Методики развития речи и мышления ребенка
Изучение иностранных языков в раннем возрасте благоприятно действует на общее развитие навыков мышления и речи у детишек. То есть иностранный язык изучается не только ради владения языком, но и для развития мышления и речевых навыков в целом.
Когда ребенок начинает говорить; овладевает речью, он постепенно переходит на более высокую ступень отражения действительности — на ступень речевого мышления. У дошкольников активно и интенсивно растет словарный состав речи. Здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других – меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие и взрослые.
Ребенок 3 – 5 лет не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и при применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей и изменением его смысла. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно – оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством.
В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. Развивающееся мышление дает детям возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их.
По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью.
Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы.
Дети приобретают возможность рассуждать и о таких явлениях, которые не связаны с их личным опытом, но о которых они знают из рассказов взрослых, прочитанных им книжек.
Конечно, далеко не всегда рассуждения детей бывают логичными. Для этого им не хватает знаний и опыта. Нередко дошкольники забавляют взрослых неожиданными сопоставлениями и выводами.
От выяснения более простых, лежащих на поверхности связей и отношений вещей дошкольники постепенно приходят к пониманию гораздо более сложных и скрытых зависимостей. Так, трехлетние дети могут обнаружить только причины, состоящие в каком-либо внешнем воздействии на предмет (столик толкнули – он упал), в четыре года дошкольник начитает понимать, что причины явлений могут заключаться и в свойствах самих предметов (столик упал потому, что у него одна ножка), а уже в старшем дошкольном возрасте дети начинают указывать в качестве причин явлений не только сразу бросающиеся в глаза особенности предметов, но и менее заметные, но постоянные их свойства (столик упал, «потому что он был на одной ножке, потому что там еще много краев, потому что тяжелое и не подперто»). Путем рассуждений старший дошкольник может уточнять представления о причинах явлений и приходить к более правильному их пониманию.
Основная линия развития мышления – переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода – к словесному мышлению. Основным видом мышления в этом возрасте, тем не менее, является наглядно-образное. В простейших формах оно проявляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, в которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата, — перемещение предмета, его использование.
Младшие дошкольники способны решать более сложные задачи, где необходимо учесть связи между двумя или несколькими явлениями, происходящими одновременно или последовательно. Например, при конструировании: от величины основания постройки зависит ее устойчивость. Младшие дошкольники решают такие задачи при помощи ориентировочных действий, т.е. на уровне наглядно – действенного мышления.
В среднем дошкольном возрасте при решении более простых, а затем и сложных задач дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершенным в уме. Например, показав ребенку решение какой-либо задачи несколькими способами, ребенок может найти новый вариант ее решения в уме, не прибегая к внешним действиям с предметами.
В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием речи осваиваются понятия. Хотя они остаются на житейском уровне, содержание понятий начинает все больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывает большинство взрослых. Пока мышление ребенка остается наглядно-образным, слова для него выражают представления о тех предметах, действиях, свойствах, отношениях, которые ими обозначаются.
Логическое мышление формируется на основе образного, и дает возможность решать более широкий круг задач, усваивать научные знания. Развитое образное мышление подводит ребенка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщенные модельные представления, на которых в значительной мере строится затем процесс формирования понятий. Образное мышление – основа всякого творчества, оно является составной частью интуиции, без которой не обходится ни одно научное открытие.
Образное мышление в максимальной степени соответствует условиям жизни и деятельности дошкольника, тем задачам, которые возникают перед ним в игре, в рисовании, конструировании, в общении с окружающими. Именно поэтому дошкольный возраст наиболее сензитивен к обучению, опирающемуся на образы. Возможности формирования логического мышления следует использовать лишь в той степени, в какой это необходимо для ознакомления ребенка с некоторыми основами начальных научных знаний (например, для обеспечения полноценного овладения числом), не стремясь к тому, чтобы непременно сделать логическим весь строй его мышления.
Вы сами можете понаблюдать за своим малышом и определить, соответствует ли его уровень развития, его навыки и умения стандартам, которые предъявляются детям такого же возраста. Приводим табличку для определения соответствия развития мышления и речи ребёнка нормативным требованиям в возрасте от года и до 6 лет.
Каждый зеленый прямоугольник соответствует возрастному интервалу (например, самый нижний зеленый прямоугольник соответствует интервалу от нуля до одного года трех месяцев), в течение которого проявляется та или иная способность вашего ребенка – она указана справа от графика.
Проведите вертикальную линию, соответствующую возрасту вашего ребенка, и Вы поймете, какими способностями он должен обладать. Если большая часть навыков усвоена, можно говорить о том, что развитие соответствует нормам и стандартам, если же усвоена примерно половина навыков – это говорит о негармоничном развитии ребенка и возможно отставании в развитии. Если же Вашим ребенком усвоена часть навыков, соответствующих более старшему возрасту можно говорить об опережении сверстников в развитии мышления и речи.
Источник
Развитие речи и мышления детей дошкольного возраста
(познавательно – речевое развитие детей)
«Каков человек, такова и его речь» говорил в свое время Сократ. Речь – чудесный дар природы, но он не дается человеку сразу от рождения.
Должно пройти некоторое время, чтобы ребенок научился говорить. Осознавая свое «я» (Я- девочка, мне 3 года, я люблю рисовать, я могу прыгать, это мой друг, я хочу гулять), ребенок начинает самоутверждаться «я сам!», воздействовать на ситуацию, т.е. становится активным участником.
В самом раннем детстве закладывается то, какой будет наша речь.
Проблема развития речи у детей особенно актуальна в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит живое общение. Современные дети живут в эпоху высоких информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир. И родители, из хороших побуждений, слишком стремятся развивать своих детей, чей окружающий мир и так перенасыщен информацией. Это способствует тому, что у малышей формируется своеобразная защитная реакция «ничего не слышу, ничего не вижу, ничего не говорю». Впоследствии возникает речевая задержка и нарушения коммуникации. В последние годы, по данным статистики, увеличивается количество малышей с аутистическими тенденциями в развитии.
Предлагаю обратиться к истории.
Начало 20 века. Появился первый телефон. На первый план выходят слова точные, обозначающие конкретные факты. Отходит на второй план витиеватость, цветистость речи, свойственная 19 веку.
Конец 20 начало — 21 века – это бум информационных технологий. На сцену выходит знаковая система, система символов. Общение сводится к системе «Человек – машина». Это общение через Интернет, СМС — общение. Данная система требует краткости, минимизации символов и знаков. Слова — определения, сравнения, эпитеты и т. д. становятся лишними, отмирают, выпадают из активного словаря. Важнейшая часть нашего общения вживую: тон голоса, мимика, позы и жесты компенсируются смайликами, скобками. И ребенок, проводя все время перед экраном гаджетов, в виртуальном мире, не в состоянии как «прочитать» состояние своего собеседника, так и украсить свою речь невербальным общением.
Современные дети в большинстве своём слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают телепрограммы, которые не требуют их ответа, не реагируют на их отношение и на которые он сам никак не может воздействовать.
Для чего же так необходимо развивать речь ребенка?
В трудах великих педагогов и психологов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Г. А. Фомичева, К. Д. Ушинский) отмечалась взаимосвязь речи и мышления. «Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить.»
Речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, контроль за своим поведением, это средство осознания своих переживаний, и сознания себя в целом.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания.
Именно поэтому я выбрала тему своей работы познавательно-речевое развитие дошкольников.
Целью моей работы стало создание условий для познавательно-речевого развития ребят.
Для себя я поставила следующие задачи:
1. обогащать активный словарь детей через познавательно-исследовательскую деятельность;
2. обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми;
3. учить проявлять и словесно объяснять свои эмоции;
4. поддерживать интерес у детей и проявление инициативы и самостоятельности в их познавательно-речевом развитии;
5. мотивировать родителей постоянно общаться со своими детьми.
В своей работе я стараюсь реализовать принципы стандартов дошкольного образования:
1. При реализации первого принципа в течение всего дня, в группе, я выстраиваю деятельность таким образом, что каждый ребенок может выбрать себе игру, которая его увлекает на данный момент. Общение детей со сверстниками выстраивается в разных играх. Если малышу хочется уединиться, он имеет возможность выбрать себе дидактическую игру, либо занятия по интересу. В уголке для чтения есть книги, которые соответствуют теме недели, и которые постоянно обновляются. Чтение книг мы используем чаще всего во время свободной игры, перед сном: в спокойной обстановке, я читаю короткие рассказы, сказки и вместе с детьми мы обсуждаем характер героев, оцениваем их поступки, ищем другие варианты окончания сказок. В детских играх я выступаю не как наставник, а как партнер, это вы могли наблюдать и на моем занятии. Также вы могли увидеть и приемы для развития таких качеств как уверенность в себе (выслушивание каждого ответа, благодарность за личные ответы, индивидуальность, использование и проговаривание тех знаний, которые были получены в другой деятельности). В процессе игр, при появлении трудности в общении, и когда появляется необходимость ввода нового слова, я стараюсь ввести его в игровой форме, при этом происходит обогащение словаря детей.
2. Показанное занятие по познавательно – речевому развитию полностью подчиняется второму принципу стандартов. Дети выступают как субъекты педагогической ситуации. Они сами выбирали тот вид деятельности, которым они хотели бы заняться в той игровой ситуации, которая была создана ими же. Я постаралась создать условия для полноценного проявления и развития таких качеств, как лидерство, подчинение правилам, установленным в обществе, проявление и высказывание собственного мнения. Дети сами выбирали тот материал, с которым они будут работать из нескольких предложенных им.
3. В своей работе, как одну из форм совместной деятельности, я использую проектную работу. Она предполагает самостоятельную деятельность детей, в результате чего они учатся отыскивать и использовать в своих целях необходимую информацию (через общение со старшими, чтение дополнительной литературы, экспериментирования, проведения опытов, и т.д.), а также готовит ее оглашение перед сверстниками.
4. На показательном занятии реализацию четвертого принципа можно было наблюдать при выборе постановки проблемы, где мой вопрос прозвучал не как необходимость, а как предложение найти ответ на вопрос «Когда появились первые черепахи?», при выборе транспорта и способа его постройки. Таким образом, я пыталась поддержать инициативу ребят, поощряла любые их предложения, какими бы смешными они казались. Я уверена, что именно при таких условиях мы сможем воспитать уверенного в себе человека.
5. Одним из принципов стандарта является принцип сотрудничества с семьѐй. Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития ребят. Понятие «взаимодействия с семьѐй» нельзя путать с понятием «работа с родителями». В основе взаимодействия лежит равноправное участие их в образовательном процессе.
Предлагаю вам такую ситуацию, все мы мамы, женщины, приходим вечером после работы домой, готовим ужин, ваш ребенок увлеченно играет на планшете. Вас это устраивает, потому что он вам не мешает. Но в определенный момент вы обращаетесь к ребенку, чтобы попросить его о чем-то. Он не реагирует. Ваши действия? В нашем зале, полном специалистов, возникают проблемы в выборе действий, а что можно ожидать от простых родителей? Именно поэтому мы практикуем такие формы работы, которые способствуют сближению родителей и детей, ведь зачастую многие мамы и папы испытывают трудности в нахождении тем для разговора со своими детьми, в формах общения.
Мы организуем «Круглые столы» по темам: «Как начать разговор с сыном?», «Любимые игры моей доченьки», «Как вырастить настоящего мужчину?» и другие; устраиваем тематические выставки; организуем участие родителей на занятиях по ознакомлению с профессиями, когда каждый родитель приходит к детям и рассказывает им о своей профессии, показывает результаты своего труда; устраиваем совместные праздники, где родители выступают не в роли зрителей, а становятся участниками праздника, героями сказок; также мы используем «записки» малышей для своих родителей. В течение дня ребенок может написать своим родителям, то чем они занимались, либо то, что ему сегодня очень понравилось. Записки крепятся на дверцу шкафчика, вечером придя за ребенком, взрослые могут увидеть то, чем занимался малыш. И попросить его озвучить что изображено на его записке. Таким образом, мы, взрослые участвуем в развитии речи своих малышей.
6. Мы воспитываем личность, способную жить и трудиться в семье, команде, обществе, где есть определенные правила, законы. Моя главная задача – показать как появляются правила и для чего они нужны. На занятии мы оказываем помощь тому, кто не справляется, устанавливаем правила поведения с животными, соблюдаем правила поведения в транспорте (пристегнуть ремни, проследить, чтобы все были расположены с соблюдением безопасности). При этом каждый ребенок должен сначала осознать, а затем словесно сформулировать правило.
7. На своем занятии я использовала приемы исследовательской деятельности при ознакомлении детей с черепахами (панцирь твердый или мягкий, что делают черепахи когда боятся, чем питаются), а также путешествие «По реке времени».
Я cчитаю, чтобы ребенок смог связно рассказать о чем-нибудь, ему нужно самостоятельно осознать и принять это знание как своё, например, через действие с каким-то предметом. Возьмем песок – это сыпучий материал. Он состоит из маленьких твердых песчинок. Из сухого песка трудно что-либо сделать, а из мокрого можно лепить. А для этого необходимо подобрать такие слова, которые выражают основную мысль рассказа: «Песок сыпучий, сухой, из него невозможно слепить комочек. А из влажного, липкого песка можно слепить фигурки». По-моему мнению, развитие мышления ребенка невозможно без усвоения новых слов, которые выражают новые понятия.
8. В своей работе я использую игры, материалы, книги, которые соответствуют возрасту малышей и их индивидуальным особенностям.
Так, материалы, стимулирующие общение детей, доступны в различных центрах интересов (маленькие фигурки людей и животных в строительном уголке; пальчиковые куклы и рассказы в картинках в уголке для чтения; игрушки для ролевых игр внутри или вне помещения группы).
Детям я рассказываю о логических связях в то время, когда дети играют с материалами, которые стимулируют мышление (карты для расположения в определенной последовательности, игры на сходства/различия, игрушки разных размеров и формы, игры на сортировку, числовые и математические игры). Стимулирую детей проговаривать свои мысли вслух или объяснять ход своих рассуждений при решении проблем (почему они рассортировали объекты по разным группам; в чем заключаются сходства или различия двух картинок). Понятия в словарь детей ввожу с учетом интересов или их потребностей в решении определенных задач (рассказ о равновесии при строительстве высокого здания из кубиков; выяснение, сколько ложек необходимо для того, чтобы накрыть на стол).
9. На этом занятии мы затронули вопрос: «Почему черепахи не живут в нашей полосе?» Ведь любую игру и вид деятельности можно связать с местом, где мы живем, особенностями природы, климата, населяющих наш поселок людьми.
Ошибочно думать, что мы развиваем речь детей только во время специально организованной образовательной деятельности. Развитие речи и мышления наших малышей – непрерывный и захватывающий процесс, который начинается с примера взрослых и заканчивается самостоятельным детским творчеством.
Источник