Модель сопровождения развития ребенка

Модель сопровождения развития ребенка thumbnail

Модель сопровождения детей и семьи в ДОО.

Коротких Лариса Владимировна,

учитель-логопед,

Дудина Нина Семеновна,

воспитатель,

БМАДОУ «Детский сад № 17» комбинированного вида

г.Березовский Свердловской обл.

  Одним из основных целей ФГОС ДО является обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования, в том числе и для детей с ОВЗ. Таким образом, Стандарт прямо указывает, что к концу обучения в ДОУ ребенок с ОВЗ должен освоить образовательную программу наравне с нормально развивающимся сверстником. В тоже время, повышается заинтересованность в результатах личностного развития ребенка и его социализации у родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Таким образом, разработка нашей Модели образования своевременна и будет востребована ДО. Инновационный продукт эффективен, т.к. его содержание соответствует поставленным целям и интересам участников образовательных отношений.  

    По результатам ранней и промежуточной диагностики развития детей в детском саду территориальной областной психолого-медико-педагогической комиссией (ТОПМПК) были выявлены дети с задержкой психического развития, общим недоразвитием речи, фонетическим и фонетико-фонематическим нарушением речи, с эмоционально-волевыми нарушениями.

Поэтому основной целью Модели образования в БМАДОУ «Детский сад № 17» стало: создание условий для выравнивания стартовых возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья и профилактики их школьной дезадаптации. Планируемым результатом является снятие статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», сформированность психологического и речевого развития ребенка в соответствии с возрастом и его дальнейшее успешное обучение в общеобразовательном учреждении.

Для реализации данной Модели образования БМАДОУ «Детский сад № 17» в соответствии с ФГОС ДО были определены следующие задачи:

1. Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ОВЗ создать необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ОВЗ;

2. Для квалифицированной коррекции нарушений развития создать специальные программно — методические условия для получения образования детьми с ОВЗ, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов для проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

3.        Создать условия для оптимально полноценного физического, психического, эмоционального и социального развития дошкольников с ОВЗ;

4.        Использовать инновационные технологии для эффективности коррекционно-образовательного процесса.

Опираясь на ФГОС ДО для реализации Модели образования для детей с ОВЗ в БМАДОУ «Детский сад № 17» проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования), психологической диагностики (выявление и изучение психологом индивидуально-психологических особенностей детей), логопедической диагностики (определение уровня развития речи), при необходимости учителем-дефектологом проводится оценка уровня развития мышления. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

По результатам обследования педагогами БМАДОУ «Детский сад № 17» проводятся беседы с родителями для совместного определения маршрута развития ребенка, выявления «резервных» возможностей ребенка, семьи и ДОУ при выявлении трудностей в освоении Программы, коммуникативных навыков и социализации. С согласия родителей ДОУ направляет ребенка на ТОПМПК с целью определения, уточнения и корректировки образовательного маршрута ребенка и оказания родителям (законным представителям) ребенка консультативной помощи. Для выполнения рекомендаций ТОПМПК и сопровождения детей с ОВЗ в БМА ДОУ «Детский сад № 17»  созданы:

  • психолого-медико-педагогический консилиум,
  • группа компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи,
  • группа комбинированной направленности для инклюзивного образования детей с задержкой психического развития наравне с нормально развивающимися сверстниками,
  • логопедический пункт для коррекции фонетических и фонетико-фонематических нарушений речи,
  • кабинет психологической помощи,
  • медицинский блок для оказания оздоровительно-профилактических и коррекционно-восстановительных мероприятий,
  • кабинет консультативной помощи учителя-дефектолога.
Читайте также:  Интеллектуальное развитие ребенка в речи

Для коррекции и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в соответствии с ФГОС ДО в группах комбинированной и компенсирующей направленности  и для детей – инвалидов созданы:

  • адаптированные основные общеобразовательные программы;
  • рабочие программы педагогов по освоению основной общеобразовательной программы;
  • адекватная возможностям ребёнка охранительно-педагогическая и предметно-развивающая среда в ДОУ;
  • семейная коррекционно-развивающая среда через обучение родителей  навыкам стимулирующего общения с собственным ребёнком.

  Удовлетворенность всех участников педагогического процесса в ДОУ оценивается в соответствии с результатами:

  • для детей – удовлетворенности коррекционно-развивающими, оздоровительными мероприятиями, проходящими в совместной с педагогом игровой форме;
  • для родителей – эффективностью обучения и качественной подготовкой детей к школе;
  • для воспитателей – положительной оценкой деятельности руководителями ДОУ и родителями;
  • для руководителя – высокой оценкой деятельности педагогического коллектива детского сада.

  Таким образом, созданная Модель образования для детей с ОВЗ в БМАДОУ «Детский сад № 17» позволяет повысить качество образования и к концу обучения в ДОУ выровнять стартовые возможности ребенка с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО.

Источник

Первые три года жизни являются чрезвычайно
важным и ответственным этапом в развитии
ребенка. В данный период наблюдается
максимальный темп формирования предпосылок,
обусловливающих все дальнейшее развитие
организма. В этом возрасте закладываются основы
для благополучного развития всех психических
функций ребенка, а также фундаментальные
личностные образования, такие как общая
самооценка, доверие к людям, интерес к
окружающему миру и др.

В раннем детстве контроль за психическим
развитием необходим для раннего выявления
отклонений, планирования индивидуальных мер
коррекции и профилактики, направленных на
создание условий полноценного развития всех
сторон психики ребенка. Важность такой работы
связана с исключительным значением ранних
этапов психического онтогенеза для развития
личности. Благодаря быстрым темпам развития в
период раннего детства незамеченные или
показавшиеся незначительными отклонения от
нормального могут привести к выраженным сдвигам
в более зрелом возрасте. [2]

Кроме того, ранний возраст представляет более
широкие возможности коррекции за счет большей
пластичности детской психики, чувствительности
к воздействиям, направленным на оптимизацию
психического развития ребенка. Поэтому
своевременное выявление возможных отклонений в
развитии маленького ребенка чрезвычайно важно.
Если начать коррекционные мероприятия уже с
младенческого возраста, есть шанс устранить все
проблемы к дошкольному и младшему школьному
возрасту, что, соответственно, позволит
предотвратить возникновение дальнейших
отклонений.

Анализ статистических данных показывает, что
на сегодняшний день до 80% детей рождаются
физиологически незрелыми, около 70% — имеют
диагностированное перинатальное поражение
центральной нервной системы. А у части детей,
родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в
первые месяцы и годы жизни. Из общего числа детей
30% нуждаются в реабилитации, 45% — в коррекционной
помощи того или иного направления. [1] Все больше
проявляется необходимость создания службы
раннего сопровождения, на это уже направлены и
ценностные ориентации государства и общества.
Открываются психолого-медико-педагогические
центры, консультативно-диагностические пункты,
создаются службы раннего сопровождения,
разрабатываются программы комплексного
психолого-медико-педагогического сопровождения
детей раннего возраста. Именно эта форма
организации раннего сопровождения начала
осуществляться в нашем детском саду.

Целью нашего сопровождения является создание
оптимальных условий, необходимых для
полноценного физического и психического
развития, эмоционального и социального
благополучия ребенка раннего возраста.

Читайте также:  Отставание в развитии ребенка 4 лет что делать

Задачи программы:

  • раннее выявление отклонений в развитии ребенка;
  • создание необходимой развивающей среды;
  • разработка и применение индивидуальных мер
    коррекции;
  • стимуляция потенциальных возможностей ребенка;
  • осуществление профилактики неблагополучного
    развития детей.

Нормативно-правовая база (основные документы):

  • Конвенция о правах ребенка.
  • Закон РФ “Об образовании”.
  • Письмо МО РФ “Об интегрированном воспитании и
    обучении детей с отклонениями в развитии в ДОУ”
  • Приказ “О специализированной помощи больным
    при нарушении речи и других ВПФ”
  • Приказ “О совершенствовании системы
    мед.обеспечения детей в ОУ”
  • Положение о работе ПМПк ДОУ.
  • Устав ДОУ.

Основные принципы:

    Принцип междисциплинарного подхода

  • Принцип сотрудничества с семьей ребенка
  • Принцип конфиденциальности.
  • Принцип последовательности и поэтапности
  • Принцип непрерывности
  • Принцип ориентации на индивидуальные
    особенности
  • Принцип создания специально организованной
    педагогической среды [1]
  • Организационная модель службы
    психологического сопровождения:

    I блок ориентирован на детей и включает в себя
    организационные формы оказания помощи детям
    раннего возраста с проблемами в развитии.
    Содержание работы в данном направлении
    заключается в реализации наблюдений и
    диагностической работы с целью изучения того,
    как проходит период адаптации ребенка к детскому
    саду, оценки уровня развития малыша, и
    своевременного выявления детей, имеющих
    отклонения в физическом, интеллектуальном,
    эмоциональном развитии, трудности в обучении и
    социальной адаптации.

    По результатам наблюдений и диагностических
    мероприятий делаются выводы, заключения, даются
    устные и/или письменные рекомендации родителям и
    педагогам группы по наиболее эффективному
    простраиванию дальнейшего взаимодействия и
    коррекционно-развивающей работы с детьми. При
    выявлении недостатков в развитии
    разрабатываются и реализуются индивидуальные
    программы развития. Полученная информация о
    ребенке может быть использована для создания
    развивающей среды в группе, изменения
    обстановки, смены стиля взаимодействия с детьми,
    пересмотра распорядка жизни малышей и т.д.

    II блок в организационной модели службы
    ориентирован на оказание психологической и
    информационной помощи педагогам, работающим с
    детьми раннего возраста. Приоритетные задачи:

    а) ознакомить педагогов с особенностями и
    закономерностями развития детей раннего и
    младшего возраста;

    б) при возникновении необходимости обучить
    адекватным способам взаимодействия с детьми с
    определенными трудностями;

    в) помочь создать условия, способствующие
    повышению эмоционального комфорта в группе и
    стимулирующие развитие личности ребенка.

    Деятельность III блока в организационной
    структуре службы направлена на оказание
    психолого-педагогической помощи родителям детей
    раннего возраста. В настоящее время эта помощь
    оказывается на консультативном уровне:
    индивидуальные и групповые консультации,
    информация в “уголках родителей” (стендовые
    консультации, информационные листки, памятки и
    т.д.), анкетирование родителей (для знакомства с
    личностными особенностями ребенка, отслеживания
    динамики изменений в развитии личности и т.д.). В
    дальнейшем планируется организация в детском
    саду Школы молодых родителей, где родители
    смогут поделиться опытом, получить необходимые
    теоретические знания и практические навыки
    взаимодействия с детьми.

    Направления деятельности психолога:

    Моя работа в диагностическом направлении
    обеспечивает, прежде всего, определение уровня
    развития ребенка, его соответствие нормативным
    показателям ведущих для данного возраста линий
    развития. Полученные результаты позволяют
    определить характер психофизического развития
    каждого ребенка – его нормативность, наличие
    опережения либо задержки, как в целом, так и по
    отдельным линиям.

    Диагностика осуществляется мною в ходе
    анкетирования родителей, бесед с педагогами и
    родителями, индивидуального педагогического
    обследования уровня психофизического развития
    ребенка (заполнение карты психофизического
    развития ребенка по эпикризным срокам (авторы
    Н.М. Аксарина, К.Л. Печора) [2]), углубленного
    психолого-педагогического обследования ребенка
    (по методикам Н.В. Серебряковой [3], Е.О. Смирновой
    [4], Е.А. Стребелевой [5]), в ходе наблюдений за
    ребенком.

    Диагностическая функция является базовой по
    отношению ко всем остальным функциям службы,
    определяя содержательную основу их реализации.

    В профилактическом направлении я работаю
    на обеспечение профилактики возникновения
    отклонений в развитии, обусловленных
    несоответствием требований среды реальным
    возможностям ребенка.

    Средствами профилактики выступают специально
    организованная предметно-пространственная
    среда в группе, развивающее взаимодействие,
    сотрудничество взрослых с ребенком в различных
    видах деятельности, индивидуальные и групповые
    развивающие занятия с педагогом (с учетом
    рекомендаций педагога-психолога),
    психопрофилактические занятия.

    Читайте также:  Особенности развития ребенка школьного возраста физическое

    Работа в развивающем направлении
    направлена на стимуляцию потенциальных
    возможностей ребёнка, создание
    психолого-педагогических условий
    своевременного появления и развития у него
    ведущих психологических новообразований
    данного возраста, овладение ребёнком
    соответствующими формами деятельности и
    общения.

    Реализуется развивающая функция в процессе
    индивидуальных и групповых занятий с педагогом и
    развивающего взаимодействия родителей с
    ребенком.

    Коррекционное направление – предполагает
    целенаправленную работу по изменению
    развивающей среды, адаптации ее к возможностям и
    потребностям ребенка, создание
    психолого-педагогических условий преодоления
    имеющихся у ребенка трудностей в овладении
    деятельностью, способами и средствами
    взаимодействия с окружающими, развитии
    психологических функций.

    Реализуется коррекционная функция в процессе
    специальной организации
    предметно-пространственной,
    коррекционно-развивающей среды, специально
    организованного взаимодействия взрослых с
    ребенком, а также в ходе коррекционных занятий.

    Консультативное и просветительское
    направление – направлено на создание
    необходимого информационного и мотивационного
    поля ранней психолого-педагогической помощи,
    активное включение родителей ребенка раннего
    возраста с ограниченными возможностями здоровья
    в целенаправленный коррекционно-развивающий
    процесс. Адресатами консультативной помощи
    являются как родители детей раннего возраста,
    так и педагоги, медики, другие специалисты.

    Содержание консультативной помощи включает
    информацию о закономерностях развития ребенка в
    раннем возрасте, об индивидуальных особенностях
    развития ребенка, задачах, направлениях и
    средствах развивающего взаимодействия взрослых
    с ребенком и т.д.

    Консультативная функция реализуется в
    процессе индивидуальных и групповых
    консультаций родителям и педагогам, а также в
    виде оформления стендовых консультаций.

    На данном этапе я ставила перед собой задачу
    обобщить, систематизировать накопленный опыт,
    методы и формы работы с детьми раннего возраста,
    а также выстроить систему действий по
    становлению службы сопровождения развития
    ребенка с первых дней его пребывания в ДОУ.

    В данный момент эта система осуществляется так:

    Система психолого-педагогического
    сопровождения:

    1. Анкетирование родителей (еще до поступления
      ребенка в детский сад) (см. Приложение
      1
      ). Устные и письменные рекомендации
      родителям по развитию детей раннего дошкольного
      возраста и по подготовке к поступлению в детский
      сад (см. Приложение 2). Изучение
      медицинской карты. (Предварительный сбор
      информации о ребенке, его особенностях, стиле
      семейного воспитания, определение уровня
      готовности ребенка к поступлению в детский сад.)
    2. Наблюдение за детьми в группе. Беседы с
      родителями и воспитателями. Проведение
      психологической диагностики уровня
      адаптированности ребенка к ДОУ (см. Приложение
      3
      ). Основной задачей на этом этапе становится
      выявление, комплексное обследование и отбор
      детей раннего возраста, имеющих отклонения в
      физическом, эмоциональном развитии и социальной
      адаптации.
    3. Заполнение воспитателем под руководством
      психолога карты психофизического развития
      ребенка раннего возраста (см. Приложение
      4
      ) с целью отслеживания гармоничности
      /дисгармоничности развития ребенка, обобщения
      информации об уровне развития детей,
      планирования направлений индивидуальной работы
      (индивидуально по эпикризным срокам каждого
      ребенка).
    4. Психолого-педагогическое обследование детей с
      целью определения актуального уровня развития,
      выявления проблем и недостатков развития.
    5. Рекомендации родителям и педагогам. Разработка
      и осуществление индивидуальных комплексных
      коррекционно-развивающих программ (в случае
      необходимости).

    Предполагаемые результаты:

    • Раннее выявление отклонений в развитии детей.
    • Устранение выявленных проблем в развитии в
      течение дошкольного детства.
    • Повышение психолого-педагогической
      грамотности педагогов и родителей.
    • Создание специально организованной
      педагогической среды.

    Литература:

    1. Баранова М.Л. Справочник руководителя
      дошкольного образовательного учреждения.
      Организация психолого-педагогической помощи
      детям раннего возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
    2. Диагностическое обследование детей раннего и
      младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В.
      Серебряковой. – СПб.: Каро, 2005.
    3. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста
      в дошкольных учреждениях. – М.: Владос, 2002.
    4. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития
      детей от рождения до 3 лет. – СПб.: Детство пресс,
      2005.
    5. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая
      диагностика развития детей раннего и
      дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007.

    Источник