Методики речевое развитие ребенка дошкольного возраста
У короткого ума — длинный язык.
Аристофан
ИБ — информационный блок
Текст № 1.
Методика использует методы, разработанные в дидактике. (См.: Радина Е. И. Приемы обучения//Вопросы обучения в детском саду/Под ред. А. П. Усовой. – М., 1955; Основы дошкольной педагогики/Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. – М., 1980.)
Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.
Методы и приемы можно охарактеризовать с разных точек зрения (в зависимости от используемых средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы).
Общепринятой в методике (как и в дошкольной дидактике в целом) является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие. Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.
Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.
Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.
Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.
Изложенная выше характеристика методов развития речи не вполне учитывает сущность самой речевой деятельности обучающихся. В школьной методике идут поиски путей активизации методов работы по развитию речи учащихся с учетом природы речи. Анализ способов речевого развития в детском саду с этих позиций также позволит осмыслить роль и место каждого метода в формировании языковой способности детей.
В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.
Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т.е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.
Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.
Резкой границы между продуктивными и репродуктивными методами также нет. Элементы творчества есть в репродуктивных методах, а элементы репродукции – в продуктивных. Соотношение их колеблется. Например, если в словарном упражнении дети выбирают из своего словарного запаса наиболее подходящее слово для характеристики предмета, то по сравнению с тем же выбором слова из ряда заданных или повторением вслед за воспитателем при рассматривании и обследовании предметов первое задание носит более творческий характер. В самостоятельном рассказывании творческое начало и воспроизведение могут также проявляться по-разному в рассказах по образцу, плану, предложенной теме. Характеристика хорошо известных методов с точки зрения характера речевой деятельности позволит более осознанно использовать их в практике работы с детьми.
В зависимости от задачи развития речи выделяют методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др.
Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.
Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.
Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах. Для того чтобы привлечь внимание детей к образцу, рекомендуется сопровождать его пояснениями, указаниями.
Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение не носило принудительного, механического характера, а предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.
Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.
Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.
Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Оценка дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы оценка повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.
Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) – «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями – «почему? зачем? чем похожи?» Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими. Педагогу необходимо овладеть методически правильной постановкой вопросов. Они должны быть четкими, целенаправленными, выражать основную мысль. Необходимо правильно определять место логического ударения в вопросе, направлять внимание детей на слово, несущее основную смысловую нагрузку. Структура вопроса должна служить образцом вопросительной интонации, облегчать ребенку ответ. Вопросы используются во всех методах речевого развития детей: разговорах, беседах, дидактических играх, при обучении рассказыванию.
Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.
Структурно — логическая схема 1. Методы и приёмы развития речи (Стерликова В.В.).
В дошкольной педагогике существуют и другие классификации приемов обучения. Так, в зависимости от их роли в процессе обучения выделяют прямые и косвенные приемы. Все выше названные словесные приемы можно назвать прямыми, а напоминание, реплика, замечание, подсказ, совет – косвенными.
Структурно — логическая схема 2. Методы развития речи детей.
В реальном педагогическом процессе приемы используются комплексно. Так, в обобщающей беседе могут быть использованы разного типа вопросы, показ предметов, игрушек, картин, игровые приемы, художественное слово, оценка, указания. Воспитатель пользуется разными приемами в зависимости от задачи, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Почему необходима характеристика методов развития речи с точки зрения характера речевой деятельности детей?
Почему нужны продуктивные методы?
Литература:
Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия»
«Помощь по сайту» — нажмите на изображение стрелочки — гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу ( модуль 3).
Для того чтобы с любой страницы сайта вернуться НА ГЛАВНУЮ страницу, достаточно кликнуть мышкой по ФИО автора сайта (Гольская Оксана Геннадьевна), также находящейся в верхнем правом углу страницы.
Источник
Речь играет важную роль в психологическом и социальном становлении ребенка. Нарушения в данной сфере приводят к замедлению формирования познавательных процессов, возникновению сложностей с усвоением школьной программы, делают малыша замкнутым и нерешительным.
Чтобы минимизировать вероятность появления подобных проблем, необходимо знать методики развития речи детей дошкольного возраста.
Этапы развития речи у детей от рождения до школы
Речь человека развивается поэтапно. Ее становление начинается с самого рождения. Отечественный психолог и лингвист Алексей Леонтьев выделил ряд важных этапов формирования речи, через которые проходит малыш: подготовительный, преддошкольный и дошкольный.
Подготовительный охватывает отрезок времени от рождения до года, он подразделяется на 3 этапа:
- крик. С его помощью новорожденный общается с окружающими людьми. Это первая голосовая реакция. Ею ребенок говорит маме о своем дискомфорте. Благодаря крику тренируются артикуляция, голос, дыхание;
- гуление. Длится до шестимесячного возраста. Младенец воспроизводит определенные звуки, их вариации (а-гы, бу-у-у, а-гу). На этом этапе важно поддерживать желание ребенка общаться. Для этого родителям следует повторять сказанное малышом;
- лепет. Этот этап длится до года. Является завершающей стадией подготовки младенца к полноценной речи. Дети начинают произносить повторяющиеся слоги (ма-ма, ва-ва, ба-ба, да-да, па-па). Сначала простые слова ребенок выговаривает неосознанно. Но уже к 10-12 месяцам дети начинают осмысленно употреблять «ма-ма», «ба-ба» и т.п.
Преддошкольный этап закачивается, когда груднички начинают осознанно произносить первые слова. Он длится с 12 месяцев до 3 лет. Первые детские слова носят обобщающий характер. Например, «дай» может означать просьбу, желание или предмет. Поэтому малыша пока понимают только члены семьи.
С полуторагодовалого возраста дети начинают выговаривать слова полностью, а не в усеченной форме. Продолжает пополняться лексикон. Малыши пытаются складывать простые слова в предложения без предлогов. Например, «Маша ам-ам» означает, что Маша хочет есть. К трем годам в речи формулируются вопросы: «Как?», «Где?», «Куда?», «Когда?».
Малыши до трех лет активно пользуются жестами
Ребенок учится использовать предлоги, согласовывать слова в падеже, числе, роде. Четырехлетние дети уже общаются при помощи сложноподчиненных и сложносочиненных предложений. Дошкольный этап формирования речи длится с 3 до 7 лет. Это время активного пополнения лексикона.
К концу дошкольного периода малыши правильно выговаривают все звуки и имеют широкий кругозор.
Методики речевого развития в детском саду
Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Существует множество приемов обучения малышей. Одной из популярных считается методика Алексеевой М.М. и Яшиной В.И.
Методика предполагает поэтапное обучение речи:
- наполнение лексикона;
- правильное воспроизведение звуков;
- грамматическое построение предложений;
- обучение ведению монологов, диалогов.
В методике развития речи Яшиной В.И. применяются такие приемы:
- словесные (осуществляется путем бесед, чтения, рассказов);
- наглядные (реализуется при помощи обследования предметов, знакомства с рисунками, фотографиями);
- практические (это театральные игры, рисование, конструирование, хороводы).
Методика развития речи Яшиной В.И. и Алексеевой М.М. предполагает использование таких словесных приемов:
- проговаривание;
- образец речевого общения;
- повторение;
- указание;
- объяснение;
- вопрос.
Чтение сказок и рассказов – отличный способ пополнения словарного запаса
Группы в дошкольных учебно-воспитательных учреждениях делятся на младшие, средние и старшие. Продуманная речь специалиста используется как образец для подражания. Чтобы мотивировать ребенка активно общаться, воспитатель подчеркивает его положительные качества, достижения. Словарные недочеты принято исправлять корректно и аккуратно.
В младших группах
Методика развития речи ребят предполагает освоение слов, понимание их смысла, ассоциацию. В младших группах, как правило, проводят занятия в виде игры. Запоминание слов происходит при изучении окружающего мира, разглядывании рисунков, игрушек и прочих предметов.
В это время воспитатель произносит звуки, ассоциируя их с определенным объектом. Слуховые занятия чередуются с выполнением артикуляционных упражнений. Для тренировки речевого аппарата воспитатель просит ребят улыбнуться, высунуть язык, провести им по верхним зубам, а затем надуть щеки.
Методика трехлетних малышей направлена на обучение правильному произношению звуков. Ребята учатся слышать и выговаривать согласные и гласные буквы. Дети часто путают шипящие и глухие звуки, пропускают их.
В садиках нередко проводят игры на дедукцию: «Завариваем чай», «Угадай, что спрятали», «Режем салат» и др. В ходе таких занятий ребенок учится не только разговаривать, но и выполнять действия с предметами. Также задачей воспитателя является создавать ассоциации для правильного формирования речи. С этой целью проводятся игры на количество.
В средних и старших группах
В средних и старших группах используют методику сравнения и коррекции речевых нарушений. Многократное повторение словесного элемента дает ребенку возможность запомнить звук и научиться произносить его правильно. Воспитатель объясняет суть и значение разных явлений, предметов. Это позволяет быстрее запомнить слова.
Задачей специалиста является закрепить освоенные навыки и сформировать разговорную речь у ребенка. Малышам предлагается вести связный диалог, слушать и поддерживать беседу. Проводятся простые занятия взаимосвязи и структуры предложений.
Для построения морфологической речи используются такие приемы:
- чтение литературы;
- разучивание стихов;
- постановка театральных сцен.
Методика становления речи Стародубовой Н.А. предполагает проведение обучающих коллективных занятий, направленных на воспитание усидчивости, оценку речевого уровня, творческих качеств. В средних и старших детсадовских группах малыши много общаются со сверстниками, используют речевые обороты, навыки. Участие в играх более взрослых детей способствует быстрому становлению речи.
Но такое объединение должно проходить под контролем воспитателей. Ведь некоторые старшие ребята могут дразнить и обижать малышей, смеясь над их еще неотработанной речью. Это негативно влияет на процесс развития. Лексикон малышей пополняется за счет рассказа-описания. Методическая система дает возможность развить воображение, память.
Игры по описанию включают:
- рассматривание предмета;
- выделение его особенных черт;
- определение составляющих предмета относительно друг друга;
- нахождение мелких составляющих;
- повторное восприятие.
Шестилетние дети должны уметь воссоздавать образы вещей в памяти, отвечая на вопросы воспитателя. Малыши способны рифмовать слова, сочинять простые стишки, составлять логически осмысленные рассказы.
Методика Ушаковой
Методика Ушаковой развития речи детей дошкольного возраста достаточно известная и эффективная. В ее основу включено усвоение простого материала, элементарных техник, с последующим переходом к более трудным занятиям.
Усложнение задач для малыша проводится поэтапно и незаметно. Уже после четырех занятий можно увидеть положительные результаты в становлении речи.
Большую роль в становлении речи младенца играют его родители, поэтому матерям даются такие рекомендации:
- правильно разговаривать с ребенком;
- просить малыша повторять несложные слова;
- во время игры называть предметы;
- регулярно рассказывать сказки, читать вслух детские книги;
- при неправильном произношении слов ребенком пытаться исправлять ошибки.
Методика Ушаковой предполагает индивидуальный подход. При разработке программы учитываются особенности здоровья, генетика, уровень развития, возраст малыша, его навыки и умения.
Речевые упражнения
Для развития речи рекомендуется выполнять специальные упражнения. Проводить занятия можно в форме игры, чтобы заинтересовать ребенка.
Эффективные речевые упражнения:
- поиск предмета. Перед малышом ставят минимум три игрушки. Просят его отвернуться и в этот момент прячут одну из вещей. Затем взрослый предлагает назвать, описать, какого предмета не хватает;
- сравнение картинок. Показать малышу рисунок с изображенными животными. Попросить его провести анализ. Например, жираф большой, а собачка маленькая;
- имитация голосов птиц и животных;
- запоминание скороговорок, чистоговорок;
- название предметов в единственном и множественном числе;
- описание сказки по картинке;
- поиск слов на предложенную букву;
- рифмование слов.
Видео по теме
Лекция по методике развития речи детей дошкольного возраста:
Таким образом, существуют разные методики развития речи. Все они предполагают выполнение занятий в игровой форме. Программу обучения следует разрабатывать с учетом возраста, генетических особенностей, состояния здоровья.
Источник