Мифы о развитии мозга ребенка
На очередной встрече «Клуба для родителей» (18+) газеты «Страна Калининград» мы поговорили с нейрофизиологом, доцентом Института живых систем БФУ им. И. Канта Ириной Ваколюк о том, как развивается мозг ребенка.
Родители узнали, что и в каком возрасте способно освоить их чадо, остаются ли у малыша на всю жизнь «травмы», полученные еще до рождения, и что ему дают занятия музыкой.
«Слышат» цвет и «видят» звуки
О работе мозга существует масса мифов. Например, что, если не вложить ребенку основные навыки до трех лет, потом будет поздно. А к десяти годам мозг сформирован практически как у взрослого. И что свой мыслительный аппарат мы используем не на полную, а лишь на какие-то 10%.
Чтобы отличить правду от вымысла, нужно разбираться в физиологии. И тут открывается много любопытного.
Когда нам буквально две недели с момента зачатия, у человека уже закладывается мозг. Сначала это нервная трубка, на которой на 25-й день появляются три мозговых пузыря. Из них все потом и вырастет.
Первыми развиваются сенсорные зоны, необходимые, например, для зрения или слуха. Затем приходит время зон языковых навыков и познавательных функций.
– Младенцы – синестетики: они «слышат» цвета и «видят» звуки, потому что имеют связи между слуховой и зрительной зонами коры, а также между сетчаткой и той частью таламуса (структура мозга, в которой происходит обработка и интеграция всех сигналов), в которую поступает информация о звуках. Такая особенность остается и у некоторых взрослых, но если для малышей это норма, то в старшем возрасте – уже отклонение, – поясняет нейрофизиолог.
Каждому периоду – свое
В разных возрастах активно работают совершенно разные области головного мозга.
У детей главную роль играет мозговой ствол. Он контролирует сердцебиение, артериальное давление и температуру тела. Отвечает за пробуждение и сон, чувство аппетита и насыщения.
У взрослых важнейшими зонами становятся лимбическая система и кора головного мозга. Лимбическая система контролирует сексуальное поведение, эмоции и движения. Кора головного мозга в ответе за мышление и осмысленное поведение, планирование.
– Новые связи формируются у младенцев с потрясающей скоростью, она максимальна к шести годам. У новорожденных появляются автоматические и моторные функции, пять чувств. Бессознательная память позволяет узнавать мать и других членов семьи. В возрасте от года до трех лет развивается сознательная память, закладываются способности к обучению, социальному взаимодействию и эмоциональному реагированию. Для периода от четырех до десяти лет характерна высокая активность мозга (больше, чем у взрослого). Идет формирование логических способностей, – говорит эксперт.
Используй или теряй
Важный период наступает в 6–7 лет: в этом возрасте запускается процесс прунинга — чистки, прореживания связей в нервной системе. Ненужное — то, что уже не используется, обрезается. И этот период так же важен для развития мозга, как и период роста.
Когда-то вам было важно научиться ходить — чтобы справиться с задачей, появлялось огромное количество новых связей. Но вы все выполнили – и в них больше нет необходимости. Связи обрезаются – так освобождается место для новых навыков и знаний.
– В подростковом возрасте мозг теряет 1% своего серого вещества каждый год. И в этом его развитие. Действует принцип «используй или теряй»: если вы что-то не используете, оно уходит, – поясняет Ваколюк.
А вот к 18 годам у нас уже формируется некая база личности — биологическая основа психических процессов.
– Процесс формирования мозга продолжится до 30 лет. Но если, к примеру, подросток привык методично делать какую-то мелкую работу, потом он может заниматься чем угодно, но склонность к этому останется, – поясняет эксперт. – Впрочем, и время после тридцати – еще не финал. Дальше тоже будут возникать новые клетки мозга: нейрогенез продолжается на протяжении всей жизни. Мозг будет по-прежнему способен к обучению, но станет менее пластичным. Так что он будет отлично справляться со сложными функциями, но вот к переменам или непредвиденным обстоятельствам адаптироваться начнет хуже.
Эмбрион все помнит
Чтобы еще лучше разбираться в развитии мозга ребенка, важно понимать, за что отвечают и как работают такие отделы мозга, как гиппокамп и миндалина.
Миндалина формируется еще до рождения и отвечает за эмоции. У подростков она вырастает прежде, чем все остальные структуры, поэтому эмоции, такие как радость и печаль, в этом возрасте зашкаливают.
Гиппокамп – структура, которой мы «помним». До 2,5–3 лет он дозревает, и наша память формируется плохо: именно поэтому нет и не может быть воспоминаний о себе до этого возраста.
– Воспоминаний и правда нет. Однако, согласно последним исследованиям, оказалось, что психологические травмы записываются в нейронных сетях на уровне миндалины. То есть помнить о том, как мама кричала на вас в 6-месячном возрасте или оставила на долгое время в одиночестве, в полном понимании слова вы действительно не будете. Но это может повлиять на поведение уже во взрослом возрасте и вылезти в критических ситуациях, – говорит нейрофизиолог. – Развитие же гиппокампа, по последним данным, сильно зависит от контакта матери с ребенком до рождения и сразу после него.
В зависимости от состояния спокойствия или стресса иначе функционирует гормональная система, и она меняет работу мозга. Ученые наблюдали за тремя группами детей – обычными малышами из полных семей; детьми, которые хоть и находились вдалеке от биологических родителей, но все же получали внимание и любовь от других взрослых (приемные семьи, детские дома и т. д.); и брошенными детьми, у которых, может, и были родные, но они не проявляли к ним интереса.
С помощью ФМРТ выяснилось, что размер гиппокампа у них разный. У тех, о ком заботились, он рос значительно быстрее, чем у второй и тем более третьей группы. Потом эти дети лучше социализировались, успешнее учились и т. д.
Еще одно открытие последних лет — пренатальные психологические травмы. Казалось бы, ребенок еще в животике, разве могут быть проблемы у эмбриона?
– Исследования доказывают, что могут, и этому есть физиологическое обоснование. Если у беременной будущей мамы сложности, она переживает и нервничает, то психологические травмы могут быть и у ребенка. Дело в том, что в таком состоянии у женщины повышается уровень кортизола и кортикостероидов. Это меняет и гормональный фон ребенка. Позже такие «мелочи» проявляются в недоверии к миру, в тревожности и сложностях с формированием привязанности, – комментирует эксперт.
Возраст и развитие
Новорожденные:
- Развиваются автоматические функции, моторные;
– формируется 5 чувств;
– мозг растет в объеме;
– бессознательная память позволяет узнавать мать и членов семьи.
От 1 года до 3 лет:
- Мозг растет и развивается сознательная память.
- Закладываются способности к обучению, социальному
- взаимодействию и эмоциональному реагированию.
От 4 до 10 лет:
- Высокая активность мозга (больше, чем у взрослого).
- Формирование логических способностей.
От 11 лет и старше:
- Процесс вызревания нервных связей.
Правда ли, что:
1. Существует правополушарное рисование.
Любое решение мозга, а значит, и ваше действие не происходит только в одной из частей мозга. Сигнал действительно поступает из конкретной точки коры, но вы видите рисунок, кисточку, бумагу – и задействуется затылочная доля коры головного мозга. Осознаете процесс – включается префронтальная кора. С помощью гиппокампа вспоминаете, что и как делать. Через миндалину возникает эмоция, связанная с рисованием, и так далее. Так что при рисовании задействованы обе половины мозга.
2. Занятия музыкой развивают серое вещество.
Чтобы мы совершали действия и делали их осознанно, нужно, чтобы левая и правая половины мозга «дружили» друг с другом. Для этого нужно хорошо развитое мозолистое тело (оно их соединяет). Большое исследование показало, что музыка способствует его росту. Причем это зависит и от инструмента. У тех, кто играет на фортепиано, мозолистое тело на 25% мощнее, чем у тех, кто выбрал духовые или скрипку. Ну и значительно крупнее, чем у тех, кто не занимается музыкой вообще.
3. Мозг ленив и не хочет учиться.
Это не так. Мозг всегда готов к обучению, потому что не может существовать иначе. Это его физиологическая потребность. Вопрос лишь в том, чему: разговаривать, различать цвета и температуру, говорить на иностранных языках и т. п.
4. Обнимашки важны.
Действительно, при тактильном контакте (объятия, поглаживания) возбуждаются те структуры мозга, где выделяется оксид азота. Он срабатывает как успокоительный сигнал. Так что у всех социальных животных записана программа, по которой они, если видят или слышат страдание сородича, начинают его вылизывать, поглаживать, согревать. Это происходит бессознательно.
Важное на разных этапах
- Новые связи формируются у младенцев с потрясающей скоростью, она максимальна к шести годам.
- После 6–7 лет начинается процесс прунинга – прореживания и удаления ненужных связей в нервной системе. Он так же важен для развития мозга, как и период роста.
- Мозг подростка в возрасте от 13 до 18 лет теряет 1% своего серого вещества каждый год, но это – его развитие.
- Основное формирование мозга завершается к 30 годам, но новые клетки возникают в нем на протяжении всей жизни и способность к обучению сохраняется.
Очаги активности
- У детей – ствол мозга и средний мозг: контроль работы сердца, сосудов, легких, желудка, давления и температуры тела; пробуждение/сон, аппетит, ориентация в пространстве,
- У взрослых – лимбическая система и кора головного мозга: эмоции, двигательная активность, секс, контроль действий, мышление, планирование.
Что мешает, а что помогает
- Физическая нагрузка работу мозга стимулирует.
- Скука «тормозит» мозг (он не обращает внимания на скучное).
- Чтобы лучше понять и запомнить информацию, необходимо задействовать несколько чувств восприятия.
- Хороший сон способствует мышлению.
- Хронический стресс подавляет способность мозга учиться.
Нейрофизиолог Ирина Ваколюк аргументированно развенчала расхожие выдумки о развитии нервной системы человека
На встрече читатели нашей газеты узнали от специалиста о том, на что нужно обращать внимание в конкретном возрасте ребенка
В возрасте от 4 до 10 лет у мозга очень высокая активность – больше, чем у взрослого. В этот период идет формирование логических способностей
Наш проект «Клуб для родителей»
Это возможность для читателей газеты «Страна Калининград» встретиться с экспертами и задать им свои вопросы. Психологи, медики, педагоги и другие специалисты дают открытые лекции и дискутируют с участниками на площадке газеты.
Следующая встреча состоится в 2020 году, следите за анонсами в нашей газете и записывайтесь – участие в «Клубе для родителей» (18+) бесплатное!
цитата
,
:, :
До 2,5–3 лет память формируется плохо: именно поэтому нет и не может быть воспоминаний о себе до этого возраста. Однако все психологические травмы записываются в наших нейронных сетях
Источник
@: Миф № 1: Мозг полностью развит к моменту рождения.
Реальность: Мозг – это орган, который развивается дольше всего. До рождения ребенка его мозг развит лишь на уровне основных, жизненно необходимых психических функций. Остальное развитие мозга происходит в первые годы жизни, главным образом, с 0 до 3 лет. 75% развития мозга заканчивается к 7 лет.
@: Миф № 2: Детское раннее развитие – это всего лишь перенесение стандартных программ обучения на более ранний возраст. Раннее развитие имеет прямое отношение к обучению.
Реальность:Детское раннее развитие базируется на стимулировании познавательных способностей малыша, предпосылками к которому являются предпочтения самого ребенка. Раннее развитие стремится дать ребенку самые лучшие условия для развития его потенциала. Оно имеет прямое отношение к правильному питанию, сенсорному и двигательному развитию, формированию физического и психического здоровья ребенка.
@: Миф № 3:Детское раннее развитие – это западная концепция, не применимая в условиях России.
Реальность:Новации в области детского раннего развития являются результатом опыта и исследований педагогов со всех концов света. Это исследователи из Италии, Германии, Франции, Японии, США, России и многих других стран. Детское раннее развитие уже много лет существует в Кении и Перу, а латино-американцы вообще считают раннее развитие своим собственным изобретением и вкладом в мировую систему образования.
@: Миф № 4:Нельзя научиться быть хорошими родителями, ими можно только изначально быть. Лучшее развитие ребенка обеспечивается родителями традиционного склада мышления.
Реальность: Люди, считающие, что искусству быть родителем обучаться не нужно, в воспитании собственных детей чаще всего допускают те же ошибки, что их родители допустили по отношению к ним самим. Они переносят порочные модели поведения на своих детей. В результате не происходит положительного сдвига в сфере обучения, которого настоятельно требует современный мир.
@: Миф № 5: Раннее развитие ребенка – это слишком дорого.
Реальность: Зададимся вопросом: дорого по сравнению с чем? Пренебрежение развитием малыша не только снижает вероятность здорового развития ребенка и возможности реализации его потенциала в жизни, но ведет к формированию у него пассивной жизненной позиции, а в дальнейшем низкому социальному, культурному и экономическому уровню его жизни. Что дороже: вкладывать силы и средства в развитие ребенка в ранние годы, когда это будет эффективно, или вкладывать те же силы и еще большие средства в его образование, когда эффективность последнего будет куда ниже?
@: Миф № 6:В бедной стране проблема выживания ребенка превыше раннего развития.
@:Реальность:Раннее развитие – сильнейшее оружие в борьбе за выживание. Более того, раннее развитие детей необходимо обществу не только для того, чтобы выжить, но и чтобы обеспечить высокое качество жизни и устойчивость сообщества.
@: Миф № 7: Раннее развитие лишает ребенка счастливого, беззаботного детства.
Реальность: Маленькие дети больше всего на свете любят учиться. Только лишение возможности обучаться и познавать новое делает ребенка несчастным. Дети учатся всегда, каждую минуту своего дня. Развивающие и обучающие игры – лучший способ уделить внимание ребенку, интересно и полезно провести в ним несколько часов в день. А для ребенка нет большей радости, чем выполнять вместе с мамой или папой задания, упражнения и играть в познавательные игры.
@: Миф № 8:Раннее развитие принесет ребенку проблемы в школе.
Реальность: Все как раз наоборот. Дети, которых развивали с младенчества, очень любознательны, легко обучаются, у них нет проблем с восприятием и запоминанием материала. Боятся, что ребенку будет скучно в школе, тоже не стоит: если уроки будут скучными, они будут скучными для всех детей. Зато у развитого ребенка есть шанс отличить правдивую информацию от ложной, научиться самому делать выводы и проводить исследования. Единственная проблема, которую может принести ребенку раннее развитие – это то, что он, скорее всего, будет более веселым, уверенным в себе и довольным жизнью ребенком, чем сверстники. А это может не понравится окружающим, которые убеждены, что все вокруг должны быть несчастными и что, если человеку радостно, с ним что-то глубоко не так.
@: Миф № 9: Существует только один правильный подход в развитии детей.
Реальность: Здоровое развитие ребенка можно стимулировать самыми разными способами. Различные культуры создали разные методики развития, и «лучшей программой развития» в какой-либо стране всегда становится та программа, которая более всего удовлетворяет локальным культурным, экономическим и социальным условиям. Однако, есть несколько «золотых правил» для методик раннего развития. Они должны:
1) уважать местную культуру,
2) рассматривать ребенка целостно и исходя из мултидисциплинарной модели,
3) гармонично включать развитие ребенка в общее развитие его семьи и сообщества вокруг него.
@: Миф № 10: Ребенок должен как можно дольше оставаться дома, на домашнем воспитании.
Реальность: Большинство экспертов отмечают, что дети, большое количество времени проводящие вне дома и посещающие специальные занятия для дошкольников, развиваются в среднем 1,5 раза быстрее и эффективнее, чем дети, выросшие и воспитанные в домашней обстановке. Родители и домашняя обстановка оказывают наиболее сильное влияние на жизнь ребенка, но хороший детский сад может существенно дополнить его воспитание и продвинуть в развитии. Опытные профессионалы способны оказать специальную помощь, которая невозможна в семье, они могут уделить ребенку больше внимания, на которое у родителей не всегда хватает времени. В идеале, родители и дошкольное учреждение должны работать согласованно для пользы ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада помогает ребенку чувствовать себя уверенным и способным понять мир и жить в нем.
Источник
Основное время роста нашего физического мозга — до четырех лет. Легкость, с которой мы учимся в детстве, и траектория всей жизни в значительной степени предопределены тем, что происходит в эти первые годы.
От рождения примерно до трех лет каждую секунду образуется от семисот до тысячи дополнительных нейронных связей. Невероятная, многосложная нейронная сеть и есть та архитектура мозга, которая влияет на все его функции, включая память, эмоции, поведение, моторику и, конечно, речь.
Профессор Дана Саскинд много лет изучала этот феномен и написала книгу «Тридцать миллионов слов», в которой рассказала о факторах, которые влияют на мозг ребенка, в том числе родительская речь, стрессы, похвала и другие.
Поговорим о них.
Своевременное развитие речи
Язык оказывается главным стимулятором развивающегося мозга. Обработка словесной информации у ребенка, чье раннее языковое окружение оставляет желать лучшего, идет медленнее и менее эффективно.
Невозможно бегать, не научившись ходить. Невозможно произнести первое слово, не услышав и не поняв его. В первые три года жизни родительская речь способствует накоплению словарного запаса и навыков общения, а также обеспечивает основу для социального, эмоционального и когнитивного развития.
Когда мама или папа говорят о запахе подгузника, окраске цветка или форме треугольника, они с первых дней жизни малыша создают питательную языковую среду, необходимую для формирования юного мозга.
Постоянная беседа с ребенком очень важна, но важно и ее качество.
Представьте мозг в виде копилки. Если в нее бросать только копейки, эта копилка, даже набитая доверху, не поможет оплатить обучение в колледже, не говоря уже об институте. Точно так же, если детский мозг заполняется лишь «трехгрошовыми» словами, он не потянет обучение в колледже.
Напротив, если вы день за днем будете заполнять его самым разнообразным словарным запасом, мозг «разбогатеет» и сможет самостоятельно «оплачивать» собственное обучение. Интенсивное общение идет в тесной связке с настройкой: родители должны больше разговаривать с ребенком, особенно о том, на что направлено его внимание.
Стресс
Второе необходимое условие нормального развития мозга, — стабильность. Растущий мозг обладает повышенной чувствительностью ко всем внешним раздражителям.
Как было доказано, «токсичное» окружение, постоянно наполненное высоким уровнем стресса, порождает у младенцев внутренние раздражители. Они действуют как первые угнетающие факторы для развития детского мозга, требуя столько внимания, что он отвлекается от обучения.
Стресс, конечно, присутствует в жизни всех, даже младенцев, например, когда их кормят с опозданием или когда они плачут перед сном. Но когда уровень стресса неизменно высокий, кортизол и другие гормоны стресса промывают мозг маленького ребенка, навсегда меняя его архитектуру.
Последствия изменения мозга из-за стресса — хронические проблемы с поведением, проблемы со здоровьем и трудности в учебе. Ирония в том, что дети, выросшие в среде без хронического стресса, способны лучше справляться с жизненной турбулентностью, прибегая к более конструктивным и менее разрушительным методам восстановления.
Когда дома создается постоянная стрессовая обстановка, когда вербальное общение носит грубый, ругательный и угрожающий характер, спасением для детского мозга становится сверхбдительность, то есть режим постоянной защиты от неизбежного нападения.
«Бей или беги» — это всегда готовая система обороны, просто попытка мозга организовать самозащиту. Проблема в следующем: она настолько здорово охраняет, что мозг в итоге теряет способность отличать неминуемую угрозу от отсутствия угрозы в принципе. Вся его энергия тратится на то, чтобы быть начеку перед лицом неизвестности, и это серьезно влияет на его развитие.
Безучастное лицо или влияние эмоций на развитие мозга
Определить внешний катализатор для развития зрения просто — это дневной свет. Искра, которая способствует развитию сознания, гораздо более неуловима и многосложна. Это взгляд мамы на малыша; это папа, который поднимает кроху в ответ на протянутые к нему ручонки; это игра в прятки с улыбками и смехом.
На таком позитивном, отзывчивом общении и ответных реакциях формируется фундамент будущего обучения, поведения и здоровья. По сути, развитие мозга целиком зависит от взаимоотношений малыша с заботливым чутким взрослым.
Невозможно кратковременными объятиями устранить целую жизнь с неизменным «безучастным лицом» рядом или, что еще хуже, со злобой и враждебностью.
Телевизор и развитие ребенка
Исследование психолога Патриции Кул подтверждает тот факт, что телевизор не помогает развитию малышей.
Девятимесячные американские младенцы слушали китайскую речь. Половине малышей мама произносила слова с теплой материнской интонацией, а другие дети слышали те же китайские слова, с такой же материнской интонацией, но записанные на аудио- или видеопленку.
После двенадцати лабораторных сеансов младенцы, слышавшие речь непосредственно от живого человека, могли распознавать звуки китайского языка. А как же те, кто слушал запись? Вы уже догадались. Ничего не могли.
Правильная похвала
Психологи из Чикагского университета Сьюзан Левин и Сьюзан Голдин-Мидоу изучали последствия похвалы, полученной в раннем детстве. Они анализировали разновидности словесного поощрения, которое слышат от родителей малыши в возрасте от года до трех.
Пять лет спустя ученые проверили, соотносится ли тип мышления ребенка, например пытливость или инертность, с похвалой, полученной в детстве. Связь оказалась поразительной.
Первый этап исследования показал, что уже к четырнадцати месяцам родители привыкают хвалить ребенка в одном стиле, то есть за ум или старание.
Через пять лет выяснилось, что дети, которых в первые три года больше хвалили за процесс, то есть за усердие и усилия, в семь-восемь лет с более высокой вероятностью были склонны к расширению кругозора. Еще более удивительным оказалось, что пытливый ум предопределяет отличную успеваемость по математике и чтению во втором-четвертом классах.
Как было доказано, такие дети обычно уверены, что их успехи обусловлены упорным трудом и преодолением препятствий, а способности можно улучшить благодаря старанию.
Вывод: даже годовалых малышей следует хвалить за старания, а не за врожденные способности.
Влияние плача
Все больше исследований подтверждают, что новорожденные, плач которых остается без внимания, страдают от «токсичного» стресса. Если он сохраняется в течение некоторого времени, то негативно и постоянно влияет на нейронные связи мозга малыша.
В результате ребенок вырастает обремененный проблемами с учебой, контролем эмоций и поведением, не доверяющий людям. Такие дети также более склонны к ожирению, диабету, сердечно-сосудистым заболеваниям и аутоиммунным расстройствам.
Прямой противоположностью будут дети, чьи родители были внимательны к ним в первые годы жизни, реагировали на плач оперативно и доброжелательно. Помимо развития детского мозга такие родители помогают заложить основу для привязанности, которую ребенок пронесет через всю жизнь.
По материалам книги «Тридцать миллионов слов».
Источник