Мид м развитие ребенка

Мид м развитие ребенка thumbnail

Принципиально иной подход к изучению умственных способностей жителей Полинезии применила ученица Боаса, известный американский антрополог, культуролог, этиолог М. Мид. В течение 40 лет она изучала примитивные пароды бассейна Тихого Океана. Мид первая описала процесс взросления у некоторых не-западных народов. При этом исследовала практику детского пеленания, умывания, приучения к чистоте, поскольку, с ее точки зрения, это оказывало огромное влияние на формирование человеческой личности. Вместе с тем она изучала бессознательные установки взрослых членов общества по отношению к детям и способы коммуникации между взрослыми и детьми, игры с детьми, способы руководства детьми.

М. Мид стремилась доказать, что общепринятые представления о возрастных циклах связаны лишь с одним типом практики воспитания детей и подростков, а именно — с практикой «цивилизованного мира». На примере культуры жителей Самоа она сумела показать, что психологические изменения, которые якобы всегда сопутствуют периоду полового созревания, могут вообще отсутствовать. Мид показала также, что «конфликт поколений» — черта, присущая лишь западным культурам.

Каждую культуру исследовательница рассматривала как конфигурацию ее элементов, определяемую особенностями конкретной культуры. Исходя из этого, Мид выделяла три основных аспекта исследования национального характера:

  • 1) сравнительное описание некоторых культурных конфигураций, характерных для той или иной культуры;
  • 2) сравнительный анализ ухода за младенцами и детского воспитания;
  • 3) изучение присущих тем или иным культурам моделей межличностных отношений, например отношений между родителями и детьми, отношений между ровесниками.

Исследовательница подвергла критике концепцию первобытного мышления Л. Леви-Брюля и теорию стадий развития культуры на основе эволюции мышления, с которой выступил Ж. Пиаже. Выводы М. Мид сложились на основе собственных многолетних полевых исследований культуры. Она убедительно показала: мышление ребенка является рационалистическим, т.е. логическим. Что же касается анимистического образа мышления (веры в духовные существа, одушевление неодушевленного), то он обусловлен не особенностями мышления, а особенностями воспитания, иначе говоря детерминирован культурой примитивного общества.

Мнение специалиста

«Взаимоотношения между мужчинами и женщинами, родителями и детьми — центральные для человеческих взаимоотношений. От их устройства зависит, что впитает младенец с молоком матери, потому что еще прежде, чем научиться ходить, он усвоит стиль взаимоотношений между полами и научится игнорировать все остальные» [1].

Исследуя особенности мышления полинезийских детей в естественных жизненных ситуациях, в непринужденном межличностном общении, М. Мид отметила высокий уровень их творческих способностей, а также их живой ум, стремление и умение обучаться новым навыкам. Исследовательница справедливо считала, что ситуация стандартного теста (а точнее, сам процесс тестирования), часто носит стрессовый характер и не позволяет получить реальное представление о мышлении ребенка в наиболее типичных повседневных обстоятельствах. Она подчеркивала и существующую возможность взаимообогащения культур: «Безотносительно к тому, одобряем или не одобряем мы решения человеческих проблем, предлагаемые другими народами, наше отношение к собственным решениям должно значительно обогатиться и углубиться сопоставлением их с теми же самыми решениями у других» [2].

В соответствии с особенностями детства Мид выделяла три типа культур:

  • постфигуративный тип, где дети учатся у своих предшественников;
  • кофигуративный тип, где и дети, и взрослые учатся у своих предшественников;
  • префигуративный тип, где взрослые учатся также и у своих детей.

Постфигуративная культура наиболее характерна для традиционного общества. Любое изменение в ней протекает медленно и незаметно. Прошлое взрослых — это схема будущей жизни для их детей. В таких культурах определяющую роль играло старшее поколение, которое выступаю в качестве целостного образца жизни, являлось символом культуры. Постфигуративный тип культуры основан на одновременном сосуществовании представителей как минимум трех поколений конкретного общества и предполагает передачу из поколения в поколение конкретных форм культуры.

Кофигуративная [3] культура характеризуется тем, что в ней преобладающей моделью поведения для людей оказывается поведение их современников. Идеалом для подражания становится уже не прошлое, а настоящее. Кофигурация предполагает непосредственную передачу знаний, навыков от представителей активно действующего поколения. В такой культуре зачастую отсутствует непосредственная связь первых двух поколений с третьим — со стариками, которые не проживают вместе с внуками. В результате преемственность поколений оказывался ослабленной. Кофигурация начинается там, где наступает кризис постфигуративной системы, например, в результате уничтожения старшего поколения, развития техники, переселения, смены вероисповедания, революции и др.

Для такого общества характерна установка на то, что взрослые дети самостоятельно вырабатывают свой стиль жизни, помимо влияния родителей. Кофигуративная культура предполагает изменения в образе жизни, в том числе и изменение места жительства, а, следовательно, формирование нового культурного окружения.

Мнение специалиста

«Разграничение, которое я делаю между тремя типами культур — постфигуративной, где дети, прежде всего, учатся у своих предшественников, кофигуративной, где и дети, и взрослые учатся у сверстников, и префигуративной, где взрослые учатся также у своих детей, отражает время, в котором мы живем. Примитивные общества, маленькие религиозные или идеологические анклавы главным образом постфигуративны, основывая свою власть на прошлом. Великие цивилизации, по необходимости разработавшие процедуры внедрения новшеств, обращаются к каким-то формам кофигуративного обучения у сверстников, товарищей по играм, у своих коллег по учебе и труду. Теперь же мы вступаем в период, новый для истории, когда молодежь с ее префигуративным схватыванием еще неизвестного будущего наделяется новыми правами» [4].

Префигуративная культура, которая, по мнению Мид, сформировалась в середине XX в., отличается неопределенностью будущего развития общества. Она обусловлена обострением проблемы различий опыта поколений. В ней способы передачи знаний и навыков таковы, что дети могут передавать их родителям. Этот тип культуры, или, по крайней мере, его элементы, характерны для современного информационного общества, где, например, работе на компьютере родители нередко учатся у детей.

М. Мид разделяет культуры, в которых дети обучаются в основном практически, на собственном опыте, но под руководством старших (learning cultures), и культуры, где существуют специальные институты обучения детей (teaching cultures). В связи с этим исследовательнице удалось выявить существенный фактор, определяющий особенности мировосприятия и построения суждений в традиционной культуре. Как выяснила М. Мид, эти особенности связаны, в первую очередь, со способами обучения в традиционном типе культуры.

Читайте также:  Центры раннего развития ребенка курск

Чаще всего в традиционной культуре обучение осуществляется не вербальным путем (объяснение, рассказ), а посредством демонстрации стереотипов конкретного действия (алгоритма действия). Поскольку большая часть обучения протекает в реальных жизненных ситуациях и значение выполняемых действий становится наглядным и очевидным, постольку в процессе обучения гораздо меньше, чем в западных обществах, задают вопрос «почему» (зачем спрашивать о том, что и так «очевидно»?). При этом в современной антропологии отмечается уникальная способность представителей традиционной культуры адекватно действовать в сложнейших условиях и быстро овладевать новыми стереотипами движений.

Мнение специалиста

«В гор. Тулле (Гренландия) в 60-е годы XX в. при строительстве американской авиабазы шла сложнейшая работа по выравниванию взлетно-посадочной полосы. Рядом со сверхмощным бульдозером стоял эскимос, наблюдавший за работой водителей. Спустя некоторое время бульдозерист вышел из кабины отдохнуть. Вернувшись, он с ужасом увидел, что эскимос сел за рычаги управления. Каково же было его удивление, когда представитель традиционной культуры стал делать работу? не хуже его!» [5]

Эскимос (как и любой другой представитель традиционной культуры) не задает вопрос «почему», — он наблюдает. Удивительнее всего при этом (по крайней мере, с точки зрения представителя европейского типа мышления), что он демонстрирует не только умение воспроизвести двигательные стереотипы, запомнить назначение того или иного движения, но и обнаруживает понимание причинно-следственной связи в целостной ситуации. Таким образом (по крайней мере, с точки зрения результата), мыслительная деятельность полинезийца или эскимоса не уступает интеллектуальной деятельности европейца. Она выполняет функцию идеально- планирующей активности не менее эффективно, чем в случае европейского типа мышления.

Вывод о равномощности интеллектов представителей разных культур оказывается неизбежным, если использовать «деятельностное» определение интеллекта и рассматривать его в качестве способности действовать целесообразно, мыслить рационально и вести себя в соответствии с окружающей ситуацией, предлагаемой обстановкой (эта триединая характеристика часто выражается в понятии адекватного мышления). Простые тестовые задания именно потому не решаемы в ряде случаев человеком традиционной культуры, что он привык решать интеллектуальные вопросы нe изолированно, а в процессе практической деятельности.

Мид м развитие ребенка

Источник

Мид м развитие ребенка

ТОП 10:

Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную область знания. В конце XIX в. в развитиивозрастной психологии соедини­сь два направления, которые до этого времени развивались параллельно и независимо друг от друга— исследования детского развития, которые были связаны с естествознанием и медициной, и этнографические исследования детства и языка, главным образом, изучение детских игр и сказок.

В это же время детская психология начала, нако­нец, осознаваться учеными в качестве самостоятель­ной области психологической науки. Объективными предпосылками ее формирования были: а) требования педагогической практики; б) разработка идеи раз­вития в биологии; в) появление экспериментальной психологии и разработка объективных методов ис­следования.

По-настоящему задача связи между педагогикой и психологией встала с середины XIX века, в связи с развитием всеобщего обучения. До тех пор пока об­разование было преимущественно домашним, нетруд­но было осуществлять индивидуальный подход к каж­дому ребенку, понять его особенности и интересы, сделать обучение для него легким и занимательным, подобрать индивидуальный темп обучения. В то же время при большом количестве детей в классах мас­совой школы такой индивидуальный подбор адек­ватных методик был неосуществим. Поэтому было необходимо исследовать общие для всех детей меха­низмы и этапы психического развития с тем, чтобы дать объективные рекомендации: когда, в каком воз­расте и в какой последовательности можно обучать любых детей, какие приемы наиболее адекватны для детей определенного возраста.

Этими требованиями объясняется и тот круг про­блем, которые решали ученые того времени: это бы­ли главным образом исследования движущих сил и этапов познавательного развития.

С. Холл: педология. Развитие детской психологии в конце XIX — начале XX века было тесно связано с педологией — наукой о детях, созданной американским психологом Стэнли Холлом (1844-1924). Холл был учеником Вундта и прошел стажировку в его лаборатории в Лейпциге, Вернувшись в Америку, он организовал при Балтиморском университете первую экспериментальную лабораторию по изучению ребенка, а также начал из­давать журнал, посвященный проблемам детской психологии.

Исследуя психическое развитие ребенка, Холл при­шел к выводу, что в его основе лежит биогенетиче­ский закон, сформулированный учеником Дарвина Э. Геккелем. Однако Геккель говорил о том, что за­родыши в своем эмбриональном развитии проходят те же стадии, что и весь этот род за время своего существования. Холл же распространил действие био­генетического закона на человека, доказывая, что он­тогенетическое развитие психики ребенка есть крат­кое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека.

Созданная Холлом теория рекапитуляции утвер­ждала, что последовательность и содержание этих эта­пов заданы генетически и потому ни уклониться, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может.

Ученик Холла Гетчинсон на основании теории ре­капитуляции создал периодизацию психического раз­вития, критерием в которой являлся способ добыва­ния пиши. Он выделил пять основных фаз в психи­ческом развитии детей (стадия рытья и копания, охоты, пастушества, земледелия и т. д.), подчерки­вая, что только с семи-восьми лет ребенок вступает в эру цивилизованного человека и только с этого воз­раста его можно систематически обучать. При этом он исходил из идеи Холла о том, что обучение долж­но надстраиваться над определенным этапом психи­ческого развития, так как созревание организма под­готавливает для этого основу.

И Холл, и Гетчинсон были убеждены, что про­вождение каждой стадии обязательно для нормаль­ного развития, а фиксация на какой-то из них ведет к отклонениям и аномалиям в психике. Исходя из необходимости для детей проживания всех стадий психического развития человечества, Холл разрабо­тал и представление о механизме, который помогает переходу с одной стадии на другую. Так как реально ребенок не может перенестись в те ситуации, кото­рые пережило человечество, то переход от одной ста­дии к другой осуществляется в игре, которая и явля­ется таким специфическим механизмом. Так появ­ляются детские игры в войну, в казаков-разбойников и т. д. Важно не стеснять ребенка в проявлении сво­их инстинктов, которые таким образом изживаются.

Читайте также:  Развитие познавательной деятельности ребенка средствами игры

Созданная Холлом педология — комплексная на­ука о ребенке, основывается на идее педоцентризма. Ребенок является центром исследовательских инте­ресов многих профессионалов-психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов. Из всех этих областей в педологию входит та часть, ко­торая имеет отношение к детям. Таким образом, дан­ная наука объединяет все отрасли знаний, связан­ные с исследованием детского развития.

Хотя многие положения педологической концеп­ции Холла были довольно скоро пересмотрены, но сама педология, созданная им, очень быстро заво­евала популярность во всем мире и просущество­вала почти до середины XX века. Эта популярность педологии была связана главным образом с ее ори­ентированностью на практику, т. е. связью с не­посредственными нуждами педагогики и практи­ческой психологии. Действительно, в реальной пе­дагогической практике учителя и воспитатели сталкиваются с целым комплексом проблем, среди которых и здоровье детей, и их психические каче­ства, и социальный статус и образование их роди­телей. Именно эти задачи и помогала решать пе­дология, развивая комплексный подход к исследо­ванию детей.

Таким образом, С. Холл реализовал носившуюся в воздухе идею создания экспериментальной детской психологии, соединив воедино требования педаго­гической практики с достижениями современной ему биологии и психологии.

Дж. Селли: ассоцианизм в детской психологи. Развитие детской психологии в Англии связано с именемД.Селли (1843-1923).В своих основных книгах «Очерки по психологии детства» (1895) и «Педагогическая психология»(1894-1915) он сформулировал основные положения ассоцианистического подхода к детскому развитию.

Селли исходил из того, что ребенок рождается только с предпосылками основных психических процессов, которые формируются уже при жизни. Такими предпосылками являются три элемента, со­ставляющие основу главных образующих психики — ума, чувства и воли. В течение жизни происходит ассоциация отдельных элементов (ощущений, дви­жений), которые объединяются (интегрируются) в целостный образ предмета, в представление или по­нятие.

Хотя в теоретическом плане существенных откры­тий теория Селли не представляла, так как о струк­туре сознания и интеграции элементов на основе ас­социации говорили все представители этого направ­ления, его труды имели большое значение для практической детской психологии и педологии. Сел­ли исследовал, какие ассоциации и в каком порядке появляются в процессе психического развития детей (например, сначала — по сходству, потом — по смеж­ности, потом — по контрасту), и выделил основные этапы в познавательном, эмоциональном и волевом развитии детей, которые необходимо учитывать при их обучении.

Э. Клапаред: идея саморазвития. Швейцарский психолог Э.Клапаред (1873-1940), поддерживая идею Холла о необходимости создания комплексной науки о ребенке— педологии, не принимал его интерпретации биогенетического закона. Кла­паред считал, что известное сходство между фило — и онтогенетическим развитием психики существует не
потому, что в психике ребенка заложены стадии развития вида и древние инстинкты, которые тот должен изживать (как это предполагает теория рекапитуляции), но потому, что существует общая логика
развития психики в филогенезе и онтогенезе. Именно эта общая логика развития определяет сходство процессов (но не их тождество!).

Клапаред предложил разделить детскую психологию на прикладную и теоретическую, считая, что у них разный круг проблем. Задачей теоретической детской психологии он считал исследование законов психической жизни и этапов психического развития детей. Прикладную детскую психологию он разделял на психогностику и психотехнику. Психогностика имела целью диагностику, измерение психического развития детей, а психотехника была направлена на разработку методов обучения и воспитания.

Считая, что психическое развитие не нуждается в дополнительных стимулах или факторах, которые бы его подталкивали, Клапаред развивал идею о саморазвитии, саморазвертывании тех задатков, ко­торые существуют у ребенка уже при рождении. Ме­ханизмами этого саморазвития являются игра и подражание.

Исследуя формирование интеллектуальной сферы детей, Клапаред открыл одно из основных свойств детского мышления — синкретизм, то есть нерас­члененность, слитность детских представлений о ми­ре. Он утверждал, что психическое развитие продви­гается от схватывания внешнего вида к называнию предмета (словесная стадия), а затем к пониманию его назначения, что уже является следствием разви­тия логического мышления.

А Гезелл: нормальное детство. Развитие детской психологии и педологии требовало не только четкого определения предмета и задач этих наук, но и разработки новых объективных методов изучения психического развития детей. Одним из первых такие методы, по­зволяющие быстро и надежно определить уровень развития интеллекта детей раз­работал французский психолог А. Бине. Однако ин­теллектуальные тесты Бине исследовали детей от трех лет и старше и оставляли в стороне ранние возрасты. Этот пробел был восполнен американским пси­хологом Гезеллом (1880-1961). Он создал Иельскую клинику нормального детства, в которой изучалось психическое развитие именно детей раннего возра­ста— от рождения до трех лет. Периоды младенче­ства и раннего детства были в центре научных инте­ресов Гезелла в связи с тем, что он считал: за первые три года жизни ребенок проходит большую часть сво­его психического развития, ибо темп развития в этот период самый высокий. На этой основе Гезелл со­здал и периодизацию психического развития, в ко­торой выделялось три периода: от рождения до года, от года до трех и от трех до восемнадцати лет. При­чем, по Гезеллу, первый период характеризуется мак­симально высоким темпом психического развития, второй — средним, а третий — низким темпом.

Читайте также:  Развитие слепого ребенка раннего возраста

В клинике Гезелла была разработана специальная аппаратура для объективной диагностики динамики психического развития маленьких детей, в том числе кино- и фотосъемка, «зеркало Гезелла» (полупрони­цаемое стекло, применяемое для объективного на­блюдения за поведением детей). Он также исполь­зовал новые методы исследования: лонгитюдный (ме­тод продольного изучения одних и тех же детей в течение определенного периода— чаще всего с рож­дения до подросткового возраста) и близнецовый (сравнительный анализ психического развития мо­нозиготных— однояйцовых близнецов). На основе этих исследований была выработана система тестов и норм для детей от трех месяцев до шести лет по следующим показателям: моторика, речь, адаптивное поведение, личностно-социальное поведение. Моди­фикация этих тестов (как и тестов Бине) лежит в ос­нове современной диагностики психического разви­тия детей.

Дж. М. Болдуин: Культурное развитие ребенка. Дж. М. Болдуин: Культурное развитие ребенка. Английский психолог Д. М. Болдуин (1861-1934) был одним из немногих ученых рубежа XIX-XX в., кто считал необходимымисследовать не только познавательное, но и эмоциональное и нравственное развитие ребенка. Он также считал необходимым изучать личность не изолированно от общественного процесса, но внутри него. Болдуин отмечал, что и социальная среда и наслед­ственность определяют уровень социальных достижений человека в данном обществе, так как в процессе социализации дети обучаются одинаковым ве­щам, всем даются одинаковые знания, одинаковые нормы поведения, моральные законы. Индивиду­альные различия заключаются не только в скорости усвоения, но и возможности адаптации к тем нормам, которые приняты в обществе. Поэтому, отмечал ученый, индивидуальные различия должны
лежать в пределах того, чему должны выучиться и что должны принять индивиды.

В своих работах Болдуин доказывал, что совре­менное ему общество влияет на формирование не только эмоций, но и личностных качеств детей. Процесс социализации, по мнению Болдуина, вли­яет и на формирование самооценки, так как «хо­роший» человек — это, как правило, хороший с точ­ки зрения людей его круга. В самооценке, как и в оценке окружающих, проявляется общая система ценностей, закрепленная в обычаях, условностях, социальных учреждениях.

С позиций общественных норм и ценностей Бол­дуин рассматривает и такие понятия, как одарен­ность и гениальность. Для него в исследовании ода­ренности самое главное не установить разницу в /Q, а проанализировать, насколько одаренность данного человека принимается обществом. Таким образом, гений и общество должны быть согласны относительно пригодности новых мыслей, их со­ответствия общественным ценностям. Из этого по­нятно, почему Болдуин настаивал на необходимо­сти для всех детей общественного обучения, в том числе и обучения игре. Он одним из первых отме­тил социальную роль игры и рассматривал ее как инструмент подготовки человека к жизни, к слож­ным социальным отношениям.

К. Бюлер: стадии психического развития. Интеллектуальное развитие ребенка изучал К.Бюлер (1879-1963), психолог Вюрцбургской школы. Главное внимание он уделял творческому мышлению, моменту инсайта, что привело его впоследствии к мысли, что интеллектуальный процесс — всегда в большей или меньшей степени процесс творчества.

Развивая идею о роли творчества в психическом развитии, Бюлер создал эвристическую теорию ре­чи. Речь не дается ребенку в готовом виде, но при­думывается, изобретается им в процессе общения с взрослыми. Таким образом, Бюлер настаивал на том, что весь процесс формирования речи — это цепь открытий.

Интеллектуальное развитие детей Бюлер также считал творческим процессом. Изучая процесс ре­шения задач, он пересматривает связь между ассо­циацией и осознанием, заявляя, что ребенок связы­вает между собой только то, что уже осознал как це­лостность. Это осознание есть творческий процесс и происходит мгновенно. Процесс мгновен­ного схватывания сути вещей Бюлер назвал «ага-пе-реживание». Такое схватывание отношений есть про­цесс мышления, которое, по мнению Бюлера, не за­висит от прошлого опыта и является творческим актом самого ребенка.

: Разделяя идею Клапареда о саморазвитии психи­ки, Бюлер считал, что в основе психического разви­тия лежат врожденные структуры, которые само­раскрываются в процессе жизни. Бюлер выделил три ос­новных стадии психического развития: инстинкт; дрессура (образование условных рефлексов); интел­лект (появление «ага-переживания», осознание про­блемной ситуации).

При переходе от стадии к стадии помимо ин­теллекта развиваются и эмоции, причем удоволь­ствие от деятельности смещается из конца в нача­ло. Так, на стадии инстинкта сначала происходит действие, а затем наступает удовольствие от него. При дрессуре деятельность и удовольствие идут парал­лельно. И, наконец, при интеллек­те человек может представить, какое удовольствие он получит, к примеру, от общения с другом, еще до начала этой деятельности. Именно интеллекту­альная стадия является стадией культуры и дает воз­можность наиболее гибкого и адекватного приспо­собления к среде.

М. Мид: этнопсихология детства. Большое влияние на развитие генетической психологии оказа­ли работы этнопсихологов, ис­следовавших особенности психи­ки детей, воспитывающихся в разных культурных и социальных условиях, прежде всего труды американской исследовательницы М. Мид (1901-1978).

Основное внимание Мид уделяла проблемам социализации детей в разных культурах, причем объ­ектом ее изучения были не современные, а традици­онные общества, традиционная, замкнутая культу­ра, сохранившаяся в отдельных районах Полинезии и Латинской Америки.. Доказывая ведущую роль социокультурных факторов в психическом развитии детей, Мид показала, что особенности полового созревания, формирования структуры самосознания, са­мооценки зависят в первую очередь от культурных традиций данного народа, особенностей воспитания и обучения детей, доминирующего стиля общения в семье. Она ввела в психологию новый термин «инкульту рация».

Стремление исследовать механизмы передачи культурных ценностей от поколения к поколению привело М. Мид к изучению динамики формиро­вания национального характера, этических и по­ловых стандартов поведения, взаимоотношений между различными поколениями. Она выделила три типа культур в истории человечества: постфигура­тивные (дети учатся у своих предков), конфигуративные (дети и взрослые учатся в основном у сво­их сверстников) и префигуративные (взрослые мо­гут учиться и у своих детей).



Источник