Модель целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности
Автор: Аванесян Сюзанна Сиамантоевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 23
Населённый пункт: город Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: Модель целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности
Дата публикации: 13.09.2017
Раздел: дошкольное образование
Модель целостного развития ребенка как субъекта детской
деятельности
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого
человека.
Именно
в
этот
период
начинается
процесс
социализации,
устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей,
природы,
предметным
миром.
Происходит
приобщение
к
культуре,
к
общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального
становления
лично сти,
формирования
о снов
само сознания
и
индивидуальности
ребенка.
Поэтому
необходимо
обогащенное
развитие
детей дошкольного возраста, обеспечивающее единый процесс социализации
–
индивидуализации
личности
через
осознание
ребенком
своих
потребностей, возможностей и способностей.
Исходя из принципов гармоничности образования для органического
вхождения
ребенка
в
современный
мир
предусматривается
широкое
взаимодействие
дошкольников
с
различными
сферами
культуры:
с
изобразительным
искусством
и
музыкой,
детской
литературой
и
родным
языком, экологией, математикой, игрой и трудом. Широкое образовательное
содержание
становится
основой
для
развития
любознательности,
познавательных
способностей,
для
удовлетворения
индивидуальных
склонностей и интересов.
Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к
истокам народной культуры своей страны через уделение большого внимания
произведениям устного народного творчества, народным хороводным играм,
народной музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству. Необходимо
делать акцент на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, так как
важно,
чтобы
дошкольный
возраст
стал
временем,
когда
у
ребенка
пробуждается
чувство
своей
сопричастности
к
миру,
желание
совершать
добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды.
В
дошкольном
возрасте
процесс
познания
у
ребенка
происходит
эмоционально-практическим
путем.
Каждый
дошкольник
–
маленький
исследователь,
с
радостью
и
удивлением
открывающий
для
себя
окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не
дать этому стремлению угаснуть, способствовать его развитию. Чем полнее и
разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и
отвечает
его
природе,
тем
успешнее
идет
его
развитие,
реализуются
потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему
наиболее
близкие
и
естественные
для
ребенка-дошкольника
виды
деятельности
–
игра,
общение
со
взрослыми
и
сверстниками,
экспериментирование,
предметная,
изобразительная,
художественно-
театральная деятельность, детский труд занимают особое место.
Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком
позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-
личностное
развитие
и
свершается
естественное
вызревание
таких
перспективных
новообразований,
как
произвольность
поведения,
1
способность
к
логическому
мышлению,
самоконтролю,
творческому
воображению, что составляет важнейшую базу для начала обучения в школе.
Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии
его
активного
взаимодействия
с
миром.
Эмоциональное
развитие
дошкольника подразумевает эмоционально-комфортное состояние ребенка в
референтных для него группах общения со сверстниками и взрослыми, а
также
гармонию
с
предметным
миром,
развитие
способности
к
эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к
проявлению
гуманного
отношения
в
детской
деятельности,
поведении,
поступках.
Задача развития эмоциональной отзывчивости и гуманности решается
через усвоение детьми идеи единства всего живого. Воспитатель знакомит
детей с доступными для их понимания эмоциональными переживаниями и
проблемами
людей,
с
их
поступками,
эмоциональными
состояниями.
Благодаря
этому
дети
начинают
понимать,
какие
действия
и
поступки
приводят к одним и тем же переживаниям у всех людей независимо от
возраста,
пола.
Так
постепенно
формируется
понятие
о
гуманном
и
негуманном поведении, дети учатся замечать общность настроения природы
и человека, сострадать человеку, животным, растениям.
Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через
приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре. Единство
эстетических
чувств
и
нравственных
переживаний
создает
основу
для
понимания ценности всего, что создано природой и человеком.
Линия познания основывается на характерном для дошкольника чувстве
удивления и восхищения миром. Главная задача – способствовать развитию
познавательной
активно сти,
любознательно сти,
стремления
к
самостоятельному
познанию,
размышлению,
развитию
умственных
способностей и речи.
Сущность
данного
направления
предусматривает
последовательный
переход
от
представлений
об
объекте
к
выделению
сущностных
характеристик групп объектов, устанавлению связей и зависимостей между
объектами
и
явлениями,
формированию
способов
познания
(сенсорный
анализ, построение и использование наглядных моделей и пр.).
Итогом освоения линии познания становится способность ребенка к
самостоятельному
решению
доступных
познавательных
задач,
умение
осознанно
использовать
разные
способы
и
приемы
познания,
интерес
к
экспериментированию, готовность к логическому познанию.
В
единстве
с
развитием
познания
и
чувств
осуществляется
линия
творчества. Задача программы – пробудить творческую активность детей,
стимулировать
воображение,
желание
включаться
в
творческую
деятельность.
Подразумевается многообразие проявлений детского творчества в играх,
ручном
труде,
конструировании,
изобразительной
и
музыкальной
деятельности.
2
Базой для реализации данной модели является осуществление задачи
укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования
основ двигательной и гигиенической культуры.
Предусматривается развитие представлений о здоровом образе жизни, о
важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его
укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания
о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных
ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи. Эти
сведения
становятся
важным
компонентом
личностной
культуры
и
социальной защищенности дошкольника.
Современный
детский
сад
–
это
место,
где
ребенок
получает
опыт
широкого
эмоционально-практического
взаимодействия
со
взрослыми
и
сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Поэтому
реализация
модели
требует
целесообразной
организации
развивающей
материальной
среды.
Воспитатель
наполняет
повседневную
жизнь
детей
интересными
делами,
проблемами,
идеями,
включает
каждого
ребенка
в
содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и
жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает
у
каждого
ребенка
стремление
к
проявлению
инициативы
и
самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода их различных
жизненных ситуаций.
Содержательные
связи
между
разными
направлениями
в
модели
позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении
воспитательно-образовательных
задач.
Так,
например,
расширяя
представления
детей
о
природе,
педагог
воспитывает
у
них
гуманное
отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с
природой,
решает
задачи
развития
речи,
овладения
соответствующими
практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о
природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности, а знания
о потребностях животных и растений становятся основой для овладения
способами ухода за ними. Именно это дает возможность развивать в единстве
познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
Реализация
данной
модели
возможна
лишь
при
условии
тесного
взаимодействия детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляют
свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создание
благоприятных
условий.
Совместные
мероприятия
(дети,
родители,
педагоги),
организация
клубов
общения
способствуют
установлению
доверительных
отношений
с
родителями,
что
оказывает
положительное
влияние на состояние педагогического процесса.
Такова
модель
целостного
развития
ребенка
как
субъекта
детской
деятельности.
3
Источник
МДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида»
Семинар-практикум
«Технология целостного развития ребенка, как субъекта детской деятельности»
Старший воспитатель: Страшенко Е.В.
2014 год
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни, период первичной социализации личности. В сознании современных педагогов и родителей сложился верный взгляд на дошкольное детство как весьма важный возрастной этап в период старта, в решающей степени определяющий всё дальнейшее развитие ребёнка. Как помочь ребёнку войти в современный мир и познать его, приобщиться к его ценностям, научить быть самостоятельным и умелым, способным войти в реальные деловые связи со взрослыми и сверстниками, принимать решение и отвечать за их последствия – вот далеко неполный круг вопросов, которые задают себе воспитатели и родители.
Концепция программы «Детство» включает три ключевые позиции:
- Обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие для ребёнка дошкольника вид деятельности – игра. Детский труд и самообслуживание занимают особое место в программе.
- Вторая ключевая позиция — концепция целостного развития как субъекта детской деятельности. Целостное развитие ребёнка – это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоение ребёнком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности. Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность единственный способ самореализации самораскрытия человека.
- Третья ключевая позиция – освоение системы знаний об окружающем мире.
(Рассмотреть схему)
Концептуальные положения программы «Детство» определяют своеобразие подхода к организации педагогического процесса детского сада.
В технологии целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности представлены 3 взаимосвязанных блока, обеспечивающих знакомство детей с предметным миром, с трудом взрослых и вхождение ребенка в реальные трудовые связи с близкими для него людьми.
1.Предметный мир — главное воспитать ценностное отношение к предмету. (рассмотреть схему).
В младшем возрасте знакомим детей с видовыми понятиями на основе выделения существенных признаков. В этих целях используется система постепенно усложняющихся игр на классификацию. Детям предлагаются наборы картинок, включающих предметы одного вида, различающиеся по несущественным признакам. Например чашки разной величины, цвета и предметы близких видов- стакан, кружка, кувшин, от которых дети отличают чашки.
Здесь рекомендуются игры «Оденем куклу на прогулку», «Угостим мишку чаем». «Магазин», «Переезжаем на новую квартиру» и т.д. Пример игры для формирования видовых понятий. «Оденем куклу на прогулку» на столе макет комнаты, в шкафу много разнообразной одежды. Количество картинок постепенно увеличивается. Что надеть Кате?
В окне макета комнаты появляются картинки, обозначающие части суток, погодные условия. (4 картинки образец).
«За покупками в магазин». Цель игры — упражнять в выборе нужного предмета со сходным. Например: чайник, кофейник, кастрюля, сковорода, стакан, чашка. Игра имеет множество вариантов. Играть можно как с реальными предметами так и с картинками. Один из вариантов игры: на наборном полотне 3 полки магазина, появляются разные товары (предметные картинки в парах). «Покажите пожалуйста красный чайник», «Я хочу купить новую кастрюлю», «Что-то я плохо вижу, что стоит на нижней полке?» (схема наборного полотна).
Средний возраст — осваивают простейшие родовые понятия, в основе существенный признак – назначение (игрушки, продукты, одежда, мебель, инструменты и т.д.). Целесообразно введение игрового персонажа, игровая проблемная ситуация.
Игра «Волшебный сундучок». В сундучке находятся различные игрушки. Воспитатель предлагает назвать игрушку, уточняет, форму, цвет, размер, читают стихи об игрушках.
«Найди лишний предмет». Например: висит в шкафу одежда. Среди одежды стоят туфли.
«Какие продукты мы используем в пищу». Детям предлагается набор предметных картинок. На листе бумаги нарисованы пересекающие круги. В один круг кладем продукты используемые в вареном виде, в другой круг — в сыром виде. На пресечение кругов — продукты, которые можно использовать в сыром и вареном виде. (Схема рисунка).
Старший возраст.
Задача педагога помочь ребенку свободно ориентироваться в предметах материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице, правильно пользоваться по назначению, ценить их. Успех занятия зависит от мотивации, а так же подбора предметов для сравнения. Предлагается схема-модель для сравнения. Работая над родовым понятием идет расчленение: Например называют транспорт изображенный на картинках, затем его подразделяют на водный, воздушный, наземный, подземный (используются знаки). Посуду можно разделить на кухонную, чайную, столовую. По материалу — на металлическую, пластмассовую, фарфоровую, деревянную, по использованию — на одноразовую, многоразовую. Продукты можно разделить на мясные, молочные, рыбные, кондитерские. По вкусовым качествам — сладкие, кислые, соленые, горькие.
В процессе ознакомления с предметами особое значение имеет книга, как источник знаний.
2.Труд взрослых.
Труд — центральное социальное явление. Вводя ребенка в мир предметов и показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, знакомя детей с разными профессиями, программа вводит детей и в мир социальных отношений. Педагогическим условием воспитания у дошкольников целостного отношения к труду взрослых, его результатам является формирование системных знаний о трудовом процессе как единице труда.
Важно:
— поставить цель, мотив труда;
-задумать предмет, который необходимо изготовить;
-подобрать орудия, инструменты;
— определить трудовые действия;
-итоговый результат труда.
Младший возраст. Большинство малышей не видят направленности трудовой деятельности на результат, все компоненты трудового процесса для них слиты и не воспринимаются раздельно. Учитывая особенности наглядно-образного и наглядно-действенного характера мышления детей младшего возраста, знакомство малышей с трудом взрослых целесообразно начинать с трудовых процессов, где происходит не преобразование, а создание предметов.
Конструируя образовательный процесс, воспитатель использует житейские бытовые ситуации. Широко используются разнообразные игровые персонажи, которые попадают в проблемные ситуации. Мишка разбил чашку, чтоб накормить его кашей необходимо слепить новую. Катю пригласили в гости, ей хочется пойти в новом платье.
Катя пошла гулять, нет шапочки. Что сделать?
— Выбирают какую сшить шапочку,
-затем выбирают материал, ленту для завязок.
— А какие инструменты для шитья нужны?
-Воспитатель показывает сам процесс шитья.
-Сравнивают полученный результат с задуманным.
Средний возраст. Задача педагога познакомить с конкретными трудовыми процессами, помочь увидеть их направленность на достижение результата труда, научить увидеть компоненты трудовых процессов. Особо важно побудить к отражению полученных впечатлений в играх. Внимание уделяется преобразованию предметов: повар сварил кашу, няня помыла посуду, накрывает на стол. Воспитатель рассказывает о значимости труда, важна характеристика взрослого человека, проявляющегося в деятельности. Дети пятого года жизни сами способны освоить отдельные процессы. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления. Дети знакомятся с трудом няни, прачки, дворника. Во второй половине года знакомятся с трудом повара, с бытовой техникой: мясорубка, хлеборезка, пылесос, стиральная машина. Дети знакомятся с коллективным характером труда на примере повара. Повар работает не один, у него есть помощники. Важно показать, что коллективный труд ускоряет полученный результат, облегчает труд участников трудового процесса.
В средней группе педагог раскрывает понятие профессия, проводятся беседы. В ходе беседы дети выделяют результат труда, осознают его значимость.
Для формирования представления о структуре трудового процесса, можно использовать модель трудового процесса. Модель образно названа «Лесенка». Каждая ступенька означает компонент трудового процесса в порядке их следования.
Лесенка строится вначале педагогом совместно с детьми из кирпичиков. Соотнесение ступеньки с компонентом трудового процесса достигается сначала тем, что на ступеньку помещаются предметы, наиболее ярко представляющий компонент труда: На первую ступеньку рисунок предмета того предмета, который задумали — цель труда; на вторую материал, из которого нужно сделать задуманный предмет; на третью- инструменты необходимые для работы; на четвертую — картинка или фото продукта. Используя игровой персонаж, педагог разыгрывает проблемную ситуацию. Вместе с персонажем поднимается по лесенке.
Закрепление полученных представлений организуются в дидактических играх. « К Кате пришли гости»- сервировка стола. «Мишка моет посуду». «Приготовим салат».
Старший возраст. Изменяется характер мышления дошкольника. Возможно детей знакомить с трудом взрослых через чтение. Беседы. Рассказы. В старшем возрасте модель трудового процесса может быть вариативная. Используется, представляющая собой стержень с 5 вращающимися кубиками. На грани каждого кубика наклеены картинки. Каждый кубик представляет модель трудового процесса. Ребенок рассказывает о приготовлении того или иного блюда, поворачивая кубики. Картинки могут изображать приготовление салата, приготовление котлет, выпечка булочки, приготовление блинов.
По мере освоения детьми значения каждой ступеньки, можно ввести графическую модель, переходным вариантом от графической модели к осмысленной, существующей в сознании ребенка и в случае затруднений, когда модели нет перед глазами, может служить рука человека. В таком варианте мизинец означает цель деятельности, безымянный — предметы, материалы, средний — оборудование, указательный — трудовые действия, большой палец поднятый вверх — результат труда.
Яркие впечатления от экскурсий, наблюдений, встреч с родителями, из книг и рассказов обогащают игровую деятельность старших дошкольников. Игра становится более длительной, дети легко находят роли, линии развития сюжета игры.
3.Я сам! Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста. Реальная жизнь малыша осуществляется в элементарных трудовых действиях по самообслуживанию, где появляется знаменитое выражение «Я сам!» как проявление самостоятельности. Повседневная жизнь дошкольника требует включения ребенка в реальные трудовые связи с близкими. Прежде всего надо понимать, что труд ребенка — дошкольника своеобразен. В силу возрастных особенностей, ребенок-дошкольник не может создавать материальные и духовные ценности, трудиться профессионально. Вместе с тем уже младший дошкольник может сам одеваться и раздеваться, умываться, пользоваться туалетом. Более старшие дошкольники — накрыть на стол, сделать поделку, постирать салфетку.
Младший возраст. Раньше всего дети овладевают трудовыми процессами, которые связаны с самообслуживанием. В этой деятельности проявляется самостоятельность. В ходе освоения самообслуживания появляются попытки помочь сверстнику. Вхождение малыша в реальные трудовые связи с близкими следует начинать с самообслуживания. Важно побуждать ребенка помочь сверстнику застегнуть пуговицу, снять пальто. Сотрудничество со сверстниками воспитывает сопереживание, эмоциональную отзывчивость, общую гуманистическую направленность взаимоотношений с детьми.
Воспитатель приобщает детей к овладению КГН. Первый этап- на картинках и в жизни узнавать и правильно называть процессы умывания, одевания, еды, купания, а так же предметы, которые необходимы для их осуществления. Вызвать положительный настрой помогают потешки, стихи. дидактические игры в малых подгруппах, создание игровых проблемных ситуаций с неумелым героем. Например: «Научим Неумейку мыть руки», «В гостях у Мойдодыра».
Для развития мелкой моторики целесообразны дидактические пособия на пристегивание: «Составь паровозик», «Дай зайке морковку».
При обучении одеванию, раздеванию важно закрепить последовательность действий, уточнить ориентировочные действия( где низ, где изнаночная сторона, какой сапог на какую ногу и т.д.).Обыгрывание вызывает положительные эмоции. «Каждой ножке свое окошко», «У каждой ножки свои домики».
Контролировать последовательность действий в процессе одевания на прогулку помогает схема в раздевалке.
Игровой персонаж, которым умело руководит педагог, вызывает положительный отклик у детей. Воспитатель показывает способы гуманного поведения: как утешить, помочь, порадовать сверстника.
Средний возраст. Дети должны научиться 4 базовым процессам: Мытье игрушечной посуды, стирка салфеток, сервировка стола, поддержание порядка в группе.
Занятия проводятся подгруппами 5-10 детей. Начинать следует с игровой проблемной ситуации. Ставится цель, мотивируется ее необходимость. Медвежата хотят есть, а сервировать стол не умеют. Конструируя образовательную ситуацию, целесообразно вводить игровые персонажи, важен порядок действий и используемые инструменты, оборудование Показ и объяснение охватывают весь трудовой процесс от постановки цели до получения результата. Оценка результатов труда дается в соответствии с целю.
Воспитатель совместно с родителями проектирует постепенное вхождение детей в реальные трудовые связи в детском саду и семье. Существенную роль играют трудовые поручения.
К концу учебного года дети овладевают коллективным трудом. Главными задачами воспитателя: обеспечить разные формы организации и воспитание личности каждого ребенка, развитие ответственности, товарищества, взаимопомощи. Перед началом совместной работы дети вспоминают последовательность действий в трудовом процессе, распределяют действия, уточняют необходимое оборудовании. В ходе обсуждения формулируются правила: быть доброжелательным, помогать, не ломать орудия труда. При оценке обсуждается качество труда, причины недостатков и характер взаимоотношений.
В средней группе дети выполняют почти весь процесс сервировки столов без помощи взрослого. Эффективным является схематичная модель последовательности действий. Со второй половины года вводится дежурство по занятиям.
Следует подчеркнуть, что воспитательное воздействие труда на личность дошкольника, успешность вхождения в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками может быть обеспечено лишь тогда, когда дети чувствуют , что их труд необходим, приносит пользу, когда им сопутствует успех в осуществлении трудовой деятельности. Это позволяет самоутвердиться, почувствовать приобретенную умелость.
Старший возраст. Задача педагога помочь ребенку освоить позицию субъекта в доступных для него видах трудовой деятельности. Дети могут почистить свою одежду, осуществить несложную починку книг, игрушек, навести порядок в групповой комнате и на участке, изготовить игрушки и поделки. Как и в среднем возрасте обучение базируется на предварительном ознакомлении с трудовым процессом взрослых. Например приготовление пищи начинается с экскурсии на кухню. Опыт экспериментальной работы привлекает как мальчиков, так и девочек. Наиболее эффективна следующая последовательность: Бутерброды из нарезанных взрослыми продуктов, винегрет, салат из отварных овощей, приготовление сока.
Дидактические игры с использование игрового персонажа поваренка Андрюшки Ватрушкина и карточек на которых изображены правила поведения, дают возможность обрести первоначальный опыт безопасного поведения на кухне.
Вначале занятия воспитатель показывает способы приготовлении блюда, во второй части каждый ребенок получает возможность сам приготовить. Занятие проводится подгруппой 7-10 человек. В конце занятия снимается проба, дети угощают друг друга. Взрослых. (Схема правил предлагается).
Используется предметно-схематическая модель предстоящей деятельности. Лесенка последовательных действий выкладывается на магнитной доске. (схема).
Важное место в приобщении старших дошкольников к труду занимает досуговая деятельность.
Данные занятия могут проводиться как дополнительные образовательные услуги. Дети мастерят игрушки, вышивают, мастерят из дерева. Важно, все, что делается своими руками было полезно и красиво. Как справедливо заметил немецкий педагог и философ Рудольф Штайнер, соединение в результатах детского труда пользы и красоты доставляет ребенку двойную радость. Не забывайте об этом.
Используемая литература:
М. Крулехт «Технология целостного развития ребенка, как субъекта детской деятельности». 2003 год.
Источник