: «Я буду называть слова, а вы должны одним словом назвать их – т.е. обобщить».
Например:
Яблоки, груши, сливы — … (фрукты).
Капуста, картошка, морковь — … (овощи).
Куклы, мячи, машинки — … (игрушки).
Мама, папа, сестра, брат — … (родственники).
Стол, кресло, диван — …(мебель).
Платье, куртка, штаны — … (одежда).
Береза, тополь, дуб — … (деревья).
Василий, Николай, Андрей — … (муж. имена).
Тоня, Светлана, Наталья — … (жен. имена).
Игра «Волшебный квадрат».
Цель: развивать воображение, произвольность.
Инструкция: каждому ребенку дается шаблон квадрата, который он обводит на листе бумаги. Потом предлагается дорисовать фигуру так, чтоб вышли различные предметы, лучше, если они будут связанны со школой.
Упражнения на умения ребенка регулировать и контролировать свои эмоции и поведение.
Цель: саморегулирование и снятие психоэмоционального напряжения детей.
Инструкция: объяснить ребенку, что такое эмоции к чему они могут привести, если не уметь их контролировать. Ребенку говорят:
1).Если ты ощущаешь, что начал волноваться и тебе хочется кого- то ударить, существует очень простой способ доведения себе своей силы: обхватить ладонями локти и сильно прижать руки к груди. Это поза сдержанного человека, т.е. человек берет себя в руки.
2).Попробуй сильно, сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулаки, и стисни зубы. Ты мощное дерево, у тебя сильные корни, и не какой ветер тебя не сломает. Это поза уверенного в себе человека.
3).Если вы устанете в школе на уроке, то на перемене необходимо вставать, развести широко ноги, согнуть их не много в коленях, согнуть тело и медленно отпустить руки, выпрямить пальцы, наклонить голову к груди, не много открыть рот. Легонько покачаться то в одну, то в другую сторону, вперед, назад. Потом резко встряхнуть головой, руками, ногами, телом. Ты вытрусил всю свою усталость , но еще не много осталось, попробуй еще.
4).Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, но необходимо еще поработать , необходимо скинуть гору сплечь. Необходимо встать, широко развести ноги, поднять плечи вверх, отвести назад и резко отпустить. Сделайте это упражнение 5 – 6 раз. И усталость уйдет.
Источник