Методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка
Инфоурок
›
Классному руководителю
›Презентации›Презентация к ИОПу Инструментарий и методы диагностики и оценки показателей и динамики развития ребенка
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Инструментарий и методы диагностики и оценки показателей и динамики развития ребенка Лондарева Алена Валерьевна
2 слайд
Описание слайда:
Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет. Народная мудрость
3 слайд
Описание слайда:
Цели и задачи: изучение процесса индивидуальных достижений детьми в процессе развития; выявление индивидуальных возможностей каждого ребенка, дальнейшее планирование индивидуального маршрута его развития; выявление эффективности педагогической деятельности; развитие качеств творческой личности: познавательной активности, усидчивости, упорства в достижении цели, самостоятельности; умение переносить знания в незнакомые ситуации, изучение межличностных отношений, отношение к классному руководителю.
4 слайд
Описание слайда:
Психолого-педагогическая диагностика — это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
5 слайд
Описание слайда:
Критерии отбора диагностической методики: особенности возраста учащихся класса степень сформированности детского коллектива особенности взаимоотношений классного руководителя и учащихся степень доверия друг другу детей и взрослых
6 слайд
Описание слайда:
ПРАВИЛА: 1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат. 2. Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности 4. Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо учащихся класса. 3. Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющим отношения к делам класса. . 5. По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование воспитательной работы в классе. 6. Необходимость педагогической диагностики должна учащимся разъясняться.
7 слайд
Описание слайда:
Диагностические методики
8 слайд
Описание слайда:
ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ И РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ Методика «Пословицы» Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе. Каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени. Предлагаются следующие пословицы: 1. а) Счастлив тот, у кого совесть спокойна б) Стыд не дым, глаза не выест в) Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом г) Что за честь, коли нечего есть 2. а) Не хлебом единым жив человек б) Живется, у кого денежка ведется в) Не в деньгах счастье г) Когда деньги вижу, души своей не слышу И Т. Д. Текст методики содержит 28 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу.
9 слайд
Описание слайда:
Методика для изучения степени социализации личности учащегося Цель: выявить уровень социальной адаптации, активности, автономности, воспитанности учащихся. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 – всегда; 3 – почти всегда; 2 – иногда; 1 – очень редко; Например: 1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей. 2. Считаю, что надо чем-то отличаться от других. 3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха. 4. Я умею прощать людей 5. Мне хочется быть впереди других в любом деле и т. д. Обработка полученных данных.
10 слайд
Описание слайда:
Анкета Н.Г. Лускановой«Школьная мотивация и учебная активность» Приводим текст опросника (10 вопросов) и инструкцию к нему. Вопросы зачитываются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а подростки должны записать те ответы, которые им подходят. 1. Как ты чувствуешь себя в школе? Мне в школе нравится. Мне в школе не очень нравится. Мне в школе не нравится. 2. С каким настроением ты идешь утром в школу? С хорошим настроением. Бывает по-разному. Чаще хочется остаться дома. 3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил? Пошел бы в школу. Не знаю. Остался бы дома. и т. д. УСТАНОВЛЕНО 5 ОСНОВНЫХ УРОВНЕЙ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ.
11 слайд
Описание слайда:
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КЛАССЕ «ОЦЕНКА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА» Анкета для оценки привлекательности коллектива Цель: Методика предназначена для оценки привлекательности для ученика классного коллектива 1. Как вы оценили бы свою принадлежность к классу? а) Чувствую себя членом класса, частью коллектива; б) Участвую в большинстве видов деятельности; в) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других; г) Не чувствую что являюсь членом коллектива; д) Учусь, не общаясь с другими детьми класса; е) Не знаю, затрудняюсь ответить. 2. Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность? а) Да, очень хотел бы перейти; б) Скорее всего, перешел бы, чем остался; в) Не вижу никакой разницы; г) Скорее всего, остался бы в своем классе; д) Очень хотел бы остаться в своем классе; е) Не знаю, трудно сказать.
12 слайд
Описание слайда:
«Два домика» Цель: выявить симпатии и антипатии к членам коллектива Детям предлагается инструкция следующего характера: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе и ты можешь приглашать к себе всех кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе в красный дом. В черном домике поселятся ребята, которые тебе совсем не нравятся». Особое внимание здесь следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный дом, оставаясь в одиночестве или окружая себя взрослыми. Это, как правило, или очень закрытые, необщительные дети, либо дети очень конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми.
13 слайд
Описание слайда:
«Продолжи предложения» Цель: изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение лидеров в классе. Учащимся предлагается определить своё отношение к одноклассникам, продолжить следующие предложения: 1. Самый близкий мне человек в классе, это… 2. Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учёбы время, это… 3. Ребята, с которыми я хотел бы общаться, это… 4. Ребята, с которыми я не общаюсь, это… 5. Ребята, с которыми мне приходится общаться по необходимости, это… 6. Ребята, интересы которых мне чужды, это… 7. Ребята, которые мне неприятны, это… 8. Ребята, которых я избегаю, это…
14 слайд
Описание слайда:
Тест “Пьедестал”. Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из 3 ступенек. На каждую ступеньку дети должны возвести по 1 человеку из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса.
15 слайд
Описание слайда:
Методика “Приглашение в гости”. Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе, выявить симпатии детей. Ход проведения. Детям предлагается ситуация: “Вы решили пригласить к себе в гости своих одноклассников. Кого вы хотели бы видеть среди своих гостей?” Предложить детям записать фамилии 5 человек.
16 слайд
Описание слайда:
Диагностическая методика № 4. «Дом, в котором я живу». Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг другу, к родным и близким людям, к товарищам.
17 слайд
Описание слайда:
«Дневник моей жизни» Классный руководитель предлагает учащимся класса каждую неделю подводить итоги прожитых за неделю дней. Ребятам предлагается определить степень значимости данных событий в жизни класса и самого ученика.
18 слайд
Описание слайда:
«Государство — это мы». Учащимся класса предлагается представить себе, что класс — это маленькое государство, а все ребята — представители этого государства. Для этого необходимо определить положение, место и предполагаемую должность каждого в этом государстве и свое собственное место. Эта методика позволит классному руководителю увидеть, кого ребята определяют на роль лидера в коллективе и кому отводится место изолированного человека.
19 слайд
Описание слайда:
МЕТОДИКА «МОЯ УЧИТЕЛЬНИЦА» Диагностическим приемом, позволяющий выделить и объектировать образ учителя, является изучение рисунков детей, в которых явно отражается мотивационное и эмоциональное отношение к педагогу. «Уши» – «орган» восприятия критики и вообще любого мнения другого человека о себе. Изображение без ушей означает игнорирование того, что о нем говорят, недоступность для критики. «Рот» — может выражать агрессию, «орган» нападения. Наличие шеи – способность и рациональному самоконтролю, контролю разума «головы» над чувствами «телом». Руки — как функция взаимодействия с окружающими, размер руки., количество пальцев показывают оснащенность, могущество.
20 слайд
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
В представленной презентации Вы познакомитесь с методами диагностики и оценки показателей и динамики развития ребенка. Пока работала над данным ИОПом, я изучила полезную литературу и открыла для себя много интересного.
В частности такие методики как:
•Пословицы- этот метод помогает определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностых отношений к жизни, к людям, к самому себе.
• Замечательный метод «Два домика»-этот метод позволяет выявить симпатии и антипатии к членам коллектива.
С этими и другими методами Вы сможете познакомиться в презентации.
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1275250
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Изыгашева Зебинисо
Инструментарий проведения педагогической диагностики развития детей 3–7 лет
Система оценки качества дошкольного образования на уровне ДОО должна обеспечивать участие всех заинтересованных субъектов, идентифицируемых в этом пространстве,и в то же время выполнять свою основную задачу: обеспечивать развитие системы дошкольного образования в соответствии с принципами и требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
СЛАЙД 2
Во ФГОС ДО заявлены приоритеты:
• поддержки разнообразия детства и соответствующей вариативности содержания, форм и методов дошкольного образования;
• обеспечения развивающего характера дошкольного образования, развития личности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
• открытого характера дошкольного образования, учитывающего интересы и потребности семьи;
• обеспечения творческого характера профессиональной деятельности и профессионального развития педагогов в системе дошкольного образования.
Система оценки качества дошкольного образования, должна поддерживать ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного возраста, учитывать факт разнообразия путей развития ребенка в условиях современного постиндустриального общества. Система оценки качества ДОО должна поддерживать вариативность образовательных программ дошкольного образования, обеспечивающих выбор для семьи, для образовательной организации и для педагогов в соответствии с разнообразием вариантов развития ребенка в дошкольном детстве, а также в соответствии с разнообразием вариантов образовательной среды и местных условий в разных регионах и муниципальных образованиях РФ. Тем самым обеспечивается качество дошкольного образования в разных условиях его реализации в масштабах всей страны.
Закон об образовании в РФ (Глава VII, ст. 64, п. 2) СЛАЙД 3
и Стандарт дошкольного образования (Раздел IV, п. 3.2.3.,СЛАЙД 4
п. 4.5.- СЛАЙД 5
исключают как проведение аттестации на дошкольном уровне, так и использование результатов диагностики (исследования) индивидуального развития детей в ДОО при оценке качества дошкольного образования.
При этом в ФГОС ДО в п. 3.2.3. закреплено положение, что «оценка индивидуального развития детей проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)».
При этом критерии оценки и педагогический инструментарий дошкольные организации выбирают самостоятельно.
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые используются для определения уровня сформированное у ребенка того или иного параметра оценки. Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности.
СЛАЙД 6
Основные диагностические методы педагогаобразовательной организации:
• наблюдение;
• проблемная (диагностическая) ситуация;
• беседа.
• анализ продуктов (результатов) детской деятельности.
Формы проведения педагогической диагностики: СЛАЙД 7
• индивидуальная;
• подгрупповая;
• групповая.
Наблюдение – это исследовательский метод, который заключается в систематическом и целенаправленном восприятии изучаемого объекта с целью сбора информации, фиксации действий и проявлений поведения.Наблюдение может быть: — целенаправленным/случайным (в зависимости от наличия или отсутствия цели и плана); — свободным (не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры проведения) /стандартизированным (заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается); — включенным (исследователь принимает участие в деятельности наблюдаемых (вместе с ними играет, трудится, рисует) /не включенным (исследователь не вмешивается в деятельность наблюдаемых); — кратковременным, эпизодическим (в течение незначительного отрезка времени) /длительным, систематическим (от нескольких дней до нескольких лет); — опосредованным /непосредственным (по характеру контакта с испытуемыми); — широким (за возрастной группой детского сада) /узким (за отдельным ребенком);
Беседа – это исследовательский метод, позволяющий познать особенности личности, уровень знаний, интересов, мотивов действий, поступков на основе анализа ответов на поставленные и предварительно продуманные вопросы. Имеет четко осознаваемую цель, вопросы формулируются точно, лаконично.
Анализ продуктов детской деятельности – это изучение рисунков, поделок, аппликаций, лепки, конструкций ребенка, а также анализ словотворчества (сочинение рассказов, сказок, стихотворений, песен и т. д., различных видов игр, других продуктов деятельности, характеризующих особенности психических функций ребенка, его состояний и свойств личности, общительности, сформированности представлений об окружающей жизни и т. д.
Основные методы (наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности) могут использоваться в комплексе, в ходе совместной деятельности детей и взрослых, самостоятельной деятельности дошкольников, в процессе проведения ООД.
Выше озвученные методы широко известны и достаточно часто применяемы. Немного подробнее остановимся на методе «Проблемная (диагностическая) ситуация»
СЛАЙД 8
Главной проблемой для воспитателя является способ создания педагогической проблемной ситуации, а также ее превращения в диагностическую. Выделенные С. И. Семенака шесть способов создания проблемных ситуаций (Семенака С. И., 2014) можно объединить в три на основе сходства их содержания. Наиболее простой и универсальный способ, указывает автор, состоит в применении проблемного вопроса относительно действий участников, мотивов их поступков, чувств и переживаний,представлений о нормах и правилах: «Какое настроение у доброго волшебника? А у злого?». Но ведь формулировка вопроса должна основываться на содержании ситуации, описывающей отношения героев.
Второй способ опирается на наблюдение и обсуждение с детьми возникающих в реальном взаимодействии конфликтов или вычленение конфликтов, в которые попадают персонажи картин, художественных произведений.
Третий способ предполагает выполнение творческого задания,лежащего в основе проблемной ситуации: «Придумай историю о том, как…»; «Нарисуй доброго и злого волшебников». И в этом случае должна быть продумана структура, содержание ситуации и цели ее использования.
СЛАЙД 9
Перейдем к способу превращения готовой проблемной ситуации в диагностическую. Н. П. Гришаева предполагает последовательное соблюдение ряда этапов по использованию проблемной ситуации для диагностики:
1) Проектировочный или подготовительный направлен на планирование, построение исследования, т. е. на то, чтобы выявить его проблему, сформулировать предмет и цель, поставить задачи, выдвинуть гипотезу, подобрать методы и методики, построить сценарий диагностики
2) Содержательно-организационный состоит в проведении диагностики от установления контакта с детьми к применению разработанного сценария (создание реальной ситуации, максимально приближенной к жизни детей, или предъявление уже готовой ситуации) и соответствующих методов исследования (эксперимент, наблюдение, беседа).
3) Аналитико-результативный включает анализ и обобщение воспитателем результатов – зафиксированных ответов и поведения ребенка с точки зрения выбранных критериев, т. е. количественную обработку, качественный анализ, интерпретацию результатов, определение формы их предоставления, формулирование диагностических выводов.
4) Прогностический предполагает что воспитатель, основываясь на формулировке прогноза развития обследуемого ребенка, определения пути его дальнейшего развития, переходит к планированию развивающей работы с ним, в том числе по составлению рекомендаций родителям и другим педагогам.
Проблемные ситуации превращаются в эффективное средство социально-коммуникативного развития и одновременно диагностики, если отвечают определенным структурно-содержательным принципам их построения и этапности в их организации, что позволяет естественно соединить образование и диагностику в педагогической деятельности воспитателя.
Воспитателю важно уметь не только создавать, применять на занятиях и в повседневной жизни проблемные ситуации, управлять процессом их разрешения, но и грамотно их анализировать с точки зрения диагностических возможностей для оценки развития ребенка, т. е. трансформировать педагогические ситуации в диагностические и обратно.
СЛАЙД 10
Большое значение имеет подбор материала и оборудования для выполнения диагностического задания. Они должны быть интересны своей новизной, необычностью внешнего вида, способом использования или получаемым с его помощью результатом. Оборудование должно быть разнообразным, т. е. предусматривать свободу выбора в соответствии с интересом ребенка. Материала и оборудования должно быть более чем достаточно, чтобы не гасли инициатива и желание выполнять. Предпочтительно использовать материалы и оборудование, которые могут стимулировать, подсказывать содержание, способы выполнения диагностического задания.
Важное условие диагностики —приспособление к индивидуальным особенностям ребенка: его темпу, уровню утомляемости, колебаниям мотивации и т. д. Так, например, в случае быстрого утомления можно сделать перерыв и поговорить с ребенком или дать ему возможность встать, походить, поиграть с ним в мяч и сделать несколько физкультурных упражнений (проверить состояние моторики).
Полученные результаты позволяют говорить насколько эффективно построена образовательная работа в ДОУ и насколько качественно осуществляется взаимодействие с каждым конкретным ребенком
СЛАЙД 11
За последнее время с 2013 – 2018 года предпринимаются попытки разработки инструментария оценки качества дошкольного образования,и некоторые из них ограниченно апробируются в практике:
– внутренняя оценка качества дошкольного образования (на уровне ДОО, сфокусированная на экспертизе психолого-педагогических условий реализации основной общеобразовательной программы в дошкольной организации в пяти образовательных областях, определенных ФГОС ДО (2014-2015 гг.);
СЛАЙД12
– шкалы ECERS-R, инструментарий апробировался в рамках лонгитюдного исследования качества дошкольного образование «Московским городским педагогическим университетом (далее – ГАОУ ВО МГПУ) совместно с Рособрнадзором (2017 – 2019 гг.). слайд картинку этого документа
– шкалы ECERS-3, представляющие собой переработанные ECERS-R;
СЛАЙД13
– работа коллектива авторов из Германии «Оценка и развитие качества дошкольного образования» (книга состоит из двух частей: методика и практическое руководство по оценке и развитию качества дошкольного образования, изложение и обоснование национального (немецкого) каталога критериев качества, все критерии приведены в оригинальной авторской версии).
Тем не менее, простого и удобного инструмента для педагогического наблюдения, позволяющего определять индивидуально-групповую картину развития детей в соответствии с общепринятыми возрастными нормами развития и, при необходимости, в случае обнаружения отставания детей в той или иной сфере развития или «забегания вперед» большой части группы, изменять тактику организации текущего образовательного процесса (подтягивать дефицитные сферы или усложнять содержание, учитывая достигнутый уровень развития) до сих пор нет.
Поэтому необходим удобный компактный инструментарий педагогического наблюдения – «Карты развития», позволяющий педагогу оперативно фиксировать, интерпретировать и использовать результаты наблюдений за детьми при проектировании образовательного процесса.
Источник