Методики музыки на развитие личности ребенка
Катя Горбачёва
Формирование личности дошкольника средствами музыки
На протяжении всей жизни каждый человек, как личность, является продуктом воспитания и формирования на его жизненном пути. Наука психология и педагогика в разрезе общего и узкого изучения к вопросу формирования личности подходит с позиции знаний теоретического аспекта, методологических подходов, научных исследований, результатов экспериментов. Если рассматривать непосредственно формирование личности дошкольника, то здесь важное педагогические значение в развитии ребенка имеет воспитание и сами этапы формирования его как личности.
В формировании личности дошкольника неотъемлемую и достаточно главную роль помимо родителей занимают воспитатели и педагоги, при помощи которых каждый ребенок может получить необходимые знания и умения, которые пригодятся ему в настоящем и будущем. И как следствие в формирование целостной личности ребенка важную роль играет правильно организованный учебно-воспитательный процесс в детском дошкольном учреждении и непосредственное воспитание ребенка в семье. К примеру, А. И. Щербаков подчеркивает, что успех учебно-воспитательной деятельности педагога зависит, от его готовности выполнять свои функции и от умения устанавливать внутренние связи между ними, определять содержание своих действий и метода их реализации.
В дошкольном возрасте гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты, эстетического отношения к искусству является необходимым условием формирования целостной личности ребенка. Огромно и влияние музыки на формирование эмоциональной сферы личности ребенка. Музыка радует, создает бодрое на-строение, заставляет грустить, переживать, развивает чувство красоты, направляет на добрые дела, следовательно, формирует прекрасное. «Прекрасное, побуждает доброе», — говорит композитор Д. Б. Кабалевский, а значит значение музыки велико. В нашем случае в учебно-воспитательном процессе для формирования личности ребенка важную роль играет музыка и музыкальное воспитание. Музыкальное занятие несет в себе возможность формирования у детей таких сложных чувств и отношений, как любовь к Родине, к родному городу, к природе, уважение к старшим и другое. Музыкальное воспитание включает в себя музыкальное развитие, и как положительный результат всего – это формирование личности ребенка средствами музыки в процессе активной музыкальной деятельности.
Процесс активной музыкальной деятельности зависит от правильно организованного учебно-воспитательного процесса педагога по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста, который основывается на знании и применении современного уровня развития теории и методики музыкального воспитания; умении правильно выбирать наиболее рациональные и эффективные методы работы; умении направлять работу всего педагогического коллектива на выполнение поставленных целей и задач; поиск творческих форм и методов музыкального воспитания; внедрения передовых и инновационных достижений науки и практики в области искусства; создание оптимальных и качественных условий для работы в содержании музыкального воспитания; обеспечение современным оснащением на занятиях с целью получения положительной динамики в формировании личности дошкольника средствами музыки на современном этапе обучения. Эффективность музыкального воспитания зависит от педагогического опыта, который включает наличие совокупности практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе учебно-воспитательной работы по музыке.
Одна из главных задач в деятельности музыкального руководителя это умение сформировать у детей отношение к музыкальному искусству как к культурной ценности (в свою очередь духовной и интеллектуальной, заинтересовать их музыкой, разбудить и развить эстетические чувства, ощущение и понимание красоты музыки, тем самым существует реальная возможность воплотить в каждом дошкольнике развивающую и интересную личность, способную чувствовать, понимать, рассуждать, находить и отличать доброе от злого, жалеть и сопереживать, радоваться и грустить.
При этом музыкальный руководитель должен обладать высокой культурой, эрудицией, уметь передать воспитанникам свою увлеченность музыкой, сформировать в них начала музыкального вкуса и музыкальной культуры. Дети под руководством педагога накапливают разнообразные музыкальные впечатления, воспитываются на вы-сокохудожественных образцах музыкального искусства, воспринимают «интонационный словарь» разных эпох и стилей, слушают музыку в профессиональном исполнении (на фортепиано или в аудиозаписи). Получить полноценные музыкальные впечатления дошкольники могут лишь в том случае, если музыкальный руководитель хорошо знает репертуар, умеет отобрать музыкальные произведения (или их фрагменты, доступные детям по эмоционально-образному содержанию, увлекательно преподнести их (ярко исполнить и пояснить, применить приемы контрастных сопоставлений разных видов, выявить проблемные задания и т. д.).
Яркий эмоциональный отклик на музыку рождает у детей положительное отношение к ней, что является непременным условием для формирования ценностных ориентаций личности. Большое значение имеет форма преподнесения материала, это тон речи, ар-тистизм музыкального руководителя. Важен индивидуальный подход — это внимание к склонностям и предпочтениям детей. Педагог должен помнить, что дошкольникам необходима новизна впечатлений, и уметь применять вариативную структуру занятий, разные формы организации музыкальной деятельности.
Формируя способности к восприятию эмоционально-образного содержания музыки и ее элементарной оценке (эмоциональной и рациональной) на высокохудожественных произведениях мировой музыкальной классики и народной музыки, педагог закладывает в личности ребенка основы музыкального вкуса, особенности музыкальной культуры. И как же патриотически и педагогически нам важны сформированные у дошкольников знания по классической и народной музыке, новой российской музыкальной идеи, способной сформировать в личности ребенка множество разносторонних моральных и духовных качеств, патриотических чувств, любовь к Родине и природе, любовь к человеку и обществу, любовь к искусству через свойства музыки.
Формирование эмоций также включены в систему ценностей личности дошкольника. Музыка в силу специфики ее содержания расширяет представления дошкольников о чув-ствах, воспитывает способность к сопереживанию и в жизни. Чтобы успешно реализовать эти функции педагог должен обладать собственной музыкальной культурой, знать разнообразный музыкальный репертуар, интересные детям сведения о музыке, произведениях музыки, уметь передать каждому ребенку свое увлечение ею.
Педагог обогащает музыкальные впечатления, используя игры, инсценировки разучиваемых песен, предлагая детям повторить фрагменты праздничных утренников, наиболее понравившиеся им. Он может обращаться и к произведениям, не звучавшим на занятиях. Это музыкальные сказки и музыкальные фильмы, озвученные музыкой. Они не требуют развернутой беседы о музыке, а лишь привлечения внимания детей к ее характеру, смене настроений. Для того чтобы обучать детей игре на детских музыкальных инструментах, свободному музицированию в пении, музыкально-ритмическим движениям, воспитатель должен сам владеть исполнительскими навыками и умениями (играть на музыкальных детских инструментах, петь, красиво двигаться, знать методику музыкального воспитания, уметь применять разнообразные методические приемы для развития у детей исполнительских умений, которые также гармонично влияют на формирование личности ребенка посредством средств музыки.
Каждый педагог, организовывая музыкальную деятельность детей, должен учитывать их желания, склонности, качества личности в отдельности. При этом должен уметь выбирать и подбирать тон речи, стиль общения. Определяя вышеизложенное можно говорить о том, что педагог-воспитатель, пользующийся у детей авторитетом, может быстрее добиться успеха в формировании личности дошкольника средствами музыки. Тем самым правильно информируя детей о системе музыкальных ценностей на художественном языке музыкального искусства с помощью образного слова и других методов и приемов, развивать музыкальные способности, мобилизовать внимание, формировать положительное отношение к музыке, ценностные ориентации личности. Выполняя данную ключевую роль, у педагога существует возможность посредством выбранных средств музыки достичь и решить ряд педагогических и воспитательных задач в музыкальном воспитании и формировании личности в отдельности с учетом психологических особенностей каждого ребенка.
Источник
Использование вариативных программ и в музыкальном воспитании дошкольников
В последнее десятилетие издано довольно мною комплексных программ («Радуга», «Детство», «Развитие», «Золотой ключик», «Истоки»), в которых представлены разделы по музыкальному воспитанию детей, имеющие разные названия; «Развитие музыкально сти», «Ребенок и музыка», «Музыка». Вышли парциальные программы по музыкальному воспитанию детей — «Гармония» К.В. Тарасовой, «Музыкальные шедевры» О.П Радыновой, «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной. В дошкольной практике лучшие музыкальные руководители учились подчинять свою работу главным музыкально-творческим, вос питательным задачам, побуждали детей к освоению музыки. Наиболее инициативные и чуткие педагоги, квалифицированные музыканты-профессионалы па практике привлекали разнообразный художественный материал, использовали инновационные методические приемы работы с детьми и т.д.
Однако научное осмысление широкой музыкально-педагогической практики выявляет некоторые противоречия в происходящих изменениях (Л.В. Школяр), которые отра жают исторически сложившиеся подходы к музыкальному воспитанию детей в нашей стране.
Первое — преподнесение детям музыкального искусства в виде ознакомления их с различными отдельными видами музыкальной деятельности, содержание которых, прежде всего, ориентировано на предстоящий праздник. Педагогический процесс музыкального воспитание строится в данной ситуации на принципах общей дидактики, без учета принципов педагогики эстетики. Данный подход характерен для музыкального воспитания 30-40-х годов XX века.
Второе преподнесение музыки как живого образного искусства, это направлен складывалось еще в 20-ые годы (Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский и др.), но реально воплотилось через многие годы в программе музыкального воспитания НА. Ветлугиной для детей подготовительной группы (на основе концепции Д.Б. Кабалевского), а в настоящее время — программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Для этого подхода характерны принципы, вытекающие из самой природы искусства в совокупности с общедидактиче скими принципами. Данный подход пропагандирует «соответствие методов познания со держанию предмета познания» (Л.В. Школяр), что характерно для педагогики искусства, которая как область педагогической науки до сих пор находится в стадии становления.
Однако проведенное анкетирование музыкальных руководителей ДОУ выявило, что большинство из них считает музыку, прежде всего, средством воспитания ребенка, средст вом ознакомления детей с окружающей действительностью. Для таких педагогов харак терно принижение музыки до возрастных возможностей детей, а не возвышение её до по нимания эстетического содержания музыкального искусства, а также преобладание в их педагогической практике словесных методов, формализма. Явно налицо рассогласование методов познания музыки с содержанием музыкального искусства.
Таким образом, очевидна необходимость модификации сложившейся системы музы кального воспитания детей дошкольного возраста и, прежде всего, его содержания. Но речь должна идти, по нашему мнению, не о частичных изменениях в нем, а о полном со держательном преобразовании музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
Источник
Методика музыкального развития.
Тема: «Организованная деятельность по музыке в детском саду,
их виды, методика проведения»
В последние годы в нашей стране придаётся большое значение преобразованиям в духовной сфере современного общества. Видные учёные – педагоги, музыканты, психологи, философы говорят о необходимости повышения роли искусства в деле воспитания подрастающего поколения. Музыка занимает исключительное место в формировании личности детей дошкольного возраста. Это объясняется её спецификой. Теплов Б.М. называл музыку «зеркалом души человеческой», а В.М. Медушевский «моделью человеческих эмоций». Именно эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает её одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, его отношения к миру, к людям, к себе. А вот В.А. Сухомлинский считал, что музыкальное воспитание-это не
воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека..
Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.
Приобщение детей к музыкальному искусству с ранних лет жизни, в дошкольном возрасте закладывает основы музыкальной культуры личности, музыкально-эстетического сознания, музыкально-творческих способностей, что оказывает влияние на последующее развитие и её духовное становление.
Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливаетсясвязь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы,предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Поэтому созданы программы для обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающие единый процесс социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Предлагаемые новые издания программ по музыкально-эстетическому воспитанию детей осуществлены с учетом современной ситуации развития системы дошкольного образования и особенностей дошкольного детства начала XXI века.
Музыкальное занятие –основная форма организации музыкальной
деятельности, в которой осуществляется обучение детей, развитие их
музыкальных способностей, формируются основы музыкальной и общей
культуры. Занятия предполагают активное взаимодействие педагога и детей.
Задачи, стоящие перед педагогом на музыкальном занятии:
- вызвать интерес к музыке и музыкальной деятельности;
обогатить чувства ребенка;
- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;
- приступить к формированию знаний, умений и навыков.
Готовит музыкальное занятие музыкальный руководитель, а проводится оно
в содружестве музыкального руководителя и воспитателя.
Воспитательное значение занятий. Основная форма образовательной работы с детьми — музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка.
Музыкальные занятия — это художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы. Благодаря целенаправленному обучению знания, усваиваемые детьми, систематизируются и углубляются, расширяется их общий и музыкальный кругозор, формируются творческие способности. Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
Содержание занятий ориентировано на задачи, отвечающие общей цели музыкального воспитания: обучение детей умениям и навыкам в сфере музыкальной деятельности и осуществление этого процесса в единстве с воспитанием. Содержанием музыкальных занятий являются: пение песен, вокальная и инструментальная музыка для слушания, музыкально-ритмические движения в виде упражнений, игр, плясок. Использование этих видов деятельности на каждом занятии должно соответствовать характеру внимания и сосредоточенности дошкольников.
В содержании репертуарного музыкального материала отражаются события прошлого и настоящего нашей страны, явления природы и предметы близкого детям окружения. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания, педагоги побуждают их к сопереживанию, формируя тем самым нравственно-этические качества личности, закладывая первоначальные основы культуры. В содержание занятий входит новый и повторный материал. Новой может быть песня, игра или пляска, произведение для слушателя и анализа, упражнение-композиция. Повторный материал — это их разучивание, совершенствование в ходе различных вокальных и двигательных упражнений. Проводятся также занятия, полностью построенные на повторном материале, где целесообразно вводить варианты знакомых игр и плясок, творческие задания.
В процессе обучения, руководствуясь принципами дидактики, педагоги должны поэтапно усложнять задания, творчески подходить к введению того или иного репертуара, обращать внимание на их эмоциональную насыщенность.
Центральной фигурой сложного педагогического процесса, осуществляемого на занятиях, является музыкальный руководитель. Воспитатель — его активный помощник. Так как каждый вид музыкальной деятельности имеет свои особенности, музыкальному руководителю необходимо владеть большим арсеналом средств: психологического и педагогическою воздействия на детей, видоизменяемых в зависимости от уровня их возрастного развития, специфики исполняемого и программных задач конкретного занятия. В целом, придерживаясь программы; музыкальный руководитель имеет право подбирать материал по своему усмотрению, комбинировать виды той или иной деятельности, методические приемы обучения.
Типология музыкальных занятий:
•–вариативность музыкального занятия зависит от структуры, содержания,
участия всех детей или по подгруппам, от включения всех или отдельных видов музыкальной деятельности.
По составу и количеству детей:
•–фронтальные – присутствует вся группа;
•–по подгруппам (групповые)–6–8человек;
•–индивидуальные;
•–объединенные–по2–3группы.
В зависимости от содержания и структуры эти занятия подразделяются на типовые, тематические, по слушанию музыки, развитию творчества, по обучению игре на инструментах, комплексные, с доминированием одного вида деятельности, комплексные.
Наиболее распространенным является типовое занятие. Оно состоит из трех частей. Первая часть осуществляет задачи активизации внимания, его сосредоточения на звучании музыки, внесения организованности в работу, создания рабочего настроения. Начинается эта часть занятия с ходьбы детей, которая должна согласовываться с характером, формой и средствами выразительности музыкального произведения. Обычно для ее проведения используются бодрые марши. По ходу занятия даются задания на совершенствование основных движений: ходьбы, бега, подскоков, прыжков и различных перестроений. Так как основой жизнедеятельности организма является движение, то в первой части занятия идет обучение музыкально-ритмическим и двигательным навыкам в процессе какого-либо одного вида упражнений: образного, подготовительного, композиционного.
Во второй части занятия педагог переходит к пению или слушанию учитывая при этом этапы разучивания произведения. После пения или слушания, когда уровень внимания падает, с детьми проводится хорошо разученная ранее игра или пляска (в младших группах возможно их соединение.) В них совершенствуются музыкально-ритмические умения и навыки, ведется работа над выразительностью исполнения. Многократно повторяя игру или пляску, дети начинают выполнять ее непринужденно, придумывать варианты образных движений в играх, фигур в танцах.
После игры или пляски (без перерыва) начинается третья часть занятия, одной из задач которой является приведение возбужденного организма к нормальному состоянию, снижение физической нагрузки. Музыкальный руководитель играет марш спокойного характера, дети идут, постепенно выстраиваясь в колонну, останавливаются с окончанием звучания марша. Проводится оценка занятия. У старших детей спрашивают, а младшим говорят, чем они занимались и как, чтобы закрепить полученные ими знания. После этого педагог высказывает необходимые замечания по поводу участия детей в занятии, их поведения (если это необходимо).
Методика проведения типовых занятий разработана с достаточной полнотой, однако для повышения эффективности обучения педагог должен относиться к их построению творчески. В зависимости от сложности репертуара, степени его усвоения, особенностей поведения детей музыкальный руководитель может, например, исключить слушание музыки или ритмические упражнения, танец, игру, остановиться на более углубленном разучивании только одной песни и т. д.
Тематическое занятие вызывает у детей более глубокий эмоциональный отклик вследствие объединения его содержания одной темой. На таких занятиях достигается целостность, взаимосвязь всех видов детской музыкальной деятельности. Темы занятий могут быть самыми разнообразными: от игровых («Наш поезд», «Любимые игрушки», «Поездка в гости к бабушке») до учебно-познавательных («Музыкальные жанры», «О чем нам рассказывает музыка», «Танцы разных народов», «Что и как рисует музыка» и т. д.). Начало, ход, окончание тематических занятий свободны от каких-либо установок. Они зависят от выдвинутых педагогом программных требований, особенностей развития детей данной группы, используемого музыкального материала, логики развития темы.Доминантное занятие обычно включает в себя один из видов детской музыкальной деятельности. Для этого вида занятий характерно:
1) Доминирование определенного вида деятельности (остальные —
вспомогательные) для овладения именно этим видом деятельности.
2) Доминирование на занятиях заданий на развитие какой-либо музыкальной способности (ликвидация отставания или работа с одаренными детьми). Тематическое занятие раскрывает определенную тему. Это может быть:
1) Собственно тематическое занятие (если тема взята из жизни и связана с музыкой —праздничная дата, картины природы, времена года);
2) Музыкально-тематическое (тема связана с музыкой как видом искусства,
с раскрытием возможностей музыкального языка).
Комплексное занятие освещает специфику различных видов искусств.
Главное при проведении такого вида занятий — не формально чередовать
виды деятельности, а демонстрировать дошкольникам как различные искусства выражают схожие или контрастные мысли, идеи, образы.
По количеству детей-участников занятия делятся индивидуальные, занятия
по подгруппам, фронтальные, объединенные.
Структура музыкального занятия включает чередование различных видов детской деятельности, определяется программой и общевоспитательными задачами каждой возрастной группы.
Составляя музыкальное занятие, педагог должен учитывать следующие требования: умственную, физическую, эмоциональную нагрузку детей;
последовательное распределение видов деятельности, разучиваемого репертуара.
- преемственность в развитии музыкальных способностей, освоении навыков, знаний, разучивании музыкального репертуара;
- вариативность и соответствие возрастным возможностям детей.
В настоящее время в педагогике не существует единого мнения о содержании понятия «методы воспитания и обучения». Нет и единой, общепринятой классификации педагогических методов. Наиболее устоявшейся классификацией является деление методов на наглядные, словесные и практические методы, т.е. деление на основании различных источников передачи и восприятия знаний. В то же время существует классификация, учитывающая степень проблемности изложения материала (подход А.В.Запорожца и Т.А.Марковой). Ими выделяются методы прямого воздействия, опосредованного педагогического воздействия и проблемного воспитания и обучения, при этом источники передачи и восприятия опыта остаются теми же Классификация методов эстетического воспитания и художественного обучения предложила Н.А.Ветлугина. Исходя из своеобразия задач и сущности эстетического воспитания, ею выделены следующие методы: побуждения к сопереживанию, убеждения в процессе формирования эстетического восприятия, упражнения в практических действиях, поисковых ситуаций, побуждающих к творческим действиям.
Исходя их специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников, методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности:
наглядно-слуховой и наглядно-зрительный. Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания. Основное содержание этого метода – исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО. Основное требование по использованию этого метода – качество исполняемой музыки. Придание проблемности наглядно-слуховому методу может происходить с помощью приемов, побуждающих детей к сравнениям, сопоставлениям, поискам аналогий. Это может быть сравнение звучания одного произведения в «живом» исполнении и в записи, в исполнении различных инструментов, сравнение двух-трех контрастных произведений, либо наоборот, схожих (в старшем возрасте), произведений одного жанра («Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского и «Солдатский марш» Р.Шумана) с похожими названиями («Баба-яга» П.И.Чайковского из «Детского альбома», «Баба-яга» А.К.Лядова, «Избушка на курьих ножках» М.П.Мусоргского из цикла «Картинки с выставки»).
Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение и может рассматриваться как прием. Зрительная наглядность (картины, рисунки, цветные карточки) применяются для ознакомления с неизвестными ранее детям явлениями (какой-либо музыкальный инструмент, персонаж), а также с целью обогатить и конкретизировать впечатления о музыке. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, ее использование наиболее оправданно в младшем возрасте. Как правило, зрительная наглядность не используется до прослушивания музыки во избежание навязывания определенного образа, излишней его конкретизации.
Словесный метод носит универсальный характер и в музыкальном воспитании также незаменим. Это беседа, рассказ, пояснения, инструкции.
Назначение словесного метода: организовать внимание и деятельность детей,
углубить и дифференцировать восприятие музыки (при этом используются
эмоционально-образные характеристики музыки — не бытовая, а образная речь). Проблемность словесному методу придают побуждения детей к высказыванию собственных суждений о музыке, выражению предпочтений и т.д.
Практический метод в музыкальном воспитании очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении (приемы правильного звукообразования, дыхания), в музыкально-ритмических деятельности (используется тактильно-мышечная наглядность), в игре не музыкальных
инструментах. Практический метод приобретает проблемность, если используется не прямой показ, а ребенку предлагается выбор из нескольких
возможных действий, самостоятельный поиск решения. Одним из основных
практических методов является упражнение. Эффективный практический метод — метод моделирования звуковых отношений. Он позволяет связать музыкальные явления с понятными и доступными дошкольникам действиями и образами. О.П.Радынова выделяет группу методов уподобления характеру звучания музыки, которые позволяют отражать смену характера и настроения музыки в процессе ее восприятия с помощью доступных дошкольникам способов. Это методы мимического уподобления (отражение настроения с помощью мимики), тактильного (прикосновение руки педагога к руке ребенка, отражающее характер звучащей музыки: нежно, ласково, тяжело, колюче и т.д.), интонационное (высказывание о музыке с речевой интонацией, соответствующей характеру музыки), вокальное (подпевание музыкальных фраз), моторно-двигательное (дирижерский жест ребенка, мелкая моторика, танцевальные движения), цветовое (подбор цветовых карточек, соответствующих характеру музыки), тембровое (подбор музыкальных инструментов, тембр которых соответствует музыке, оркестровка произведения с их помощью), словесное (подбор эпитетов, стихотворных строк).
Особое место в музыкальном воспитании дошкольников занимает игра как метод музыкального воспитания (одновременно являясь и формой организации музыкального воспитания). Дидактическая игра — исторически сложившийся, педагогически оправдавший себя вид деятельности детей дошкольного возраста. Это форма обучения детей, в которой эффект обучающего воздействия достигается косвенным путем, преломляясь через игровую задачу, игровое правило, игровое действие.
Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. Такая форма организации детской музыкальной организации является наиболее эффективной. Музыкальные занятия имеют ясную структуру, которая завуалирована в игру для легкого восприятия детьми. В дошкольный период ребенок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по внешнему проявлению, через мимику и пантомимику, может сопереживать, сочувствовать, разыгрывать и предавать различные эмоциональные состояния героев. Музыкальные занятия наиболее глубоко захватывают ребенка и организуют его эмоциональное восприятие, активность и творческую инициативу. Музыкальные впечатления, полученные от движения под музыку на занятиях, остаются с ними на всю жизнь. Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма у детей, что способствует подготовке к обучению в школе. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально- ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.
Таким образом, можно заключить, что планирование музыкальной деятельности является основополагающей составляющей для успешного комплексного музыкального воспитания детей в детском саду. Правильно организованные действия педагогов и родителей позволяют ребенку получить основы эстетического воспитания и музыкальной культуры.
Источник