Морфологические признаки развития ребенка
Морфологические особенности развития детей среднего школьного возраста
Автор: Зиновьева Ольга Николаевна
Организация: МБОУ СОШ №77
Населенный пункт: Иркутская область, г. Иркутск
Для правильного планирования и осуществления учебно-тренировочного процесса важно учитывать возрастные особенности формирования растущего организма. Детский организм находится в стадии формирования, поэтому неправильное использование тренировочных нагрузок может привести к неблагоприятным последствиям для организма спортсмена.
Физическое развитие — закономерный процесс изменения морфологических и функциональных особенностей организма, тесно связанный с возрастом и полом человека, состоянием его здоровья, наследственными факторами, условиями жизни и специфическим влиянием занятий определенным видом спорта.
Регулярное исследование физического развития юных спортсменов оказывает помощь в решении практических вопросов планирования тренировочного процесса, этапного отбора, углубленной специализации и прогнозирования роста спортивных результатов [1].
Среди морфологических параметров, определяющих физическое развитие, основными являются: продольные размеры тела (длина тела, длина верхних и нижних конечностей), масса тела (активная, тощая, пассивная и жировая), широтные переднезадний диаметр, ширина плеч, тазовый диаметр), а также интегральные показатели развития размеров тела ( поверхность тела, пропорции тела).
Длина тела одна из определяющих характеристик индивидуальной техники движения, является основным показателем не только активности ростового процесса, но и определенного уровня зрелости. Длина тела — сложный показатель, состоящий из варьирующих простых показателей — длина отдельных элементов тела. Минимальный прирост длины тела у мальчиков 3-5 лет, ускоренный прирост тела 11-14 лет (более 7 см), затем за год значительно замедляется, а после 16 лет наблюдается средний прирост.
Интенсивность роста длины конечности у мальчиков подчинена то же закономерности, что и прирост тела. В пределах одной конечности наблюдается чередование в приросте проксимальных и дистальных звеньев. Выделены периоды синхронности прироста длины плеча с 3 до 7 лет, и очень активный прирост с 12 до 13 лет.[2]
Выявлены два ростовых скачка, свойственных проксимальным и дистальным звеньям. Эти ростовые скачки совпадают по величине прироста, но не совпадают по времени.
Сравнение роста проксимальных звеньев верхней и нижней конечности показало, что с 3 до 7 лет более интенсивно растет верхняя конечность, а с 11 до 15 лет — нижняя. До 10 лет у мальчиков интенсивность прироста происходит более равномерно, затем наблюдается заметный интенсивный прирост к 17 годам, затем снижается и с возрастом происходит более равномерно.
Первоначально отмечается прирост обхватных размеров конечностей (учитывался отдельно рост мышечной и жировой масс) — прирастает мышечная масса, а затем увеличивается жировая и костная масса. Этот феномен описан в литературе. Имеются указания, что рост мышечной массы приводит к увеличению сосудистой сети. Не в этом ли причина увеличения интенсивности роста костной массы вслед за увеличением мышечной.
В темпах увеличения роста и веса тела у мальчиков и девочек школьного возраста имеют существенные различия, которые нужно учитывать в процессе спортивного отбора. До 10 лет существенных различий в темпах изменения роста и веса между девочками и мальчиками не наблюдается. С 10 лет длина тела у девочек резко увеличивается, а с 11 лет они заметно обгоняют мальчиков и в весе тела. Резкое увеличение длины тела у мальчиков начинается с 12 лет, а веса – с 13 лет. К 15 годам мальчики становятся выше девочек, имеют большой объем и размах грудной клетки, выраженные преимущества в развитии мышечной силы и быстроте движений .[3]
В подростковом и младшем юношеском возрасте отмечаются высокие темпы роста в длину, увеличиваются вес тела и мышечная масса. С 13 до 14 лет наблюдается интенсивный рост тела, — его длина увеличивается на 9-10 см, а с 14 до 15 лет –на 7-8 см. Темпы роста длины тела резко снижаются к 16-17 годам. От 15 до 16 лет длина тела увеличивается на 5-6 см в год, а от 16 до 17 лет – только на 2-3 см.
В старшем школьном возрасте пропорции тела приближаются к показателям взрослых. К 16 годам прекращается рост у девушек. Рост тела в длину у юношей в основном заканчивается к 18 годам. В ходе спортивного отбора необходимо учитывать особенности формирования скелета, развития мышечной системы.
Отмечается, что резкие точки во время приземления в прыжках с большой высоты, неравномерная нагрузка на левую и правую ноги могут вызвать смещение костей тела. Развитие силы мышц-сгибателей вследствие их постоянного тонического напряжения, вызванного действием сил тяжести конечностей, опережает развитие мышц-разгибателей. Необходимо подбирать упражнения, специально направленные на укрепление мышц –разгибателей.
С возрастом изменяется абсолютная величина мышечной массы, ее относительный вес, а также морфологическая структура мышц. К 7-8 годам удельный вес мышечной массы увеличивается до 28 %. У детей младшего школьного возраста наблюдается интенсивное развитие мелких мышц кисти. Этому способствуют и новые формы движений. Поднятие чрезмерных тяжестей неправильная поза при выполнении различных действий могут привести к нежелательному увеличению грудного и поясничного изгибов.
Окостенение скелета у детей происходит неравномерно. Кости таза интенсивно развиваются у девочек с 8 до 10 лет. С 10 до 12 лет формирование их у мальчиков и девочек идёт неравномерно. К началу полового созревания темпы развития тазового пояса у девочек увеличиваются. Сращение трёх частей безымянной кости начинается в возрасте 5-6 лет и заканчивается только к 20-21 году (Ставицкая А.Б., 1995).
Важное значение для правильной научной трактовки вопросов, связанных с опорно-двигательным аппаратом детей и подростков, является изучение данных о развитии двигательной функции детей школьного возраста. По данным многочисленных исследований, в развитии силы отдельных мышечных групп имеют место как возрастные, так и половые различия. Общая масса скелетных мышц в 8-летнем возрасте составляет 27,2%, а в 12-летнем -29, 4% от веса тела. Становая сила у мальчиков с 7 до 12 лет увеличивается на 11%, у девочек –на 36%.[4]
В подростковом и младшем юношеском возрасте отмечаются высокие темпы роста, увеличение веса тела и показателей мышечной силы. В подростковом и младшем юношеском возрасте наблюдаются высокие темпы прироста мышечной массы. Отношение веса мышц к весу тела в 12 –летнем возрасте составляет 29, 4%. К 15 годам вес мышц увеличивается до 32, 6%, к 18-до 44,2% по отношению к весу тела. С увеличением мышечной массы растет и мышечная сила. Становая сила в 12-летнем возрасте у мальчиков составляет в среднем 52, в 15-летнем – 92, в 18 – летнем -125 кг.
С подросткового возраста между мальчиками и девочками отмечаются существенные различия в показателях мышечной силы.
Девочки во всех возрастных группах уступают мальчиками в показателях силы сгибателей кисти. Особенно резким это различие бывает в 14-15-летнем возрасте. Оно продолжает расти в 16-летнем, достигая максимума к 17 годам.
В то же время абсолютные цифры годового прироста не могут достаточно точно характеризовать темпы роста организма ребенка, так как они зависят от исходных размеров тела, имеющих значительные индивидуальные колебания. Поэтому целесообразнее пользоваться относительным показателем годового прироста, выраженным в процентах, по отдельным годам жизни ребенка. [5]
У мальчиков от 7 до 11-12 лет средний относительный годовой прирост длины тела колеблется в пределах 10-11%, массы тела –от 8 до 11% и окружности грудной клетки – от 10 до 10,5 %. У девочек этого же возраста прирост длины тела колеблется от 12 до 15%, массы тела – от 7,6 до 17,3%, а окружности грудной клетки – от 9 до 14%. Таким образом, анализ относительной скорости роста трёх размеров тела у детей от 7 до 11-12 лет выявляет, что у девочек темп прироста несколько выше, чем у мальчиков. Мышечная масса у взрослого субъекта составляет 32-54% веса тела, у новорожденных – 20-22%, у стариков – 25-30%. На соматическую мышечную ткань приходится 93-95% — это поперечно-полосатая мышечная ткань, 2-3% приходится на висцеральную — гладкую мышечную ткань, 0,42 % составляет сердечная мышца. Распределение мышечной массы по частям: плечевой пояс – 28%, туловище – 18-20%, нижние конечности – 50%. Все мышечные волокна по своему структурному обеспечению делятся на три типа:
1. Тип I красные, медленные, окислительные, мало утомляемые;
2. Тип II А – промежуточные, быстрые, окислительно -гликолитические;
3. Тип II В – белые, очень быстрые, с большой силой сокращения, гликолитические, быстро утомляемые.
У человека все мышцы смешанные. Волокна двигательных единиц медленных, промежуточных, быстрых рассеяны по всей мышце равномерно. Структура таких волокон, функциональных свойств, а также их процентное соотношение формируется в эмбриональном периоде развития и не может меняться в онтогенезе.
Исследования В.В. Язвикова (1985-1988) показали, что в мышцах у 45 % людей содержание волокон типа I было около 50 %, а на долю типа II А и II В приходились остальные 50%. В мышцах примерно 8% лбдей содержание волокон типа I не превышало 20 %. У выдающихся марафонцев их было 80-90%, у конькобежцев-спринтеров -2-9%. Следовательно, врожденный состав мышц оказывает существенное (может быть определяющее) влияние на перспективность человека в том или ином виде спорта. [6]
Литература:
- Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. -274 с.
Верхошанский Ю.В.Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки / / Теория и практика физической культуры, 1998, № 7, с.41-54
2. Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена. – Киев.: Здоровь , я, 1984. -144 с
3. Головина Л.Л., Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Физиологические эффекты тренировки выносливости у детей младшего школьного возраста / / Теория и практика физической культуры, 1998, № 7, с.13-15
4. Гужаловский А.А. Физическое воспитание школьников в критические периоды развития / / Теория и практика физической культуры, 1977, № 7, с.12-14
5. Харитонова Л.Г. Комплексные исследования процессов адаптации организма детей и подростков к физическим нагрузкам / / Теория и практика физической культуры, 1996, № 12, с.18-22
6. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. СПб. – СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. -324 с.
Опубликовано: 16.04.2018
Источник
Программа исследования физического развития детей и подростков (3-17 лет) включает исследование минимум 3-х признаков (приказ Минздрава РФ № 621 «О комплексной оценке здоровья детей» (2003):
- морфологические признаки – длина тела (рост), масса тела (вес) и окружность грудной клетки (в покое);
- функциональные признаки: жизненная емкость легких (спирометрия), мышечная сила кисти руки (динамометрия) и экскурсия грудной клетки;
- уровень биологического развития – степень развития зубной системы и стадия полового созревания.
К проведению конкретных обследований допускаются медработники, владеющие методикой антропометрических измерений. Необходимы следующие инструменты: антропометр, весы, часы, сантиметровая лента, динамометр, спирометр, калькулятор. В таблице №1 приведены методы определения морфологического и функционального состояния развития детей и подростков, а также методы их оценки. Рассмотрим их.
Морфологические признаки:
Рост отражает генетику от родителей, а также ход пластических (строительных) процессов в организме.
Вес говорит о развитии костно-мышечного аппарата, внутренних органов и подкожно-жировой клетчатки. В отличие от роста вес более подвижен и указывает на заболевания, нарушения питания, изменения распорядка дня (человек больше лежит и толстеет и т.д.).
Размер грудной клетки указывает на степень ее развития, а также грудных и спинных мышц, отражает качество функционирования органов грудной полости — легких и сердца.
Функциональные признаки:
Спирометрия определяет объем вдыхаемого воздуха, указывает на степень развития легких и их участия в дыхательном процессе.
Время задержки дыхания указывает на степень оксигенации организма — кислородную достаточность или задолженность в организме. Она отражает достаточность занятий человека физическими и спортивными упражнениями на свежем воздухе. Чем короче это время, тем выраженнее ацидоз в организме, тем сильнее компенсаторная нагрузка на сердце и легкие. Может служить прогностическим признаком для оценки здоровья.
Экскурсия легких – это измерение разницы параметров грудной клетки при вдохе и выдохе, Указывает на степень развития грудной клетки и легких в ней.
Динамометрия – определяет максимальную мышечную силу левой и правой руки, Указывает на степень развития мышц всего тела и уровень их тренированности, что является прогностическим признаком для оценки здоровья (см. табл.№3 лекции №17).
Частота сердечных сокращений и дыхания тесно связаны с тренированностью организма, развитием мышц и легких, а главное, с регулярностью физических и спортивных упражнений, обеспечивающих оксигенацию организма.
Достоверная оценка отмеченных показателей физического развития осуществляется на основании расчетных оценочных показателей и по шкале регрессий.
В таблице №1 приведены данные основных оценочных показателей для мужчин и женщин 18-25 лет, которые можно использовать при проведении практических занятий для студентов медицинских училищ для освоения навыков по проведению обследований физического развития этих контингентов. Рассмотрим значения отдельных показателей.
Группа показателей – упитанности (весо-ростовой показатель), пищевого статуса (см. лекцию №12) и крепости телосложения указывают на уровень питания организма, соотношения мышц и жировых отложений
Показатель пропорциональности развития указывает на соотношение полового созревания организма в подростковом периоде в его связи с пропорциональными размерами тела: при равномерном развитии размер нижних конечностей составляет около 90% от верхней части туловища; при ускоренном половом развитии размеры нижних конечностей уменьшаются, а при задержке – наоборот, рост нижних конечностей продолжается по завершении подросткового периода.
Узкогрудость можно определить по индексу развития грудной клетки.
Степень участия легких в дыхании характеризует жизненный индекс.
Показатель динамометрии рассчитывается с учетом массы тела, что является более точным показателем развития мышц всего тела, чем прямая динамометрия.
Оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и легких можно на основании разницы в частоте сердечных сокращений и дыхания до и после 10 приседаний. При достаточной тренированности отличия будут незначительными и в течение непродолжительного времени.
С учетом совокупности полученных данных составляется заключение о состоянии развития морфологических и функциональных показателей организма, определяется группа здоровья и разрабатывается Индивидуальная программа по формированию здорового образа жизни студента в соответствии со всеми компонентами ЗОЖ
При массовых исследованиях используются два показателя — вес и рост, оцениваемые по таблице усредненных данных — шкале регрессий. Показатели накладываются на таблицу и по ней определяются 4 группы физического развития в соответствии с возрастом и полом: 1) нормальная – вес соответствует длине; 2) развитие с избытком массы – вес больше роста; 3) развитие с дефицитом массы – вес меньше роста и 4) задержка (нанизм) или ускоренное (акселерация) созревание организма.
По результатам исследований дети с недостатком веса, ослабленные, с хроническими заболеваниями наблюдаются педиатром, а с избытком веса и низким ростом – эндокринологом. Комплексная оценка развития детей и подростков учитывается при определении групп здоровья.
- Акселерация и децелерация и их гигиенические проблемы.
Акселерация(греч., ускорение) – это ускоренное развитие роста, массы и полового созревания детей и подростков по отношению к сверстникам предыдущей эпохи. Отмечается с 30-х годов, но особенно с 50-60-х годов ХХ века, охватив весь земной шар. С 80-90-х годов темпы роста акселерации приостановились и параметры ее стабилизировались. Теперь об акселерации говорят лишь по отношению к отдельным лицам в сравнении с окружающими.
Основные признаки акселерации:
- в каждой возрастной группе масса и длина тела детей, подростков и юношей становится больше, чем в предыдущие годы;
- половое созревание их происходит в более раннем возрасте: у девочек — первая менструации в Москве начинается в 13 лет (ранее — с 15 лет); у мальчиков – поллюции, оволосение подмышками и мутация голоса на 3-9 мес. раньше;
- раньше наступает созревание (в т.ч. окостенение, что важно для акушерок) организма соответствующее взрослому организму;
- население имеет более крупное телосложение, чем ранее: 17- летние соответствуют 25-летним в 20-30-е годы ХХ века.
К сведению.Более детальные признаки акселерации:
- акселерация отразилась на внутриутробном развитии детей: за 40 лет тело новорожденных увеличилось на 1 см;
- удвоение веса грудных детей наступает не к 6 мес., а на 1 мес раньше;
- молочные зуба сменяются постоянными на 1 год раньше;
- за 80 лет 15-летние ребята стали выше на 20 см и весом больше на 16 кг своих сверстников;
- на 2 года раньше наступает окостенение – и поэтому рост тела в длину прекращается в более раннем возрасте: у девушек в 16 лет, у юношей – в 18 лет (ранее соответственно в 18 и 20 лет);
- 8-летний ребенок по уровню своего интеллектуального развития соответствует 9-летнему, а 15-летний – 17-летнему;
- к моменту полового созревания у девушек снижается способность к деторождению: из-за позднего наступления овуляции при наличии менструаций зачатие осуществляется поздно (к 30-40 годам); ребенок имеет склонность к акселерации – рождается «тучный» плод; поздно наступает климакс (в 55 лет и позже), что у 40% обуславливает склонность к раку матки.
НО:
- отмечается социальный инфантилизм: в социальном плане: ранее 15-20 летний человек был более зрелым и по адаптации в обществе соответствовал сегодняшним 35-40-летним. Человек раньше «вписывался» в общественную жизнь, заводил семью и имел в более молодом периоде более высокую ответственность перед семьей и обществом и независимость от родителей (академик Сергей Капица», ж. «Персона», 2002 г., с.8);
- ухудшилась фактографическая память детей: в Москве в 20-е годы 25% школьников могли запомнить страницу текста и воспроизвести ее, теперь таких нет – считается, что это из-за перегруженности памяти информацией.
Акселерация наблюдалась во всех странах мира.
Причины акселерации (гипотезы):
1) улучшение питания; 2) появление радио – электромагнитных волн; 3) генетическая теория: смешение рас, участились гетерозиготность и браки среди ранее изолированных групп; 4) взрывы атомных бомб, начиная с 40-х годов, продукты распада которых рассеялись по всему земному шару и попали в растительную и молочную пищу населения (мутация); 5) резкое снижение общей (оспа, полиомиелит) и детской заболеваемости (скарлатина, дифтерия), которые приводили к истощению детского организма и задержке его развития; 6) улучшение условий воспитания и обучения детей, способствовали ускорению их физического развития; 7) удлинение «светового» дня – за счет искусственного света; 8) влияние городского образа жизни; 9) интенсивное информационное воздействие приводит к преждевременному половому созреванию, а оно к физическому.
С 1995 г наблюдается процесс децелерации: преобладают дети с пониженным весом и недоразвитой мышечной системой. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН при увеличении в 2000-е годы детей с нормальным физическим развитием (с 55 до 67%) дефицит массы тела регистрируется у 10-22% школьников, а избыток массы- у 11%.; число отстающих в 15-17 лет по психофизиологическим показателям от своего возраста на 1-2 года составляет до 36%.; почти треть признается непригодными к военной службе из-за недостаточного физического развития. Основными причинами децелерации отмечаются проблемы в системе физического воспитания детей, отсутствие работы по формированию ценности здоровья и ЗОЖ, интенсификация учебного процесса, построенного на малоподвижности.
- Участие медицинских работников в проведении профессиональной ориентации школьников. Основные противопоказания для работы в некоторых отраслях промышленности
В профориентации детей и подростков принимают участие многие специалисты, но медико-биологические аспекты решают врачи.
Цель профориентации – помочь подростку выбрать профессию, которая не оказывала бы отрицательное воздействие на организм. Подростки часто переоценивают свои возможности в отношении своего здоровья. В то же время актуальность профориентации и профобучения определяется наличием ограничений в выборе профессии по состоянию здоровья у 80% детей, причем у 66% они обуславливаются хроническими заболеваниями.
Поэтому при проведении врачебно-профессиональной консультации врач ставит перед собой задачу – рекомендовать подростку профессию, которая соответствует его здоровью. Эту работу начинает школьный врач с 7-летнего возраста. Выявляются отклонения в здоровье, намечаются пути их преодоления. При поступлении в начальное, среднее или высшее профессиональное учебное заведение или на работу проводится медицинское обследование, с учетом которого и ориентируясь на перечень противопоказаний для работы в определенных профессиях, врач дает заключение о возможности обучения или работы по данной специальности. Заключение о профессиональной пригодности основывается на данных о состоянии здоровья, физического развития, функциональных возможностей организма подростка и его заболеваемости.
Основными противопоказаниями для работы в некоторых отраслях промышленности являются: снижение рефракции, нарушение опорно-двигательного аппарата (деформация скелета, плоскостопие), функциональные заболевания сердечно-сосудистой и нервной систем, и др. Для профессии медицинского работника ограничивающими являются инфекционные заболевания (туберкулез в открытой форме, инфекционный гепатит), венерические болезни; для акушеров – выделение патогенных стафилококков из верхних дыхательных путей.
- Школьная зрелость и методы ее определения
В Российской Федерации обучение в школе начинается с 6 лет. Функциональная готовность ребенка к обучению индивидуальна. В соответствии с приказом Минздрава РФ № 621 «О комплексной оценке здоровья детей» (2003) и утвержденной им базовой программой скрининг-тестов для массовых медицинских осмотров детей, разработанной НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН (1993), а также приказа МЗ РФ № 69 (1995) проводятся 10 плановых комплексных медицинских осмотров, детей врачами-специалистами. Окончательный диагноз устанавливается педиатром после обследования. В программу обследования включаются опрос родителей и детей, оценка физического развития, состояние опорно-двигательного аппарата, остроты зрения, слуха, измерение артериального давления, лабораторный анализ мочи, уровень физической подготовленности.
Первое комплексное обследование проводится в 3 года или при поступлении в дошкольное учреждение и последнее — в 11 классе.
Второй комплексный медицинский осмотр детей проводится за год до поступления в школу с обязательным определением функциональной готовности к обучению. Он проводится в детском саду или детской поликлинике педиатром, ЛОР, окулистом, психоневрологом, хирургом-ортопедом, стоматологом. Результаты заносятся в медицинскую карту развития ребенка (форма 026-у). Медико-педагогическим отбором оценивается степень функциональной зрелости, общего развития и состояния здоровья. Детям с отклонениями в состоянии здоровья назначается комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий. Имеющие дефекты в речи направляются к логопеду. Имеющим отклонения в моторике назначается рисование, лепка, игры.
Следующий медицинский осмотр всех детей теми же специалистами осуществляется перед поступлением в школу (апрель, май). Проводится повторное психофизиологическое обследование признанных ранее не годным к школе. Заключение о степени готовности к обучению дается по совокупности данных медико-педагогической комиссией, создаваемой при детской поликлинике. В нее входят школьный врач, педагог, логопед, педиатр и др.
Неготовыми к обучению считаются дети:
- имеющие отклонения в состоянии здоровья, указанные в перечне медицинских рекомендаций к отсрочке поступления в школу с 6 лет (инфекционный гепатит, ревматизм, сниженную резистентность — болеющие ОРЗ 4 раза в году и чаще и т.д.), таких детей – до 24%;
- отстающие в биологическом развитии (низкий рост, прибавка в росте за последний год менее 4 см, полное отсутствие постоянных зубов), таких детей до24%;
- имеющие дефекты звукопроизношения, таких детей до 12%;
- имеющие психофизиологическую задержку в развитии (недостаточное развитие психики, моторики мелких мышц кисти и речи), таких детей до 20%.
Дети из «группы риска» или «неготовности» к обучению по состоянию здоровья (с отставанием биологического развития, с функциональными отклонениями, с хроническими заболеваниями) – направляются на лечебно-оздоровительные мероприятия.
Дети с дефектами развития направляются в школы-интернаты. Кроме того, в каждой четвертой школе в Москве открыты классы для детей с задержкой психического развития. Таким образом, каждая третья школа в Москве может обеспечить обучение детей с отставанием в развитии, физически ослабленных, с признаками функциональной патологии и пограничной психоневрологической симптоматикой.
После поступления в школу всех детей повторно обследуют в конце 1-го года обучения (феврале-марте), проводят психофизиологические исследования – проверяют способность ребенка анализировать и синтезировать полученную информацию, уровень развития второй сигнальной системы и двигательной сферы, способность детей к письму. И решается вопрос о возможности продолжения его обучения. Последующие осмотры проводятся в конце 3, 5, 7, 10 и 11 классов. Между ними проводится доврачебный медицинский осмотр и врачом-педиатром. В медицинское заключение о медосмотрах включаются: диагноз, данные о группе здоровья, возможность занятия физкультурой и трудовым обучением, рекомендации по иммунопрофилактике, ограничения по профессиональной деятельности, пригодность к военной службе и др.
Контрольные вопросы
- Задачи науки «гигиены детей и подростков».
- Понятие «здоровье детского населения» и основные определяющие его факторы.
- Критерии состояния здоровья детского населения.
- Группы здоровья детей, принципы их формирования.
- Особенности физического развития детей младшего школьного возраста и гигиенические рекомендации по формированию у них ЗОЖ.
- Особенности физического развития детей среднего школьного возраста и гигиенические рекомендации по формированию у них ЗОЖ.
- Особенности физического развития детей старшего школьного возраста и гигиенические рекомендации по формированию у них ЗОЖ.
- Методы исследования морфологического развития детей и их значение.
- Методы исследования функционального состояния детей и их значение.
- Основные оценочные показатели физического развития и функционального состояния подростков.
- Основные признаки акселерации и децелерации.
- Школьная зрелость. и методы ее определения.
- Основные противопоказания для учебы в школе.
- Роль медработников в проведении профориентации школьников.
- Основные противопоказания для работы в некоторых отраслях промышленности и здравоохранении.
Таблица №1. Методы исследования и оценочные показатели морфологических и функциональных признаков физического развития подростков
Набор инструментария: 1. Ростомер. 2. Весы напольные. 3. Мягкая сантиметровая лента.4. Ручной Динамометр. 5. Спирометр. 6. Калькулятор. 7. Часы.
Источник