Методики двигательного развития ребенка дошкольного возраста

«Психомоторное развитие детей дошкольного возраста»

(в соответствии с Годовой задачей ДОУ на 2019-2020 учебный год «Развитие физических качеств у детей через организацию подвижных, спортивных игр».

Цель: ознакомить педагогов с доступными для применения в условиях ДОУ методиками определения психомоторного развития детей.

Задачи:

— раскрыть понятия «физическое развитие», «физические качества» (ловкость, гибкость, выносливость, сила, быстрота), «тип нервной системы», «теппинг-тест»;

— подвести педагогов к пониманию того, что двигательная активность детей является важнейшим условием нормального развития, а подвижные игры, увлекающие детей, дают резерв для развития способностей, активизируют малоподвижных детей;

— научить педагогов определять функциональную зрелость нервных процессов у детей (на собственном примере).

Оборудование: бланки для работы, ручки.

  1. Физическое развитие детей по ФГОС ДО. Физические качества как функциональные свойства организма, характеризующие одарённость человека.
  2. Произвольные движения у детей. Психомоторное развитие.
  3. Подвижные игры как эффективное средство психомоторного развития.
  4. Диагностика психомоторного развития детей: определение функциональной зрелости нервной системы у детей (теппинг-тесты); диагностика оценки психомоторного развития (методика Н.О.Озерецкого).
  5. Мастер-класс для педагогов ДОУ «Теппинг-тест: определение типа нервной системы).

     С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который направлен на поддержку разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности детства, личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, уважения личности ребенка.

    Учитывая ФГОС ДО, содержание программы должно обеспечить развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности, в том числе и физическом развитии.

Физическое развитие включает в себя:

— приобретение опыта в двигательной деятельности;

— развитие физических качеств: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость;

— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

— овладение подвижными играми с правилами.

Физические качества — это функциональные свойства организма, характеризующие одаренность человека.

    Ловкость- это способность человека быстро, целесообразно осваивать новые действия, сочетать их с другими, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях (Холодов Ж. К., Кузнецов В.С-М.,1990). Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.

    Гибкость — способность выполнять движения с большой амплитудой (Холодов Ж. К., Кузнецов В.С-М.,1990). Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц. Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой. У детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание, которые могут привести к необратимым деформациям отдельных суставов (например, коленного). Упражнения на гибкость целесообразно сначала выполнять с неполным размахом, например, сделать 2-3 полунаклона, а потом уже полный наклон, 2- 3 полуприседания, затем — глубокое приседание.

    Выносливость — способность организма противостоять утомлению во время мышечной деятельности, бороться с утомлением и восстанавливаться во время мышечной работы и после ее. (Холодов Ж. К., Кузнецов B. — М.,1990). Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Полезны подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости.

    Сила — выполнение какого-либо действия или сохранение, какой-либо позы человека (Холодов Ж. К., Кузнецов В.С-М.,1990). Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях). В детском саду следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам — разгибателям. Учитывая анатомо-физиологические особенности дошкольников, не следует стремиться к максимальным результатам и превышать нормы для прыжков в длину, в высоту, так как это может отрицательно повлиять на развитие костной системы, а также внутренних органов. Не рекомендуются упражнения, вызывающие задержку дыхания и большое напряжение организма. Интенсивность выполняемых упражнений, масса предметов (мешочков с песком и др.), дозировку физической нагрузки следует повышать постепенно.

    Быстрота- способность человека выполнять движения в наикратчайшее время (Холодов Ж. К., Кузнецов В.С-М.,1990). Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройки условно рефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты. Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).

    Для детей характерно стремление к быстрым движениям, что связано с особенностями их организма, особенностями нервной системы (повышенная чувствительность, быстрая смена процессов возбуждения и торможения). Наблюдения за играющими детьми показывают, что они часто и охотно выполняют быстрые движения. Малыши догоняют бабочку, взлетевшего голубя, катящийся мяч или обруч, бегают с машинами, вертушками. Дети постарше соревнуются друг с другом в скорости перебегания через площадку, играют в «догонялки», «ловушки», бадминтон, с увлечением катаются на велосипеде, ходят на лыжах. При этом ребенок многократно позволяет понравившееся движение, использует его в разных ситуациях, стараясь выполнить быстрее, чередуя его с моментами отдыха — догоняет мяч и, подняв его, останавливается или, добежав до скамейки, усаживается на нее. Естественное стремление детей к непродолжительным скоростным движениям следует поддерживать и предлагать им разные упражнения в проявлении быстроты, интересные игровые задания и игры. Отмечено, что в играх, увлекающих детей, они чаще достигают более высоких скоростей, чем, просто выполняя задание, быстро пробежать дистанцию. Игры как бы дают возможность выявить резерв скоростных способностей детей.

     Казалось бы, развитие физических качеств детей лежит вне сферы психологии, «ограниченной будто бы замкнутым, внутренним миром субъективных переживаний» (С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии. Изд-во «Питер», Спб. 2007 г. Серия «Мастера психологии»). Но в действительности, движения, произвольные движения человека, не могут остаться вне поля зрения психологии, поскольку любое действие является сенсомоторным единством и связь между сенсорикой и моторикой не линейная, а кольцевая, так что не существует отдельно моторного образования без сенсорных компонентов. Далее, каждое движение связано с личностными установками, с осмыслением задачи, с отношением к ней. Когда меняется личностная установка, меняется и двигательная сфера.

    Психология — это наука, а наука — это прежде всего исследование. Если мы ставим цель развивать физические качества у детей мы должны понимать, что мы хотим получить, то есть, сначала мы должны «измерить», исследовать уровень психомоторного развития детей, особенности нервной системы каждого ребёнка, затем разработать занятия, игры с учетом возраста, способствующие развитию этих самых качеств. На последнем этапе делаем выводы — есть положительная динамика или нет, проводим оценку собственной деятельности, и продолжаем или не продолжаем дальше работать над этой темой.

Читайте также:  Консультация для родителей развитие речи у ребенка пятого года жизни

    Для того, чтобы успешно развивать физические качества детей дошкольного возраста нужно сначала определить функциональную зрелость нервных процессов (теппинг-тесты), провести диагностику оценки психомоторного развития дошкольника (методика Н.О.Озерецкого, Н.И.Гуревича).

    Для чего это делается? Полученные показатели будут свидетельствовать не только об уровне развития нервной системы, но и о типологической характеристике ребёнка.

Для детей со слабым типом нервной системы характерно снижение показателей, снижено умение произвольно направлять своё внимание на мышцы, участвующие в движении, снижена способность определять характер ощущений (напряжение-расслабление, тяжесть-лёгкость и др.), характер движений, сопровождаемых этими ощущениями (сила-слабость; резкость-плавность, темп, ритм).

Сильный тип нервной системы характеризуется более высокой скоростью работы, стабильностью темпа выполнения заданий на движение, дети с сильной н/с более ловкие, обладают хорошей способностью контролировать свои ощущения.

Функциональная зрелость нервной системы обуславливает способность к проявлению произвольных действий. Поэтому неслучайно в первые годы жизни уровень нервно-психического развития ребёнка определяют по его движениям.

Теппинг-тест (Определение функциональной зрелости нервных процессов)

Лист бумаги расчерчивается на 6 одинаковых частей, которые оформляются следующим образом:

Ребёнок получает задание: как можно быстрее нанести карандашом точки в каждом квадрате («насыпать зёрнышки птичкам») в соответствии с нумерацией. Переход от одного квадрата к другому осуществляется по команде психолога. Продолжительность работы в каждом квадрате — 5 секунд.

Перед тестом дети должны поупражняться в выполнении задания в игровой форме («капает дождик»). Тест помогает оценить уровень зрелости нервной системы ребёнка: он тем выше, чем больше точек в первом квадрате.

Далее строится график работоспособности в соответствии с полученными результатами, для этого 5-секундные промежутки времени надо отложить на оси абсцисс, а подсчитанное количество точек в каждом квадрате отложить на оси ординат.

Выявляется тип нервной системы: сильный, слабый тип нервной системы и промежуточные:

«выпуклый тип» — темп нарастает до максимального в первые 10-15 секунд; далее к 25-30 секундам он может снизиться ниже исходного уровня, который наблюдался в первые 5 секунд. Это тип кривой свидетельствует о наличии у человека сильной нервной системы.

«ровный тип» — максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы; этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы.

«нисходящий тип» — взятый испытуемым максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остаётся на сниженном уровне в течение всей работы; этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы.

«промежуточный тип» — темп работы снижается после первых 10-15 секунд; этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы — средне-слабая нервная система.

«вогнутый тип» — первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня; вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.

Методика диагностика психомоторного развития

(Модифицированный вариант методики Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревича)

Цель. Выявить и изучить особенности зрительно — моторной регуляции действий, моторной координации, ловкости.

Процедура диагностики. Проводится индивидуально, ребенку предлагают выполнить задания.

Проба 1. Оценка функции равновесия. Исходное положение: пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (правой) ноги, стопы расположены по прямой линий, руки вдоль туловища. Сохранять позу 15 секунд с закрытыми глазами. Отмечается смещение ног с первоначальной позиции, схождение с места, балансирование.

Проба 2. Оценка координации «Пальчик с носиком здороваются». После показа предлагают ребенку закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки кончика носа, мочки левого уха. Задание повторяется другой рукой.

Проба 3. Оценка тонкой моторики рук «Уложи монетки в коробку». На стол ставят картонную коробку размером 10х10, перед ней на расстоянии 5 см раскладывают 20 монет диаметром 2 см. По сигналу ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. Сначала правой рукой, потом левой. Время для ведущей руки – 15 с, для другой руки – 20 с.

Проба 4. Оценка моторики пальцев рук «Нарисуй пальчиками кружочки». В течение 10с. указательным пальцем горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе круги любого размера, но одинаковые для обеих рук, в противоположном направлении. Задание не выполнено, если ребенок осуществляет вращение одновременно в одну сторону или делает круги разного размера.

Проба 5. Оценка механизмов автоматизации движений руки «Давай поздороваемся». Ребенку предлагают протянуть руку для препятствия: сначала правую, затем левую, затем обе руки. Отмечают наличие лишних движений (сжимание кисти противоположной руки, приподнимание плеч, сохранение мышц лица, открывание рта и т.п.)

Обработка результатов. Заполняют диагностическую карту. Подсчитывают сумму баллов по всем пробам, на основе суммы баллов определяют уровень, составляют оценочные таблицы. Бальная шкала оценка выполнение проб

Критерии оценки:

— выполняет правильно с первой попытки – 3 балла;

— выполняет правильно с второй попытки — 2 балла;

— выполняет с помощью взрослого – 1 балл;

— не выполняет – 0 баллов;

Шкала оценки уровня психомоторного развития:

— высокий – 15 – 11 баллов;

— средний – 10 – 6 баллов;

— низкий – 5 – 0 баллов.

    Подвижные игры имеют значительный потенциал для развития психомоторных способностей, они являются весьма привлекательными средствами физической культуры, полезными для обогащения двигательного опыта дошкольников, формирования культуры движений, образования эстетического вкуса, комплексного развития физических качеств ребенка. Через подвижные игры достигается наиболее гармоничная координация деятельности всех органов и систем ребенка.

Подвижные игры могут выступать в качестве эффективного средства психомоторного развития и решения следующих его основных задач: развитие двигательной памяти; развитие торможения движения; развитие статической координации; развитие динамической координации; развитие пространственной организации движений. Дети при разучивании подвижных игр лучше запоминают последовательность движений, усиливаются тормозные реакции в процессе двигательной активности; улучшаются показатели по статической и динамической координации движений; дети делают меньше ошибок в пространственной организации своих движений в игровой деятельности. Двигательное, моторное развитие ребенка, косвенно влияет на развитие познавательных функций, стимулирует развития эмоций.

Непосредственное педагогическое руководство игровой деятельностью детей.

Для организации подвижной игры важно создать интерес у детей. В младших группах воспитатель, привлекая внимание малышей, демонстративно играет мячом, сопровождая движения стихами: «Мой веселый звонкий мяч…», или кружится держась за руки с именинником или куклой и напевая песенку «Каравай»; или, подойдя к детям, таинственным голосом предлагает посмотреть, чьи ушки торчат за кустиком, а начерченный на площадке домик, куда приглашает воспитательница, похож на настоящий — с крышей и трубой…в старших группах приемы создания интереса используются, главным образом, когда игра разучивается. Это чаще всего, стихи, песенки, загадки (в том числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся, переодевание и др. Ниже описываемые приемы помогут педагогу успешно руководить деятельностью детей непосредственно в игре. Вначале педагог должен заинтересовать игрой. Этому могут способствовать: интересный игровой инвентарь и оборудование, интересное представление игры /использование игровых зачинов, считалок, песен. Так, например, воспитатель, привлекая внимание малышей, демонстративно играет мячом, сопровождая движения стихами: «Мой веселый звонкий мяч…», или кружится, держась за руки с именинником или куклой и напевая песенку «Каравай»; или, подойдя к детям, таинственным голосом предлагает посмотреть, чьи ушки торчат за кустиком, а начерченный на площадке домик, куда приглашает воспитательница, похож на настоящий — с крышей и трубой…

Читайте также:  С чего начать развитие 2 летнего ребенка

В детском саду возможно включение подвижных игр в различные виды деятельности: специально организованного обучения в форме занятий и прежде всего занятий по физическому развитию, музыкальных занятий, развлечений и досугов. Кроме того, подвижные игры могут включаться в блок совместной деятельности воспитателя с детьми, использоваться на прогулках, в процессе организованного свободного времени: на спортивных праздниках, утренниках.

Педагог должен стараться направлять свою деятельность на то, чтобы подвижные игры развивались по инициативе самих детей, т.е. включались в блок свободной самостоятельной деятельности детей.

Источник

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………….…3

Диагностика физического развития…………………………………….5

Ориентировочные показатели физической подготовленности………6

Использование диагностических тестов……………………………….7

Диагностика психофизических качеств (тесты)………………..……..8

Тест по определению прироста показателей психофизических

качеств……………………………………………………………………12

Список литературы……………………………………………………   14

Протокол обследования основных движений (приложение)……..…15

Диагностика физического развития дошкольников

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

  Острота вопроса о качестве воспитания, развития детей дошкольного возраста  продолжает сохраняться . Эффективное  руководство, обеспечивающее качество , предусматривает  привлечение и рациональное использование различных  средств. Для  этого нужно уметь планировать  и оценивать свои действия , иметь в своем распоряжении достоверную и объективную информацию.

    Возникает проблема получения качественной  информации об уровне развития воспитанников в дошкольном образовательном учреждении по всем разделам программы и в частности по физическому развитию. Это обусловлено тем, что программы  нового поколения не предлагают  критерии  оценки качества образования, не дают тестов для определения уровня  развития дошкольника . Так обстоит дело и с комплексной образовательной программой «Детство» по которой работает наше  дошкольное учреждение.

    Программа по разделу «Растим детей здоровыми , крепкими, жизнерадостными»   дает характеристику возрастных особенностей воспитанников, уровни в освоении   содержания программных задач ( высокий, средний, низкий), предложены  минимальные результаты , но тестовых заданий нет, поэтому  возникла необходимость  систематизировать работу в этом направлении.

   Нами разработана программа физического обследования   дошкольников, которая состоит  из двух  частей, характеризующих:

  1. физическое развитие (измерение длины и массы тела, окружности грудной клетки);
  2. развитие       психофизических       качеств:
  • измерение     силы: подъем туловища в сед, поднимание ног в положении лежа на спине;
  • скороспно-силовые качества: прыжок в длину с места, бросок набивного мяча двумя руками из-за головы, метание легкого мяча на дальность;
  • быстрота: бег на дистанции 10 метров  схода и 30 м; «челночный бег» 3X10 м;
  • выносливость: бег на дистанции 90, 120, 150, 300 м (в зависимости от возраста детей);
  • ловкость: бег зигзагом, прыжки через скакалку;
  • гибкости: наклон туловища вперед на скамейке.

Диагностика физического развития дошкольников

Обследование детей проводится как в помещении (физкультурный, музыкальный залы), так и на физкультурной площадке. На физкультурной площадке проводятся следующие тесты: метание мяча на дальность, бег на дистанции: 10, 30, 90, 120, 150, 300 м, «челночный бег» 3 х10 м.

Обследование необходимо проводить в течение нескольких дней, весной и осенью, в теплое время года. Одежда должна быть удобной, легкой и чистой (не из синтетики).  На открытом  воздухе заниматься детям лучше в костюме, обувь должна быть на резиновой подошве, в помещении форма иная —  спортивные шорты, майка, спортивная обувь.

Измерение физической  подготовленности  проводится    воспитателем вместе с инструктором по физическому воспитанию. Все данные обследования заносятся в диагностическую карту по каждой возрастной группе отдельно

Диагностика физического развития дошкольников

 ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ.

Для проведения антропологических измерений необходимо предоставить  комнату, в которой поддерживалась бы температура зоны комфорта (22-24°С). Все измерения проводятся на правой стороне тела ребенка.  Для проведения измерений необходимо: ростомер — 1 шт., весы медицинские — 1 шт., сантиметровую ленту — 2 шт.

Измерение длины тела. Длина тела измеряется верхушечной точки на голове до пола. Обследуемый ребенок должен стоять правым боком к взрослому, на ровной горизонтальной поверхности пола, прямо, соединив пятки. Голова фиксируется по горизонтали. Необходимо следить за тем, чтобы антропометр не отклонялся от вертикальной линии. Точность измерения до 0,1см. Измерения проводятся в сантиметрах.

Измерение массы тела. Измерение массы тела проводится десятичными весами (медицинскими рычажного типа, без верхней одежды и обуви). При взвешивании ребенок стоит на середине площадки, спокойно. До измерения весы должны показывать нуль. Точность измерения — 50 г.

Измерение окружности грудной клетки. Для измерения окружности грудной клетки используется сантиметровая лента, которую при обнаружении вытягивания заменяют на новую (рекомендуется заменять через 200-250 измерений).

При измерении у мальчиков лента накладывается сзади под нижние углы лопаток, спереди по нижнему краю сосковой линии. У девочек — по верхнему краю грудных желез. При наложении ленты ребенок несколько приподнимает руки, затем опускает их и стоит в спокойном состоянии, при котором проводится измерение. Затем фиксируются показатели при глубоком вдохе и в момент полного выдоха. Показатели записываются в сантиметрах. (Данные тесты предложены Л.И. Абросимовой)

Диагностика физического развития дошкольников

Ориентировочные показатели

физической подготовленности детей 3-7 лет

(утверждено Постановлением Правительства Р.Ф. 29 декабря 2001г. №916)

Наименование показателя

Пол

3 года

4 года

5 лет

6 лет

7 лет

1

Бросок набивного мяча

Мал

110-150

140-180

160-230

175-300

220-350

Дев

100-140

130-175

150-225

170-280

190-330

2

Прыжок в длину с места

Мал

60-85

75-95

85-130

100-140

130-155

Дев

55-80

70-90

85-125

90-140

125-150

3

Наклон туловища вперед из положения стоя (см)

Мал

1-3

2-5

3-6

4-7

5-8

Дев

2-6

5-8

6-9

7-10

8-12

4

Бег на дистанцию 10 метров схода

Мал

7,8-7,5

5,5-5,0

3,8-3,7

2,5-2,1

2,3-2,0

Дев

8,0-7,6

5,7-5,2

4,0-3,8

2,6-2,2

2,5-2,1

5

Бег на дистанцию 30 метров

Мал

8,5-10,0

8,2-7,0

7,0-6,3

6,2-5,7

Дев

8,8-10,5

8,5-7,4

7,5-6,6

6,5-5,9

6

Челночный бег 3×10 метров

Мал

9,5-11,0

9,2-8,0

8,0-7,4

7,2-6,8

Дев

9,8-11,5

9,5-8,4

8,5-7,7

7,5-7,0

7

Бег зигзагом

Мал

9,5-11,0

9,2-8,0

8,0-7,4

7,2-6,8

Дев

9,8-11,5

9,5-8,4

8,5-7,7

7,5-7,0

8

Подъем туловища в сед за 30 сек. (количество)

Мал

6-8

9-11

10-12

12-14

Дев

4-6

7-9

8-10

9-12

9

Прыжки через скакалку

Мал

1-3

3-15

7-21

Дев

2-5

3-20

15-45

10

Бег на дистанцию 90,120,150 метров

Мал

31,6-34,6

31,9-35,0

31,5-35,2

Дев

32,0-35,0

32,0-36,0

32,5-37,0

11

Поднимание ног в положении лежа на спине

Мал

9-10

10-11

11-13

Дев

6-8

7-9

10-12

Диагностика физического развития дошкольников

Использование диагностических тестов.

Во время тестирования важно учитывать:

  • индивидуальные возможности ребёнка;
  • особенности проведения тестов, которые должны выявлять даже самые незначительные отклонения в двигательном развитии ребёнка.

Перед выполнением контрольных двигательных заданий следует провести небольшую разминку (спокойная ходьба, переходящая в бег, непрерывный бег 1,5 минуты, дыхательные упражнения).

Читайте также:  Центр развития ребенка я сам белгород

Тесты лучше проводить в игровой форме, чтобы детям нравились занятия, чтобы они могли ощутить «мышечную радость» от физических нагрузок.

Следует отметить большой интерес у старших дошкольников к выполнению вышеперечисленных тестовых испытаний. Наблюдения показали, что большая часть (60%) постоянно стремятся сопоставить свои результаты с показателями сверстников. Некоторые дети (30%) даже задумываются над тем, как улучшить свои показатели, стараются неоднократно повторять одно и тоже задание, обращаются к воспитателю за помощью и стремятся добиться хороших результатов. И лишь незначительная часть детей (10%) остаются пассивными и инертными.

Диагностика физической подготовленности должна проводится не менее двух раз в течение учебного года (сентябрь — май).

Дети, выполнившие все  тесты, с результатами в рамках возрастных норм могут быть отнесены к среднему уровню физической подготовленности; выше ориентировочных показателей (более трёх показателей) — к высокому уровню физической подготовленности. Если из семи тестов, ребёнок имеет от трёх и более показателей ниже нормы, то у него низкий уровень физической подготовленности.

Диагностика физического развития дошкольников

ДИАГНОСТИКА  ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Тесты по определению скоростно – силовых качеств.

Бросок набивного мяча. (1 кг.) двумя руками из – за головы из исходного положения стоя.

Испытание проводится на ровной площадке длинной не менее 10 м. ребенок встает у контрольной линии разметки и бросает мяч из – за головы двумя руками вперед из исходного положения стоя, одна нога впереди, другая сзади или ноги врозь. При броске ступни должны сохранять контакт с землей. Допускается движение вслед за произведенным броском. Делаются 3 попытки. Засчитывается лучший результат.

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Прыжок в длину с места

Обследование прыжков в длину с места можно проводить на участке детского сада в теплое время , а в помещении в холодное время года. Прыжок выполняется в заполненную песком яму для прыжков или на взрыхленный грунт (площадью 1×2 метра). При неблагоприятных погодных условиях прыжки можно проводить в физкультурном зале, для этого может быть использована физкультурная дорожка.

Ребенку предлагают, отталкиваясь двумя ногами, с интенсивным взмахом рук, от размеченной линии отталкивания на максимальное для него расстояние  и приземляться на обе ноги. При приземлении нельзя опираться позади руками. Измеряется расстояние между линией отталкивания и отпечатком ног (по пяткам) при приземлении (в см.). Делаются 3 попытки. Засчитывается лучшая из попыток.

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Метание мягкого мяча на дальность

Обследование дальности метания проводится на асфальтовой дорожке или физкультурной площадке . коридор для метания должен быть шириной не менее 3 метров и длиной 15 – 20 метров. Дорожка предварительно размечается мелом поперечными линиями через каждый метр и пронумеровывается цифрами расстояние. Линия отталкивания шириной 40 см заштриховывается мелом. По команде, ребенок подходит к линии отталкивания, из И.п. стоя производит бросок мячом (200 гр.), одной рукой из – за головы , одна нога поставлена впереди другой на расстоянии шага. При броске нельзя изменять положение ступней. Засчитывается лучший результат из трех попыток.

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Диагностика физического развития дошкольников

Тесты по определению быстроты.

Бег на дистанцию 10 метров схода

На асфальтированной дорожке намечаются линии старта и финиша. За линией финиша (в 6 — 7 м от нее) ставится ориентир (яркий предмет — кегля, кубик), для того чтобы ребенок, пересекая линию финиша, не делал резкой остановки. Предлагаются две попытки, отдых между ними 5 мин.

Ребенок по команде «на старт» подходит к черте и занимает удобную позу. Воспитатель стоит сбоку от линии старта с секундомером. После взмаха флажком ребенок делает разбег. В момент пересечения линии старта воспитатель включает секундомер и выключает его тогда, когда ребенок добегает до линии финиша.

Фиксируется лучший результат из двух попыток.

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Бег на дистанцию 30  метров

Задание проводится на беговой дорожке (длина не менее 40 м, шири
на 3 м). На дорожке отмечаются линия старта и линия финиша. Тестирование проводят двое взрослых; один находится с флажком на линии
старта, второй (с секундомером) — на линии финиша. За линией финиша на расстоянии 5 —7 м ставится яркий ориентир. По команде воспитателя «внимание» ребенок подходит к линии старта и принимает стартовую позу. Затем следует команда «марш» — взмах флажком (он должен
даваться сбоку от ребенка). В это время воспитатель, стоящий на линии
финиша, включает секундомер. Во время короткого отдыха (3 — 5 мин)
проводится спокойная ходьба с дыхательными упражнениями.

Предлагаются две попытки, фиксируется лучший результат. Внимание! Во время бега не следует торопить ребенка, корректировать его бег.

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.

Челночный бег 3X 10 метров

Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу «марш» (в этот момент воспитатель включает секундомер) трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики (5 шт.). Ребенок обегает каждый кубик, не задевая его.

Фиксируется общее время бега.

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.

Тесты по определению ловкости.

Бег зигзагом

Тест проводится на спортивной площадке или в зале длиной не менее 15 м. Намечается линия старта, которая является одновременно и линией

Диагностика физического развития дошкольников

финиша. От линии «старта» на расстоянии 5 м кладутся 2 больших мяча, от них на расстоянии 3 м еще 2 больших мяча параллельно первым и еще 2 мяча на таком же расстоянии. Таким образом, дистанция делится на 3 зоны. Расстояние между мячами 2 м. Необходимо указать направление движения стрелками.

По команде «На старт!» ребенок становится позади линии старта. По команда «Марш!»ребенок бежит зигзагом в направлении, указанном стрелкой между мячами и финиширует. Воспитатель выключает секундомер только после того, как ребенок пройдет всю дистанцию. Время измеряется с точностью до 1/10с. Тест проводится одним ребенком 2 раза и фиксируется лучший результат. Если ребенок задел мяч или столкнул его с места, сбился с курса или упал, тест проводится заново.

Ребенку необходим показ.

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.

Прыжки через скакалку

Принимается исходное положение: ноги вместе, руки внизу, в руках скакалка. Затем ребенок прыгает вперед через скакалку. Воспитатель считает количество прыжков.

Делаются две попытки, засчитывается лучший результат.

Внимание! Важно правильно подобрать скакалку для каждого ребенка. Если скакалка выбрана правильно, то когда ребенок встает обеими ногами на середину скакалки и натягивает ее, концы скакалки достают до подмышек.

Тест предназначен для детей от 5 до 7 лет.

Тесты по определению гибкости.

Наклон туловища вперед.

Тест проводится двумя воспитателями. Ребенок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметке). Задание: наклониться вниз, стараясь не сгибать колени (при необходимости их может придерживать один из воспитателей). Второй воспитатель по линейке, установленной перпендикулярно скамейке, регистрирует тот уровень, до которого дотянулся ребенок кончиками пальцев. Если