Моделирование индивидуальной траектории развития ребенка
ирина гаврилова
Построение индивидуальной траектории развития ребенка в свете ФГОС дошкольного образования
2 слайд
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования сформулированы основные принципы дошкольного образования. Один из них — принцип индивидуализации, сформулированный как построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, где сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования
3 слайд
Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей детей, что позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка.
В дошкольном возрасте для всестороннего развития важно не только развитие имеющихся у ребенка способностей, но и не менее важно развитие скрытых возможностей, способностей. Ребенку можно передать определенный объем знаний, умений, навыков, но не все дети одинаковы, каждый ребенок идет в развитии своим особым, присуще только ему, путем, поэтому здесь особенно важна роль педагога, который обязан помочь ему в этом. Но не надо ожидать от всех детей высоких результатов, так как у каждого ребенка свои способности.
Всем известно о широком разбросе индивидуальных особенностей дошкольников.
Дети различаются:
разным уровнем гибкости мыслительной деятельности — одни быстро находят ответы, другим нужно основательно подумать, чтобы прийти к правильному заключению;
разным темпом усвоения знаний — одни быстро схватывают и запоминают, другим нужна длительная работа и повторения, чтобы усвоить новый материал;
в разном темпе формируются и навыки: один ребенок выполняет действия автоматически после десятка повторений, у других это число повторений удваивается и утраивается, и только тогда действие становится автоматизированным.
Возникает сложная проблема перед воспитателем — учесть все это и сделать обучение оптимальным для каждого ребенка. Как построить работу, чтобы максимально учесть индивидуальные особенности воспитанников? Один из выходов этой проблемы – разноуровневое обучение
Разноуровневое обучение – это личностно — ориентированная технология, при которой воспитанник имеет возможность овладеть программным материалом в зависимости от своих способностей и возможностей, но не ниже базового
Слайд 4
Понятие “индивидуальная образовательная траектория
обладает широким значением и предполагает несколько направлений реализации:
содержательный — вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут.
деятельностный — специальные педагогические технологии.
процессуальный — организационный аспект
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых. Важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. В слабых руках малышей – наше с вами будущее, наш завтрашний день.
слайд 5
Слайд 6
Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
Индивидуальные образовательныемаршруты разрабатываются:
для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
— для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Индивидуальный образовательный маршрут
можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении
На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута
1. Этап наблюдения.
2. Диагностический этап.
3. Этап конструирования.
4. Этап реализации
5. Этап итоговой диагностики.
Остановимся подробнее на каждом этапе
1. Этап наблюдения.
Цель этапа: выявить группу дошкольников,испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников»
2. Диагностический этап.
На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом психологом
Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины (на начало и конец сопровождения)».
3. Этап конструирования.
Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.
4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.
Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения. Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра педагогу в реализации индивидуальных маршрутов помогает педагогический приём «почтовый ящик», в котором дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями задания.
5 этап завершающая диагностика
На этом этапе проводится завершающая диагностика.
Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась). По результатам наблюдения заполняется та же таблица.
С учётом данных этапов мы составили и реализовали индивидуальные образовательные маршруты, с учётом методов педагогической поддержки, содержания работы, для устранения выявленных трудностей в развития ребёнка и причин, способствующих их возникновению.
7 слайд
Принципы построения образовательного маршрута:
Принцип психологической комфортности
Принцип демократизации
Принцип индивидуализации
Принцип гуманизма
Принцип дифференциации и интеграции
Принцип развивающего обучения
Принцип творчества
Принцип естественной двигательной активности
8 слайд
Компоненты образовательного маршрута:
целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);
содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования);
технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).
9 слайд
Этапы создания образовательного маршрута :
Цель:
1. Выявление дошкольников,испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные.
2. Определение причин трудностей ребенка.
Этап конструирования образовательного маршрута.
Цель: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.
Этап реализации.
через специально организованную деятельность (подгрупповые, фронтальные, индивидуальные занятия,
организацию совместная деятельность педагога с детьми,
создание условий для самостоятельной деятельности,
Этап итоговой диагностики.
Проводится завершающая диагностика.
Цель: выявить результаты действия маршрута.
10 слайд
Типы индивидуального образовательного маршрута
Я – центрированный образовательный маршрут. В основе его – сам ребенок. Всё сосредоточено на нём, всё ориентировано на него. Маршрут имеет ярко выраженную личностную направленность.
ИОМ, ориентированный на получение знаний. Ведущая ориентированность маршрута связана с приобретением знаний.
ИОМ, ориентированный на формирование себя как образованного человека.
ИОМ, ориентированный на формирование себя как будущего специалиста
11 слайд
Комплекс факторов выбора индивидуального образовательногомаршрута определяется: особенностями, интересами и потребностями самого дошкольника и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
— профессионализмом педагогического коллектива;
— возможностями детского сада удовлетворить образовательные потребности воспитанников;
— возможностями материально-технической базы детского сада.
12 слайд
Индивидуальные образовательныемаршруты разрабатываются:
— для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; -для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
13 слайд
Процедура разработки индивидуальных образовательных маршрутов
Воспитателями совместно с узкими специалистами (медицинский работник, педагог-психолог, учитель-логопед) разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут (содержательный компонент, затем в календарном плане фиксируется разработанный способ его реализации (технология организации образовательного процесса).
Следовательно, в более широком понимании ИОМ – это интегрированная модель психолого-медико-педагогического пространства, создаваемого дошкольными специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.
14 слайд
Оформление индивидуального образовательного маршрута
Источник
1
«МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ» Государственное учреждение «Школа-гимназия» города Лисаковска, Костанайская область.
2
Цель: Создание условий, оптимальной образовательной среды для развития индивидуальных способностей, саморазвития и самореализации личности школьника. Задачи: Организация системы исследовательской работы учащихся. Формирование устойчивого познавательного интереса к различным видам получения знаний, желания постоянно их пополнять. Изучение психологических особенностей детей для сохранения психического, физического здоровья. Использование проектного метода, информационных технологий, интерактивного режима обучения. Проведение мониторинга реальных знаний, умений, компетентностей, соответствующих стандартам общего образования РК Подготовка талантливых педагогов в системе очно-заочного, дистанционного повышения квалификации и самообразования. Широкое использование стимула соревнования, для отслеживания оценки усердия ребенка и сбора данных в портфолио.
3
3 Дополнительное образование Индивидуальное сопровождение одаренных детей Психолого – педагогическое сопровождение Программа «Ступени» Методическое обеспечение ФМЛ
4
4 Прогнозирование результатов Коррекционная деятельность Составление программы Аналитико – регулятивная деятельность Диагностика
5
5 Организация факультативных и кружковых занятий Организация факультативных и кружковых занятий Составление банка одаренных и способных учащихся Составление банка одаренных и способных учащихся Диагностика индивидуальных способностей личности школьника Диагностика индивидуальных способностей личности школьника Аналитико – регулятивная деятельность Анализ результативности Составление программ курсов, индивидуальной траектории развития Составление программ курсов, индивидуальной траектории развития
6
Фамилия _____________ Имя _____________ Класс _________ Предметные области ___________________________________ Учитель ______________________________________________ Проблемно-ориентированная характеристика учащегося Цель индивидуального изучения предмета Основное содержание образования: — Изучение программы курса за ____ класс (опережающее); — Изучение некоторых разделов ______ самостоятельно Дополнительное содержание образования Источники дополнительной информации Планируемые результаты индивидуальной работы График индивидуальных занятий с учителем День и время консультаций, форма, темп прохождения Позволяет спланировать и осуществлять индивидуальную работу с каждым ребенком
7
1. Пояснительная записка 2. Психолого-педагогическая характеристика ученика (ученицы); 3. Цели и задачи образовательного маршрута; 4. Принципы построения, структура учебного плана; 5. Критерии оценивания личностного роста учащегося, успешности продвижения по индивидуальной образовательной траектории. 6. Индивидуальный учебный план по предмету Содержание (раздел, программы, тема) Форма изучения Форма отчета Сроки 1. Темы для самостоятельного изучения Дистанционно, самостоятельно. Совместное с учителем решение задач Проект. Аналитическое сравнение. Отчет 2. Опережающее обучение, углубление Устно или письменно Решение задач
8
8 Планирование и реализация индивидуальной образовательной траектории Диагностический этап: самоанализ и самооценка в ходе собеседования. Каковы мои сильные стороны? Слабые? Каких личностных качеств, знаний, умений мне не хватает для достижения желаемого результата? Этап целеполагания. Что для меня является главным в обучении? Каких личностных изменений хочу достичь? Этап определения содержания. Самоанализ и самооценка. Какие предметы и на каком уровне сложности мне нужно изучить? Какие умения мне необходимы? Формирование индивидуального плана обучения. Форма организации учебного процесса, темп прохождения обучения и т.д. Этапы реализации индивидуального учебного плана. Насколько успешно мое продвижение? Какие затруднения испытываю? В чем причина и т.д. Анализ и оценка результатов. Чего я достиг? Что во мне изменилось? Перспективы моего дальнейшего обучения?
9
Самостоятельная работа школьников Индивидуаль ные занятия, консультации Урок Учебн о- тренировочные сб оры Факульта тивы, спецкурсы Практичес кие занятия Летний лагерь для одаренных детей Психологическ ие тренинги НОУУ «Эрудит», НПК НОУУ «Эрудит», НПК
10
10 96% 93% 4% 7% Коррекционная деятельность Инновационные технологии обучения Психолого – педагогическое сопровождение Индивидуальная работа с учеником
11
1. Одаренные дети – это дети, которые…. 1. показывают хорошие результаты в учёбе; 2. быстро выполняют задания; 3. готовы отвечать на каждом уроке; 4. готовы продемонстрировать свои определенные способности (например, по математике и т.д.); 5. отличаются неординарным мышлением; 6. имеют творческие способности; 7. могут выполнять сложные задания; 8. задают разные вопросы.
12
1. создание специальных условий дома, 2. заинтересованность и помощь родителей; 3. совместная работа родителей и педагогов; 4. обучение детей на высоком уровне сложности; 5. обучение в специальных группах и учреждениях; 6. сложные игры, задания, творческие задачи; 7. всестороннее развитие ребёнка; 8. умственное развитие; 9. индивидуальная работа; 10. умелое руководство развитием ребёнка;
13
1. недостаток профессиональных навыков; 2. отсутствие соответствующих условий в школе; 3. слабая материальная база; 4. большое количество детей в классе; 5. нежелание родителей помогать своим детям; 6. (свой вариант ответа) _________________________
14
1 этап – Подготовительный 2 этап – Реализация программы 3 этап — Рефлексия
15
Включает в себя: 1) Диагностику одаренных детей — наблюдение за детьми в урочной деятельности (отношение к предмету, уровень развития речи, активность мышления.) — анализ выполнения детьми проблемных задач, предполагающих творческий подход — отслеживание результатов участия детей в школьных предметных олимпиадах, НПК. 2) Создание УМК – образовательная программа, средства обучения (статистические материалы, сборники тестов и задач, учебные пособия для углубленного изучения предмета) Цель: — научить выделению основных компонентов деятельности — цели, предмета, операций и продукта; — научить исследованию компонентов деятельности; — научить установлению взаимосвязи между компонентами деятельности. Задания и действия учителя — способствовать умению выявлять сходства и различия вещей; — способствовать умению выделять из совокупности знаний необходимые; — содействовать приобретению специальных и меж профильных знаний; — способствовать приобретению привычки вести постоянное сравнение вещей.
16
1) Формирование мотивации. Учитель выстраивает перед ребенком перспективу, показывает, как он будет развиваться, занимаясь географией, что ему даст этот предмет, для формирования Я-концепции. В дальнейшем вся учебная деятельность носит мотивирующий характер. 2) Организация деятельности Теоретический блок. Цель: Углубление и расширение знаний по основным разделам школьных курсов, основываясь на принципах горизонтального и вертикального обогащения, их систематизация. Формы работы: -лекции; -проблемные дискуссии -научная работа в библиотеке с литературой Практический блок. Цель: Формирование актуальных практических навыков. Формы работы: -практические занятия с документами, картами, справочной литературой; решение предметных задач олимпиад разного уровня; написание эссе
17
На этом этапе не только анализируются те задания, с которыми сталкиваются ребята, но обязательно осуществляется самоанализ движения собственной мысли, чувства, знания, успеха и неудачи. Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения эффективности в дальнейшем. Итоги рефлексии помогают обдумать и простроить будущую деятельность.
18
«Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми»
Источник