Младший школьный период развития ребенка

Младший школьный период развития ребенка thumbnail

Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7 до 10-11 лет.

Младший школьный возраст — очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.

С поступлением ребенка в школу игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, которое существенно изменяет мотивы его поведения.

Учение для младшего школьника — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные с учением и трудом, а также ребенок выходит за рамки семьи, т.к. у него расширяется круг значимых лиц. Особое значение имеют отношения со взрослым. Учитель — это взрослый, социальная роль которого связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы. Школьный учитель выступает как представитель общества, носитель социальных образцов.

Взрослые начинают предъявлять к ребенку повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с помощью взрослых на начальном этапе обучения в школе.

Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность — учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение.

Социальная ситуация в младшем школьном возрасте предполагает следующее:

  1. Учебная деятельность становится ведущей деятельно­стью.
  2. Завершается переход от наглядно-образного к словес­но-логическому мышлению.
  3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отноше­ние маленьких школьников к отметкам).
  4. Мотивация достижения становится доминирующей.
  5. Происходит смена референтной группы.
  6. Происходит смена распорядка дня.
  7. Укрепляется новая внутренняя позиция.
  8. Изменяется система взаимоотношений ребенка с ок­ружающими людьми.

Физиологические особенности младших школьников

С физиологической точки зрения младший школьный возраст — это время физичес­кого роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на времен­ном ослаблении нервной системы. Проявляются повышен­ная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.

Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания и самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению еще очень велика, поэтому младшие школьники часто бывают непоседливы.

Основные новообразования младшего школьного возраста
— произвольность
— внутренний план действия
— рефлексия

Благодаря им психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе.

Появление новых качеств психики, отсутствующих у дошкольников, обусловлено выполнением требований, предъявляемых школьнику учебной деятельностью.

По мере формирования учебной деятельности школьник приучается управлять своим вниманием, ему необходимо научиться внимательно слушать учителя и следовать его указаниям. Формируется произвольность, как особое качество психических процессов. Она проявляется в умении сознательно ставить цели действия и находить средства их достижения. В ходе решения различных учебных задач у младшего школьника формируется способность к планированию, а также ребенок может выполнять действия про себя, во внутреннем плане.

Ирина Базан

Литература:
Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. Возрастная психология.
В.В. Давыдов. Возрастная и педагогическая психология.
Л.Ц. Кагермазова. Возрастная психология.
О.Б. Дарвиш. Возрастная психология.

Интересные статьи на сайте

Источник

как развивать ребенка - подготовка ребенка к школе

Психология детей младшего школьного возраста – это тот период, в котором осуществляется основная закладка в развития психики ребенка, поэтому важно следить, за тем как развивается ребенок, ведь успешно приобретенные знания, привычки и моральные установки будут в дальнейшем формировать полноценную личность.

как развивать ребенка подготовка ребенка к школе

Что особенного происходит с ребенком. Младший школьный возраст определен с 6 до 10 лет, т.е. с периода обучения ребенка в начальных классах. У ребенка меняется взаимоотношения с социумом, так как он становится общественным субъектом со значимыми обязанностями, оцениванием учебы и деятельности ребенка. В этот период, как правило, утрачивается авторитет взрослого. А влияние сверстников, наоборот играет очень важную роль, ребенок в этот период начинает рассуждать, у него появляется словарно логический запас, он сосредотачивает свое внимание на все более и конкретных объектах и ситуациях, умеет самостоятельно распределять и переключаться, а так же быть устойчивым.

Следует так же помнить, что существует такое понятие как кризис семи лет. Это период, когда ребенок четко осознает значимость собственного «Я» и все переживания имею смысл — он с точностью может охарактеризовать состояния – я сердит, я голоден, я хороший, я добрый, я злой и т.д., и понимать, что это именно относится к нему.

Кризис семи лет, часто выражается манерность ребенка, то есть ребенок может что-то из себя показывать, или напротив что – то скрывать. Может скрывать, что – то от взрослых – например, когда ему плохо или у него есть какие-то проблемы.

С появлением статуса – школьника, ребенок обретает некую самостоятельность, у него формируются соответственные моральные ценности, которых он старается придерживаться. Дети начинают осознавать свою индивидуальность, стараются отличить свою уникальность перед остальными, часто стремятся лидировать в обществе своих сверстников. Это проявляется еще в том, детки ищут себя в увлечениях, занятиях, кружках, им участвовать в групповых формах активности.

Но в силу ряда причин, часто дети стараются избегать неудач, мотивируясь достичь определенных успехов. Такое поведение должно контролироваться со стороны взрослого, что бы ориентиры поведения и действий ребенка, в дальнейшем, не привело к страху смены отношения окружающих.

Так, ребенок – школьник, очень подвергнут критике и остро реагирует на оценку, со стороны взрослых, ребенок этого возраста эмоционально неустойчив, у него могут наблюдаться частые перемены настроения.

Развиваем память у детей

Память – это восприятие впечатлений, которые остаются у человека, об окружающей среде, и по возможности, эти впечатления закрепляются и при необходимости воспроизводятся. Память — это основа способностей человека, к восприятию, хранению, воспроизведению опыта, полученного в ходе жизнедеятельности человека.

Память школьников, это своеобразный переход от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию. Дети в возрасте от 6 до 14 лет активно развивают механическую память на логические единицы информации, которые не связаны между собой.

Процесс взросления ребенка влечет за собой развитие осознанности в действиях, которые направляются на точное и качественное запоминание, а так же воспроизводить в точности, удержанный в памяти материал. Дети чаще всего, придают значение впечатления, которые получены зрительным, слуховым или двигательным путем. При чем, чем младше ребенок, тем непосредственно проявляются чувства неудовлетворенности или удовольствия от увиденного, сделанного или услышанного. Педагогическое воздействие на детей младшего дошкольного возраста как раз и строится на этих чувствах.

Читайте также:  Седьмая неделя развитие ребенка

В разный возраст ребенка, иные приемы по управлению памяти, с помощью которых совершенствуется память при обучении. Весомый вклад в развитие, в первую очередь, привносят родители и учителя.

К приемам управления памятью относят такие:

  • повторение. Ребенок, повторяет каждое запомнившееся слово, а потом повторяет слова группами;
  • организация. Ребенок запоминает и устанавливает взаимосвязь со словами, при помощи ассоциаций;
  • осмысление. Ближе к 11 годам, ребенок может осмысленно повторить запомнившийся абзац и сделать из него выводы;
  • формирование образов. Запоминание новой информации у ребенка, куда проще будет происходить, если предложить ему использовать какие-то умственные образы, которые схожи по каким-то чертам или несуществующим признакам;
  • поиск информации в памяти. Ребенок запоминает какую-то информацию, но все равно ищет несколько вариантов, для проверки правильности.
  • создание сценариев. Для того, что бы в памяти ребенка сохранить регулярно повторяющие события, можно организовать события в виде набора сценариев.

Особенности психологии детей

Младший дошкольный возраст – это самый ответственный период в жизни малыша.
Особенности детей младшего школьного возраста, в первую очередь, обусловлены тем, что в этот период, начинает закладываться собственное «Я», развивается самосознание. Обогащение знаниями, в этом возрасте, способствует интенсивному развитию интеллектуальных способностей, самореализации и творческой активности. Относительно физического развития – это самый спокойный возраст. Происходит равномерное увеличение роста и веса, развивается выносливость. Костная система находится на стадии формирования.

Этот период характеризируется совершенствованием мозга – то есть развивается аналитическая и систематическая функция коры, изменяются такие процессы, как возбуждение и торможение. Процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

Самая главная цель ребенка – это обучение. Ребенок стремится приобрести и усвоить новые знания, умения и навыки, а так же стремится накопить систематические сведения об окружающем его мире, природе и обществе в целом.

Воспитание в детях чувства собственной значимости

Воспитание детей младшего школьного возраста, имеет огромное значение, в последующем становлении ее как личности. Правильная закладка моральных ценностей и жизненных установок принесут ребенку, в будущем, крепкую основу его жизнедеятельности. Задача родителей правильно расставить ориентиры.

К примеру, хорошо, если ребенок будет воспринимать свои успехи и поражения, то есть объективно. Ребенок должен в первую очередь, уверенным в своих силах, быть человеком слова, знающим себе цену, на которого можно во всем положиться. Повышенная самооценка или напротив – пониженная, не будет хорошим стимулом для достижения определенных результатов.
Правильное воспитание детей младшего дошкольного возраста, так же подразумевает систематическое подчеркивание достоинств. Иными словами – похвала, это личный успех ребенка, который очень стимулирует малыша. Особенно – если эта похвала родителей.

Не менее важно подавать правильный пример ребенку. Ведь этот возраст – это возраст подражательства. Ребенок подражает людям, которых уважает. Большинство действий, негативных эмоций, грубых слов или действий – это следствие подражания. Необходимо всегда об этом помнить и подавать хороший пример.

Хорошо, что бы в этом возрасте привить говорить слово «нет» действиям, которые не хочет совершать ребенок. То есть те действия, которые нанесут вред ребенку – сигареты, выпивка, наркотики.

Важно привить ребенку, что самое безопасное место на земле – это его дом. А так же, главной обязанностью родителей есть обучение ребенка элементарным основам безопасности. Ребенок должен отдавать себе отчет в том, что не все так в мире идеально и не все люди добры. Поэтому должен быть крайне осторожен на улице, в быту. И в случае чего, не стесняться обратиться за помощью.

Хотелось бы подытожить, что очень много чего родители должны привить и воспитать в ребенке в самый ответственный период в жизни. Ведь это основа основ на всю его дальнейшую жизнь закладка в этом возрасте, существенно смягчит подростковый период, а так же поможет развить в ребенке полноценную личность. Главное уделять, по возможности как можно больше времени ребенку, общаться с ним, помогать ему, познать себя и окружающих. Дать ему уверенность в собственной необходимости и о его месте в этом мире.

Источник

«Младший  школьный возраст

и  его  особенности»

Выступление воспитателя гпд Головой Н.Ю. на родительском собрании 1кл.

МБОУ «СОШ№10»

  Без знания ребёнка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков – нет воспитания.

                                                                                                             В. А. Сухомлинский.

Задачи: познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями младших школьников;

довести до сознания родителей, что учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей; её формирование – главная педагогическая задача как для учителя, так и для родителей;

совместно с родителями обсудить некоторые приемы воспитания и обучения младших школьников с учётом их возрастных и психологических особенностей.

                                         Содержание.

1.Характеристика  физиологических  особенностей  младшего  школьника.

2.Развитие  потребностей  и  форм  общения  с  приходом  ребенка  в  школу.

    Интересы,  особенности  развития  воли  и  характера  первоклассника.

3.Чтобы  воспитывать  и  обучать,  надо  знать  индивидуальные  особенности  ребенка.

4.Особенности  интеллектуального  и  личностного  развития  шестилетних  детей.

Младший школьный возраст и его особенности:

          Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу.

Характеристика физиологических особенностей:

это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.

Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани. Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, но в целом большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительным, не свойственным для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении). Работоспособность ребенка резко падает через 25-30 минут после начала урока и может резко снизиться на 2-ом уроке. Дети сильно утомляются при повышенной эмоциональной насыщенности уроков, мероприятий. Все это надо учитывать, имея в виду уже упоминавшуюся возбудимость детей.

Созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те которые требуют большой точности, поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений (письмо).

Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

Читайте также:  Комиссия по развитию ребенка

Развитие потребностей и форм общения с приходом ребенка в школу:

Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.

Именно в этом возрасте ребёнок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит своё отражение и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. Хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребёнка в течение первых пяти лет его жизни.

  Интересы, особенности развития воли и характера первоклассника.

Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина — возрастная слабость волевой регуляции поведения); общая недостаточность воли — школьник 7-8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности. Капризность и упрямство объясняются недостатками семейного воспитания: ребенок привык, чтобы все его желания и требования удовлетворялись. Капризность и упрямство — своеобразная форма протеста ребенка против тех требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, чего «хочется», во имя того, что «надо».

Индивидуальные особенности ребенка.

Чтобы  воспитывать  и  обучать, надо  знать  индивидуальные  особенности  ребенка.

С поступлением в школу в жизни ребенка происходят существенные изменения. Коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется новый для ребенка вид деятельности — учебная деятельность. 4-5 лет — «Я сам» — игра с предметами (кубики, мячики).  5-6 лет — «Я — пилот» — ролевая игра.  6-7 лет — «Я — ученик, я — школьник» — учебная деятельность.  На основе этой новой деятельности развиваются основные психологические новообразования: в центр сознания выдвигается мышление. Таким образом, мышление становится доминирующей психической функцией и начинает определять постепенно и работу всех других психических функций (памяти, внимания, восприятия). С развитием мышления другие функции тоже становятся произвольными. Развитие мышления способствует появлению нового свойства личности ребенка — рефлексии, то есть осознания себя, своего положения в семье, классе, оценка себя как ученика: хороший — плохой. Эту оценку «себя» ребенок черпает из того, как относятся к нему окружающие, близкие люди. У  младших школьников более развита наглядно-образная память. Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения: события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения. Они склонны к запоминанию путем механического повторения, без осознания смысловых связей. Ребенок еще плохо владеет речью, ему легче заучить все, чем воспроизводить текст  своими словами. Дети еще не умеют организовывать смысловое запоминание: разбивать материал на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста. Очень важно научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с определенной установкой, то этот материал запоминается быстрее, помнится дольше, воспроизводится точнее. Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Если старший школьник может заставить себя сосредоточиться на неинтересной, трудной работе ради результата, который ожидается в будущем, то младший школьник обычно может заставить себя упорно работать лишь при наличии «близкой» мотивации (похвалы, положительной отметки).  В  поддержании у первоклассника  «внутренней  позиции  школьника»  неоценимая  роль принадлежит  родителям.  Их серьезное  отношение  к  школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная  поддержка  помогают  первокласснику  почувствовать  значимость  своей  деятельности,  способствуют  повышению  самооценки  ребенка,  его  уверенности  в себе.

     Десять  заповедей  для  мамы  и  папы  первоклассника.

1.Начинайте  «забывать»  о  том,  что  ваш  ребенок  маленький.

Дайте  ему  посильную  работу  в  доме, определите  круг  его  обязанностей.  Сделайте  это  мягко: «Какой  ты  у нас  большой,  мы  уже  можем  доверить  тебе  мыть  посуду и т.д.»

2.Определите  общие  интересы.

 Участвуйте  в  любимых  занятиях  своих  детей,  проводите  с  ними  свободное  время  не «рядом», а  «вместе». Для  этого  достаточно  посмотреть  вместе  фильм, поиграть  «в солдатики», построить  крепость  из  снега,  поговорить на  волнующие  ребенка  темы. Не  отказывайте  детям  в  общении,  дефицит  общения – один из  самых  главных  пороков  семейных  пороков.

3.Приобщайте  ребенка  к  экономическим  проблемам  семьи.

Постепенно  приучайте  его  сравнивать  цены,  ориентироваться  в  семейном  бюджете. Ставьте  в  известность  об  отсутствии  денег  в  семье,  приглашайте  за  покупками  в  магазин.

4.Не  ругайте, а тем  более  не  оскорбляйте  ребенка, особенно  в  присутствии  посторонних.

Уважайте  чувства  и  мнение  ребенка. На  жалобы  со  стороны  окружающих, даже  воспитателя  или  учителя,  отвечайте: «Спасибо, мы дома, обязательно  поговорим на эту  тему». Помните педагогический  закон  воспитания: доверять, не считать плохим, верить в успех и способности («ты сможешь, у тебя обязательно получится,  я в тебя верю»).

5.Научите ребенка делиться  своими  проблемами.

Обсуждайте  с  ним конфликтные  ситуации,  возникшие  в  общении  ребенка  со  сверстниками  или  взрослыми.  Искренне  интересуйтесь  его  мнением,  только так вы  сможете  сформировать  у  него  правильную  жизненную  позицию.

Постарайтесь  разобраться  объективно: не считайте  всегда правым  своего  ребенка и неправым  другого  и  наоборот.

6.Чаще  разговаривайте  с  ребенком.

Развитие  речи – залог хорошей  учебы. Были в театре,  цирке, кино – пусть расскажет,  что  ему  больше  всего  понравилось.  Слушайте  внимательно,  задавайте  вопросы,  чтобы  ребенок  чувствовал,  что  вам  это  действительно интересно. Вместе  придумывайте  самые  разные  фантастические  истории – о предметах, вещах,  явлениях  природы. Ваш  ребенок  должен быть  фантазером.

7.Отвечайте  на  каждый  вопрос  ребенка.

Только  в  этом  случае  его  познавательный  интерес  никогда  не  иссякнет. В  то  же  время  чаще  прибегайте к  справочной  литературе,  приучайте  детей  пользоваться  самостоятельно  справочниками  и  энциклопедиями, а не  ждать  всегда  вашего  ответа.

8.Постарайтесь  хоть  иногда  смотреть  на  мир  глазами  вашего  ребенка.

Видеть мир  глазами  другого – основа  взаимопонимания. А  это  означает – считаться  с  индивидуальностью  ребенка,  знать,  что  все  люди  разные  и  имеют  право  быть  такими!

9.Чаще  хвалите,  восхищайтесь  вашим  ребенком.

На  жалобы  о  том,  что  что-то  не  получается,  отвечайте: «Получится  обязательно, только  нужно  еще  несколько  раз  попробовать». И сами  верьте,  что  ваш  ребенок  может  все, нужно  только  чуть-чуть  ему  помочь. Хвалите  словом,  улыбкой,  лаской  и  нежностью,  а  не  отделывайтесь  такого  рода  поощрениями,  как  покупка  новой  игрушки  или  сладости.

10.Не  стройте  ваши  взаимоотношения  на  запретах.

Читайте также:  Проблемы физического развития современного ребенка

Согласитесь, что  они  не  всегда  разумны. Всегда  объясняйте  причины,  обоснованность  ваших  требований, если  возможно,  предложите  альтернативный  вариант. Уважение  к  ребенку  сейчас – фундамент  уважительного  отношения  к  нему  в  настоящем  и  будущем.

Социальное развитие ребенка 6-ти лет

Хорошо ориентируются не только в знакомой обстановке, но и в незнакомой. Умеют общаться со сверстниками взрослыми, знают основные правила общения. Способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы); Стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче. Тонко реагируют на изменения отношения к ним взрослого, чутки к настроению взрослых.                                                       Организация деятельности ребенка 6-ти лет

Способны воспринимать инструкцию и по инструкции выполнять задание (если поставлены цель и чёткая задача действий);Могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, однако алгоритм сложного последовательного действия вырабатывать ещё не способны. Способны сосредоточенно, без отвлечений работать по инструкции 10-15 мин., оценить в общем, качество своей работы, но дифференцированную оценку качества по определённым критериям дать затрудняются. Способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности;    Интеллектуальное развитие, мышление ребенка 6-ти лет.

Дети  с удовольствием воспринимают любую новую информацию, наблюдательны, задают много вопросов; В 6, 7 лет — наиболее характерно и эффективно наглядно-образное и действенно-образное мышление; Доступна логическая форма мышления. Способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей.  

Развитие  внимания, памяти, восприятия ребенка 6-ти лет

Способны к произвольному вниманию, но преобладает непроизвольное; Устойчивость произвольного внимания невелика (10-15 мин) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка; Преобладает непроизвольная память, продуктивность повышается при активном  восприятии. Количество одновременно воспринимаемых объектов невелико (1-2);Не способны быстро и часто переключать внимание с одного объекта, вида деятельности на другой; Развитие движений ребенка 6-ти лет

Уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений; Способны к самостоятельным, точным и ловким движениям ;Способны освоить сложно координированные движения: гимнастика, танцы, ходьба на лыжах, катание на коньках, велосипеде; Способны к координированным движениям пальцев, кисти, рук  при  выполнении бытовых и учебных действий. Способны овладеть игрой на муз. инструментах.                                                                                                                                  Личностное развитие, самосознание, самооценка ребенка 6-ти лет.

Дети этого возраста способны осознать своё положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками; Стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые выполняют.  Самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться.  Не способны к адекватной самооценке, она в значительной степени зависима от оценки взрослых (педагога, воспитателя, родителя, значимых взрослых); В 7 лет  личностное психологическое новообразование – формирование внутренней позиции школьника.  

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Большинство этих позитивных достижений (организованность, самоконтроль, заинтересованное отношение к учению) внешне могут быть утеряны ребенком на пике глобальной перестройки подросткового возраста. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.

Десять  заповедей  для  родителей.

1.Начинайте  «забывать»  о  том,  что  ваш  ребенок  маленький.

Дайте  ему  посильную  работу  в  доме, определите  круг  его  обязанностей.  Сделайте  это  мягко: «Какой  ты  у нас  большой,  мы  уже  можем  доверить  тебе  мыть  посуду и т.д.»

2.Определите  общие  интересы.

 Участвуйте  в  любимых  занятиях  своих  детей,  проводите  с  ними  свободное  время  не «рядом», а  «вместе». Для  этого  достаточно  посмотреть  вместе  фильм, поиграть  «в солдатики», построить  крепость  из  снега,  поговорить на  волнующие  ребенка  темы. Не  отказывайте  детям  в  общении,  дефицит  общения – один из  самых  главных  пороков  семейных  пороков.

3.Приобщайте  ребенка  к  экономическим  проблемам  семьи.

Постепенно  приучайте  его  сравнивать  цены,  ориентироваться  в  семейном  бюджете. Ставьте  в  известность  об  отсутствии  денег  в  семье,  приглашайте  за  покупками  в  магазин.

4.Не  ругайте, а тем  более  не  оскорбляйте  ребенка, особенно  в  присутствии  посторонних.

Уважайте  чувства  и  мнение  ребенка. На  жалобы  со  стороны  окружающих, даже  воспитателя  или  учителя,  отвечайте: «Спасибо, мы дома, обязательно  поговорим на эту  тему». Помните педагогический  закон  воспитания: доверять, не считать плохим, верить в успех и способности («ты сможешь, у тебя обязательно получится,  я в тебя верю»).

5.Научите ребенка делиться  своими  проблемами.

Обсуждайте  с  ним конфликтные  ситуации,  возникшие  в  общении  ребенка  со  сверстниками  или  взрослыми.  Искренне  интересуйтесь  его  мнением,  только так вы  сможете  сформировать  у  него  правильную  жизненную  позицию.

Постарайтесь  разобраться  объективно: не считайте  всегда правым  своего  ребенка и неправым  другого  и  наоборот.

6.Чаще  разговаривайте  с  ребенком.

Развитие  речи – залог хорошей  учебы. Были в театре,  цирке, кино – пусть расскажет,  что  ему  больше  всего  понравилось.  Слушайте  внимательно,  задавайте  вопросы,  чтобы  ребенок  чувствовал,  что  вам  это  действительно интересно. Вместе  придумывайте  самые  разные  фантастические  истории – о предметах, вещах,  явлениях  природы. Ваш  ребенок  должен быть  фантазером.

7.Отвечайте  на  каждый  вопрос  ребенка.

Только  в  этом  случае  его  познавательный  интерес  никогда  не  иссякнет. В  то  же  время  чаще  прибегайте к  справочной  литературе,  приучайте  детей  пользоваться  самостоятельно  справочниками  и  энциклопедиями, а не  ждать  всегда  вашего  ответа.

8.Постарайтесь  хоть  иногда  смотреть  на  мир  глазами  вашего  ребенка.

Видеть мир  глазами  другого – основа  взаимопонимания. А  это  означает – считаться  с  индивидуальностью  ребенка,  знать,  что  все  люди  разные  и  имеют  право  быть  такими!

9.Чаще  хвалите,  восхищайтесь  вашим  ребенком.

На  жалобы  о  том,  что  что-то  не  получается,  отвечайте: «Получится  обязательно, только  нужно  еще  несколько  раз  попробовать». И сами  верьте,  что  ваш  ребенок  может  все, нужно  только  чуть-чуть  ему  помочь. Хвалите  словом,  улыбкой,  лаской  и  нежностью,  а  не  отделывайтесь  такого  рода  поощрениями,  как  покупка  новой  игрушки  или  сладости.

10.Не  стройте  ваши  взаимоотношения  на  запретах.

Согласитесь, что  они  не  всегда  разумны. Всегда  объясняйте  причины,  обоснованность  ваших  требований, если  возможно,  предложите  альтернативный  вариант. Уважение  к  ребенку  сейчас – фундамент  уважительного  отношения  к  нему  в  настоящем  и  будущем.

Источник