Методы развития монологической речи ребенка

1.4. Методика обучения монологической речи детей старшего дошкольного возраста.

Монологическая речь — более сложный вид связной речи. Говоря о монологической речи, имеется в виду формирование связного высказывания или, по определению лингвистов, умения создавать текст.

Чтобы организовать работу с детьми по формированию монологической речи, воспитателям необходимо руководствоваться, прежде всего, данными современной лингвистики текста, которая пытается ответить на вопросы: «Как сделан текст?»; «Как он организован?»; «Что превращает определенную последовательность предложений в текст?»; «Каков механизм построения текста?» и др.Без этих знаний невозможно составить грамотный образец рассказа для детей и научить дошкольников правильно составлять рассказы, чтобы они отвечали требованиям программы и готовили их  к школе.

Рассказывание является одним из важнейших аспектов развития связной речи детей дошкольного возраста. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. В связной речи отражается логика мышления говорящего, его отношение к рассказываемому.

Развитие связной речи неотделимо от таких задач речевого развития, как обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи.

В процессе рассказывания и пересказывания ребенок вынужден подыскивать слова, наиболее подходящие для выражения его замысла. При этом слова из пассивного словарного запаса ребенка переходят в активный.

В ходе овладения связной речью у ребенка развивается умение выражать свои мысли простыми и распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа. Нельзя себе представить развитие у ребенка связной речи без воспитания звуковой культуры речи, которая способствует тому, чтобы речь ребенка была четкой, внятной, выразительной.

Одной из задач развития речи дошкольников является также умение пользоваться диалогической и монологической речью. Монолог представляет собой более высокую ступень речевого развития по сравнению с диалогом, требующую большего совершенства в формировании замысла, в произвольности его осуществления. Поэтому формирование монолога основывается на достижениях ребенка в области диалогической речи.

Если с дошкольниками ведется соответствующая работа, ребенок к старшему дошкольному возрасту овладевает умением отвечать на вопросы достаточно точными, краткими или (при необходимости) развернутыми ответами. Развивается умение оценивать высказывания сверстников, дополнять их. Ребенок может уже довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему.

Освоив пересказ, а затем и рассказ, ребенок обретает опыт речевой деятельности на основе литературных произведений. Рассказ, в отличие от пересказа, – это создание нового текста, что невозможно при отсутствии у ребенка опыта и личных наблюдений. Большое значение при этом имеет картина, которая раздвигает поле непосредственного наблюдения. Зрительный образ нагляден, более конкретен, нежели словесное описание.

Методика обучения рассказыванию по картине строится на использовании предметных, пейзажных, сюжетных, серии сюжетных и других картин. Использование одного из этих видов картин обусловлено прежде всего целью конкретного занятия. В выборе картин для работы по развитию речи должна строго соблюдаться последовательность перехода от доступных, простых сюжетов к более сложным.

При условии систематической работы дети могут составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картину, а затем и без опоры на наглядный материал. В этом выражается значение обучения рассказыванию по картине для развития речи ребенка в целом. Таким образом, работа с картиной является этапом развития связной речи ребенка.

Приведем некоторые приемы обучения детей связной речи, которые можно использовать в работе с картиной. К ним относятся:

—  образец рассказывания;

—  анализ образца рассказывания;

—  совместное рассказывание;

—  план рассказывания (2-3 вопроса);

—  рассказывание по частям.

Выделяется несколько видов рассказов детей по картине:

—  описание предметных картин;

—  описание сюжетной картины;

—  рассказ по последовательной серии сюжетных картин;

—  повествовательный рассказ по сюжетной картине;

—  описание пейзажной картины и натюрморта.

Образец рассказывания — это краткое живое описание изображенного предмета или изложение события, доступное детям для подражания и заимствования.

Образец рассказа наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения и предназначен для подражания и заимствования детьми. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовой связи. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. В связи с этим он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным. Образец следует произносить четко, в умеренном темпе, достаточно громко. Содержание образца должно иметь воспитательную ценность.

Анализ образца рассказывания. Задача этого приема — привлечь внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова его концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.

Совместное рассказывание  — этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Он применяется в младших группах, а также в работе с детьми, для которых более высокий уровень речевой деятельности слишком сложен. При необходимости этот прием применяется в индивидуальной форме (младшая группа) либо со всеми детьми (средняя группа). Совместное рассказывание может сочетаться с драматизацией разных сюжетов. Постепенно детей можно подводить к несложным импровизациям.

План рассказа – это 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится отдельным приемом обучения. План помогает последовательному вычленению и характеристике деталей содержания, а также отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. Вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу презентация

Рассказывание по частям. По существу это также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста. К каждой из частей составляют план, а затем 2-3 высказывания, которые в конце объединяются воспитателем или хорошо рассказывающим ребенком.

Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться с использованием разнообразных приемов. Обычно занятие начинается с вводной беседы, основной методический прием – вопросы воспитателя. После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. В этом случае рекомендуем использовать и художественные произведения, например, краткие рассказы на данную тему. Целесообразно введение игровых приемов. Рассматривание предметных картин необходимо связывать с личным опытом детей, можно сопровождать рассматриванием похожей игрушки. После занятия картина остается в группе на несколько дней, работа с ней продолжается вне занятий. Одну и ту же картину можно использовать в течение года несколько раз, но при этом педагог должен ставить разные задачи, постепенно усложняя их.

Целесообразно сочетать работу по картине с другими видами занятий: музыка, художественный труд, игры-драматизации, экскурсии и т.д.

Систематическая работа по развитию связной речи у дошкольников – главное условие успешной реализации поставленных перед воспитателем задач.

Описание как функциольно-смысловой тип связной речи.

Описание — это тип речи, который является моделью монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков объекта. Постоянные признаки в объекте — это признаки, которые вообще свойственны тому или иному времени года, местности данному человеку предмету и т.д. Они могут обозначать как внешние черты (размер, цвет объем и т.д.), так и внутренние качества предмета или явления (характер, увлечения, повадки и т.д.).

Описание объекта характеризует объект, т.е. сообщает о присущих ему признаках. Указание на признаки — это «новое» предложение. В данном предложении называется сам предмет или его части, отдельные детали. Выразительность описания в значительной мере зависит от того, удается ли говорящему, во-первых, вычислить характерные детали предмета, во-вторых, увидеть их главные или наиболее яркие признаки и, в-третьих, найти точные слова для обозначения этих признаков. Описание представляет собой своеобразный ответ на вопрос «какой?»

Чаще всего описание начинается с названия объекта «Это клоун», «Мне подарили куклу», «На ветках сидит филин» и т. п. В нем передается общее впечатление от предмета, может быть и оценочное суждение: «Жираф — самое большое и красивое животное». Оценочное суждение требует чтобы не только отвечали на вопрос «какой?», но и на вопрос «почему?», требующий элементов рассуждения, доказательства. Затем в определенной последовательности выделяются и раскрываются наиболее значимые части объекта и их признаки. Последовательность в перечислении признаков может быть различной, но, как правило, это порядок, в котором организующим началом может быть направление местоположение (слева — направо, снизу — вверх, вблизи — вдали и т.п.). Содержание этой части описания зависит от самого объекта, от его сложности.

Если описывается предмет, то надо указать его величину, форму, цвет, материал, из которого он сделан, его устройство назначение.

Если объектом описания является животное, то выделяются особенности окраски, особые приметы, повадки,

При описании человека внимание обращается на его внешний вид (волосы, лицо, одежду), дается его характеристика (веселый, грустный, сердитый и т. п.).

При описании природы возможны варианты: в одном случае главным может быть описание предмета, показ признаков: «что, какое?» Например, при описании леса: «…Елочка похожа… а дуб словно… Кустики спрятались… Снег на ветках…). В другом случае основное внимание может уделяться описанию места, расположению предметов (Вышли  мы на опушку и видим: прямо перед нами … слева от… а чуть поодаль). Описание места может соединяться с описанием предмета. Так часто и бывает в различных пейзажных зарисовках.

После перечисления признаков может идти итоговая, завершающая фраза, дающая оценку объекту описания.

     Пересказ — это связное изложение прослушанного ребенком художественного произведения.

Роль пересказа высоко оценивалась К.Д. Ушинским и Л.Н. Толстым. Вопросы обучения пересказыванию раскрыты в работах Е.И. Тихеевой [25], А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, Л.М. Гурович и другими. Ребенку дается образец (рассказ), который необходимо воспроизвести своими словами. Прежде чем пересказать текст, нужно глубоко осмыслить, продумать и прочувствовать его содержание, идею. При этом ребенок не только запоминает его отдельные эпизоды, но впитывает мысли, устанавливает логические связи между ними. Художественный текст выводит ребенка за пределы непосредственно видимого, знакомит с окружающим миром явлениями, человеческими отношениями, расширяет кругозор детей.

 Пересказывая художественное произведение, ребенок не только вновь переживает те эмоции, которые были вызваны первичным восприятием, но и стремится выразить с помощью слов и интонации свое отношение к прочитанному.

При пересказе развивается умение слушать и понимать литературный текст как произведение искусства, обогащается речь детей, совершенствуется ее структура, развиваются выразительные качества речи ясность произношения. Однако эти возможности будут реализовываться только в том случае, если пересказу систематически обучать.

 Существуют разные виды пересказа: подробный, близко к тексту; выборочный; сжатый; творческий.

Пересказ во всех возрастных группах имеют общую структуру  

1. Вводная часть. Ее цель — подготовить детей к восприятию произведения повысить интерес к занятию. Понимание текста во многом определяется наличием у детей соответствующего опыта. Поэтому перед чтением важно напомнить дошкольникам аналогичные впечатления из личного опыта.    Подготовить детей к восприятию произведения помогает так же рассматривание иллюстраций и картин.

Читайте также:  Игры и упражнения по развитию познавательной сферы ребенка

Длительность вводной части занятия, и ее содержание зависят от характера и сложности произведения, от возраста детей, их жизненного опыта.

2. Первичное чтение художественного произведения без установки на запоминание для целостного восприятия произведения. Очень важно выразительно прочитать текст, интонационно выделяя диалог действующих лиц, помогая детям определить свое отношение к событиям рассказа (сказки), к героям.

3. Беседа по содержанию прочитанного произведения. Беседа помогает ребенку увидеть те внутренние связи, которые он сам не в силах еще вскрыть и осознать. Задавая дошкольникам, вопросы по поводу прочитанного, педагог помогает им не только вспомнить, но и осмыслить материал, проанализировать более или менее скрытые связи и отношения что самостоятельно дети сделать еще не в силах. Беседа закрепляет целостное восприятие литературного произведения в единстве содержания и художественной формы.

4. Повторное чтение произведения с установкой на запоминание.

5. Пересказ произведения детьми.

 В зависимости от уровня умений детей, от того, читается ли новое или известное им произведение, от степени трудности его содержания построение занятий может меняться. В частности, может отсутствовать вводная беседа, если рассказ (сказка) детям уже известен или содержание понятно.

 Анализируя детские пересказы, необходимо опираться на следующие требования к ним:

—  осмысленность, т е. полное понимание текста;

—  полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;

—  последовательность;

—  использование словаря и оборотов авторского текста, удачная замена отдельных слов синонимами;

—  правильный ритм, отсутствие длительных пауз;

—  культура устного рассказа в широком смысле слова (правильная, спокойная поза во время пересказа, обращение к слушателям, интонационная выразительность речи, достаточная громкость, четкость произношения).

    Повседневная жизнь предоставляет большие возможности для не планируемого рассказывания детей (рассказы воспитателю и товарищам о событиях дома, рассказы ребенка, вернувшегося в сад после болезни и др.). Воспитатель должен не только использовать эти случаи, но и создавать условия, побуждающие детей рассказывать. Рекомендуется использовать такой прием, как поручение: показать товарищу, который был болен, книгу, прочитанную без него и рассказать о ней; показать высаженные растения или поделки и рассказать по порядку, как их выполняли. Нужно периодически менять в книжном уголке папки с картинками или рисунками детей; вывешивать крупные картины, так как рассматривание их активизирует разговорную речь и желание рассказывать. В подобных случаях рассказ ребенка бывает обращен к одному — двум слушателям, поэтому он проще для рассказчика, и к тому же легко переходит в диалог. Такое речевое общение имеет не только образовательное, но и воспитательное значение.

Для развития связной речи можно использовать и другие случаи, когда от детей требуется более совершенный рассказ, обращенный к группе слушателей: некоторые ролевые игры (с рассказчиками), развлечения.  Педагог должен знать несколько игр, в которых есть роли рассказчика. Для успешного проведения этих игр надо заранее обогатить детей соответствующими знаниями; подготовить оборудование; поддержать их инициативу.

Рассказывание имеет место и в играх «Детский сада», «Школа», «День рождения», а также в играх, отражающих увиденное и жизни. Воспитатель при этом должен следить, чтобы активные роли чаще поручались плохо рассказывающим детям.

В зоне для самостоятельной художественно-речевой деятельности педагог располагает оборудование, предназначенное для свободного использования детьми.Умение рассказывать закрепляется в играх-драматизациях на литературные темы, при показе кукольного театра самими детьми. Рекомендуется широко использовать для настольного театра, а также для игр с песком обыкновенные игрушки, приучая детей разыгрывать простые инсценировки для кукол, для малышей или товарищей. Следует включать пересказы, творческие сочинения детей в программы утренников, концертов.

Таким образом, обучение должно дополняться разнообразными формами работы в повседневной жизни.

Источник

раиса часовских
Обучение дошкольников монологической речи

Речь человека — показатель его интеллекта и культуры. Сама по себе она не возникает, а является составной частью общения.

В связной речи понятие — монологическая речь является центральной.

Исследователь Леонтьев считает, что монологическаяречь имеет некоторые особенности:

1. Монологическая речь — это развернутый вид речи, так как мы

вынуждены не только назвать предмет, но и описать его, если

слушатели не знали раньше о предмете высказывания.

2. Монологическая речь — произвольный вид речи. Говорящий, имеет намерение выразить содержание, должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на его основе высказывание.

Главной задачей развития связной речи является совершенствование монологической речи.

Развивать монологическую речь необходимо начинать с 2-х лет в процессе чтения и разучивания потешек, прибауток. С 4 лет детям доступны такие типы монолога как — описание и повествование.

Формировать у детей монологическую речь необходимо со среднего возраста. В старшем дошкольном возрасте детям доступен тип монолога — рассуждения в одно — два предложения.

При формировании у детей монологической речибыли поставлены следующие задачи:

1. Развивать связную монологическую речь. Учить составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картинкам, из личного и коллективного опыта.

2. Стимулировать и развивать речевое творчество детей.

3. Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.

4. Поддерживать интерес к рассказыванию.

5. Уделять особое внимание воспитанникам с нарушением речи.

6. Воспитывать интерес к языку и желание говорить правильно.

Методами монологической речи являются:

Читайте также:  Влияние доу на развитие особенностей ребенка

1. Пересказ. Дети пересказывают монологические тексты, рассказывают о реальных и воображаемых событиях, предметах.

2. Сочинение — где дети создают различные виды творческих рассказов, сочиняют самостоятельно сказки. Детям со среднем уровнем развития доступны эти виды монологической речи, но дети с низким уровнем развития требуют индивидуальный подход.Для этого используются различные тексты: сообщения бытового характера, которые передаются детям в процессе свободного каждодневного общения со взрослыми; произведения художественной литературы.

Темы сообщений могут быть различными: события, случаи, происходящие по дороге на работу, на прогулке, в лесу, парке и т. д. Это может быть и описание животных, цветов, какого-то дома, дерева, леса — словом то, что окружает человека. Словесные зарисовки, действительные случаи из жизни следует излагать правильно и выразительно, доверительным тоном, иногда весело, с юмором, так как эти зарисовки производят на детей большое впечатление. Они охотно, с удовольствием пересказывают их друг другу, тем самым непосредственно развивается монологическая речь. С дошкольниками можно говорить о вещах, явлениях, включать только знакомые детям лексику и грамматические формы, формируя ежедневно, в результате чего и развивается трудная форма речи -монологическая речь. А с детьми, которые сопровождаются в ПМПк ДОУ, воспитатель работает по индивидуальной программе,

Пересказывание художественных произведений так же является методом развития монологической речи. В пересказывании художественных произведений детям помогают наводящие вопросы. В младшем возрасте вопрос должен строиться от совместного пересказывания к последнему слову фразы.Например:

Воспитатель: Петушок — петушок, золотой что? Что у него золотое?

Ребенок: Гребешок.

Часто приходится воспитателю отвечать на свой вопрос и добиваться, чтобы этот ответ повторил ребенок. Сколько раз надо прочесть художественное произведение зависит от того, как развита речь и какой уровень развития у ребенка. Малышам одну и туже потешку приходится читать по пять или более раз, прежде чем они начинали узнавать ее, запоминать отдельные фразы. Подсказывающие вопросы так же помогают детям младшего возраста при пересказывании.

От детей раннего возраста следует добиваться при пересказе повторения, как отдельных слов, так и целых фраз, а так же помогать запоминанию текста. Детям более старшего возраста необходимо задавать прямые вопросы, иногда, облегчая пересказ, используются подсказывающие вопросы.Например: при пересказывании сказки Л. Н. Толстого «Три медведя»:

Воспитатель: Где были медведи, когда Маша забрела в их домик?

Ребенок: Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

Воспитатель: Сколько комнат было в медвежьем домике?

Ребенок.В домике было две комнаты: одна — столовая, другая — спальня. Иногда ребенок может недосказать последнюю часть предложения, тогда следует задать подсказывающий вопрос.

Уже в среднем возрасте надо развивать у детей умение пересказывать произведения повествовательного и описательного типа, но ведущей формой обучения считать — опору на вопросы воспитателя, словесные примеры, чаще всего сопровождающиеся дидактической игрой, или показом реальных предметов или иллюстраций.

Например, пересказывается рассказ Я. Тайца «Кубик на кубик». Чтобы правильно пересказать,дети должны ответить на вопрос: «Почему Мишина башня из кубиков развалилась, когда Миша вынул нижний кубик?»

Обучая детей среднего возраста пересказу, как методу монологической речи, часто в своей работе используют серию, цепь вопросов, развивающих тему, т. е. план пересказа.

Чаще всего план составляется из 2-3 вопросов, но когда дети уже начинают излагать свой пересказ в определенной последовательности, план следует усложнить, если дети не справляются, то упростить.

Например: детям читать одну небольшую законченную часть произведения, затем поставить серию вопросов, исчерпывающих ее содержание; и дети пересказывают данный отрывок.

Особое внимание уделяется правильному произношению слов, правильно составленным предложениям и выразительному пересказыванию.

Таким образом,у детей среднего возраста постепенно формируется навык к вопросам поискового характера: почему? зачем? для чего? каким образом?

В результате работы дети самостоятельно научились рассуждать, находить правильные ответы на вопросы, развилась самостоятельность.

У детей старшего дошкольного возраста при обучении монологической речи следует формировать вопросы совсем другого характера — вопросы-указания, что надо говорить, в каком порядке излагать события.Например: к пересказу сказки «Заяц — хваста», в обработке А. Толстого,детям даются такие указания:

Сначала скажи, где жил заяц и почему ему зимой было плохо?

Затем расскажи, как он встретился с другими зайцами и как стал хвастаться?

Теперь — расскажи, как тетка ворона узнала про хвасту и зачем пошла его разыскивать?

Далее — расскажи, как заяц выручил ее из беды?

После пересказа этой сказки, используя вопросы – указания, непринужденно напрашивается вопрос поискового характера.

Почему ворона сказала, что заяц не хваста, а храбрец?

Конечно, дети отвечали на этот вопрос по-разному, но вывод в конце надо обязательно сделать вместе с детьми.

Вышеперечисленные типы вопросов помогают детям при пересказывании текстов. Такое пересказывание способствует развитию монологической формы речи.

При пересказывании сказки применяются игровые моменты, тем самым наблюдается интеграция образовательной области «социализация».Можно применять игровую ситуацию: пригласить детей в путешествие по сказкам (сказки могут быть различного жанра). Например, посадить детей на ковер, предложить представить, что это ковер — «самолет» и произнести волшебные слова «Сниб, снаб, снурре» и «полететь» под соответствующее музыкальное сопровождение в страну сказок, где дети обнаружат под могучим «дубом» сундучок, с вопросами по сказке. Отвечая на каждый вопрос дети рисуют сюжет, запомнившийся из сказки. И так по каждому вопросу. В результате чего создается самими детьми рукописная сюжетная книжка.

Источник