Методики развития ребенка подготовка к школе

Методики развития ребенка подготовка к школе thumbnail

4 развивающие методики для малышей. Как готовить к школе

Каждый ребёнок индивидуален. Как же выбрать методику подготовки к школе с учётом характера, интересов и способностей малыша? Рассмотрим самые популярные варианты. Вот наиболее эффективные системы, по которым педагоги готовят детей к походу в первый класс.

1. Методика Зайцева

Дети с удовольствием учатся в процессе игры. Выдающийся отечественный педагог Николай Александрович Зайцев поставил этот принцип во главу угла своей образовательной системы — и её результаты впечатляют.

Особенности

  • Для обучения чтению на кубиках печатают не буквы, а слоги.
  • Кубики различаются по весу и цвету.
  • Внутрь разных кубиков помещают разные наполнители, которые при встряхивании издают специфические звуки.
  • Дети осваивают чтение не через зубрёжку, а через тактильные ощущения.

С помощью кубиков Зайцева дети в возрасте двух лет учатся читать примерно за полгода. Шестилеткам бывает достаточно пяти занятий.

Плюсы: С помощью этой методики учатся читать даже те малыши, которые больны аутизмом или страдают нарушениями зрения и слуха.

Критика: При произношении малыши часто проглатывают слоги и пропускают окончания. Когда дети идут в школу, им сложно усвоить, что такое фонемы и морфемы.

Нужен репетитор по подготовке к школе?

2. Методика Гленна Домана

Гленн Доман был военным врачом, но в какой-то момент ему пришлось начать заниматься развитием детей с травмами мозга. Он пришёл к выводу: если оказывать систематическое воздействие на один из органов чувств, можно повысить активность мозга в целом.

Согласно учению Домана, учёба наиболее эффективна в период роста мозга — в первые три года жизни ребёнка. К семи годам мозг практически перестаёт расти. Таким образом, чем раньше начать развивать малыша (как умственно, так и физически), тем лучше.

Особенности:

  • Урок длится не более 10 секунд.
  • В день проводится как минимум 10 уроков — но желательно больше, вплоть до 50.
  • Для обучения детей чтению используют демонстрационные карточки с крупно и ярко написанными словами.

Плюсы: По этой методике успешно учатся читать даже дети с особенностями развития. Более того: они начинают превосходить в физическом плане своих здоровых сверстников.

Критика: Дети становятся пассивным объектом обучения. Как следствие, в будущем у них могут возникать трудности с применением полученных знаний на практике. Творческое начало у малышей практически не развивается.

3. Система Монтессори

Итальянка Мария Монтессори произвела настоящую революцию в системе дошкольного образования в начале ХХ века. Изначально она работала с детьми, у которых наблюдались проблемы в умственном развитии. Ей хотелось, чтобы у всех малышей были равные возможности — и поэтому она разработала систему индивидуального подхода к каждому ребёнку.

Особенности:

  • Основной принцип — самостоятельная оценка собственной работы, творческий поиск своих ошибок и правильных решений.
  • В одной группе могут оказаться дети разного возраста: при этом старшие будут помогать младшим так же, как это происходит в семье.
  • Каждый ученик имеет право развиваться в своём собственном темпе.
  • Большое внимание личному пространству — персональное рабочее место на коврике или за столом для каждого ребёнка в группе.

Плюсы: Максимальное раскрытие индивидуальных особенностей ребёнка.

Критика: Система Монтессори не предполагает соревнований и конкуренции. Мало внимания уделяется развитию творческих способностей. После учёбы по Монтессори ребёнку трудно приспособиться к нормам и правилам обычного общества.

Нужен репетитор по подготовке к школе?

4. Методика Л.Г. Петерсон

Российский педагог-методист Людмила Георгиевна Петерсон заметила, что дети нередко испытывают страх перед чем-то новым. Следовательно, чтобы новая информация усваивалась легче, надо сделать процесс обучения интересным и весёлым.

Особенности:

  • Знания преподносятся по принципу «слоёного пирога». Проще говоря, новая информация наслаивается на старую.
  • Если материал слишком сложен для ребёнка, его можно отложить и вернуться к нему позже.
  • Основной акцент делается на математику и логику.
  • Обучение идёт в процессе игры.

Плюсы: Дети, которых обучают по такой методике, опережают сверстников в развитии минимум на год.

Критика: Слишком много времени и внимания уделяется математике. Мышление ребёнка становится формализованным.

Методики развития ребенка подготовка к школе

Вам также могут понравиться

Источник

Методы и средства подготовки детей к школе

В старшем  дошкольном возрасте закладывается интеллектуальная база для дальнейшего изучения сложных дисциплин в школе. И поэтому, без интуитивных навыков и  развитой логики здесь не обойтись, поэтому основной акцент при подготовке к школе необходимо делать на развитие познавательной готовности к школьному обучению, а именно на развитие логики детей.

Читайте также:  Развитие ребенка раннего возраста с дцп

Следовательно,  у детей должно быть приоритетным направлением обучения и воспитания развитие логического мышления. Именно этот критерий является определяющим при определении уровня подготовки ребёнка к школе.

Готовность ребенка к школе определяется следующими основными факторами:

— Общее развитие: развитие памяти, внимания и интеллекта. Сюда входят развитие речи ребенка и его словарный запас, знания об окружающем мире и о себе самом (имя, возраст, адрес, имена родных), начала математики; умение классифицировать предметы по признакам.

— Навыки самообслуживания, самоконтроля и дисциплины. Умение находиться в коллективе.

— Психологическая готовность к школе, желание ребенка пойти в школу, учиться.

Таким образом, подготовка к школе в детском саду осуществляется двумя способами: через тематические занятия и проекты и посредством общения со взрослыми и сверстниками.

В практической педагогике методики подготовки к школе представлены достаточным разнообразием, чтобы каждый детский сад, центр развития или родитель самостоятельно смогли определиться, какой из них придерживаться. Под методикой понимается совокупность принципов, методов и технологий, объединённых общей логикой и имеющих определённые теоретические предпосылки.

Методика раннего развития семьи Никитиных.

Супруги Никитины – авторы полноценной методики подготовки к школе, которая позволяет добиться разностороннего развития ребёнка и обеспечить его готовность к дальнейшему обучению.

Общие принципы методики подготовки к школе Никитиных:

Методику воспитания детей супруги Никитины вынесли из собственного педагогического и семейного опыта, а также путём наблюдений за воспитанием детей в разных семьях. Они констатировали, что родителям свойственно ударяться в две крайности, занимаясь ребёнком дома – это либо заорганизованность, либо заброшенность. В первом варианте ребёнка записывают в разные кружки, с ним занимаются репетиторы, он одновременно учит английский, занимается танцами, плаванием и игрой на фортепиано. Конечно же, о полноценном детстве в таком случае можно забыть. Другая ситуация противоположная: ребёнок предоставлен сам себе, и растёт «как трава у дороги», без дополнительных занятий и стимуляции развития. Конечно же, очевидно, что обе эти ситуации вредны для ребёнка. Основные принципы методики подготовки к школе Никитиных, выражаются в следующих постулатах: развитие должно быть свободным и творческим. Дети занимаются когда хотят и чем хотят, чередуя интеллектуальные и творческие занятия с обязательными занятиями спортом.

Спортивная атмосфера в методике Никитиных играет основополагающую роль: так как ребёнок от природы физически активен, то родители должны обязательно обеспечить его необходимыми возможностями, следуя его желаниям и предпочтениям. В вашем доме должны быть спортивные снаряды, вы должны обеспечить ребёнку возможность посещать спортивную секцию по его вкусу, и, конечно же, вы сами должны вести спортивный и здоровый образ жизни.

Кроме того, родители должны следить за развитием ребёнка и мягко и ненавязчиво стимулировать его. То есть, не заставлять ребёнка учить азбуку, а как бы невзначай покупать ему кубики с алфавитом, предлагать игры для изучения слов и прочее. В контексте подготовки к школе, это означает, что родителям не следует делать из поступления в школу культ, нужно просто добиться того, чтобы к моменту поступления ребёнок уже сам овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками в удобной и приемлемой для него форме.

Плюсы методики подготовки к школе Никитиных:

Методика свободная, с большим упором на творчество и физическое развитие. По методике Никитиных много информации, книг, много прекрасных развивающих интеллектуальных игр и пособий, найти и применять которые не сложно.

Минусы методики подготовки к школе Никитиных:

Главный минус заключается в том, что не все дети горят желанием самостоятельно заниматься, даже если для этого созданы все необходимые условия. Основополагающей задачей родителей в этом случае становится обеспечение стойкого интереса ребёнка к проводимым занятиям. Этого можно добиться, если никогда не создавать атмосферу принуждения ребёнка к занятиям и никогда не делать за ребёнка то, что он может сделать сам. Но, увы, есть такие дети, которых всё же сложно заинтересовать, и не всем родителям под силу добиться того, чтобы ребёнок захотел что-либо делать сам. Особенно это касается физического развития – для детей с флегматичным темпераментом или со слабым здоровьем, например, такие активные занятия спортом могут не подойти.

Подготовка к школе по методике Зайцева

Методика Зайцева включает в себя оригинальный подход к обучению письму, чтению, русскому и английскому, а также правописанию. Она широко применяется как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, и может быть реализована в домашних условиях.

Читайте также:  Центр развития ребенка на северо запад

Общие принципы методики подготовки к школе Зайцева:

Методика Зайцева широко эксплуатирует визуальное восприятие информации и в корне отличается от большинства подобных методик, являясь по-настоящему новаторской. Её главное кредо – обучить ребёнка всему необходимому, учитывая его индивидуальные особенности и без вреда для здоровья. Таким образом, методика Зайцева может применяться для обучения даже особенных детей, имеющих отклонения в развитии, как в физическом, так и в интеллектуальном. Методика Зайцева имеет очень хорошие рекомендации, как от педагогов и психологов, так и от физиологов, врачей, педиатров.

Плюсы методики подготовки к школе Зайцева:

Пособия и материалы, необходимые для занятий по методике, представлены большим разнообразием и широкодоступны. Методика активизирует различные каналы восприятия информации, что избавляет ребёнка от «заучивания», помогая ему сберечь своё здоровье, сэкономить время.

Минусы методики подготовки к школе Зайцева:

Методика лучше реализуется в условиях групповой работы, чем при индивидуальных занятиях дома.

Если вы начали придерживаться методики Зайцева только при обучении чтению, например, то следует использовать её же и для всех остальных аспектов обучения.

Применительно к подготовке к школе, методика Зайцева не рекомендуется (то есть, её не следует начинать применять непосредственно перед школой) – у детей, которые обучаются с помощью методики Зайцева, могут быть некоторые проблемы с адаптацией к школьной программе, так как традиционная подача материала в школах отличается от подачи информации по методике Зайцева.

Подготовка к школе по методике Монтессори

Это одна из наиболее популярных на сегодняшний день методик комплексного раннего развития и подготовки к школе, которая есть на слуху у всех родителей. Её повсеместно используют в детских садах и в специальных центрах, также её можно использовать и дома самостоятельно.

Общие принципы методики подготовки к школе Монтессори:

Методика Монтессори очень лояльна к детям, её ещё называют методикой саморазвития и самовоспитания. Очень много внимания уделяется развитию мелкой моторики и ощущений ребёнка (тактильных, вкусовых, обонятельных, а не только зрительных и слуховых). Родитель или педагог в этой системе занимают чёткую второстепенную позицию, только лишь помогая ребёнку и мягко направляя его, когда он в этом нуждается.

Плюсы методики подготовки к школе Монтессори:

Прочитав книги для родителей по системе Монтессори, каждый может сам придумывать согласующиеся с данной концепцией упражнения и игры для своих детей. Здесь не обязательно применять какие-то специальные пособия, наборы и другие материалы. Идеально методика Монтессори подходит для тех, у кого несколько детей – младшие дети тянутся к тем, кто старше, и старшие сами могут обучать младших. Относительно подготовки к школе, ребёнок-школьник может стать идеальным учителем своего братика или сестрёнки.

Минусы методики подготовки к школе Монтессори:

Методика Монтессори предполагает то, что родитель не просто оставит ребёнка развиваться так, как ему угодно, а будет создавать для него полноценную развивающую среду. Чтобы понять что это такое и суметь её сформировать, нужно подойти к этой методике основательно и не жалеть своего времени на постижение её азов. Недостаточно просто купить развивающие игрушки, созданные «по системе Монтессори» — тогда это не будет полноценным следованиям её принципам, так как данная система включает в себя целую философию, которую необходимо постичь [11, с. 33].

Ещё один ощутимый минус – отсутствие в методике подвижных и ролевых игр. Кроме того, система Монтессори крайне демократична, и это приносит вред процессу подготовки к школе, ведь многим детям, воспитывавшимся по этой методике, потом не хватает умения соблюдать дисциплину.

Логика – это краеугольный камень в развитии ребенка в целом. Без нее любые полученные ребенком знания не дадут нужного результата. От того владеет ли ребенок логическим мышлением  зависит его успеваемость на занятиях, процент усвоенных им знаний, внимательность и многое другое. Поэтому логическое мышление необходимо развивать у каждого ребенка, особенно перед школой.

Мыслить логично значит мыслить правильно. Чтобы ребенку это  удавалось нужно ему помочь развить это мышление.  Для развития логики существуют несколько способов и в первую очередь это специальные упражнения. Сегодня разработано  большое количество пособий и книг различных авторов, в которых собраны всевозможные упражнения на развитие логического мышления.

Прежде всего, упражнения для развития логики представляют собой предложение выбрать из нескольких предметов соответствующих условиям в задании и объяснить свой выбор. Например, даны три картинки с изображением одного и того же предмета, и нужно определить на которой из них есть  деталь, отсутствующая на остальных изображениях. Как вариант, можно попросить малыша  дополнить ряд предметов в определенной последовательности или   дорисовать недостающий элемент. Чаще всего дети с удовольствием выполняют подобные задания. Еще можно задавать ребенку вопрос, например, как лучше ходить по снегу, пешком или на лыжах, после ответа необходимо  попросить ребенка объяснить свой выбор.

Читайте также:  Занятия для успешного развития ребенка 4 года распечатать

Известно, что лучше усваивается материал, если преподнести его  ребенку в виде игры. Поэтому одним из способов развить логическое мышление у ребёнка, это дидактические игры. Можно предложить ему собрать конструктор или головоломку.

В результате таких упражнений и игр ребенок научится не только логично мыслить, но и объяснять свой выбор, делать умозаключения, максимально усваивать школьный материал, а  также это облегчит его общение со сверстниками. Поэтому развивать логическое мышление у ребенка просто необходимо.

Одной из методик развития логического мышления  

является система Дьенеша.

Золтан Дьенеш – венгерский педагог, психолог и математик. Дьенеш хотел сделать математику более доступной и понятной для детей. Он не понимал, почему математику считают трудной. Почему некоторые дети овладевают ей с легкостью, а другим она дается тяжело. Дьенеш провел много различных исследований и изобрел собственный наглядный материал для развития логического мышления (логические блоки или кубики Дьенеша) ребенка с помощью игры. Он создал уникальную авторскую методику обучения (которая получила название «новая математика») деток дошкольного возраста математике. В основу данной методики развития было положено изучение математики при помощи различных увлекательных игр.

Таким образом, чтобы подготовить ребёнка к школе  существует целый ряд разнообразных методик: Методика Монтессори, методика Зайцева, методика Никитиных. Все они имеют свои преимущества и недостатки.

Также следует отметить, что Золтан Дьенеш также придумал сказочную страну «Руританию», создал теорию шести стадий изучения математики, разработал  многочисленные логические игры.

Логические блоки – это набор, состоящий из 48 объемных геометрических фигур. Следует заметить, что в наборе нет ни одной точно такой же фигуры. Логические блоки Дьенеша – это своего рода уникальный конструктор для развития аналитический способностей у детей с помощью разнообразных интересных развивающих игр. С помощью данных игр дети тренируют память, внимание и восприятие, учатся анализировать информацию.

Геометрические фигуры в наборе различаются по следующим свойствам:

—       Форме. Объемные геометрические фигуры в форме круга, квадрата, треугольника и прямоугольника.

—       Цвету. Данные фигуры раскрашены в три основных цвета – красный, желтый и синий.

—      Размеру. Большие и маленькие.

—      Толщине. Толстые и тонкие.

Следовательно, каждая геометрическая фигура в наборе характеризуется по четырем признакам: форме, цвету, размеру и толщине.

В данной методике используется принцип “от простого к более сложному”. Следовательно, блоки Дьенеша можно использовать как для развития детей двух лет (самые простые игры), так и для развития логического мышления детей предшкольного и школьного возраста. По данным блокам можно заниматься как в группе, так и индивидуально.

В результате занятий по данной методике:

— дети смогут выявлять и абстрагировать в предметах определенное свойство (цвет, форма, толщина, размер).

— научатся сравнивать, классифицировать или обобщать предметы по необходимому признаку (цвету, форме, размеру, толщине).

— смогут анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по двум, трем, четырем признакам.

— научатся грамотно строить предложения, используя союзы и, или, частицу не. Научатся использовать более сложные грамматические структуры предложений.

— у детей развиваются способности производить действия в уме.

Перед тем, как начинать играть с ребенком с данным дидактическим материалом, нужно дать ребенку данные фигуры в свободный доступ. Пусть ребенок их потрогает, внимательно рассмотрит, ощупает, изучит самостоятельно. Только после этого переходите к конкретным развивающим играм.

Поступление в школу очень значимое событие, как для детей. ФГОС ДО предполагает, что содержание дошкольного образования превращается в опорную ступень для дальнейшего успешного обучения ребёнка в начальной школе. Одной из оптимальных возможностей наиболее эффективной подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста является игровая деятельность, так как она имеет важнейшее значение в познавательном развитии старшего дошкольника. Игра является одним из эффективных видов деятельности на данном возрастном этапе.

Источник