Методики диагностики развития ребенка 5 лет

Методики диагностики развития ребенка 5 лет thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-

детский сад общеразвивающего вида «Вишенка».

Психологическая диагностика детей 5 лет

( для детей дошкольного возраста)

Подготовила

педагог-психолог МБДОУ

Шмыгля Светлана Викторовна

г. Семикаракорск

2013г

Основная цель психодиагностики- создание психологического портрета обследуемого, который включает в себя характеристику поведения, описание особенностей познавательных процессов и развития личности.

Психодиагностика детей дошкольного возраста проводится в сентябре. Особое внимание уделяется изучению эмоционально- личностной сфере ребенка. Оценивается уровень тревожности, определяется наличие страхов, конфликтности в общении и способности выходить из конфликтных ситуаций.

 Психологическая диагностика в  старшей группе

I. В блок методик, предназначенных для определения умственного развития дошкольников, можно включить

1.     шкалу Бине-Симона.

Детям предлагаются следующие задания:

>- определить время дня;

>- рассказать о назначении нескольких предметов обихода (калькулятора, секундомера);

>- нарисовать ромб по образцу;

>- сосчитать тринадцать предметов;

     >- сравнить людей (детей) с эстетической и моральной точек зрения. (Кто самый аккуратный в вашей группе? Почему?   Кто самый добрый в вашей группе? Почему? И т.д.)

Все результаты фиксируются в диагностическом журнале на

странице, отведенной для старшей группы, с помощью условных

обозначений:

задание выполнено — «+»;

задание выполнено, но имеются отдельные ошибки, неточнос­ти — «+?»

задание не выполнено — «-» (табл. 1).

Фамилия, имя ребенка

Время  дня

Назначение предмета

Рисование по образцу

счет

сравнение

калькулятор

секундомер

1

2

3

Затем проводится исследование психических процессов: внима-
ния, восприятия, памяти, мышления и речи.

II. Для диагностики внимания используются следующие игровые задания:

1.           «Сравни картинки».

                                                                               
Перед ребенком кладут две картинки, отличающиеся незначи­тельными деталями, и дают инструкцию: «Внимательно рассмот­ри картинки, сравни их и найди отличия».

2.           «Небылицы».

Ребенку предлагают внимательно послушать текст и найти в нем небылицы. Например:

Сел воробышек на дом — Провалилась крыша. Под березкою с котом Пляшут польку мыши.

Мухи съели паука, Рыба ловит рыбака, На телегу села лошадь, Погоняет ездока.

3.          «Найди несоответствие».

Ребенку показывают картинки нелепого содержания и просят найти несоответствие: «Внимательно посмотри на картинку. Определи, что нарисовано неправильно. Отметь крестиком каждую нелепицу и объясни, почему это не таки как должно быть на самом деле».

III. Изучение особенностей восприятия

1.     «Разложи кружочки по ко­робочкам»

. Перед ребенком расставляют коробочки, окрашенные в основные и оттеночные цвета (красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, черный, белый; серый, розовый, голубой, фиолетовый, оранжевый, салатовый, бежевый) и раскладывают набор разноцвет­ных кружочков, соответствующих коробочкам. Затем малышу пред­лагают разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цве­том. (В процессе игры взрослый не называет цвет кружочков.)

2.     Восприятие формы проверяется с помощью игры-классифика­ции «Разложи геометрические фигуры». Ребенку дают карту-таб­лицу, в ячейках которой изображены различные геометрические фигуры одного определенного цвета: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб. Затем перед малышом раскладывают набор геометрических фигур (того же цвета, что в карте-таблице) и предлагают разложить фигуры в ячейки карты-таблицы в соот­ветствии с их формой.

3.     Диагностика восприятия величины проводится с помощью за­дания «Разложи полоски». Ребенку дают 5-7 полосок одного оп­ределенного цвета, отличающихся друг от друга по длине на 2 см, и предлагают разложить их слева направо сначала по убыванию, а затем по возрастанию.

Примечание. Внимательное наблюдение за действиями ребен­ка поможет сделать предварительные выводы о состоянии тон­кой моторики.

4.     Оценка слухового восприятия осуществляется с помощью про­бы «Понимание текста». Ребенку предлагают послушать неболь­шой текст, состоящий из нескольких предложений, например: «Таня встала утром, умылась, почистила зубы, сделала зарядку, оделась, позавтракала, взяла альбом и краски и пошла в детский сад. Днем в детском саду Таня играла, рисовала, гуляла, обедала. Вечером за Таней пришла мама, и они пошли домой. Дома Таня поужинала и легла спать». После предъявления текста психолог спрашивает у ребенка о том, что делала Таня в разное время суток.

Примечание. Дополнительно выявляется уровень речевого раз­вития (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связность речи).

5.     Для исследования слуховой памяти используется методика «Десять слов». Ребенку дают инструкцию: «Я буду говорить сло­ва, а ты их внимательно слушай и старайся запомнить. Когда я закончу, ты повторишь слова, которые запомнил, в любом поряд­ке.

 Слушай: часы, утюг, слон, кошка, пятно, солома, яблоко, лото, солнце, дорога».

При повторном предъявлении дается следующая установка: «Сейчас я проговорю те же слова еще раз. Ты снова повторишь их вслед за мной, причем будешь говорить и те слова, которые уже назвал в прошлый раз, и новые, которые запомнишь».

При третьем и четвертом предъявлениях звучит инструкция: «Слушай еще раз». При пятом, последнем, предъявлении: «Сей­час я проговорю слова в последний раз, а ты постарайся запомнить и повторить как можно больше слов».

Читайте также:  Герпес у ребенка 5 лет на лице

На обследование слуховой памяти отводится 5-7 минут. Хоро­шим результатом является:

•  повторение  ребенком 5-6 слов после первого предъявления;

•  повторение  ребенком 8-10 слов после пятого предъявления. . Результаты исследования слуховой памяти ребенка заносятся в табл. 2.

___________              _______    ____________      _________________

Фамилия, имя            возраст        группа                    дата исследования

Кол- во

предъяв-

лений

          часы

          утюг

          слон

         кошка

          пятно

        солома

        яблоко

         лото

        солнце

        дорога

1

2

3

4

5

6.     Уровень развития зрительной памяти определяется с помощью предметных картинок. Перед ребенком раскладывают картинки с изображением знакомых предметов или геометрических фигур. Дают инструкцию без установки на запоминание: «Внимательно посмотри на картинки (фигуры)». Через некоторое время картин­ки убирают (переворачивают) и ребенка просят назвать те из них, которые он запомнил.

7.     Опосредованного запоминания можно использовать модифицированный вариант методики А.Н. Леонть­ева, предложенный Л.Н. Поперечной для обследования детей в предшкольный  период. Его суть заключается в упрощении сти­мульного материала и сокращении количества предъявляемых слов и карточек.

Ребенку предлагают пять слов для запоминания и 16 карточек для выбора опосредующих звеньев.

Слова: пожар, дождь, труд, ошибка, горе.

Карточки: столовый прибор, школьная доска, булочная, расчес­ка, солнце, глобус, кувшин, петух, забор, шорты, лошадь, уличный фонарь, ботинки, часы, заводские трубы, карандаш .

Перед обследованием проводится подготовительная работа, в течение которой психолог уточняет значение картинок, вызываю­щих затруднения у ребенка. Ребенку объясняют, что для лучшего запоминания слов, которые будет говорить психолог, малышу нуж­но выбрать для себя картинки-подсказки, которые потом помогут ему вспомнить эти слова. Слова, которые нужно запомнить, на карточках не нарисованы, но для каждого из них можно найти такую картинку, которая поможет вспомнить нужное слово. Обу­чающая работа не проводится. Но при предъявлении первого сло­ва («пожар») допускается помощь психолога. Если ребенок не в состоянии самостоятельно выбрать картинку-подсказку, психолог может указать ему на нужную карточку и дать образец обоснова­ния выбора: «Посмотри на карточку, здесь нарисованы заводские трубы, из них идет дым. При пожаре тоже всегда бывает дым. Эта карточка поможет запомнить слово «пожар».

Для выбора карточки-подсказки отводится 30 сек. Если за это время выбор не произведен, предъявляется следующее слово. Пси­холог просит ребенка обосновать выбор каждой карточки, мотив и время выбора карточки фиксируют (табл. 3).

Фамилия, имя                      возраст             группа                   дата исследования

Слова,

предъявляемые

для запоминания

Время

выбора

карточки

(сек)

Мотивы выбора карточки

Воспроизведение

пожар

дождь

труд

ошибка

горе

При оценке результатов учитываются следующие факторы:

•      понимание ребенком инструкции;

•      способность к нахождению опосредствующих символов;

1

Для обследования детей старшего дошкольного возраста можно использовать

более простые слова (обед, сад, дорога, одежда, молоко) и подобрать конкретные

картинки (хлеб, шорты, кровать, ножик, диван, яблоко, машина и пр.) с учетом того,

что они не должны быть прямой иллюстрацией к запоминаемым словам.

•      содержательность объяснения того или иного выбора;

•      продуктивность опосредования в целях запоминания;

•      необходимость и количество оказанной помощи.

8.     Для изучения умственной работоспособности детей использу­ют фигурные таблицы. Диагностику проводят коллективно по ме­тодике «Найди и вычеркни». Дети работают 2,5 минуты. Каждые 30 секунд психолог дает команду «Стоп!», дети проводят верти­кальную черту рядом с той фигуркой, на которой остановились. При анализе результатов уровень умственной работоспособности может определяться как высокий, средний или низкий.

9.     Оценить уровень речевого развития и процессов мышления позволят следующие методики:

1. « Дополнение фраз ».

Ребенку последовательно предъявляют ряд предложений, в каждом из которых дается начало фразы и нужно придумать ее окончание, указав либо последовательность событий, либо причин­но-следственные связи. Например:

Девочка взяла карандаш и …

Мальчик быстро бежал, потому что … И т.п.

2. «Классификация» (методика Гольдштейна-Выгодского-Зей-гарник2).

3. «Свободная классификация».

Ребенку предъявляют набор картинок, которые он должен раз­делить на группы, самостоятельно выделив принцип группиров­ки. В качестве стимульного материала психолог может использовать лото «Парочки», тогда в основе классификации будут обоб­щающие понятия: «фрукты», «овощи», «ягоды», «грибы» и т.д., или игру «Логический поезд», что дает возможность сгруппиро­вать картинки различного цвета, рассортировать по группам изоб­ражения игрушек, транспорта, животных, посуды, одежды, гри­бов и т.д

4. «Последовательность событий» (методика А.Н. Бернштейна).

Психолог подготавливает серию из трех-пяти картинок, отра­жающих быт детей. Сюжеты должны быть простыми, понятными для дошкольников. Все рисунки на один сюжет, выполненные на отдельных карточках, предъявляются ребенку одновременно. Пси­холог объясняет, что на картинках изображено какое-то событие и предлагает разложить картинки по порядку так, чтобы было вид­но, где начало и где конец, и придумать по ним рассказ.

Читайте также:  Поделки на новый год 2017 своими руками для ребенка 5 лет

В протоколе регистрируется очередность разложения карточек, ход рассуждений, рассказ ребенка.

Источник

Татьяна Карякина
Набор методик для первичной психодиагностики ребенка 5–7 лет

Общие представления, кругозор

Вводная беседа.Цель: установление эмоционального контакта с ребёнком, создание у него правильного отношения к предлагаемой работе, выявление общих представлений об окружающем мире.

Примерный список вопросов: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения? Как зовут твою маму? Как зовут твоего папу? Сколько в вашей семье человек? Из кого состоит ваша семья? Где ты живёшь? Сколько комнат в вашей квартире? На каком этаже ты живешь? Какие ты знаешь времена года? Какое сейчас время года? Чем ты любишь заниматься? В какие игры ты любишь играть? Какие игрушки у тебя есть дома?

Восприятие

Методика «Доска Сегена».Цель: выявление понимания инструкции, умения различать и называть геометрические формы и основные цвета, состояние пространственной ориентировки, характера деятельности (захват фигурок, сличения с пазом, наличие проб и ошибок).

Стимульный материал: доски с углублениями – пазами, в которые вложены фигурки разных цветов и форм, точно соответствующие пазам.

Инструкция: «Посмотри, у меня доска с вложенными фигурками. Я их высыпаю, а ты положи обратно».Вариант: «Собери, как у меня».

Ход проведения. Ребёнку показывают доску с фигурками, при этом обращают его внимание на то, что фигурки вложены в пазы. Затем высыпают фигурки на стол и просят ребенка вложить их обратно. При затруднениях можно использовать показ.

Внимание

Методика «Чего не хватает?».Цель: определение особенностей внимания, наличия интереса к работе, наблюдательности, способности к сосредоточению внимания.

Стимульный материал: 4 картинки с изображением предметов, у которых не хватает какой-либо существенной детали.

Инструкция: «Посмотри внимательно! Художник нарисовал картинки и на каждой из них что-то забыл дорисовать. Скажи, чего тут не хватает?».

Ход проведения. Ребёнку последовательно предъявляют 4 рисунка с отсутствующими на них важными деталями. Ребенок должен назвать, чего именно не хватает на каждом рисунке.

Память

Методики «10 картинок», «5 слов».Цель: исследование внимания, зрительной / слуховой памяти.

Стимульный материал: 5 не связанных между собой слов (мама, хлеб, нога, стол, дождь).10 предметных картинок:

Инструкция: «Перед тобой картинки. Посмотри внимательно и запомни их. Скажи, что запомнил». «Послушай слова и запомни их. Повтори».

Ход проведения. Перед ребёнком раскладывают в ряд 10 картинок, а затем просят их запомнить (в течение 5-7 секунд). Заем убирают их и просят вспомнить, какие картинки были. Ребёнок должен вспомнить все картинки, которые смог запомнить. Аналогично – со словами (взрослый четко и с небольшими паузами произносит 5 слов, затем просит повторить их.

Мышление

Методика «Четвёртый лишний».Цель: выявление особенностей классификации и обобщения, умения осуществлять логическое обоснование и использовать обобщенные представления.

Инструкция: «Посмотри внимательно, здесь нарисованы четыре предмета. Три из них чем-то похожи между собой, их можно назвать одним словом, а четвёртый к ним не подходит. Назови этот лишний предмет. Объясни, почему он лишний?».

Стимульный материал: 7 таблиц, на каждой из которых есть 4 предмета, один из которых является лишним.

Ход проведения. Ребенку предлагается набор из 7 таблиц, на каждой из которых есть 4 предмета, один из которых является лишним. Ребёнок должен внимательно посмотреть и определить лишний предмет, а также объяснить экспериментатору, почему он лишний.

Методика Г. И. Россолимо.Цель: изучение уровня сформированности наглядно-образного мышления, операций анализа и синтеза, понимания смысла ситуации, наличия элементарных представлений, возможности использования прошлого опыта при решении проблемных ситуаций.

Стимульный материал: 8 картинок с изображением различных проблемных ситуаций, в которых для разрешения проблемы не хватает какого-либо предмета.

Инструкция: «Посмотри, на картинке ребенку чего-то не хватает. Помоги ему, скажи, какого предмета ему не хватает?».

Ход проведения. Ребёнку предъявляют сюжетную картинку с изображением ситуации, в которой не хватает какого-либо предмета, нужного для разрешения проблемы на картинке. Например, на картинке с изображением мальчика, который ложиться спать, на кровати нет подушки. Ребенка просят назвать предмет, которого недостает. В качестве помощи можно предъявить вспомогательные картинки с изображением различных предметов как нужных, так и не нужных для правильного ответа.

Речь

Составление рассказа по серии сюжетных картин.Цель: выявление умения составлять рассказ по серии сюжетных картин, определить особенности монологической речи, умение самостоятельно строить связное высказывание; выявление понимания ребенком смысла ситуации, установления временных и причинно-следственных отношений.

Стимульный материал: серия сюжетных картин из 5 элементов «Находка».

Инструкция: «Посмотри внимательно, здесь картинки. На них изображена одна история. На одной картинке – начало, на другой – продолжение и так до конца. Разложи картинки по порядку так,чтобы получился рассказик: что было сначала, что потом, что в конце. Расскажи мне эту историю (или: Составь по ним рассказ)».

Читайте также:  Детское одеяло для ребенка 5 лет

Ход проведения. Ребенку в случайном порядке предъявляют картинки и предлагают разложить их по порядку, а затем составить рассказ. При затруднениях в процессе составления рассказа (перерыв в повествовании, длительные паузы и т. п.) оказывается помощь в виде стимулирующих, наводящих и уточняющих вопросов («Посмотри внимательно!», «Подумай!», «Попробуй еще раз!»). Для детей с очень низким уровнем активности количество картинок можно уменьшить до 4-х (например, убрать картинку № 3 или картинку № 4).

Эмоционально-личностные характеристики

Наблюдение.Цель: выявление различных проявлений эмоционально-личностных особенностей в процессе выполнения всех указанных выше заданий.

Примерные параметры наблюдения: фиксируется активен или пассивен ребёнок, деятелен или инертен, бодр или вял, с удовольствием ли работает или из подчинения, как относится к трудностям — спокойно или возбужденно, жизнерадостен или мрачен, имеется двигательная расторможенность или нет. Отмечается, как ребенок реагирует на ошибки и помощь, выдерживает ли дистанцию со взрослым или наоборот, замкнут.

Заключительная беседа.Цель: уточнение впечатлений о психологических особенностях ребёнка, в первую очередь – о личностных.

Примерный список вопросов: Какие задания тебе понравились? Хорошо ли ты их выполнял? На какую оценку? Какое задание было самое лёгкое? Какое было задание самое трудное? Старался ли ты при выполнении заданий? Устал ли ты заниматься?

Источник

Диагностика психического развития детей средней и старшей группы

Педагогам-психологам знакома ситуация, когда необходимо за короткий срок провести диагностику возрастного развития психических процессов всех детей дошкольного образовательного учреждения. При этом многие методики рассчитаны на индивидуальное обследование, которое занимает массу времени и сил, трудоемко в обработке результатов, но при этом бездоказательно для родителей. Диагностические комплекты поступают в продажу без готовых бланков протоколов. Их приходится «сочинять» самим. Дети, даже хорошо отвечающие в процессе игровой деятельности и на занятиях, при слове «тестирование» или «диагностика», неловко произнесенном кем-то из взрослых, теряются, и результат получается искаженным. Время, которое можно было посвятить коррекционно-развивающей работе, тратится на получение данных, еще требующих подтверждения у родителей и протоколирования.

Необходимо искать другие пути решения проблемы, при этом соблюдать следующие условия:
— проведение диагностики с группой детей;
— взаимосвязь заданий в начале и в конце учебного года;
— использование апробированных на практике диагностических материалов;
— легкость в получении результата;
— наличие протоколов обследования;
— наглядность;
— применение игрового метода выполнения заданий.

Все эти требования были учтены при составлении комплекса диагностических методик. За образец брались материалы Семаго М.М., Шарохиной В.Л., Фоминой Л.В., Осиповой А.А. и Забрам-ной С.Д.

Предложенные методики в целом отражают последовательность этапов психологического обследования детей дошкольного возраста. При этом данный материал не исключает использования специалистами ДОУ других диагностических методик, которые могут дополнить полученный результат.

Готовые диагностические бланки легко обрабатывать, и они могут служить наглядным пособием при работе с родителями.

Цель тестирования:
— получить информацию об уровне развития психических процессов каждого ребенка, выявить особенности развития;
— создать условия для развития, обучения и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста;
— обеспечить полноценное развитие каждого ребенка.

Результаты диагностики предполагается использовать:
— при планировании воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми;
— при отборе общеобразовательных и коррекционных программ;
— при создании предметно-развивающей среды;
— для организации групповой и индивидуальной работы с детьми;
— при комплектовании проблемных групп.

Психические процессы детей дошкольного возраста подвижны и динамичны. Развитие ребенка зависит от того, какие условия созданы ему родителями и педагогами ДОУ Диагностика уровня развития психических процессов призвана помогать взрослым правильно оценить возможности ребенка для более легкого перехода его на следующий возрастной этап.

Диагностический комплекс используется для детей, начиная со 2 младшей группы, с конца учебного года. До этого применяются методики, рекомендованные для детей раннего возраста. Диагностика проводится с группами по 12-15 человек. На каждого ребенка заводится индивидуальный диагностический бланк, где ему предлагается выполнить простым карандашом игровые задания.
Полученные данные заносятся в бланк протокола

Диагностика психического развития детей средней группы
Ф.И. ребенка __________________________________________________________________

Дата рождения____________________Возраст на момент обследования________________

Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа _____________

Нарисуй дождик.
Соедини точки
3. Заштопай коврики
4. Закрась мальчика и его собачку в одинаковый цвет.
5. Найди маму и детеныша животных, живущих в доме.

Скачать Диагностика психического развития детей дошкольного возраста

Рекомендуем посмотреть:

Взаимосвязь креативности и невротизации детей старшего дошкольного возраста

Способы разрешения конфликтов в дошкольном возрасте

Родительское собрание в детском саду. Роль игры в развитии ребенка

Семинар для родителей. Кризис 3 лет

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник