Методы социально коммуникативного развития ребенка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Лесная сказка»

Формы, методы и приемы организации образовательного процесса по социально-коммуникативному развитию дошкольников.

Воспитатель: Догдишева Д.Т.

г.Новый Уренгой, 2020г.

Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникативного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

Задачи по социально-коммуникативному развитию дошкольников для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте ставятся следующие задачи: развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям; пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев сказок и др.; помогать осваивать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении; приучать к выполнению элементарных правил поведения; развивать умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников; обогащать представления детей о людях (внешнем виде, половых различиях и др.), о семье.

В среднем дошкольном возрасте задачи — развивать у дошкольников умение понимать настроения и чувства окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию; расширять представления об окружающем мире; учить ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения; развивать эмоциональную отзывчивость.

В старшем дошкольном возрасте — обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации; побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.); воспитывать культуру поведения и общения; углублять представления о семье, родственных отношениях; активно выражать доброе отношение к близким; знакомить с формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой; развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах, возможностях, достижениях; развивать чувство самоуважения, собственного достоинства; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков.

Формы работы с детьми по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Формы работы в рамках развивающегообучения достаточно разнообразны: это игра, наблюдение, беседы-обсуждения из личного опыта, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность, моделирование, речевые ситуации, сценарии активизирующего общения и многие другие.

1)Развитие игровой деятельности

— Сюжетно-ролевые   игры;

— Подвижные игры;

— Театрализованные   игры;

— Дидактические   игры;

— Занятия;

— Экскурсии, наблюдения;

— Чтение художественной литературы,   видеоинформация;

— Досуги, праздники, народные  игры;

— Самостоятельная деятельность  дошкольников;

— Продуктивная деятельность;

— Труд в природе;

— Экспериментирование;

— Конструирование;

— Наблюдение.

2)   Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со  сверстниками и взрослыми:

— Беседы, чтение художественной литературы, проблемные ситуации, поисково-творческие задания, экскурсии, праздники,  театрализованные постановки;

— Индивидуальная работа во время утреннего приема;

— Культурно-гигиенические процедуры (напоминание);

— Дежурство;

— Самообслуживание;

Виды деятельности позволяющие  реализовать процесс социально-коммуникативного развития дошкольников

(Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

Продуктивная — позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным по

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ В ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

— Метод проектов

— Поисковые, экспериментальные, исследовательские методы

— Технология ТРИЗ

— Беседа, этическая беседа

— Рассматривание иллюстраций

-Все виды рассказывания (пересказ, описательный рассказ, рассказ по схеме, от лица героя, по картинке, и т.д.)

— Трудовая деятельность

— Продуктивная деятельность

-Игровая

-Чтение и обсуждение художественной литературы

-Досуговая (конкурсная, познавательная, спортивная).

Формы взаимодействия с семьями воспитанников по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»

— Анкетирование, тестирование родителей, выпуск   газеты.

— Привлечение родителей к участию в детском празднике.

— Проведение тренингов с родителями: способы решения   нестандартных ситуаций с целью повышения компетенции в вопросах воспитания.

— Привлечение родителей к совместным мероприятиям по   благоустройству и созданию условий в группе и на участке.

— Организация совместных с родителями прогулок и экскурсий, создание тематических альбомов.

— Создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя   семья», «Моя родословная», «Мои любимые дела», «Мое настроение».

Источник

Наталия Кулеваа
Социально-коммуникативное развитие в дошкольном учреждении

Социально-коммуникативное развитие ребенка – это процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.

Основной целью данного направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС:

— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Задача педагогов нашего дошкольного отделения состоит в том, чтобы наши выпускники в будущем, когда они пойдет в школу, поступит в ВУЗ или устроится на работу, не испытывал трудностей в общении с другими людьми и стал полноценным членом общества проявляя инициативу и самостоятельность, ,уверен в своих силах,открыт внешнему миру, положительно относится к себе и окружающим, обладает развитым воображением.

Опыт работы показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.

Деятельность педагогов в нашем дошкольном учреждение по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развитиядетей включает в себя:

• организацию предметно-пространственной среды;

• создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;

• стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;

• устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;

• мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;

• обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;

• моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.

Основные формы деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников : групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые проводятся в непосредственной образовательной деятельности (НОД, в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей.

Планирование образовательных ситуаций осуществляется в соответствии с учебным планом и тематикой недели, учитывается принцип сезонности.

Для социально-коммуникативного развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»реализуется в 4-ех направлениях:

Развитие игровой деятельности, патриотическое воспитание, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, трудовое воспитание.

Развитие игровой деятельности детей (слайд)

Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Педагоги нашего дошкольного используют широкий диапазон самых разнообразных игр. Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, игры с правилами. Сюжетно-ролевые игры.

Следующим направлением реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание. (слайд)

• Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

• Формировать бережное отношение к природе и всему живому;

• Воспитывать уважение к труду;

Развивать интерес к русским традициям и промыслам;

• Формировать элементарные знания о правах человека;

• Расширять представления о городах России;

• Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;

• Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи в нашем ДОУ решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, праздниках и развлечениях, в играх, в труде, в быту — так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Следующее направление реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. (слайд)

Воспитание навыков безопасного поведения у детей осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.

Данная работа проводится через:

• организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;

• совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;

• свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.

Основным содержанием образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения по формированию у детей навыков безопасного поведения в рамках реализации ФГОС является разработка проектов, таких как, «дорожная грамота», «мое здоровье», «безопасность в помещении», «безопасность и природа», «общение с незнакомыми людьми».

Основная цель которых — расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность).

Знакомя детей с художественными произведениями, педагог обращает внимание на необходимость быть способным встать на позицию другого человека; выбирать социально приемлемую в данной ситуации линию поведения; поощрять проявления взаимопомощи и взаимовыручки среди сверстников.»

Следующим направлением социально-коммуникативного

развития является (слайд)

Трудовое воспитание

Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.

Воспитывать позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.

4. Взаимодействие с семьей. (слайд)

Также наш педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей, вовлекая родителей в жизнь детского сада.

В ДОУ используются разнообразные формы работы с родителями:

-привлечение родителей к организации деятельности детей в ДОУ;

-дни открытых дверей для родителей;

-анкетирование родителей;

-консультации для родителей;

-родительские собрания;

-оформление родительских уголков, передвижных папок, выставок для родителей.

Постоянная, непрерывная работа по всем 4-ем направлениям данной ОО способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

Воспитатели ДОУ работают в тесном взаимодействии со специалистами детского сада: учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, учителем-дефектологом, психологом, что помогает более успешно проводить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками по формированию социально-коммуникативных навыков. Проводится совместный анализ программ, технологий, проблемных ситуаций обучения и воспитания.

Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.

Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.

Можно с полной уверенностью сказать, что процесс приобретения коммуникативной компетенции длительный, непростой, из этого следует, что начинать развивать ребенка в данном направлении необходимо с раннего возраста.

Источник

Консультация для педагогов по теме:

«Формы и методы реализации задач целенаправленного социально-коммуникативного развития дошкольников»

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, так как приобщение к социальному миру всегда было приоритетным в процессе формирования личности ребёнка. Поэтому данное направление является одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию.

 Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникативного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

Целевыми ориентирами по ФГОС стали:

— Инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.

— Уверенность ребенка в своих силах, открытость внешнему миру, положительно отношение к себе и к другим. Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх. Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других.

— Владение ребенка различными формами и видами игры. Понимание устной речи и возможность выражать свои мысли и желания.

Основные задачи работы по социально-коммуникативному развитию в программе «От рождения до школы»:

1)Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
  • Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
  • Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

2) Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание

  • Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
  • Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности;
  • Воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.

3) Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

  • Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • Воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться;
  • Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо);
  • Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

4) Формирование основ безопасности

  • Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе;
  • Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности;
  • Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
  • Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них;
  • Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Задачи по социально-коммуникативному развитию дошкольников для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте ставятся следующие задачи: развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям; пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев сказок и др.; помогать осваивать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении; приучать к выполнению элементарных правил поведения; развивать умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников; обогащать представления детей о людях (внешнем виде, половых различиях и др.), о семье.

В среднем дошкольном возрасте задачи — развивать у дошкольников умение понимать настроения и чувства окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию; расширять представления об окружающем мире; учить ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения; развивать эмоциональную отзывчивость.

В старшем дошкольном возрасте — обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации; побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.); воспитывать культуру поведения и общения; углублять представления о семье, родственных отношениях; активно выражать доброе отношение к близким; знакомить с формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой; развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах, возможностях, достижениях; развивать чувство самоуважения, собственного достоинства; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков.

Методы реализации образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»:

1) Методы формирования социального повeдения:

— Упрaжнения;

— Поручeние;

— Требoвание;

— Вoспитывающие ситуации.

2) Методы формирования социального сознания:

— Объяснeние;

— Уговор;

— Внушение;

— Просьба;

— Этическая беседа;

— Пример.

3) Методы стимулиpoования:

— Поощрение;

— Соревнoвание;

— Одoбрение;

— Награждение.

Формы работы с детьми по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

1)Развитие игровой деятельности

— Сюжетно-ролевые   игры;

— Подвижные игры;

— Театрализованные   игры;

— Дидактические   игры;

— Занятия;

— Экскурсии, наблюдения;

— Чтение художественной литературы,   видеоинформация;

— Досуги, праздники, народные  игры;

— Самостоятельная деятельность  дошкольников;

— Изобразительная деятельность;

— Труд в природе;

— Экспериментирование;

— Конструирование;

— Наблюдение.

2)   Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со  сверстниками и взрослыми

— Беседы, чтение художественной литературы, проблемные ситуации, поисково-творческие задания, экскурсии, праздники,  просмотр видеофильмов, театрализованные постановки;

— Индивидуальная работа во время утреннего приема;

— Культурно-гигиенические процедуры (напоминание);

— Дежурство;

— Самообслуживание;

— Тематические досуги (совместно с узкими специалистами);

— Игровая деятельность (игры в парах, совместные игры с несколькими партнерами, хоровые игры, игры с правилами); дидактические игры;  сюжетно – ролевые игры, подвижные игры;   театрализованные игры;

— Продуктивная деятельность.

3)   Формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности:

образ Я, семья, детский сад, родная страна, наша армия (со старшей группы), наша планета (подготовительная группа).

— Викторины;

— КВН;

— Познавательные досуги, тематические   досуги, чтение, рассказ, экскурсия;

— Тематические досуги;

— Создание коллекций;

— Проектная деятельность;

— Исследовательская   деятельность;

— Сюжетно – ролевая игра;

— Дидактическая игра;

— Настольно-печатные игры;

— Продуктивная деятельность, дежурство.

4) Формирование патриотических   чувств

— Познавательные беседы;

— Развлечения, моделирование, настольные игры, чтение,   творческие задания, видеофильмы;

— Дидактическая игра;

— Наблюдение;

— Упражнение;

— Рассматривание иллюстраций;

— Изобразительная деятельность.

5)  Формирование чувств принадлежности к мировому сообществу:

старшая   подготовительная к школе группа

— Познавательные викторины, КВН, конструирование,   моделирование, чтение;

— Объяснение;

— Напоминание;

— Наблюдение;

— Рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность,   театрализация.

6) Формирование основ   собственной безопасности:

ребенок и другие люди, ребенок и природа, ребенок дома, ребенок и  улица.

— Беседы, обучение, чтение, объяснения, напоминание,  упражнения, рассказ, рассматривание иллюстраций;

— Продуктивная деятельность;

— Целевые прогулки, рассказы;

— Дидактические и настольно-печатные игры;

— Сюжетно-ролевые игры;

— Минутка безопасности;

— Показ;

— Объяснения;

— Обучения;

— Напоминание;

— Рассматривание иллюстраций,

— Творческие задания.

7) Развитие трудовой   деятельности

7.1.Самообслуживание

— Чтение художественной литературы, поручения, игровые   ситуации, досуг

— Объяснение, обучение, напоминание,

— Дидактические, развивающие игры, сюжетно-ролевые игры.

— Рассматривание иллюстраций

7.2. Хозяйственно – бытовой   труд

— Обучение коллективный труд, поручения,

— Дидактические   игры,

— Продуктивная деятельность,

— Экскурсии.

— Обучение, показ, объяснение, трудовые поручения,   участие совместной со взрослым в уборке игровых уголков, участие в ремонте   атрибутов для игр детей и книг, уборка постели после сна, сервировка стола,   самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для   занятий, убирать их.

Творческие задания, дежурство, задания, поручения.

7.3. Труд и природа

— Обучение, совместный труд детей и взрослых, беседа,   чтение художественной литературы, дидактическая игра, просмотр видеофильмов,   целевые прогулки.

— Показ, объяснение, обучение, напоминания, дежурство в   уголке природы,

— Дидактические и развивающие игры,

— Трудовые поручения, участие   в совместной работе со взрослым в уходе за растениями  уголка   природы,

— Продуктивная деятельность, ведение календаря природы,  

— Тематические досуги

7.4. Ручной труд

— Совместная деятельность детей и взрослых, продуктивная   деятельность

— Показ, объяснение, обучение, напоминание,

— Дидактические и развивающие игры,

— Трудовые поручения,

— Участие со взрослым по ремонту атрибутов для игр детей,   подклейке книг, изготовлений пособий для занятий, самостоятельное   планирование трудовой деятельности,

— Продуктивная   деятельность,

— Работа с природным материалом, бумагой, тканью,

— Игры и игрушки своими руками.

7.5. Формирование первичных представлений о труде взрослых

— Экскурсии, наблюдения;

— Встречи с людьми интересных профессий, создание альбомов;

— Рассказы, чтение,  рассматривание иллюстраций, просмотр видео;

— Обучение;

— Дидактические игры, сюжетно – ролевые игры;

— Практическая   деятельность.

Основными формами коррекционной групповой работы с воспитанниками являются:

— игры (коммуникативные,сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические);

— тренинговые упражнения;

— беседа;

— наблюдение;

— педагогическая  ситуация;

— слушание музыки;

— рисование;

— релаксационная  гимнастика;

— чтение художественных произведений с последующим анализом.

А во время проведения индивидуальной работы с детьми (коррекция социально-эмоциональных нарушений по запросу) используется такие формы работы, как:

— игротерапия;

— арт-терапия;

— тренинговые упражнения;

— психорегулирующие тренировки с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»

— Анкетирование, тестирование родителей, выпуск   газеты, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с   семьей.

— Привлечение родителей к участию в детском празднике (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие).

— Проведение тренингов с родителями: способы решения   нестандартных ситуаций с целью повышения компетенции в вопросах воспитания.

— Распространение инновационных подходов к   воспитанию детей через рекомендованную психолого-педагогическую литературу.

— Привлечение родителей к совместным мероприятиям по   благоустройству и созданию условий в группе и на участке.

— Организация совместных с родителями прогулок и экскурсий, создание тематических альбомов.

— Изучение и анализ детско-родительских отношений   с целью оказания помощи детям.

—  Разработка индивидуальных программ взаимодействия с родителями по созданию предметной среды для развития ребенка.

— Беседы с детьми с целью формирования уверенности в том, что их любят и о них заботятся в семье.

— Повышение правовой культуры родителей.

— Консультативные часы для родителей по вопросам  предупреждения использования методов, унижающих достоинство ребенка.

— Создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя   семья», «Моя родословная», «Мои любимые дела», «Мое настроение».

— Аудио- и видео записи высказываний детей по отдельным проблемам с дальнейшим прослушиванием и обсуждением с родителями (За что любишь свой дом? Кто в твоем доме самый главный? Кто самый  добрый? За что ты себя любишь? и др.).

Вывод:

Социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников, является одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию, так как проблема приобщения к социальному миру всегда была одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. И  только благодаря совместной работе ДОУ и родителей, мы можем вырастить самостоятельных, уверенных в себе, успешных членов общества.

Список литературы:

1.        Н. Е. Веракса; Т. С. Комарова; М. А. Васильева.  Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Москва, 2012.

2.        Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика – педагогика развития. Магнитогорск, 2004.

3.        Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста.  М., 2007.

4.        Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. СПб, 2004.

5.        Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. М., 2000.

6.        Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. СПб., 2001.

7.        Собкин В.С., Скобельницина К.Н., Иванова А.И. и др. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. Т. XVII, Вып.XXIX. – М.: Институт социологии образования РАО, 201

Источник