Методы диагностики нарушений в развитии ребенка

Теоретические и методологические основы изучения детей с отклонениями в развитии

Диагностика отклонений в развитии ребенка является одним из важнейших компонентов комплексного клинико-психолого-педагогического обследования ребенка.

Основными принципами диагностики являются:

  1. Проведение диагностического обследования ребенка должно быть системным и охватывать все стороны развития ребенка.
  2. Организация диагностического исследования основывается на возрастных особенностях ребенка и предполагаемом уровне его развития
  3. Задания, которые использует педагог в ходе диагностики, должны быть понятны и доступны для ребенка.
  4. При проведении диагностики важно выявлять не только актуальные, но и потенциальные возможности ребенка (в виде ЗУН).
  5. Все диагностические методики, используемые в ходе исследования, должны быть научно обоснованы.
  6. Полученные результаты необходимо интерпретировать, дать им качественную и количественную характеристику.
  7. Диагностика отклонений в развитии ребенка должна иметь четкую цель, которая достигается посредством решения ряда задач.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Замечание 1

Основная цель диагностики отклонений развития ребенка – выявление структуры нарушения, причин его вызвавших и определение оптимальных путей коррекционной помощи.

Задачи диагностики определяются исходя из возраста ребенка и вида нарушения, а также поставленной цели. Вся методология (цель, задачи, гипотеза и т.д.), должны быть взаимосвязаны друг с другом и иметь общее направление.

Методологические принципы психолого-педагогической диагностики нарушения развития у детей

Диагностика отклонений в развитии ребенка, по своему содержанию является дифференциальной и прогностической. Это обусловлено тем, что в процессе диагностики определяются наиболее эффективные формы коррекционной работы с ребенком и составляются рекомендации по его индивидуальному обучению (воспитанию).

Проведение диагностики предусматривает обязательное участие в ней нескольких специалистов (дефектолог, логопед, психолог, социальный педагог, педиатр). Это необходимо для того, чтобы вскрыть причины и механизмы отклонения, а также наметить пути его исправления (коррекции) или устранения.

Диагностика подразумевает под собой не только выполнение определенного количества методических заданий, но и работу с медицинскими документами ребенка, сбор медицинских анализов, социально-педагогическое обследования. В том случае, если нарушение (отклонение) достаточно тяжелое, то в комплексе с диагностикой осуществляется нейрофизиологическое и нейропсихологическое обследование.

Подходы к осуществлению диагностики отклонений в развитии ребенка:

  1. Системный подход – основан на системном представлении о строении психики ребенка, предусматривает осуществление диагностики в несколько этапов.
  2. Динамический подход – исследование изменений (отклонений или нарушений) в развитии ребенка на различных возрастных этапах. Осуществляется на основании учета возрастных особенностей ребенка, его качественных возрастных новообразований и их своевременной реализацией.

Анализ полученных в ходе диагностики результатов включает в себя ряд обязательных параметров:

  • Отношение ребенка к исследованию и заданиям
  • Способы выполнения заданий
  • Соответствие действий ребенка и условий задания (действует по инструкции или проявляет инициативу)
  • Обращается ли за помощью к взрослому
  • Умеет выполнять задания по аналогии с предыдущими
  • Отношение к полученным результатам, самокритичность и оценка собственных достижений

Замечание 2

Таким образом, на основании указанных параметров исследователь имеет возможность сложить для себя общую картину (представление) о развитии ребенка, его возможностях и особенностях характера.

Проблемы диагностики отклонений в развитии детей

Проблемы диагностики отклонений в развитии можно разделить на 2 основные группы:

  1. Недостаточность или низкое качество используемых диагностик, а также нехватка специалистов в области исследуемых отклонений.
  2. Сложность проведения диагностических методик.

К первой группе проблем относятся:

  • недостаток специалистов в области психодиагностики, которые занимаются не только проведением диагностических методик, но и их разработкой, адаптацией и т.д.
  • недостаточное количество отечественных диагностических методик по всем направлениям нарушений в развитии и недоверие к имеющимся зарубежным методикам
  • моральное устаревание содержания программ обучения и подготовки психодиагностов
  • распространение искаженной и недостоверной практики в области психодиагностики.

Проблемы второй группы можно характеризовать следующим образом:

  • трудность проведения диагностических методик в силу сложности нарушений и отклонений в развитии ребенка
  • недостаточность практического опыта врача (исследователя), проводящего диагностику
  • схожесть ряда синдромов психического недоразвития
  • слабая выраженность симптомов нарушений и отклонений, в силу возраста испытуемого
  • необходимость проведения не просто комплексного исследования конкретного ребенка, всех сторон его развития, но и необходимость сравнения полученных данных с данными других детей, как имеющих отклонения в развитии, так и с нормальным течением развития

Таким образом, диагностика отклонений в развитии детей является сложным и многокомпонентным процессов. Необходимо учитывать не только те показатели, которые были получены по итогам диагностической методики, но и принимать во внимание обстоятельства, при которых протекала беременность, в каких условиях в данный момент проживает ребенок, его окружение, особенности воспитания и обучения.

Источник

Антошина Зульфия
Основы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей дошкольного возраста

Предмет дошкольной педагогики имеет психолого-педагогический характер. Особенности образования детей ориентированы на психические новообразования дошкольного детства, которые и стали ориентирами в ФГОС ДО. До 2009 г. результативность дошкольного образования определялось через освоение ребёнком знаний, умений и навыков, которые и подвергались педагогической диагностике.С 2009 года по 2013 год был введен педагогический мониторинг по оценке сформированности интегративных качеств: личностные, интеллектуальные и физические. С 2015 года федеральными государственными стандартами дошкольного образования запрещена педагогическая диагностика, но в рамках ФГОС ДО определенны требования к результатам дошкольного образования, которые рассматриваются, как целевые ориентиры и тесно связаны с психическими новообразованиями по возрасту. Это предполагает открытость к многообразному проблемному содержанию действительности, т. е. исследовательская активность дошкольника; также это творческое воображение – умение воссоздавать недостающее с помощью воображения; ориентация на образ взрослого, как основа учебного сотрудничества у младшего школьника; синкретизм, т. е. слитность эмоциональных и рациональных компонентов деятельности.

Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психодиагностика нарушений развития. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь. Именно психодиагностика нарушений развития позволяет выявить детей с недостатками развития в популяции, определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим особенностям.

Читайте также:  Роль матери и отца в развитии ребенка в семье

По данным научного Центра здоровья детей РАМН, сегодня 85 % детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья, из них не менее 30 % нуждаются в комплексной реабилитации. Количество детей, которым требуется коррекционно-педагогическая помощь, достигает в дошкольном возрасте 25 %, а по некоторым данным — 30—45 %; в школьном возрасте 20 —30 % детей нужна специальная психолого-педагогическая помощь, а свыше 60 % детей относятся к группе риска. Увеличивается количество детей с пограничными и сочетанными нарушениями развития, которых нельзя однозначно отнести ни к одному из традиционно выделяемых видов психического дизонтогенеза.

Для детей с нарушениями развития в нашей стране открыты специальные дошкольные и школьные образовательные учреждения. В них создаются образовательные условия, которые должны обеспечить оптимальное умственное и физическое развитие этих детей. К таким условиям прежде всего относится индивидуализированный подход с учетом особенностей каждого ребенка. Этот подход предусматривает использование специальных образовательных программ, методов, необходимых технических средств обучения, работу специально подготовленных педагогов, психологов, дефектологов и др., сочетание обучения с необходимыми медицинскими профилактическими и лечебными мероприятиями, определенные социальные услуги, создание материально-технической базы специальных образовательных учреждений и их научно-методическое обеспечение. В настоящее время существует большое разнообразие специальных образовательных учреждений.

Наряду со специализированными детскими образовательными учреждениями (ДОУ) и специальными (коррекционными) школами I—VII I видов, в которые дети поступают вследствие тщательного отбора и в которых реализуются специальные образовательные программы, утвержденные Министерством образования РФ, открыты негосударствен-ные учреждения, реабилитационные центры, центры развития, смешанные группы и т. п., в которых находятся дети с разными нарушениями, часто разного возраста, в силу чего реализация единой образовательной программы становится невозможной и возрастает роль индивидуального психолого-педагогического со провождения ребенка. В то же время в массовых детских садах и общеобразовательных школах встречается большое количество детей, неблагополучных в психофизическом развитии. Выраженность этих отклонений может быть различна. Значительную по численности группу составляют дети с нерезко выраженными, а следовательно, трудно вы являемыми отклонениями в развитии двигательной,сенсорной или интеллектуальной сферы: с нарушениями слуха, зрения, оп тико-пространственных представлений, опорно-двигательного аппарата, фонематического восприятия, с эмоциональными на рушениями, с недостатками речевого развития, с расстройства ми поведения, с задержкой психического развития, соматически ослабленные дети. Если к старшему дошкольному возрасту выраженные нарушения психического или (и) физического развития, как правило, бывают выявлены, то минимальные нарушения дли тельное время остаются без должного внимания. Однако дети с подобными проблемами испытывают трудности при усвоении всех или некоторых разделов программы дошкольного учреждения, так как оказываются стихийно интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников без специально организованной коррекционно-педагогической помощи.

Несмотря на то что для многих из этих детей не требуются особые образовательные условия, отсутствие своевременной коррекционно-развивающей помощи может привести к их дезадаптации. Поэтому очень важно своевременно выявлять не только детей с выраженными нарушениями развития, но и детей с минимальными отклонениями от нормативного развития. Описанные тенденции в образовании детей с недостатками развития показывают, что сегодня роль психодиагностики нарушений развития очень велика: требуется своевременное выявление детей с нарушениями развития в популяции; определение их оптимального педагогического маршрута; обеспечение их индивидуальным сопровождением в специальном или общеобразовательном учреждении; разработка планов индивидуального обучения и программ индивидуальной коррекции для проблемных детей в массовой школе, для детей со сложными нарушениями раз вития и тяжелой степенью нарушений психического развития, для которых отсутствуют типовые образовательные программы. Вся эта работа может быть осуществлена только на основе глубокого психодиагностического изучения ребенка.

Диагностика недостатков развития должна включать три этапа. Первый этап получил название скрининг (от англ. зсгееп — просеивать, сортировать). На этом этапе выявляется наличие отклонений в психофизическом развитии ребенка без точной квалификации их характера и глубины.

Второй этап — дифференциальная диагностика отклонений в развитии. Цель этого этапа — определить тип (вид, категорию) нарушения развития. По его результатам определяется направление обучения ребенка, вид и программа образовательного учреждения, т. е. оптимальный педагогический маршрут, соответствующий особенностям и возможностям ребенка. Ведущая роль в дифференциальной диагностике принадлежит деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК).

Третий этап — феноменологический. Его цель — выявление ин-дивидуальных особенностей ребенка, т. е. тех характеристик по-знавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, рабо-тоспособности, личности, которые свойственны только данному ребенку и должны приниматься во внимание при организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ним. В ходе этого этапа на основе диагностики разрабатываются программы индивидуальной коррекционной работы с ребенком. Большую роль здесь играет деятельность психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) образовательных учреждений. Для успешного осуществления психолого-педагогической диагностики нарушенного развития необходимо остановиться на рассмотрении понятия «нарушенное развитие».

Источник

ППДиК

Лекция

План:

1. Классификация психодиагностических методик.

2. Основные методы психолого-педагогической диагностики.

3. Дополнительные методы психолого-педагогической диагностики.

4. Выбор метода исследования.

Литература:

1. Психолого-педагогическая диагностика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с.54-93.

2. Психологическая диагностика детей и поростков: Учебное пособие. Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. — Москва — Воронеж, 2001. – с.33-53.

3. Практическая психология образования: Учебник для студентов выс. и ср.спец.учебных заведений. / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – с.87-92.

1.

Психологическая диагностика нарушений развития у детей — составная часть комплексного клинико-психолого-педагогического и социального обследования

Средства психодиагностики по своему качеству делятся на 2 группы (формы): методики высокого уровня формализации и методики малоформализованные.

  Формализованные методики Малоформализованные методики
Цель Сбор диагностической информации в относительно короткие сроки и в таком ви­де, который дает возможность количественно и качест­венно сравнивать индивида с другими людьми. Получение сведений об испытуемом, особенно когда предметом изуче­ния выступают такие психические явления, которые пло­хо поддаются объективизации (например, субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми (динамика целей, состояний, настроений и т. д.).
Характеристика Жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструк­ций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого). Трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляется иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологиче­ской интуиции самого психодиагноста.
Методики Тесты – тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений, тесты личности.
Оп­росники — личностные опросники, опросники-анкеты.
проективная техника
психофизиологические методики
наблюдения,
опросы,
анализ продуктов деятельности
Читайте также:  Специфические закономерности развития ребенка с овз

В полноценном диагностическом обследовании необ­ходимо гармоничное сочетание формализованных мето­дик с малоформализованными.

2.

Основные методы психолого-педагогической диагностики – наблюдение, эксперимент.

Наблюдение— это планомерное и целенаправленное фикси­рование психологических фактов в естественных условиях повсед­невной жизни.

С его помощью можно получить обширную информацию о человеке. Он является незаменимым везде, где не разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры. При этом исследовате­лю для проведения наблюдения не требуется согласия или иной формы участия наблюдаемых.

С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляю­щие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции проявления тревожности. Наблюдения позволяют выяснить, на­сколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигательного разви­тия. Такая информация становится основанием для последующего углубленного изучения ребенка.

В зависимости от положения наблюдателя различают простое (или обычное) наблюдение, когда события регистрируются со стороны, и соучаствующее (или включенное) наблюдение, когда исследователь включается в определенную социальную си­туацию и анализирует события как бы «изнутри».

При наблюдении необходимо соблюдать опре­деленные условия.

1. Поведение испытуемого должно быть оценено в разнообразных ситуациях.

2. Перед любым наблюдением формулируется цель: заранее должны быть определены черты личности или особенности поведения, которые необходимо оце­нить; какое пси­хическое проявление будет изучаться, например сформированность культурно-гигиенических навыков

3. При наблюдении необходимо поддерживать естественные условия жизни дошкольников. Для этого предварительно следует познакомиться с группой детей, адаптироваться в их среде за 2-3 дня, чтобы не быть для них посторонним человеком. Тогда дети ведут себя раскованно и естественно.

4. Не вмешивается в деятельность ребенка, который не знает, что за ним наблюдают

5. Наблюдение должно быть беспристрастным;

6. Наблюдение дает объективные данные, если оно проводится последовательно и систематично, т.е. за ребенком наблюдают не менее 2-3 раз в одних и тех же видах деятельности. Это связано с тем, что наблюдаемые факты не отделены от многих попутных
явлений. Важно выявить существенное в наблюдаемом, отделить случайное от закономерного.

7. Нужно заранее разработать и освоить способы фиксации данных (протокол). Следует производить «фотографическую» запись всех пси­хологических фактов в протоколе, не искажая и не изменяя их.

Метод наблюдения является достаточно трудоемким и сложным диагностическим инструментом, требующим от наблюдателя большого профессионально­го опыта и специальной подготовки. Попытки придать этому методу формализованный характер (например, составление жесткой процедуры наблюдения, получение с помощью шкалы рейтинга количественных оценок) способствуют повышению объективности и достоверно­сти полученной информации.

В отличие от наблюдения экспериментпредполагает изучение психических особенностей в специально созданных условиях. Констатирующий эксперимент выявляет наличный уровень изучаемого психологического явления. А один из видов констатирующего эксперимента, естественный, проводится в обычной для ребенка обстановке, где организуется знакомая ему деятельность: игра, рассматривание картинок, рисование и т.п. Метод эксперимента предполагает сбор фактов в специаль­но созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изу­чаемых явлений. Эксперимент осуществляется с помощью специ­ально подобранных экспериментальных методик.

Экспериментально-психологический подход является наиболее традиционным в психодиагностике нарушенного развития. Он предполагает изучение ребенка с отклонениями в развитии в ходе психологического эксперимента.

Психологический эксперимент — это изучение нарушенных пси­хических процессов и личности в специально созданных услови­ях, обеспечивающих максимальное проявление имеющихся нару­шении. Патопсихологический эксперимент осуществляется с по­мощью конкретных приемов изучения психических функций — экспериментально-психологических методик.

(С.Я.Рубинштейн, Б.В.Зейгарник, С.Д-Забрамнойая, Е.А. Стребелева и др.)

Диагностический обучающий эксперимент (ДОЭ) – заключается в оценке интеллектуального развития ребенка путем выявления его потенциальных способностей, усвоении новых знаний и выработке способов решения. ДОЭ приспособлен для качественной и количественной диагностики основных компонентов обучаемости:

· активность в решении интеллектуальных задач;

· восприимчивость к помощи;

· способность к логическому переносу.

При организации эксперимента важно соблюдать следующие правила:

— эксперимент должен моделировать психическую деятельность, осуществляемую ребенком в игре, в труде, учебе, общении;

— эксперимент должен помочь обнаружить структуру не только нарушенных, но и оставшихся сохранными психических функ­ций;

— построение экспериментальных приемов должно предоставить психологу возможность учитывать поиски решений обследуемым ребенком, а также вмешаться в его деятельность, чтобы выяснить,
как он воспринимает помощь и может ли ею воспользоваться;

— экспериментально-психологические приемы должны быть направлены на раскрытие качественной характеристики психи­ческих нарушений;

— результаты экспериментально-психологического исследова­ния должны точно и объективно фиксироваться в протоколе.

Построение экспериментально-психологического обследования ребенка с нарушениями развития отличается разнообразием и боль­шим количеством применяемых методик, что позволяет выявить разные нарушения и их соотношение.

Психодиагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребен­ка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов.

3.

Дополнительными методами психолого-педагогической диагностики являются:

Анализ документации

Беседа

тестирование

опросы (педагогов, родителей) — Оп­росники — личностные опросники, опросники-анкеты.

анализ продуктов деятельности

проективная техника

психофизиологические методики

Метод беседы

Метод беседыприменяется самостоятельно или сочетается с экспериментом и наблюдением.

Например, изучая игровые предпочтения ребенка, исследователь сначала наблюдает за его играми, а затем проводит беседу о любимых играх, игрушках, ролях, партнерах по играм сначала с малышом, а потом с родителями, воспитателями. Эффективность беседы зависит от соблюдения следующих требований:

1. Подготовка и проведение беседы включает постановку цели, выбор материала для нее, например сказки, картинки, стихотворения.

Так, для беседы с ребенком об осознании им нормы поведения «надо делиться с другими» выбирают стихотворение Е.Благининой «Подарок» и составляют вопросы: Какая игрушка была у девочки? Жалко или нет ей было отдавать лягушку подруге? Почему же она отдала лягушку? Правильно или неправильно она сделала? Как бы ты поступил, если бы твоя любимая игрушка
понравилась твоему другу? Почему?

Читайте также:  Тесты развития познавательной сферы ребенка

Вопросы для беседы должны быть четкими, краткими, конкретными, не слишком общими, не должны подсказывать ребенку ответ. Следует избегать употребления слов с двойным толкованием, имеющих неясный для него смысл.

2. Исследователь заучивает вопросы наизусть и задает их всем испытуемым в строго определенном порядке, добиваясь развернутых ответов. Возможно использование уточняющих вопросов, если по ходу беседы возникает в этом необходимость.

3. Беседа всегда проводится индивидуально в отдельном, тщательно выбранном помещении, так же, как и эксперимент. Она не должна превышать 10-15 мин, чтобы ребенок не переутомился и не потерял к ней интерес.

4. Перед проведением беседы необходимо выбрать испытуемого и установить с ним доверительные отношения.

Для этого можно сначала поговорить на интересующую его тему и только потом приступить к заранее составленным вопросам. Беседа должна проводиться непринужденно, тактично, ненавязчиво и ни в коем случае не носить характер выспрашивания. Очень важно, чтобы исследователь показал ребенку, что заинтересован в разговоре с ним, прислушивается к его ответам.

5. Предварительно разрабатываются способы фиксации данных. Возможно использование технических средств (магнитофон). Здесь, как и в эксперименте, функции исследователя и протоколиста могут быть разделены. Ответы ребенка, его поведение, эмоциональные проявления подробно фиксируют в протоколе.

Беседа предполагает получение информации об особенностях психического развития ребенка в результате обсуж­дения их с родителями (педагогами).

Цель бесе­ды — обмен мнениями о психическом развитии ребенка, обсуж­дение характера, степени и возможных причин проблем, с кото­рыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспита­ния и обучения. По результатам беседы психолог намечает пути дальнейшего обследования ребенка. При проведении беседы пси­холог должен соблюдать следующие требования:

— беседа должна побуждать и поддерживать у родителей (педагогов) интерес;

— важно продумать организацию пространства и выбор времени для проведения беседы;

— эффективность беседы зависит от активности родителей (пе­дагогов), поэтому между ее участниками необходимо создать до­верительные отношения;

— нельзя открыто критиковать воспитательные действия родителей (педагогов);

— важно предупредить возникновение у родителей (педагогов) ожидания немедленных результатов по итогам беседы;

— желательно участие в беседе обоих родителей;

— нужно стремиться к выработке у родителей (педагогов) ре­альных представлений о психофизических особенностях ребенка и его трудностях;

— во время беседы необходимо спланировать следующие встре­чи и определить их задачу.

Метод опроса педагогов (родителей)

Опрос.Это метод сбора первичных данных на осно­ве вербальной коммуникации. Он при соблюдении оп­ределенных правил позволяет получить не менее на­дежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, о устойчивых склонностях, мо­тивах тех или иных поступков, о субъективных состоя­ниях.

Как большая сложность, которая возникает при применении этого метода, заключается в формули­ровании вопросов.

Одним из наиболее распространенных видов опроса является интервью.

Интервью— это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (отвечающим). По форме оно бывает сво­бодное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная); стандартизованное (осуществле­на детальная разработка всей процедуры, включая об­щий план беседы, последовательность вопросов, вариан­ты возможных ответов: стойкая стратегия и тактика); и частично стандартизованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная).

При работе с детьми стандартизированное интервью применяется редко. Пси­холог стремится к более естественным формам беседы. Чаще всего интервью имеет следующую структуру:

а) введение: настройка на беседу, на сотрудничество;

б) свободные высказывания испытуемого;

в) общие вопросы (например, «Ты можешь мне что-нибудь рассказать о школе?»);

г) подробное исследование;

д) снятие возникшего напряжения и выражение при­знательности за участие в беседе.

Интервью не должно быть продолжительным и скуч­ным. Регистрация ответов не должна сдерживать отве­чающего.

Метод опроса в отношении проблем развития ребенка осуще­ствляется с применением опросников — группы психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и ут­верждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого. Опросники содержат вопросы, на которые родители и педагоги должны ответить в сво­бодной форме (открытый тип опросника) или выбрать из вариан­тов, предлагаемых в опроснике (закрытый тип).

Опросники также могут содержать утверждения, с которыми родитель или педагог может согласиться или не согласиться.

Личностные опросникиможно рассматривать как стандартизированные самоотчеты, которые по форме бы­вают групповые и индивидуальными, чаще всего пись­менными, бланковыми или компьютерными. По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на опросники черт личности, опросники ти­пологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок.

Опросники-анкетыслужат для получения какой-либо информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям (напри­мер, для получения данных об истории его жизни). Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержа­ние и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Среди опросников-анкет в психодиагностических це­лях широко используются биографические анкеты, пред­назначенные для получения информации об истории жиз­ни человека. Чаще всего Э1И вопросы касаются возраста, состояния здоровья, семейного положения, уровня и ха­рактера образования, специальных навыков, продвиже­ния по службе и других относительно объективных по­казателей. Они помогают собрать информацию, необхо­димую для достоверной интерпретации показателей те­стов.

Прежде чем начать анкетный опрос, экспериментатор должен иметь ответы на следующие вопросы.

1) выдержаны ли требования к языку опрашиваемо, го (может быть, для одного язык слишком труден, для другого, наоборот, примитивен);

2)все ли вопросы и варианты ответов понятны;

3) существует ли опасность утомить опрашиваемого;

4) нет ли опасности получения в основном социаль­но желательных или стереотипных ответов;

5) не слишком ли много вариантов ответов на во­прос;

6) все ли в порядке со стороны графического офор­мления анкеты, нет ли переносов в смысловых кусках (например, на другую страницу), четко ли напечатан текст инструкции, вопросы и ответы (В. А. Ядов).

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник