Методики исследования развития ребенка младшего школьного возраста
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ
ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Личность
1. Методика “Если бы ты был волшебником.
Если бы у тебя была волшебная палочка”
Цель: изучение желаний младших школьников.
Порядок исследования. Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Выбор одного желания лучше не предлагать, так как младшим школьникам еще очень сложно выбрать самое-самое главное желание.
Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме: для себя, для других. Ответы второй группы можно уточнить: для близких, для людей вообще.
2. Методика “Цветик-семицветик”
Цель: диагностика желаний детей.
Оборудование: цветик-семицветик из бумаги.
Порядок исследования. Дети читают (вспоминают) сказку В.Катаева “Цветик-семицветик”. Возможен просмотр мульт- или диафильма. Каждому вручается приготовленный из бумаги цветик-семицветик, на лепестках которого они записывают свои желания. Лепестки с желаниями дети могут вручить тем, кому они адресованы.
Обработка результатов может проходить по такой схеме: выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу; сгруппировать: материальные (вещи, игрушки и т.п.), нравственные (иметь животных и ухаживать за ними), познавательные (научиться чему-то, стать кем-то), разрушительные (сломать, выбросить и т.п.).
3. Методика “Радости и огорчения”
(методика незаконченных предложений)
Цель: выявление характера, содержания переживаний младших школьников.
Порядок исследования. Возможны следующие варианты методики:
1. Ребятам предлагается дополнить два предложения: “Больше всего я радуюсь, когда…”, “Больше всего я огорчаюсь, когда…”.
2. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет символ: солнце и тучу. Дети в соответствующей части листа рисуют свои радости и огорчения.
3. Дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной стороне они пишут о своих радостях, на другой — об огорчениях. По окончании работы лепестки собираются в ромашку.
4. Предлагается ответить на вопрос: “Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твоих родителей, учителя?”
При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью, с жизнью коллектива (группы, класса, кружка и т.д.). Полученные результаты дадут представление о стержневых интегральных свойствах личности ребенка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, доминирующих мотивах поведения и действий.
4. Методика “Кем быть?”
Цель: выявление интереса детей к профессиям, разным работам, мотивов их выбора.
Порядок исследования. Ребятам предлагается: а) нарисовать, кем бы они хотели стать в будущем, под рисунком сделать подпись; б) написать мини-рассказ “Кем я хочу стать и почему?”; в) написать рассказ на тему: “Моя мама (папа) на работе”.
Обработка полученных материалов может вкючать классификацию профессий, классификацию мотивов их выбора, сравнение рисунков, ответов, письменных работ, выявление влияния родителей на выбор профессии.
5. Методика “Мой герой”
Цель: определение тех образцов, которые имеет ребенок, которым хочет подражать.
Порядок исследования. Данная методика может проводиться в нескольких вариантах.
1. Детям предлагаются вопросы (устно, письменно):
— на кого ты хотел бы быть похожим сейчас и когда вырастешь?
— есть ли в классе ребята, на которых ты хотел бы походить? Почему?
— на кого из знакомых, героев книг, мультфильмов ты хотел бы походить? Почему?
2. Предложить детям выбрать, на кого они хотели бы походить: на папу, маму, брата, сестру, учительницу, товарища, знакомого, соседа.
3. Сочинение-рассказ (сказка) “Я хочу быть, как…”
Обработка результатов. При анализе результатов обратить внимание не только на то, кто становится примером для подражания, но и почему именно этот выбор сделан школьником.
6. Методика “Выбор”
Цель: выявление направленности потребностей.
Инструкция испытуемому. “Передставь себе, что ты заработал (тебе дали) … рублей. Подумай, на что бы ты потратил эти деньги?”
Обработка результатов. При анализе определяется доминирование духовных или материальных, индивидуальных или общественных потребностей.
7. Методика “Составление расписания на неделю”
С.Я.Рубинштейн в модификации В.Ф.Моргуна
Цель: диагностика отношения ученика к конкретным учебным предметам и к учению в целом.
Оборудование: лист бумаги, разделенный на семь частей, где подписаны дни недели.
Инструкция испытуемому. Давай представим себе, что мы с тобой в школе будущего. Это такая школа, где дети могут сами составлять расписание уроков. Перед тобой лежит страничка из дневника этой школы. Заполни эту страничку так, как ты считаешь нужным. На каждый день можешь написать любое количество уроков. Уроки можно писать какие хочешь. Это и будет расписание на неделю для нашей школы будущего.
Обработка и анализ результатов. У экспериментатора имеется реальное расписание уроков в классе. Это расписание сравнивают с расписанием “школы будущего”, составленным каждым учеником. При этом выделяют те предметы, количество которых у испытуемого больше или меньше, чем в реальном расписании, и высчитывают процент несоответствия, что позволяет провести диагностику отношения ученика к учению в целом, и особенно к отдельным предметам.
8. Методика “Неоконченные предложения”
М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова
Цель: диагностика мотивации учения.
Порядок исследования. Экспериментатор зачитывает начало предложения и сам записывает окончание предложения, которое говорит школьник.
Методика используется во 2-3 классах с каждым учащимся индивидуально.
Инструкция испытуемому. Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложения, а ты как можно быстрее придумай к нему продолжение.
1. Я думаю, что хороший ученик — это тот, кто…
2. Я думаю, что плохой ученик — это тот, кто…
3. Больше всего я люблю, когда учитель…
4. Больше всего я не люблю, когда учитель…
5. Больше всего мне школа нравится за то, что…
6. Я не люблю школу за то, что…
7. Мне радостно, когда в школе…
8. Я боюсь, когда в школе…
9. Я хотел бы, чтобы в школе…
10. Я не хотел бы, чтобы в школе…
11. Когда я был маленьким, я думал, что в школе…
12. Если я невнимателен на уроке, я…
13. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я…
14. Когда мне что-нибудь непонятно при выполнении домашнего задания, я…
15. Я всегда могу проверить, правильно ли я…
16. Я никогда не могу проверить, правильно ли я…
17. Если мне нужно что-нибудь запомнить, я…
18. Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я…
19. Мне всегда интересно, когда на уроках…
20. Мне всегда неинтересно, когда на уроках…
21. Если нам не задают домашнего задания, я…
22. Если я не знаю, как решить задачу, я…
23. Если я не знаю, как написать слово, я…
24. Я лучше понимаю, когда на уроке…
25. Я хотел бы, чтобы в школе всегда…
Обработка и анализ результатов. Первоначально каждое окончание предложения оценивается с точки зрения выражения школьником положительного или отрицательного отношения к одному из четырех показателей мотивации учения (1 — вид личностно значимые деятельности учащегося (учение, игра, труд и т.д.); 2 — личностно значимые для ученика субъекты (учитель, одноклассники, родители, влияющие на отношение учащегося к учению); 3 — знак отношения учащегося к учению (положительное, отрицательное, нейтральное), соотношение социальных и познавательных мотивов учения в иерархии; 4 — отношение учащегося к конкретным учебным предметам и их содержанию). Если окончание предложения не содержит выраженного эмоционального отношения к показателям мотивации учения, то оно не учитывается при анализе. Далее подсчитывается сумма положительных и сумма отрицательных оценок данного показателя мотивации учения. Они сравниваются между собой, и делается окончательный вывод по данному показателю.
Источник
Проективные методы изучения личности ребенка младшего школьного возраста
Для изучения личности младшего школьного возраста используется несколько методик, среди которых основными считаются:
1. Методика «Времена года», позволяющая производить диагностику уровня развития образно-логического мышления. Эта методика нужна для работы с детьми в возрасте от 3 до 4-х лет.
2. Методика «Дом-Дерево-Человек», которая позволяет судить об уровне, степени агрессивности ребёнка и остальных типах нарушений поведения (конфликтности, негативизме или враждебности).
3. Методика «Кактус» даёт возможность, в свою очередь, выявлять состояние эмоциональной среды ребёнка, наличие агрессии, её направленности и интенсивности.
4. Кинетический рисунок семьи (КРС) направлена на выявление специфики восприятия ребёнком семейной ситуации, своего места в семье, его отношение к членам семьи.
5. Методика Мира- и- Лопеца предусматривает осуществление ряда серий движений в различных направлениях в пространстве с целью изучения характеристик, качеств личности.
6. Методика Рене Жиля нужна для исследования сферы межличностных отношений ребёнка и его восприятия внутрисемейных отношений. Основная цель методики сводится к изучению социальной приспособленности ребёнка, его взаимоотношений с окружающим миром.
7. Методика «Мои праздники» используется для диагностики эмоциональной направленности личности младшего школьника, её ценностной сферы. Предназначена для профессионального использования психологом в процессе психологического консультирования, психодиагностики.
8. Методика «Незаконченные предложения» Сакса-Леви, включающая 60 незаконченных предложений, которые можно разделить на 15 групп; определяющих систему отношений обследуемого в семье, к представителям своего либо противоположного пола и т.д. Методика предлагается для использования в отношении уже более зрелых лиц, задействованных, например, в трудовой сфере.
9. Методика «Несуществующее животное» — проективный метод личности, основанный на использовании теоретических норм оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.
10. Психогеометрический тест С. Деллингера, позволяющий достигнуть 85% точности при диагностики личности обследуемых. Этот тест даёт возможность мгновенно определить форму или тип личности, дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому языке, составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.
11. Тест «Рисунки животных» позволяет анализировать культурного и интеллектуального уровня испытуемого, оригинальности (или стандартности) мышления, потребностей, мотивов, установок и отношений, наличия и характера внутренних и внешних психологических конфликтов, механизмов психологической защиты. Некоторые детерминанты, выявленные в тексте испытуемого, позволяют сделать вывод о наличии и степени выраженности в личности таких факторов, как «невротизм» и «психотизм».
12. Тест «Рисунки человека» успешно интепретируется в качестве личностного теста, начиная со старшего дошкольного возраста; этот тест не облажает возрастными ограничениями (барьерами).
Проективными методиками при изучении личности младших школьников также служат методика «Рисунок школы», «Руки», «Сказки Дюсса», последняя из которых применяется для исследования межличностных отношений между детьми в семье. Эта методика позволяет определить наличие либо отсутствие конкуренции между братьями и сёстрами. Методика не применяется для утверждения окончательного диагноза, она может являться и компонентом «диагностической батареи».
Методика Тэммпла позволяет определить уровень тревожности ребёнка; степень которой говорить об уровне эмоциональной адаптации ребёнка к социальным ситуациям, показывает его отношение к некоторой ситуации, представляя косвенные сведения о характере взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.
Проективный тест Э.Клессманна, «Три дерева», даёт возможность определить особенности внутрисемейных отношений. Важно, что в тесте изначально не ставится задача сравнивать деревья с членами семьи, как это практикуется в других аналогичных тестах. Э. Клессманн рекомендует сначала предложить ребенку нарисовать три каких-либо дерева, и лишь затем сравнить их членами семьи ребенка. Тем самым отчасти удается обойти «цензуру», препятствующую проникновению бессознательного материала в сознание.
Физиономический тест Кунина используется при экспресс-диагностики настроения; особое значение он имеет для психологов, которые исследуют большие коллективы в целях утверждения «уровня настроения» в текущей ситуации. Важно отметить, что эта методика может быть использована многократно на одном и том же материале.
Три последних методики звучат очень позитивно, являя, наверное, «предетский» характер и объект исследования. Так, к ним относятся:
1. Методика «Цветовой тест отношений», или ЦТО, предназначенная для диагностики отношения ребёнка к нравственным нормам и ценностям.
2. Методика «Человек, срывающий яблоко» даёт возможность говорить о доминирующих способах достижения целей либо особенных сочетаниях стратегий, формирующих конкретный стилевой тип принятия решений. 3. Методика «Человек под дождём» основана на диагностике силы Эго человека, его умении преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она даёт возможность проводить диагностику личностных резервов и специфики защитных механизмов.
Из представленных выше методик нами в эмпирическом исследовании будет использована лишь одна методика, получившая название «Дом Дерево-Человек», общая инструкция и интерпретация которой представлены в Приложении 1.
Помимо этой методики, в практическом исследовании приняли участие две методики, в частности: Лесенка В.Г.Щур и методика «Метаморфоза».
Использование первой методики связано с выявлением специфики самооценки ребёнка, его представлений об отношении к себе, отношении окружающих к нему, степени осознанности данного отношения. Вторая из применённых в работе методик представляет собой экспресс-анализ личностных качеств исследуемого, которые связаны с мотивационно потребностной, эмоционально-волевой и поведенческой сферами; определением особенностей и направлений их изменений.
Этот тест применяют для направления общего личностного развития ребёнка в сфере его отношения к обществу, методов эмоционального реагирования, психологических состояния и защит, основных характеристик его мотивационно-потребностной сферы.
Проведение экспресс-анализа личностных качеств исследуемого, связанных с мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и поведенческой сферами, выявление особенностей и направления их изменений.
В целом, проективные методы основаны на интерпретации проекций испытуемого на стимульный материал. Традиционно проективные тесты относят к числу наиболее надежных, однако сфера их применения не так велика как у личностных опросников.
Для многих проективных методик принципиально важной оказывается роль психолога-диагноста, что связано с некоторой свободой в его интерпретациях. Поэтому для таких методик значение опыт и профессионализма, беспристрастности сложно переоценить.
Выводы по главе 1
Итак, младший школьный возраст представляет собой возраст интенсивного интеллектуального развития, на основе чего развитие получают все другие функции; осуществляется интеллектуализация всех психических процессов, осознание и произвольность. Имеет место произвольное и намеренное запоминание, развитие получает умение произвольно сосредотачивать внимание на нужных объектах, произвольно выделять из памяти то, что нужно в решении текущих задачи, определять цель, факторы и средства её достижения; развивается способность к теоретическому мышлению. Все данные достижения и, преимущественно, поворот ребёнка на самого себя в результате учебной деятельности говорят о переходе ребёнка на новый этап развития, завершающий период детства.
Основным звеном межличностного общения становится учёба, представляющая собой очень сложную деятельность, которой отдают 9-11 лет жизни. На основе неё у ребёнка получает развитие теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности; потребности и мотивы учения.
Эффективная учебная деятельность, осознание своих умений и навыков в качественном выполнении разных заданий обуславливают развитие чувства компетентности, представляющего собой новый аспект самосознания, считающийся центральным новообразованием младшего школьного возраста.
Появление новых чувств, на наш взгляд, «выращивает» нового человека; являя собой новый этап любой человеческой эволюции; и младший школьный возраст — не исключение.
Для исследования детей младшего школьного возраста используется немало методик, среди которых нами в этой работе были отмечены такие из них, как: «Времена года», «ДДЧ», «Кактус», «КРС», «Мои праздники» «Незаконченные праздники», «Несуществующее животное», «Рисунки животных», «Рисунки человека» и т.д.
Для проведения экспериментального исследования в данной курсовой работе были привлечены 3 методики, как-то: «Дом-Дерево-Человек», Методика «Лесенка» В.Г.Щура, а также методика «Метаморфоза», оформленная Сороковым, результаты применения которых будут представлены в следующей главе работы.
Источник
Надежда Коробочкина
Диагностика личности младшего школьника
Энергия детства неисчерпаема. Нам, взрослым, надо лишь умело направлять ее. Знаем ли мы достаточно хорошо тех, кого учим, воспитываем? «Конечно!»,— ответит большинство педагогов и родителей. Однако в жизни бывает не так. К сожалению, нередки ситуации, когда мы, взрослые, с горечью осознаем, что недостаточно хорошо понимаем сегодняшних мальчишек и девчонок, их поведение неожиданно для нас, мы не можем объяснить их действия и суждения.
Не понимая ребенка, мы порой предъявляем к нему требования, не соответствующие его силам и возможностям. Неумение вовремя заметить некоторые особенности в характере и поведении ребенка ведет к серьезным упущениям в воспитании, последствия которых могут проявляться спустя годы. Лишь постоянное внимание к личностным особенностям ребенка создаст основу для сознательного обдуманного управления развитием с учетом возрастных изменений.
При существовании общих закономерностей каждому ребенку свойствен свой индивидуальный путь развития. Определить и спрогнозировать его уровни и темп помогает педагогическая диагностика. Она позволяет выявить не только наличный (актуальный) уровень развития той или иной индивидуальной особенности, но и учесть возможности «зоны ближайшего развития» ребенка.
Диагностика как специфический вид педагогической деятельности выступает непременным условием эффективности воспитательного процесса. Это настоящее искусство — найти в ребенке то, что скрыто от других. Наличие этого особого качества у педагога во многом зависит от его знаний и опыта.
Диагностика определяет относительный уровень развития ребенка, его потенциальные возможности, выявляет изменение уровней и те новообразования, которые в нем происходят.
Овладение технологией педагогической диагностики позволяет педагогу и воспитателю грамотно реализовать принцип возрастного и индивидуального подхода к детям. Этот принцип был выдвинут еще в 40-е годы советским психологом С. Л. Рубинштейном. Ученый считал, что «изучать детей, воспитывая и обучая их, с тем, чтобы воспитывать и обучать, изучая их,— таков путь единственно полноценной педагогической работы и наиболее плодотворный путь познания психологии детей».
В 60—70 гг. идея была подхвачена и творчески разработана педагогами-исследователями В. И. Петровой и О. С. Богдановой. Занимаясь исследованием и методикой воспитательного процесса и уделяя особое внимание нравственному развитию младших школьников, ими был разработан целый комплекс диагностических методик по изучению нравственной воспитанности детей этого возраста («Стрелок», «Билет», «Конструктор», «Выбери фотографию», «Щенок» и др., даны рекомендации по их применению. Эти и другие методики были широко известны педагогам по книгам «Азбука нравственного воспитания» (под ред. И. А. Каирова и О. С. Богдановой, «Методика воспитательной работы в начальных классах» (авторы — В. И. Петрова и О. С. Богданова).
Известно, что каждый период в жизни человека имеет свои особенности, когда на первый план выдвигаются первоочередные проблемы, но все же индивидуальность ребенка проявляется в результате изменений, совершенствования всего процесса развития. В этом смысле значимость возрастного периода от 6 до 10 лет трудно переоценить. Привитое, усвоенное впервые школьные годы сказывается на протяжении всей жизни. Младший школьный возраст — это самоценный период, на протяжении которого развиваются важнейшие качества личности, позволяющие детям шагнуть за его пределы в подростковую жизнь.
Произвольность, внутренний план действия и рефлексия — основные новообразования ребенка младшего школьного возраста. Начиная с 6—7-летнего возраста, у детей складываются простые, но уже обобщенные, специфические для данного человека устойчивые психологические механизмы. Характерная потребность ребят этого возраста — жажда узнавать окружающий мир, получать новые впечатления. Но по-прежнему определяющее место в их жизнедеятельности принадлежит эмоциям. Представления о себе, своих товарищах и окружающих людях, о героях книг и кинофильмов строятся главным образом на основе оценок взрослого, авторитет которого еще достаточно высок. Однако следует помнить, что негативные проявления, наблюдаемые во взрослой среде, сказываются и на детях. Они легко переносят из взрослого противоречивого мира негативные установки, оценки- ориентиры.
Что же характерно для сегодняшних мальчишек и девчонок? Какие они? Изменения в жизни пашет общества и окружающего мира — объективная предпосылка для проявления у современных детей нового образа мыслей, вкусов, привычек, интересов и ценностей. Такое явление как акселерация захватывает не только физическое, но и умственное их развитие. Дети поумнели и «переваривают» гораздо больший поток информации, чем раньше. Современные дети стали рано проявлять необычную прежде самостоятельность и независимость. Порой они поражают взрослых своими способностями, удивляют взрослостью суждений. Они раньше начинают задумываться о самих себе, о своем месте в жизни. Это нас радует и удивляет, но мы не всегда к этому готовы. Но все-таки они еще дети, и очень нуждаются в нашей взрослой умной и корректной помощи. Помочь им найти себя, раскрыть свои способности, задатки, свою индивидуальность — важнейшая психолого-педагогическая задача, решать которую приходится каждому педагогу.
Для того чтобы составить более полное и точное представление о ребятах, с которыми вы живете, кто ежедневно приходит к вам на занятия, об их интересах, ценностных ориентациях, возможностях и желаниях, мы предлагаем набор диагностических методик.
Отбирая их, мы исходили из соображений компактности описания самой методики, относительной легкости ее проведения и отработки. Методики органично связаны с жизнедеятельностью детей, носят практический характер, доступны и привлекательны по форме, содержанию, включают элементы игры, творчества.
Применение диагностических методик ставит всех детей в одинаковые условия и помимо вопросов на воображаемое поведение предполагает естественные, реальные ситуации, соответствующие возможностям младшего школьного возраста. Вместе с тем методики имеют достаточный уровень трудности поставленной перед ребенком задачи, носят развивающий характер.
При проведении предлагаемых методик дети должны четко знать, что от них требуется; экспериментальная ситуация не должна восприниматься ими как строгий экзамен, проверка, а потому проводить их надо в спокойной и доброжелательной обстановке. По результатам одной-двух методик нельзя судить о качествах, характере ребенка — Только набор взаимодополняющих, взаимопроверяющих методик могут дать объективную картину. Данные, полученные при помощи методик, свидетельствуют об уровне развития личности ребенка только в данный момент.
Существует много методик для изучения самых различных сторон развития личности ребенка. Остановимся на тех из них, с помощью которых можно выявить направленность и интересы, желания, ценностные ориентации и потребности детей младшего школьного возраста. Именно эти свойства, на наш взгляд, являются интегрирующими, стержневыми в развитии человека.
Если бы ты был волшебником.
Если бы у тебя была волшебная палочка
Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Выбор одного желания лучше не предлагать, т. к. маленьким еще очень сложно выбрать самое-самое главное желание.
Анализ ответов может быть выполнен но следующей схеме: для себя, для других (ответы второй группы можно уточнить: для близких, для людей вообще).
Золотая рыбка.
Своеобразие этой методики состоит в том, что дети выступают в роли заказчика, а не исполнителя желаний, и от рыбки, а не от них самих зависит, исполнить или нет желание.Ребята вводятся в воображаемую ситуацию словами: «Представь себе: приплыла к тебе рыбка,спросила: «Что тебе надобно?»
Для создания особого настроя,введения в сказочно-игровую ситуацию хорошо помогают игровые элементы-символы: волшебная палочка, разыгрывание сценки с появлением золотой рыбки.
Цветиксемицветик.
Дети читают (вспоминают) сказку В. Катаева с этим названием. Возможен просмотр мультфильма. Каждому вручается приготовленный из бумаги цветиксемицветик, на лепестках которого они записывают свои желания. Затем лепестки с желаниями дети вручают тем, кому они адресованы.
Обработка результатов может проходить по такой схеме:
1- выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу;
2- сгруппировать: материальные (вещи, игрушки и т. п.); нравственные (иметь животных и ухаживать за ними и т. п.); познавательные (научиться чему-то, стать
кем-то); разрушительные (сломать, выбросить и т. п.).
Загадай желание.
Ребенку рассказывают,что есть такое поверие: если увидишь, как падает звезда и успеешь загадать желание, оно обязательно исполнится. «Представь себе, что ты видишь падающую звезду. Какое желание ты бы загадал?» Ребенок может написать его или сказать взрослому (по секрету).
Для ребят постарше можно использовать анкету «Мои желания». Из списка разных желаний предлагается выбрать «свои»желания: стать известным в школе, городе, стране, мире; иметь много друзей; приносить радость близким людям; заниматься любимым делом; стать богатым;иметь куклу Барби: научиться играть на компьютере; есть каждый день мороженое и т. п.
Список желаний ребята могут продолжить сами.
Радости и огорчения (методика незаконченных предложений).
При ее проведении возможны варианты.
1.Ребятам предлагается дописать два предложения:
Больше всего я радуюсь, когда.
Больше всего я огорчаюсь, когда.
Методика имеет ряд преимуществ по сравнению с обычной анкетой. Она рассчитана на получение первой, самой естественной реакции, поскольку здесь как бы задается ритм ответа, что психологически облегчает работу ребенка.
2. Лист бумаги делится пополам.Каждая часть имеет свой символ: солнце и тучу (день и ночь). Дети в соответствующей части листа рисуют (записывают) свои радости и огорчения.
3. Дети получают по лепестку ромашки сделанной, из бумаги. На одной стороне они пишут о своих радостях, на другой — огорчениях. По окончании работы лепестки собираются в ромашку.
4.Предлагается ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твою маму, родителей, учителя».
При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью; с жизнью коллектива (группы, класса, кружка).
Полученные результаты дадут представление о стержневых интегральных свойствах личности ребенка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, доминирующих мотивах поведения и действий.
Источник