Методы развития образного мышления ребенка
Мыслительная деятельность человека чрезвычайно многогранна, ведь каждому из нас ежедневно приходится решать самые разнообразные задачи. Такая особенность мышления позволяет выделить его виды: предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое, которые начинают развиваться в дошкольном возрасте. Вот поэтому необходимо обеспечить условия для полноценного становления мышления ребенка. В первую очередь, заслуживает внимания образное мышление, как преобладающее у дошкольников и младших школьников. От него в большей степени зависит успешность в усвоении программ детского сада и школы. Психологами доказано, что на основе образного мышления у дошколят формируется интеллект. Младшим школьникам оно помогает построить научную картину мира, выработать внимательное отношение к окружающим объектам, сформировать умение видеть красоту вокруг себя. Все это развивает творчество и воображению, влияет на выбор профессии в дальнейшем. Например, такой вид мышления присущ людям творческих профессий: художникам, писателям, дизайнерам, архитекторам.
По научному определению, образное мышление ‒ это способность мысленно представлять, воспроизводить окружающий мир в виде образов предметов и явлений. Заботливым родителям, нацеленным на полноценное воспитание своего малыша, стоит задуматься над тем, как развить образное мышление?
Шагаем по ступеням развития образного мышления у детей
Важно: даже незначительное отставание в развитии образного мышления у детей может привести к психологическим проблемам, например, неумению формулировать свои мысли, действовать с системами образов при обучении, создавать новые образы в творческих занятиях.
Чтобы этого не случилось, родителям надо знать, что на каждом возрастном этапе существуют свои подходы к формированию мышления. «Образно» говоря, постепенно шагаем по ступеням развития наглядно образного мышления:
- В раннем возрасте образное мышление имеет второстепенное значение, так как знакомство малыша с окружающим миром проходит в основном через действия с предметами, которые он должен обязательно потрогать, пощупать, бросить, попробовать на вкус. Поэтому главным является наглядно действенное.
- Дошколята уже готовы не только действовать, но и представлять себе всю предметную ситуацию (как называется предмет, в какую группу входит, каковы его признаки, что можно сотворить с его помощью). Даже двухлетние дети способны находить предмет по словесному описанию или подбирать его зрительно по образцу. Например, в игре взрослый просит кроху подобрать среди других такой же предмет, какой был показан. Малыш должен правильно отреагировать на просьбу и найти подходящую вещь (лучше, если это будет игрушка). Правда, пока это будет конкретная игрушка без абстрагирования (отвлечения) от ее признаков (формы, цвета, размера), например, любимый мишка, яркий мячик, кубик, куколка, машинка. Взрослый говорит: «В коробке среди других машинок затерялась красная, маленькая, с синим флажком. Найди ее».
- Дети среднего дошкольного возраста учатся мысленно закреплять устойчивые образы — шаблоны, которые помогают им воспринимать окружающие предметы. Такими образами выступают объекты с ярко выраженной формой или даже представления о них. Например, дошколенок может отождествлять овальный предмет с огурчиком, а круглый — с мячиком. Такие детские действия помогут родителям понять, закрепились ли мысленно у малыша образы предметов.
- В старшем дошкольном и затем в младшем школьном возрасте идет совершенствование мыслительных процессов, расширяются характеристики объектов, появляется возможность мысленного планирования. Это позволяет оперировать различными образами, осуществлять преобразования с ними, например, соединять и разделять элементы объекта, делать группировку предметов, видеть перспективу своего манипулирования с предметами. Главное, чтобы не происходило искажение образа при попытке объединения, группирования. Например, взрослый предлагает найти объект, отличный от других, сначала по одному признаку (цвету), а потом по нескольким (цвету и форме, цвету, форме и размеру). Например, в упражнении «Сгруппируй все треугольные (квадратные) предметы» дети должны составить группы по одинаковой форме: крыша дома, кулечек, стаканчик мороженого, букет.
- Развитие наглядно образного мышления младших школьников уже не требует опоры на наглядность. Ученики на основе имеющегося опыта сами мысленно могут построить образы объектов, даже тех, которые они видели только на картинках, например, внутреннее строение стебля, пищевую цепочку в природе.
Достижения ребенка на каждом возрастном этапе
- двух — трехлетние дети умеют находить основные признаки предметов и составлять группы по одинаковым признакам, например, собрать все большие кубики, положить в коробку только мелкие игрушки, объединить картинки по цвету и т. д.; конструировать знакомые модели, копирующие реальные объекты, например, из кубиков построить машину, мебель, домик для куклы;
- четырехлетки уже могут находить предмет по описанию, составлять характеристику объекта, ориентироваться в названиях и образах животных, их детенышей, правильно излагать свои мысли при ответе на вопросы, знать профессии взрослых и характерные особенности профессионального поведения, видеть отличие и похожесть в поведении и внешнем виде окружающих людей;
- старшие дошкольники должны уметь использовать полученные знания не только в плане отдельного образа, но и системы образов, давая характеристику аналогичным предметам, правильно формулировать свои мысли, излагая ответ на вопрос об окружающем мире, рассказывать о событиях, которые происходят с ними или окружающими людьми;
- младшие школьники на основе образного мышления учатся планировать свою деятельность, видеть конечный итог, что помогает решать математические задачи, делать выводы при знакомстве со средой обитания животных и растений, использовать систему образов при выполнении творческих заданий: рисунков, аппликации, сочинений.
Используя рекомендации специалистов, родителям не составит труда диагностировать уровень развития мышления своего ребенка, чтобы сравнить с тем, как должно развиваться образное мышление у детей дошкольного возраста.
Какими средствами можно развить образное мышление у детей?
Важно: родителям для развития наглядно образного мышления у детей дошкольного возраста на домашних занятиях лучше всего помогут средства, которые просты, доступны и понятны самим взрослым (игры, общение). При этом большую роль сыграет активность родителя, его образ жизни, так как родительский пример – половина успеха в воспитании собственного ребёнка.
Специалисты предлагают!
Средства, которые помогают развитию образного мышления, бывают классические и современные. Все они могут быть полезны для детей, однако для домашних занятий главным достоинством их должны быть: несложный для подбора наглядный материал (картинки, игрушки, бытовые предметы), интересные немонотонные действия (игровые движения, действия с ножницами, красками, карандашами, совместные беседы), доступность в показе и исполнении.
Наиболее популярные средства развития образного мышления:
- настольные игры (разрезные картинки, лото, домино, вкладыши);
- творческие занятия: лепка, аппликация, рисование, макраме;
- чтение детских книг, энциклопедий, журналов;
- загадки, шарады, ребусы;
- просмотр кинофильмов и мультфильмов об окружающем мире;
- семейный досуг, праздники, путешествия;
- прогулки в природу: на даче, в лесу, парке;
- общественные мероприятия: праздники, спортивные соревнования, туристические походы.
Игры и упражнения для дошкольников и младших школьников
Игра «Мамы и их детеныши»
Развивает образное мышление, обогащает словарь, способствует установлению смысловых связей. Играть можно с детьми всех возрастов, различие в том, что для малышей количество знакомых животных до 5-7 (домашние и животные зоопарка), у средних и старших дошколят объем наглядного материала увеличивается и усложняется. Дети воспроизводят образы тех животных, которых они могли видеть только на картинках (жираф, бегемот, коала). Взрослый предлагает для рассмотрения картинки с изображением взрослых животных, ребенок должен подобрать карточку с изображением детеныша. Для поддержания интереса у детей можно использовать художественное слово (загадки, песенки, стишки):
Узнать жирафа просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко.
Мишка белый — к полюсу.
Мишка бурый — по лесу.
Этот — сел на эвкалипт,
Листья ест и много спит (коала).
Игра «Чудесный мешочек»
Классическая любимая игра детишек всех возрастов, в том числе и младших школьников, помогает закреплять образы предметов, мысленно воспроизводить их. Для малышей это будут знакомые игрушки, признаки которых они хорошо знают, например, маленький, мягкий, пушистый (мишка). А ребятам постарше можно подкладывать новые предметы, которые они сами должны определить на ощупь, или найти по описанию ведущего: «Найди в мешочке круглое, гладкое, холодное, маленькое (зеркальце)».
Упражнение «Волшебные очки»
Развивает умение группировать предметы по характерному для них признаку, закрепляя устойчивые образы — шаблоны. Требуется небольшая подготовка, взрослый вырезает из плотной бумаги очки определенной формы, например, квадратные или овальные. Ребенок может сам выбирать очки или выполняет задание по указанию взрослого. В коробочку собираются все предметы той формы, очки в виде которой надеты на игрока. Например, круглые очки — блюдце, зеркальце, колечко, крышка; квадратные очки — кубик, шкатулка, салфетка.
Упражнение «Загадки – отгадки»
Помогает развивать образное мышление, так как формирует у детей умение мысленно представить, а потом воспроизвести предмет по его признакам. Начинать разгадывать загадки нужно как можно раньше, когда ребенок еще только знакомится с окружающим миром. Тогда у малыша рано сформируется умение соотносить слово и образ. Маленьким деткам загадываются те предметы, признаки которых ярко выражены и дети их хорошо знают, например, овощи, фрукты, игрушки, транспорт.
Этот фрукт на вкус хорошо,
Он на лампочку похож (груша)!
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный (арбуз).
Круглое, румяное,
С дерева достану я.
На тарелку положу:
«Кушай, мамочка!» — скажу (яблоко).
Для старших дошколят и младших школьников загадки усложняются, дети учатся видеть за описанием образа реальный предмет, понимать систему образов. Детей учат тому, что об одном и том же предмете можно сказать по-разному (коротко, просто или сложно, красочно). Тематика загадок также усложняется, используются загадки о неживой и живой природе, растительном мире, разных видах транспорта, орудиях труда, профессиях людей, бытовых предметах. Вот как, например, может быть по-разному представлен один и тот же образ (снег).
Скатерть бела, весь мир одела.
Бел, да не сахар,
Нет ног, а идёт.
Пушистый ковёр
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит.
Лежало одеяло,
Мягкое, белое,
Землю грело.
Ветер подул,
Одеяло согнул.
Солнце припекло,
Одеяло потекло.
Дженга
Все большую популярность приобретают семейные настольные игры, которые разнообразят досуг, делают общение детей и взрослых более интересным и насыщенным. Помогает формировать умение видеть перспективу, что способствует развитию наглядно образного мышления у детей дошкольного возраста. Такие игры в разнообразии представлены в детских магазинах, их можно заказать по Интернету. Настольная игра «Дженга» широко известна по всему миру, чаще всего ее называют Башня. Считается, что это практически идеальная семейная игра. Основа ее в том, что из деревянных брусочков игроки строят башню, начиная каждый новый этаж с вытаскивания по бруску из нижнего и достраивают постройку строго вверх. Побеждает тот, кто меньше всех обрушивал башню или ни разу не сломал ее. Для повышения интереса игроков бруски можно разукрасить в различные цвета или даже внести изменения в правила «Дженги» — например, играть в фанты, написав на различных брусках смешные задания, который выполняет проигравший.
Имаджинариум
Еще одна семейная интересная игра, в которой нужно придумывать ассоциации к необычным картинкам. Играть можно со старшими детьми, так как необходим опыт. Повышает возможность развития наглядно образного мышления младших школьников. По условиям один участник придумывает ассоциацию к своей карточке, а остальные — пытаются ее отгадать. В каждый новый ход ведущим становится следующий игрок. Загаданная карточка выкладывается на стол рубашкой вверх. После того, как ведущий загадал ассоциацию, остальные игроки смотрят в свои карточки и выбирают ту, которая, по их мнению, соответствует придуманной ассоциации. Выбранные карточки выкладываются на стол рубашкой вверх и перемешиваются. Затем ведущий открывает карточки и выкладывает их на стол в один ряд рисунком вверх. Задача всех участников — отгадать, какую карточку загадал ведущий. Отгадавший получает три очка и на игровом поле продвигает свою фишку (слоника) вперед. Ведущий также передвигает своего слоника вперед на одно очко за каждого отгадавшего ассоциацию. Выигрывает тот, кто быстрее придет к финишу.
Уважаемые родители! Ваше активное участие в воспитании ребенка даст возможность полноценно развить образное мышление, которое поможет деткам успешно обучаться в школе и пойти по правильному пути выбора профессии.
Источник
У детей дошкольного возраста образное мышление является доминирующим среди остальных видов мышления. От того, на каком уровне развития находится именно образное мышление, будет зависеть готовность ребенка к учебе в школе и освоению школьной программы.
Что такое образное мышление?
Образ, по мнению Ожегова, это облик, а также вид и результат отображения явлений и предметов реального мира в сознании человека, то есть то, как он наглядно его представляет.
Образное мышление — это некий процесс отображения реальности в образах, которые могут носить разный характер, начиная от зрительного и заканчивая осязательными и звуковыми. Если сравнивать образное мышление с логическим, в ходе которого реальность отображается в виде каких-то понятий, или с наглядно-действенным, когда с предметами осуществляются какие-то практические действия, то оно имеет существенные отличия.
Дело в том, что в процессе «игры» с образами предметов ребенок получает возможность понять задачу ввиду ее наглядного представления и найти для нее правильное решение за оптимально короткое время.
У детей дошкольного возраста образное мышление позволяет выработать отзывчивое отношение ко всему хорошему и прекрасному, что есть в жизни. Без образного мышления не существовало бы креативных специалистов высокого класса, например дизайнеров, конструкторов, писателей, да и просто творческих, инициативных, уверенных в себе и всесторонне развитых личностей.
В процессе представления образа в сознании воспроизводятся пережитые ранее восприятия. Когда же речь идет о пространственном представлении, то подразумевается способность человека, в данном случае дошкольника, видеть мир в трехмерном изображении, красочным, способным меняться в пространстве.
Малыш может себе нарисовать образ реального предмета или явления, или того, что в действительно не существует, как, например, это происходит в воображении художников или скульпторов. Прежде чем их произведения появляются на свет, образы возникают в сознании создателей.
Почему важно развивать образное мышление?
Развитие образного мышления в детском возрасте — важный процесс, пренебрегать которым нельзя по нескольким причинам:
- Чтобы найти решения для каких-либо задач, дошкольнику важно научиться оперировать образами, уметь наглядно представлять себе ситуации.
- Развитое образное мышление позволяет детям дошкольного возраста, а потом и взрослым учиться эмоционально реагировать на эстетические образы реального мира, развивая тягу к прекрасному.
Именно поэтому детей в дошкольном возрасте нужно приобщать к процессам, влияющим на развитие наглядности в обучении.
Варианты развития образного мышления
Развивать образное мышление у детей дошкольного возраста можно несколькими способами. Самые эффективные и доступные из них:
- Наблюдение за красотами природы.
- Экскурсии с изучением шедевров искусства, как современного, так и древнего.
- Путешествия с изучением памятников природы.
- Собирание пазлов разного уровня сложности.
- Создание рисунков по памяти или с натуры.
- Создание абстракций, например, изображения того, чего нельзя увидеть: музыки, звука, мысли, эмоции и т.д.
- Творческая работа с пластилином, гипсом, глиной, лепка как с натуры, так и по воображению.
- Работа над сравнительным анализом предметов по форме, длине, размерам, цвету и так далее.
- Работа с цветным картоном, бумагой, природными материалами — аппликации.
- Рисование с использованием обеих рук с уклоном на ту руку, которая не является ведущей.
Заниматься с детьми дошкольного возраста необходимо, соблюдая определенную последовательность действий:
- Демонстрировать;
- Рассказывать;
- Практиковать занятия совместной деятельностью;
- Предложить поработать самостоятельно, используя образец;
- Предложить создать что-то самостоятельно без примера.
Работать с дошкольником рекомендуется в благоприятной обстановке, мотивируя его на положительный результат, обязательно подбадривая и одобряя. Когда малыш освоит технику работы с разными видами материалов, нужно постараться его не захваливать, приучая оценивать собственные возможности и умения адекватно, без завышения самооценки.
Специалисты рекомендуют родителям не бояться работать с детьми над, казалось бы, очень сложными заданиями. Важно научить их верить в себя, убеждая в том, что любое задание может быть выполнено, если хорошо подумать, причем как самостоятельно, так и коллективно.
Оригами как эффективный метод развития образного мышления
Способность выделять самые подходящие для решения заданий варианты ответов вырабатывается в результате многократных тренировок и упражнений, направленных на развитие образного мышления. Многие из них построены на конструировании моделирующего характера — технике оригами.
Дети, особенно дошкольного возраста, не слишком заинтересованы в конструировании из бумаги до момента, пока не увидят результаты манипуляций — игрушки и фигуры, созданные своими руками.
Работая с бумагой, дети самостоятельно и вместе со взрослыми придумывают и создают миниатюрные модели предметов и явлений, людей и животных, стараясь исключать второстепенные детали и выделяя самые яркие элементы. В результате у них получается совершенно новый образ, умещенный в особую угловатую форму.
Естественно, что это связано с особенностями техники работы с бумагой, требующей сгибаний. И пусть визуально полученные поделки напоминают оригинал весьма отдаленно, малыш получает огромное удовольствие от результата и спокойно домысливает недостающие элементы в уме.
Осмысление образов предметов, которые дети дошкольного возраста передают во время изготовления фигур из бумаги, происходит в процессе применения различных методик и приемов, цель которых — передать красоту и неповторимость предмета в новой форме.
Сложности и решения
Конструировать, используя бумагу, детям в дошкольном возрасте очень непросто, ведь бумага — это плоский материал, которому действительно сложно придать форму объемной фигуры.
Именно поэтому для того, чтобы дети сохраняли интерес к процессу, начинать нужно с обучения их самым простым приемам складывания бумаги, демонстрируя техники на личном примере. Наблюдая за процессом, ребенок будет думать, анализировать, стараться сгибать бумагу аккуратно, придерживаясь правил — «подгоняя» углы друг под друга. Все это потребует от малыша немалого волевого напряжения и терпения.
Чтобы поделки получились особенно яркими и красивыми, нужно экспериментировать с размерами квадратов, их цветом. При этом до малыша нужно донести, что результат, а именно качество поделки, во многом зависит не от выбора заготовок, а от того, насколько аккуратно будет осуществляться сгибание и заглаживание сгибов. Именно поэтому изначально нужно показать крохе, как правильно складывать бумагу – до того, как он приступит к процессу создания фигуры.
Большую часть фигур, полученных в результате использования техники оригами, складывать нужно до определенного момента аналогично друг другу. Умение дошкольника делать такие заготовки поможет ему освоить складывание более сложных фигур в будущем.
Как развивается образное мышление у дошкольников с ЗПР?
Образное мышление имеет прямую связь с речью, от степени развития которой зависит закрепление образов-представлений.
Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития имеют одну особенность: они отстают в развитии всех форм мышления. У таких детей снижена мотивация, что отрицательно влияет на познавательную активность и выливается в нежелание поддаваться интеллектуальному напряжению, вплоть до категорического отказа от выполнения задания.
Кроме того, такие дети в большинстве случаев неспособны поставить перед собой цель, а также составить план для ее достижения опытным путем. Они неспособны к анализу, обобщению, синтезу и сравнению из-за незрелости операционного компонента.
Диагностика уровня развития образного мышления у детей с задержкой психического развития неоднозначна. Некоторые дети с легкостью справляются с поставленными заданиями, подавляющее же большинство нуждаются в многократном повторении задачи и помощи в ее решении. Каждый десятый ребенок с ЗПР не может справиться с заданием, несмотря на повторы и помощь.
Принимая во внимание особенности таких детей, можно отметить, что для развития образного мышления необходимо стимулирование познавательной деятельности, а также других видов мышления.
Особенности образного мышления у слабослышащих детей
Имеющие слабый слух дети изначально вынуждены расти в неблагоприятных для их развития условиях, связанных с нарушениями ориентации в пространстве и восприятия звука. Такие дошкольники позже начинают взаимодействовать с предметами, поэтому для них характерно отставание в развитии восприятия.
Дети дошкольного возраста с такими нарушениями начинают проявлять интерес к действиям с предметами не ранее третьего года жизни, причем действия эти сводятся по большей части к манипуляциям. Именно поэтому происходит задержка практической деятельности с предметами, что приводит к отсутствию практического опыта и задержкам процесса развития образного мышления.
Специалисты в области изучения развития мышления всех типов у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха утверждают, что успех в решении задач образно-действенного характера во многом связан с деятельностью дошкольника. Обычно у него не вызывают сложностей задачи, в ходе которых не нужно думать над связями, лежащими на поверхности.
Несколько же вариантов ответов могут привести малыша к определенным затруднениям в принятии решения. Но еще сложнее слабослышащим детям с нарушениями слуха будет выявить менее очевидные связи, которые требуют оценки и построения схемы из нескольких действий.
Если сравнить слабослышащих детей дошкольного возраста со здоровыми детьми, то варианты действий, которые они используют для решения задач, будут заметно отличаться от вариантов, используемых нормально слышащими детьми.
Здоровый ребенок, в процессе случайно обнаруживший важный компонент, не задумываясь свяжет его с решением задачи, тогда как у детей с нарушениями слуха такие попытки часто не ведут к оцениванию ситуации и являют собой не более чем перебор самых примитивных связей и компонентов. Это связано с тем, что внимание дошкольников с нарушениями слуха направлено не на средства достижения цели, а непосредственно на саму цель.
В итоге такие дети неспособны проанализировать собственные ошибки и могут несколько раз повторять нерациональные попытки решения. Кроме того, позитивный опыт слабослышащие дошкольники также не связывают с другими аналогичными ситуациями, что препятствует формированию способности к обобщению.
Со временем у детей появится прогресс в решении задач наглядно-действенного характера, хотя, конечно, по сравнению с темпами развития мышления у здоровых детей, происходить это будет не так быстро.
Тем не менее со временем такие дети смогут использовать выделенные закономерности, свойства и отношения зафиксированных образов предметов, что подтвердит развитие планирующей речи. Все это будет возможно, только если наладить коррекционную работу со слабослышащими детьми, развивая их образное мышление с раннего детства.
Принципы развития мышления у дошкольников с нарушением слуха
Нормально функционирующий речевой аппарат у дошкольников с нарушениями слуха открывает возможности для развития мышления. Способствовать процессу его развития можно и нужно, используя комплексный подход к развитию личности таких детей.
Процесс воздействия должен быть построен с учетом имеющегося уровня развития и компенсаторных возможностей. Очень важно, чтобы в ходе работы с ребенком удалось, вопреки дефекту, выправить процесс становления личности с всесторонним развитием психики.
Во время работы особое внимание уделяется воссозданию либо корректировке самых важных психических функций. Внимание уделяют формированию речи, памяти, стараются создавать подходящие условия для расширения возможностей, способных стать компенсаторами дефекта.
Большое значение для развития образного мышления у слабослышащих детей имеет использование наглядных средств, которые должны не только выступать в качестве иллюстрацией к произведениям, но и помогать детям лучше понимать их содержание.
Особенно важны наглядно-действенные методы и средства, с помощью которых получится сформировать представления и понятия на наглядно-образном уровне обобщений. Речь идет об инсценировке, пантомиме или драматизации.
Особенности образного мышления у детей с дефектами речи
Связь между дефектами речи и некоторыми сторонами психического развития у детей дошкольного возраста является основной причиной некоторых особенностей их образного мышления. Детей с нарушениями речи по типу невербального интеллекта можно разделить на три группы:
- Дети дошкольного возраста с небольшими отклонениями невербального интеллекта от нормы. Особенности развития их интеллекта с задержкой развития речи никак не связаны. Таких детей насчитается не более 9%.
- Дети с нормальным развитием невербального интеллекта (27%).
- Дети дошкольного возраста с нормальным развитием невербального интеллекта, состояние которого можно охарактеризовать как нестабильное (63%).
В процессе изучения особенностей образного мышления было сделано заключение о том, что дети дошкольного возраста в отношении успеваемости при выполнении заданий несколько отличаются. Всех детей с нарушениями речи можно разделить на тех, что показывают невысокий уровень решения задач наглядного типа, и тех, что справляются с заданием на одном уровне со здоровыми детьми.
Наиболее очевидным фактором, тормозящим процесс развития образного мышления у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи, считается ограниченный объем знаний о мире, а также о функциях и свойствах предметов. Это связано с очевидными нарушениями самоорганизации, которые в свою очередь легко объясняются недостатками мотивационной сферы и отсутствием постоянного интереса к заданиям.
Дети с нарушениями речи не всегда могут быстро войти в предложенную им ситуацию, спровоцированную для решения проблемы, либо же, наоборот, пытаются слишком быстро начать выполнять задание, оценивая его поверхностно и не вникая в особенности. Еще одна категория таких дошкольников — это дети, которые начинают делать задание, но быстро теряют к нему интерес, даже если справляются с задачей.
Важно отметить, что при всем этом возможности последовательного осуществления мыслительных процессов у таких детей сохраняются, если помочь им достичь высокого уровня самоорганизации и расширить запас знаний.
Отсутствие специального обучения, направленного на развитие способностей анализировать, сравнивать и группировать, приведет к существенному отставания в процессе формирования наглядно-образного мышления.
Развитие образного мышления на разных этапах дошкольного возраста
На каждом из этапов дошкольного возраста дошкольник принимает особое решение, работая над задачами на развитие наглядно-образного мышления. Так, например, дошкольники младшего возраста ориентируются на внешние действия. Дети используют метод проб и ошибок до тех пор, пока не найдут походящее решение для поставленной задачи. Найденный правильный вариант малыш запоминает и может повторно использовать при решении аналогичного задания.
Ребята из группы детей среднего дошкольного возраста, придерживаясь того же метода проб и ошибок, стараются совершать действия в уме, после чего при необходимости решения задачи пробуют на практике тот вариант, который в уме показался наиболее эффективным.
В старшем дошкольном возрасте дети способны на обобщение практического опыта, решают задачи в уме, используя обобщенные образы, отображая лишь те особенности предмета, которые помогут найти правильное решение для задачи.
Во время игр, конструирования, рисования у детей развивается знаковая функция сознания, в процессе чего они учатся строить наглядно-пространственные модели, которые являются отображением реальных связей вне зависимости от намерений и желания дошкольников. В итоге дети, не создавая эти связи намеренно, используют их в процессе решений задач.
Развитие художественно-образного мышления у дошкольников
Понятие художественно-образного мышления можно разделить на компоненты: «художественное» — является отражением особенностей восприятия для раскры?