Методики диагностики развития речи ребенка

Методики диагностики развития речи ребенка thumbnail

Автор Клинова М.Ю. На чтение 5 мин. Просмотров 2.2k. Опубликовано 23.07.2019 Обновлено 12.01.2020

Развитие речи – это очень важный процесс в формировании человеческого организма. Дети начинают произносить первые слова в 11-12 месяцев, а в 3 года они уже могут составить предложения и небольшой рассказ.

В этот период очень важно следить за тем, что речь ребёнка развивается правильно без каких-либо задержек или нарушений. Для этого медицинские специалисты разработали методики для диагностики речи у детей.

Методика для изучения словарного запаса у детей

Целью её проведения является проверка достаточного знания слов для возраста ребенка. Его способность быстро подобрать точное слово, а также составить простейшие грамматические конструкции.

Для диагностики нужно взять группу любых картинок по 10-15 штук с животными, растениями, фруктов и овощей, игрушками и транспортом.

Всего карточек должно быть не более 30 шт. Взрослый называет ребёнку одно обобщающее слово, обозначающее группу картинок, которую собирается показывать. Ребёнок должен сказать, что входит в данную группу и отобрать картинки по схеме.

После выполнения задания человек должен посчитать сколько картинок было выбрано ребёнком правильно. За одну карточку он получит 1 балл.

Высокий уровень – 25-30 шт.

Средний уровень – 10-25 шт.

Низкий уровень – до 10 шт.

Важно подбирать такие карточки, соответствующие возрасту. Лучше всего подойдут картинки обыденных вещей. Например, в разделе животные могут быть кошки, собаки, птички, зайцы и мышки. То есть то, что ребёнок уже точно видел в своей жизни.

Методика проверки лексический, грамматических навыков у детей и словарного запаса

Цель диагностики выявить правильно ли ребёнок произносит звуки. Употребляет слова. Верные ли ассоциации возникают у него с представленным словом. Проверяет словарный запас ребёнка.

Для проверки взрослый должен задавать ребёнку вопросы на разные темы. Например, «Что значит слово мяч? (яблоко, машина, игрушка) У тебя дома есть этот предмет? Какой он? Откуда он у тебя? Что ты делаешь с ним?»

Высокий уровень – ребёнок четко отвечает на вопросы. Называет примеры и действия с предметом. У него получается небольшой рассказ о вещи.

Средний уровень – называет предмет и описывает его только поверхностно. Отдельными словами или фразами.

Низкий уровень – Называет 1-2 слова.

Далее взрослый называет предметы или его признаки, а ребёнок должен подобрать к ним правильное слово, противоположное по значению. Таким образом, человек поймет правильно ли ребёнок понимает сущность слова. Например, называется слово «длинный». Ответ должен быть «короткий». Светлый – темный. Быстрый – медленный и т. д.

Высокий – правильно называет противоположные слова.

Средний – подбирает слова с отрицательной частицей «не». Не светлый, не длинный.

Низкий – не всегда или неправильно называет слова.

Методика проверки фонетического развития речи

Целью является выявление правильности произношения звуков. Взрослому нужно понять, понимает ли ребёнок различия звуков и может ли он их отличить друг от друга.

Во-первых, взрослый проверяет может ли ребёнок правильно произнести каждую букву в алфавите. Для этого он может воспользоваться заранее приготовленной таблицей. Если ребёнок ещё не знает написания букв, то можно называть ему слова и просить повторить.

Высокий – все звуки произносятся правильно.

Средний – звуки произносятся правильно, кроме шипящих или сонорных.

Низкий – есть ошибки в произношении многих звуков.

Во-вторых, человек показывает ребёнку картинки с изображением предметов. Это могут быть простейшие группы слов. Главное, чтобы ребёнок их хорошо знал. Взрослый должен попросить выбрать и произнести карточки на которых есть звук, например, «л». Аналогично нужно сделать с другими звуками. Предпочтительнее выбирать сонорные и шипящие, т.к. при произношении их дети наиболее часто испытывают трудности.

Высокий у – правильно отбирает картинки на все названые звуки.

Средний – отбирает только 2-3 карточки.

Низкий – указывает только на одну картинку или не указывает совсем.

Заключительным этапом нужно проверить, различает ли ребёнок интонацию произношения и может ли он говорить с ней.

Человек просит ребёнка произнести любую фразу с разной интонацией. Например, я иду в зоопарк. Нужно произнести удивлённо, радостно и вопросительно.

Высокий – правильное произношения предложения

Средний – правильно передают только 2 интонации.

Низкий – может прочитать только в повествовате

льной или 1-й из предложенных интонаций.

Методика проверки связной речи

Целью является выявление способности логически выстраивать предложения. Строить небольшое повествование.

Читайте также:  Малые аномалии развития ребенка

Человек предлагает описать предмет на картинке или выбрать из окружающего. Например, любимую игрушку, медведя или стол.

Высокий – составляет правильное описание предметов. Рассказ разбит на 3 логические части с началом, серединой и заключением.

Средний – описывает только некоторые внешние черты предмета.

Низкий – называет отдельные слова и небольшие фразы.

Методика общей проверки развития речи

В этой диагностике человек проверяет может ли ребёнок самостоятельно менять формы слова, правильно ли он понимает их значение, может ли построить различные предложения. Правильно ли у него работает ассоциация предметов с другими вещами.

Для этого взрослый человек загадывает простое слово. Например, волк, лиса, кукла, машина и т.д. Ребёнок должен задавать наводящие вопросы. Спрашивая про описание предмета. Как выглядит он. Какой у него размер. Есть ли он у него дома.

Высокий – правильно отгадывает все слова.

Средний – может отгадать только 1. Или все, но с большими подсказками.

Низкий – не может отгадать слово.

Многие родители не проводят диагностику развития речи у детей дома. Хотя разработанные методики позволяют это делать. Большое количество заболеваний и отклонений можно выявить с помощью диагностики на ранних стадиях и вовремя помочь ребёнку.

Источник

Показатель

Метод и методика педагогической диагностики

Связная речь

Монолог

Пересказ

Игровые проблемные ситуации

Детям предлагают прослушать незнакомый рассказ или сказку, небольшие по объему.

Пересказы записывают и анализируют по следующим показателям:

1) понимание текста — правильное формулирование основной мысли;

2) структурирование текста — умение последовательно и точно строить пересказ (выявляется на основе сопоставления пересказа со структурой текста);

3) лексика — полнота использования лексики оригинала, замена авторских выразительных средств собственными;

4) грамматика — правильность построения предложения умение использовать сложные предложения;

5) плавность речи — наличие или отсутствие длительны пауз;

6) выразительность речи – использование разнообразных средств выразительности;

7) самостоятельность — наличие или отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа и в повторном чтении текста.

Каждый показатель оценивается отдельно.

2 балла — правильное воспроизведение; последовательное и точное построение пересказа; использование авторских слов и своих точных словозамен; наличие разных типов предложений, отсутствие грамматических ошибок; полное отсутствие неоправданных пауз; использование разнообразных средств выразительности, соответствующих содержанию произведения; самостоятельное пересказывание.

1 балл — незначительные отклонения от текста; отсутствие нарушений логики; отсутствие грамматических ошибок, преобладание простых предложений; отсутствие длительных пауз; использование некоторых средств выразительности; небольшое количество подсказок.

0 баллов — неверное воспроизведение; нарушение структуры текста; бедность лексики; многочисленные паузы; невыразительный пересказ или неуместное использование средств выразительности; необходимость в подсказках.

Высшая оценка воспроизведения текста — 14 баллов.

Оценка в 11-14 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, оценка 6-10 — среднему уровню, оценка меньше 6 баллов — низкому уровню.

Связная речь

Монолог

Описательные и повествовательные рассказы

Игровые проблемные ситуации

1. Описание предмета с опорой на наглядность.

Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).

2. Описание без опоры на наглядность.        

Воспитатель предлагает ребенку рассказать о хорошо знакомом ему предмете или объекте, например, о любимой игрушке, животном и т.п.

3. Составление рассказа по серии картинок (3-4), объединенных общим сюжетом  

Педагог показывает ребенку несколько картинок, предлагает разложить их в последовательности и составить рассказ.

Высказывания описательного типа оцениваются по следующим критериям:

1) целостность — единство темы;

2) структурное оформление (наличие частей, их последовательность);

3) связность — оценивается путем анализа способов межфразовой связи, подсчитывается количество предложений, связанных или формально связанных между собой;

4) развернутость рассказа, его объем — измеряется путем подсчета слов и предложений, устанавливается соотношение простых и сложных предложений;

5) самостоятельность — оценивается путем подсчета вспомогательных вопросов;

6) плавность — оценивается путем подсчета длительных пауз, нарушающих целостность рассказа.

Аналогично оцениваются и повествовательные рассказы с учетом особенностей их структуры, логики развития сюжета.

Творческие рассказы

Педагог предлагает ребенку придумать рассказ или сказку на самостоятельно выбранную тему, используя разнообразные лексические средства.

Оцениваются представления детей о жанре (сказка, рассказ или стихотворение), умение выбрать тему, развернуть сюжет в логической последовательности, структурное оформление текста (наличие начала, середины, конца), использование средств художественной выразительности – лексических, синтаксических, стилистических.

Рассуждения

1. Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку-небылицу и рассказать, что в ней нарисовано неправильно.

2. Ребенку предлагается составить рассуждение на тему, предложенную воспитателем, например, «Весна в этом году ранняя».

Читайте также:  Методики развития речи и мышления ребенка

 Оценивается умение передать характерные особенности рассказа-рассуждения (умение ребенка логически рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное), соблюдая структуру текста и используя правильные грамматические формы и разнообразные средства выразительности.

Грамматическая правильность речи

Морфология

1. Проверка сформированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям:

Игра «Что неверно?»

Детям предлагают выслушать фразу и определить, какие формы употреблены неправильно. (Как ты думаешь, я все правильно сказала? Что неверно? Как надо сказать?)

— Девочка «рисовает» красками.

— А мальчик лепит из глины «матрёшков».

— Я ем «красный спелый яблок».

— К двум карандашам прибавить три карандаша, получится пять «карандашов».

— Мальчик пришел домой и сказал маме, что был в «кине».

— У конуры лежит собака с «пять щенят».

— Я построю много домов «из песков».

2. Проверка умения употреблять в речи несклоняемые существительные (пальто, метро, пианино, кино, кофе).

а) дети должны рассмотреть картинки в альбоме О.И. Соловьевой «Говори правильно» и ответить на вопросы полным предложением:

— Сколько пальто висит в шкафчике?

— Какого цвета пальто висят в шкафу?

— На чем играет мальчик? И т.п.;

б) закончить предложение:

— Оля учится играть на… (пианино).

— Утром мы пьем чай или… (кофе).

— Мне мама налила целую чашку… (кофе или какао).

— Оле купили теплое зимнее… (пальто).

— У тебя есть новое пальто, а у меня нет нового… (пальто).

— Расскажи о своем пальто: какого оно цвета? Есть ли на нем карманы? Нравится ли тебе новое пальто?

3. Проверка употребления разноспрягаемого глагола хотеть.

Игра «Продолжи предложение».

Педагог предлагает послушать предложение «Девочка хочет гулять».

— Как можно сказать про многих девочек?

— Девочки… (хотят гулять).

— Мальчик хочет петь. Как можно сказать про многих мальчиков?

— Мальчики… (хотят петь).

— Как сказать про Колю?

— Коля… (хочет петь).

— Оля, ты хочешь петь? (Хочу.)

— Оля и Катя, вы хотите рисовать? (Хотим.)

4. Проверка употребления существительных в родительном падеже множественного числа:

а) игра «Чего не стало» (сапог, туфель, сандалий, тапочек; апельсинов, яблок, груш, помидоров).

Игру можно провести с игрушками-картинками или с реальными предметами.

А.М. Бородич рекомендует проверять, как старшие дошкольники употребляют такие формы: гольфов, носков, чулок, полотенец, простынь, рейтуз, шарфов; блюдец, оладий, тортов; обручей, ружей; рельсов, шоферов; медведей, волков, лисиц, кур;

б) для освоения слов, которые трудно обозначить наглядно, можно провести словесную игру «Закончи предложение»:

— Мама печет оладьи. Так мне захотелось… (оладий).

— На день рождения купили шоколадный торт. Папа сказал, что в магазине большой выбор… (тортов).

Словообразование

1. Проверка языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм.

Детям предлагается ответить на вопросы:

— Как ты объяснишь, кто такой строитель, учитель, мойщик?

— Человек может работать велосипедистом, читателем?

— Можно назвать писателем человека, который умеет писать?

— Можно назвать пианистом человека, который умеет играть на пианино?

2. Проверка умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования:

Игра «Правильно -не правильно»

Детям предлагается послушать неправильные словоформы и высказать свое мнение («Можно так сказать? Как сказать правильно?»).

— Масло лежит в «масленице» (масленке).

— Соль насыпана в «соленицу» (солонку).

— Бабушка положила вкусное вишневое варенье в «вареницу» (вазочку для варенья, розетку).

— На картинке нарисованы маленькие «поросёнки», «котёнки» и «свинёнки» (поросята, котята).

Словообразование

3. Проверка умения образовывать формы имен существительных и их детенышей (кошка, собака, кролик, заяц, лиса, корова, лошадь, слон, свинья, овца).

Игра «Кто у кого».

Необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовать формы множественного числа именительного и родительного падежа (у лисы — лисята, у лисы много лисят) и т. д.

4. Проверка умения образовывать слова:

а) с помощью слияния двух основ (морфолого-синтаксический способ).

Детям предлагается ответить на вопросы:

— У зайца короткий хвост. Какой заяц? (Короткохвостый.)

— У зайца длинные уши. Какой заяц? (Длинноухий.)

— У медведя толстые пятки. Какой медведь? (Толстопятый.)

— У девочки черные волосы. Какая девочка? (Черноволосая.);

б) путем перехода слов из одного грамматического класса (существительные) в другой (прилагательные) (семантико-морфологический способ).

Детям предлагается упражнение на образование прилагательных:

— Стакан сделан из стекла. Какой он? (Стеклянный.)

— Стол сделан из дерева. Какой он? (Деревянный.)

Читайте также:  Развитие речи ребенка в дошкольном детстве

— Мясорубка сделана из металла. Какая она? (Металлическая.) И т. п.

5. Проверка умения подбирать однокоренные слова:

а) дается задание подобрать родственные слова к словам снег (снежок, снежный, снеговик, подснежник), зима (зимушка, зимний, зимующий, зимуют);

б) ответить на вопрос, родственны ли слова лед и подледный слову полет.

6. Проверка употребления сравнительной степени прилагательного.

Детям предлагается закончить предложения.

— Этот дом высокий, а этот еще… (выше).

 — Наша река глубокая, а пруд еще… (глубже).

— Этот цветок красивый, а тот еще… (красивее).

— Лето было хорошее, а осень… (лучше).

— Трава зеленая, а после дождя еще… (зеленее).

— Осенью холодно, а зимой… (холоднее, более холодно)

Синтаксис

Проверка умения конструировать предложения.

Игра «Придумай предложение»

Ребенку предлагают три слова (имена существительные в именительном падеже, глаголы в неопределенной форме), из которых он должен составить предложение (дети, гулять, парк; рыбка, аквариум, плавать).

Звуковая культура речи

Звукопроизношение

Игровые тестовые задания

Детям предъявляют картинки с нужным звуком в начале, середине и конце слова.

Для старших дошкольников это звуки в основном из трех групп: свистящие (с, с’, з, з’, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л’, р, р’).

Рекомендуется также добавлять картинки для обследования йотированных гласных (я—йа, е—йэ, ё—йо, ю—йу).

с — сумка, бусы, автобус,

с’ — сети, апельсин, рысь,

з — зонт, ваза, звезда,

з’ — зебра, обезьяна, газета и др.

Принципы подбора картинок:

— возможность проверки произношения всех звуков во всех позициях;

— доступность по содержанию;

— реалистичность изображения.

Ребенку предлагают самостоятельно назвать нарисованный предмет. Если он допускает ошибку в произношении, ему рекомендуется посмотреть на проверяющего и послушать, как тот произнесет звук, а затем повторить. Звук произносится медленнее обычного, выделяется голосом, усиленно артикулируется. В случае правильного произнесения можно сделать вывод, что звук имеется, но не автоматизирован, не закреплен.

Проверяется умение дифференцировать смешиваемые группы звуков:

свистящие — шипящие (с—ш, з—ж, ц—ч),

 звонкие — глухие (в—ф, з—с, ж—ш, б—п, д—т, г—к),

сонорные (р—л).

Можно использовать разные приемы обследования:

— предъявление картинок, отличающихся лишь одним из дифференцируемых звуков (мишка — миска, крыша — крыса, жук — сук);

— произнесение ребенком названий картинок, в которых есть оба смешиваемых звука (солнышко, Саша);

— повторение слов и словосочетаний (л-р: Лара — балерина; зеркало, играла на рояле; жонглер; мармелад).

Звуковая культура речи

Звукопроизношение

Иногда у детей наблюдаются трудности в произношении многосложных слов и слов со стечением согласных. Нарушения слоговой структуры слова чаще всего встречаются в виде сокращения слов, уподобления одного звука другому и т. п. Поэтому необходимо проверять произношение на словах с различной слоговой структурой, со стечением согласных в начале, середине и конце слова и  состоящих из сходных звуков.

Примерный перечень слов: медведь, дверь, трамвай, коврик, гольфы, верблюд, ящерица, игрушки, шарф, транспорт, фотографироваться, пакетик, аквариум, демонстрация, телевизор, мотоциклист и др.

Довольно часто, умея произносить звук в изолированном положении, ребенок искажает или заменяет его в связной речи. Поэтому произношение нужного звука проверяется в речевом потоке, в предложении или в высказывании. Детям предлагают произнести несколько фраз, в которых нужный звук повторяется. Можно использовать поговорки, потешки, пословицы, чистоговорки.

В живом уголке жили ежи да ужи.

Как у нашего кота шуба очень хороша.

Как у котика усы удивительной красы.

Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

Дикция

Игровые тестовые задания

Ребенку предлагается произнести скороговорку или чистоговорку в разном темпе: медленно, в среднем темпе, быстро.

Интонационная выразительность

Ребенку предлагается прочитать наизусть стихотворение или пересказать сказку.

Подготовка к обучению грамоте

Игровые тестовые задания

1. Скажи одно слово.

2. а) скажи один звук;

    б) скажи, сколько звуков в слове дом;

    в) назови звуки в этом слове.

3. а) скажи одно предложение;

    б) скажи, сколько слов в предложении Дети любят играть;

     в) назови первое слово, второе, третье.

Оценка: высшая общая оценка составляет 7 баллов.

Верный ответ оценивают в 1 балл,

неверный — в 0 баллов.

Оценка в 5-7 баллов (условно) соответствует высокому уровню,

оценка в 3—4 балла — среднему уровню

меньше 3 баллов — низкому уровню осознания языковых элементов.

Источник