Модель развития ребенка в доу

бикмаева фируза хасановна
Моделирование как средство познавательного развития детей дошкольного возраста: модели, виды моделей, условия организации

2.3. Моделирование как средство познавательного развития детей: модели, виды моделей, условия организации.

Моделирование — наглядно-практический метод обучения.

Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т. д.)

Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними, знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.

В дошкольной педагогике разработаны модели для обучения детей звуковому анализу слов (Л. Е. Журова, конструированию (Л. А. Парамонова, для формирования природоведческих знаний (Н. И. Ветрова, Е. Ф. Терентьева, представлений о труде взрослых (В. И. Логинова, Н. М. Крылова) и др.

Основное назначение моделей — облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям.

Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта.

Виды моделей

В дошкольном обучении применяются разные виды моделей.

Прежде всего — предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек.

Это может быть:

• плоскостная фигура человека с подвижным сочленением туловища и конечностей;

модель хищной птицы, модель предостерегающей окраски (автор С. И. Николаева).

Второй вид — предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков.

Предметно-схематическая модель должна обнаружить связи, отчетливо представить их в обобщенном виде. Примером могут служить модели по ознакомлению дошкольников с природой:

модель покровительственной окраски (С. Н. Николаева)

модель «длинных и коротких ног» (С. Н. Николаева)

модель, позволяющая формировать у детей знания о потребности растений в свете (И. А. Хайдурова)

модели Н. И. Ветровой для ознакомления детей с комнатными растениями.

Третий вид — графические модели (графики, формулы, схемы и т. п.)

Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию,она должна соответствовать ряду требований:

• чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;

• быть простой и доступной для создания и действия с ней;

• ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;

• облегчать познание (М. И. Кондаков, В. П. Мизинцев, А. И. Усмов)

Этапы овладения детьми моделями.

Первый этап — предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача — расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функционирования.

На втором этапе — осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями.

Третий этап — самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.

В психолого-педагогической литературе выделены особенности организации работы с моделями в дошкольном возрасте:

• начинать следует с формирования моделирования пространственных отношений. В этом случае модель совпадает с типом отображенного в ней содержания, а затем переходит к моделированию других типов отношений;

• целесообразно вначале моделировать единичные конкретные ситуации, а позже организовывать работу по построению модели, имеющей обобщенный смысл;

• обучение моделированию осуществляется легче, если ознакомление начинается с применения готовых моделей, а затем дошкольников знакомят с их построением.

Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи,направленные на:

развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

• перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;

развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Таким образом, развивается самостоятельность мышления и познавательная активность ребенка. Использование коллажей и мнемотаблиц будет более эффективным,если работу с ними построить в следующей последовательности:

• на первом этапе детям предлагается внимательно рассмотреть коллаж или мнемотаблицу и догадаться, почему здесь изображены именно эти картинки, модели, буквы, цифры и т. д. Далее дать детям сжатую информацию по содержанию данного коллажа или мнемотаблицы;

•на втором этапе идет обсуждение: задать детям дополнительные вопросы и задания;

• на третьем этапе ребенок с помощью коллажа или мнемотаблицы самостоятельно составляет описательный рассказ.

Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.

Приемы моделирования в познавательном развитии дошкольников.

Действия с моделяминужно осуществлять в следующей последовательности:

• замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);

• использование готовых моделей (начиная со средней группы);

• построение моделей: по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (со старшей группы).

Читайте также:  Год 3 месяца ребенок развитие

Работа педагога направлена на овладение детьми следующими видами модельных представлений:

• конкретными (отображающие структуру данного объекта);

• обобщёнными (обобщающими структуру класса объектов);

условно – символическими (передающими не наглядные отношения).

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Использование моделирования в работе с дошкольникамипредполагает соблюдение определенных требований:

• вводится в обиход дошкольников при условии сформированности представлений о свойствах и признаках объекта;

• должна являться аналогом предмета или явления, все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии ребенка;

• должна быть доступна детям в повседневной жизни;

• должна быть лаконичной, и характеризовать только основные качества предмета или явления;

• одновременно можно использовать модели только одного вида.

Демонстрация моделей помогает более успешно осуществлять обобщение и систематизацию знаний детей об окружающем мире и природе. С помощью моделей и схем дети легче и быстрее запоминают название и усваивают строение изучаемых объектов.

Использование моделей успешно помогает детям обогащать опыт познания окружающего мира, побуждает желание больше узнать о нем. Метод моделирования можно с успехом применять во всех видах деятельности детей, например,в работе по экологическому воспитанию:

1. Ознакомление с растениями.

Рассматривая с детьми растения, обращаем внимание, из каких частей состоит растение (стебель, листья, цветок). Только потом вводим модели. Эти модели используем при ознакомлении с новыми растениями, а также при обучении уходу за растениями.

2. Ознакомление с животными.

Метод моделирования можно использовать при классификации животных по характерным признакам, свойственным определенному классу животных.

Рассматривая с детьми птиц во время прогулок, отмечаем, что у них есть клюв, две лапы, оперенье. А затем закрепляем знания на моделях.

Рассматривая рыб, (чешуя, плавники, туловище, рядом с объектом наблюдения можно использовать модели.

Например, при наблюдении за рыбками в аквариуме, предложить детям графическую модель, которая помогает им обобщить понятие «рыба». Дети свободно отвечают на вопросы,носящие поисковый характер: «Где живут рыбки? Как двигаются и почему? Чем покрыто тело рыбки? Зачем нужна ей чешуя? Чем дышит рыбка? Можно ли рыбок доставать из воды? Почему? Для чего рыбке нужны плавники? Таким образом, модель требует от детей умение анализировать, абстрагировать, мыслить.

3. Ознакомление с природными явлениями.

Во время прогулок с детьми наблюдаем за состоянием погоды, отмечаем, что изменилось в природе, знакомим с характерными особенностями времен года. Свои наблюдения отмечаем в календаре природы, используя модели: модель ясной погоды, идет снег, пасмурно.

4. Использование моделей при беседах о временах года.

Можно составлять схемы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов,помогают детям выстроить:

• структуру рассказа;

• последовательность рассказа;

• лексико – грамматическую наполняемость рассказа.

Модельные схемы применяются при заучивании стихотворений о природе. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

При помощи модельных схем дети могут отгадывать загадки, опираясь на опорную схему, а также составлять загадки самостоятельно.

На основе модельных схем можно создать разнообразные дидактические игры.

Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Пример такой модели – календарь природы, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Педагог учит детей моделированию при составлении плана (комнаты, огорода, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад). Распространенными предметно-схематическими моделями являются чертежи, выкройки.

По своей сути познание рассматривается как процесс моделирования реальности. При этом сенсорные эталоны выступают модельным отражением свойств. Например, геометрически фигуры обобщенно отражают существующие в действительности многообразные формы. Процесс соотношения свойств и эталонов аналогичен установлению связи между реальным и моделируемым содержанием. Ребенок учится соотносить фигуры с реальными формами, выделять форму предмета посредством отнесения к эталону.

Современные исследователи рассматривают моделирование с разных позиций.

В одних работах моделирование выступает как общая интеллектуальная способность (Л. А. Венгер, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская и др., в других — как вид знаково-символической деятельности (Г. А. Глотова, С. А. Лебедева, Н. Г. Салмина и др.).

Авторы ряда работ рассматривают возможность использования моделей и моделирования в различных видах детской деятельности (Н. Н. Кондратьева, М. В. Крулехт, А. К. Матвеева, Т. Д. Рихтерман, О. Н. Сомкова и др.)

Используя в своей работе наглядное моделирование, педагог учит детей добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формировать и высказывать суждения, делать умозаключения.

Источник

Татьяна Базова
Модель организации физического развития детей старшего дошкольного возраста в ДОУ в соответствии с ФГОС

Возможностям применения моделей в различных областях науки и практики посвящено большое количество исследований.

С помощью метода педагогического моделирования обеспечивается упорядочение диалектической зависимости между элементами и подсистемами изучаемой системы, выявление её сущностных признаков.

Ведущая идея разрабатываемой нами концепции педагогического управления физическим развитием детей старшего дошкольного возраста предусматривает 1) ориентацию образовательного процесса ДОУ на формирование здоровьесберегающей среды жизнедеятельности ребёнка; 2) интеграцию педагогических воздействий участников образовательного процесса на формирование у детей положительной мотивации к здоровому образу жизни и активной двигательной деятельности; 3) воспитание здорового ребёнка, владеющего жизненно необходимыми двигательными умениями и навыками, обладающего элементарными базовыми компетенциями в области здорового образа жизни и физической культуры личности.

Концептуальная модель педагогического управления физкультурным образованием имеет структурно функциональную организациюи морфологически представлена пятью компонентами: целеполагающим, структурным, содержательным, организационно-исполнительным и аналитико-результативным. Все компоненты проектируемой моделипредставлены нами в следующей динамике: целевая установка, отражающая социальный заказ, сформированный в рамках действующих государственных нормативно-правовых документов (законов, требований, приказов, программ и т. п., которая реализуется в результат через методологические подходы; принципы и функции авторской концепции педагогического управления и её дидактические элементы (содержание, методы, организационные фор мы, условия).

Читайте также:  Изучение тенденций динамики развития аномального ребенка

Рассмотрим подробнее структурный и содержательный компоненты модели педагогического управления физкультурным образованием детей старшего дошкольного возраста, принимая во внимание системообразующее положение этих компонентов.

Структурный компонент модели представлен четырьмя базовыми на правлениями физкультурного образования старших дошкольников, обеспечивающими

– гармоничное физическое развитие и разностороннюю физическую подготовленность;

– формирование жизненно важных двигательных умений и навыков;

– укрепление здоровья и закаливание;

– освоение системы элементарных знаний в области физической культуры и здорового образа жизни.

Структурный компонент модели отражает планово-аналитическую функцию концепции педагогического управления физкультурным образованием в области определения основных направлений деятельности участников образовательного процесса.

В современных условиях структурного многообразия направлений воспитания и обучения дошкольников (художественно-эстетическое, математическое, экологическое, экономическое, трудовое, духовное и др., чтобы добиться конкретных и обоснованных результатов, следует чётко обозначить образовательные приоритеты и обеспечить создание такой объективной ситуации, при которой возможно максимальное развитие личности ребёнка и реализация творческих возможностей персонала ДОУ.

Содержательный компонент является интегрирующим звеном концептуальной модели, поскольку через его реализацию осуществляется процесс и достигается результат педагогического управления физическим развитием старших дошкольников.

В соответствии с принципом целеполагания, избрав определённую теоретико-методологическую стратегию построения концепции педагогического управления физкультурным образованием, проектируя содержа тельный компонент концептуальной модели, мы выделили следующие еёблоки: организацио-ннометодический, физкультурно-развивающий, опытно-прикладной, здоровье-ориентированный;и функции: мотивационно-целевую, планово-аналитическую, организационно-исполнительскую, функции межличностного взаимодействия, здоровьесбережения и контрольно-регулятивную.

При этом мы учитывали понимание сущности категорий «физическое развитие детей старшего дошкольного возраста», «педагогическое управление физкультурным образованием детей старшего до школьного возраста»; социальный заказ общества и родителей на воспитание здорового, физически развитого ребёнка; возрастные особенности старших дошкольников и особенности осуществления образовательного процесса в ДОУ; ФГОС ДО; возможности интеграции усилий ДОУ и семьи в физкультурном образовании детей.

Источник

Татьяна Лемешенко
Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ

В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. И в сфере образования процесс обучения неизбежно должен быть более наглядным и динамичным. Одним из таких путей, интенсивно развивающим детское познание, может стать моделирование.

МОДЕЛИРОВАНИЕ — наглядно-практический метод обучения.

В основе моделирования лежит принцип замещения — реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

ВИДЫ МОДЕЛЕЙ:

предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть модели построек. Предметная модель — глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре.

предметно-схематические, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Пример такой модели – календарь природы, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе; различные алгоритмы последовательности действий (последовательность умывания, накрывания на стол и др.).

графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад, лабиринты.

ПРИЁМЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ:

заместители.

Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными.

Условными заместителями могут выступать символы разнообразного характера:

1) геометрические фигуры или полоски;

2) символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

3) планы и условные обозначения, используемые в них;

4) контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания и многие другие.

Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, шофером, космонавтом). На первых занятиях число заместителей должно совпадать с числом персонажей, потом можно ввести лишние кружки или квадраты, чтобы ребенок мог выбрать нужные.

Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с русских народных сказок, т. к. устойчивые стереотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь большой и коричневый и т. д.) легко переносятся на модели.

На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.).

пиктограммы.

Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова.

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:

1) как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью;

2) как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем;

3) как средство, облегчающее развитие общения, речи;

4) как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии;

5) как средство, помогающее изложить мысли в устной форме.

Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце, схемы предложения – определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза.

Читайте также:  Развитие ребенка во время беременности по дням

мнемотаблицы.

Мнемотаблицы — это схемы, в которые заложена определенная информация.

Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение): таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко запоминает информацию. Всё нарисованное должно быть понятно детям. Можно сказать, что мнемосхемы – это средство для запоминания.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи:

– заучивание стихов, загадок, пословиц, чистоговорок;

– пересказывание текстов;

– составление описательных рассказов.

Психологи рекомендуют для детей младшего и среднего дошкольного возраста использовать цветные мнемотаблицы, т. к. ещё идет формирование сенсорных эталонов.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД МОДЕЛЬЮ.

Действия с моделяминужно осуществлять в следующей последовательности:

— предварительное ознакомление с самими реальными предметами;

— замещение, перевод на знаково – символический язык (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);

— построение модели;

— работа с моделью.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВВЕДЕНИЮ МОДЕЛЕЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Методика введения моделей в процесспознания должна учитывать ряд обстоятельств:

1. Модель упрощает объект, представляет лишь его отдельные стороны, отдельные связи. Следовательно, модельне может быть единственным методом познания: она используется тогда, когда нужно вскрыть для детей, то или иное существенное содержание в объекте. Это означает, что условием введения моделей в процесс познания является предварительное ознакомление детей с самими реальными предметами, явлениями, их внешними особенностями.

2. Введение модели требует определённого уровня сформированности умственной деятельности: умения анализировать, абстрагировать особенности предметов, явлений; образного мышления, позволяющего замещать объекты; умения устанавливать связи. И хотя все эти умения формируются у детей в процессе использования моделей в познавательной деятельности, для введения их, освоения и самой модели и использования её в целях дальнейшего познания требуется уже достаточно высокий для дошкольника уровень дифференцированного восприятия, образного мышления, связной речи и богатого словаря.

3. Использование модели в целях познания существенных особенностей объектов требует предварительного освоения детьми модели. При этом простые предметные модели осваиваются, детьми достаточно быстро. Более сложные связи требуют более сложных предметно-схематических моделей и особой методики. При этом дети сначала включаются в процесс создания модели, который увязывается с наблюдением и анализом моделируемого явления.

Приемы моделирования особенно эффективны для дошкольников, так как у них развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст) научиться работать с ними.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Моделирование в математическом развитии детей.

а) Метод моделирования в математике часто встречается в виде «числовых цепочек».

б) Широко используются моделипри формировании временных представлений: модель частей суток, недели, года. Например, модель частей суток может состоять из сюжетных картинок, отражающих деятельность человека в разные отрезки суток.

в) Для ориентировки в пространстве используется модель «комната».

Модель состоит из макета комнаты и предметов мебели. Сначала ребёнок обследует макет, запоминает расположение мебели, а далее играет и рассказывает, где находятся разные предметы и вещи.

г) Модель «Числовые домики» и «Числовая лестница» также используются в работе при формировании математических представлений.

Моделирование в развитии связной монологической речи.

а) С использованием опорных схем может проходить обучение составлению творческих и описательных рассказов, рассказов по сюжетной картине.

б) Так же при использовании схем можно учиться составлять различные предложения.

в) Заучивание стихотворений, пословиц, поговорок.

г) Пересказ сказок, художественных произведений.

д) При произношении чистоговорок можно использовать различные символы.

е) Творческая сказка по силуэтным изображениям.

Моделирование в экологическом воспитании детей.

а) Наблюдая за животными и растениями, воспитатель с детьми обследует объект, и вычленяют на этой основе признаки и свойства живых организмов. Для построения плана обследования предметов природы, можно использовать карточки-символы.

б) Можно использовать карточки-модели, отражающие общие признаки.

в)Можно выделить функции живых организмов: дышит, двигается, и обозначить их схематическими моделями.

г) С помощью картинок-моделей можно обозначать выделенные признаки (цвет, форму, численность частей и др.)

д) Схемы-модели могут обозначать различные среды обитания живых существ (наземную, воздушную и др.).

е) С помощью картинок-моделей можно обозначать условия жизни, потребности живых организмов.

Моделирование в изобразительной деятельности.

Моделирование в этом виде деятельности проявляется больше всего в использовании технологических карт. Такие карты показывают последовательность и приёмы работы при лепке, рисовании предмета или сюжета. Последовательность работы в них показана с помощью условных обозначений.

Моделирование в разделе «Ознакомление с окружающим миром».

Дети знакомятся с предметным миром, его объектами, познают окружающий мир, взаимоотношения в обществе через наглядные модели, которые способствуют их четкому представлению (вид, структура, форма, назначение и т. д.).

Используя в своей работе опорные схемы, мы учим детей добывать информацию, проводить исследования, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения, не боясь этого. Анализируя материал и графически его обозначая, ребёнок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, воображение, мышление, речь, что положительно сказывается на результативности педагогической работы.

Однако важно помнить, что работа с опорными схемами, символами – это лишь небольшая часть работы с детьми, она не заменит непосредственного общения педагога с ребёнком. Всегда главным есть и остаётся живое общение, мимика, жесты, эмоции.

Источник