Методологические основы развития личности ребенка дошкольного возраста

Оксана Михайлова
Развитие личности ребёнка в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст — важный этапов в жизни ребенка, это небольшой, но самый насыщенный период жизни человека. Развитие ребенка происходит очень стремительно. Наблюдается высокий рост психического, личностного, физиологического и эмоционального развития. Возрастает интерес к окружающему миру, социуму, появляются первые и довольно уверенные признаки самостоятельности. В этот период ребенок начинает осознавать свою индивидуальность, связь своих поступков с результатами. У него формируются представления о морали и поведении в обществе, возникает чувство стыда и гордости, сопереживания и сочувствия, возникает потребность в контактах со сверстниками и взрослыми.

Каждый ребенок уникален в своем развитии. Его способности и умения зависят от многих факторов. В период дошкольного возраста ребенок проходит несколько стадий развития и становления своей личности. В таком возрасте ведущей деятельностью является игра. В игре, ребенок-дошкольник, впервые осознает правила и нормы поведения в коллективе. В связи, с чем формируются такие личностные качества, как общительность, организованность, инициативность, активность, ответственность и др.

В своих исследованиях А. Н.Леонтьев о детстве пишет: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта — единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен».

Дошкольный возраст также является периодом интенсивного развития познавательной сферы, развития творческой активности. Дети дошкольного возраст еще не умеют различать свой субъективный мир и сопоставлять его внешнему миру. Познавая окружающий мир дошкольник учится совершенствовать свое восприятие. Жан Пиаже называл это явление «реализм».

Важнейшим аспектом дошкольного возраста является готовность к обучению.

По словам, Л. С. Выготского, можно сказать, что движущая сила психического развития — обучение. Так же Л. С. Выготский утверждал, что развитие и обучение являются разными процессами. Л. С. Выготский писал, «что есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях». Обучение, «есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека».

По мнению Л. И. Божович обучение и развитие это две разные вещи. Обучение создает почву для развития и призывает ребенка к жизни, пробуждает и приводит внутренние процессы к движению.

Выдающимся отечественным ученым, Л. С. Выготским, были проведены экспериментальные исследования отношения между обучением и развитием. Это изучение житейских и научных понятий, исследование усвоения родного и иностранного языков, устной и письменной речи, зоны ближайшего развития. Последнее — подлинное открытие Л. С. Выготского, которое известно теперь психологам всего мира.

А. Н. Леонтьев предпринял серьезную попутку для создания теории развития личности дошкольника. При этом он опирался на отечественных и зарубежных авторов. Сама теория представляет собой изменения места которое занимает ребенок в общественных отношениях о движущих силах которые помогают развивать его психику. Однако само по себе это место не определяет, конечно, развития; оно только характеризует наличную, уже достигнутую ступень. То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка, — это сама его жизнь, развитие реальных процессов этой жизни, иначе говоря, развитие деятельности ребенка, как внешней, так и внутренней. По мнению А. Н. Леонтьева, каждая стадия психического развития ребенка должна характеризоваться отношением ребенка к действительности. Признак перехода от одной стадии к другой это изменение типа деятельности ребенка, его отношения к действительности.

В дошкольном возрасте, взрослый является центральным звеном в деятельности ребенка. В таком возрасте дети подражают во всем своим родителям, совершенно не выделяя себя и свое поведение. И только к концу раннего детства такая связь со взрослыми начинает видоизменяться.

Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции связанные с желаниями ребенка. К концу этого периода ребенок сталкивается с кризисом 3-х лет. В этот период он пытается сделать что-то самостоятельно, но у него ничего не получается или не оказывается рядом взрослых чтоб вовремя помочь. Такой случай может повлечь за собой эмоциональную вспышку.

Алексеева Е. Е., говорит о том, что аффективные вспышки у детей гасятся лучше всего тогда, когда взрослые не обращают на них внимания или реагируют спокойно. В случае внимания взрослого на бурное поведение, ребенок замечает, что родители потакают его слезам и капризам. Такое поведение взрослых будет являться положительным подкреплением для ребенка и капризы будут первым способом добиться своей цели. Ребенка дошкольного возраста легко отвлечь. Если такой ребенок действительно чем-то расстроен, ему следует предложить заняться чем-то интересным или показать игрушку и внимание малыша мгновенно переключится на новое дело.

Одним из главных периодов развития личности является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок получает всю основную информацию об окружающем мире. Также в этот период он получает навыки которые влияют на становление его личности.

Как По мнению Л. С. Выготского, младшие дошкольники имитируют предметную деятельность — режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате — для чего и для кого они это сделали.

Для средних дошкольников главное — отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летний ребенок никогда не забудет «нарезанный» хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий — сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.

Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью («Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!»).

Следует отметить, что каждый возрастной период охарактеризован своими возрастными особенностями. В дошкольном возрасте развитие происходит интенсивно и формируются важнейшие системы и функций организма. Воспитание ребенка закладывает основы восприятия ребенком окружающего мира и его отношение между чужими и близкими людьми.

Развитиюэмоциональной сферы уделяли особое внимание такие ученые: С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев еще и другие. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии ребенка. Огромное значение в личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств. В дошкольном возрасте формируется глубина и устойчивость эмоций. Одна из главных причин развития эмоций в дошкольном возрасте связано с умственным развитием человека. Ребенок продолжает познавать окружающий мир, расширяет границы своего сознания. Также он знакомится с тем, что его поступки имеют как положительный так и отрицательный окрас. Дети начинают осознавать, как можно поступать, а как нет по отношению к людям. Все эти знания отражаются в чувствах и эмоциях детей.

Когнитивной сферой дошкольника занимались такие ученые как Выготский Л. С., Пиаже Ж. еще и другие. Когнитивная сфера это познавательные психические процессы. С помощью познавательных процессов человек получает необходимую информацию, отображает объективный мир. Познавательные процессы выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для удовлетворения своих потребностей ребенок должен постоянно развиваться, обдумывать, размышлять, запоминать, высказывать. Из этого следует, что без познавательных процессов человеческая деятельность невозможна.

Одной из важнейших познавательных сфер остается интеллектуальная. Особое внимание интеллектуальной сфере уделяли такие психологи как М. А. Холодная, В. В. Зеньковский, Д. Б. Эльконин и другие. Психические процессы у младших школьников развиваются интенсивно, но неравномерно. В таком возрасте дети не умеют еще целенаправленно анализировать, выделять главное. Данную сферу дошкольникам могут помогать целенаправленно развивать взрослые, воспитатели в детских садах. Это может быть объяснение окружающего мира, что и как построено, явления природы и другое. К главной задачи в развитииинтеллекта следует отнести: формирование правильных представлений о строении мира; развитиепознавательных процессов: восприятие, ощущение, речь, мышление и так далее.

Таким образом можно сказать, что каждый возрастной период ребенка это важная часть в развитии его личности. Для ее плодотворного прохождения необходимо уделять внимание всем сферам в развитии дошкольника. Помогать преодолевать ему трудности. Необходимо развивать и максимально обогащать игровую, практическую и изобразительную деятельность, а также общение друг с другом и взрослыми.

Источник

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

НАУКИ

Дошкольная педагогика относится к числу молодых дисциплин в системе педагогических наук. Ее возникновение связано с именем Я. А. Коменского. Предмет дошкольной педагогики — процесс воспитания детей дошкольного возраста, его цель, задачи, содержание, формы, методы, средства.

Основные категории дошкольной педагогики.

ВОСПИТАНИЕ В социальном смысле — социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни.
В педагогическом смысле — целенаправленный процесс формирования у воспитанников качеств личности, системы отношений к себе и окружающему миру.
Цель воспитания дошкольников сформулирована в Концепции дошкольного воспитания (1989 г.) как всестороннее гармоничное развитие ребенка, которое предусматривает охрану и укрепление здоровья, обеспечение полноценного физического развития, всестороннее психическое развитие и формирование личности ребенка.
ОБУЧЕНИЕ Процесс активного целенаправленного взаимодействия педагога и детей с целью усвоения ими некоторого отрезка содержания социального опыта. Обучение предполагает не только овладение знаниями, способами деятельности, но и системой отношений к окружающему, опытом творческой деятельности (И. Я. Лернер).
ОБРАЗОВАНИЕ Процесс и результат овладения воспитанниками системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития творческих сил и способностей (Ю. К. Бабанский).
СУБКУЛЬТУРА
ДЕТСТВА
Детская субкультура — это все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; способ освоения ребенком путей вхождения в мир взрослых, культуру социума; специальный набор признаков, ценностей, по которым представители данного возраста осознают, утверждают себя в качестве «мы», отличного от других возрастных сообществ. Это особая система бытующих у детей представлений о мире, ценностях, отношениях; проявляется в вопросах, словотворчестве, играх, рисунках, размышлениях, разнообразных видах детского фольклора.

По мнению Р. М. Чумичевой, детство — это мир, где функционируют нормы, правила, законы, ценности, которые дети демонстрируют взрослым посредством знаков, символов, слов (эмоционально-речевых восклицаний, воспоминаний и переживаний прошлого и настоящего, размышлений). Дошкольная педагогика использует множество других понятий, являющихся ведущими:

— для философии (закономерность, сущность, принцип, субъект и др.);

психологии (развитие, личность, психика, мышление и др.);

анатомии (мозг, скелет, физиологические особенности детей и пр.).

Дошкольная педагогика использует язык наук, изучающих человека, и

как наука непосредственно связана с науками о человеке.

Ближе всего к дошкольной педагогике стоит детская психология — наука о сознании и поведении ребенка, открывающая законы развития личности ребенка.

Философия составляет методологический фундамент дошкольной педагогики, давая ей знание об общих законах развития природы, общества, теорию познания (гносеологию).

Социология дает знания о социальной среде формирования личности ребенка и его социальных отношениях.

Физиология является естественнонаучной базой педагогики и психологии: чтобы сформировать личность ребенка-дошкольника, необходимо знать его организм, жизнеобеспечивающие системы, высшую нервную деятельность и т.п.

Этика и эстетика — знание о морали и природе эстетического — образуют основу нравственного и художественного воспитания дошкольников.

Экономика обогащает дошкольную педагогику знанием об экономических процессах, влияющих на образование.

Теоретические основы отечественной дошкольной педагогики.

Философские основы В организации и осуществлении педагогического исследования и педагогического процесса учитываются общие принципы диалектики — науки о наиболее общих законах развития материи, сознания и общества (законы непрерывности движения и развития материи, перехода количества в качество, детерминизма, системности, единства и борьбы противоречий как движущей силы развития, неразрывного единства познания и практики и др.).
Естественнонаучные
основы
Учение И. М. Сеченова, И. П. Павлова и их последователей о высшей нервной деятельности (В. М. Бехтерев, Н. Е. Введенский, А. А. Ухтомский,
  П. К. Анохин, Н. М. Щелованов, Н. И. Касаткин, Н. М. Аксарина и др.).
Нейрофизиологические механизмы психической деятельности ребенка носят условнорефлекторный характер, на их формирование большое влияние оказывают как процессы созревания, реализации генетических программ, так и внешние воздействия, в том числе воспитание. Исследованиями установлена целесообразность начала воспитания ребенка с момента рождения, так как одна из закономерностей развития условнорефлекторной деятельности состоит в том, что каждый последующий рефлекс у ребенка образуется быстрее и легче предыдущего.
Учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова о диалектической взаимосвязи организма и внешней среды, всех органов и систем организма, единстве психического и физического развития является физиологическим обоснованием организации педагогического процесса в ДОУ.
Учение о динамическом стереотипе лежит в основе построения режима дня дошкольников.
Психологические основы дошкольной педагогики • культурно-историческая теория развития психики Л. С. Выготского, разработанная им возрастная периодизация, понятия о «сензитивных периодах», «зоне ближайшего развития», теория развивающего обучения;
• учение А. Н. Леонтьева о деятельности как условии и средстве развития психики ребенка;
• теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, труды Н. Н. Поддъякова, Л. А. Венгера об особенностях интеллектуального развития детей в дошкольный период;
• теория «амплификации» детского развития А. В. Запорожца;
• психология детской игры и периодизация психического развития Д. Б. Эльконина и др.
Историко­
педагогические
основы
отечественной
дошкольной
педагогики
Народная педагогика и прогрессивные идеи философов, педагогов разных эпох. Заложенные в истории гуманистические идеи воспитания и обучения детей в дошкольный период (уважение личности, необходимость развития потенциала каждого дошкольника и др.) легли в основу современной теории дошкольного образования.
Исследования по разным направлениям дошкольного образования в советский период, после

создания общественной системы дошкольного воспитания (в 1960 году создан первый в мире Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания АПН СССР, директором которого до 1981 года был А. В. Запорожец)._________

Заложенные теоретические основы являются отправной точкой появления

новых теорий и технологий дошкольного образования.

Функции дошкольной педагогики:

1- Описательная — накопление педагогических фактов и явлений, их классификация.

2- Объяснительная — раскрытие сущности педагогических явлений, т.е. их происхождения, структуры, закономерностей.

3- Проективно-конструктивная — разработка конкретных технологий педагогической деятельности, проектов, программ, форм, методов педагогического взаимодействия в образовательном процессе.

4- Прогностическая — прогнозирование развития педагогических систем на основе познания закономерностей воспитания и обучения.

5- Мировоззренческая — активное формирование педагогического сознания в общественной среде.

Задачи дошкольной педагогики определяются ее теоретической и прикладной ролью, социально-педагогической значимостью:

1) Изучение специфики действия закономерностей воспитания и обучения по отношению к детям дошкольного возраста.

2) Обоснование новых концептуальных подходов к дошкольному образованию и способов их практической реализации (появление комплексов «детский сад — школа», групп кратковременного пребывания детей в ДОУ требует их теоретического обоснования, определения условий их эффективной деятельности).

3) Создание госстандарта дошкольного образования (в настоящее время утверждены федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования).

4) Психолого-педагогическое обоснование развивающих видов деятельности детей в ДОУ.

5) Разработка педагогических технологий воспитания, обучения, развития дошкольников в условиях образовательного учреждения (обоснование компонентов педагогических технологий, показателей их результативности, механизмов их действия).

6) Выявление содержания, форм, методов, педагогических условий реализации личностно-ориентированного дошкольного образования, поиск путей индивидуализации педагогических технологий.

7) Изучение, обобщение, теоретическое обоснование передового педагогического опыта.

8) Конструирование методов оценки хода и результатов образовательного процесса в ДОО.

9) Определение возможностей творческой деятельности педагога в условиях реализации различных образовательных программ. Определение принципов и условий педагогической импровизации.

10) Построение модели современного педагога-профессионала, ее обоснование, выявление путей достижения и критериев оценки эффективности педагогической деятельности в ДОО.

Для решения задач и реализации функций дошкольной педагогики используются методы научного исследования.

Методы педагогического исследования — это совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. К ним относятся: изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение педагогической документации, детских работ, эксперимент.

Этапы педагогического исследования:

1- определение проблемы, цели, задач, гипотезы;

2- проверка гипотезы (эксперимент);

3- осмысление полученных данных, обработка результатов;

4- оформление результатов исследования;

5- внедрение результатов в практику.

Методологические основы дошкольной педагогики.

Методология педагогики — это система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах рассмотрения педагогических явлений и методах их исследования, о путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.

Методологические основы дошкольной педагогики отражают современный уровень философии образования._______________________________________________

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ
ПОДХОД
Определение совокупности приобретенных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека.
Применительно к развитию дошкольников это ценности здоровья, культуры (коммуникативной, психосексуальной, этнической, правовой), ценности познания, радости общения, игры, труда. Это непреходящие ценности при воспитании детей.
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕС­КИЙ ПОДХОД Был обоснован в работах А. Дистервега и получил развитие в трудах К. Д. Ушинского. Учет условий места и времени, в которых родился и живет человек, специфики его ближайшего окружения и исторического прошлого страны, города, региона, основных ценностных ориентаций народа. Диалог культур — основа приобщения детей к традициям, обычаям, нормам и правилам общения своего места проживания.
СИСТЕМНЫЙ
ПОДХОД
Система — это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов и отношений между ними, создающих единое целое. Педагогическая система (ДОО) рассматривается как совокупность цели образования, субъектов педагогического процесса (воспитатели, дети, родители), содержания образования (система знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения), методов и форм организации педагогического процесса, материальной базы (средств).
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
ПОДХОД
Определяет особое место ведущих деятельностей, обеспечивающих возможность реализации различных потребностей ребенка, осознание себя субъектом (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). Большое значение в развитии ребенка и имеет игра как ведущая деятельность, творческая по характеру, самостоятельная по организации и эмоционально-привлекательная для проявления себя «здесь и теперь».
В ФГОС к ООП дошкольного образования перечислены детские виды деятельности: двигательная, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая, музыкально-художественная, чтение художественной литературы.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНО­
ТВОРЧЕСКИЙ
ПОДХОД
Раскрытие потенциала каждого ребенка, его способности к активности, творчеству, инициативности.
ЛИЧНОСТНЫЙ
ПОДХОД
Развитие запросов, желаний, интересов, склонностей ребенка. Предпочтение отдается гуманному, демократичному (помогающему) стилю воспитания.
Смысл педагогической позиции заключается в поддержке: взрослый помогает лишь тому, что уже имеется в наличии, но еще не достигло должного уровня, т.е. развитию самостоятельности ребенка.
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ
ПОДХОД
Рассмотрение каждого участника образовательного процесса (воспитанники, педагоги, родители) как субъектов саморазвивающейся подсистемы.
Каждый субъект имеет потенциал для перехода от развития к саморазвитию, самосовершенствованию. Ребенок способен к самоорганизации и постоянной

обратной связи с педагогом (так, на занятии педагог с помощью вопросов выясняет, насколько усвоен прежний материал, и последующее объяснение зависит от результатов усвоения).______________________________________

Методологические подходы дошкольной педагогики определяют позицию педагога, его отношение к личности ребенка, понимание собственной роли в воспитании и обучении детей.

С точки зрения гуманистической концепции человек рассматривается как личность, индивидуальность, обладающая свободой, ответственностью, потребностью к творческому преобразованию себя и окружающего. Эти идеи находят непосредственное отражение в сфере дошкольного образования. Ребенок рассматривается в качестве субъекта, т.е. носителя предметно­практической активности и познания.

Таким образом, воспитание — это не просто передача предшествующим поколением последующему социального опыта деятельности и отношений, но и формирование субъектных свойств, которые позволяют каждому последующему поколению обогащать и надстраивать этот опыт.

Источник