Методики диагностики развития речи ребенка
Автор Клинова М.Ю. На чтение 5 мин. Просмотров 2.2k. Опубликовано 23.07.2019 Обновлено 12.01.2020
Развитие речи – это очень важный процесс в формировании человеческого организма. Дети начинают произносить первые слова в 11-12 месяцев, а в 3 года они уже могут составить предложения и небольшой рассказ.
В этот период очень важно следить за тем, что речь ребёнка развивается правильно без каких-либо задержек или нарушений. Для этого медицинские специалисты разработали методики для диагностики речи у детей.
Методика для изучения словарного запаса у детей
Целью её проведения является проверка достаточного знания слов для возраста ребенка. Его способность быстро подобрать точное слово, а также составить простейшие грамматические конструкции.
Для диагностики нужно взять группу любых картинок по 10-15 штук с животными, растениями, фруктов и овощей, игрушками и транспортом.
Всего карточек должно быть не более 30 шт. Взрослый называет ребёнку одно обобщающее слово, обозначающее группу картинок, которую собирается показывать. Ребёнок должен сказать, что входит в данную группу и отобрать картинки по схеме.
После выполнения задания человек должен посчитать сколько картинок было выбрано ребёнком правильно. За одну карточку он получит 1 балл.
Высокий уровень – 25-30 шт.
Средний уровень – 10-25 шт.
Низкий уровень – до 10 шт.
Важно подбирать такие карточки, соответствующие возрасту. Лучше всего подойдут картинки обыденных вещей. Например, в разделе животные могут быть кошки, собаки, птички, зайцы и мышки. То есть то, что ребёнок уже точно видел в своей жизни.
Методика проверки лексический, грамматических навыков у детей и словарного запаса
Цель диагностики выявить правильно ли ребёнок произносит звуки. Употребляет слова. Верные ли ассоциации возникают у него с представленным словом. Проверяет словарный запас ребёнка.
Для проверки взрослый должен задавать ребёнку вопросы на разные темы. Например, «Что значит слово мяч? (яблоко, машина, игрушка) У тебя дома есть этот предмет? Какой он? Откуда он у тебя? Что ты делаешь с ним?»
Высокий уровень – ребёнок четко отвечает на вопросы. Называет примеры и действия с предметом. У него получается небольшой рассказ о вещи.
Средний уровень – называет предмет и описывает его только поверхностно. Отдельными словами или фразами.
Низкий уровень – Называет 1-2 слова.
Далее взрослый называет предметы или его признаки, а ребёнок должен подобрать к ним правильное слово, противоположное по значению. Таким образом, человек поймет правильно ли ребёнок понимает сущность слова. Например, называется слово «длинный». Ответ должен быть «короткий». Светлый – темный. Быстрый – медленный и т. д.
Высокий – правильно называет противоположные слова.
Средний – подбирает слова с отрицательной частицей «не». Не светлый, не длинный.
Низкий – не всегда или неправильно называет слова.
Методика проверки фонетического развития речи
Целью является выявление правильности произношения звуков. Взрослому нужно понять, понимает ли ребёнок различия звуков и может ли он их отличить друг от друга.
Во-первых, взрослый проверяет может ли ребёнок правильно произнести каждую букву в алфавите. Для этого он может воспользоваться заранее приготовленной таблицей. Если ребёнок ещё не знает написания букв, то можно называть ему слова и просить повторить.
Высокий – все звуки произносятся правильно.
Средний – звуки произносятся правильно, кроме шипящих или сонорных.
Низкий – есть ошибки в произношении многих звуков.
Во-вторых, человек показывает ребёнку картинки с изображением предметов. Это могут быть простейшие группы слов. Главное, чтобы ребёнок их хорошо знал. Взрослый должен попросить выбрать и произнести карточки на которых есть звук, например, «л». Аналогично нужно сделать с другими звуками. Предпочтительнее выбирать сонорные и шипящие, т.к. при произношении их дети наиболее часто испытывают трудности.
Высокий у – правильно отбирает картинки на все названые звуки.
Средний – отбирает только 2-3 карточки.
Низкий – указывает только на одну картинку или не указывает совсем.
Заключительным этапом нужно проверить, различает ли ребёнок интонацию произношения и может ли он говорить с ней.
Человек просит ребёнка произнести любую фразу с разной интонацией. Например, я иду в зоопарк. Нужно произнести удивлённо, радостно и вопросительно.
Высокий – правильное произношения предложения
Средний – правильно передают только 2 интонации.
Низкий – может прочитать только в повествовате
льной или 1-й из предложенных интонаций.
Методика проверки связной речи
Целью является выявление способности логически выстраивать предложения. Строить небольшое повествование.
Человек предлагает описать предмет на картинке или выбрать из окружающего. Например, любимую игрушку, медведя или стол.
Высокий – составляет правильное описание предметов. Рассказ разбит на 3 логические части с началом, серединой и заключением.
Средний – описывает только некоторые внешние черты предмета.
Низкий – называет отдельные слова и небольшие фразы.
Методика общей проверки развития речи
В этой диагностике человек проверяет может ли ребёнок самостоятельно менять формы слова, правильно ли он понимает их значение, может ли построить различные предложения. Правильно ли у него работает ассоциация предметов с другими вещами.
Для этого взрослый человек загадывает простое слово. Например, волк, лиса, кукла, машина и т.д. Ребёнок должен задавать наводящие вопросы. Спрашивая про описание предмета. Как выглядит он. Какой у него размер. Есть ли он у него дома.
Высокий – правильно отгадывает все слова.
Средний – может отгадать только 1. Или все, но с большими подсказками.
Низкий – не может отгадать слово.
Многие родители не проводят диагностику развития речи у детей дома. Хотя разработанные методики позволяют это делать. Большое количество заболеваний и отклонений можно выявить с помощью диагностики на ранних стадиях и вовремя помочь ребёнку.
Источник
Показатель
Метод и методика педагогической диагностики
Связная речь
Монолог
Пересказ
Игровые проблемные ситуации
Детям предлагают прослушать незнакомый рассказ или сказку, небольшие по объему.
Пересказы записывают и анализируют по следующим показателям:
1) понимание текста — правильное формулирование основной мысли;
2) структурирование текста — умение последовательно и точно строить пересказ (выявляется на основе сопоставления пересказа со структурой текста);
3) лексика — полнота использования лексики оригинала, замена авторских выразительных средств собственными;
4) грамматика — правильность построения предложения умение использовать сложные предложения;
5) плавность речи — наличие или отсутствие длительны пауз;
6) выразительность речи – использование разнообразных средств выразительности;
7) самостоятельность — наличие или отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа и в повторном чтении текста.
Каждый показатель оценивается отдельно.
2 балла — правильное воспроизведение; последовательное и точное построение пересказа; использование авторских слов и своих точных словозамен; наличие разных типов предложений, отсутствие грамматических ошибок; полное отсутствие неоправданных пауз; использование разнообразных средств выразительности, соответствующих содержанию произведения; самостоятельное пересказывание.
1 балл — незначительные отклонения от текста; отсутствие нарушений логики; отсутствие грамматических ошибок, преобладание простых предложений; отсутствие длительных пауз; использование некоторых средств выразительности; небольшое количество подсказок.
0 баллов — неверное воспроизведение; нарушение структуры текста; бедность лексики; многочисленные паузы; невыразительный пересказ или неуместное использование средств выразительности; необходимость в подсказках.
Высшая оценка воспроизведения текста — 14 баллов.
Оценка в 11-14 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, оценка 6-10 — среднему уровню, оценка меньше 6 баллов — низкому уровню.
Связная речь
Монолог
Описательные и повествовательные рассказы
Игровые проблемные ситуации
1. Описание предмета с опорой на наглядность.
Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).
2. Описание без опоры на наглядность.
Воспитатель предлагает ребенку рассказать о хорошо знакомом ему предмете или объекте, например, о любимой игрушке, животном и т.п.
3. Составление рассказа по серии картинок (3-4), объединенных общим сюжетом
Педагог показывает ребенку несколько картинок, предлагает разложить их в последовательности и составить рассказ.
Высказывания описательного типа оцениваются по следующим критериям:
1) целостность — единство темы;
2) структурное оформление (наличие частей, их последовательность);
3) связность — оценивается путем анализа способов межфразовой связи, подсчитывается количество предложений, связанных или формально связанных между собой;
4) развернутость рассказа, его объем — измеряется путем подсчета слов и предложений, устанавливается соотношение простых и сложных предложений;
5) самостоятельность — оценивается путем подсчета вспомогательных вопросов;
6) плавность — оценивается путем подсчета длительных пауз, нарушающих целостность рассказа.
Аналогично оцениваются и повествовательные рассказы с учетом особенностей их структуры, логики развития сюжета.
Творческие рассказы
Педагог предлагает ребенку придумать рассказ или сказку на самостоятельно выбранную тему, используя разнообразные лексические средства.
Оцениваются представления детей о жанре (сказка, рассказ или стихотворение), умение выбрать тему, развернуть сюжет в логической последовательности, структурное оформление текста (наличие начала, середины, конца), использование средств художественной выразительности – лексических, синтаксических, стилистических.
Рассуждения
1. Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку-небылицу и рассказать, что в ней нарисовано неправильно.
2. Ребенку предлагается составить рассуждение на тему, предложенную воспитателем, например, «Весна в этом году ранняя».
Оценивается умение передать характерные особенности рассказа-рассуждения (умение ребенка логически рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное), соблюдая структуру текста и используя правильные грамматические формы и разнообразные средства выразительности.
Грамматическая правильность речи
Морфология
1. Проверка сформированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям:
Игра «Что неверно?»
Детям предлагают выслушать фразу и определить, какие формы употреблены неправильно. (Как ты думаешь, я все правильно сказала? Что неверно? Как надо сказать?)
— Девочка «рисовает» красками.
— А мальчик лепит из глины «матрёшков».
— Я ем «красный спелый яблок».
— К двум карандашам прибавить три карандаша, получится пять «карандашов».
— Мальчик пришел домой и сказал маме, что был в «кине».
— У конуры лежит собака с «пять щенят».
— Я построю много домов «из песков».
2. Проверка умения употреблять в речи несклоняемые существительные (пальто, метро, пианино, кино, кофе).
а) дети должны рассмотреть картинки в альбоме О.И. Соловьевой «Говори правильно» и ответить на вопросы полным предложением:
— Сколько пальто висит в шкафчике?
— Какого цвета пальто висят в шкафу?
— На чем играет мальчик? И т.п.;
б) закончить предложение:
— Оля учится играть на… (пианино).
— Утром мы пьем чай или… (кофе).
— Мне мама налила целую чашку… (кофе или какао).
— Оле купили теплое зимнее… (пальто).
— У тебя есть новое пальто, а у меня нет нового… (пальто).
— Расскажи о своем пальто: какого оно цвета? Есть ли на нем карманы? Нравится ли тебе новое пальто?
3. Проверка употребления разноспрягаемого глагола хотеть.
Игра «Продолжи предложение».
Педагог предлагает послушать предложение «Девочка хочет гулять».
— Как можно сказать про многих девочек?
— Девочки… (хотят гулять).
— Мальчик хочет петь. Как можно сказать про многих мальчиков?
— Мальчики… (хотят петь).
— Как сказать про Колю?
— Коля… (хочет петь).
— Оля, ты хочешь петь? (Хочу.)
— Оля и Катя, вы хотите рисовать? (Хотим.)
4. Проверка употребления существительных в родительном падеже множественного числа:
а) игра «Чего не стало» (сапог, туфель, сандалий, тапочек; апельсинов, яблок, груш, помидоров).
Игру можно провести с игрушками-картинками или с реальными предметами.
А.М. Бородич рекомендует проверять, как старшие дошкольники употребляют такие формы: гольфов, носков, чулок, полотенец, простынь, рейтуз, шарфов; блюдец, оладий, тортов; обручей, ружей; рельсов, шоферов; медведей, волков, лисиц, кур;
б) для освоения слов, которые трудно обозначить наглядно, можно провести словесную игру «Закончи предложение»:
— Мама печет оладьи. Так мне захотелось… (оладий).
— На день рождения купили шоколадный торт. Папа сказал, что в магазине большой выбор… (тортов).
Словообразование
1. Проверка языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм.
Детям предлагается ответить на вопросы:
— Как ты объяснишь, кто такой строитель, учитель, мойщик?
— Человек может работать велосипедистом, читателем?
— Можно назвать писателем человека, который умеет писать?
— Можно назвать пианистом человека, который умеет играть на пианино?
2. Проверка умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования:
Игра «Правильно -не правильно»
Детям предлагается послушать неправильные словоформы и высказать свое мнение («Можно так сказать? Как сказать правильно?»).
— Масло лежит в «масленице» (масленке).
— Соль насыпана в «соленицу» (солонку).
— Бабушка положила вкусное вишневое варенье в «вареницу» (вазочку для варенья, розетку).
— На картинке нарисованы маленькие «поросёнки», «котёнки» и «свинёнки» (поросята, котята).
Словообразование
3. Проверка умения образовывать формы имен существительных и их детенышей (кошка, собака, кролик, заяц, лиса, корова, лошадь, слон, свинья, овца).
Игра «Кто у кого».
Необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовать формы множественного числа именительного и родительного падежа (у лисы — лисята, у лисы много лисят) и т. д.
4. Проверка умения образовывать слова:
а) с помощью слияния двух основ (морфолого-синтаксический способ).
Детям предлагается ответить на вопросы:
— У зайца короткий хвост. Какой заяц? (Короткохвостый.)
— У зайца длинные уши. Какой заяц? (Длинноухий.)
— У медведя толстые пятки. Какой медведь? (Толстопятый.)
— У девочки черные волосы. Какая девочка? (Черноволосая.);
б) путем перехода слов из одного грамматического класса (существительные) в другой (прилагательные) (семантико-морфологический способ).
Детям предлагается упражнение на образование прилагательных:
— Стакан сделан из стекла. Какой он? (Стеклянный.)
— Стол сделан из дерева. Какой он? (Деревянный.)
— Мясорубка сделана из металла. Какая она? (Металлическая.) И т. п.
5. Проверка умения подбирать однокоренные слова:
а) дается задание подобрать родственные слова к словам снег (снежок, снежный, снеговик, подснежник), зима (зимушка, зимний, зимующий, зимуют);
б) ответить на вопрос, родственны ли слова лед и подледный слову полет.
6. Проверка употребления сравнительной степени прилагательного.
Детям предлагается закончить предложения.
— Этот дом высокий, а этот еще… (выше).
— Наша река глубокая, а пруд еще… (глубже).
— Этот цветок красивый, а тот еще… (красивее).
— Лето было хорошее, а осень… (лучше).
— Трава зеленая, а после дождя еще… (зеленее).
— Осенью холодно, а зимой… (холоднее, более холодно)
Синтаксис
Проверка умения конструировать предложения.
Игра «Придумай предложение»
Ребенку предлагают три слова (имена существительные в именительном падеже, глаголы в неопределенной форме), из которых он должен составить предложение (дети, гулять, парк; рыбка, аквариум, плавать).
Звуковая культура речи
Звукопроизношение
Игровые тестовые задания
Детям предъявляют картинки с нужным звуком в начале, середине и конце слова.
Для старших дошкольников это звуки в основном из трех групп: свистящие (с, с’, з, з’, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л’, р, р’).
Рекомендуется также добавлять картинки для обследования йотированных гласных (я—йа, е—йэ, ё—йо, ю—йу).
с — сумка, бусы, автобус,
с’ — сети, апельсин, рысь,
з — зонт, ваза, звезда,
з’ — зебра, обезьяна, газета и др.
Принципы подбора картинок:
— возможность проверки произношения всех звуков во всех позициях;
— доступность по содержанию;
— реалистичность изображения.
Ребенку предлагают самостоятельно назвать нарисованный предмет. Если он допускает ошибку в произношении, ему рекомендуется посмотреть на проверяющего и послушать, как тот произнесет звук, а затем повторить. Звук произносится медленнее обычного, выделяется голосом, усиленно артикулируется. В случае правильного произнесения можно сделать вывод, что звук имеется, но не автоматизирован, не закреплен.
Проверяется умение дифференцировать смешиваемые группы звуков:
свистящие — шипящие (с—ш, з—ж, ц—ч),
звонкие — глухие (в—ф, з—с, ж—ш, б—п, д—т, г—к),
сонорные (р—л).
Можно использовать разные приемы обследования:
— предъявление картинок, отличающихся лишь одним из дифференцируемых звуков (мишка — миска, крыша — крыса, жук — сук);
— произнесение ребенком названий картинок, в которых есть оба смешиваемых звука (солнышко, Саша);
— повторение слов и словосочетаний (л-р: Лара — балерина; зеркало, играла на рояле; жонглер; мармелад).
Звуковая культура речи
Звукопроизношение
Иногда у детей наблюдаются трудности в произношении многосложных слов и слов со стечением согласных. Нарушения слоговой структуры слова чаще всего встречаются в виде сокращения слов, уподобления одного звука другому и т. п. Поэтому необходимо проверять произношение на словах с различной слоговой структурой, со стечением согласных в начале, середине и конце слова и состоящих из сходных звуков.
Примерный перечень слов: медведь, дверь, трамвай, коврик, гольфы, верблюд, ящерица, игрушки, шарф, транспорт, фотографироваться, пакетик, аквариум, демонстрация, телевизор, мотоциклист и др.
Довольно часто, умея произносить звук в изолированном положении, ребенок искажает или заменяет его в связной речи. Поэтому произношение нужного звука проверяется в речевом потоке, в предложении или в высказывании. Детям предлагают произнести несколько фраз, в которых нужный звук повторяется. Можно использовать поговорки, потешки, пословицы, чистоговорки.
В живом уголке жили ежи да ужи.
Как у нашего кота шуба очень хороша.
Как у котика усы удивительной красы.
Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
Дикция
Игровые тестовые задания
Ребенку предлагается произнести скороговорку или чистоговорку в разном темпе: медленно, в среднем темпе, быстро.
Интонационная выразительность
Ребенку предлагается прочитать наизусть стихотворение или пересказать сказку.
Подготовка к обучению грамоте
Игровые тестовые задания
1. Скажи одно слово.
2. а) скажи один звук;
б) скажи, сколько звуков в слове дом;
в) назови звуки в этом слове.
3. а) скажи одно предложение;
б) скажи, сколько слов в предложении Дети любят играть;
в) назови первое слово, второе, третье.
Оценка: высшая общая оценка составляет 7 баллов.
Верный ответ оценивают в 1 балл,
неверный — в 0 баллов.
Оценка в 5-7 баллов (условно) соответствует высокому уровню,
оценка в 3—4 балла — среднему уровню
меньше 3 баллов — низкому уровню осознания языковых элементов.
Источник