Модуль развития уровня ребенка

Модуль развития уровня ребенка thumbnail

Департамент образования и науки Тюменской области

Тюменская межрегиональная организация Профсоюза работников образования и науки РФ

Тюменский областной государственный институт развития регионального образования

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«АВТОРСКАЯ ИДЕЯ В МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»

Модуль игра как средство организации универсальной предметно-игровой среды

Гелехановой Анастасии Васильевны,

воспитателя

муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №18

комбинированного вида

города Тюмени

2013 г.

Содержание 

Введение

3

Глава 1. Теоретические основы организации предметно-  

                развивающей среды  группы

    Принципы организации предметно-развивающей среды группы

    4

      Особенности организации предметно-игровой среды  для детей 4-5 лет

      5

      Глава 2.   Модуль – игра, как средство организации  

                       универсальной предметно-игровой среды

      2.1.

      Применение «Модуль – игры» в различных видах  детской    деятельности

      5

      2.2.

      Использование модулей в образовательном процессе

      7

      Глава 3.  «Оценка уровня популярности применения                            

                      мягких модулей в самостоятельной игровой                      

                      деятельности детей»

      Заключение                                                                                                      

         9

      Литература                                                                                               9                   

      Приложения                                                                                              10

      Введение

      Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной жизнью, его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы…

      Е.И. Тихеева

         Одно из важных условий образовательной работы в детском саду – правильная организация развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно – творческую деятельность всех детей группы.

         Определяющим моментом создания среды является педагогическая идея, цель. Достижение этой цели осуществляется через реализацию выбранной общеобразовательной программы. Также важным фактором успеха, является соответствие предметной среды тематическому планированию.

         Следовательно, предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры. Также, при организации образовательной среды важно учитывать универсальность и  многофункциональность игр. При этом  среда не должна быть загромождена, чтобы не сковывать двигательную активность детей. И мы озадачились, каким же образом создать универсальную предметно – игровую среду.

         На данный вопрос мы нашли ответ в работах Новоселовой С.Л.. Автор предлагает реализацию основных требований к организации развивающей среды  в ДОУ через применение системы «Модуль-игра».

         Цель работы: создание универсальной предметно-развивающей среды, направленной на развитие игровой деятельности детей.  

         Задачи:

      1. Раскрыть возможности универсальных игровых модулей для развития игровой деятельности детей.
      2. Разработать картотеку игр, с применением мягких модулей.
      3. Выявить уровень популярности использования «Модуль – игры» среди детей группы.

         Решение поставленных задач, позволит создать в группе универсальную предметно-игровую среду, подходящую для организации различных видов игр.

      Глава 1. Теоретические основы организации предметно-развивающей среды  группы

      1. Принципы организации предметно-развивающей среды группы

         В последнее время происходят большие изменения в сфере дошкольного образования, обусловленные выходом в свет новых нормативных документов. Согласно федеральным  государственным требованиям к условиям реализации ООП дошкольного образования при создании предметной развивающей среды дошкольного образовательного учреждения необходимо соблюдение следующих принципов (рисунок 1):

      Рисунок 1

      1. Информативности – предусматривает разнообразие тематики материалов и оборудования, и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
      2. Вариативности – определяется видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;
      3. Полифункциональности – предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно – образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно – развивающей среды;
      4. Педагогической целесообразности – позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно – развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
      5. Трансформируемости – обеспечивает возможность изменений предметно – развивающей среды, позволяет вынести на первый план ту или иную функцию пространства по ситуации.

         Итак, среда должна способствовать развитию игровой деятельности. Немаловажное значение имеет организация предметно-игровой среды для каждого дошкольного возраста, имеющего свою специфику развития.

      1. Особенности организации предметно-игровой среды  для детей 4-5 лет

          Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

         На пятом году жизни приобретенный детьми игровой опыт способствует тому, что они начинают проявлять более активный интерес к игровому взаимодействию со сверстниками, стремятся к объединению в играх.

          Главными педагогическими задачами на данном этапе становятся: развитие сюжетов и тематики игр, овладение детьми первичными умениями сюжетосложения; обогащение содержания игровых действий; формирование умений устанавливать разнообразные ролевые отношения и вести ролевой диалог; стимулирование детской игровой самостоятельности и творчества и др.

         Характерными особенностями данной возрастной группы является также то, что дошкольники уже могут по собственной инициативе самостоятельно играть в знакомые подвижные игры; придумывать новые с использованием имитации. С помощью педагога дети учатся преобразовывать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, полифункциональный игровой материал [2].

         Таким образом, учитывая возрастные особенности, предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми данной  возрастной категории, от игровых интересов детей и уровня развития их игры. Если игровая среда статична, неизменна, то дети привыкают к постоянному набору игрового материала и могут не обращать на него внимания, и в результате – возникает совершенно неестественное для дошкольников отсутствие интереса к игре.

      Читайте также:  Центр развития ребенка полевской

      Глава 2.   Модуль – игра как средство организации универсальной предметно-игровой   среды

      2.1. Применение «Модуль – игры» в различных видах детской  деятельности

         Исходя из общих требований к организации предметно-развивающей среды,  мы убедились в том, что детям необходимы такие игрушки, с которыми они могли бы играть очень долго, открывая в них все новые и новые возможности, которые побуждали бы детей к творческому отражению действительности, рождали бы у них познавательные интересы, инициативность их деятельности.

          Новоселова С.Л. рекомендует использовать условный, крупный, средообразующий материал для организации обобщенной предметно-игровой среды, которую автор называет, система «Модуль-игра».

          «Модуль-игра», представляет собой модули из поролона, обтянутого искусственной кожей разного цвета. Все элементы разной геометрической формы и размера. Ребенок может сложить из них куб, либо, раскидав эти модули по комнате, сделать из них стол, стул, кроватку, машинку. То есть, это, как бы, мебель-игрушка. Система этих модулей позволяет ребенку дошкольного возраста выплеснуть всю фантазию, которая у него рождается в голове, в процессе игры.

         В исследованиях многих авторов установлено, что использование этих условных, крупных предметов способствует активизации функции замещения у детей в игре и становится важным фактором развития самодеятельных сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевые игры в такой предметно-игровой среде открывают более широкие возможности для проявления интеллектуальной инициативы детей в игре.

          Организация игры с крупными, нейтральными по отношению к любому содержанию игры, средообразующими предметами дает возможность замещать не только один конкретный необходимый предмет, но и создавать целую предметную ситуацию, сомасштабную пространству игровой комнаты. По ходу игры возникает экспериментирование и в воображаемой ситуации, и в реальном действии, в реальном движении на изменяющуюся предметную среду. Детям нравятся игры, в которых они преодолевают физические затруднения при перемещении предметов, при их сооружении, что вызывает у них радость.

         Инициатива детей в игре часто бывает скована заранее определенной педагогами тематикой игр, наличием стабильных по содержанию игровых зон (уголков), толкающих детей на воспроизведение одних и тех же сюжетов игр во всех возрастных группах, т.е. детям заранее задается игровая задача. Но игра, прежде всего, должна быть творческой и помехи на пути детского творчества в игре следует устранять. Таким образом, возникает психолого-педагогическая задача – побудить детей к творческому использованию своего жизненного опыта в игре, а не действовать по шаблону, диктуемому стандартным предметным содержанием игровых уголков. «Модуль – игра»  имеет уникальную педагогическую ценность для организации пространственного конструирования, развития детского воображения, проектного мышления и для повышения динамичности движений играющих детей [4].

            Наше воображение формируется в детстве. И игра с мягкими модулями не только способствует развитию у ребенка фантазии, но и дает возможность воплотить образы своей фантазии в игре. Ведь на самом деле нет стола, нет холодильника, а есть предметы в форме куба или параллелепипеда, которые дети наделяют игровым значением.

         Таким образом, игры с крупногабаритными модулями-блоками способствуют развитию творческих способностей детей, активности, самостоятельности, потому что эти геометрические фигуры близки и понятны детям. Большие, всевозможные формы и размеры, сочность красок и простота создания постройки – вызывает у детей положительные эмоции и речевую активность. «Модуль – игра» многофункциональна, и выступает, как средство организации универсальной предметно-игровой среды, которая побуждает детей к творческому отражению действительности, вызывает у них познавательные интересы, инициативность в их деятельности.

      2.2. Использование модулей в образовательном процессе.

         Для эффективной организации образовательной деятельности очень важен выбор средств. Для дошкольников игра является не только местом приобретения знаний, но и ареной для самовыражения, самореализации своих возможностей. При отборе содержания игр необходимо учитывать интересы, желания, склонности и способности детей. Постоянными спутниками при создании построек являются стихи, сказки, потешки, чистоговорки, как хорошо известные, так и сочиненные вместе с детьми. В таблице приведены варианты использования мягких модулей в образовательном процессе.

      Тема недели

      Задачи

      Варианты использования модулей

      Осень

      — Учить осуществлять простейший анализ, выделяя ярко выраженные в предметах свойства и качества (цвет, форму, величину);

      — Оптимизировать двигательную активность детей;

      Перемещение модулей в игровом пространстве группы в соответствии с инструкцией.

      Познакомить с понятиями «Высокий, низкий» (Приложение 1 рис. 5), «Узкие ворота, широкие»

      Построение конструкций для подвижных игр.

      Я

      в мире человек

      -Учить детей сооружать в определенной последовательности прочную постройку;

      -Учить отражать в своих конструкциях имеющиеся представления из своего опыта, закреплять конструкторские навыки (приставлять, прикладывать, перекрывать, комбинировать детали); 

      -Знакомить с профессиями;

      С-р игры «Строители», «Ж/д вокзал» (Приложение 1, рис. 7)  «Аэропорт»;

      Мой город, моя страна

      — Способствовать развитию творческого воображения;

      -Воспитывать желание строить и обыгрывать композицию;

      Закреплять  произношение слов определяющих пространственные понятия (внизу, наверху, позади, впереди);

      С-р игры «Города», «На улице»,

      «Домик для куклы с мишкой»,

      Зима

      Развивать умение устанавливать ассоциативные связи;

      Формировать умения создавать коллективные конструкции;

      Театрализованные игры «Заюшкина избушка»; «Хоровод»

      Знакомство с народной культурой и традициями

      Стимулировать творчество и самостоятельность, способствовать их речевому и игровому общению;

      Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков.

      Обыгрывание потешек, чистоговорок,  

      с использованием модулей («Паровоз», «Калачи», с-р игра «Чаепитие» (Приложение1, рис. 6)  «Колесо», «Автобус», ) 

      (Приложение 1, рис. 3)

      Весна

      Развивать экспериментально – исследовательскую деятельность

       Эксперимент «Соотношение веса и величины»

      День Победы

      Знакомить с военными профессиями, техникой

      с/р игры «Танкисты»

      «Моряки», «Летчики»

      Лето

      Развивать творческое воображение, мышление

      Воспитывать желание строить и обыгрывать композицию;

      с/р игра «Мы по морю плывем» (Приложение 1, рис. 4)

      Глава 3.  Оценка уровня популярности применения мягких модулей в самостоятельной игровой деятельности детей

          С целью определения уровня популярности применения мягких модулей в самостоятельной игровой деятельности детей мы провели диагностические наблюдения.

      Ход исследования: данные наблюдения могут быть использованы при индивидуальном обследовании ребенка, а также могут применяться для групповой диагностики. Предложенные  наблюдения следует выполнять в разные дни:

      1. Дети самостоятельно придумывают игры, и активно используют в своей деятельности мягкие модули. (10 баллов)
      2. Детям предлагается игра, и они самостоятельно разыгрывают сюжет, изменяя элементы и роли, используют мягкие модули (8 баллов)
      3. Дети используют мягкие модули в организованной игре, но без руководства воспитателя интерес к игре очень быстро проходит. (5 баллов)
      4. Дети не используют в игровой деятельности мягкие модули, модуль-игра не вызывает интереса. (0 баллов)

      Результаты проведенных диагностических мероприятий отражены в таблице. (Приложение 2). Более наглядно результаты представлены в диаграмме, на которой видно, что в течение двух недель дети самостоятельно придумывали игры, и активно использовали  в своей деятельности мягкие модули (60 баллов). Также, дети самостоятельно разыгрывали сюжет, по предложенной игре, используя  модули (32 балла).

      Заключение

          Конструирование из мягких модулей — это своеобразная творчески-продуктивная деятельность. Обучение при помощи мягких модулей, поддерживает интерес детей, активизирует познавательную деятельность, двигательную сферу, коммуникативные навыки, развивает двигательную активность, пространственное мышление.

      Читайте также:  Преимущества раннего развития ребенка

         Если ребёнок не играет, значит, у него не развивается социальная мотивация, не формируются социальные позиции. А это, в свою очередь, ведёт к снижению и недоразвитию познавательных способностей, неумению общаться. И наоборот, овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник способен к преодолению трудности в учёбе и общении.

         Мы убедились на практике, что система «Модуль-игра» позволяет самим детям и вместе с воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития. И предметно-игровая среда становится развивающей, т.е. она позволяет функционально моделировать развитие игры и ребенка через игру.  

      Литература

      1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Главная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 224с
      2. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 160с.
      3. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. – 119 с.
      4. Новоселова С.Л. Система «Модуль – игра». Новая развивающая предметно – игровая среда для дошкольников и педагогическая технология ее использования. М.: ООФ «Социальное развитие России», 2004.  – 40с.

      Приложение 1

      Рисунок 7

      С-р игра «Поезд»

      Рисунок 3

      С-р игра «Мы в автобусе сидим»

      Рисунок 4

      С-р игра «Мы по морю плывем»

      Рисунок 5

      «Высокая – низкая башня»

      Рисунок 6

      С-р игра «Чаепитие»

      Приложение 2

      Результаты наблюдения «Оценка уровня популярности применения мягких модулей в самостоятельной игровой деятельности детей»

                 Дата (январь)

      Критерии

      14

      15

      16

      17

      18

      21

      22

      23

      24

      25

      Результат

      Дети самостоятельно придумывают игры, и активно используют в своей деятельности мягкие модули.

      10

      10

      10

      10

      10

      10

        60 баллов

      Детям предлагается игра, и они самостоятельно разыгрывают сюжет, изменяя элементы и роли, используют мягкие модули

      8

      8

      8

      8

      32 балла

      Дети используют мягкие модули в организованной игре, но без руководства воспитателя интерес к игре очень быстро проходит

      0 баллов

      Дети не используют в игровой деятельности мягкие модули, модуль-игра не вызывает интереса

      0 баллов

      Источник

      Консультация:

      «Применение модулей для создания игрового развивающего пространства для детей дошкольного возраста».

      Проектирование современной образовательной среды дошкольного учреждения как многомерного пространства (адекватного актуальным потребностям детей дошкольного возраста и соответствующего тенденциям развития современной культуры, экономики, производства) отвечает гуманистическим позициям образования. В детском саду ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Возможности получения такого опыта расширяются при условии создания предметно-развивающей среды. Такие факторы создания ситуации успеха и эмоционального благополучия как дизайн и эргономика в образовательном пространстве дошкольного учреждения благотворно влияют на воспитание, образование и на здоровье детей, поэтому выбранную тему считаю актуальной на современном этапе дошкольной педагогики.

      В «Концепции по дошкольному воспитанию» сформулированы основные принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях: принцип дистанции, позиции при взаимодействии, принцип активности, самостоятельности, творчества, принцип стабильности – динамичности развивающей среды, принцип комплексирования и гибкого зонирования, принцип открытости-закрытости, принцип учета половых и возрастных различий детей, принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Два последних принципа очень тесно взаимосвязаны между собой и являются неотъемлемыми частями развивающей системы образовательной среды. Исходя из того, что ребенок находится в дошкольном учреждении целый день, большое значение имеет создание для него оптимальных условий для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. В соответствии с современными санитарно-техническим и эстетическим требованиям предметно-развивающая среда планомерно реконструируется, модернизируется.

      Личностно-ориентированная образовательная среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Здесь существует противоречие: с одной стороны – необходимость пространства для проявления активности детей, а с другой – ограниченность помещений детского сада.

      Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

      Помещение нашей группы новое, функционирует она 2 года, материально-техническая база только формируется, большое внимание уделяю функциональности развивающей среды и имеющегося игрового материала. Считаю, что ребенок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения, в соответствии с принципом активности построения развивающей среды в ДОУ.

      Поэтому я поставила перед собой цель: создание условий для личностного развития ребенка через организацию предметно-пространственной развивающей среды.

      Сформулировала задачи:

      1. Создавать условия для оптимального использования пространства группы, разнообразных видов деятельности и отдыха детей.

      2. Развивать логическое и творческое мышление, воображение детей, сенсорную активность, коммуникативность.

      3. Учить детей нестандартному мышлению, творческому подходу к использованию имеющегося оборудования группы.

      Игровое пространство организовываю таким образом, чтобы оно имело свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям, что позволяет реализовывать личностно-ориентированную модель воспитания. Приобщаю детей к преобразованию развивающей среды группы. Это стало возможным благодаря использованию современного игрового оборудования. Оно позволяет придерживаться принципов организации развивающей среды в рамках личностно-ориентированной модели образования.

      В процессе индивидуальной игры и игры со сверстниками у ребенка развиваются такие личностные качества, как: самостоятельность, инициативность, креативность, творческая активность, целеустремленность, чувство коллективизма, ответственности за результат, взаимопомощи.

      В своей работе создаю игровое пространство с использованием разных деталей и мягких модулей, которые появились в практике работы сравнительно недавно, в этом заключается новизна и оригинальность данной работы. Мягкие модули – это изделия различного назначения, изготовленные из поролона, обтянутые искусственной кожей.

      Использую их в спортивной, игровой и конструктивной деятельности детей, тем самым побуждаю детей к творчеству и активным действиям, создаю условия для их полноценной релаксации.

      Яркие и интересные игрушки очень популярны среди детей. С ними мы просто играем, сидим, кладем под голову, строим множество интересных конструкций. Так же использую их в подвижных играх: ходим по ним, перешагиваем, перепрыгиваем, в результате чего развиваю двигательную активность и координацию несложных движений.

      Совершая действия с мелкими деталями модулей, развиваю у ребенка внимание, наблюдательность, логическое мышление, усидчивость, закрепляю полученные элементарные математические представления. Знакомлю детей с основными цветами через называние цветов модулей.

      Действия с модулями помогают укрепить руки малыша, развивают согласованные движения руки и пальцев, сенсорные координации в системе «глаз-рука», в результате чего повышается работоспособность ребенка, его внимание и умственная активность, происходит стимуляция интеллектуальной и творческой деятельности.

      При помощи модулей создаю предметно-игровую среду – из модулей дети строят конструкции для сюжетно-ролевых игр: дом, магазин, больница, автобус, поезд, пароход, бассейн.

      Читайте также:  Параметры развитие ребенка по месяцам

      В проекте пространственной развивающей среды должна быть заложена возможность ее изменения согласно принципу стабильности динамичности развивающей среды. В интерьере должны выделяться многофункциональные легко трансформируемые элементы. Возможность трансформации пространства появляется у воспитателя и детей (что особенно важно): модулями совместно с детьми разделяем помещение группы на игровые зоны для различных видов игровой деятельности: для отдыха и активной деятельности, тем самым создаются условия для продуктивного развития ребенка.

      Разделяем пространство игровой комнаты с учетом принципа половых и возрастных различий детей – отделяем зоны для мальчиков (для игры с автомобилями, конструирования по собственному замыслу) и девочек (дом, парикмахерская). Это позволяет проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе понятиями о мужественности и женственности.

      Предлагаю опыт практического использования модулей для создания развивающего игрового пространства ребенка.

      «Придумай, как оживить мяч»

      Предлагаю ребенку большой набивной мяч, круги, треугольники, овалы, полоски и косички на двухстороннем скотче и прошу его «оживить мяч», ориентируясь на собственное воображение. Дети с удовольствием делают из предложенных деталей части лица – нос, глаза и рот – вот уже и готов смешной человечек, причем его настроение можно менять, переклеивая отдельные части «лица». Из трех круглых модулей разного размера получится снеговик или гусеница. Мир фантазии безграничен!

      Некоторое время спустя из прямоугольного или цилиндрического модулей, сооружаем друга для человечка – собаку или кота, приделав модулям нос, глаза, пирамидки из обычного конструктора заменяют им уши и хвост и лапки. Из них же приклеиваем «иголки» ежу, сделанному из модуля. Игру предлагаю, ориентируясь на возраст ребенка. В младшем и среднем возрасте предлагаю данный вид деятельности индивидуально. В дальнейшем детям старшего и подготовительного дошкольного возраста планирую предлагать групповую работу, когда с одним модулем работает несколько человек.

      На подобном принципе строится игра «Придумаем вместе».

      Усаживаю детей полукругом вокруг модуля. Одному ребенку даю задание «превратить» модуль в определенное животное, приклеивая к нему соответствующие детали, например мышку. Другие дети не должны знать о задании. Они угадывают животное после каждой приклеенной ребенком детали. Чем раньше дети угадают животное, тем успешнее ребенок выполнил задание.

      Через математические игры формирую у детей представление о количественных отношениях, представления о времени, величине. Ориентирую на совместную деятельность взрослого с ребенком.

      «Математический модуль» сооружаю из модуля-круга или прямоугольника. К модулю креплю карман со вложенными деталями: шары-бусины, круги и другие геометрические фигуры разных цветов, шнуры и полоски различных цветов и длины, счетный материал.

      Возможные варианты упражнений.

      «Сколько шариков?» — договариваемся, какого цвета шарики будут у вас и вашего ребенка, откладываем вправо сколько-нибудь шариков и сравниваем, у кого шариков больше, меньше или поровну.

      «Где цветочков больше?» — предлагаю детям считать на полянке цветочки. Они «срывают» по несколько цветочков, а затем сравнивают, кто больше сорвал цветов, меньше, поровну, где цветочков больше, на полянке или в руках у детей. Для того чтобы дать правильный ответ, дети используют способ приложения или наложения.

      «Холодно-тепло» сектор Градусники» — с помощью натурального комнатного градусника объясняю детям, что в зависимости от температуры воздуха столбик градусника опускается или поднимается. Ребята указывают температуру на каждом градуснике, сравнивают расположение полос и определяют, где температура выше.

      «Посчитаем» — предлагаю детям «посадить» на поле цветочки столько, сколько они услышат хлопков.

      «Найди тропинку» — задание состоит в том, чтобы, шагая по модулям «выйти из леса». Условие такое: шагать можно только по прямоугольникам/кругам, либо по фигурам красного/желтого цвета, по большим/маленьким фигурам.

      «Построй мост» — ребенку сообщаю ситуацию – нужно перейти через волшебную реку. Но мост нужно строить только из деталей, расположенных в определенной последовательности, например: прямоугольник, круг, квадрат.

      «Строим дом» — каждому ребенку в команде даю один модуль. Задание – выстроить дом из модулей. Какая команда детей быстрее справится с заданием, та и является победителем.

      «Построй башню» — делю детей на 2 команды, ставлю в 2 колонны. Модули сложены между колоннами вперемешку. Задание – выстроить пирамиду/башню из прямоугольников – первой команде, из квадратов/модулей-таблеток – второй команде. Побеждает та команда, которая быстрее и без ошибок справится с заданием.

      «Слушай внимательно!» — из модулей прямоугольной формы — кирпичиков выкладываем «дорожку». Расстояние между модулями чуть больше ступни ребенка. Воспитатель говорит слово вперед/назад и делает столько хлопков, сколько кирпичиков нужно переступить.

      «Построй фигуру» — из предложенных модулей строим геометрическую фигуру. Квадраты – прямоугольник, треугольники – квадрат, из модулей-таблеток – цилиндр, из прямоугольника – трапецию.

      «Художник» — на модуле-мате «рисуем» любую картину, используя плоские предметы: цветы, бабочки, фрукты, геометрические фигуры. «Картину» оформляем из деталей конструктора при помощи двухстороннего скотча и мелких пластмассовых игрушек. Рисуем по заданию или по собственному замыслу ребенка.

      «Дизайнер» — из модулей сооружаем мебель для кукольного уголка и декорируем ее деталями: геометрическими фигурами, сделав из них узор или забавные мордашки.

      «Какое время года?» — по заданию ребенок строит из модулей предмет для игры в определенное время года. Дети должны отгадать, какое именно время года загадано. Например: песочницу, горку, ворота с мячом, кораблик, каток, бассейн.

      «Поезд» — ставлю модуль-поезд и говорю, что пассажирам нужно самим подготовить себе вагон для путешествия. Это может быть модуль определенного цвета или формы, размера. Усложняю задачу – каждый вагон должен состоять из 2 модулей, нужно поставить их так, чтобы ехать было удобно и надежно. В данной игре хорошо развивается логическое мышление. Главное помнить, что вагоны должны стоять друг за другом и ваш поезд готов к путешествию. Можно спросить из каких деталей состоит вагон ребенка и куда бы он хотел отправиться на этом поезде.

      В программе «Развитие» Л.А. Венгера на занятиях часто используются фланелеграфы для работы с заместителями. Их с успехом заменяет модуль-мат и геометрические фигуры на скотче.

      Развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышления ребенка. В своей работе способствую этому, развивая мелкую моторику рук малыша. Кисти рук – представители речевых центров мозга, повышая их умелость и ловкость, напрямую активизирую речевые функции у ребенка.

      Игры и задания с применением мягких модулей всегда вызывают интерес у детей, они позволяют сделать игру творческой и активной, следовательно, более продуктивной для развития и социализации ребенка.

      Результатом стало повышение уровня активности участия и повышение достижений детей в сюжетно-ролевой игре.

      В 70% игр, которые проводятся в течение дня, (организуемых воспитателем или самими детьми) используются мягкие модули. Это является показателем заинтересованности детей в самом процессе игры и желании разнообразить ее, используя свое творчество и фантазию.

      Используя мягкие модули в своей работе, я убедилась, что это универсальный материал для создания игровой развивающей среды в ДОУ.

      Источник