Монтессори ребенок 1 год

Монтессори ребенок 1 год thumbnail
  • с рождения до 10 месяцев

  • с 10 до 18 месяцев

  • с 1,5 до 3 лет

  • с 3 до 6 лет

Нас часто просят подобрать игрушки на определенный возраст. И мы готовим для вас такие подборки Монтессори-материалов для дома.

Действительно, не стоит забывать, что в разном возрасте потребности детей различаются, всё же ребёнок 3-х лет скорее выберет упражнения из зоны практической жизни, а в 5 лет отдаст предпочтение упражнению в математике.

Кроме того, материалы в группах для детей 0-10 месяцев, 10 месяцев — 1,5 года, 1,5-3 года и 3-6 лет совершенно различны.

Наша первая подборка Монтессори-упражнений для малышей около одного года. Чему уделить особое внимание?

Вот несколько примеров полочек из ассортимента магазина развивающих игрушек «Монтессори дома» .

Вот пример Монтессори — полочки для годовалых малышей, здесь корзинка с тактильными кубиками, серпантинки, металлофон, занимательная коробка, сортер «Цветные цилиндры», корзинка со шнуровкой «Радуга», пирамидка «Эрудит», «Грибная полянка», машинка «С 10 пассажиками», сенсорный коврик. 

И вот еще один пример полочек в домашней Монтессори-среде. Тут пирамидка «Семицветик», корзинка со звучащими шарами, вкладыши «Овощи», пара маленьких маракасов, ксилофон, сортер «Наливные яблочки», мультикуб, мячик, стаканчики-пирамидка, корзинка со шнуровкой «Морковки», корзинка с кубиками, горка-машинки.

1. Развитие крупной моторики.

В возрасте около одного года стоит уделять особое внимание в первую очередь развитию движений. Очень важно давать ребёнку возможность проводить как можно больше времени в свободном движении.

Создавая Монтессори-среду дома следует обеспечить надёжную опору для возможности вставать и ходить. Это может быть специальная перекладина, прикреплённая к стене. Хотя, в домашних условиях чаще всего этого не требуется, поскольку есть много мебели, за которую может опираться ребенок — диван, кресло, столик, кровать…

Не надо мешать естественному ходу событий: не стоить помогать ребёнку вставать или заставлять ходить за ручку. Не используйте классические ходунки и другие схожие приспособления, не позволяющие ребёнку самостоятельное освоение движений, лучше приобрести тележку или машинку-толкатор.
Вы можете предлагать ребёнку ползание «с препятствиями»: всевозможные тоннели и подушки, по которым нужно проползти. Обычно дети с удовольствием участвуют в таких играх.
Свести к минимуму пребывание малыша в колясках и других приспособлениях, ограничивающих активность ребёнка. Обеспечить возможность развивать движения на детской площадке, ступеньках, горках и т. п. Так же дети очень любят всевозможные каталки. Например, каталка-гремелка или машинка с пассажирами, которая хороша как для развития мелкой, так и крупной моторики. Ведь так интересно рассаживать пассажиров, а потом катать их, дергая за веревочку.

Разнообразные мячики, шарики, которые можно катать, кидать, догонять, сбивать кегли тоже отлично развивают крупную моторику! 

2. Развитие мелкой моторики и установление причинно-следственных связей.

В возрасте около одного года у ребёнка начинают формироваться причинно-следственные связи. Ребёнок начинает понимать, что если он кидает шарик на горку, то он скатится, а если положить вещь в коробку и накрыть крышкой, то она никуда не исчезнет. Важно подбирать игрушки, помогающие ребёнку в установлении таких связей. С такими материалами дети могут экспериментировать множество раз, уверяясь в постоянстве происходящего.

Это могут быть любые игрушки, в которых нужно положить предмет и увидеть, что с ним произойдёт: скаты для шариков, проталкивание шариков в отверстие пальчиками или молоточком, коробочки с отверстием для шарика, открывающиеся любыми способами, «копилки» и т. п.

Например, горка-машинки, по которой можно катать не только прилагаемые к ней машинки, но и различные шарики.

Стучалка «Шарик и гвоздики», благодаря которой малыш развивает и практические умения — держать и стучать молотком. 

Так и посложнее, где требуется подобрать фигурку к определенному отверстию. Например, Сортировщик, в котором отверстия выполнены на одной стороне, не надо переворачивать разными гранями, а фигурки выполнены парами для закрепления успеха! Главное достоинство этого сортера — «неправильная» фигурка не пролазит в отверстие. 

Или «Занимательная коробка», которая имеет несколько вариантов игры, а фигурки можно доставать через отверстия в коробке.

Или вот такой мультифункциональный куб, с которым малыш точно не заскучает. Ведь на каждой стороне куба новое задание — лабиринт с прорезями (хорошее упражнение для моторики и подготовки руки к письму), завинчивающиеся детали, лабиринт с бусинами, часы и геомертический сортер.

Пирамидки (колечки надеваются не по порядку) или любые игрушки с фигурками на штырьках, которые могут надеваться как вертикально, так и горизонтально. В нашем магазине большой выбор различных пирамидок, которые можно найти в разделе «Пирамидки».

Для этого возраста подойдут классические пирамидки с одним штырьком. Если малыш хорошо освоил пирамидку с круглыми колечками, можно предложить собрать квадратную, треугольную или состоящую из разных геометрических фигур.  

Игрушка «Грибная полянка» имеет несколько иной принцип — необходимо каждый грибочек насадить на штырек, что отлично  тренирует мелкую моторику. Кроме того, когда малыш подрастет, можно предложить много других заданий: игры на сортировку по цветам (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий), размерам, выстаивание рядов от большего к меньшему, «повтори ряд», может использоваться в качестве лото (соотнести рисунки на полянке с рисунками на шляпках грибочков), как счетный материал.

Ну и конечно, различные кубики и конструкторы, ведь это игрушка номер один! Для малышей хорошо подойдут классические кубики и плашки, имеющие четкие грани. Их можно найти в разделе «Кубики и конструкторы». 

3. Сенсорное развитие.

В этом возрасте продолжается интенсивное развитие органов чувств. А лучшей помощью для сенсорного развития малыша послужит сама окружающая ребёнка среда. Позволяйте ему изучать её всеми органами чувств, особенно на прогулке. Вынимайте малыша из коляски, давайте возможность поползать и походить по травке, потрогать песочек или водичку, понюхать цветочки. Дома позволяйте «помогать» вам — шуметь на кухне кастрюлями, месить тесто, перекладывать овощи и пр.

Для получения различных тактильных ощущений можно собирать различные сенсорные коробочки, только наполнение для них стоит выбирать в соответствии с возрастом. Подробнее мы писали о них в статье  «Эвристические корзины (корзинки с сокровищами)».

В нашем магазине есть и готовые корзинки, например, «Большая тактильная корзинка» и «Тактильная корзинка с кубиками».

Так же могут быть интересны разнофактурные тактильные кубики, изготовленные из разнообразных по фактуре материалов: вельвет, хлопок, мягкая ткань, вшиты ленточки, есть гладкая и шуршащая стороны!

Продолжайте предлагать ребёнку различные музыкальные игрушки. Теперь это могут быть более сложные инструменты, как ксилофон, барабан, дудочки, различные бубенцы, маракасы. Играйте на инструментах и пойте вместе с ребёнком, предлагайте малышу слушать мелодичную музыку. Подобрать необходимое можно в разделе «Музыкальные игрушки».

Как только малыш научится ползать, вы можете сделать для него сенсорную дорожку. Она может быть из разных приятных материалов: различная ткань, пуговки, ленточки. Такие дорожки можно сделать самим, а можно купить уже готовые, они прослужит гораздо дольше, компактно убираются и легко моются.

На нашем сайте есть отличный сенсорный коврик-пазл, где можно регулировать размер и форму — выложить в виде дорожки или площадки. На каждом модуле расположены массажные бугорки различной высоты и диаметра, стимулирующие рецепторы стопы и способствующие её нормальному формированию.

Так же малышей этого возраста чрезвычайно увлекают вкладывающиеся друг в друга стаканчики, матрешки и прочие игрушки, знакомящие с понятием размера. На нашем сайте можно найти несколько вариантов, например стаканчики-пирамидка.

4. Развитие речи.

В возрасте около года ребёнок начинает понимать обращённую к нему речь и произносит первые слова. Теперь малышу необходимо постоянно пополнять свой словарный запас все новыми и новыми словами. Тут на помощь приходят книги, карточки, фигурки и прочее.

На нашем сайте в разделе «Развитие речи» можно подобрать необходимые пособия. Например, отличные крупные резиновые фигурки в форме овощей, выпечки, Лото «Родной край», шнуровки со сказками и овощами-фруктами и т.д. 

5. Упражнения практической жизни.

Около года ребёнок только начинает активно интересоваться занятиями окружающих его взрослых, пытаться повторять их действия.

Вы можете предлагать малышу самые простые упражнения по уходу за собой, например, вытереться полотенцем, помыть руки, и за окружающими вещами: вытереть тряпочкой пролитое или помыть фрукты. Если ребёнок пока не стремится участвовать в подобных действиях, не стоит побуждать его к ним. Интерес к упражнениям практической жизни обязательно проснётся, просто несколько позже.
Можете предложить такие простые занятия, как снимать кожуру с мандарина, банана, месить тесто, загружать стиральную машинку и прочие. Малыш будет очень рад!

Можно попробовать первые крупные шнуровки с толстой «иголкой» и крупными отверстиями. Для начала это могут быть и колечки от пирамидки, а потом предложить настоящие шнуровки: «Наливные яблочки», Радуга, Сыр и другие.

Надеюсь, эти рекомендации Вам пригодятся и Вы не потеряетесь в большом разнообразии детских игрушек!

Источник

С самого рождения каждый ребенок имеет огромный внутренний потенциал. В первые годы жизни формируется большинство будущих способностей и умений ребенка, которые в будущем позволят ему стать умным, успешным, самодостаточным, гармоничным, уверенным в себе и своих силах взрослым человеком. Задача же родителей заключается в том, чтобы помочь сыну или дочке раскрыть этот потенциал и организовать развивающую среду для малыша.

Многие мамы и папы далеко не всегда понимают, в чем именно заключается суть раннего развития ребенка. Хотя психологи, педиатры и учителя утверждают, что ранее развитие по Монтессори принесет крохе только пользу, мнительные родители не перестают подвергать слова специалистов сомнению. А зря! Правильно подобранные методики раннего развития помогут малышу быстрее понять, что собой представляет окружающий мир. Осознав это, ребенок без особого труда сможет влиться в постоянно меняющуюся структуру нашего мира.

Методика раннего развития Марии Монтессори для детей до 1 года включает в себя упражнения и игры, которые не только развивают и обучают ребенка, но и дарят ему положительные эмоции. Сегодня рассмотрим самые эффективные и популярные методики.

Монтессори: методика раннего развития до года

Суть методики раннего развития Монтессори

Мама и папа, любуясь своим ребенком, который еще лежит в колыбельке, не только испытывают безграничное счастье и любовь к крохе, но и беспокоятся о его здоровье, режиме питания и развитии. Последнее должно волновать родителей больше всего. Они обязаны постоянно задавать себе вопросы о том, правильно ли развивается их чадо, не отстает ли в развитии от своих сверстников и что нужно делать, чтобы малыш не только развивался по возрасту, но и опережал в этом плане других деток.

Ученые доказали, что клетки головного мозга активно развиваются в первые годы жизни ребенка. Когда малыш достигает трехлетнего возраста, то его головной мозг сформирован на 70%. Поэтому очень важно, чтобы родители не ленились и уже в столь раннем возрасте начинали развивать врожденный потенциал крохи.

Как только ребенок рождается, его организм практически сразу же начинает активно развиваться: у малыша формируются зрение, слух, обоняние, осязание и вкус, ведь ему необходимо приспосабливаться к тем новым условиям, в которые он попал. Ребенок постоянно получает новую информацию, а его мозг интенсивно работает, выдерживает большие нагрузки, учиться сравнивать и делать правильные выводы.

Методика раннего развития Марии Монтессори – это основанный на научных наблюдениях за детьми от рождения до 18 лет подход к образованию ребенка, который включает в себя физический, эмоциональный, социальный и когнитивный виды развития. Марию Монтессори, которая родилась и выросла в Италии, можно по праву назвать одним из самых значительных и влиятельных педагогов и мыслителей прошлого столетия. Созданная госпожой Монтессори методика помогла многим родителям воспитать умных, самодостаточных и независимых людей, умеющих принимать правильные решения и в полной мере нести за них ответственность.

Её методика раннего развития основана на трех важных аспектах: неограниченной физической активности крохи, родительском наблюдении за ребенком и специально созданной жизненной среде. Последняя должна быть наполненной необычными и интересными ребенку объектами, которые он может разглядывать и изучать в игровой форме. Госпожа Монтессори утверждала, что малыш должен получать истинное удовольствие и искреннюю радость от совместного творчества и познания, поэтому родители обязаны сделать жизнь своего чада красочной, интересной и впечатляющей.

Методика Монтессори поможет вашему ребенку раскрыть внутренний потенциал, проявить индивидуальные способности, в будущем стать более независимым, внимательным и уверенным в своих силах человеком. Она разовьет его моторику, воображение, сенсорику, память, творческий, логический и образный виды мышления.

Эффективные методики раннего развития ребенка до 1 года по Монтессори

Основой любой методики раннего развития ребенка до 1 года по Марии Монтессори являются полная свобода и самостоятельность малыша. Задача родителей или педагогов заключается в том, чтобы помочь крохе делать все самому. Они должны создать благоприятную среду, установить определенный порядок и внимательно наблюдать, не мешая крохе самостоятельно и в собственном темпе выполнять поставленные перед ним задачи. Особое внимание в естественных процессах роста и развития ребенка Мария Монтессори уделяла возрастной чувствительности или сенситивным периодам. В этом нет ничего странного, ведь обучение малыша должно вестись в полном соответствии с этими периодами.

Создайте вокруг ребенка такую окружающую среду, чтобы он смог без труда отыскать все нужные для самообучения и саморазвития предметы, найти правильные способы поведения, эмоционального реагирования и физического взаимодействия с внешним миром.

Методика №1. Стимулируем ползанье

Научно доказано, что от этого напрямую зависят успехи малыша в чтении. Чем больше ребенок в раннем возрасте будет ползать, тем легче в будущем ему будет выучить буквы и научиться читать.

Выложите кроху на животик, снимите с него носочки. Возле носика ребенка положите красивую и привлекающую внимание игрушку. Под пяточки сына или дочки подставьте свою ладошку, которая во время ползанья будет служить опорой.

Методика №2. Тренируем повороты и перевороты

Тренировка поворотов, переворотов и перекладывания игрушки из руки в руку поможет развить у малыша память и пространственное воображение.

Оденьте малыша в удобную и не сковывающую его движения одежду, а затем дайте ему полную свободу. Пока кроха поворачивается и переворачивается в разные стороны, вы должны внимательно за ним наблюдать, чтобы он не скатился с кровати или дивана. Если малыш не хочет переворачиваться, то заинтересуйте его яркой игрушкой или же на некоторое время оставьте его в покое.

Методика №3. Играем в прятки

Данную методику можно начинать практиковать с 8‑ми месяцев, так как в этом возрасте ребенку становится интересной игра в прятки. Игра в прятки научит малыша ждать, терпеть и справляться с разного рода страхами.

Одни родители закрывают лицо ладошками, а затем убирают руки и говорят крохе «ку-ку». Другие же выглядывают из-за угла, прячутся за диванами, шкафами и т.д. Сначала малыш с интересом будет наблюдать за этими пока еще не совсем понятными для него действиями мамы или папы, а затем все поймет и с удовольствием начнет их повторять.

Методика №4. Играем с водой

Можно записаться в бассейн и там обучать ребенка плаванью. Если же у вас нет времени или возможности ходить с малышом в бассейн, то практиковать игры с водой можно и в домашних условиях. Посадите кроху в ванную и дайте ему несколько емкостей для переливания воды. Емкости должны быть разных размеров.

Данная методика позволит ребенку получить представление о разных физических состояниях материи и объеме. Малыш начнет понимать, почему вода при переливании исчезает из одной емкости и появляется в другой («было – исчезло – опять появилось», «было сухо – стало мокро» и т.д.).

Методика №5. Возимся в грязи

Многие родители не понимают, что дети испытывают искреннее удовольствие и наслаждение, когда возятся в грязи. Это занятие не только дарит массу положительных эмоций малышу, но и стимулирует множество активных зон на его ладошках и ступнях, прививает любовь к творчеству и экспериментам, учит не бояться запачкаться.

Для создания грязи в домашних условиях вам необходимо развести водой песок или глину. Оденьте малыша в удобную и старую одежду, которую потом можно будет выбросить, и разрешите ребенку играть с грязью столько, сколько ему захочется. Наблюдайте за крохой, но не указывайте, что именно и как именно ему следует делать.

Методика №6. Учимся карабкаться и цепляться

Пусть ребенок взбирается на папу, карабкается на ступеньки крыльца, висит на одной руке, сползает с низкого дивана, ведь все это поможет развить равновесие, вестибулярный аппарат, веру в собственные силы, чувство доверия к родителям, которые во время этих занятий должны подстраховывать малыша сзади.

Задача родителей заключается в том, чтобы именно подстраховывать ребенка, а не подталкивать его. Развитое у малыша до 1 года умение не бояться повернуться спиной, карабкаться на ступеньки, сползти с дивана и т.д. поможет ребенку в более взрослом возрасте научиться уверенно стоять на собственных ногах, добиться успехов в карьере и осознать, чем на самом деле является чувство опоры в жизни.

Методика №7. Занимаемся подбрасываниями

Подбрасывания, раскачивания, подкидывания, катания на ноге у папы или мамы помогут ребенку научиться владеть собственным телом, координировать свои движения и развить чувство привязанности.

Чем больше ребенка в возрасте до 1 года раскачивали, тем лучше и эффективнее он будет взаимодействовать с людьми в будущем, без проблем налаживать с ними контакты и испытывать искреннее чувство близости.

Несколько важных правил

Родители должны понимать, что раннее развитие ребенка является не целью, а всего лишь средством, позволяющим вырастить успешную и гармоничную личность! Занимаясь с малышом, не ставьте перед собой задачу воспитать идеального ребенка-вундеркинда. Большие нагрузки и постоянные сравнения с другими детками способны не только отбить у крохи желание учиться, но и испортить его характер.

Если вы видите, что у малыша нет желания заниматься или он пребывает в плохом настроение, то ни в коем случае не заставляете его делать что-то. Мария Монтессори всегда утверждала, что не стоит устанавливать и какие-то нормы по количеству и времени занятий в день. У ребенка должна быть реальная свобода выбора, и не имеет никакого значения, нравится ли вам в данный момент его выбор или не нравится.

Если с какой-то задачей ребенок не справляется, то не расстраивайтесь, а упростите задание. Все задачи должны быть построены по принципу «очень просто – просто – сложно – очень сложно». И не забывайте почаще хвалить кроху и радоваться его успехам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Читайте также:  Ребенку 1 год плачет весь день