Модель сопровождения развития ребенка
Модель сопровождения детей и семьи в ДОО.
Коротких Лариса Владимировна,
учитель-логопед,
Дудина Нина Семеновна,
воспитатель,
БМАДОУ «Детский сад № 17» комбинированного вида
г.Березовский Свердловской обл.
Одним из основных целей ФГОС ДО является обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования, в том числе и для детей с ОВЗ. Таким образом, Стандарт прямо указывает, что к концу обучения в ДОУ ребенок с ОВЗ должен освоить образовательную программу наравне с нормально развивающимся сверстником. В тоже время, повышается заинтересованность в результатах личностного развития ребенка и его социализации у родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Таким образом, разработка нашей Модели образования своевременна и будет востребована ДО. Инновационный продукт эффективен, т.к. его содержание соответствует поставленным целям и интересам участников образовательных отношений.
По результатам ранней и промежуточной диагностики развития детей в детском саду территориальной областной психолого-медико-педагогической комиссией (ТОПМПК) были выявлены дети с задержкой психического развития, общим недоразвитием речи, фонетическим и фонетико-фонематическим нарушением речи, с эмоционально-волевыми нарушениями.
Поэтому основной целью Модели образования в БМАДОУ «Детский сад № 17» стало: создание условий для выравнивания стартовых возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья и профилактики их школьной дезадаптации. Планируемым результатом является снятие статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», сформированность психологического и речевого развития ребенка в соответствии с возрастом и его дальнейшее успешное обучение в общеобразовательном учреждении.
Для реализации данной Модели образования БМАДОУ «Детский сад № 17» в соответствии с ФГОС ДО были определены следующие задачи:
1. Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ОВЗ создать необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ОВЗ;
2. Для квалифицированной коррекции нарушений развития создать специальные программно — методические условия для получения образования детьми с ОВЗ, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов для проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
3. Создать условия для оптимально полноценного физического, психического, эмоционального и социального развития дошкольников с ОВЗ;
4. Использовать инновационные технологии для эффективности коррекционно-образовательного процесса.
Опираясь на ФГОС ДО для реализации Модели образования для детей с ОВЗ в БМАДОУ «Детский сад № 17» проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования), психологической диагностики (выявление и изучение психологом индивидуально-психологических особенностей детей), логопедической диагностики (определение уровня развития речи), при необходимости учителем-дефектологом проводится оценка уровня развития мышления. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
По результатам обследования педагогами БМАДОУ «Детский сад № 17» проводятся беседы с родителями для совместного определения маршрута развития ребенка, выявления «резервных» возможностей ребенка, семьи и ДОУ при выявлении трудностей в освоении Программы, коммуникативных навыков и социализации. С согласия родителей ДОУ направляет ребенка на ТОПМПК с целью определения, уточнения и корректировки образовательного маршрута ребенка и оказания родителям (законным представителям) ребенка консультативной помощи. Для выполнения рекомендаций ТОПМПК и сопровождения детей с ОВЗ в БМА ДОУ «Детский сад № 17» созданы:
- психолого-медико-педагогический консилиум,
- группа компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи,
- группа комбинированной направленности для инклюзивного образования детей с задержкой психического развития наравне с нормально развивающимися сверстниками,
- логопедический пункт для коррекции фонетических и фонетико-фонематических нарушений речи,
- кабинет психологической помощи,
- медицинский блок для оказания оздоровительно-профилактических и коррекционно-восстановительных мероприятий,
- кабинет консультативной помощи учителя-дефектолога.
Для коррекции и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в соответствии с ФГОС ДО в группах комбинированной и компенсирующей направленности и для детей – инвалидов созданы:
- адаптированные основные общеобразовательные программы;
- рабочие программы педагогов по освоению основной общеобразовательной программы;
- адекватная возможностям ребёнка охранительно-педагогическая и предметно-развивающая среда в ДОУ;
- семейная коррекционно-развивающая среда через обучение родителей навыкам стимулирующего общения с собственным ребёнком.
Удовлетворенность всех участников педагогического процесса в ДОУ оценивается в соответствии с результатами:
- для детей – удовлетворенности коррекционно-развивающими, оздоровительными мероприятиями, проходящими в совместной с педагогом игровой форме;
- для родителей – эффективностью обучения и качественной подготовкой детей к школе;
- для воспитателей – положительной оценкой деятельности руководителями ДОУ и родителями;
- для руководителя – высокой оценкой деятельности педагогического коллектива детского сада.
Таким образом, созданная Модель образования для детей с ОВЗ в БМАДОУ «Детский сад № 17» позволяет повысить качество образования и к концу обучения в ДОУ выровнять стартовые возможности ребенка с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО.
Источник
Первые три года жизни являются чрезвычайно
важным и ответственным этапом в развитии
ребенка. В данный период наблюдается
максимальный темп формирования предпосылок,
обусловливающих все дальнейшее развитие
организма. В этом возрасте закладываются основы
для благополучного развития всех психических
функций ребенка, а также фундаментальные
личностные образования, такие как общая
самооценка, доверие к людям, интерес к
окружающему миру и др.
В раннем детстве контроль за психическим
развитием необходим для раннего выявления
отклонений, планирования индивидуальных мер
коррекции и профилактики, направленных на
создание условий полноценного развития всех
сторон психики ребенка. Важность такой работы
связана с исключительным значением ранних
этапов психического онтогенеза для развития
личности. Благодаря быстрым темпам развития в
период раннего детства незамеченные или
показавшиеся незначительными отклонения от
нормального могут привести к выраженным сдвигам
в более зрелом возрасте. [2]
Кроме того, ранний возраст представляет более
широкие возможности коррекции за счет большей
пластичности детской психики, чувствительности
к воздействиям, направленным на оптимизацию
психического развития ребенка. Поэтому
своевременное выявление возможных отклонений в
развитии маленького ребенка чрезвычайно важно.
Если начать коррекционные мероприятия уже с
младенческого возраста, есть шанс устранить все
проблемы к дошкольному и младшему школьному
возрасту, что, соответственно, позволит
предотвратить возникновение дальнейших
отклонений.
Анализ статистических данных показывает, что
на сегодняшний день до 80% детей рождаются
физиологически незрелыми, около 70% — имеют
диагностированное перинатальное поражение
центральной нервной системы. А у части детей,
родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в
первые месяцы и годы жизни. Из общего числа детей
30% нуждаются в реабилитации, 45% — в коррекционной
помощи того или иного направления. [1] Все больше
проявляется необходимость создания службы
раннего сопровождения, на это уже направлены и
ценностные ориентации государства и общества.
Открываются психолого-медико-педагогические
центры, консультативно-диагностические пункты,
создаются службы раннего сопровождения,
разрабатываются программы комплексного
психолого-медико-педагогического сопровождения
детей раннего возраста. Именно эта форма
организации раннего сопровождения начала
осуществляться в нашем детском саду.
Целью нашего сопровождения является создание
оптимальных условий, необходимых для
полноценного физического и психического
развития, эмоционального и социального
благополучия ребенка раннего возраста.
Задачи программы:
- раннее выявление отклонений в развитии ребенка;
- создание необходимой развивающей среды;
- разработка и применение индивидуальных мер
коррекции; - стимуляция потенциальных возможностей ребенка;
- осуществление профилактики неблагополучного
развития детей.
Нормативно-правовая база (основные документы):
- Конвенция о правах ребенка.
- Закон РФ “Об образовании”.
- Письмо МО РФ “Об интегрированном воспитании и
обучении детей с отклонениями в развитии в ДОУ” - Приказ “О специализированной помощи больным
при нарушении речи и других ВПФ” - Приказ “О совершенствовании системы
мед.обеспечения детей в ОУ” - Положение о работе ПМПк ДОУ.
- Устав ДОУ.
Основные принципы:
Принцип междисциплинарного подхода
особенности
педагогической среды [1]
Организационная модель службы
психологического сопровождения:
I блок ориентирован на детей и включает в себя
организационные формы оказания помощи детям
раннего возраста с проблемами в развитии.
Содержание работы в данном направлении
заключается в реализации наблюдений и
диагностической работы с целью изучения того,
как проходит период адаптации ребенка к детскому
саду, оценки уровня развития малыша, и
своевременного выявления детей, имеющих
отклонения в физическом, интеллектуальном,
эмоциональном развитии, трудности в обучении и
социальной адаптации.
По результатам наблюдений и диагностических
мероприятий делаются выводы, заключения, даются
устные и/или письменные рекомендации родителям и
педагогам группы по наиболее эффективному
простраиванию дальнейшего взаимодействия и
коррекционно-развивающей работы с детьми. При
выявлении недостатков в развитии
разрабатываются и реализуются индивидуальные
программы развития. Полученная информация о
ребенке может быть использована для создания
развивающей среды в группе, изменения
обстановки, смены стиля взаимодействия с детьми,
пересмотра распорядка жизни малышей и т.д.
II блок в организационной модели службы
ориентирован на оказание психологической и
информационной помощи педагогам, работающим с
детьми раннего возраста. Приоритетные задачи:
а) ознакомить педагогов с особенностями и
закономерностями развития детей раннего и
младшего возраста;
б) при возникновении необходимости обучить
адекватным способам взаимодействия с детьми с
определенными трудностями;
в) помочь создать условия, способствующие
повышению эмоционального комфорта в группе и
стимулирующие развитие личности ребенка.
Деятельность III блока в организационной
структуре службы направлена на оказание
психолого-педагогической помощи родителям детей
раннего возраста. В настоящее время эта помощь
оказывается на консультативном уровне:
индивидуальные и групповые консультации,
информация в “уголках родителей” (стендовые
консультации, информационные листки, памятки и
т.д.), анкетирование родителей (для знакомства с
личностными особенностями ребенка, отслеживания
динамики изменений в развитии личности и т.д.). В
дальнейшем планируется организация в детском
саду Школы молодых родителей, где родители
смогут поделиться опытом, получить необходимые
теоретические знания и практические навыки
взаимодействия с детьми.
Направления деятельности психолога:
Моя работа в диагностическом направлении
обеспечивает, прежде всего, определение уровня
развития ребенка, его соответствие нормативным
показателям ведущих для данного возраста линий
развития. Полученные результаты позволяют
определить характер психофизического развития
каждого ребенка – его нормативность, наличие
опережения либо задержки, как в целом, так и по
отдельным линиям.
Диагностика осуществляется мною в ходе
анкетирования родителей, бесед с педагогами и
родителями, индивидуального педагогического
обследования уровня психофизического развития
ребенка (заполнение карты психофизического
развития ребенка по эпикризным срокам (авторы
Н.М. Аксарина, К.Л. Печора) [2]), углубленного
психолого-педагогического обследования ребенка
(по методикам Н.В. Серебряковой [3], Е.О. Смирновой
[4], Е.А. Стребелевой [5]), в ходе наблюдений за
ребенком.
Диагностическая функция является базовой по
отношению ко всем остальным функциям службы,
определяя содержательную основу их реализации.
В профилактическом направлении я работаю
на обеспечение профилактики возникновения
отклонений в развитии, обусловленных
несоответствием требований среды реальным
возможностям ребенка.
Средствами профилактики выступают специально
организованная предметно-пространственная
среда в группе, развивающее взаимодействие,
сотрудничество взрослых с ребенком в различных
видах деятельности, индивидуальные и групповые
развивающие занятия с педагогом (с учетом
рекомендаций педагога-психолога),
психопрофилактические занятия.
Работа в развивающем направлении
направлена на стимуляцию потенциальных
возможностей ребёнка, создание
психолого-педагогических условий
своевременного появления и развития у него
ведущих психологических новообразований
данного возраста, овладение ребёнком
соответствующими формами деятельности и
общения.
Реализуется развивающая функция в процессе
индивидуальных и групповых занятий с педагогом и
развивающего взаимодействия родителей с
ребенком.
Коррекционное направление – предполагает
целенаправленную работу по изменению
развивающей среды, адаптации ее к возможностям и
потребностям ребенка, создание
психолого-педагогических условий преодоления
имеющихся у ребенка трудностей в овладении
деятельностью, способами и средствами
взаимодействия с окружающими, развитии
психологических функций.
Реализуется коррекционная функция в процессе
специальной организации
предметно-пространственной,
коррекционно-развивающей среды, специально
организованного взаимодействия взрослых с
ребенком, а также в ходе коррекционных занятий.
Консультативное и просветительское
направление – направлено на создание
необходимого информационного и мотивационного
поля ранней психолого-педагогической помощи,
активное включение родителей ребенка раннего
возраста с ограниченными возможностями здоровья
в целенаправленный коррекционно-развивающий
процесс. Адресатами консультативной помощи
являются как родители детей раннего возраста,
так и педагоги, медики, другие специалисты.
Содержание консультативной помощи включает
информацию о закономерностях развития ребенка в
раннем возрасте, об индивидуальных особенностях
развития ребенка, задачах, направлениях и
средствах развивающего взаимодействия взрослых
с ребенком и т.д.
Консультативная функция реализуется в
процессе индивидуальных и групповых
консультаций родителям и педагогам, а также в
виде оформления стендовых консультаций.
На данном этапе я ставила перед собой задачу
обобщить, систематизировать накопленный опыт,
методы и формы работы с детьми раннего возраста,
а также выстроить систему действий по
становлению службы сопровождения развития
ребенка с первых дней его пребывания в ДОУ.
В данный момент эта система осуществляется так:
Система психолого-педагогического
сопровождения:
- Анкетирование родителей (еще до поступления
ребенка в детский сад) (см. Приложение
1). Устные и письменные рекомендации
родителям по развитию детей раннего дошкольного
возраста и по подготовке к поступлению в детский
сад (см. Приложение 2). Изучение
медицинской карты. (Предварительный сбор
информации о ребенке, его особенностях, стиле
семейного воспитания, определение уровня
готовности ребенка к поступлению в детский сад.) - Наблюдение за детьми в группе. Беседы с
родителями и воспитателями. Проведение
психологической диагностики уровня
адаптированности ребенка к ДОУ (см. Приложение
3). Основной задачей на этом этапе становится
выявление, комплексное обследование и отбор
детей раннего возраста, имеющих отклонения в
физическом, эмоциональном развитии и социальной
адаптации. - Заполнение воспитателем под руководством
психолога карты психофизического развития
ребенка раннего возраста (см. Приложение
4) с целью отслеживания гармоничности
/дисгармоничности развития ребенка, обобщения
информации об уровне развития детей,
планирования направлений индивидуальной работы
(индивидуально по эпикризным срокам каждого
ребенка). - Психолого-педагогическое обследование детей с
целью определения актуального уровня развития,
выявления проблем и недостатков развития. - Рекомендации родителям и педагогам. Разработка
и осуществление индивидуальных комплексных
коррекционно-развивающих программ (в случае
необходимости).
Предполагаемые результаты:
- Раннее выявление отклонений в развитии детей.
- Устранение выявленных проблем в развитии в
течение дошкольного детства. - Повышение психолого-педагогической
грамотности педагогов и родителей. - Создание специально организованной
педагогической среды.
Литература:
- Баранова М.Л. Справочник руководителя
дошкольного образовательного учреждения.
Организация психолого-педагогической помощи
детям раннего возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. - Диагностическое обследование детей раннего и
младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В.
Серебряковой. – СПб.: Каро, 2005. - Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста
в дошкольных учреждениях. – М.: Владос, 2002. - Смирнова Е.О. Диагностика психического развития
детей от рождения до 3 лет. – СПб.: Детство пресс,
2005. - Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая
диагностика развития детей раннего и
дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007.
Источник