Методики на изучение познавательной сферы развития ребенка

КОМПЛЕКС МЕТОДИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРАВНЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ПМПк

Корректурная проба

( Тест Бурдона )

Цель: Исследование степени концентрации и устойчивости внимания.

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Испытуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные  указанные в инструкции буквы или знаки.

Инструкция: «На бланке с буквами, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 сек по моей команде «Черта» ставьте вертикальную черту, отмечая просмотренные вами знаки » (продемонстрировать пример выполнения работы).

Возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать. Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных не зачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60 –секундный интервал работы).

Концентрация внимания оценивается по формуле:

                                                            С х С

                                                   К =      п       ,

где С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым, п — количество ошибок (пропусков или ошибочно зачеркнутых знаков).

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания. Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:

А =  S  /   t

A —  темп выполнения,

S —  количество букв в просмотренной части корректурной таблицы

t  —  время выполнения.

По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена  «кривая истощаемости», отражающая устойчивость  внимания и работоспособность в динамике.

Показатель переключаемости вычисляется по формуле:

 С =      So       100 ,

               S

где     So – количество ошибочно проработанных строк,

           S  —  общее количество строк в проработанной испытуемым    части таблицы.

При оценке  переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

Объем внимания определяется количеством просмотренных букв.

Норма объема внимания для детей 6-7 лет – 400 знаков и выше, 8-10 лет – 600 знаков и выше.

Материал к методике «корректурная проба»

Фамилия, имя…………………………………………….класс…………….

дата………………………………..

8 7 3 5 2 9 7 5 2 1 1 6 7 5 4 1 2 2 9 7 6 9 0 3 4 3 5 4 2 6 1 1

4 1 6 4 8 9 8 2 4 0 5 3 2 7 5 2 1 9 5 5 0 2 5 2 2 8 6 3 5 5 2 2

4 7 2 9 2 6 6 5 4 7 3 3 0 4 2 2 3 5 0 1 1 9 5 2 8 8 6 6 0 5 5 2

8 7 3 2 2 7 0 6 2 6 9 0 5 3 6 1 9 8 2 2 4 4 4 0 1 9 5 2 2 7 6 4

4 5 9 9 5 0 8 8 7 2 8 6 3 1 9 0 3 8 2 2 7 9 5 1 2 8 8 7 5 7 5 6

8 7 3 5 2 7 6 8 9 6 4 2 2 1 0 8 6 6 4 5 2 2 1 9 8 6 7 6 5 5 4 2

8 7 6 8 6 5 7 2 2 1 9 3 3 8 4 5 2 1 1 6 7 9 4 4 2 2 1 9 8 6 7 6

6 0 8 4 3 2 8 4 0 1 2 6 7 8 3 6 5 0 7 1 8 6 4 3 4 3 4 7 4 2 1 1

8 7 3 5 2 9 7 5 2 1 1 6 7 5 4 1 2 2 9 7 6 9 0 3 4 3 5 4 2 6 1 1

4 1 6 4 8 9 8 2 4 0 5 3 2 7 5 2 1 9 5 5 0 2 5 2 2 8 6 3 5 5 2 2

4 7 2 9 2 6 6 5 4 7 3 3 0 4 2 2 3 5 0 1 1 9 5 2 8 8 6 6 0 5 5 2

8 7 3 2 2 7 0 6 2 6 9 0 5 3 6 1 9 8 2 2 4 4 4 0 1 9 5 2 2 7 6 4

4 5 9 9 5 0 8 8 7 2 8 6 3 1 9 0 3 8 2 2 7 9 5 1 2 8 8 7 5 7 5 6

8 7 3 5 2 7 6 8 9 6 4 2 2 1 0 8 6 6 4 5 2 2 1 9 8 6 7 6 5 5 4 2

8 7 6 8 6 5 7 2 2 1 9 3 3 8 4 5 2 1 1 6 7 9 4 4 2 2 1 9 8 6 7 6

6 0 8 4 3 2 8 4 0 1 2 6 7 8 3 6 5 0 7 1 8 6 4 3 4 3 4 7 4 2 1 1

9 7 3 5 2 9 7 5 2 1 1 6 7 5 4 1 2 2 9 7 6 9 0 3 4 3 5 4 2 6 1 1

4 1 6 4 8 9 8 2 4 0 5 3 2 7 5 2 1 9 5 5 0 2 5 2 2 8 6 3 5 5 2 2

4 7 2 9 2 6 6 5 4 7 3 3 0 4 2 2 3 5 0 1 1 9 5 2 8 8 6 6 0 5 5 2

8 7 3 2 2 7 0 6 2 6 9 0 5 3 6 1 9 8 2 2 4 4 4 0 1 9 5 2 2 7 6 4

4 5 9 9 5 0 8 8 7 2 8 6 3 1 9 0 3 8 2 2 7 9 5 1 2 8 8 7 5 7 5 6

8 7 3 5 2 7 6 8 9 6 4 2 2 1 0 8 6 6 4 5 2 2 1 9 8 6 7 6 5 5 4 2

8 7 6 8 6 5 7 2 2 1 9 3 3 8 4 5 2 1 1 6 7 9 4 4 2 2 1 9 8 6 7 6

6 0 8 4 3 2 8 4 0 1 2 6 7 8 3 6 5 0 7 1 8 6 4 3 4 3 4 7 4 2 1 1

8 7 3 5 2 9 7 5 2 1 1 6 7 5 4 1 2 2 9 7 6 9 0 3 4 3 5 4 2 6 1 1

4 1 6 4 8 9 8 2 4 0 5 3 2 7 5 2 1 9 5 5 0 2 5 2 2 8 6 3 5 5 2 2

4 7 2 9 2 6 6 5 4 7 3 3 0 4 2 2 3 5 0 1 1 9 5 2 8 8 6 6 0 5 5 2

8 7 3 2 2 7 0 6 2 6 9 0 5 3 6 1 9 8 2 2 4 4 4 0 1 9 5 2 2 7 6 4

4 5 9 9 5 0 8 8 7 2 8 6 3 1 9 0 3 8 2 2 7 9 5 1 2 8 8 7 5 7 5 6

8 7 3 5 2 7 6 8 9 6 4 2 2 1 0 8 6 6 4 5 2 2 1 9 8 6 7 6 5 5 4 2

8 7 6 8 6 5 7 2 2 1 9 3 3 8 4 5 2 1 1 6 7 9 4 4 2 2 1 9 8 6 7 6

6 0 8 4 3 2 8 4 0 1 2 6 7 8 3 6 5 0 7 1 8 6 4 3 4 3 4 7 4 2 1 1

0 8 7 6 8 6 5 7 2 2 1 9 3 3 8 4 5 2 1 1 6 7 9 4 4 2 2 1 9 8 6 7

6 0 8 4 3 2 8 4 0 1 2 6 7 8 3 6 5 0 7 1 8 6 4 3 4 3 4 7 4 2 1 1

Материал к методике «корректурная проба»

Фамилия, имя…………………………………………….класс…………….

дата………………………………..

Н К Е Л Ы С Н Л С А К Е К Х Е В С К Х Д Р К М Б Э Г К З Р У Ц

В Х Е И С Т Л Э К Л Ш Ю Ю Г К П У В А О И Ь Л А С Н К Н Р О С Т Ю Р Ш Щ А С Ч Н Р И М Т Б Ю Ж Ш Н Е К Р Е А В П Р Д Х Э Ф У К Н А Р И Т Ь Р С Ч П А Ш Щ З В С П И О Р А В С Е Н Г Ш Щ З Х О Р И А С С Ч П М Р Н А К В Р О Д Ь Т И М С Ч Р П А О И А В Н Г Ш Р П М С А Л Ж Э З Г Н К К Р А П И Т Р О Т Л Н К Ц Й П Р

Н К Е Л Ы С Н Л С А К Е К Х Е В С К Х Д Р К М Б Э Г К З Р У Ц

В Х Е И С Т Л Э К Л Ш Ю Ю Г К П У В А О И Ь Л А С Н К Н Р О С Т Ю Р Ш Щ А С Ч Н Р И М Т Б Ю Ж Ш Н Е К Р Е А В П Р Д Х Э Ф У К Н А Р И Т Ь Р С Ч П А Ш Щ З В С П И О Р А В С Е Н Г Ш Щ З Х О Р И А С С Ч П М Р Н А К В Р О Д Ь Т И М С Ч Р П А О И А В Н Г Ш Р П М С А Л Ж Э З Г Н К К Р А П И Т Р О Т Л Н К Ц Й П Р

Н К Е Л Ы С Н Л С А К Е К Х Е В С К Х Д Р К М Б Э Г К З Р У Ц

В Х Е И С Т Л Э К Л Ш Ю Ю Г К П У В А О И Ь Л А С Н К Н Р О С Т Ю Р Ш Щ А С Ч Н Р И М Т Б Ю Ж Ш Н Е К Р Е А В П Р Д Х Э Ф У К Н А Р И Т Ь Р С Ч П А Ш Щ З В С П И О Р А В С Е Н Г Ш Щ З Х О Р И А С С Ч П М Р Н А К В Р О Д Ь Т И М С Ч Р П А О И А В Н Г Ш Р П М С А Л Ж Э З Г Н К К Р А П И Т Р О Т Л Н К Ц Й П Р

Читайте также:  Роль выготского в развитии аномального ребенка

Н К Е Л Ы С Н Л С А К Е К Х Е В С К Х Д Р К М Б Э Г К З Р У Ц

В Х Е И С Т Л Э К Л Ш Ю Ю Г К П У В А О И Ь Л А С Н К Н Р О С Т Ю Р Ш Щ А С Ч Н Р И М Т Б Ю Ж Ш Н Е К Р Е А В П Р Д Х Э Ф У К Н А Р И Т Ь Р С Ч П А Ш Щ З В С П И О Р А В С Е Н Г Ш Щ З Х О Р И А С С Ч П М Р Н А К В Р О Д Ь Т И М С Ч Р П А О И А В Н Г Ш Р П М С А Л Ж Э З Г Н К К Р А П И Т Р О Т Л Н К Ц Й П Р

В Х Е И С Т Л Э К Л Ш Ю Ю Г К П У В А О И Ь Л А С Н К Н Р О С Т Ю Р Ш Щ А С Ч Н Р И М Т Б Ю Ж Ш Н Е К Р Е А В П Р Д Х Э Ф У К Н А Р И Т Ь Р С Ч П А Ш Щ З В С П И О Р А В С Е Н Г Ш Щ З Х О Р И А С С Ч П М Р Н А К В Р О Д Ь Т И М С Ч Р П А О И А В Н Г Ш Р П М С А Л Ж Э З Г Н К К Р А П И Т Р О Т Л Н К Ц Й П Р

Н К Е Л Ы С Н Л С А К Е К Х Е В С К Х Д Р К М Б Э Г К З Р У Ц

В Х Е И С Т Л Э К Л Ш Ю Ю Г К П У В А О И Ь Л А С Н К Н Р О С Т Ю Р Ш Щ А С Ч Н Р И М Т Б Ю Ж Ш Н Е К Р Е А В П Р Д Х Э Ф У К Н А Р И Т Ь Р С Ч П А Ш Щ З В С П И О Р А В С Е Н Г Ш Щ З

МЕТОДИКА «ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ»

Цель: Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для лиц разных возрастов.

Испытуемому предлагается поочередно пять таблиц, а которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Инструкция: Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

14

9

2

21

13

22

7

16

5

10

4

25

11

18

3

20

6

23

8

19

15

24

1

17

12

   2

13

1

8

20

17

6

25

7

11

22

18

3

15

19

10

5

12

24

16

14

23

4

9

21

21

11

1

19

24

2

20

18

5

10

4

13

25

16

7

17

6

14

9

12

22

3

8

15

23

5

21

23

4

25

11

2

7

13

20

24

17

19

6

18

9

1

12

8

14

16

10

3

15

22

3

17

21

8

4

10

6

15

25

13

24

20

1

9

22

19

12

7

14

16

2

18

23

11

5

Основной показатель – время выполнения работы, а также количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена кривая истощаемости (утомляемости)», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

t время

С помощью этого теста можно вычислить такие показатели, как: эффективность работы (ЭР), степень врабатываемости (ВР), психическая устойчивость (ПУ),предложенные А. Ю. Козыревой.

Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5

                                          ЭР =                     5

где   Т1 – время работы с первой таблицей,

        Т2 – время работы со второй таблицей,

        Т3– время работы с третьей таблицей,

Читайте также:  Принцип развивающего образования целью которого является развитие ребенка

        Т4 – время работы с четвертой таблицей,

        Т5– время работы с пятой таблицей.

Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.

возраст

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

10 лет

45 и

меньше

46-55

56-65

66-75

76 и

больше

11 лет

35 и

меньше

36-45

46-55

56-65

66 и

больше

12 лет

30 и

меньше

31-35

36-45

46-55

56 и

больше

                                                                                   Т1

      ВР = ЭР

Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.

Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:

                                                                Т4

ПУ = ЭР

Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданной работы.

ЗАУЧИВАНИЕ 10 СЛОВ

(Методика предложена А.Р. Лурия)

Цель: Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Материал: Протокол с десятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющими между собой никакой связи (таблица 1). Методика может быть использована как для детей с пяти лет, так и для взрослых.

Инструкция: состоит из нескольких этапов:

а) «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь, сколько вспомнишь, в любом порядке».

б) ) «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты прослушаешь их и повторишь и те, которые уже называл и те, которые запомнишь сейчас. Назвать слова можно в любом порядке».

Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым произведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Через час ( по просьбе исследователя ) испытуемый воспроизводит без предварительного зачитывания, запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

ИНТЕРПРИТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:

По полученному протоколу составляется график, «кривая запоминания». По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания. Так у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество слов, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. К третьему повтору испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.

Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомляемость. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый сразу воспроизвел 8-9 слов, а  затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая графика не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, воспроизведенных через час, свидетельствует о долговременной памяти.

Протокол

Фамилия, имя                                                                возраст                

№п/п

число

хор

камень

гриб

кино

зонт

море

шмель

лампа

рысь

дополнит

слова

ТАБЛИЦА 1

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ МЕТОДИКА Р. АМТХАУЭРА
(ДЕТСКИЙ ВАРИАНТ)

Методика предназначена для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет. Она состоит из 4-х субтестов, включает в себя вербальные задания, подобранные с учетом программы начальных классов.

В состав первого субтеста входят задания, требующие от испытуемого дифференцировать существенные признаки предметов и явлений  и несущественные, второстепенные. По результатам выполнения задач субтеста можно судить о запасе знаний у испытуемого.

Второй субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения «пятого лишнего». Данные, полученные при обследовании этой методикой, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов и явлений.

Третий субтест представляет собой умозаключения по аналогии. Для их выполнения необходимо уметь устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

Четвертый субтест направлен на выявление умения обобщать (ребенок должен назвать понятие, объединяющее  слова каждого задания).

Перед каждым субтестом необходимо давать по 2-3 тренировочных упражнения, позволяющих детям полностью понять предлагаемые задания.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

  1. Каждый ответ оценивается баллами по таблице, максимальная сумма баллов при правильном выполнении всех заданий – 100 баллов.

вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

субтест I

1,9

2,8

2,7

2,3

2,6

2,2

2,8

3,4

2,8

2,6

субтест II

2,6

2,3

2,7

2,6

2,4

2,5

2,3

2,5

3,0

2,7

субтест III

2,0

2,4

2,2

2,6

2,4

2,1

2,5

2,2

2,2

2,2

субтест IV

2,6

3,0

2,1

2,2

2,6

3,0

2,8

2,2

2,4

2,2

  1. Максимальная сумма баллов распределена по субтестам:

I, II  субтесты – по 26 баллов

III субтест      –       23 балла

IV субтест      –       25 баллов.

3.По сумме набранных баллов выделяется три группы детей:

1 группа  — 75-100 баллов (высший уровень умственного развития);

2 группа  — 50-74 баллов (средний уровень умственного развития);

3 группа  — 25-49 баллов (низкий уровень умственного развития).

Бланк ответа к методике Р. Амтхауэра (детский вариант)

Дата______________класс____________Ф.И.______________________________

СУБТЕСТ 1

Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит предложение. Подчеркни его.

Например: Заяц больше похож на… (кошку, собаку, кролика, белку, ежа). Правильный ответ: на кролика.

Читайте также:  Развитие ребенка в утробе от зачатия до родов

Следующий пример: Обед не может состояться без… (стола, сервиза, пищи, голода, воды). Правильный ответ: без пищи.

  1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
  2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
  3. В году (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.
  4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
  5. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец).
  6. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда).
  7. Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник).
  8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
  9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень).
  10. Город  России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

СУБТЕСТ 2

Здесь в каждой строчке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишне» слово надо найти и подчеркнуть.

Например: стол, кровать, стул, шкаф, часы. Слово часы – «лишнее».

Следующий пример: слива, яблоко, груша, огурец, вишня. Слово огурец – «лишнее».

1.Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2. Река, озеро, море, мост, болото.

3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопатка.

4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.

5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник.

6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.

8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение.

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

СУБТЕСТ 3

В этом задании предлагаются три слова. Между первым и вторым словами существует определенная связь. Между третьим и одним из  пяти слов, предложенных на выбор, существует такая же связь. Найди это слово и подчеркни его.

Например: Лес – деревья. Библиотека — … (сад, двор, город, театр, книги).

Следующий пример: Бежать – стоять. Кричать… (Молчать, ползать, шуметь, звать, плакать). Правильный ответ: молчать.

  1. Огурец – овощ. Георгин -… (сорняк, роса, садик, цветок, земля).
  2. Учитель – ученик. Врач -…(очки, больные, больной, термометр).
  3. Огород – морковь. Сад -… (забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка).
  4. Цветок – ваза. Птица -… (клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья).
  5. Перчатка – рука. Сапог -… (чулки, подошва, кожа, нога, щетка).
  6. Темный – светлый. Мокрый -… (солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный).
  7. Часы – время. Термометр -… (стекло, температура, кровать, больной, врач).
  8. Машина – мотор. Лодка — … (река, моряк, болото, парус, волна).
  9. Стул – деревянный. Игла -… (острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная).
  10. Стол – скатерть. Пол -… (мебель, ковер, пыль, доска, гвозди).

СУБТЕСТ 4

Для пары слов можно подобрать одно название , например: брюки, платье — одежда; треугольник, квадрат – геометрические фигуры. Придумай названия к каждой паре.

1. Метла, лопата …                                                                                

2. Окунь, карась …                                                                                

3. Лето, зима …                                                                                        

4. Огурец, помидор …                                                                                

5. Сирень, шиповник …                                                                        

6 Шкаф, диван …                                                                                        

7 День, ночь…                                                                                        

8 Слон, муравей …                                                                                

9. Июнь, июль …                                                                                        

10. Дерево, цветок …                                                                                

ТОЛКОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ

Цель: исследование уровня, целенаправленности мышления. умения понимать и оперировать переносным смыслом текста, дифференцированности и целенаправленности суждений, степень их глубины, уровень развития речевых процессов.

Ход выполнения и интерпретация: Испытуемому называют несколько метафор и пословиц и просят объяснить их отвлеченный переносный смысл.

Буквальное истолкование фразы, либо объяснение при помощи приведения примеров из собственного опыта, свидетельствует о низком уровне общения. Результат можно оценить с помощью таблицы

оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

количество правильных ответов

20

19

18

15-17

13-15

10-12

7-8

5-6

4

Можно изменить данный тест, предложив испытуемому сравнить между собой фразы и найти среди них сходные или противоположные по смыслу. Это позволит определить уровень сформированности ассоциативных процессов и гибкости мышления.

Варианты предъявляемых пословиц

  1. Куй железо, пока горячо. 2.Не в свои сани не садись. 3. Нет дыма без огня.

4. Не все то золото, что блестит. 5. Лес рубят – щепки летят. 6. Шила в мешке не утаишь. 7. В тихом омуте черти водятся. 8. Любишь кататься – люби и саночки возить. 9.Что посеешь, то и  пожнешь. 10. Не все коту масленица.

11. Цыплят по осени считают. 12. Нечего на зеркало пенять, коли кожа крива. 13. Не красна изба углами, а красна пирогами. 14. Тише едешь – дальше будешь. 15. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. 16. Семь раз отмерь – один раз отрежь. 17. Встречают по одежке, провожают по уму. 18. Не по Сеньке шапка. 19. Как аукнется, так и откликнется. 20. Мал золотник, да дорог. 21. Горбатого могила исправит. 22. Один в поле не воин. 23. Кривить душой. 24. кот наплакал. 25. Глас вопиющего в пустыне. 26.Кишка тонка. 27. Два сапога – пара.

28. Вбить себе в голову. 29. Голова садовая. 30. Язык мой – враг мой. 31. Заставь дурака Богу молиться, он себе и лоб разобьет. 32. Молодец среди овец. 33. Мурашки по коже. 34. Один с сошкой – семеро с ложкой. 35. Как обухом по голове. 36. Комар носа не подточит. 37. Пятое колесо у телеги. 38. Дальше в лес – больше дров. 39. Как гром среди ясного неба. 40. Денег куры не клюют. 41. Душа ушла в пятки. 42. Бросить тень на плетень. 43. Толочь воду в ступе. 44. Пустить козла в огород. 45. Мало каши ел. 46. Буря в чайном блюдце. 47. Овчинка выделки не стоит. 48. Рад бы в рай, да грехи не пускают.

49. Запретный плод сладок. 50.  Хоть кол на голове теши. 51. Волков бояться – в лес не ходить. 52. Отдал Богу душу. 53. Одного поля ягода.54. Золотые руки. 55. Золотое сердце. 56. Золотая голова.

Источник