Методика внимание ребенка 5 лет

Диагностика внимания дошкольниковНабор методик предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продук­тивность, устойчивость, переключаемость и объем.

Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом. Для диагностики пе­речисленных характеристик внимания предлагаются различные методические приемы. В заключение обследования ребенка по всем четырем представленным здесь методикам, относящимся к вниманию (методика 5, 6, 7 и 8), можно вывести общую, интег­ральную оценку уровня развития внимания дошкольника. Все частные оценки внимания, как в предыдущем случае, вносятся в Индивидуальную карту психологического развития ребенка.

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребен­ку показывают рис. 61. На нем в случайном порядке даны изоб­ражения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инст­рукцию следующего содержания:

—————

1 Этот рисунок рекомендуется использовать при изучении внимания трёх­четырёхлетних детей, а следующий далее рис. 7 — для диагностики внимания детей четырёх-пятилетнего возраста. При диагностике внимания детей стар­ше шести лет рекомендуется пользоваться матрицей с кольцами Ландольта, представленной на рис. 47.

Рис. 6. Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей от трёх до четырёх лет.

Рис. 7. Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей в возрасте от четырёх до пяти лет.

«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». Пос­ле этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычер­кивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания за­вершится».

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение кото­рых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание ис­кать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной ли­нией, а домик — горизонтальной. Экспериментатор сам отмеча­ет на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие ко­манды.

Обработка и оценка результатов

При обработке и оценке результатов определяется количест­во предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: про­дуктивности и устойчивости:

S = (0,5N– 2,8n) / t

где S показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

N — количество изображений предметов на рис. 6 (7), про­смотренных ребенком за время работы;

t время работы;

п — количество ошибок, допущенных за время работы. Ошиб­ками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненуж­ные изображения.

В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть по­казателей, один — для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные — для каждого 30-секундного интервала. Со­ответственно, переменная t в методике будет принимать значе­ние 150 и 30.

По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (рис. 8), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во вре­мени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчиво­сти переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибал­льной системе следующим образом:

10 баллов — показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.

8-9 баллов — показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла.

6-7 баллов — показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла

4-5 баллов — показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.

2-3 балла — показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.

0-1 балл  — показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.

Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивает­ся так:

10 баллов — все точки графика на рисунке 8 не выходят за пре­делы одной зоны, а сам график своей формой на­поминает кривую 1.

8-9 баллов — все точки графика расположены в двух зонах на­подобие кривой 2.

6-7 баллов — все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3.

4-5 баллов — все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4.

3 балла — все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5.

Рис. 8. Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни».

На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кри­вые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребёнка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом:

1. Кривая, изображённая с.помощью линии типа —.—.—. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания.

2. Кривая, представленная линией типа — — — — — — Это график низкопродук­тивного, но устойчивого внимания.

3. Кривая, изображаемая посредством линии типа — — — — — — . Представ­ляет собой график среднепродуктивною и среднеустойчивого внимания.

4. Кривая, изображенная с помощью линии ———— . Является графиком среднепродуктивного, но неустойчивого внимания.

5. Кривая, изображенная линией — — — — — — — . Представляет график среднепродуктивного и крайне неустойчивого внимания.

Выводы об уровне развития

10 баллов — продуктивность внимания очень высокая, устой­чивость внимания очень высокая.

8-9 баллов — продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

4-7 баллов — продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.

2-3 балла — продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.

0-1 балл — продуктивность внимания очень низкая, устойчи­вость внимания очень низкая.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси­хологическое исследование с элементами математической ста­тистики. — 640 с. С. 73-80.

Источник

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

«Внимание — есть та дверь,

которую не может миновать ни одно слово ученья,

Читайте также:  Что делать если ребенок обзывается в 5 лет

иначе оно не попадет в душу ребенка».

К.Д. Ушинский

Внимание — очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней (игровой, трудовой, учебной), а его продуктом — ее качественное выполнение. Внимание дает возможность хорошо воспринять, запомнить, осмыслить материал, действовать в соответствии с указаниями воспитателя, даже когда те или иные компоненты деятельности могут и не вызывать непосредственного интереса, но при этом требовать самоорганизации, затраты волевых усилий.

Основной особенностью дошкольника является то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво, так как ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Его внимание чрезмерно эмоционально, потому что он еще плохо владеет своими чувствами. При этом непроизвольное внимание достаточно устойчиво, длительно и сосредоточено. Постепенно путем упражнений и волевых усилий у ребенка формируется способность управлять своим вниманием. В процессе занятий проводимых в детском саду, ребенок приучается к дисциплине. У него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. При развитии произвольного внимания формируются новые внутренние действия, начинающие управлять вниманием изнутри, удерживают его на предметах, которые могут быть не интересны для человека в данный момент, еле заметны по силе своего раздражения. Такое внимание начинает формироваться в конце дошкольного возраста, а наиболее благоприятный  для этого период – младший школьный возраст.

Внимание — одна из важных сторон познавательной деятельности, и педагогам необходимо знать особенности его формирования у детей дошкольного возраста, так как оно имеет ряд качественных особенностей, от которых зависит успешность познавательной деятельности дошкольника, а в дальнейшем его формирование как личности. А так как произвольное внимание дошкольника достаточно неустойчиво, его необходимо развивать путем игровых упражнений с использованием различных средств развития внимания. Овладев способность управлять своим вниманием, концентрировать его на выполнении определенных заданий,  ребёнок не будет испытывать проблем и в усвоении образовательной программы.

В соответствии с принятой возрастной классификацией в психическом развитии ребенка принято выделять три стадии: младенчество (от 0 до 1 года), раннее детство (от 1 до 3 лет) и дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).

В начале дошкольного возраста внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него, поэтому дети редко занимаются одним и тем же делом длительное время. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они могут оставаться внимательными достаточно долго. Если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 25-30 минут, то к 5-6 годам длительность игры возрастает до 1-1,5 часов.

Основное изменение внимания в этом возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять им, сознательно направляя на определенные предметы. Причем само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря целенаправленному руководству взрослых при помощи словесных указаний и напоминаний, а также наглядных пособий, помогающих ребенку сосредоточиться. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием.

Несмотря на то, что дети 5-6 лет начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. В связи с этим дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Поддерживать внимание на достаточно высоком уровне позволяет использование элементов игры, частая смена форм деятельности, занятия продуктивными видами деятельности. К концу дошкольного возраста способность к произвольному вниманию у детей интенсивно развивается. Ребенок учится управлять собой и сознательно направлять свое внимание на определенный предмет. При этом он использует для организации внимания внешние средства, прежде всего слово и указательный жест взрослого, т.е. внимание становится опосредованным.

В дошкольном детстве увеличивается объем внимания, т.е. то количество объектов, которое может быть отчетливо воспринято в относительно короткий промежуток времени. Изменяется устойчивость внимания как способность сохранять сосредоточенность на объекте. Одним из показателей устойчивости внимания является длительность сохранения сосредоточенности. Распределение внимания говорит о том, что ребенок может направлять и концентрировать внимание на нескольких предметах одновременно.

Дети замечают новую одежду приятеля, необычные цветы, различные марки автомобилей, новые словечки и фразы. Замечают не только яркое, броское, громкое, но именно необычное — то, чего не было в их опыте. Особенно показательно для развития ребенка внимание к речи — рассказу взрослого. Здесь физические характеристики голоса отходят на задний план, значимым становится содержание, которое понимают на основе опыта. Однако до конца дошкольного детства в организации внимания детей используют интонацию, загадочность, паузы.

Произвольное внимание развивается в ходе целенаправленной деятельности. Цель действия как образ предполагаемого результата побуждает удерживать внимание в течение всей деятельности. Можно видеть большую сосредоточенность детей в моменты экспериментирования с предметами, переливания воды.

Переключение внимания с объекта на способы и порядок действий превращает его в развернутый процесс самоконтроля.

У старших дошкольников опорой внимания становятся четко поставленные задачи, соревновательные моменты, дисциплинарные требования, обещания спрашивать. Однако им нужна «подпитка» внимания яркими, необычайными, «непроизвольными» сигналами. Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тот час же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии, внимание приобретает больше сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-40 минут, то к 5-6 годам длительность игры возрастает до 2 часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций.

Устойчивость внимания у детей проявляется в длительности сосредоточения его на объекте. Это свойство внимания зависит от целого ряда причин: от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношения к делу, от сложившихся привычек. Отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно; переключая внимание, он ставит цель заняться чем-то или отдохнуть. Выдвигая в процессе деятельности новые задачи, мы переносим внимание с одного объекта на другой или с одной его стороны на другую.

Развитие свойств и видов внимания дошкольника существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для него материала, от характера деятельности, которую выполняет ребенок. Так как ведущим видом деятельности, важнейшей сферой самовыражения ребёнка 5 – 6 лет является игра, показатели внимания значительно возрастают именно в сюжетно — ролевых и дидактических играх.

Читайте также:  В какой музей можно пойти с ребенком 5 лет

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Существует несколько групп игр, развивающих не только интеллект и познавательную активность ребенка, но и психологические качества  (внимание, мышление, память).

К первой группе можно отнести предметные игры, то есть игры с предметами и игрушками. Например, игра «Пуговицы», целью которой является развитие объема и сосредоточенности внимания, зрительной памяти, мелкой моторики рук. Для игры понадобятся два одинаковых набора из 3-7 разных по цветы  и размеру пуговиц, два игровых поля, разделённые на клетки и такого же размера два чистых листа. Расставив на своём поле по разным квадратам 3 пуговицы, взрослый предлагает ребёнку запомнить, как они лежат. Ребёнок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит, а затем повторить расположение пуговиц на своем поле. Используя принцип от простого к сложному, задание постепенно можно усложнять, изменяя количество, размер и цвет пуговиц.

Ко второй группе относятся  игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. При этом сюжет игры может быть построен так, что помимо социальных задач, развивается  внимание, умение сконцентрироваться на выполнении определённого задания. Например, обычная игра «На рыбалке» станет намного интереснее для детей, если предложить детям точно повторять движения ведущего, чтобы «поймать рыбу»: закидывание удочки, подсекание рыбы и т.д. Чтобы усложнить игру, можно договориться, что ведущий может путать детей словами. Дети должны повторять действия ведущего и не сбиваться на слова.

Большое значение для развития целенаправленного внимания в дошкольном возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. В одних играх надо учитывать разные требования и задачи, в других — уметь выделять и помнить цель действия, в третьих — вовремя переключать внимание, в четвертых — сосредоточенность и устойчивость внимания, а поскольку необходимо заметить и осознать происшедшие изменения.

Если обратиться к непосредственно образовательной деятельности, то здесь можно применять различные игровые приемы для привлечения и удержания внимания детей (голосовая и эмоциональная модуляция, модуляция темпа речи, прерывание речи, использование антиципации (догадки), приемы «Провалы в памяти» и «Ошибка воспитателя», жестикуляция, риторические вопросы).

Таким образом, применяя в совместной деятельности с детьми 5 – 6 лет разнообразные средства, развивающие внимание детей и его свойства, педагог влияет на освоение ребёнком необходимых знаний и навыков, что является залогом успешной социализации личности ребенка в дальнейшем.

Список используемой литературы

1.        Бондарев И.П., Вылегжанин О.И. и др. Новая методика оценки свойств внимания // Вопросы психологии.–2000.

2.        Батюта М. Б., Князева Т. Н Возрастная психология: учебное пособие.- Логос, 2011.

3.Петраков А.В., Девина И.А. Развиваем внимание. М.: Издательство Ось-89, 2001.

4.Смирнова Е.О., Белошистая А.В., Монина Г.Б.  Развитие личности ребенка от пяти до семи лет. М.: Генезис, 2010.

Источник

Внимание — один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готов­ности ребенка к обучению в школе, успешность его учебной дея­тельности.

Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатка­ми в развитии внимания. Они могут быть устранены, если зара­нее, как минимум за год до поступления в школу, известны ин­дивидуальные особенности внимания ребенка и тот уровень, на котором оно находится в данный момент времени.

Хотя в целом в онтогенезе внимание изменяется мало (это особенно касается его природно обусловленных видов: непосред­ственного и непроизвольного) и его основные характеристики с возрастом остаются достаточно устойчивыми, все же со време­нем при достаточных и систематических усилиях можно изба­виться от многих недостатков в развитии внимания ребенка. Это объясняется тем, что одни, слаборазвитые качества внимания можно компенсировать усиленным развитием других его качеств. Так, слабая устойчивость внимания нередко может быть воспол­нена его хорошей переключаемостыо; относительно небольшой объем внимания как недостаток преодолевается за счет повышения продуктивности внимания; недостатки зрительного внима­ния могут быть частично уравновешены преимуществами слу­хового и двигательного внимания; дефицит механического — раз­витостью логического внимания и т.д.

В предлагаемый комплекс методик вошли в основном такие, при помощи которых оцениваются хотя и индивидуально устой­чивые, но вместе с тем и компенсируемые свойства внимания де­тей. Под устойчивостью внимания понимается его способность сохраняться на одном и том же, достаточно высоком уровне в те­чение длительного периода времени. Распределение внимания понимается как такая его характеристика, которая позволяет од­новременно держать в сфере внимания много разных объектов и воспринимать их с примерно одинаковым вниманием. Та же ха­рактеристика внимания относится к способности удерживать в сфере внимания большое пространство или значительную часть площади некоторого объекта. Переключение внимания рассмат­ривается как такое его свойство, которое позволяет человеку пе­реключать внимание с одного объекта на другой, отвлекаться от первого и сосредоточиваться на втором. Здесь учитываются ско­рость такого переключения, а также время, необходимое для кон­центрации внимания на новом объекте. Объем внимания — это количество объектов, которые одновременно могут находиться в сфере внимания человека.

В качестве основного методического, стимульного материа­ла для оценки устойчивости, распределения и переключения вни­мания младших школьников выбраны кольца Ландольта, и это сделано потому, что они являются универсальным средством, ко­торое можно применять для изучения внимания детей разного возраста, от младшего до старшего школьного, и взрослых лю­дей, получая сравнимые и преемственные показатели.

Детям, поступающим в школу, чьи особенности внимания оп­ределяются с целью установления степени готовности к обуче­нию, желательно предъявлять кольца величиной, примерно рав­ной высоте строчной буквы в букваре. Эта величина приблизи­тельно равна размеру колец в том случае, если вся матрица с коль­цами Ландольта размещается в пределах стандартного машино­писного листа бумаги (рис. 47). Справа на этом листе обязатель­но должны указываться фамилия, имя ребенка, его возраст, класс (группа детского сада — для поступающих в школу), а также дата проведения обследования.

Для практической оценки устойчивости, распределения и пе­реключения внимания можно использовать один и тот же лист бумаги с кольцами Ландольта, обращаясь при каждом новом за­дании к той его части, которая при выполнении прежнего зада­ния осталась незаполненной (можно, например, продолжать лист или, перевернув его на 180°, начинать с другой стороны).

Рис. 47. Матрица с кольцами Ландольта, используемая в методиках определения продуктивности, устойчивости, распределения и переключения внимания.

Ребенку предлагается бланк с кольцами Ландольта в сопро­вождении следующей инструкции:

Читайте также:  Дала ребенку пустырник 5 лет

«Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется «Будь внимателен и работай как можно быстрее». В этой игре ты будешь соревноваться с другими детьми, потом мы посмотрим, какого результата ты добился в соревновании с ними. Я думаю, что у тебя это получится не хуже, чем у остальных детей».

Далее ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.

Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в этот момент ребе­нок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Лан­дольта, где его застала эта команда.

После того, как 5 мин истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». По этой команде ребенок должен прекратить ра­боту и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта коман­да, поставить двойную вертикальную черту.

При обработке результатов экспериментатор определяет ко­личество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту ра­боты и за все пять минут, в течение которых продолжался психо­диагностический эксперимент. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.

Продуктивность и устойчивость внимания ребенка опреде­ляются по формуле:

S = (0,5N – 2,8n) / t

где: S — показатель продуктивности и устойчивости внимания;

N — количество колец, просмотренных ребенком за минуту (если с помощью этой формулы определяется общий показатель продуктивности и устойчивости внимания за все пять минут, то, естественно, N будет равно числу колец, просмотренных в тече­ние пяти минут, следующий показатель п — числу ошибок, до­пущенных в течение пяти минут, а знаменатель данной форму­лы — 300);

п — количество ошибок, допущенных ребенком за это же время.

t — время работы в секундах.

В процессе обработки результатов вычисляются пять поми­нутных показателей S и один показатель S, относящийся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым.

По полученным результатам строится график работы ребен­ка над заданием, аналогичный рис. 8. Его интерпретация произ­водится так же, как и для детей дошкольного возраста.

Инструкция, которую в этой методике получают дети, ана­логична той, которая им давалась при проведении предыдущей методики с кольцами Ландольта. Тот же самый стимульный ма­териал используется и в этом опыте. Однако в данном случае де­тям предлагается находить и по-разному зачеркивать одновре­менно два разных вида колец, имеющих разрывы в различных местах, например сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать одним способом, а второе другим.

Процедура количественной обработки и способ графическо­го представления результатов такие же, как и в предыдущей ме­тодике, но результаты интерпретируются как данные, свидетель­ствующие о распределении внимания.

Замечание. Если говорить строго, то эти данные указывают не только на распределение внимания в чистом виде, но также на его продуктивность и устойчивость. Разде­лить и независимо друг от друга оценить эти свойст­ва внимания не представляется возможным.

Здесь предлагается такой же бланк с кольцами Ландольта, как и в других предыдущих случаях, но в сопровождении несколько иной инструкции:

«В течение первой минуты вы должны будете находить и за­черкивать одним способом кольца одного типа (с одной ориен­тацией разрыва), а в течение следующей минуты — кольца дру­гого типа (с иной ориентацией места разрыва), и так далее по очереди в течение всех пяти минут».

Обработка, представление и интерпретация результатов те же самые, что и в других предыдущих методиках, причем к данной методике в равной степени относится замечание, касающееся предыдущей методики.

Эта методика используется в том виде, в котором она была ранее представлена в предыдущей главе. То же самое относится к школьникам более старшего возраста — подросткам и юношам. В этой связи при описании представляемых в следующих гла­вах комплексов психодиагностических методик данная и подо­бные методики, уже описанные в тексте применительно к детям более раннего возраста, будут только называться с соответству­ющими ссылками на одну из предыдущих глав.

Оценивается объем внимания ребенка по десятибалльной шкале. Мы располагаем данными о том, что средний объем вни­мания взрослого человека составляет от 3 до 7 единиц. Для де­тей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов ниж­няя его граница — 3 единицы, вероятно, остается такой же, как и для взрослых людей. Что же касается верхней границы, то она определенно зависит от возраста, так как внимание в детстве, в том числе и его объем, развивается. Для старших дошкольников и младших школьников верхняя граница нормы внимания при­близительно равна возрасту детей, если она не превосходит сред­ний объем внимания взрослого человека. Так, средний объем вни­мания 3-4-летних детей приблизительно составляет 3-4 едини­цы, а средний объем внимания 4-5-летних — 4-5 единиц, соот­ветственно 5-6-летних— 5-6 единиц. Примерно на последнем из указанных уровней средний объем внимания остается у де­тей, обучающихся в двух первых классах школы, а затем несколь­ко повышается, достигая к 3-4 классам примерно той вели­чины, которая характерна для взрослых людей.

В соответствии с этим устанавливается следующая шкала пе­ревода экспериментальных показателей объема внимания детей в принятую десятибалльную шкалу:

10 баллов — объем внимания, равный 6 единицам и выше. 8-9 баллов — объем внимания, составляющий 4-5 единиц. 4-7 баллов — объем внимания, равный 2-3 единицам.

0-3 балла — объем внимания меньше 2 единиц.

Дети* получившие 10 баллов, считаются не только полностью готовыми к школе по уровню развития внимания, но и превос­ходящими в этом отношении многих своих сверстников.

Дети, получившие 8-9 баллов, также считаются вполне го­товыми к началу обучения в школе. Однако, если такую оценку получают дети, уже обучающиеся в IIIV классах, то она рас­сматривается как находящаяся несколько ниже нормы.

Для детей, поступающих в школу, показатели объема внима­ния на уровне 4-7 баллов считаются допустимыми, а для детей, уже обучающихся в школе, — слишком низкими.

Наконец, если ребенок получает 0-3 балла, то независимо от того, поступает ли он в школу или уже учится в ней, его объем внимания рассматривается как недостаточно высокий. В отно­шении таких детей делается вывод о том, что они по степени раз­вития своего внимания еще не готовы обучаться в школе.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси­хологическое исследование с элементами математической ста­тистики. — 640 с. С. 173-179.

Источник