Методики на изучение особенности развития личности ребенка

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа – интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья № 91 г. Ульяновск»

Диагностические методики, выявляющие

уровень развития личностных особенностей детей

Ульяновск

2019 год

МЕТОДИКА «КАКОЙ Я?»

Методика “Какой Я?” предназначена для определения самооценки ребенка 6-9 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов

Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы типа “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития самооценки:

Протокол методики “Какой я”

№ п/п

Оцениваемые качества

личности

Оценки по вербальной шкале

да

нет

иногда

не знаю

1

Хороший

2

Добрый

3

Умный

4

Аккуратный

5

Послушный

6

Внимательный

7

Вежливый

8

Умелый (способный)

9

Трудолюбивый

10

Честный

10 баллов — очень высокий 

8-9 баллов — высокий

4-7 баллов — средний

2-3 балла — низкий

0-1 балл — очень низкий

Согласно возрастной норме, самооценка дошкольника высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами “да” на все вопросы ребенок утверждает, что он “послушный всегда”, “честный всегда”, можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам.

МЕТОДИКА «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»

Цель: выявить нравственные представления учеников.

Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.

Возраст: младший школьный

Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование

Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:

1.Тебе нравиться когда тебя уважают твои одноклассники?

А    Нравиться      Б     Не очень нравиться             В     Не нравиться

2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?

А    Сделаю замечание и помогу убрать

Б     Сделаю замечание и подожду пока он все уберет

В     Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать

3. Ты   взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?

А   Отремонтирую книгу или попрошу своих  родителей купить новую                              Б     Незнаю

В     Тихонько отдам, чтобы не заметили

4.Ты поступишь, если в школьной столовой  во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.

А    Извинюсь и уберу за собой         Б     Незнаю   В  Ничего делать не буду, есть же уборщица

5. Часто ты  приходишь в школу в грязной одежде?

А    Нет                Б     Иногда                  В     Да

6. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя  и спрятал(а) ее?

А    Помогу другу извиниться перед учителем  и признаться в поступке

Б     Скажу другу, что надо извиниться перед учителем  и признаться в поступке, но пусть извиняется сам

      В     Сделаю вид, что не заметил

7.Часто ли ты уступаешь  место в автобусе пожилому человеку или женщине?

А    Часто              Б     Иногда                 В     Почти никогда

8.Часто ли  ты предлагаешь  друзьям (подругам) помощь в уборке класса?

А    Часто                Б     Иногда                    В     Почти никогда

Обработка данных:

За первый ответ (А) – 2 балла,

За второй ответ (Б) – 1 балл,

За третий ответ (В) – 0 баллов.

Интерпретация:

Высокий уровень (12-16 баллов): такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.

     Средний    уровень (6-11 баллов):     такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.

Читайте также:  Игры на развитие усидчивости у ребенка

      Низкий уровень (0-5 баллов): школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета  интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и  отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками,   взаимоотношениях с учителем.

МЕТОДИКА «ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» М.Р. Гинзбурга

В соответствии с основными компонентами (показателями) мотивации учения данная диагностическая методика включает в себя шесть содержательных блоков: личностный смысл обучения; степень развития целеполагания; виды мотивации; внешние или внутренние мотивы; тенденция на достижение успеха или неудачи при обучении; реализация мотивов обучения в поведении. Каждый блок представлен в анкете тремя вопросами.

В методике для детей младшего школьного возраста (переходящих из начальных классов в средние) акцент ставится на выявление общего (итогового) уровня мотивации успеха в целом и преобладающих мотивов.

Цель: выявить уровень развития учебной мотивации учащегося.

Ход проведения. В форме анкеты учащемуся предлагаются неоконченные предложения и варианты ответов к ним. Время на заполнение анкеты – 20 минут. Следует выбрать для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов.

Инструкция для учащегося.

Дорогой друг! Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.

Анкета для учащегося

Дата_________ Ф.И._________________________________________

Класс_______________

1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы…

а)получить хорошую отметку;                        б)наш класс был лучшим;                                                          в)принести больше пользы людям;                 г)получать впоследствии много денег;

д)меня уважали и хвалили товарищи;            е)меня любила и хвалила учительница;

ж)меня хвалили родители;                               з)мне покупали красивые вещи;

и) меня не наказывали;                                     к) я больше знал и умел.

2.        Я не могу учиться лучше, так как…

а)у меня есть более интересные дела;

б)можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;                в)мне мешают дома;

г)в школе меня часто ругают;                                       д)мне просто не хочется учиться;

е)не могу заставить себя делать это;                            ж)мне трудно усвоить учебный материал;

з)я не успеваю работать вместе со всеми.

3.        Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что…

а)я хорошо знаю учебный материал;                     б)мои товарищи будут мной довольны;

в)я буду считаться хорошим учеником;                г)мама будет довольна;

д)учительница будет рада;                                      е)мне купят красивую вещь;

ж)меня не будут наказывать;                                  з)я не буду тянуть класс назад.

4.        Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что…

а)я плохо знаю учебный материал;                                б)это получилось;

в)я буду считаться плохим учеником;                           г)товарищи будут смеяться надо мной;

д)мама будет расстроена;                                               е)учительница будет недовольна;

ж)я весь класс тяну назад;                                              з)меня накажут дома;

и)  мне не купят красивую вещь.

Спасибо за ответы!

Обработка данных. Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты. Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает (Таблица обработки результатов).

Внешний мотив — 0 баллов.                   Игровой мотив — 1 балл.

Получение отметки — 2 балла.               Позиционный мотив — 3 балла.

Социальный мотив — 4 балла.                Учебный мотив — 5 баллов

Читайте также:  Развитие ребенка по программе ломоносовская школа

Таблица обработки результатов

Варианты

ответов

Количество баллов по номерам предложений

1

2

3

4

а)

2

3

5

5

б)

3

3

3

2

в)

4

3

3

г)

4

4

3

3

д)

3

1

3

3

е)

3

3

3

ж)

3

5

4

з)

3

4

и)

к)

5

Баллы суммируются и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации учения. Он заносится в сводный оценочный лист (образец листа см. выше).

Интерпретация полученных данных

Оценочная таблица

Уровни мотивации

Сумма баллов

итогового уровня мотивации

I

41—49

II

33-40

III

25—32

IV

15—24

V

5—14

Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние.

 I        — очень высокий уровень мотивации учения;

 II        — высокий уровень мотивации учения;

  1. — нормальный (средний) уровень мотивации учения;
  2. — сниженный уровень мотивации учения;

 V        — низкий уровень мотивации учения.

Таким образом, оценка качества образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:

  • количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
  • количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
  • количество учащихся с низким и сниженным уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.

        Данные двух последних показателей на региональный уровень не представляются, они используются образовательным учрежден

Методика «ЛЕСЕНКА»

Цель: выявление уровня развития самооценки.

Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение.

Возраст:  1- 4 класс.

Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.

         Учащимся предлагается следующая инструкция:

Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек (учитель показывает на доске).

На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть- чуть получше, на третей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят саамы лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую   ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша  учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а  папа?

Критерии оценивания:  1-3 ступени – низкая самооценка;

                                         4-7 ступени – адекватная самооценка;

                                         8-10 ступени – завышенная самооценка.

Источник

Наблюдение. Требования к наблюдению:

А)цель наблюдения;

Б)план наблюдения;

В)форма фиксации результатов наблюдения в дневнике:

Дата, время в режиме дня Наблюдаемые факты Выводы, суждения о виденном.

Нельзя вмешиваться в естественный процесс деятельности ребенка в группе. Наиболее приемлемыми являются включенное наблюдение или такой вариант наблюдения как анализ значимых ситуаций (например, поведение ребенка во время утреннего приема, выполнения игровых действий, самостоятельность ребенка и др.) Метод беседы. Индивидуальная и коллективная беседа с детьми, с воспитателями и родителями. Примерное содержание беседы с ребенком: кто тебя привел в детский сад? Какие игрушки здесь тебе нравятся? Давай поиграем. Какие игрушки есть у тебя дома? С кем из детей любишь играть? Давай посмотрим книгу. Расскажи, что делает Мишка (кукла) и др.

Примерное содержание беседы с воспитателем: в целях получения большего представления о личности ребенка, выяснить, как проходила адаптация ребенка в группе, отдельные особенности развития и поведения ребенка, условия семейного воспитания, методы и содержание работы с ребенком в ближайшей перспективе.

Беседа с родителями: с желанием ли ходит ребенок в детский сад; индивидуальные особенности ребенка, его желания, привычки, умения, трудности; что рассказывает дома; общителен ли со сверстниками; отношения с членами семьи.

Метод анализа продуктов деятельности. Направленность интересов ребенка, умения, трудности.

Биографический метод. В беседе с родителями узнать о детстве ребенка, об особенностях воспитания в семье, о проявлении индивидуальных особенностей развития ребенка, об укладе жизни семьи и семейных традициях; отношение родителей к детскому саду, к воспитателям; культура родителей; стиль отношения в семье; отношение родителей к производственной и общественной деятельности.

Изучение групповой и медицинской документации. Ознакомление с личным делом ребенка, картой его физического и нервно-психического развития; выяснить состояние здоровья, антропометрические данные, наследственные особенности; изучить протоколы групповых совещаний, ознакомиться с перспективным и календарным планом оздоровительно-воспитательной работы в группе, сеткой и перечнем индивидуальных и групповых игр-занятий, их содержанием и установить:

1)основные разделы перспективного и календарного планов работы;

2)содержание планирования оздоровительно-воспитательной работы в группе, физического воспитания;

3)планирование организации и содержания деятельности детей во время бодрствования, организационные условия самостоятельной деятельности детей;

4)степень повторности и дифференцированности планируемых игр-занятий для детей разных возрастных подгрупп; учет в планах индивидуальных особенностей детей.

С целью изучения межличностных отношений детей рекомендуется воспользоваться методикой одномоментных срезов (См.: Отношения между сверстниками в группе детского сада/ Под ред.Т.А.Репиной –М.,1978) развития общения со взрослыми и сверстниками использовать игровой метод (См.: Развитие общения со взрослыми и сверстниками у детей первых трех лет – Методические рекомендации подготовил З.С.Харин, НИИ педагогики МП БССР.-М.,1988).

Особенности диагностики ребенка в семье. Его склонностей и интересов.

1. Какие игры, игрушки, материалы для игр-занятий, книги есть у ребенка? Имеется ли место для игр и занятий с ребенком?

Читайте также:  Ведущая деятельность в развитии ребенка по гальперину

2. С кем чаще ребенок находится дома (кто больше занимается им, приносит ему игрушки и пр.)

3. Соблюдаются ли единые требования взрослых в подходе к ребенку? Кто больше запрещает или разрешает?

4. Какие меры воздействия на ребенка применяются в семье (поощрение, наказание).

5. Кого в семье ребенок больше слушается? К кому чаще обращается с предложением поиграть?

6. Какие навыки самообслуживания есть у ребенка (самостоятельность в одевании, умывании, принятии пищи, в уборке игрушек и т.д.)

7. Помогает ли ребенок по дому (поливает растения, стирает кукольные принадлежности, протирает пыль в своем уголке и т.д.).

8. Назовите любимые игрушки ребенка, игры, любимые сказки и книги, чем любит заниматься?

9. Отношения ребенка со сверстниками во дворе (делится игрушками или нет – помогает в деятельности, длительность контактов, причины конфликтов)

10. Какие нежелательные привычки появляются у ребенка?

По материалам психолого-педагогических наблюдений можно охарактеризовать:

— уровень предметно-орудийной деятельности;

— уровень сенсорного развития;

— особенности умственного развития и обобщений;

— характер общения ребенка со взрослыми;

— уровень развития речи;

— развитие личности и элементы изобразительной деятельности;

— характер игровой деятельности.

Примерные вопросы для наблюдения и анализа за самостоятельной деятельностью детей.

1. Создание в групповом помещении и на участке условий для организации самостоятельной деятельности детей; площадь групповых помещений и участка, веранды; ассортимент игрушек и их распределение в группе и на участке; наличие нестандартного оборудования на участке и его назначение;

2. Виды деятельности детей.

3. Приемы руководства, осуществляемые воспитателем: косвенный подсказ, напоминание, участие в качестве партнера, прямое обучение, поэтапное обучение.

4. Эмоциональное состояние детей, уровень их активности в часы самостоятельной деятельности.

5. Уровни овладения игрой. Приемы взрослого при формировании игровых умений.

6. Анализ планирования и учета деятельности детей.

Каждый студент ведет хронометраж за 1-2 детьми. Изменения в поведении малышей фиксируются каждые 5 мин. По следующей форме.

Хронометраж самостоятельной деятельности (фамилия, имя, возраст ребенка)

Время Вид деятельности Взаимоотношения между детьми Общение со взрослым Воздействие воспитателя
9.00        
9.05        
9.10        

Вопросы к анализу конспекта занятия

Соответствует ли программное содержание возрасту детей?

Достаточно ли конкретно сформированы программные задачи?

Какие предусматривались воспитательные задачи?

Как реализовывался наглядно-действенный метод обучения?

Каково соотношения активности воспитателя и детей? (Назвать виды детской активности).

Были ли в занятии игровые моменты?

Каковы варианты усложнения занятия?

ПАМЯТКА: при анализе конспекта занятия первое слово предоставляется воспитателю (практиканту)Ю который сообщает о цели занятия, о работе, связанной с подготовкой к нему, программном содержании, методике проведения, об усвоении новых знаний и дает собственную оценку занятия.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Детская психология / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — Минск, 1988.

2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т. И. Бабаевой, 3. И. Михайловой, Л. М. Гуревич. — Спб., 1995.

3. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. — М., 1985.

4. Люблинская А.А. Детская психология. — М., 1971.

5. Мухина В.С. Детская психология. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1985.

6. Печора К.Д., Пантюхина Т.А., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. -М., 1986.

7. Радуга: Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада / Сост. Т. Н. Доронова. — М., 1994.

8. Радуга: Программа и руководство для воспитателей первой младшей группы детского сада / Сост. Т. Н. Доронова. — М., 1993.

9. Радуга: Программа и руководство для воспитателей второй младшей группы детского сада / Сост. Т. Н. Доронова. — М.. 1993.

10 Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддъякова, А. Ф. Говорковой. — М., 1985

Дополнительная:

1. Богуславская 3. М. ,Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. — М 1991.

2. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. ,Венгер Н. Б Воспитание сенсорной культуры ребенка / Под ред. Л. А. Венгера. — М., 1988.

3. Давайте поиграем / Под ред. А. А. Столяра. — М., 1991.

4. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраст / Под ред. С. Л. Новоселовой. 4-е изд., перераб. — М., 1985.

5. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. И. Селиверстова. 3-е изд. — М., 1981.

6. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Сост. Л. А. Венгер и др. — М 1989.

7. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербовой. 2-е изд., испр. — М., 1988

[1] Детская психодиагностика и профориентация /Под ред.Л.Д.Столяренко – Ростов н/Д: «Феникс», 1999.- 384 с.

[2] Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.:Просвещение, 1986.



Источник