Методы социально коммуникативного развития ребенка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Лесная сказка»
Формы, методы и приемы организации образовательного процесса по социально-коммуникативному развитию дошкольников.
Воспитатель: Догдишева Д.Т.
г.Новый Уренгой, 2020г.
Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.
Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникативного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.
Задачи по социально-коммуникативному развитию дошкольников для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте ставятся следующие задачи: развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям; пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев сказок и др.; помогать осваивать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении; приучать к выполнению элементарных правил поведения; развивать умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников; обогащать представления детей о людях (внешнем виде, половых различиях и др.), о семье.
В среднем дошкольном возрасте задачи — развивать у дошкольников умение понимать настроения и чувства окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию; расширять представления об окружающем мире; учить ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения; развивать эмоциональную отзывчивость.
В старшем дошкольном возрасте — обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации; побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.); воспитывать культуру поведения и общения; углублять представления о семье, родственных отношениях; активно выражать доброе отношение к близким; знакомить с формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой; развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах, возможностях, достижениях; развивать чувство самоуважения, собственного достоинства; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков.
Формы работы с детьми по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Формы работы в рамках развивающегообучения достаточно разнообразны: это игра, наблюдение, беседы-обсуждения из личного опыта, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность, моделирование, речевые ситуации, сценарии активизирующего общения и многие другие.
1)Развитие игровой деятельности
— Сюжетно-ролевые игры;
— Подвижные игры;
— Театрализованные игры;
— Дидактические игры;
— Занятия;
— Экскурсии, наблюдения;
— Чтение художественной литературы, видеоинформация;
— Досуги, праздники, народные игры;
— Самостоятельная деятельность дошкольников;
— Продуктивная деятельность;
— Труд в природе;
— Экспериментирование;
— Конструирование;
— Наблюдение.
2) Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми:
— Беседы, чтение художественной литературы, проблемные ситуации, поисково-творческие задания, экскурсии, праздники, театрализованные постановки;
— Индивидуальная работа во время утреннего приема;
— Культурно-гигиенические процедуры (напоминание);
— Дежурство;
— Самообслуживание;
Виды деятельности позволяющие реализовать процесс социально-коммуникативного развития дошкольников
(Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
Продуктивная — позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным по
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ В ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
— Метод проектов
— Поисковые, экспериментальные, исследовательские методы
— Технология ТРИЗ
— Беседа, этическая беседа
— Рассматривание иллюстраций
-Все виды рассказывания (пересказ, описательный рассказ, рассказ по схеме, от лица героя, по картинке, и т.д.)
— Трудовая деятельность
— Продуктивная деятельность
-Игровая
-Чтение и обсуждение художественной литературы
-Досуговая (конкурсная, познавательная, спортивная).
Формы взаимодействия с семьями воспитанников по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»
— Анкетирование, тестирование родителей, выпуск газеты.
— Привлечение родителей к участию в детском празднике.
— Проведение тренингов с родителями: способы решения нестандартных ситуаций с целью повышения компетенции в вопросах воспитания.
— Привлечение родителей к совместным мероприятиям по благоустройству и созданию условий в группе и на участке.
— Организация совместных с родителями прогулок и экскурсий, создание тематических альбомов.
— Создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя семья», «Моя родословная», «Мои любимые дела», «Мое настроение».
Источник
Наталия Кулеваа
Социально-коммуникативное развитие в дошкольном учреждении
Социально-коммуникативное развитие ребенка – это процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.
Основной целью данного направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС:
— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Задача педагогов нашего дошкольного отделения состоит в том, чтобы наши выпускники в будущем, когда они пойдет в школу, поступит в ВУЗ или устроится на работу, не испытывал трудностей в общении с другими людьми и стал полноценным членом общества проявляя инициативу и самостоятельность, ,уверен в своих силах,открыт внешнему миру, положительно относится к себе и окружающим, обладает развитым воображением.
Опыт работы показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.
Деятельность педагогов в нашем дошкольном учреждение по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развитиядетей включает в себя:
• организацию предметно-пространственной среды;
• создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;
• стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;
• устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;
• мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;
• обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;
• моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.
Основные формы деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников : групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые проводятся в непосредственной образовательной деятельности (НОД, в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей.
Планирование образовательных ситуаций осуществляется в соответствии с учебным планом и тематикой недели, учитывается принцип сезонности.
Для социально-коммуникативного развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»реализуется в 4-ех направлениях:
Развитие игровой деятельности, патриотическое воспитание, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, трудовое воспитание.
Развитие игровой деятельности детей (слайд)
Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Педагоги нашего дошкольного используют широкий диапазон самых разнообразных игр. Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, игры с правилами. Сюжетно-ролевые игры.
Следующим направлением реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание. (слайд)
• Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
• Воспитывать уважение к труду;
• Развивать интерес к русским традициям и промыслам;
• Формировать элементарные знания о правах человека;
• Расширять представления о городах России;
• Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;
• Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи в нашем ДОУ решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, праздниках и развлечениях, в играх, в труде, в быту — так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Следующее направление реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. (слайд)
Воспитание навыков безопасного поведения у детей осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.
Данная работа проводится через:
• организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;
• совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
• свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.
Основным содержанием образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения по формированию у детей навыков безопасного поведения в рамках реализации ФГОС является разработка проектов, таких как, «дорожная грамота», «мое здоровье», «безопасность в помещении», «безопасность и природа», «общение с незнакомыми людьми».
Основная цель которых — расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность).
Знакомя детей с художественными произведениями, педагог обращает внимание на необходимость быть способным встать на позицию другого человека; выбирать социально приемлемую в данной ситуации линию поведения; поощрять проявления взаимопомощи и взаимовыручки среди сверстников.»
Следующим направлением социально-коммуникативного
развития является (слайд)
Трудовое воспитание
Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.
Воспитывать позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.
4. Взаимодействие с семьей. (слайд)
Также наш педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей, вовлекая родителей в жизнь детского сада.
В ДОУ используются разнообразные формы работы с родителями:
-привлечение родителей к организации деятельности детей в ДОУ;
-дни открытых дверей для родителей;
-анкетирование родителей;
-консультации для родителей;
-родительские собрания;
-оформление родительских уголков, передвижных папок, выставок для родителей.
Постоянная, непрерывная работа по всем 4-ем направлениям данной ОО способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.
Воспитатели ДОУ работают в тесном взаимодействии со специалистами детского сада: учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, учителем-дефектологом, психологом, что помогает более успешно проводить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками по формированию социально-коммуникативных навыков. Проводится совместный анализ программ, технологий, проблемных ситуаций обучения и воспитания.
Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.
Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.
Можно с полной уверенностью сказать, что процесс приобретения коммуникативной компетенции длительный, непростой, из этого следует, что начинать развивать ребенка в данном направлении необходимо с раннего возраста.
Источник
Консультация для педагогов по теме:
«Формы и методы реализации задач целенаправленного социально-коммуникативного развития дошкольников»
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, так как приобщение к социальному миру всегда было приоритетным в процессе формирования личности ребёнка. Поэтому данное направление является одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию.
Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.
Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникативного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.
Целевыми ориентирами по ФГОС стали:
— Инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.
— Уверенность ребенка в своих силах, открытость внешнему миру, положительно отношение к себе и к другим. Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх. Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других.
— Владение ребенка различными формами и видами игры. Понимание устной речи и возможность выражать свои мысли и желания.
Основные задачи работы по социально-коммуникативному развитию в программе «От рождения до школы»:
1)Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
- Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
- Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
2) Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание
- Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
- Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности;
- Воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.
3) Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
- Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- Воспитание культурно-гигиенических навыков;
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться;
- Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо);
- Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
4) Формирование основ безопасности
- Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе;
- Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности;
- Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
- Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них;
- Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Задачи по социально-коммуникативному развитию дошкольников для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте ставятся следующие задачи: развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям; пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев сказок и др.; помогать осваивать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении; приучать к выполнению элементарных правил поведения; развивать умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников; обогащать представления детей о людях (внешнем виде, половых различиях и др.), о семье.
В среднем дошкольном возрасте задачи — развивать у дошкольников умение понимать настроения и чувства окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию; расширять представления об окружающем мире; учить ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения; развивать эмоциональную отзывчивость.
В старшем дошкольном возрасте — обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации; побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.); воспитывать культуру поведения и общения; углублять представления о семье, родственных отношениях; активно выражать доброе отношение к близким; знакомить с формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой; развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах, возможностях, достижениях; развивать чувство самоуважения, собственного достоинства; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков.
Методы реализации образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»:
1) Методы формирования социального повeдения:
— Упрaжнения;
— Поручeние;
— Требoвание;
— Вoспитывающие ситуации.
2) Методы формирования социального сознания:
— Объяснeние;
— Уговор;
— Внушение;
— Просьба;
— Этическая беседа;
— Пример.
3) Методы стимулиpoования:
— Поощрение;
— Соревнoвание;
— Одoбрение;
— Награждение.
Формы работы с детьми по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
1)Развитие игровой деятельности
— Сюжетно-ролевые игры;
— Подвижные игры;
— Театрализованные игры;
— Дидактические игры;
— Занятия;
— Экскурсии, наблюдения;
— Чтение художественной литературы, видеоинформация;
— Досуги, праздники, народные игры;
— Самостоятельная деятельность дошкольников;
— Изобразительная деятельность;
— Труд в природе;
— Экспериментирование;
— Конструирование;
— Наблюдение.
2) Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
— Беседы, чтение художественной литературы, проблемные ситуации, поисково-творческие задания, экскурсии, праздники, просмотр видеофильмов, театрализованные постановки;
— Индивидуальная работа во время утреннего приема;
— Культурно-гигиенические процедуры (напоминание);
— Дежурство;
— Самообслуживание;
— Тематические досуги (совместно с узкими специалистами);
— Игровая деятельность (игры в парах, совместные игры с несколькими партнерами, хоровые игры, игры с правилами); дидактические игры; сюжетно – ролевые игры, подвижные игры; театрализованные игры;
— Продуктивная деятельность.
3) Формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности:
образ Я, семья, детский сад, родная страна, наша армия (со старшей группы), наша планета (подготовительная группа).
— Викторины;
— КВН;
— Познавательные досуги, тематические досуги, чтение, рассказ, экскурсия;
— Тематические досуги;
— Создание коллекций;
— Проектная деятельность;
— Исследовательская деятельность;
— Сюжетно – ролевая игра;
— Дидактическая игра;
— Настольно-печатные игры;
— Продуктивная деятельность, дежурство.
4) Формирование патриотических чувств
— Познавательные беседы;
— Развлечения, моделирование, настольные игры, чтение, творческие задания, видеофильмы;
— Дидактическая игра;
— Наблюдение;
— Упражнение;
— Рассматривание иллюстраций;
— Изобразительная деятельность.
5) Формирование чувств принадлежности к мировому сообществу:
старшая подготовительная к школе группа
— Познавательные викторины, КВН, конструирование, моделирование, чтение;
— Объяснение;
— Напоминание;
— Наблюдение;
— Рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность, театрализация.
6) Формирование основ собственной безопасности:
ребенок и другие люди, ребенок и природа, ребенок дома, ребенок и улица.
— Беседы, обучение, чтение, объяснения, напоминание, упражнения, рассказ, рассматривание иллюстраций;
— Продуктивная деятельность;
— Целевые прогулки, рассказы;
— Дидактические и настольно-печатные игры;
— Сюжетно-ролевые игры;
— Минутка безопасности;
— Показ;
— Объяснения;
— Обучения;
— Напоминание;
— Рассматривание иллюстраций,
— Творческие задания.
7) Развитие трудовой деятельности
7.1.Самообслуживание
— Чтение художественной литературы, поручения, игровые ситуации, досуг
— Объяснение, обучение, напоминание,
— Дидактические, развивающие игры, сюжетно-ролевые игры.
— Рассматривание иллюстраций
7.2. Хозяйственно – бытовой труд
— Обучение коллективный труд, поручения,
— Дидактические игры,
— Продуктивная деятельность,
— Экскурсии.
— Обучение, показ, объяснение, трудовые поручения, участие совместной со взрослым в уборке игровых уголков, участие в ремонте атрибутов для игр детей и книг, уборка постели после сна, сервировка стола, самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их.
Творческие задания, дежурство, задания, поручения.
7.3. Труд и природа
— Обучение, совместный труд детей и взрослых, беседа, чтение художественной литературы, дидактическая игра, просмотр видеофильмов, целевые прогулки.
— Показ, объяснение, обучение, напоминания, дежурство в уголке природы,
— Дидактические и развивающие игры,
— Трудовые поручения, участие в совместной работе со взрослым в уходе за растениями уголка природы,
— Продуктивная деятельность, ведение календаря природы,
— Тематические досуги
7.4. Ручной труд
— Совместная деятельность детей и взрослых, продуктивная деятельность
— Показ, объяснение, обучение, напоминание,
— Дидактические и развивающие игры,
— Трудовые поручения,
— Участие со взрослым по ремонту атрибутов для игр детей, подклейке книг, изготовлений пособий для занятий, самостоятельное планирование трудовой деятельности,
— Продуктивная деятельность,
— Работа с природным материалом, бумагой, тканью,
— Игры и игрушки своими руками.
7.5. Формирование первичных представлений о труде взрослых
— Экскурсии, наблюдения;
— Встречи с людьми интересных профессий, создание альбомов;
— Рассказы, чтение, рассматривание иллюстраций, просмотр видео;
— Обучение;
— Дидактические игры, сюжетно – ролевые игры;
— Практическая деятельность.
Основными формами коррекционной групповой работы с воспитанниками являются:
— игры (коммуникативные,сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические);
— тренинговые упражнения;
— беседа;
— наблюдение;
— педагогическая ситуация;
— слушание музыки;
— рисование;
— релаксационная гимнастика;
— чтение художественных произведений с последующим анализом.
А во время проведения индивидуальной работы с детьми (коррекция социально-эмоциональных нарушений по запросу) используется такие формы работы, как:
— игротерапия;
— арт-терапия;
— тренинговые упражнения;
— психорегулирующие тренировки с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения.
Формы взаимодействия с семьями воспитанников по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»
— Анкетирование, тестирование родителей, выпуск газеты, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьей.
— Привлечение родителей к участию в детском празднике (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие).
— Проведение тренингов с родителями: способы решения нестандартных ситуаций с целью повышения компетенции в вопросах воспитания.
— Распространение инновационных подходов к воспитанию детей через рекомендованную психолого-педагогическую литературу.
— Привлечение родителей к совместным мероприятиям по благоустройству и созданию условий в группе и на участке.
— Организация совместных с родителями прогулок и экскурсий, создание тематических альбомов.
— Изучение и анализ детско-родительских отношений с целью оказания помощи детям.
— Разработка индивидуальных программ взаимодействия с родителями по созданию предметной среды для развития ребенка.
— Беседы с детьми с целью формирования уверенности в том, что их любят и о них заботятся в семье.
— Повышение правовой культуры родителей.
— Консультативные часы для родителей по вопросам предупреждения использования методов, унижающих достоинство ребенка.
— Создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя семья», «Моя родословная», «Мои любимые дела», «Мое настроение».
— Аудио- и видео записи высказываний детей по отдельным проблемам с дальнейшим прослушиванием и обсуждением с родителями (За что любишь свой дом? Кто в твоем доме самый главный? Кто самый добрый? За что ты себя любишь? и др.).
Вывод:
Социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников, является одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию, так как проблема приобщения к социальному миру всегда была одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. И только благодаря совместной работе ДОУ и родителей, мы можем вырастить самостоятельных, уверенных в себе, успешных членов общества.
Список литературы:
1. Н. Е. Веракса; Т. С. Комарова; М. А. Васильева. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Москва, 2012.
2. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика – педагогика развития. Магнитогорск, 2004.
3. Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. М., 2007.
4. Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. СПб, 2004.
5. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. М., 2000.
6. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. СПб., 2001.
7. Собкин В.С., Скобельницина К.Н., Иванова А.И. и др. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. Т. XVII, Вып.XXIX. – М.: Институт социологии образования РАО, 201
Источник