Мотивационная сфера ребенка 5 лет
Светлана Ишмуратова
Развитие мотивационной сферы детей 5–7 лет
1 слайд
Воспитание ребенка — это целое искусство. Недостаточно привить азы морали и поведения в обществе.
2 слайд
Содержание программы ДО должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности (п. 2.6 ФГОС ДО).
При соблюдении требований к условиям реализации программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования (п. 4.7 ФГОС ДО).
Система деятельности нашего детского сада представляет собой целенаправленный планируемый процесс. В данной системе присутствуют оптимальные соотношения взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, задач, содержания, средств, методов, форм и условий взаимодействия субъектов системы и предлагаемых результатов. Основное назначение данной системы состоит в том, чтобы способствовать достижению детьми уровня подготовки, соответствующего требованиям ФГОС ДО.
3 слайд
Одной из форм нашей работы является развитие мотивации как одного из важных моментов психологической подготовки детей к школе. Ребенок может иметь хорошее общее развитие и уметь управлять собою, но если у него не выработана соответствующая мотивация, дело пойдет трудно. Наша задача в том, чтобы вырастить достойную личность, приспособленную к самостоятельной жизни. Если у детей есть мотивация, то они развивают свои способности собственными усилиями.
4 слайд
Полагаясь на исследования многих авторов, которые занимались проблемой мотивации дошкольников, мы опираемся в своей работе на механизмы мотивирования — это способы, с помощью которых можно повысить мотивацию ребёнка к достижению цели в условиях группы и социума, такие как;
поощрять исследование окружающей среды;
прививать начальные способности к исследованию — это определение предметов, упорядочение, сортировка, сравнение;
хвалить ребёнка за совершённые достижения;
оказывать помощь в развитии и тренировке навыков;
воздерживаться от наказания и критики за ошибки и плохие результаты;
стимулировать языковое и символическое общение.
Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности. Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
5 слайд
Интересно, что наиболее сильными мотивами для дошкольника являются поощрение и получение награды. Для этого мы вовлекаем наших детей в конкурсное движение разного уровня, помогая совместно с родителями достичь определенных результатов.Наши дети участвовали в следующих конкурсах: международный детский конкурс «Мечтай! Исследуй! Размышляй», районные конкурсы «Я и мой супер дед», «Осенняя соната», «Живи танцем — 2018», «Знают все мои друзья, знаю ПДД и я» и другие.
6 слайд
В нашей работе мы применяем информационно-компьютерные технологии, что позволяет нам повысить качество обучения, активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом.
7 слайд
Сотрудничество с социумом помогает детям успешно подготовиться к школьному обучению, оптимизирует взаимодействие взрослого и дошкольника, способствует успешной социализации личности дошкольника.
Занятия по «Логоритмике» (организованные педагогом дополнительного образования «Крапивинского Дома детского творчества») приводят к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально – волевой сфере; улучшают фонематическое восприятие, артикуляционную моторику.
8 слайд
Работа над формированием положительной мотивации строится в тесном контакте педагога и родителей. Основной целью, этой работы является обеспечение единого воспитательно-образовательного пространства развития ребенка в семье и в детском саду, создание условий для формирования у дошкольников мотивационной готовности к школьному обучению. Мероприятия проводятся таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям детей и родителей.
9 слайд, 10 слайд
Использование различных методов и приемов, средств, форм, современных образовательных технологий позволило нам сформировать у детей основные компетентности и повысить результативность мотивации воспитательно-образовательного процесса.
Уважаемые коллеги, поздравляю вас с замечательным праздником, с которого начинается новый учебный год. Пусть для нас этот год будет удачным и приносит только положительные плоды. Желаю всем сил, терпения, стремления к новым вершинам, здоровья и успехов. С началом нового 2018 – 2019 учебного года!
Источник
Развитие мотивационной сферы ребёнка
Младший дошкольник большей частью действует, как и ребенок в раннем возрасте, под влиянием возникших в данный момент ситуативных чувств и желаний, и при этом не отдает себе ясно отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок
Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.
Наибольшее влияние на поведение детей оказывают прежде всего мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать как взрослые. Желание быть похожим на взрослого руководит ребенком в ролевой игре.
Подобное желание может быть использовано и как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнения того или иного требования в повседневном поведении. «Ты ведь большой, а большие одеваются сами»,— говорят ребенку, побуждая его к самостоятельности. «Большие не плачут»— сильный аргумент, заставляющий ребенка сдерживать слезы .
Другая важная группа мотивов, постоянно проявляющихся в поведении детей,— мотивы игровые, связанные с интересом к самому процессу игры. Любое дело ребенок может превратить в игру.
Большое значение в поведении ребенка-дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения.
По мере развития контактов со сверстниками для ребенка становится все более важным их отношение к нему. Когда ребенок трехлетнего возраста приходит, впервые в детский сад, он может в течение первых месяцев как бы не замечать других детей, он действует так, как будто их вовсе нет. Он может, например, потащить стульчик из-под другого ребенка, если сам хочет сесть. Но в дальнейшем положение изменяется. Завоевание положительной оценки сверстников и их симпатии становится одним из действенных мотивов поведения. Особенно стараются дети завоевать симпатию тех сверстников, которые им нравятся и которые пользуются популярностью в группе .
В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия, самоутверждения. Ребенок начинает претендовать на то, чтобы и его уважали и слушались другие, обращали на него внимание, исполняли его желания.
Одно из проявлений стремления к самоутверждению — притязания детей на исполнение главных ролей в играх. Показательно, что дети, как правило, очень не любят брать на себя роли детей. Всегда гораздо привлекательнее роль взрослого, облеченного уважением и авторитетом.
У детей трех — пяти лет самоутверждение обнаруживается и в том, что они приписывают себе все известные им положительные качества, не заботясь о соответствии их действительности, преувеличивают свою силу, смелость и т. п. На вопрос, сильный ли он, ребенок отвечает, что, конечно, он сильный, ведь может поднять даже слона.
Стремление к самоутверждению при известных условиях может приводить к отрицательным проявлениям в форме капризов и упрямства.
Каприз — средство обратить на себя общее внимание, «взять верх> над взрослыми.
В период дошкольного детства происходит формирование новых видов мотивов, связанных с усложнением деятельности детей. К ним относятся познавательные и соревновательные мотивы. Уже в три-четыре года ребенок может буквально засыпать окружающих вопросами: «Что это?», «А как?», «Зачем?» и т. п. Позднее преобладающим становится вопрос «Почему?». Хорошо известно, как любят дети «потрошить» игрушки, стараясь узнать, что у них внутри.
Большая часть вопросов, которые задают младшие и средние дошкольники, преследует цель привлечь внимание взрослого, вызвать его на общение, поделиться с ним возникшим переживанием. Дети часто не ждут и не дослушивают ответов на свои вопросы, перебивают взрослого и перескакивают к новым вопросам. Только постепенно под влиянием взрослых стремиться к тому, чтобы узнать что-то новое.
Ребенок трех-четырех лет не сравнивает своих достижений с достижениями сверстников. Так, младшие дошкольники, которым мы предложили играть в дидактическую игру, и объяснили, что победитель получит в награду звездочку, предпочитали все действия выполнять сообща, а не по очереди (как требовали условия игры) и не могли удержаться от подсказки сверстнику. Что же касается звездочки, то каждый ребенок требовал ее независимо от результатов, которого он достиг.
Среди нравственных мотивов поведения все большее место начинают занимать общественные мотивы — желание сделать что-то для других людей, принести им пользу. под руководством воспитателя изготовить салфеточку в подарок маме.
Главным личностным приобретением (новообразованием) в дошкольном возрасте становится соподчинение мотивов. (до 3 лет все желания ребенка одинаково сильны).
Наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды.
Более слабый мотив — наказание и, в первую очередь, исключение из игры.
Еще более слабый мотив — собственное обещание ребенка.
Самый слабый мотив — прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленных другими дополнительными мотивами.
Таким образом, требовать от детей обещания не только бесполезно, но и вредно.
В дошкольном возрасте ребенок учится сдерживать себя.
Вначале сдерживанию непосредственных побуждений ребенка способствует присутствие взрослого или других детей (т.е. раньше ребенку нужно, что бы кто-то был рядом, контролировал его поведение). Затем он начинает сдерживаться при воображаемом контроле (теперь образ другого человека помогает ему регулировать свое поведение).
На фоне положительной общей оценки у малыша формируется конкретная самооценка, когда взрослый оценивает конкретные действия малыша. Она не всегда бывает положительной, ведь не все, что делает ребенок, хорошо.
При правильном воспитании у ребенка раннего возраста существует два вида самооценки:
— абсолютная, при которой он, не смотря ни на что, чувствует и знает, что его любят,
— конкретная, которая зависит от ситуации и может быть как положительной, так и отрицательной. Но все же абсолютное отношение к себе доминирует (чей рисунок лучший – мой!) Вот здесь и кроется причина многих негативных явлений раннего возраста и, по сути, причина кризиса трех лет.
Только к 7 годам самооценка у большинства детей становится более адекватной.
Таким образом, дошкольный возраст — это период первоначального становления личности.
Источник
В 2005-2006 гг. нами было проведено исследование мотивационной сферы
современных дошкольников 5 – 7 лет.
С помощью метода эксперимента изучалось соотношение игрового, широкого
познавательного и познавательно-учебного мотивов в мотивационной сфере детей 5,
6 и 7 лет с целью проследить развитие мотивационной сферы от
5 к 7 годам.
Также исследовалось, насколько сформирована у современных дошкольников 6 и 7
лет внутренняя позиция школьника.
Вслед за Л.И. Божович под мотивом мы понимаем все, что побуждает
человека к действию. Поэтому в качестве мотива рассматривается не только
предмет удовлетворения потребности (как у А.Н. Леонтьева), но и потребности,
интересы, желания и т.д.. Широкий познавательный мотив здесь понимается
как интерес к фактам, событиям и явлениям окружающего мира.
Познавательно-учебный мотив – стремление к приобретению конкретных знаний,
умений, навыков.
Внутренняя позиция школьника, согласно Л.И.Божович (1968), это новое
отношение ребенка к среде, возникающее к концу старшего дошкольного
возраста (6 – 7 лет) и проявляющееся в стремлении занять новое, более
взрослое положение в жизни – положение школьника и осуществлять связанную с
этим серьезную социально значимую деятельность – учение.
Испытуемые:
В исследовании приняло участие 300 дошкольников:
- пятилетние дети (в возрасте от 5 лет 0 мес. до 5 лет 5 мес.) – 100
человек
(47 мальчиков, 53 девочки); - шестилетние дети (в возрасте от 5 лет 11мес. до 6 лет 4 мес.) – 100
человек
(47 мальчиков, 53 девочки); - семилетние дети (в возрасте от 6 лет 11мес. до 7 лет 4 мес.) – 100
человек
(52 мальчика, 48 девочек).
Исследование проводилось на базе 16 детских садов г. Москвы в марте –
мае 2005 и 2006 г.
Методики исследования:
- «Игрушки-книжки-цифры» (Н.И. Гуткина, 2006). Данная методика позволяет
экспериментально выявить в мотивационной сфере детей 5 – 7 лет иерархию
игрового широкого познавательного и познавательно-учебного мотивов. В
процессе исследования каждый ребенок последовательно делает выбор из
предлагаемых ему занятий: игра со стандартным набором игрушек, занятия
чисто познавательного характера: дослушивание сказки до конца, слушание
познавательного рассказа «из книжки о планетах» (Астрономия в картинках), и
занятие познавательно-учебного характера в ситуации, задаваемой
экспериментатором как учебная – изучение неизвестных
римских цифр (в случае если ребенок не знает каких-либо арабских цифр – то
неизвестных ему арабских цифр). Определение иерархического соотношения всех
трех изучаемых мотивов (игрового, широкого познавательного и
познавательно-учебного) проводилось путем анализа последовательности
выборов детьми различных занятий в рамках последовательного конфликтного
столкновения исследуемых мотивов, в результате чего можно было определить,
какое занятие является самым привлекательным для ребенка, какое – вторым по
привлекательности, а какое – практически не вызывает интереса. - «Внутренняя позиция школьника» (Н.И. Гуткина, 2002, 2004) –
экспериментальная беседа, состоящая из 12 вопросов (среди которых есть
как прямые, так и косвенные), позволяющая определить, насколько сформирована у
ребенка внутренняя позиция школьника.
Для статистической обработки данных использовался непараметрический
критерий – t-критерий Стъюдента для процентов (Н.А. Плохинский, 1970;
С.Гланц, 1999).
Результаты исследования:
1. Экспериментальное исследование соотношения игрового, широкого
познавательного и познавательно-учебного мотивов показало, что каждая из
исследуемых в работе возрастных групп (5, 6 и 7 лет) имеет отличную от других
картину строения мотивационной сферы. Возрастные группы различаются как по
выраженности изучаемых мотивов, так и по наиболее характерным для детей каждого
возраста иерархическим структурам мотивационной сферы.
С помощью качественного анализа были выделены 5 вариантов полной
иерархической структуры [1] мотивационной
сферы детей 5-7 лет.
В I варианте игровой
мотив доминирует и над широким познавательным, и над
познавательно-учебным мотивами, которые, фактически, не проявляются. В
эксперименте такое соотношение мотивов проявлялось следующим образом. Ребенок
всем занятиям познавательного характера (и дослушиванию сказки, и
слушанию чтения рассказа о планетах, и изучению цифр) предпочитал игру с
набором игрушек. Важно отметить, что методика исследования составлена таким
образом, что актуализируется достаточно слабый игровой мотив. С используемым в
методике «Игрушки-книжки-цифры» набором игрушек нельзя развернуть интересную
игру. Наблюдения за детьми показывают, что игра с этими игрушками, как
правило, представляет собой предметную игру; например, катание машинки,
«кормление» собачки из тарелочки, катание собачки на машинке, построение
«башни» из тарелочки, кубика и табуретки и т.п. Вместе с тем, из трудов
Д.Б. Эльконина известно, что детей в возрасте 5-7 лет интересуют игры более
высокого уровня: сюжетно-ролевые и с правилами. И если в ситуации нашего
эксперимента ребенок выбирает игрушки, а не познавательную деятельность
(то есть игровой мотив является доминирующим), то это фактически указывает не
на силу игрового мотива, а на очень слабое развитие познавательных
мотивов, возможно даже их отсутствие – в ситуации эксперимента они вообще не
проявились. В этом случае определение, какой мотив находится на втором, а какой
на третьем месте в иерархии, не проводилось.
Во II варианте на вершине мотивационной
иерархии находится широкий познавательный мотив, на втором месте
в иерархии – игровой мотив, на последнем – познавательно-учебный мотив,
который фактически не проявляется. В эксперименте такое соотношение мотивов
проявлялось следующим образом. Выбор ребенка показывал, что самое
предпочитаемое, самое интересное для него занятие из предлагаемых — слушать
чтение книжки (либо сказку, либо познавательный рассказ, либо и то, и другое);
второе по степени привлекательности занятие – игра с набором игрушек, а
изучение цифр не вызывает интереса. Ребенок предпочитает малоинтересную игру
изучению цифр. Значит, слушание чтения книжек уже вызывает у ребенка интерес, а
изучение цифр – еще нет. Такой вариант соотношения мотивов указывает на
то, что широкий познавательный мотив уже проявляется, а познавательно-учебный
еще не выражен.
В III варианте на вершине мотивационной
иерархии находится широкий познавательный мотив, на втором месте
в иерархии – познавательно-учебный мотив, на последнем – игровой
мотив (либо игровой мотив в ситуации эксперимента вообще не проявлялся).
В ситуации эксперимента такое соотношение мотивов проявлялось следующим
образом. Выбор ребенка показывал, что самым предпочитаемым, интересным для него
было познавательное занятие: слушать чтение книжки (либо сказку, либо
познавательный рассказ, либо и то, и другое), вторым по степени
привлекательности – изучение цифр, и третьим – игра с игрушками, если ребенок в
ситуации эксперимента хотя бы один раз выбирал игрушки. У таких детей уже и
широкий познавательный, и познавательно-учебный мотивы проявляются и доминируют
над игровым мотивом, но познавательно-учебный мотив уступает по месту в
иерархии широкому познавательному мотиву.
В IV варианте на вершине мотивационной
иерархии находится познавательно-учебный мотив, на втором месте в
иерархии – широкий познавательный мотив, на последнем – игровой
мотив (либо игровой мотив в ситуации эксперимента вообще не проявлялся).
В ситуации эксперимента такое соотношение мотивов проявлялось следующим
образом. Ребенок всем остальным занятиям предпочел изучение римских цифр,
вторым по степени привлекательности для него оказалось слушать чтение книжки
(хотя бы в одном из вариантов – сказка или рассказ), третьим – игра, если
ребенок в ситуации эксперимента хотя бы один раз выбирал игрушки. У таких
детей, как и в III варианте оба познавательных мотива доминируют над
игровым мотивом, но здесь уже познавательно-учебный мотив обходит в иерархии
широкий познавательный мотив.
В V варианте на вершине
мотивационной иерархии находится познавательно-учебный мотив, на
втором месте в иерархии – игровой мотив, на последнем – широкий
познавательный мотив, который фактически не проявляется. В ситуации
эксперимента такое соотношение мотивов проявлялось следующим образом: ребенок
всем остальным занятиям предпочел изучение римских цифр, но при этом предпочел
игрушки слушанию книг (ни сказка, ни рассказ его не заинтересовали).
Выраженность. Количественная выраженность, или
представленность каждого мотива фиксировалась по частоте случаев
проявления того или иного мотива в каждом возрасте, фактически речь идет
о показателе «суммарная частота проявления мотива».
По выборке детей 5-летнего возраста были получены следующие
результаты:
I вариант иерархии мотивов был определен у 40% детей 5-летнего возраста, II
вариант – у 24% детей, III вариант – у 17% детей, IV вариант – у 13%
детей, V вариант – у 6% детей.
Наиболее часто в пятилетнем возрасте встречается I вариант
иерархии мотивов, когда на первом месте (в доминирующей позиции) находится
игровой мотив (причем, слабый игровой мотив), а познавательные мотивы (широкий
познавательный и познавательно-учебный) вообще не проявляются (40%). Данный
вариант иерархии
в 5-летнем возрасте встречается существенно чаще чем, в 6 и 7 лет. Различия и с
6-летними, и с 7-летними детьми статистически достоверны на очень высоком
уровне значимости (0,1%). Этот вариант иерархии исследуемых мотивов чаще
всего встречается у пятилеток (как в сравнении с другими возрастами, так и
внутри возраста), поэтому его можно рассматривать как наиболее характерный для
детей пятилетнего возраста.
Выраженность мотивов. В 5-летнем возрасте (независимо от места
проявления мотива) игровой мотив встречается в 76% случаев, широкий
познавательный – в 54% случаев, а познавательно-учебный – в 36% случаев.
По выборке детей 6-летнего возраста были получены следующие
результаты:
I вариант иерархии мотивов был определен у 17% детей 6-летнего возраста, II
вариант – у 6% детей, III вариант – у 39% детей, IV вариант – у 32%
детей, V вариант – у 6% детей.
Наиболее часто в шестилетнем возрасте встречается III вариант
иерархии мотивов, когда на первом месте (в доминирующей позиции) находится
широкий познавательный мотив, на втором месте – познавательно-учебный, а
игровой мотив (слабый) – на третьем месте, либо вообще не
проявляется (39%). Данный вариант иерархии мотивов в 6-летнем
возрасте встречается существенно чаще, чем в 5-летнем и 7-летнем. Различия с
5-летними детьми статистически достоверны на 0,1 % уровне значимости, с
7-летними детьми – на 5% уровне значимости. Этот вариант иерархии
исследуемых мотивов чаще всего встречается у шестилеток (как в сравнении с
другими возрастами, так и внутри возраста), поэтому его можно рассматривать как
наиболее характерный для детей шестилетнего возраста.
Выраженность. В шестилетнем возрасте (независимо от
места проявления мотива) игровой мотив встречается в 44% случаев, широкий
познавательный – в 77% случаев и познавательно-учебный – в 77% случаев.
По выборке детей 7-летнего возраста были получены следующие
результаты:
I вариант иерархии мотивов был определен у 11% детей 7-летнего возраста, II
вариант – у 6% детей, III вариант – у 26% детей, IV вариант – у 51%
детей, V вариант – у 6% детей.
Наиболее часто в семилетнем возрасте встречается IV вариант
иерархии мотивов, когда на первом месте (в доминирующей позиции) находится
познавательно-учебный мотив, на втором месте – широкий познавательный, а
игровой мотив (слабый) – на третьем месте, либо вообще не проявляется (51%).
Данный вариант иерархии мотивов в 7-летнем возрасте встречается статистически
достоверно чаще, чем в 5 и 6 лет. Различия с 5-летними детьми статистически
достоверны на 0,1 % уровне значимости, с 6-летними детьми – на 1% уровне
значимости. Этот вариант иерархии исследуемых мотивов чаще всего встречается
у семилеток (как в сравнении с другими возрастами, так и внутри возраста),
поэтому его можно рассматривать как наиболее характерный для детей семилетнего
возраста.
Выраженность. В семилетнем возрасте (независимо от места проявления
мотива) игровой мотив встречается в 43% случаев, широкий познавательный – в 83%
случаев и познавательно-учебный – в 83% случаев.
Статистическая обработка результатов показывает, что 5-летние дети
статистически значимо отличаются от 6-летних и 7-летних по выраженности
(суммарной частоте проявления) изучаемых мотивов. Выраженность игрового мотива
в 5-летнем возрасте существенно больше, чем в 6 и 7 лет, а широкого
познавательного и познавательно-учебного – существенно меньше, чем в 6 и 7
лет.
Дети пяти, шести и семи лет имеют в каждом возрасте отличную от других
возрастов наиболее характерную для конкретного возраста иерархию трех
изучаемых мотивов.
Для 5-летнего возраста – это доминирование игрового мотива над познавательными
(широким познавательным и познавательно-учебным), причем иерархия последних
между собой практически не проявляется в силу их слабого развития. Для
6-летнего возраста – это доминирование широкого познавательного мотива над
познавательно-учебным и игровым, причем познавательно-учебный мотив доминирует
над слабым игровым мотивом. Для
7-летнего возраста – это доминирование познавательно-учебного мотива над
широким познавательным и игровым, причем широкий познавательный мотив
доминирует над слабым игровым мотивом.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что 5-летние дети, по
сравнению с детьми 6 и 7 лет, в большей степени направлены на игровую
деятельность, и в меньшей степени – на познание нового и обучение как
самостоятельные виды деятельности. В связи с этим, мы считаем, что 5-летние и
6-летние дети, объединенные
в современной педагогической практике внутри дошкольного возраста в единую
возрастную подгруппу – старший дошкольный возраст, по своим психологическим
особенностям относятся к разным возрастным подгруппам: 5-летние – к среднему
дошкольному, а 6-летние – к старшему дошкольному возрасту, как это было в
педагогической практике в середине прошлого века.
Наиболее характерная иерархия мотивов в мотивационной сфере детей 7-летнего
возраста отличается от иерархии мотивов в мотивационной сфере детей 5-летнего
и
6-летнего возраста преобладающим доминированием познавательно-учебного мотива
над широким познавательным и игровым мотивом (51%). 7-летние дети отличаются от
5-летних и 6-летних детей своей направленностью на получение конкретных знаний,
умений и навыков. В связи с этим начало школьного обучения целесообразно
начинать не ранее семи лет.
2. Исследование внутренней позиции школьника показало низкий
уровень ее развития у современных дошкольников. Внутренняя позиция школьника
полностью сформирована только у 7% 6-летних детей и 15% 7-летних детей. У
72% детей 6 лет и 62% детей 7 лет она вообще отсутствует, а у 21%
детей 6 лет и 23% детей 7 лет – находится в стадии формирования.
Поскольку у современных детей к концу дошкольного возраста практически не
формируется внутренняя позиция школьника, то встает вопрос о том, что по
сравнению с серединой прошлого века (исследования школы Л.И. Божович) у
современных детей личностное развитие в дошкольном возрасте идет несколько
иначе.
[1] О полной иерархической структуре мотивационной
сферы можно говорить условно, поскольку исследовались только три основных
мотива поведения и деятельности детей 5 – 7 лет.
Источник