Методы коррекционного развития ребенка с зпр
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, его возможностями и способностями. Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, очень значительно. Соответственно, увеличивается риск школьной дезадаптации и неуспеваемости. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз. Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой психического развития (ЗПР). Задержка психического развития это такой вид аномального развития ребенка, для которого характерен замедленный темп развития одной или нескольких психических функций, которые могут быть компенсированы под воздействием медикаментозного лечения, при специальном коррекционном воздействии и под влиянием временного фактора. С позиции неискушенного наблюдателя дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь впоследствии на выполнении заданий учебного плана. К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками. С началом обучения в школе клиническая картина нарушений становится более выраженной вследствие трудностей в усвоении школьной программы, а психологические проблемы приобретают более глубокий и стойкий характер. Проблема изучения и коррекции задержки психического развития дошкольников в нашей стране в последнее время попала в разряд самых актуальных. К.С. Лебединская подразделяла задержку психического развития на 4 группы:
1.ЗПР конституционального происхождения.
2. ЗПР соматогенного происхождения.
3. ЗПР психогенного происхождения.
4. Церебрально-органического генеза.
Выдающиеся педагоги и психологи отмечают, что у детей с задержкой психического развития в большинстве случаев нарушено восприятие, внимание, мышление, память, речь. В настоящее время происходит переосмысление содержания коррекционной работы в соответствии с новыми Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования, которые учитывают образовательные потребности особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений детей с ЗПР разработан механизм адаптированной Программы для детей с ОВЗ. В основную общеобразовательную Программу дошкольного образования ДОУ, разработанную на основе ФГОС ДО, заложены все специфические особенности обучения и развития детей с ОВЗ: варьированье сроков усвоения материала, специальные подходы, формы, методы и приемы усвоения необходимых знаний и навыков, особые условия адаптации детей с ЗПР. Это достигается за счет модификации коррекционно-развивающей программы для детей с ЗПР под редакцией С.Г. Шевченко, программы коррекции нарушений речи Т.Б. Филичевой и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психо-физического развития детей данного контингента и решения общеобразовательных задач дошкольного образования. Программа предполагает два года обучения в группе компенсирующей направленности детей с задержкой психического развития. Главная цель программы планирование, организация и управление образовательно-воспитательным процессом в группе для детей с задержкой психического развития. В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики, дидактики и психологии, которые мы с успехом применяем с своей работе. Коррекционно-развивающая работа в нашей группе строится с учетом четкой организации пребывания детей в детском саду, правильного распределения нагрузки в течении дня, координации и преемственности в работе дефектолога, логопеда и воспитателей. Ведущим специалистом в группе для детей с ЗПР является учитель- дефектолог, который выстраивает основное направление коррекционной работы и осуществляет взаимодействие с учителем-логопедом, воспитателями группы и узкими специалистами ДОУ. В своей коррекционно-развивающей работе в ДОУ мы используем различные формы и методы работы с детьми с ЗПР (как традиционные, так и нетрадиционные).
Формы организации коррекционной работы строятся с учетом особенностей детей с ЗПР: Фронтальная. Одной из форм работы являются фронтальные занятия (музыкальные, физкультурные и некоторые занятия воспитателей группы). Подгрупповая. Фронтальные занятия с подгруппой детей. Эти занятия с первой подгруппой проводит учитель-дефектолог, а параллельно со второй подгруппой проводит занятие воспитатель. Затем подгруппы меняются. Занятия малой подгруппой (по2 3 ребенка). На этих занятиях проводится коррекция сходных нарушений детей. Фронтальные занятия проводятся в более короткий временной промежуток по сравнению с нормально развивающимися детьми. Так, в старшей группе 20 минут, в подготовительной 25 минут. Это продиктовано повышенной истощаемостью и низкой работоспособностью детей с данным нарушением. Примерно в середине занятия обязательно проводится физкультурная минутка. Между занятиями обязателен десятиминутный перерыв. Индивидуальная. Индивидуальные занятия проводятся по специально разработанному графику учителем-дефектологом. Длительность минут. Индивидуальные занятия и занятия малыми подгруппами проводят воспитатели во второй половине дня, где закрепляется изученный материал на занятиях у учителя-дефектолога. Консультативная. Одной из наиболее весомых форм работы является работа с родителями группы и работа по взаимодействию всех специалистов ДОУ, работающих с детьми данной категории. В качестве основного положительного воздействия на ребенка ЗПР можно выделить работу с семьей ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. В своей работе мы стараемся сделать родителей своими союзниками и помощниками, привлекая внимание родителей к процессу обучения и воспитания, к созданию предметно-развивающей среды для ребенка в домашних условиях.
Для более эффективной коррекционной работы и наиболее качественного усвоения изучаемого материала используются различные методы. 1.Словесные (вопросы, объяснение, беседа, рассказ ).
2.Наглядные (экскурсии, наблюдения, демонстрация различных наглядных иллюстраций, схем ).
3.Практические (практические упражнения, графические работы ). 1. При использовании словесных методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР необходимо иметь виду, что вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и четко сформулированы и должны быть доступны детям. Часто используется одноступенчатая инструкция. Объяснение педагога часто требует повтора. Рассказ педагога также должен быть лаконичным, четким, эмоциональным и выразительным. Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических. 2. Наглядные методы особенно широко применяются в коррекционной работе. Например наблюдение применяется как целенаправленное восприятие объекта или явления и специально планируется педагогами. При их применении педагогам следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности и концентрации восприятия и внимания. Необходимо предъявлять ребенку только тот предмет, который рассматривается на этом этапе. Остальные не показываются. А также в коррекционной работе необходимо применять принцип полисенсорной основы обучения, то есть с опорой на все органы чувств (посмотреть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус ). Наглядный метод является очень действенным методом в коррекционной работе, поэтому к нему предъявляются определенные требования. Так, например, иллюстрационный материал должен быть понятен детям, не иметь множества лишних деталей, соответствовать изучаемой теме. Схемы должны быть предельно четкими и доступными пониманию детей. 3. Из общепринятых практических методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР наиболее эффективными являются упражнения и дидактическая игра. Необходимость упражнений обусловлена слабой мыслительной активностью детей данной категории, ослабленной памятью, трудностями восприятия и т. д. Поэтому, с помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями. Особое место занимает дидактическая игра. Именно в дошкольном возрасте ребенок усваивает знания через игру. «Учить играя». Такого принципа придерживаются коррекционные педагоги. Дидактическая игра содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения. Исходя из опыта своей работы, мы видим, что применение всех методов в совокупности приводит к наиболее эффективному положительному результату. Например, при изучении темы «Фрукты» ребенку необходимо наглядно показать фрукт, дать практически его изучить (потрогать, понюхать, попробовать на вкус, найти на ощупь) и словесно рассказать о нем. В дополнении к традиционным методам воздействия, мы активно используем нетрадиционные формы и методы работы. Они помогают в достижении максимальных возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции. К таким методам можно отнести фитотерапию. Это лечение с помощью лекарственных растений. Этот метод хорошо зарекомендовал себя при лечении дизартрии, логоневрозе и т. д. Музыкотерапия воздействие музыки на ребенка. Кроме общепринятых музыкальных и логоритмических занятий, можно использовать музыку для расслабления перевозбуждения ребенка, при засыпании и просыпании во время дневного сна, при релаксации в промежутках между занятиями и т. д. 3 Хромотерапия воздействие цвета на организм ребенка. Так, например, синий цвет расслабляет, уменьшает головные боли. Это важно для детей с ЗПР, т. к. многие из них имеют в анамнезе диагноз невролога ПЭП, ЧМТ, ММД, СДВГ и т. д. Фиолетовый цвет способствует выработке гормонов радости, повышает иммунитет, обладает успокаивающим воздействием при бессоннице, нервных и психических нарушениях. В нашем ДОУ приобретен комплект дидактических пособий В.В. Воскобовича («Фиолетовый лес»), который является игровой технологией интеллектуально-творческого развития детей. С помощью сказочного пространства, необычных персонажей методических сказок ребенок становится действующим лицом событий и сказочных приключений. Пескотерапия игры с песком. Специалисты психологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию, очищает ребенка, стабилизирует его эмоциональное состояние. Таким образом, в коррекционной работе педагогов с детьми с ОВЗ нашего ДОУ практически всегда происходит сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта. В специальных коррекционных группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР процесс воспитания проходит в осложненных условиях, поэтому педагоги решают не только общепринятые в системе образования воспитательные задачи, но и обеспечивают удовлетворение особых потребностей в воспитании применительно к каждой категории детей с отклонениями в развитии. Воспитание осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка, в процессе сотрудничества самого ребенка, педагогического персонала нашего ДОУ и родителей ребенка.
Список литературы :Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития: Программы / С.Г. Шевченко. М., Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационнопедагогические аспекты: Пособие для учителей / С.Г. Шевченко. М., Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н.Ю. Борякова. М., Борякова Н.Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР: Методическое пособие / Н.Ю. Борякова. М., Борякова Н.Ю. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Методическое пособие / Н.Ю. Борякова. М., Филичева Т.Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М., Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М., Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова. М., Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. М., Романова Л.И. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития: Сборник документов / Л.И. Романова, Н.А. Цыпина. М., Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. Н. Новгород, 1994.
Источник
Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог, стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.
Об авторе
Дата публикации: 30 октября, 2019
Обновлено: 13 марта, 2020
Задержка психологического развития – нарушение эмоционально-волевой и познавательной сферы развития ребенка. Расстройство обратимо, поддается коррекции в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Диагноз ставится, если врачами, психологами обнаружено отставание от сверстников в определённых сферах развития. Благодаря коррекционным занятиям по специальным методикам, отставание от сверстников у таких детей быстро сокращается.
Главной проблемой является раннее выявление задержки развития: ярко симптомы начинают проявляться в школе – когда возникает необходимость в систематической познавательной деятельности. До этого времени, признаки не очевидны: дети чуть позже начинают ходить, говорить, быстрее отвлекаются от игр, более эмоциональны. Подобное поведение часто списывают на особенности характера или другие факторы.
Особенности детей с ЗПР
Диагноз ЗПР вправе поставить психолого-медико-педагогическая комиссия. Однако предположить, что у малыша проблемы, способен и непрофессионал. Достаточно пронаблюдать за поведением малыша.
К характерным проявлениям такого расстройства относят:
- рассеянное внимание, сложности с концентрацией на одном типе деятельности;
- неразвитость волевой сферы;
- слабая память;
- отставание в развитии речи;
- абстрактное мышление развито плохо;
- отсутствие понимания ответственности за свои поступки;
- излишняя эмоциональность;
- агрессивность;
- неумение понимать, подстраиваться под правила игры, запоминать ограничения.
Ведущей деятельностью таких детей является игровая, при этом обучения или развития необходимых навыков не отмечается. Им сложно находить общий язык с другими ребятами, так как они не способны запомнить и принять правила игр, часто конфликтуют, если что-то идет не так, как хочется им.
Заподозрить, что с сыном или дочерью что-то не так, семья может уже к возрасту 3 лет, так как у ребенка отсутствует мотивация к обучению. Он не задает вопросов об окружающем мире, занимается только тем, что ему нравится, веселит. Быстро переключается с одного развлечения на другое.
В зависимости от того, в каком возрасте начинается медико-психологическая коррекция, будет получен свой результат. В 3-4 года отставание от сверстников еще небольшое и легко преодолимое. Чем старше пациент – тем больше времени и усилий ему понадобится, чтобы дойти до нормы.
Направления коррекции ЗПР у дошкольников
Способы развития и коррекции ЗПР для детей подбираются психологом с учетом возрастной группы, предполагаемого объема работы, ожидаемых достижений и успехов.
Специалисты должны работать над:
- гармонизацией развития личности ребенка, задача – выровнять психологический и физиологический возраст.
- формированием психических функций, характерных для физиологического этапа взросления;
- устранением отставания по основным направлениям: волевая сфера, память, внимание, эмоциональная сфера;
- исправлением имеющихся психологических отклонений;
- подготовкой базы для правильного развития на следующем этапе.
Работа выстраивается сразу по нескольким направлениям. Для начала проходится комплексное обследование, с целью выявить причины отставания, сопутствующие особенности психики и здоровья.
Затем назначается комплексная терапия, включающая в себя несколько направлений:
- Оздоравливающее – малыш проходит комплексы процедур, позволяющие избавиться от отклонений на физическом уровне. Требуется создать ему наиболее благоприятные условия жизни: приучить к строгому режиму, подобрать правильное питание, регулярно проводить диагностические, коррекционные процедуры.
- Нейропсихологические методы коррекции детей с ЗПР позволяют догнать сверстников по уровню обладания навыками для обучения: чтение, письмо, счет. Также работа со специалистом способствует изменению поведения в сторону нормы, помогает легче осваиваться в обществе.
- Сенсорно-моторная сфера также требует внимания для развития творческих задатков.
- Познавательная деятельность страдает при задержке психологического развития сильнее всего. Поэтому ей уделяется отдельное внимание.
- Развитие эмоциональной сферы, выражаемое в обучении контролю над собственными чувствами и эмпатии по отношению к окружающим.
Устранить задержку возможно в сжатые сроки только при комплексной работе по всем указанным направлениям.
Благодаря систематической работе, уже к младшему школьному возрасту ребенок догоняет сверстников и избегает проблем в учебе и адаптации.
Методы коррекции ЗПР
Способы коррекции развития детей с ЗПР выбираются после комплексного обследования, так как необходимо выявить все причины, влияющие на состояние ребенка и по возможности от них избавиться.
После установления диагноза назначается комплексное лечение, включающее в себя несколько направлений работы:
- Воздействие на нервную систему, мозг, включающее в себя: транскраниальную магнитную стимуляцию (ТМС), крайне высокие частоты (КВС), биологическую обратную связь (БОС), лекарственную терапию в отдельных случаях.
- Физическое развитие: занятия лечебной физкультурой (ЛФК), массажи, рефлексотерапию, установление режима дня, отслеживание диеты.
При проведении коррекционной работы учитываются психолого-физиологические особенности больного. Продолжительность занятия сокращается, чтоб избежать истощения и усталости. В обязательном порядке подчеркиваются положительные достижения.
Список использованной литературы
- The Relationship between Feeding and Non-Nutritive Sucking Behaviours and Speech Sound Development: A Systematic Review. Burr S, Harding S, Wren Y, Deave T. Folia Phoniatr Logop. 2020 Feb 10:1-14. doi: 10.1159/000505266.
- Atypical relationships between spontaneous EEG and fMRI activity in autism. Mash LE, Keehn B, Linke AC, Liu T, Helm JL, Haist F, Townsend J, Müller RA. Brain Connect. 2019 Dec 30. doi: 10.1089/brain.2019.0693
- Слепович Е.С., Поляков А.М. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии. – СПб.: Речь, 2008.
- Ульенкова У. В., ВасильеваЕ. Н. Изучение и формирование эмоциональной сферы у старших дошкольников с ЗПР в условиях диагностико-коррекционных групп в дошкольном учреждении // Дефектология. 2001. № 5
- Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: ИКАР, 2002. – 115 с.
Была ли эта статья полезна?
Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:
Приносим извинения!
Как можно улучшить эту статью?
Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум
Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!
Перейти на форум
ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
Гимранов Ринат Фазылжанович
Записаться к специалисту
×
Источник