Могут ли оставить ребенка на 2 год в 3 классе

Могут ли оставить ребенка на 2 год в 3 классе thumbnail

Добрый день, Лариса!

Ст. 58, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гласит:

Промежуточная аттестация обучающихся
1. Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
3. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.
4. Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
5. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.
6. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.
7. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.
8. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.
9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования,по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
10. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.
11. Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

Таким образом, обучающиеся, имеющие академическую задолженность по любому количеству предметов должны быть переведены в следующий класс условно. Только если академическая задолженность не была ликвидирована обучающийся может быть оставлен на повторное обучение, переведен на обучение по адаптированным образовательным программам либо на обучение по индивидуальному учебному плану по усмотрению родителей.

Источник

В соответствии с положениями статьи 58 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» при имеющейся неликвидированной академической задолженности существует три варианта продолжения обучения на усмотрение родителей:

  • Остаться на повторное обучение (второй год)
  • Перевестись на обучение по адаптированной образовательной программе в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) и перейти в следующий класс;
  • Перейти на обучение по индивидуальному учебному плану (ИУП) и перейти в следующий класс.

Данный перечень вариантов исчерпывающий, то есть других вариантов продолжение обучения с академической задолженностью в школе законом не предусмотрено. В случае отказа родителей от возможности остаться на повторное обучение, родителям доступны два оставшихся варианта продолжения обучения. Однако, у каждого из вариантов есть свои особенности.

            Обучение по адаптированной образовательной программе, в соответствии с ее определением (п. 28 ст.2 273-ФЗ) доступно только для лиц сограниченными возможностями здоровья. Такие программы учитывают особенности психофизического развития и индивидуальные возможности обучающихся и обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся. Переход на АОП возможен только после подтверждения наличия особенностей в физическом или психическом развитии, препятствующих получению образования без создания специальных условий. Таким подтверждением является заключение психолого-медико-педагогической комиссии. Без соответствующего заключения ПМПК данный вариант недоступен. Если неуспеваемость ребенка не связана с нарушениями в развитии, а связана с чем-то другим: отсутствием мотивации к обучению, частыми разъездами по спортивным соревнованиям, иной деятельностью (к примеру, ребенок — актер) обучение по АОП невозможно. 

            Обучение по индивидуальному учебному плану, в соответствии с определением (п. 23 ст. 2 273-ФЗ) предусматривает создание индивидуального учебного плана, обеспечивающего освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Обучающийся, успешно осваивающий образовательную программу в рамках обучения по индивидуальному учебному плану, может быть возвращен на обучение по традиционной образовательной программе по заявлению родителей при условии ликвидации возникших ранее академических задолженностей.

При рассмотрении возможности обучения по ИУП стоит помнить о том, что несмотря на то, что обучение по ИУП – это право обучающегося (в соответствии с пп.3 п.1 статьи 34 273-ФЗ), реализация такого права может быть затруднена, если в школе не предусматривается возможность обучения по ИУП. Государство не обязывает образовательные учреждения внедрять в свою практику обучение по ИУП. Школа на свое усмотрение закрепляет обучение по ИУП в своем локальном нормативном акте. Чтобы узнать имеется ли такая возможность в вашей школе, обратитесь к ее локальным нормативным актам, которые обязательно должны быть размещены на веб-сайте школы.Если возможности обучения по ИУП в вашей школе не предусмотрено, то, скорее всего, вам предложат перевестись в другую школу, в которой реализация такого права возможна.

Таким образом, без согласия родителей обучающегося ученика не могут оставить на второй год без согласия родителей. В таком случае родители могут выбрать два других варианта продолжения обучения – обучение по адаптированной образовательной программе или обучение по индивидуальному учебному плану.

Источник

Реален ли второй год обучения в одном и том же классе в современной школе?

Еще пару десятков лет назад второгодники были совсем не редким явлением. В стране царил закон о всеобуче, а учителя не стеснялись ставить своим ученикам заслуженные двойки не только за ответы у доски, но и за четверть или за год. А с двойками путь в другой класс был закрыт. Вот и сидели такие недоросли порой по нескольку лет в одном классе, пока их не переводили на коррекционное обучение или в прямо в ПТУ, если исполнилось 14 лет.

В современной школе большое внимание уделяется чувствам учеников. Так как получать двойки приятного мало, то существует негласная установка их не ставить, особенно итоговые. И да, сейчас двойка за год по предмету в большей степени проблема учителя, а не ученика. Это он плохо сумел научить, а не ребенок ленился. Соответственно и двоечников (номинально) стало намного меньше. Ведь учителя совсем не хотят писать объяснительные по этому поводу и подтверждать свою квалификацию. Проще поставить тройку, ну а там уже ГИА рассудит.

Может ли в таких условиях идти речь о втором годе обучения? Оказывается, может.

Две двойки — второй год?

Действующий Федеральный закон «Об образовании» к ученикам лоялен. Поэтому, один итоговый неуд за год основанием для повторного обучения в том же классе не является. Статьей 17 Закона РФ «Об образовании» определено, что обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. То есть они должны исправить свою двойку в следующем классе.

О втором годе может зайти речь, если ученик, который учится со 2-го по 9-й класс, получил две или более неудовлетворительных оценки за год. Но и тут возможны варианты. Такого ученика по закону можно:

  • оставить на второй год,
  • перевести в класс компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника,
  • перевести на получение образования в иной форме (домашнее, семейное, дистанционное и т.д.).

Родителям ученика дано право выбора в этой ситуации. То есть они должны дать свое согласие на то, чтобы их ребенок повторно прошел курс обучения в том же классе. Или был переведен на другую форму обучения. Поскольку такая ситуация создает определенные сложности для школы, чаще всего нерадивому ученику идут на встречу и дают возможность исправить «хвосты» или найти другой компромисс. Кстати, законодательно определено право на две пересдачи академической задолженности. То есть реальный шанс исправить двойки и продолжить обучение со своими одноклассниками у ребенка есть.

Несдача итоговой аттестации — второй год

В статье 66 ФЗ «Об образовании» сказано:

Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Это значит, что если ученик 4-го или 9-го класса не усвоил программу, то есть не сдал аттестацию по итогам года, он остается на второй год. По идее, аналогичная норма распространяется и на oдиннaдцaтиклaccников. Но их уж точно никто не оставляет на второй год. Выдают справку, что прослушал курс, и в вольное плавание. Что касается четвероклассников и девятиклассников, то им дают возможность исправить ситуацию, то есть пересдать аттестацию. Не получилось? Придется прослушать курс повторно.

Второй год за пропуски

Могут ли оставить на второй год ученика, который пропускал занятия? Этот вопрос сильно волнует родителей часто болеющих детей. Ответ также можно найти в законе. В нем ничего не сказано о том, что, если ребенок пропустил 50% и более учебного времени ( в том числе по уважительной причине) его нужно оставить на второй год. Однако. многие школы в своих локальных актах прописывают, что такое количество пропусков признается неаттестацией ученика, вне зависимости от того, какие у него итоговые оценки. То есть, ребенок, к примеру, провел месяц или больше в больнице в связи с хроническим или инфекционным заболеванием, и ему отказывают в переводе в следующий класс.

Родители должны знать, что такие действия школы незаконны. В этом случае ученику обязаны предоставить возможность сдать академическую задолженность. Родители могут просить администрацию школы назначить срок ликвидации академической задолженности в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 58 ФЗ «Об образовании в РФ» в конце текущего учебного года. Если ученик с этим справится хотя бы удовлетворительно, перевести его в следующий класс обязаны. Если нет, то с согласия родителей возможны варианты. В частности перевод на домашнее обучение. То есть, если ребенок много пропустил, но знает материал, второгодником он быть не должен.

Источник

Одна из идей нового закона «Об образовании» — дать возможность получить образование любому ученику вне зависимости от его способностей. Теперь любой двоечник может переходить из класса в класс без особых проблем, главное каждый год удовлетворительно писать промежуточную аттестацию. Но есть и исключения, о которых некоторые школы даже не знают (невнимательно читают закон). О них подробнее в статье.

Могут ли оставить ребенка на 2 год в 3 классе
Новый закон принес и новую головную боль школам и учителям, а также ученикам и их родителям — ежегодную промежуточную аттестацию по каждому предмету. Начинают их проводить, как правило, во 2 классе (хотя могут начать уже и в первом) до 10 класса. Исключение составляют 9 и 11 классы, так как у них на носу выпускные экзамены. Хотя и им стали подсовывать выпускные проверочные работы (ВПР), дабы добавить побольше стресса.

Получил двойку по одному предмету — не избежать «второгодничества»?

Раньше могли оставить на второй год, сейчас же переведут в следующий класс, даже если двойка не одна. Главное, чтобы оценки за промежуточную аттестацию по предметам были не ниже удовлетворительной. Иначе здесь будет работать статья 58 закона «ОБ образовании в РФ» (об читайте ниже)

Не сдал промежуточную аттестацию хоть по одному предмету — дадут второй шанс, не использовал и его — условно переведут в следующий класс. Об этом нам говорит 58 статья закона «Об образовании»

2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.

3. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.

5. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.

8. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.

Что значит «условный перевод в следующий класс»?

Условно  — значит учишься в следующем классе, но обязан пересдать предмет. Если по каким-то причинам не получилось — могут предложить варианты продолжения обучения —

«повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану».

Повторное обучение — оставляют на второй год. Но только по письменному согласию родителей. Как правило, школа не предлагает индивидуальное обучение (только если есть серьезные причины, например, ребенок не может сам посещать занятия по медицинским показаниям или состоит на учете в полиции). Но в данном случае школа не имеет право самостоятельно оставлять ребенка на второй год.

Кто точно останется на второй год?

П. 5 ст. 66 закона «Об образовании в РФ»:

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Таким образом, если ребенок получил двойки (даже одну) по итогам года в 4,9,11 классах, то он не завершил программу определённого уровня (начального, общего, среднего образования соответственно). Такие дети, к сожалению, не могут перейти в следующий класс и будут вынуждены заново учиться в 4,9,11 классах.

Резюмируем сказанное:

Остаются на второй год те учащиеся, которые закончили 4,9,11 класс с «двойками» (даже одной).

Если по промежуточной аттестации неудовлетворительные оценки, то дается две попытки исправить, если не исправил — условно переводят в следующий класс. Не исправил в установленные сроки — выбери три варианта продолжения обучения (выбирают родители): второй год, индивидуальное обучение или обучение по адаптированным образовательным программам (по заключению ПМПК).

Будьте внимательны в законах, а мы поможем вам в этом разобраться. Желаем вам никогда с этими проблемами не сталкиваться.

Источник

Ребенок не хочет идти в детский сад: 5 причин

Детский и семейный психолог Людмила Свешникова рассказывает, почему дети иногда не хотят идти в детский сад, и как эту проблему можно решить.

Хочу сразу отметить: я против посещения сада до трех лет. Это моя профессиональная точка зрения. Поэтому все, о чем мы будем говорить дальше, применимо для детей старше трех лет.

Итак, вот какие могут быть причины:

Дом не отпускает

Первый вариант – страх родителей за ребенка (будет болеть, слишком слабый физически, воспитатели о нем там не будут заботиться, как нужно, и тому подобное). Второй – отрицательный родительский опыт посещения сада в детстве. И это внутреннее восприятие родитель подсознательно посылает ребенку. «Это ужасное место, но тебе придется туда ходить», – как бы транслирует ребенку мать. «Не пойду!» – кричит здоровая психика ребенка. Третий – страх аутентичности мамы. Часто в случае с младшими детьми, когда в семье заканчивается этап досадовского детства, мама начинает бояться, неосознанно. Все это время она была молодой мамой, которая заботилась о маленьком ребенке, а теперь он идет в садик, и у нее возникают страхи – а будет ли она нужна («кем я буду без ребенка»).

Все это может повлиять на внутреннее решение ребенка. «Лучше я останусь дома, маме так будет спокойнее», – чувствует ребенок. «Мама не будет за меня переживать, я не пойду в страшное место, если я уйду из дома, случится беда» – последний страх свойственен чрезмерно ответственным детям.

Дом подталкивает

Но как активное желание родителя отдать ребенка в сад может помешать ему хотеть этот сад посещать? А все то же самое. И в этом случае ребенок вынужден справляться не только с собственными эмоциями и переживаниями, а еще и с переживаниями родителей. По сути, бессознательно родители транслируют ребенку: расти скорей, докажи всему миру, что мы – хорошие родители. Когда родительская самооценка напрямую связана с достижениями и успешностью ребенка, это становится для малыша непосильной задачей. Часто такое случается со старшими или единственными детьми. Младшим в этом смысле живется проще. Когда возникает такое давление, у ребенка от происходящего теряется ощущение безопасности, растет тревога, ему хочется спрятаться в привычном безопасном месте. «А вдруг я не справлюсь? Лучше дома посижу», – чувствует он.

Вы когда-нибудь прыгали с парашютом? Нет? Тогда просто постарайтесь представить. Есть разница между тем, когда ты прыгаешь сам, и тем, когда вас выталкивают из самолета. Вот представьте это себе. «Невинный» толчок в спину может очень серьезно сказаться на всем развитии ребенка. Есть простое правило: звать – можно и нужно, толкать – нельзя. Для начала нужно разобраться с собственными мотивами и не навешивать свои переживания на ребенка. Иногда просто осознание того, что это есть, «это мои тараканы, они есть, но ты не обязан реагировать», – спасает ситуацию. Тогда у ребенка появляется выбор.

Стоит иметь пути отступления: бабушки, няни, подруги. Ситуация безвыходности ухудшает состояние ребенка. Если вы планируете выйти на работу, то сначала адаптируйтесь к саду, а потом уже выходите на работу. Самому общительному ребенку нужно время на адаптацию. Важно помнить, что для ребенка сад – новый уровень отношения. Это время, когда ребенок получает ответ на вопросы: «как я буду относиться к миру и самому себе?». Малыш берет паттерны поведения у взрослых, но усваивает их в общении с детьми. И тут важно не забывать об этой значимости, нужно дать понять ребенку, что он сам занят важным делом, и мы, взрослые, это понимаем. Это не «мамочка занята, поэтому ты пойдешь в сад» – так неправильно. Правильно – «пока ты занят важными делами, я могу пойти поработать».

Ребенок не готов к саду

История из практики. Аня, 5 лет, наотрез отказывается ходить на любимое занятие – танцы – в саду. В день, когда есть танцы, она вообще не хочет идти в сад. Я весь сад практически наизнанку вывернула, чтобы узнать причину – и воспитателя, и преподавателя, и директора. Все шли навстречу, все хотели помочь. Оказалось, у Анюты не получалось… застегнуть новые красивые туфельки. Просить помочь гордость не позволяла, а желание блистать – не позволяло надеть старые. Отсюда и слезы. Вывод: чем лучше ребенок владеет навыками самообслуживания, тем проще проходит адаптация. Ключевое слово тут «удобно» – надевать, убирать, застегивать. Плохо застегивающаяся молния вызывает агрессию у воспитателя. Взрослый злится на молнию, а не на ребенка, но малыш-то не видит разницы! Для него это «тетя меня не любит». И воспитателя можно понять: проблемы с молнией один раз – не проблема, а 15 раз у 15-ти детей – проблема. Одна воспитательница рассказывала мне о шарфике от кутюр на девочке, который вызывал у нее образ Айседоры Дункан. Ребенок бегает в развевающемся длинном шарфе по площадке, а воспитательница переживает, что шарф сейчас за что-то зацепится и удушит малышку.

Помните, ребенок без вас – другой, ведет себя иначе, чем с вами. Малышка, чинно выступающая в белом комбинезоне с бабушкой по правую руку, и с мамой – по левую, в их отсутствие с разбегу с удовольствием ныряет в первую попавшуюся грязную лужу. Помните, одежда класса люкс – не для сада. Выделите один день и понаблюдайте за ребенком с точки зрения его готовности делать все самому (как в саду). Постарайтесь сделать все удобно. Надо, чтобы ему ничто не мешало, ничего не царапало. Ваш сын может рваться домой, потому что в новой футболке ему некомфортно, и он хочет ее снять и надеть старую, домашнюю, мягкую.

Сад не готов к особенностям ребенка

Проблемы с отказом ходить в сад могут быть связаны с самим садом. Потому что сад не готов к особенностям вашего ребенка. Возьмем, к примеру, гиперчувствительность к шуму. Есть дети (и не только дети, но и взрослые люди), плохо переносящие высокий уровень шума. Знаю нескольких руководителей, стремительная карьера которых объяснялась желанием поскорее получить отдельный кабинет и перебраться из open space.

Также, например, есть особенность – непереносимость несанкционированных прикосновений. Если сотрудник фирмы, где вы работаете, начнет вас толкать, хватать или кусать, вы как минимум удивитесь. Во взрослом мире такое недопустимо, а в детском – это обыденность. И слова воспитателя «не подходите к нему, он у нас нежный» не помогают ребенку наладить отношения с другими детьми. Он готов и хочет играть и толкаться, и участвовать в играх, но контролируя процесс. Он не против общения, он против того, что прикосновения и такие действия случаются внезапно и без его согласия. С таким ребенком нужно воспитателю проговаривать правила поведения в игре: хватать за руку можно, за косу – нельзя. И ребенок должен быть готов к тому, что сейчас будет происходить.

Как подготовить ребенка к выходу в детский сад: 16 советов

Есть дети, которые не могут спать в садах. Есть взрослые люди, которые в чужих домах не спят – из каких детей они выросли, как вы считаете? Им нужно свое безопасное пространство. Для них сон – интимный процесс. Такие дети охотно будут играть, гулять и так далее, но спать в саду не будут.

Еще одна периодически встречающаяся особенность некоторых детей, которая может вызвать проблемы с садом, – есть дети, постоянно испытывающие когнитивный голод. Им нужно, чтобы вокруг постоянно что-то происходило, нужна ситуация активного развития – спектакли, игры и так далее. И если это не организуют взрослые, они сами себе это организуют (смотрите «Трудный ребенок 1 и 2»). «Мы не успеваем за вашим ребенком», – говорят в таких случаях воспитатели. Эти дети не дерутся, просто они постоянно вовлекают других детей в разные активности, за которыми воспитатели не успевают следить.

Родителям таких детей нужно помнить: это – не проблема, а особенность ребенка. Не нужно его переделывать, чтобы приспособить малыша к саду. Нужно искать такой сад и таких воспитателей, которые готовы будут принимать и учитывать эти особенности.

Ярлыки

Будьте аккуратнее с любыми оценочными суждениями в отношении ребенка. Если дразнилки и какие-то негативные клички или определения ребенка – это всем понятно, что плохо, но столь же опасны и положительные оценки («помощник, спокойный мальчик, серьезная девочка, хороший организатор и так далее»).

История из практики. Ваня, 6 лет. Наотрез отказывается идти в сад. Мама подводит меня к стене славы у них дома, завешанной грамотами, заставленной кубками. Ребенок везде лидер, успешен, все его любят. Мама в недоумении: «У других проблемы, но у нас-то какие?» Действительно, мальчик обладает качествами лидера, организовывает интересную жизнь для группы в саду, игры и тому подобное. И все, включая воспитателей, от него этого ожидают в обязательном порядке. Ребенок в сад практически ходил, как на работу. Еще раз напомню, что для гармоничного развития ребенок должен пробовать себя в областях и сферах, в которых он несилен, и развивать их. А как можно пробовать что-то новое, в чем ты еще не успешен, когда тебя постоянно просят демонстрировать успешность? В случае с Ваней оказалось, что Ваня влюбился и попробовал сделать то, чего еще не делал и не умел, – написать стихи. Писать стихи в саду ему не давали – от него ждали активных игр, организаторства, следили за тем, что он делает, он все время был на виду, а он смущался. Потому он сел дома, закрылся в комнате, обложился Пушкиным и начал писать стихи. Представьте: шестилетний мальчуган заперся в комнате, задвинул шкафом дверь, и отказался идти в сад.

И я скажу вам, какой совет я дала его маме: ну дайте уже ребенку написать стих! Дети имеют право быть разными.

Статья Chips Journal

Источник