Микросоциальные условия развития ребенка

Пусковым элементом всякого психического и речевого развития, является зарождение интенции общения, т.е. смутного, неосознаваемого желания вступать в процесс коммуникации. Важной составляющей развития малыша становится появление у него собственного желания общаться. Такое желание заложено в родовую память новорожденного только как потенциальная возможность. Будет ли реализована данная ребенку потенциальная возможность или нет, зависит от его ближайшего взрослого окружения. В частности от умения родителей эмоционально насыщенно общаться с новорожденным, затем и с малышом.
Поэтому важной частью диагностики становится изучение ближайшего социального окружения, формирующего эмоциональную и психоречевую сферы ребенка. Ближайшее социальное окружение ребенка раннего возраста включает в себя семью, педагогов и детей, если ребенок посещает дошкольное образовательное учреждение. В речевой среде семьи закладываются основные коммуникативные и языковые компетенции.
Среди микросоциальных условий, оказывающих влияние на развитие ребенка раннего возраста, можно выделить следующие:
· структура семьи (нуклеарная (Ссылка внизу страницы семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов, на первый план выдвигаются при этом отношения между супругами (представителями одного поколения), а не отношения между представителями разных поколений (родителями и детьми)) или многопоколенная, полная или неполная, многодетная или малодетная);
· материальные условия жизнедеятельности семьи (уровень дохода, жилищные условия, благоустроенность быта и др.);
· краткая характеристика родителей (социальный статус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура, ориентации и установки на воспитание и образование детей);
· психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами;
· речевая среда.[5]
Последние исследования выявили, что в основном на развитие речи ребенка раннего возраста влияет мать [26]. Материнское поведение, во всем многообразии его проявлений, является базой, определяющей развитие здорового малыша.
Специфика речевого общения взрослых с маленькими детьми подчеркивается в многочисленных исследованиях в психолингвистике, педагогике, антропологии и логопедии.
Специфические формы речи, обращенной к ребенку, отражают следующие термины: инпут, baby talk, mother’s-, father’s-, parental speech, caretaker speech, nursery language; child-directed speech, infant-directed speech. [20]. В данном случае рассматривается речь матери, бабушки, старшей сестры, няни, т.е. всех лиц женского пола, ухаживающих за детьми. Эта речь обладает рядом особенностей: использование нераспространенных предложений; частые повторы, сопровождаемые перестановкой членов предложения; отсутствие сложносочиненных (ССП) и сложноподчиненных (СПП) предложений, обособленных конструкций, длинных рядов однородных членов; большая часть слов относится к разряду ономатопей; богатая интонационная окраска; ситуативность речи; коррекция (шлифовка) речи ребенка [27].
Первые языковые средства ребёнок принимает из той речевой среды, в которой находится. Мы можем увидеть понимание языковых средств в эмоциональном реагировании ребёнка в общении со взрослыми.
Таким образом, основные задачи данного этапа обследования:
· изучение условий семейного воспитания;
· изучение потребности общения с близким взрослым;
· изучение естественной языковой среды;
· исследование эмоционального реагирования ребенка.
Методы изучения:
· анкетирование родителей (приложение 1.1);
· анкетирование воспитателей групп (приложение 1.2, разделы анкеты для воспитателей 1,2,3,8,9,10,11);
· наблюдение за общением близких взрослых с ребенком при расставании в детском саду утром и при встрече вечером (таблица 2.);
· наблюдение за общением ребенка со взрослым в аналогичных ситуациях (таблица 2.1.1);
· наблюдение за эмоциональным реагированием ребенка в группе (таблица 2.1.2.).
Таблицы включены основные параметры позволяют зафиксировать положительные (+1 или +2) и отрицательные (-1или -2) характеристики семейного окружения, естественной речевой среды и эмоционального реагирования ребенка.
Условия воспитания ребенка
Таблица 2.1. Стимуляция потребности общения близким взрослым М
№ п/п | Ф.И. ребенка | дата рождения, дата обследования | Чтение детской литературы дома | Стимуляция речевого развития взрослым | Всего | ||||||
каждый день | несколько раз в неделю | редко | оречевление совместных действий | учат имитировать речевые звуки в игровой форме | просят повторить или сказать | ||||||
заняты взрослые | ребенок отказывается слушать | ||||||||||
+2 | +1 | -1 | -2 | +2 или -2 | +1 или -1 | +1 или -1 | |||||
Ключ к заполнению таблицы
Чтение детской литературы дома:
— читают каждый день – +2;
— читают несколько раз в неделю – +1;
— читают редко: заняты взрослые – 1 балл; ребёнок отказывается слушать – 2 балла.
Стимуляция речевого развития взрослыми:
— оречевление совместных действий – +1;
— учат имитировать речевые звуки в игровой форме — +1
— просят повторить, сказать – +1.
Таким образом, по показателю «стимуляция общения близким взрослым» суммируются все баллы ребенка, по таблицам 2.2, 2.3 и 2.4.
Максимально возможное количество положительных баллов у ребенка по данному показателю — +7, максимально возможное количество отрицательных баллов — — 7.
Таблица 2.1.1. Общение родителей с ребенком (M1)
№ п/п | Ф.И. ребенка | дата рождения, дата обследования | Общение родителей с ребенком утром при расставании | Общение с ребенком при встрече | Всего | |||||
помогают ребенку раздеться и сложить одежду в шкафчик | раздевают, складывают одежду в шкафчик и уходят | оставляют ребенка и сразу же уходят | помогают ребенку одеться самому | интересуются у педагога, как прошел день | быстро одевают и забирают | не интересуются, как прошел день | ||||
+2 | — 2 | — 1 | +2 | +2 | -2 | -1 |
Ключ к заполнению таблицы
Общение родителей с ребенком утром при расставании:
— помогают ребенку раздеться и сложить одежду в шкафчик (этот вариант предполагает мотивацию общения через деловое сотрудничество) – +1.
— раздевают, складывают одежду в шкафчик и уходят- -2;
— оставляют ребенка и сразу уходят — -1;
Последние два варианта опосредовано свидетельствуют об элементах гиперопеки (сами все делают за ребёнка потому, что так быстрее и удобнее для взрослых) или занятости родителей и отсутствии времени на стимуляцию потребности общения или о непонимании родителями необходимости стимулировать потребность общения в деловом сотрудничестве с ребенком.
Общение с ребенком при встрече вечером:
— помогают ребенку одеться самому (вариант мотивации общения посредством делового сотрудничества) –+ 2;
— интересуются у педагога, как прошел день – +2;
— быстро одевают и забирают — -2;
— не испытывают интереса — -1.
Последние два варианта могут опосредовано свидетельствовать о занятости родителей или об отсутствии понимания необходимости стимулировать потребность общения через деловое сотрудничество с ребенком.
По этому показателю максимальное количество баллов для одного ребенка – +6, минимальное — -6.
Таблица 2.1.2. Общение ребенка с родителями (М2)
№ п/п | Ф.И. ребенка | дата рождения, дата обследования | Общение ребенка с родителями утром при расставании | Общение ребенка с родителями при встрече | Всего | ||||||||
целует родителя и машет рукой «до свидания» | поплачет и успокаивается | никак не реагирует на расставание | истерически рыдает и держит за ноги | радуется, «отвечает» на вопросы родителя | радуется, инициирует беседу | получает конфетку (или что-нибудь другое) и дает возможность себя одеть | не испытывает никаких эмоций | не хочет идти из группы | |||||
+2 | +1 | -2 | -1 | +2 | +2 | -2 | -2 | -1 | |||||
Ключ к заполнению таблицы
Источник
Детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью к различным влияниям микросоциальной среды. Известно, что нарушения взаимоотношений в семье, ошибки семейного воспитания негативно влияют на соматическое и психическое развитие ребенка. Многие исследователи указывали, что главные причины детских неврозов и пограничных психических заболеваний связаны с дефектами воспитания и конфликтными отношениями в семье. Нарушения семейных взаимоотношений оказывают негативное влияние и на ребенка с нарушениями развития, снижают эффективность коррекционно-педагогических мероприятий, провоцируют разнообразные вторичные отклонения в его психическом развитии.
Выделены некоторые особенности социально-психологической структуры семей, в которых риск возникновения нервно-психических заболеваний у детей особенно высок. К ним можно отнести следующие: жесткое доминирование одного из родителей; коммуникативный барьер между ребенком и отцом, а также ограничение влияния отца на процесс семейного воспитания; конфликтность семейных отношений, нарушения межличностных взаимоотношений между родителями; несогласованность требований к ребенку со стороны отца и матери, а также прародителей.
Семья играет важную роль в формировании умственных способностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы и личности. Дети с социально-педагогической запущенностью чаще встречаются в семьях, где родители страдают психическими заболеваниями, алкоголизмом, в конфликтных и неблагополучных семьях, где ребенок воспитывается в условиях безнадзорности. Беседы с родителями являются обязательной составной частью комплексного изучения ребенка с нарушениями развития. В беседе с родителями следует: а) выяснить роль отца и матери в воспитании ребенка; б) оценить тип семейного воспитания; в) установить причинно-следственные связи между типами правильного воспитания и особенностями развития ребенка; г) сопоставить тип семейного воспитания с особенностями умственного и личностного развития ребенка.
Описаны следующие типы неправильного семейного воспитания.
Гипоопека — такой тип неправильного воспитания, при котором имеет место эмоциональное отвержение ребенка, проявляющееся в открытой враждебности, чрезмерной требовательности или, наоборот, в равнодушии и попустительстве.
Гиперопека — чрезмерная родительская забота о ребенке, проявляющаяся в повышенной привязанности, преданности ребенку. Ребенок находится в центре внимания семьи, он объект восхищения родителей, которые оберегают его от всех жизненных трудностей и невзгод. Этот тип воспитания часто встречается в семьях, где воспитываются дети с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
Противоречивое воспитание — различное отношение к ребенку со стороны членов семьи, приводящее к тому, что в ней возникают разные типы воспитания. Часто наблюдается в семьях, где один из родителей не понимает проблем в развитии ребенка и предъявляет к нему требования, не соответствующие его психофизическим особенностям.
Социально-педагогическое обследование проводится социальным педагогом образовательного учреждения (при его отсутствии — другим педагогом). В процессе проведения социально-педагогического исследования необходимо оценить следующие показатели:
- — уровень образования родителей;
- — общий культурный уровень семьи;
- — материальную обеспеченность;
- — жилищно-бытовые условия;
- — особенности взаимоотношений в семье;
- — наличие у родителей вредных привычек;
- — состояние здоровья родителей.
Проанализировать полученные социологические сведения помогут данные, приведенные в таблице 2.
Для понимания психолого-педагогических особенностей ребенка с нарушениями развития и повышения эффективности коррекционно-развивающего воздействия большое значение имеет знание и учет психологических особенностей родителей, воспитывающих этого ребенка, и межличностных отношений в семье. Подходы к изучению особенностей родителей, межличностных отношений в семье, пути и методы психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, описаны в главе 8.
Очень важными разделами комплексного изучения детей с отклонениями в развитии являются психологическое и логопедическое исследования.
Источник
Детский
возраст характеризуется повышенной
ранимостью и чувствительностью к
различным влияниям микросоциальной
среды. Известно, что нарушения
взаимоотношений в семье, ошибки семейного
воспитания негативно влияют на
соматическое и психическое развитие
ребенка. Многие исследователи указывали,
что главные причины детских неврозов
и пограничных психических заболеваний
связаны с дефектами воспитания и
конфликтными отношениями в семье.
Нарушения семейных взаимоотношений
оказывают негативное влияние и на
ребенка с нарушениями развития, снижают
эффективность коррекционно-педагогических
мероприятий, провоцируют разнообразные
вторичные отклонения в его психическом
развитии.
Выделены
некоторые особенности социально-психологической
структуры семей, в которых риск
возникновения нервно-психических
заболеваний у детей особенно высок. К
ним можно отнести следующие: жесткое
доминирование одного из родителей;
коммуникативный барьер между ребенком
и отцом, а также ограничение влияния
отца на процесс семейного воспитания;
конфликтность семейных отношений,
нарушения межличностных взаимоотношений
между родителями; несогласованность
требований к ребенку со стороны отца и
матери, а также прародителей.
Семья
играет важную роль в формировании
умственных способностей ребенка, его
эмоционально-волевой сферы и личности.
Дети с социально-педагогической
запущенностью чаще встречаются в семьях,
где родители страдают психическими
заболеваниями, алкоголизмом, в конфликтных
и неблагополучных семьях, где ребенок
воспитывается в условиях безнадзорности.
Беседы с родителями являются обязательной
составной частью комплексного изучения
ребенка с нарушениями развития. В беседе
с родителями следует: а) выяснить роль
отца и матери в воспитании ребенка; б)
оценить тип семейного воспитания; в)
установить причинно-следственные связи
между типами правильного воспитания и
особенностями развития ребенка; г)
сопоставить тип семейного воспитания
с особенностями умственного и личностного
развития ребенка.
Описаны
следующие типы неправильного семейного
воспитания.
Гипоопека
— такой тип неправильного воспитания,
при котором имеет место эмоциональное
отвержение ребенка, проявляющееся в
открытой враждебности, чрезмерной
требовательности или, наоборот, в
равнодушии и попустительстве.
Гиперопека
— чрезмерная родительская забота о
ребенке, проявляющаяся в повышенной
привязанности, преданности ребенку.
Ребенок находится в центре внимания
семьи, он объект восхищения родителей,
которые оберегают его от всех жизненных
трудностей и невзгод. Этот тип воспитания
часто встречается в семьях, где
воспитываются дети с нарушениями зрения,
слуха, опорно-двигательного аппарата.
Противоречивое
воспитание
— различное отношение к ребенку со
стороны членов семьи, приводящее к тому,
что в ней возникают разные типы воспитания.
Часто наблюдается в семьях, где один из
родителей не понимает проблем в развитии
ребенка и предъявляет к нему требования,
не соответствующие его психофизическим
особенностям.
Социально-педагогическое
обследование проводится социальным
педагогом образовательного учреждения
(при его отсутствии — другим педагогом).
В процессе проведения социально-педагогического
исследования необходимо оценить
следующие показатели:
—
уровень образования родителей;—
общий культурный уровень семьи;—
материальную обеспеченность;—
жилищно-бытовые условия;—
особенности взаимоотношений в семье;—
наличие у родителей вредных привычек;—
состояние здоровья родителей.
Проанализировать
полученные социологические сведения
помогут данные, приведенные в таблице
2.
Для
понимания психолого-педагогических
особенностей ребенка с нарушениями
развития и повышения эффективности
коррекционно-развивающего воздействия
большое значение имеет знание и учет
психологических особенностей родителей,
воспитывающих этого ребенка, и
межличностных отношений в семье. Подходы
к изучению особенностей родителей,
межличностных отношений в семье, пути
и методы психологического изучения
семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями
в развитии, описаны в главе 8.
Очень
важными разделами комплексного изучения
детей с отклонениями в развитии являются
психологическое и логопедическое
исследования.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Социально-педагогическое изучение
Детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью к различным влияниям микросоциальной среды. Известно, что нарушения взаимоотношений в семье, ошибки семейного воспитания негативно влияют на соматическое и психическое развитие ребенка. Многие исследователи указывали, что главные причины детских неврозов и пограничных психических заболеваний связаны с дефектами воспитания и конфликтными отношениями в семье. Нарушения семейных взаимоотношений оказывают негативное влияние и на ребенка с нарушениями развития, снижают эффективность коррекционно-педагогических мероприятий, провоцируют разнообразные вторичные отклонения в его психическом развитии.
Выделены некоторые особенности социально-психологической структуры семей, в которых риск возникновения нервно-психических заболеваний у детей особенно высок. К ним можно отнести следующие: жесткое доминирование одного из родителей; коммуникативный барьер между ребенком и отцом, а также ограничение влияния отца на процесс семейного воспитания; конфликтность семейных отношений, нарушения межличностных взаимоотношений между родителями; несогласованность требований к ребенку со стороны отца и матери, а также прародителей.
Семья играет важную роль в формировании умственных способностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы и личности. Дети с социально-педагогической запущенностью чаще встречаются в семьях, где родители страдают психическими заболеваниями, алкоголизмом, в конфликтных и неблагополучных семьях, где ребенок воспитывается в условиях безнадзорности. Беседы с родителями являются обязательной составной частью комплексного изучения ребенка с нарушениями развития. В беседе с родителями следует: а) выяснить роль отца и матери в воспитании ребенка; б) оценить тип семейного воспитания; в) установить причинно-следственные связи между типами правильного воспиания и особенностями развития ребенка; г) сопоставить тип семейного воспитания с особенностями умственного и личностного развития ребенка.
Описаны следующие типы неправильного семейного воспитания.
Гипоопека — такой тип неправильного воспитания, при котором имеет место эмоциональное отвержение ребенка, проявляются в открытой враждебности, чрезмерной требовательности или, наоборот, в равнодушии и попустительстве. Гиперопека — чрезмерная родительская забота о ребенке, проявляющаяся в повышенной привязанности, преданности ребенке Ребенок находится в центре внимания семьи, он объект восхищения родителей, которые оберегают его от всех жизненных трудностей и невзгод. Этот тип воспитания часто встречается в семьях где воспитываются дети с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
Противоречивое воспитание — различное отношение к ребенку со стороны членов семьи, приводящее к тому, что в ней возникают разные типы воспитания. Часто наблюдается в семьях, где один из родителей не понимает проблем в развитии ребенка и предъявляет к нему требования, не соответствующие его психофизическим особенностям.
Социально-педагогическое обследование проводится социальным педагогом образовательного учреждения (при его отсутствии — другим педагогом). В процессе проведения социально-педагогического исследования необходимо оценить следующие показатели:
· уровень образования родителей;
· общий культурный уровень семьи;
· материальную обеспеченность;
· жилищно-бытовые условия;
· особенности взаимоотношений в семье;
· наличие у родителей вредных привычек;
· состояние здоровья родителей.
Для понимания психолого-педагогических особенностей ребенка с нарушениями развития и повышения эффективности коррекционно-развивающего воздействия большое значение имеет знание и учет психологических особенностей родителей, воспитывающих этого ребенка, и межличностных отношений в семье. Очень важными разделами комплексного изучения детей с отклонениями в развитии являются психологическое и логопедическое исследования.
Источник