Ммд 2 года ребенку

Ммд 2 года ребенку thumbnail

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) у детей

Диагноз ММД у ребенка ставит в тупик родителей. Звучит расшифровка довольно устрашающе – «минимальная мозговая дисфункция», самое радостное слово тут – «минимальная». Что делать, если у ребенка нашли малую дисфункцию мозга, чем это опасно и как вылечить чадо, мы расскажем в этой статье.

Что это такое?

В неврологии существует несколько дублирующих названий того, что прячется за аббревиатурой ММД – легкая детская энцефалопатия, синдром гиперактивности и недостатка внимания, малая мозговая дисфункция и т. д. Каким бы ни было название, суть за ним кроется примерно одна и та же – поведение и психоэмоциональные реакции малыша нарушены из-за некоторых «сбоев» в деятельности центральной нервной системы.

Ммд 2 года ребенку

Минимальная мозговая дисфункция впервые попала во врачебные справочники в 1966 году, ранее ей не придавали значения. Сегодня ММД – одна из самых распространенных аномалий раннего возраста, ее признаки могут появиться уже в 2-3 года, но чаще к 4 годам. По статистике, минимальной мозговой дисфункцией страдает до 10% учеников начальных классов. В дошкольном возрасте ее можно обнаружить примерно у 25% детей, а особо «талантливый и въедливый» невролог может найти недуг и у 100% активных, подвижных и непослушных ребят.

Ммд 2 года ребенку

Что происходит с ребенком при минимальной дисфункции ЦНС, понять не так просто. Если упростить, то определенные центральные нейроны погибают или испытывают проблемы с клеточным метаболизмом по причине негативных факторов внутреннего или внешнего характера.

В результате этого мозг ребенка работает с некоторыми аномалиями, не критичными для его жизни и здоровья, но отражающимися на поведении, реакциях, социальной адаптации, способности к обучению. Чаще всего ММД у детей проявляется в виде нарушения психоэмоциональной сферы, памяти, внимания, а также в повышенной двигательной активности.

Ммд 2 года ребенку

У мальчиков ММД встречается в четыре раза чаще, чем у детей женского пола.

Причины

Основными причинами минимальной мозговой дисфункции считаются поражение участков коры мозга и аномалии развития центральной нервной системы малыша. Если же первые признаки ММД развились после того, как ребенку исполнилось 3-4 года и старше, причиной может служить недостаточное участие взрослых в воспитании и развитии чада.

Ммд 2 года ребенку

Наиболее распространены внутриутробные причины. Это означает, что мозг малыша подвергался негативному воздействию еще в период нахождения крохи в материнской утробе. Чаще всего к минимальной дисфункции ЦНС у ребенка приводят инфекционные заболевания у матери в период беременности, прием ею медикаментов, не разрешенных для будущих мам. Возраст беременной старше 36 лет, а также наличие у нее хронических заболеваний повышают риск негативного воздействия на нервную систему малыша.

Ммд 2 года ребенку

Неправильное питание, избыточная прибавка в весе, отеки (гестоз), а также угроза выкидыша тоже могут влиять на нейроны карапуза, тем более что нейронные связи во время беременности еще только формируются. С этой же точки зрения опасно и курение, и прием алкоголя в период вынашивания плода.

Нарушения в нервной системе могут возникнуть и в период родов из-за острой гипоксии, которую может испытать малыш в стремительных или затяжных родах, в течение длительного безводного периода, если плодный пузырь вскрылся (или был механически вскрыт), а после этого развилась слабость родовых сил. Считается, что и кесарево сечение является для ребенка стрессовым, поскольку он не проходит через родовые пути, а потому такой вид операций тоже относят к триггерам ММД. Довольно часто минимальная мозговая дисфункция развивается у детей с крупным весом при родах – от 4 килограммов и более.

Ммд 2 года ребенку

После рождения ребенок может подвергаться действию токсинов, а также получить черепную травму, например, при ударе головой во время падения. Это тоже может вызвать нарушения в работе ЦНС. Довольно часто причиной болезни является перенесенный в раннем возрасте грипп и ОРВИ, если возникли нейроосложнения – менингит, менингоэнцефалит.

Ммд 2 года ребенку

Симптомы и признаки

Проявиться признаки мозговой дисфункции могут в любом возрасте. При этом симптомы будут довольно характерны именно для определенной возрастной группы.

У детей до года обычно имеют место так называемые малые неврологические признаки – нарушения сна, частые сильные вздрагивания, разлитый гипертонус, клонические сокращения, дрожание подбородка, рук, ног, косоглазие, а также обильные срыгивания. Если малыш плачет, симптомы усиливаются и становятся более заметными. В спокойном состоянии их проявление может быть сглаженным.

Ммд 2 года ребенку

Уже в полгода становится заметна задержка психического развития – ребенок мало реагирует на знакомые лица, не улыбается, не гулит, не проявляет большого интереса к ярким игрушкам. С 8-9 месяцев становится заметной задержка предметно-манипулятивной активности – у ребенка плохо получается брать предметы. У него не хватает терпения дотягиваться или доползать до них. Они быстро ему надоедают.

У детей до года ММД сопровождается повышенной возбудимостью и чувствительностью органов пищеварения. Отсюда сначала проблемы со срыгиваниями, а позднее – с чередованием диареи и запоров, которые могут сменять друг друга.

Читайте также:  Кашель у ребенка 2 года лекарства

Ммд 2 года ребенку

С года дети с минимальной мозговой дисфункцией проявляют повышенную моторную активность, они очень возбудимы, у них продолжают присутствовать проблемы с аппетитом – либо чадо постоянно ест, либо его совершенно невозможно накормить. Часто дети медленнее, чем сверстники, набирают вес. Большинству вплоть до трех лет свойственен беспокойный и тревожный сон, энурез, заторможенное и медленное развитие речи.

С трех лет малыши с ММД становятся более неуклюжими, но при этом они очень вспыльчивы и порой негативно настроены к критике и требованиям взрослых. Ребенок в этом возрасте обычно может довольно долгое время заниматься чем-то одним, дети с минимальными мозговыми нарушениями на это неспособны. Они постоянно меняют род деятельности, бросают недоделанное. Довольно часто эти ребята болезненно воспринимают громкие звуки, духоту и жару. Очень часто, по наблюдениям неврологов, именно малышей и подростков с ММД укачивает до рвоты при поездках в транспорте.

Ммд 2 года ребенку

Но ярче всего ММД начинает проявляться тогда, когда ребенок попадает в компанию ровесников, а это обычно происходит в возрасте 3-4 лет. Проявляется повышенная чувствительность, истеричность, малыш производит огромное количество движений, его сложно успокоить и увлечь чем-то, например, занятием. В школе детям с таким диагнозом приходится тяжелее всего – им сложно научиться писать, читать, им очень трудно сидеть на уроке и соблюдать заведенную дисциплину в классе.

Дальше – больше. Понижается самооценка, нарушаются коммуникативные способности. Нередко такие дети отдаляются от коллектива либо становятся неформальными лидерами не самых лучших компаний.

Ммд 2 года ребенку

Диагностика

В возрасте до полутора лет проводят УЗИ головного мозга, остальным детям может быть назначено КТ, МРТ, ЭЭГ. Эти методы позволяют оценить структуру коры и подкоркового слоя головного мозга. Причину проявлений малой мозговой дисфункции установить удается не всегда. Невролог в отношении детей до трех лет выносит свое решение, основанное на результатах обследования рефлексов.

В старшем дошкольном и школьном возрасте проводится психодиагностика, используемые тесты – «тест Векслера», «тест Гордона», «Лурия-90».

Ммд 2 года ребенку

Лечение

Терапия во всех случаях комбинированная – в нее входит прием медикаментов, физиотерапия, гимнастика и массаж, а также воспитательные и развивающие занятия с малышами или психологические занятия со школьниками. Особая миссия в вопросе терапии отводится семье, ведь большую часть времени ребенок проводит именно в ней. Рекомендуется разговаривать с ребенком спокойно, акцентировать внимание на успехах, а не на недостатках его поведения.

Родителям следует избавиться от слов «нельзя», «не смей», «кому говорят», «нет» и установить более доверительные и добрые отношения с чадом.

Ребенку с ММД нельзя долго смотреть телевизор или играть за компьютером. Ему обязательно нужен режим дня, чтобы вовремя отправляться ко сну и вставать. Прогулки на свежем воздухе и активные спортивные игры на улице приветствуются. Среди домашних спокойных игр лучше остановить выбор на тех, которые потребуют от малыша сосредоточенности и терпения – пазлы, мозаика, рисование.

Ммд 2 года ребенку

В зависимости от конкретных симптомов могут быть рекомендованы седативные или снотворные средства, ноотропные препараты, транквилизаторы и антидепрессанты. Доктор Комаровский, к мнению которого прислушиваются миллионы мам всего мира, утверждает, что лекарства от ММД не существует, и большинство назначаемых неврологами препаратов назначаются совершенно неоправданно, ведь лечит ребенка не таблетка, а любовь и участие взрослых.

Среди видов спорта, которые рекомендованы таким гиперактивным детям, можно порекомендовать те, которые требуют сосредоточения на секундном событии, а также улучшающие координацию движений. К таким видам можно отнести лыжный спорт, биатлон, плавание, велосипедный спорт, теннис.

Прогнозы

Несмотря на ужасающее название, минимальная мозговая дисфункция далеко не так страшна. Так, около 50% детей с ММД успешно «перерастают» нарушение, к подростковому возрасту у них не обнаруживается отклонений. Лечить ММД тем не менее нужно. Если не брать в расчет медикаменты, то массаж, спорт, адекватное воспитание и развивающие занятия с ребенком дают очень хороший результат. Лишь у 2% детей патология сохраняется до взрослого возраста и не поддается коррекции. В будущем она создает немало проблем для человека в вопросах контактов, работы, межличностных отношений. Человеку с ММД трудно создать благополучную семью, сохранить в ней нормальные отношения.

Отзывы мам в интернете показывают, что при своевременно начатом лечении симптомы исчезают в течение года. Однако родители подчеркивают, что очень часто врачи не умеют отличить ребенка с ММД от просто активного и подвижного малыша, а потому лечение назначают для «подстраховки».

Ммд 2 года ребенку

Подробнее о минимальной мозговой дисфункции у детей смотрите в следующем видео.

Источник

На дворе 21 век, а аббревиатура ММД (минимальная мозговая дисфункция) то и дело мелькает в детских историях болезни. Особенно с его рождения до трёх лет.

Как такового медицинского диагноза минимальные мозговые дисфункции — нет. Но врачи давно заметили некоторые признаки, отклоняющиеся от нормы в развитии, и назвали их минимальными мозговыми дисфункциями. Признаки эти не складываются в понятие синдром и тем более болезнь, но врачи все-таки пишут эти буквы. Возможно для того, чтобы обратить наше внимание на развитие конкретного ребёнка до школы и не пропустить ничего важного. А так же вовремя обратиться за помощью к психологу, логопеду-дефектологу, неврологу если в этом будет необходимость.

Еще раз отмечу, современная наука и практика ушла далеко вперед с середины 20 века, когда единственным возможным вариантом для детского невролога при изучении анамнеза (истории болезни ребёнка) и жалоб родителя, было вместить в эти три буквы общий смысл фразы: «С ребёнком что-то не так». Он бегает, вертится, задерживается в развитии, часто болеет, имеет родовую травму, асфиксию при рождении и внутриутробную гипоксию в анамнезе и прочее. В целом, имелось ввиду, что ничего страшного в этом нет, просто ребёнок находится в зоне особого наблюдения. И, по традиции, чтобы не быть для мамы плохим доктором, назначались какие-то лекарства, как правило: общеукрепляющие, витамины, ноотропы, сосудистые препараты и другое. Я придерживаюсь мнения, что таблеток полезных не бывает. И, к сожалению, многие неврологи, попали в ножницы: нужно что-то выписать, но диагноза нет. Но мы здесь не о фармокологии, а о психологическом и логопедическом опыте работы с такой проблемой. В этой статье я её так и обозначу — ММД (минимальные мозговые дисфункции).

Важно! Со временем, к общему ММД добавились расшифровки под вопросом, которые требовалось уточнить у психиатра. К психиатру, по сей день идут далеко не все. А зря. Можно просмотреть то, что требует медицинского включения и внимания и потерять время. А как известно, чем быстрее родитель сориентируется в ситуации и посодействует процессу коррекции, тем быстрее и качественнее будет результат.

Нам, психологам, приходилось и приходится работать с такими детьми и помогать им в решении трудностей с поведением, развитием, обучением и прочим. Много материалов по этому поводу было и есть. Давайте попробуем извлечь из этого пользу.

Читайте также:  Астигматизм 2 диоптрии ребенок до года

Если обратить внимание и направить ребенка в правильное русло, то в школе (как раз тогда, когда становится понятно, что было ММД) не придется волноваться и жалеть о потраченном времени.

Итак, ММД глазами психолога или если ребенку написали ММД и надо понять что с этим делать или не делать.

1. Точно — делать.

Во- первых ММД связана с последствием ранних повреждений головного мозга у детей. Безусловно, кто-то из родителей возможно достаточно осведомлен, что это такое.

В 60-е годы широкое распространение получил термин «минимальная мозговая дисфункция» ММД. Минимальная мозговая дисфункция выражается в возрастной незрелости высших психических функций (внимания, памяти, мышления). ММД связано с трудностями в обучении, социальной адаптации, эмоциональными нарушениями, расстройствами поведения, не связанными с выраженными нарушениями интеллектуального развития. ММД у детей проявляется в виде нарушений психологического развития, сюда относятся: формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия), расстройств развития речи, расстройств развития двигательных функций (диспраксия); поведенческие и эмоциональные расстройства к ним относят: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нарушения поведения. ММД являются наиболее распространенной формой нервно-психических нарушений детского возраста, которые по статистике, к сожалению встречаются у каждого третьего из наших детей. 

2. Как проявляется ММД в разном возрасте?

ММД неврологи обычно пишут уже в первые месяцы жизни ребенка, в этот период родителям следует обратить внимание на наличие повышенной возбудимости у ребенка, нарушения сна, немотивированный беспричинный плач, избыточную двигательную активность, повышение мышечного тонуса, тремор различных частей тела, покраснения или мраморность кожных покровов, усиленную потливость, трудности с кормлением и желудочно-кишечные нарушения. 

В возрасте от 1 года до 3 лет у детей с ММД часто отмечается повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, нарушения сна и аппетита, слабая прибавка массы тела, некоторое отставание в психоречевом и моторном развитии. 

К 3 годам обращают на себя внимание повышенная утомляемость, моторная неловкость, отвлекаемость, двигательная гиперактивность, импульсивность, упрямство и негативизм. Нередко наблюдается задержка в формировании навыков опрятности (энурез, энкопрез). Симптомы ММД нарастают к началу посещения детского сада (в возрасте 3 лет) или школы (6-7 лет). Эта закономерность может быть связана с неспособностью центральной нервной системы (ЦНС) справляться с новыми требованиями предъявляемыми к ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок.

Максимальная выраженность проявлений ММД часто совпадает с критическими периодами психоречевого развития у детей. К первому периоду относят возраст 1-2 года, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон и активное формирование навыков речи. Второй период приходиться на возраст 3 лет. На этом этапе у ребенка увеличивается запас используемых слов, совершенствуется фразовая речь, активно развиваются внимание и память. В это время у детей с ММД обнаруживаются задержка развития речи и нарушение артикуляции. Третий критический период относится к возрасту 6-7 лет и совпадает с началом становления навыков письменной речи (письмо, чтение). Для детей с ММД в этом возрасте характерны формирование школьной дезадаптации и проблемы поведения.

3. Как распознать ММД самостоятельно?

Читайте также:  Ребенку 2 года какие витамины можно

Можно говорить о том, что причины возникновения ММД разнообразны, это: патология беременности и родов (тяжелое течение беременности); токсикоз первой половины беременности, (особенно первого триместра); угроза выкидыша; это вредное воздействие на организм беременной женщины химических веществ, радиации, вибрации, инфекционных болезней, некоторых микробов и вирусов; это нарушение сроков беременности (ребёнок рождается недоношенным или переношенным), затяжные роды со стимуляцией родовой деятельности, ускоренные, быстрые роды, недостаток кислорода (гипоксия) из-за сдавливания пуповины, асфиксия, обвитие пуповины вокруг шеи, кесарево сечение, родовые травмы; инфекционные, сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания матери; несовместимость крови плода и матери по резус фактору; психические травмы матери во время беременности, стрессы, физическая нагрузка; ребенок до года перенес инфекционное заболевание, сопровождавшееся различного рода осложнениями, получил травму или перенес операцию. 

Это всё говорит о том, что к сожалению ребенок относится к группе риска.

4. Пути помощи ребенку с ММД.

Если Вы распознали у ребенка ММД, тогда понимаете, что он как никто другой нуждается во внимании специалистов и ранней медико-психолого-педагогической поддержке.

Какие прежде всего нужны ребенку специалисты:

1. невролог/психиатр;

2. педиатр;

3. нейропсихолог;

4. логопед-дефектолог;

5. ЛОР;

6. учитель-логопед.

Врачи, невролог, психиатр и педиатр помогут подобрать ребенку адекватный курс медикаментозного лечения и дифференцировать диагноз. 

Логопед-дефектолог поможет развить ребенку познавательную и речевую сферы, подберет индивидуальную программу коррекции задержек психоречевого и психического развития, поможет детям с нарушениями интеллектуального развития. 

Нейропсихолог проведет диагностику готовности дошкольника к школе, диагностику развития высших психических функций (внимания, памяти, мышления) и эмоционально-личностной сферы. Поможет понять причины школьной неуспеваемости ребенка и проведет коррекционные занятия, разработает индивидуальную программу коррекции познавательной сферы ребенка (развитие внимания, памяти, мышления), поможет понять причины плохого поведения ребенка и подобрать индивидуальную или групповую форму коррекции поведения и эмоционально-личностной сферы. Научит новым способам реагирования на ребенка и общения с ним. Что даст вам возможность лучше понимать своего ребенка, быть ближе к нему и эффективнее как родителю, а ребенку даст возможность стать успешным в обществе, зрелым и развитым.

Учитель-логопед подберет индивидуальную программу коррекции расстройств развития речи, поможет понять в чем проблема речевого нарушения у ребенка, сформирует навыки письма, чтения и счета. 

ЛОР выявит заболевания ЛОР-органов (ухо, горло, нос). 

Что отличает ребенка, имеющего функциональные нарушения в работе мозга или (ММД, ЗПРР), от нормально развивающихся детей:

Задержка и нарушение речевого развития.

Проблемы обучения в школе.

Быстрая умственная утомляемость и снижение умственной работоспособности (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать).

Резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности.

Нарушения в поведении от вялости, сонливости в одиночестве, до двигальной расторможенности, хаотичности, дезорганизации деятельности в многолюдной, шумной обстановке.

Сложности в формировании произвольного внимания (неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, распределения и переключения внимания).

Снижение объема оперативной памяти, внимания, мышления ( ребенок может удерживать в уме и оперировать ограниченным объемом информации).

Несформированность ориентации во времени и пространстве.

Повышенная двигательная активность.

Эмоционально-волевая неустойчивость (раздражительность, вспыльчивость, импульсивность, неумение контролировать свое поведение в игре и общении).

В наше время все эти проблемы преодолимы, при своевременном обращении родителей к специалистам и оказании совместной комплексной помощи ребенку. Способов оказания помощи сейчас достаточно, чтобы помочь ребенку гармонично расти и развивать свой потенциал.

Существуют разные психологические программы индивидуальной и групповой помощи детям с ММД, которые направлены на:

1. снижение двигательной активности у детей во время учебного процесса;

2. повышение коммуникативной компетентности ребенка в семье, в детском саду и школе;

3. развить навыки распределения внимания, двигательного контроля;

4. обучение навыкам саморегуляции (умение владеть собой и конструктивно выражать свои эмоции);

5. сформировать навыки конструктивного общения со сверстниками;

6. формировать умение контролировать импульсивность своих действий;

7.узнать свои сильные качества и более эффективно их использовать;

8. формировать у родителей представление об особенностях детей, с проявлениями гиперактивности и синдромом дефицита внимания.

Долгое время в психологических центрах было обязательным информирование родителей по этой проблеме. Возможно сейчас, вам это сможет помочь быстрее сориентироваться в том, какие именно программы и курсы нужны ребёнку и как быть, если вы заметили что-то из того, что здесь перечислено. В любом случае, рекомендую, все вопросы по этой теме, которые вас взволновали, обсудить с врачом-неврологом.

Статья подготовлена на основе психолого-педагогических методичек и современных взглядов доказательной медицины, которые требуют нашего внимания по сей день.

Детский семейный психолог, эксперт по детскому развитию, Ася Колбасина

Если вам понравилась статья — ставьте палец вверх, подписывайтесь на мой канал Я про детей. Рекомендуемая статья по проблеме речи здесь, жмите.

Будьте здоровы!

Источник