Монтессори сенсорное развитие ребенка

Монтессори сенсорное развитие ребенка thumbnail

Сенсорное развитие дошкольников по методу М.Монтессори

                                                  «Способность ощущать и воспринимать

                                                      внешний мир, различать предметы                                                                                                                                    

                                              в зависимости от их качеств  является

                                         основой для развития мышления».

                                                                                       М. Монтессори

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их  цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе, целостности.

Сенсорное воспитание создает необходимые условия для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направленно на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

В дошкольном возрасте происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного).

Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательно – исследовательской) деятельности. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделенных свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям. Чтобы познакомиться с каким – то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т.д.

В образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, по сенсорному развитию, мною ставятся  следующие задачи:

 -Формирование сенсорных способностей у детей посредством образовательной деятельности;

-Формирование у детей систем сенсорных эталонов;

-Формирование у детей умений самостоятельно применять системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

 Мария Монтессори считала, что сенсорное развитие тесно связано с эстетическим. Чем более человек способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов, изысканных ароматов и вкусов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развито его эстетическое чувство. Наоборот, если сенсорный опыт невелик, ощущения не утончены, необходимы грубые и сильные раздражители, которые позволят получать удовлетворение от восприятия – вспомните яркие, вульгарные, кричащие цвета рекламных щитов, зашкаливающие децибелы на концертах или в кино.

Мария Монтессори также отмечала связь сенсорного развития с развитием воображения. Ведь утонченные органы чувств могут выделять малозаметные свойства, детали объектов внешнего мира, которые послужат прекрасной основой для создания необычного образа.

Первые разработки М. Монтессори были направлены на развитие сенсорного восприятия и моторики ребёнка.  Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослых — просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир.

Тщательно разработанные ею пособия несут в себе обучающую задачу и помогают  развиваться детям в самых разных направлениях. У каждого из этих материалов огромный потенциал и большие творческие возможности.

Учебные  «Монтессори-материалы» представляют собой нечто среднее между учебными пособиями, развивающими игрушками и бытовыми предметами.  Предметом  игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т.д. Но есть и специальные классические Монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши т.д.

 Такие игры всегда можно использовать с обучающими целями: это могут быть обычные прищепки для белья, канцелярские цветные скрепки, орешки каштанов в дидактических играх с детьми для развития тактильности, мышления, мелкой моторики рук, цветового восприятия, запоминания геометрических фигур; различные геометрические тела (кубики, цилиндры и т.д.), таблички, дощечки, рамки, имеющие различный цвет и фактуру; предметы с элементами застёжек,  шнуровок  —   для развития мелкой моторики и бытовых навыков.  Для трехлетних детей, которые подчас не могут ни  определить цвет, ни назвать его целесообразнее применять мягкие пособия, с помощью которых можно провести игры «Посади клумбу», «Собери фрукты». Детям предлагается задание: пристегнуть к пуговице желтого цвета желтый цветок, к пуговице голубого цвета голубой цветок и т. д. Таким образом сначала формируется понятие «такой же», затем идет запоминание цветов, их названий. Для более старших детей задание «Посади клумбу» можно усложнить: придумай цветам серединки другого цвета.

     Детям всегда интересны планшеты с закрепленными крышками от пластиковых бутылок. Маленьких детей увлекает откручивание, закручивание крышек, перемещение их по цвету, размеру в пределах планшета. После освоения детьми элементарных действий с крышками, можно усложнить задание, предложив ребенку закрепить крышки согласно схемам.  Задания способствуют развитию моторики пальцев,  ориентированию относительно углов, сторон планшета,  запоминанию  цветов, а также воспитывают усидчивость, сосредоточенность, самостоятельность. Также возможно использование планшета с обычными тонкими резиночками, которые ребенок натягивает по любому замыслу или с конкретным заданием. С помощью этой полезной игрушки малыш может  «нарисовать» резиночками цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры и т.д. Ребенок получает уникальную возможность «прочувствовать пальцами» форму геометрических фигур, цифр и других изображаемых силуэтов.  Играя с планшетом, малыш разовьет внимание, логику и абстрактное мышление.

Читайте также:  Таблица развития ребенка моторика

Главный принцип системы Монтессори в работе с ребёнком — это научить основным приёмам исследовательско-поисковой деятельности познания окружающего мира.

Программа Монтессори предусматривает освоение детьми формы, цвета, величины предметов, развитие у них слухового, тактильного и других анализаторов, используя разнообразные дидактические игры.

Материалы для развития чувств

Эти материалы развивают различные сферы чувств, такие, как осязание, вкус, обоняние.

На этих материалах ребёнок учится слушать тишину и звуки, различать вес, цвет и форму предметов.

 •Определи предмет по запаху;

•        Вспомни, как они пахнут;

•        Коробочки с запахами;

•        “Тихо и громко”.

•        “Угадай, что звучит”.

•        “Шагаем и танцуем”.

•        Высокий и низкий звук”.

•        “Звоночки”.

•        “Шумящие коробочки”.

•        “Что слышно”.

•        “Чудесный мешочек”.

•        “Определи на ощупь”.

•        “Узнай фигуру”.

•        “Угадай, что внутри”.

Материал для различения размеров.

  • Розовая башня.

Материал:

Розовая башня состоит из 10 кубиков (тяжёлое дерево, розовый цвет) разных размеров. Длина ребра наименьшего кубика 1 см., длина ребра наибольшего кубика 10 см.

Прямая цель:

Формирование понятий «большой» — «маленький».

Косвенная цель:

Развитие моторики, координации движений, умения упорядочивать предметы.

Контроль над ошибками:

Если заданный порядок построения башни не соблюдён, то ошибка определяется зрительно или с помощью рук.

Дальнейшие упражнения:

-Вариации основного упражнения в вертикальном и горизонтальном направлениях;

-Кубики ставятся друг за другом по диагонали;

  • Коричневая лестница

Материал для различения цвета.

  • Цветные таблички.

Материал:

Ящик 1 содержит по 2 таблички жёлтого, красного и голубого цвета. Короткие стороны табличек снабжены планками.

Прямая цель:

Различение основных цветов.

Косвенная цель:

Развитие тонкой моторики.

•        “Найди цветок для бабочки”.

•        “Поставь цветы в вазу”.

•        “Ловись рыбка”.

•        “Собери бусы”.

Материал для различения структуры поверхностей и материалов.

  • Клавишная доска (шероховатый — гладкий)

Материал:

Доска (24 см. Х 12 см.), которая разделена на 2 квадрата. Один квадрат гладко отлакирован, другой обтянут шершавой бумагой. Доска(24см. Х 12 см.), которая разделена на 9 равных полос. Они поперечно отлакированы или обтянуты шершавой бумагой.

Прямая цель:

Развитие осязания. Узнать различные качества поверхностей.

Контроль над ошибками:

Различные качества шершавой и гладкой поверхностей.

Материал для различения вкусовых качеств.

  • Вкусовые банки.

Материал:

8 баночек, 8 пипеток, маленькая ложечка. Готовят 4 раствора: сладкий (раствор сахара), солёный (раствор соли), кислый (раствор уксуса или лимона), горький раствор.

Цель:

Дифференциация восприятия с помощью вкусовых ощущений, различение вкусовых качеств.

Контроль над ошибками происходит посредством повторного сравнения.

Проводятся также игры:

•        “Определи на вкус”.

•        “Вкусовые банки”.

•        “Назови вкус продуктов”.

Материал для восприятия температурных различий.

  • Тёплые кувшины.

Материал:

8 металлических кувшинов.

Цель:

Дифференциация восприятия температурных различий.

Контроль над ошибками:

Происходит через повторное сравнение.

Таким образом,  следует сделать вывод, что сенсорное воспитание является фундаментом гармоничного развития детей.  Монтессори — материалы служат важнейшим средством сенсорного воспитания детей, которое составляет основу обучения ребёнка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Эти материалы устроены так, чтобы ребёнок мог с их помощью совершенствовать, прежде всего, свои практические умения и сенсорику.

Список используемой литературы

1.        Т.В.Башаева. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Ярославль,. 1998г.

2.        Л.А.Венгер. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Москва, 1989г.

3.        Горбун Н, Губенко А., Ким А. Упражнения с Монтессори материалами. Рига- Москва, 1998г.

4.        Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. — №5. — С. 54-55

5.        Плеханов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори// Дошкольное воспитание. -1989. — №10. — С. 66-70

Источник

История появления

Мария Монтессори — итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей 19 века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за справедливость — во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается. А ведь образование нужно всем!  

Поэтому Мария вместе с мужем начала разрабатывать свои методики развития детей. Изначально — только для ребят с задержками развития. Но убедившись в успехе выдвинутой ей образовательно-развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. Она поняла, что классические методы не всегда эффективны. Так появилась методика развития Монтессори, названная в честь автора. 

Мария Монтессори

В чём суть педагогики Монтессори

Автор называла свою методику «системой, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему соответствующую среду для интересных занятий и учит его пользоваться ей. 

Основные принципы методики

  • Ребёнок волен сам выбирать вид деятельности. Чтобы ребёнок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств. Дети учатся всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Каждый ребёнок занимается тем, что ему нравится, единой программы в системе не предусмотрено.
  • Монтессори — методика раннего развития. Но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты и одновременно учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество.
  • Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната обычно разделена на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую.
  • Взрослый в обучении играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником. Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.
  • Недопустима критика и запреты. Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.
  • Принципы Монтессори-педагогики направлены на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.
  • В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — таким образом дети учатся договариваться между собой.
  • Обязательно присутствуют правила, которые помогают упорядочить жизнь в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.
Читайте также:  Что делать если у ребенка задержка умственного развития

Преимущества системы

Одно из главных преимуществ системы методики Монтессори — то, что дети учатся в своём темпе, без соревнований со сверстниками и обязательной программы. Поэтому на занятиях детям не скучно, они любознательны и инициативны. Также дети могут сами себя занять, уважают потребности других и неплохо справляются с бытовыми обязанностями. 

Минусы системы

  • Идеи Монтессори-педагогики направлены на развитие только интеллекта и практических навыков.
  • Творчеству не уделяется должного внимания — нет зоны, в которой дети могут просто творить. 
  • Отсутствие подвижных и ролевых игр.
  • После методики Монтессори детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ, где все вместе делают одно и то же, и педагог должен восприниматься как авторитет, а не как помощник.
  • Дети не играют в ролевые игры, они только индивидуально занимаются, поэтому договариваться они умеют, но играть вместе и дружить — нет.
  • Пособия довольно дорогостоящие, они должны быть разнообразными, чтобы оставаться интересными детям, и их должно быть достаточное количество.

Кому подойдёт система Монтессори

Родителям, для которых важен индивидуальный подход к их ребёнку, такая система подойдёт. А вот авторитарных родителей, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка в свободное плавание, метод, скорее всего, не устроит. 

Если ребёнок любит творчество, то ему может быть скучно в Монтессори-группе, поэтому необходимо будет задуматься о дополнительных творческих занятиях.

В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. У стеснительных детей проблемы с общением могут усугубиться, поскольку дети в группе мало общаются между собой.

Резюме

Суть педагогики Монтессори заключается в том, чтобы предоставить ребёнку доступную среду и свободу. Взрослые играют лишь второстепенную роль — они наставляют ребёнка, а не навязывают своё видение. Дети учатся в своём темпе, не соревнуясь с остальными ровесниками.

Но методика имеет и минусы — например, она достаточно изолирована от традиционного образовательного процесса, и после Монтессори-сада или школы ребёнку может быть трудно влиться в обычный коллектив.

Источник



Роль сенсорного воспитания в развитии младших дошкольников переоценить трудно, поскольку оно оказывает влияние на дальнейшее интеллектуальное совершенствование ребенка.

Цель сенсорного воспитания является направленное развитие ощущений и восприятий.

Задачи, поставленные сенсорным воспитанием:

– создание условий для формирования у детей системы перцептивных (обследовательских) действий;

– мотивированное развитие у детей системы сенсорных эталонов;

– побуждение детей к развитию умений самостоятельно применять систему перцептивных действий и систему сенсорных: эталонов в практической к познавательной деятельности.

Первым, кто заговорил о необходимости сенсорного развития ребенка, был Фридрих Фребель (1782–1852) — создатель первой системы дошкольного воспитания и основатель детских садов.

Второе педагогом, заговорившим о важности сенсорного воспитания, был Рудольф Штайнер (1861–1925). Создатель Вальдорфской школы, который первый ввел разновозрастные группы в обиход детского сада.

Третьей стала Мария Монтессори (1870–1952) (далее М.Монтессори), будучи врачом, начала, разработку методов воспитания детей с особыми образовательными потребностями с помощью сенсорного воспитания, а после работы с ними создала образовательную систему для развития обычных детей.

В отечественной педагогике Венгер Леонид Абрамович (1925–1992) посвятивший жизнь изучению сенсорного развития детей и разработке дидактических игр для воспитателей. Анна Михайловна Леушина (1898–1982) занимавшаяся проблематикой сенсорного развития в детском саду, уделяя большое внимание ориентированию в пространстве и опознанию геометрических фигур у дошкольников. Здесь следует отметить тот факт, что все пособия и дидактические игры изготавливались руками воспитателя, а позиция педагога и ребенка «объект-субъект», что является неприемлемым в условиях внедрения ФГОС ДО.

В современном обществе проблема сенсорного воспитания стоит особенно остро, поскольку люди, улучшая себе условия жизни, усложняют ребенку возможность исследования и познания мира. Для поиска и обработки необходимой информации современное медиа пространство идеально, однако, для получения сенсорного образования подходит мало, поскольку для ребенка дошкольного возраста первично тактильное восприятие окружающего мира, а после него зрительное и слуховое. Дети с недостатком сенсорного воспитания испытывают трудности в области правописания, графопостроения, изготовления поделок, повторении движений за инструктором по физической культуре, танцам и т. д. Такое положение дел приводит к снижению самооценки ребенка, его мотивация к движению вперед падает.

Также стоит отметить отсутствие в отечественной педагогике систематического подхода к созданию образовательной среды, как правило, встречаются общие фразы, например: «…Образовательная среда должна включать в себя предметы, способствующие сенсорному развитию…» [2, c.3] или «…Главной задачей педагога при работе с младшими дошкольниками является развитие сенсорных и моторных навыков, в разработанной для этого среде…», а также «…Развитие ребенка должно двигаться от простого к сложному», здесь же нелишним будет упомянуть Федеральный государственный образовательный стандарт, говорящий о вариативности образовательной среды и об интеграции областей детского развития. Невольно возникают вопросы: каким образом построить образовательную среды, чтобы выполнить, как требования ФГОС ДО? Как построить область сенсорики для младших дошкольников, выполнив методические рекомендации, ориентируясь на три группы детей: с развитием по возрасту, опережающих развитие, отстающих в развитии?

Читайте также:  Документы для открытия центра развития ребенка

Практика показывает, что достичь систематичного подхода к созданию сенсорной зоны в образовательной среде можно, используя метод М. Монтессори.

Метод М. Монтессори в отличие от вышеперечисленных имеет строгую систематику, с четким регламентом движений при демонстрации материала педагогом ребенку.

Монтессори материал (далее М. материал) разработан, существует в открытой продаже в России, в Санкт-Петербурге и одобрен AMI (Association Montessori Internationale). Иными словами, существует без коренных изменение уже второе столетие, что доказывает его состоятельность.

О материале и методе и самой М. Монтессори было много отзывов в большинстве своем положительных. Цель статьи не написать еще один, а рассмотреть влияние М. среды, на сенсорное воспитание современных дошкольников.

Главный принцип аналогичен фребелевскому — воспитание гармонично развитой личности. Разница в подходах и дидактическом материале. При использовании системы Монтессори (далее М. система) ребенку позволительно вести активную познавательную деятельность, в рамках правил — «Помоги мне сделать это самому» [3, с. 12], что помимо прочего помогает сгладить кризис трех лет. Личный пример педагога еще одна установка. Среда делится на 4 зоны: Упражнения в практической жизни, Сенсорика, Математика, Развитие речи. Рассмотрим зону сенсорики

Развитие тактильной чувствительность. Комплексы предметов, из материалов, для определения: размера, формы, цвета, звука, тактильных ощущений, запаха, веса. Все выполнено из материалов, знакомых ребенку.

Главная задача этого комплекса развить чувства: тактильные, зрительное, слуховое, обонятельное. Второстепенная задача — плавно подготовить ребенка к переходу к математической и языковой зонам, также продолжается развитие мелкой моторики. План работы с сенсорным материалом не привязан к определенным дата, поскольку ребенок может поступить в Монтессори — класс (далее М. класс) в любое время и его обучение начинается с самых азов, согласно концепции индивидуального подхода к каждому воспитаннику.

Принцип работы педагога с ребенком: «Помоги мне это сделать самому», а также «Свобода и дисциплина» — мотивирует ребенка на познание нового материала. Упражнение показывается столько раз, сколько необходимо для полностью самостоятельного выполнения ребенком. При этом демонстрация ненавязчива. Исправление ошибок только после окончания детской деятельности.

В М.-системе существует пять ступеней развития ребенка в использовании материала.

На первой ступени дети учатся сосредоточивать свое внимание, делают первые сравнения, поэтому последовательно работают с блоками-цилиндрами, используя, как один блок, так и несколько за один раз.

Вторая ступень дети упражняются в распознавании величин, цветов, тактильных ощущений. Красные штанги, коричневая лестница, розовая башня по-разному дают ребенку представление о величинах и их различиях. Первый комплект цветных табличек дает представление о трех основных цветах спектра. Шершавы доски помимо развития тактильной чувствительности, развивают мелкую моторику, косвенным образом готовят руку к письму.

На третье ступени у детей формируется хроматическое чувство, развивается тактильная чувствительность.

Четвертая ступень раскрывает перед ребенком многообразный мир оттенков с помощью большого набора цветных табличек и тактильных ощущений с ящиком с тканями.

Таблица 1

Ступени развития ребенка виспользовании материала

Первая ступень

Вторая ступень

Третья ступень

Четвертая ступень

Величина

Блоки-цилиндры

Красные штанги Коричневая лестница Розовая башня

Цвет

Цветные таблички

Цветные таблички

Цветные таблички

Тактильное восприятие

Шершавые доски

Шершавые таблички

Ящик с тканью

В приведенной таблице я осознанно не привожу пятую ступень развития ребенка, поскольку на ней заканчивается сенсорное воспитание и начинается активное освоение родного языка (письмо, чтение), также продолжение формирования математических представлений.

На основе вышеизложенного можно констатировать, что метод М. Монтессори в развитии сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста показал свою эффективность.

Работать педагогу-дошкольнику, используя эту методику легче, поскольку есть возможность уделять полноценное внимание нескольким детям во время образовательной деятельности. Сенсорное развитие происходит естественным образом в образовательной среде, где у ребенка есть возможность самостоятельно выбрать себе занятие.

Также дети самостоятельно переходят от одного простого материала к более сложному, внимательно следили за действиями педагога, активно подражали им в самостоятельной деятельности.

Влияние М — материала на сенсорное развитие детей можно охарактеризовать как положительное по нескольким причинам:

– сенсорное развитие происходит естественным образом в образовательной среде, где у ребенка есть возможность самостоятельно выбрать себе занятие, переходя от простого материала к более сложному;

– контроль ошибок производится самим ребенком, а возможность исправления без помощи педагога поднимает самооценку;

– дети, занимавшиеся М-материалом демонстрируют лучшие результаты в области сенсорики, чем дети, занимавшиеся с традиционным материалом.

Литература:

  1. Буторина М., Хилтунен Е. Монтессори — материал: Школа для малышей — М.: Мастер, 1992. — 80 с.
  2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя дет. сада/ Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер, под ред.Л. А. Венгера — М.: Просвещение, 1988. — 144 С
  3. Дмитриева В. Г. Академия раннего развития. Методика Марии Монтессори. Помоги мне это сделать самому — М.: АСТ; СПБ.: Сова, 2006. — 96 с.: ил
  4. Смирнова Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошк. образование» / Е. О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 119 с.

Основные термины (генерируются автоматически): сенсорное воспитание, ребенок, образовательная среда, сенсорное развитие, развитие, ступень, ступень развития ребенка, детский сад, Коричневая лестница, Розовая башня.

Источник