Методики развития слабовидящего ребенка
Автор: Шарнина Светлана Ивановна
Организация: ГБОУ РК ССШИ №1
Населенный пункт: Республика Крым, г. Симферополь
Физическое воспитание слепых и слабовидящих направлено на всестороннее развитие личности ребенка, социализацию в общество, подготовку их к жизни и труду, формирование основных двигательных умений и навыков, достижение высокого уровня физической подготовленности, повышение работоспособности. Оно осуществляется в тесном контакте с умственным, моральным, эстетическим воспитанием и профессионально — трудовым обучением и является определяющим в подготовке детей с нарушением зрения к самостоятельной жизни и повышению продуктивности их трудоспособности.
При нарушении зрения у слепых и слабовидящих детей существенно снижается двигательная активность, что отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора, ослабляются познавательные процессы. Чем в более раннем возрасте снижается или утрачивается зрение, тем более выраженные отклонения в развитии встречаются у таких детей. Установлено, что дети с нарушением зрения отстают в физическом развитии на всех возрастных этапах. У слепых и слабовидящих детей отмечается отставание в физическом развитии: росте, массе тела, жизненной емкости легких, объеме грудной клетки и других антропометрических показателях. У большинства слепых и слабовидящих детей наблюдаются нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, нарушение координации и точности движения. Мышечная сила значительно ослаблена, движения угловаты, медленны и нерешительны, наблюдается нарушение статического и динамического равновесия, обучающиеся испытывают трудности в выполнении согласованных движений рук и ног. Нарушения и аномалии развития зрительной системы отрицательно сказываются на формировании физических качеств — силы, быстроты, выносливости, координации, статического и динамического равновесия. У большинства таких детей затруднена пространственно — ориентировочная деятельность, макро и микроориентировка в пространстве. Важно учитывать не только наличие инвалидного дефекта, но и изменения психики, повышенной утомляемости, раздражительности, истощения нервной системы. У слепых и слабовидящих отмечаются отклонения в деятельности сердечно — сосудистой и дыхательной систем организма на всех возрастных этапах развития. Возрастная динамика физического развития у таких детей сохраняется такой же, как и в норме, но уровень физического развития значительно ниже. Отсутствие или снижение зрения как бы сдерживает естественный процесс физического развития таких детей. Серьезность вторичных отклонений и степень их обратимости во многом зависят от того, в каком возрасте произошло нарушение зрения, и когда началась коррекционная работа.
Поэтому первостепенной задачей физического воспитания детей слепых и слабовидящих является коррекционно — воспитательная работа по предупреждению и исправлению отклонений в физическом развитии и формированию двигательных качеств. Это возможно в условиях специального обучения и воспитания за счет мобилизации и использования резервных возможностей неполноценной зрительной системы, активизации функций двигательного анализатора в процессе занятий физкультурой.
Как известно, зрительная система связана не только с деятельностью коры больших полушарий мозга, но и с подкорковыми образованиями, в особенности с ретикулярной формацией, через которую проходят все нервные пути от периферии к центру. В тесной связи зрение находится с вегетативной нервной системой, оказывающей свое влияние на деятельность сердечно – сосудистой, дыхательной и других систем организма. Поэтому реализация резервных возможностей организма ребенка с нарушением зрения может быть эффективной только при рациональном двигательном режиме.
В школе слабовидящих осуществляются врачебная, воспитательная и обучающая работа, направленная на коррекцию и компенсацию явных дефектов. Коррекционно — педагогический процесс физического воспитания в школе для слабовидящих детей осуществляется с учетом возраста, пола, индивидуальных особенностей физического развития, обусловленных нарушениями зрения, вторичными отклонениями в формировании движений и пространственно — ориентировочной деятельности и уровня физической подготовки.
Решая задачи физического воспитания очень важно создать коррекционно-развивающую среду в процессе адаптивного физического воспитания, благоприятные условия для компенсации и коррекции двигательных функций, раскрытия резервных способностей, повышения двигательной активности, самостоятельности, переноса в повседневную жизнь жизненно необходимых двигательных навыков и умений и тем самым улучшить уровень качества жизни детей со зрительной депривацией.
При организации учебного процесса необходимо учитывать:
- принцип коррекционно — развивающей направленности процесса обучения и воспитания детей с патологией зрения, который предусматривает отбор специальных методов и приёмов педагогического воздействия на личность обучающегося, направленных на преодоление недостатков ее развития;
- принцип индивидуально — дифференцированного подхода в обучении и воспитании, который предусматривает необходимость учёта индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития слепых и слабовидящих школьников в осуществлении педагогической деятельности;
- принцип комплексного подхода в реализации образовательным учреждением своих функций.
С целью коррекции вторичных отклонений в развитии слабовидящих детей необходимо использовать на уроках физической культуры общеразвивающие, подготовительные, специальные упражнения на развитие двигательных, слуховых, зрительных функций, развитие бинокулярного зрения, координации движений, упражнения на внимание, память, осанку, упражнения в равновесии, на расслабление и дыхание, упражнения на пространственно – часовую ориентировку, упражнения в построении и перестроении, упражнения без зрительного контроля, упражнения с мячом, на развитие мелкой моторики рук, расширение функциональных возможностей организма, ритмические упражнения, упражнения на гибкость, ходьба, бег умеренной интенсивности, метание малых мячей. Эти упражнения можно выполнять по одному, в парах, тройках, группами, по станциям, без предметов и с предметами. Также необходимо выполнять специальные упражнения для зрительного тренинга: на улучшение функционирования мышц глаза, на улучшение кровообращения тканей глаза, на развитие аккомодационной способности глаза, на развитие кожно-оптического ощущения, на развитие зрительного восприятия окружающей обстановки и др.
Движение является сильным стимулятором всех физиологических функций организма. ОРУ и корригирующие упражнения благоприятно влияют на сердечно — сосудистую, дыхательную и психическую систему. Они помогают ученикам управлять своими движениями, выполнять их с большей амплитудой, в правильном направлении, темпе, ритме. Упражнения для формирования и коррекции осанки помогают правильно ученикам удерживать свое тело, стоя, сидя, при ходьбе и беге.
Уроки физической культуры лучше всего проводить на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении, с соблюдением гигиенических норм и требований. Крайне важно правильно дозировать нагрузку на уроке. Нагрузка может дозироваться: исходным положением, амплитудой движения, подбором упражнений по силе и сложности выполнения, темпом, ритмом, количеством повторений или подходов, весом (гантелей, набивных мячей), продолжительностью и интенсивностью выполнения и отдыхом между упражнениями. Также разные по характеру, силе и дозировке предлагаются упражнения для девочек и мальчиков. Следует обязательно осуществлять контроль состояния здоровья учащихся по частоте сердечных сокращений (ЧСС), частоте дыхания (ЧД) до и после физической нагрузки, восстановление ЧСС в конце урока.
При организации уроков должны соблюдаться принципы постепенности, последовательности, систематичности и правильного чередования нагрузок.
Основное внимание уделяется обучению технике выполнения и совершенствованию основных видов движений: ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания, равновесия. Овладение техникой легкоатлетических упражнений должно основываться на развитии у детей скорости, быстроты движений, силы разных мышечных групп, ловкости, гибкости и выносливости, а также на основе выполнения на занятиях специальных подводящих упражнений. Но упражнения в беге и ходьбе используются не только в коррекционных, но и лечебно — оздоровительных целях.
Значительное место отводится метанию, которое способствует развитию у слабовидящих детей умений и ловкости действий с мелкими предметами, попадания в цель. Дети учатся технично правильно бросать и метать малые и большие, а также набивные мячи, различные предметы на дальность и заданное расстояние, в цель.
Спортивные игры развивают у слабовидящих детей двигательные навыки, зрительные функции и способствуют развитию внимания, памяти, инициативы, смелости, выносливости, последовательности движений. Особой популярностью у детей пользуются такие спортивные игры — волейбол, баскетбол, которые проводятся по упрощенным правилам.
При организации уроков физической культуры нужно шире использовать смену деятельности в чередовании с отдыхом. Во время урока учитель должен помогать тем ученикам, которые чувствуют затруднения при выполнении задания. Обучающимся с низкой физической подготовкой и незначительными отклонениями в состоянии здоровья рекомендуется применять больше подготовительных и подводящих упражнений. Число повторений упражнения зависит от степени усвоения учебного материала и переносимости физической нагрузки. Для оценки физической нагрузки использую показатели ЧСС, а степень утомления определяю по внешним признакам: окраска кожи лица, потливость, дыхание, координация движений, внимание и самочувствие. На своих уроках я с детьми завела такое правило: тем учащимся, которым тяжело бежать или у которых появляется одышка и усталость во время выполнения беговой разминки, предлагается, не мешая другим, в центре круга выполнить самостоятельно упражнения на дыхание и расслабление, восстановив дыхание, эти учащиеся возвращаются в строй. В ОРУ предлагаю вводить специальные упражнения по диагнозу заболевания и проводить ОРУ в удобном для каждого ученика темпе.
Но следует учесть, что у учащихся с низким уровнем физического развития сдвиги в улучшении показателей физического развития протекают более медленно. Поэтому я провожу контрольные испытания в виде тестов, позволяющие выявить уровень развития у обучающихся отдельных физических качеств, сравниваю индивидуальные данные с нормативными показателями для школьников определенной возрастно — половой группы и на этой основе конкретизирую более эффективные пути повышения физической подготовки.
В нашем учебном заведении (ГБОУ РК «ССШИ №1») в каждом классе в зависимости от зрительного диагноза и сопутствующих заболеваний врач -офтальмолог распределяет всех учащиесяв 2 группы по физической культуре. Ко 2 группе отнесены учащиеся со стабильной зрительной динамикой. Они выполняют все упражнения в полном объеме по программе для специальных общеобразовательных учебных заведений для детей слепых и со сниженным зрением. К 1 группе отнесены учащиеся с нестабильной зрительной динамикой, со сложными зрительными диагнозами. Им не рекомендуется выполнять такие упражнения как: прыжки, метания, резкие наклоны, стойки на руках, голове, кувырки, упражнения с отягощением, упражнения высокой интенсивности, длительные мышечные напряжения и статические упражнения, нагрузки с большой интенсивностью в беге. Во время занятий с этой группой слабовидящих необходим индивидуальный подбор физических упражнений и форм физической культуры, инвентарь должен быть размечен специальными цветными метками.
Учащиеся этой группы во время изучения данных упражнений изучают технику выполнения этого упражнения, помогают учителю оценивать выполнение данных упражнений другими учащимися. Они отмечают ошибки при выполнении упражнения, осуществляют страховку и соблюдение техники безопасности.
При использовании разнообразных коррекционных упражнений происходит перестройка в двигательном анализаторе, улучшается мышечная работоспособность, нормализуется деятельность сердечно — сосудистой и дыхательной систем и улучшается функциональное состояние зрения у детей. Однако следует принимать во внимание, что во всех случаях слепые и слабовидящие нуждаются в осторожном подходе к занятиям физкультурой. Некоторые из физических упражнений, требующие статических напряжений больших групп мышц и значительного нервно-мышечного напряжения, слепым и слабовидящим детям противопоказаны.
В нашем учебном учреждении используются следующие формы работы с детьми, имеющими нарушение зрения:
- уроки физической культуры
- уроки ритмики и ЛФК
- утренняя гимнастика
- физкультурные и релаксационные паузы на уроках
- подвижные игры на переменах
- занятия в кружках
- экскурсии
- недели здоровья и спорта
- спортивные праздники и соревнования
- дни здоровья
Методы обучения слабовидящих различны и подбираются с учетом задач урока, возрастных и индивидуальных особенностей детей, их физической подготовки, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением. У слабовидящих доминирует зрительно – двигательно — слуховое восприятие. Они способны одновременно воспринимать одно — два движения или отдельные элементы движений. У слепых и слабовидящих детей основные формы восприятия — осязательно — двигательная и зрительно –двигательно – слуховая. Ведущее значение приобретают следующие методы обучения:
- словесные методы обучения: объяснение, рассказ, распоряжение, команда, беседа.
- звуковой метод (этот метод широко применяется, поскольку незрячим ученикам приходится часто пользоваться слуховым анализатором);
- метод наглядности (используется наглядность зрительная, а при отсутствии зрения – осязательная). При изготовлении наглядных пособий для детей с нарушением зрения используются преимущественно красный, желтый, оранжевый и зеленый цвета, а шрифт подбирается с учетом зрительного диагноза ребенка. При демонстрации объектов необходимо использовать контрастные фоновые экраны. Чтобы сформировать у обучающихся правильное, целостное восприятие учебного материала, нужно использовать демонстрацию двигательного действия и спортивного инвентаря. Наглядность обязательно должна сопровождаться словесным описанием. Для детей слепых и слабовидящих применяют: озвученные мячи, мячи с веревочкой, которая крепится к поясу, и ребенок, потерявший мяч, имеет возможность без посторонней помощи его поднять, мяч с запахом ванилина, который используется как обонятельный ориентир и др.
- метод показа («контактный метод» используют, когда ученик не понимает движения или составил о нем неправильное представление);
- метод дистанционного управления (учитель управляет действиями ученика с расстояния, посредством определенных команд);
- практические методы обучения: многократное выполнение учащимися различных упражнений. Обучение новому упражнению обычно начинают с ознакомления с ним. Затем разучивают основу техники выполнения и совершенствуют изучаемое упражнение в целом и в различных условиях.
- Выполнение упражнения по частям
- Выполнение упражнения в облегченных условиях: кувырок с мостика, бег под уклон.
- Выполнение упражнений в усложненных условиях: с дополнительными отягощениями, уменьшение площади опоры при передвижении.
- Выполнение упражнений с сопротивлением: в парах, с амортизатором, с активным нападающим в баскетболе.
- Использование ориентиров при передвижении.
- Использование имитационных упражнений: выполнение техники метания без мяча, упражнение «велосипед».
- Для младших классов – подражательные упражнения: как медведь, лягушка, ласточка, журавль.
- Использование веревочки или палки для бега с лидером, использование колокольчика, хлопков для ориентировки на звук.
- Изменение темпа, ритма, скорости, ускорения, направления движения при выполнении упражнения.
- Использование спортивного инвентаря при выполнении упражнений.
- Использование упражнений, которые требуют согласованных и синхронных действий партнеров.
Отсутствие ярких зрительных представлений обедняет эмоциональную жизнь детей с патологией зрения, снижает их познавательную и двигательную активность, поэтому возникает необходимость применения
- метода стимулирования двигательной активности (необходимо как можно чаще поощрять детей, давать им почувствовать радость движений, помогать избавляться от комплекса неполноценности, от чувства страха пространства, неуверенности в своих силах, по возможности создавать благоприятные условия для компенсации и коррекции двигательных нарушений).
Применяются следующие методы контроля:
- методы практического контроля в форме педагогического наблюдения: анализ и оценка учителем выполнения учебных заданий учащимися, реакций организма учащихся на нагрузки с учетом ощущений занимающихся, соответствие поведения учащихся установленным правилам (содержание и дозировка упражнений обеспечивают не только образовательный эффект (формирование двигательных умений и навыков), но и развитие физических и нравственных качеств, интеллектуальной и эмоциональной сферы занимающихся на основе активизации соответствующих видов их деятельности, расширения познавательного интереса.
- методы устного контроля в форме контрольной беседы, фронтального опроса, рассказа ученика (ученики побуждаются к продумыванию предстоящих действий в паузах между физическими упражнениями на основе анализа предыдущих, на основе наблюдений за действиями товарищей, при подведении итогов урока на основе анализа учителя и самооценки учащимися результативности выполненных на уроке видов деятельности).
- тестовый контроль (сдача контрольных, тестовых упражнений).
- методы самоконтроля используются учеником для прослеживания результативности личных занятий физическими упражнениями.
Таким образом, дети с различными нарушениями зрения нуждаются в профилактической и коррекционной работе, направленной на нормализацию двигательных функций. Эта работа должна предусматривать комплексный характер, оказывать положительное влияние на все ослабленные функции ребенка, обеспечивая наилучшие условия его жизнедеятельности и развития.
Литература:
- Азарян Р.Н. Физическое воспитание слепых и слабовидящих школьников в режиме дня. — М., 1987.
- Жигарев А.М. Воспитательная работа в школе-интернате для слепых детей. М., 1984.
- Сермеев Б.В. Физическое воспитание слабовидящих детей. — М., 1983.
- Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников. — М., Советский спорт, 2000.
- Толмачев Р.А. Адаптивная физическая культура и реабилитация слепых и слабовидящих. – М.: Советский спорт, 2004.
- Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М., 2000
Опубликовано: 22.11.2016
Источник